Как вода влияет на настроение. Влияние питания на настроение и самочувствие

23.05.2016

Examine.com research digest. pp 21 – 29.

Перевод Сергея Струкова
Влияние изменения потребления жидкости на поведение людей, потребляющих много или мало воды.

Обновлено 03.08.2017 14:08

ВВЕДЕНИЕ

Вода необходима для здоровья человека. Люди, не потребляющие достаточного количества жидкости, быстро ощущают последствия. Часто в исследованиях пытаются ответить на вопросы: сколько нужно воды? Каковы итоги слишком малого потребления? Привычное потребление жидкости у людей значительно отличается, а оптимальное потребление уже долгое время является объектом обсуждения.
Вода составляет примерно 60% от массы взрослого человека. Вода необходима не только для основных функций организма, например, нормального пищеварения, но также может влиять на настроение и эмоциональное состояние. В предыдущих исследованиях показано, что ограничение потребления жидкости негативно влияет на настроение в экстремальных ситуациях, таких как тяжёлое обезвоживание, жара или интенсивные физические упражнения. Тем не менее, недостаточно данных, оценивающих влияния лёгкого обезвоживания или ограничения потребления жидкости на настроение.

В этих исследованиях обнаружено, что лёгкое обезвоживание вызвало снижение живости и увеличило утомление, головные боли, затруднило концентрацию. Количество экспериментов, оценивающих влияние потребления определённого количества воды на настроение и умственную работоспособность, также ограничено. В одном из исследований испытуемые выполняли когнитивный тест, выпивая 120 или 330 мл, и без потребления воды. Если люди ощущали жажду, потребление воды улучшало работоспособность. Когда жажда была незначительной, вода ухудшала работоспособность. В другом исследовании, оценивающем умственную работоспособность, обнаружили, что двойное потребление 150 мл воды не оказывало влияния на работоспособность, хотя согласно самооценке живость была выше после приёма воды, по сравнению с отсутствием потребления (после ночного голодания без еды и питья). Тем не менее, ещё одно исследование умственной работоспособности и настроения после потребления 200 мл воды не выявило различий настроения в группах, где пили и не пили воду.

На основании имеющихся ограниченных данных исследователи предположили:

1. У людей, которые пьют много воды, снижение потребления может оказывать негативное влияние на настроение, особенно на аспекты настроения, связанные со сном, такие как утомление и бодрость.

2. У людей, которые пьют много воды, увеличение потребления может повысить живость и удовлетворённость жизнью.

Несмотря на первоначальные подтверждения предположений, данные необходимо испытать в большом и строгом исследовании. В эксперименте с контролем исследовали, каким образом изменения потребления жидкости влияют на настроение (например, на живость и удовлетворённость жизнью) и физиологические ощущения (например, сонливость и жажду) в двух группах испытуемых с привычным различным потреблением жидкости: 2 – 4 л/день – люди с высоким потреблением жидкости (HIGH) и <1,2 л/день – люди с низким потреблением жидкости (LOW).

КОГО И ЧТО ИССЛЕДОВАЛИ?

Популяция

Исследование проводили во Франции. Людей, привлечённых к исследованиям, разделили на группу «HIGH» (2 – 4 л/день) и группу «LOW» (<1,2 л/день). Посчитали, что разделение представляет верхнюю и нижнюю треть потребления жидкости у населения Франции. Исследователи оценивали потребление жидкости в течение трёх дней до начала эксперимента.

Из общего количества возможных участников исключались те, кто курит, потребляет больше 250 мг кофеина в день, более 20 г алкоголя или принимает любые лекарства. В результате выборка составила 52 человека, 11 мужчин и 41 женщина, в возрасте 20 – 30 лет.

Балансирование групп по половой принадлежности не проводили. В LOW попали 30 испытуемых, среди которых было 11 мужчин, в группе HIGH мужчин не оказалось.

Вмешательство

Эксперимент проводили в стационаре, в течение шести дней, стандартизировали всю пищу, продолжительность сна и бодрствования. Выполнять упражнения запрещали, чтобы сохранить соответствие баланса жидкости между участниками. Каждой группе (HIGH и LOW) предлагалась стандартная программа контроля объёма и времени потребления жидкости. Разрешалось пить только минеральную воду марки Volvic без каких-либо дополнительных жидкостей. Воду, получаемую с пищей, разделяли на две части – половина до и половина после еды.

Как показано на Рисунке 1, исследование разделили на два этапа: исходный и вмешательство. На исходном этапе (первые 2 дня) группа HIGH выпивала 2,5 литра воды, группа LOW – 1 литр. Это имитировало их обычные дозы жидкости. Затем, на этапе вмешательства (3 – 5 день), потребление в группе HIGH снижали до одного литра воды, а в группе LOW повышали до 2,5 литров. Короче говоря, распорядок потребления жидкости между группами поменяли местами. Обратите внимание, что исследование не рандомизированное, но со сравнением до и после.

Суточную осмоляльность мочи (показатель концентрации растворённых в моче веществ, таких как натрий, хлорид и мочевая кислота) измеряли в начале и в ходе эксперимента. Оценку настроения и ощущений проводили пять раз в день (7.00, 14.00, 16.00, 18.00, 22.00) в первый день и с третьего по пятый день.

Исследователи использовали пять различных шкал настроения/ощущений для оценки широкого спектра характеристик: жажда, сонливость, эмоциональная стабильность (где счастье и грусть – крайние значения), живость, удовлетворённость, спокойствие, напряжённость-тревожность, депрессия-уныние, гнев-враждебность, утомление-инертность, сила-активность, замешательство-растерянность.

Рис 1. Потребление жидкости до и во время исследования

ЧТО ОБНАРУЖЕНО?

Настроение не отличалось между HIGHи LOW, кроме большей жажды и более высоких оценок депрессии в группе HIGH при низком потреблении.

Если группа HIGHпереходила от потребления 2,5 литров в день к одному литру на этапе вмешательства, то у них увеличивалась жажда, беспокойство и уменьшалась удовлетворённость. В группе также ощущалась меньшая энергичность и меньшее утомление. Если группа LOW переходила от потребления одного литра к 2,5 л/день, у них уменьшалась жажда, смятение, утомление и сонливость. В группе LOW также уменьшалась энергичность.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ НАМ ГОВОРИТ ИССЛЕДОВАНИЕ?

Согласно результатам эксперимента, изменение ежедневного потребления жидкости может влиять на специфические признаки настроения. Тем не менее, в исследовании есть некоторые важные искажающие факторы.

Когда испытуемые пили обычное количество воды, они не сообщали о различиях в показателях настроения/ощущений, исключая более высокие баллы в группе HIGH о жажде и депрессии. Если повышенное потребление жидкости связано с улучшением настроения, тогда вы могли бы ожидать лучшие исходные результаты при оценке настроения/ощущений (а не худшие) по сравнению с группой LOW.

Авторы предполагают, что это может быть следствием стандартизации программы потребления жидкости, при которой принимались исходные измерения. Группа HIGHполучала 2,5 л литра воды в день, в то время как обычное потребление варьировало от 2 до 4 литров различных жидкостей. Это могло увеличивать жажду и депрессию на начальном этапе. Также было бы полезно увидеть исходные баллы испытуемых перед участием в структурированной питьевой программе. Авторы также не уточняли возможные последствия того, что группа HIGH состояла только из женщин. Поскольку у женщин риск депрессии в два раза выше, чем у мужчин, это могло повлиять на исходные сравнения групп.

В группе HIGH при потреблении 1 л/день были меньше и энергичность и утомление. Эти результаты противоречат друг другу. Принимая во внимание исходные гипотезы, ощущение меньшего утомления при потреблении 1 л/день – неожиданный результат. В группе LOWутомляемость также была меньше, когда они пили 2,5 л/день. Возможно, что обе группы ощущали меньшее утомление на этапе вмешательства (3 – 5 дни исследования) по сравнению с исходным состоянием в связи с тем, что не выполняли никаких упражнений в период исследования и не испытывали обычный стресс на работе и в повседневной жизни. Так как испытание не рандомизированное, нам неизвестно влияние условий исследования или характеристик групп. Например, если в группе HIGH были чрезмерно обеспокоенные своим здоровьем люди, и им было неудобно длительно пребывать в условиях стационара, изменения в настроении могут происходить независимо от изменений потребления жидкости.

Другим неожиданным результатом оказалось меньшая энергичность в обеих группах на этапе вмешательства по сравнению с исходным состоянием, особенно при оценке в 7.00. Авторы исследования заявили, что это, вероятно, не связано с потреблением воды, но произошло из-за скуки от длительных и монотонных дней исследования, по сравнению с волнением в начале эксперимента, когда оценивалось исходное состояние.

Несмотря на попытку авторов объяснить неожиданные результаты энергичности и утомления схемой исследования, это не значит, что эти результаты более или менее верны, чем другие итоги исследования. В исследовании не сообщается о расчётах размера выборки, поэтому мы не знаем, сколько испытуемых понадобилось для обнаружения различий. Не анализировалась правильность множественных сравнений: оценивалось много разных результатов, что повышает вероятность обнаружения существенных различий, если не включить соответствующие поправки.

Есть некоторые вопросы к применимости результатов этого исследования. Возраст испытуемых от 20 до 30 лет, поэтому могут не отражаться различия влияния жидкости на настроение в разных возрастных группах. Так, группа HIGHсостояла только из женщин, поэтому неясно, приведёт ли к тем же результатам снижение потребления воды на мужчин. Поскольку в исследовании не было испытуемых, принимавших лекарства (кроме оральных контрацептивов) или разрешённых добавок, непонятно, как взаимодействие препаратов с потреблением жидкости повлияет на рейтинг настроения.

В обычной жизни большинство людей не пьет определённое количество жидкости в одно и то же время. Также большинство людей потребляет в течение дня другие виды жидкости, такие как содовая или кофе. Возможно, замена всех напитков, особенно содержащих сахар или кофеин, на воду оказывает негативное влияние на настроение. Ведь многие из нас, наверное, хоть немного да расстроятся, если их лишить утренней чашки кофе на шесть дней? В случае кофеина у испытуемых ежедневное ограничение потребления кофеина составило до 250 мг. Из расчёта, что чашка кофе содержит около 100 мг кофеина, а люди, выпивающие одну или две чашки кофе ежедневно, не исключались из эксперимента.

Также у испытуемых ограничивалась физическая активность, и они находились в месте проведения исследования шесть дней. Этот факт сам по себе мог отрицательно влиять на рейтинг настроения. Ограничения, обусловленные искусственной средой в эксперименте, способны влиять на оценку настроения, но последствия ощущались в равной степени в обеих группах. Несмотря на то, что ограничения применялись к каждой группе, в исследовании не сравнивали результаты между группами, но оценивали различия между результатами и исходным состоянием в каждой группе. Таким образом, строго контролируемая среда, возможно, оказала большее влияние на эксперимент, чем испытание, в котором сравнивают две рандомизированные группы.

ПОЛНАЯ КАРТИНА

Люди, обычно потребляющие ежедневно мало жидкости, при увеличении потребления испытывают существенные уменьшения растерянности, усталости и сонливости. Если люди с высоким потреблением жидкости ограничат потребление до одного литра в день, ухудшаются такие составляющие настроения/ощущений, как спокойствие, удовлетворённость и положительные эмоции. Обе группы показали наивысшие рейтинги настроения/ощущений, если пили 2,5 литра воды в день, за исключением поведения и энергичности, на которые могла повлиять схема исследования.

В исследовании не адаптировали индивидуальное потребление жидкости в зависимости от размера и тела или других факторов. В самом деле, сообщается об ИМТ, но не указывается масса тела для каждой группы. Существует несколько способов расчёта ежедневной потребности в жидкости. Два способа, которые используются диетологами для оценки: 35 мл на кг массы тела или 1 мл жидкости на ккал из рациона. Таким образом, потребности в жидкости основаны на размерах тела или потреблении калорий, которые сильно отличаются между людьми. При использовании первого уравнения, различия могут быть весьма значительными, 46- килограммовому человеку потребуется 1,6 л/день, а 82- килограммовому человеку – 2,9 литров. При потреблении одного литра жидкости ежедневно, человек массой 82 кг достигнет обезвоживания быстрее человека массой 46 кг. Таким образом, меньшие по размеру люди, вероятно, испытают меньше побочных эффектов от потребления одного литра в день, по сравнению с теми, кому необходимо 2,9 литров ежедневно. Возможно, это оказало влияние на рейтинги настроения, так как кто-то, потреблявший жидкость на основе размера тела, мог быть недоволен, произвольно заданным разным объёмом.

Основываясь на популяции в исследовании, результаты применимы к здоровым молодым взрослым людям, не принимающим лекарства. Эксперимент требовал от испытуемых низкой активности, поэтому неясно, как на результат повлияют упражнения. Но на основании прошлых исследований, обезвоживание, вызванное интенсивным физическим напряжением, отрицательно влияет на настроение. Таким образом, влияние низкого потребления жидкости может усиливаться в более реальной ситуации, включающей физические нагрузки.

Исследования, показывающие, как изменение привычного потребления жидкости влияет на поведение, ограниченны. Согласно имеющимся данным в этой области, применительно к взрослым людям, ограничиваются оценкой настроения и умственной работоспособности на основе потребления определённого количества воды (120 – 330 мл) по сравнению с ограничением питья. Результаты исследований противоречивы, от «нет влияния на настроение» до «увеличение живости» при потреблении воды. Обсуждаемое исследование уникально по схеме и оценке настроения в пятидневный период. Несмотря на строгий контроль потребления жидкости и уровня активности, испытание не рандомизированное. Поэтому, если мы хотим показать, как изменение потребления жидкости влияет на чьё-то поведение (в случае, когда исходно потребляется мало или много жидкости), данные недостаточно сильные, как в случае, например, рандомизированного перекрёстного испытания. В данном случае, рандомизация уменьшает влияние искажающих факторов.

Помимо дополнительных посещений туалета, увеличение потребления жидкости у людей с низким потреблением, может улучшить некоторые аспекты настроения, включая уменьшение утомления, сонливости и растерянности. Большее потребление жидкости также способно усилить положительные эмоции, увеличить спокойствие и удовлетворённость, так как все эти параметры ухудшались, когда группа HIGH потребляла всего один литр воды в день.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Применимы ли результаты к другим напиткам (не воде)?

Результаты исследования можно экстраполировать на другие напитки, учитывая, что они содержат другие компоненты, способные влиять на настроение. Например, напитки с сахаром отличаются по влиянию на настроение от напитков без сахара. Кофеин тоже оказывает влияние на настроение.

Как повлияет на результат потребление напитков с кофеином?

Интересно было бы посмотреть на подобное повторное исследование с контролируемым количеством кофеина для определения влияния кофеина при разном уровне потребления жидкости. Исследования показывают различное влияние кофеина на настроение – он может улучшать самочувствие и в то же время у восприимчивых людей повышать тревожность.

Возможно ли, что в группе HIGH уменьшались положительные эмоции, когда они выпивали один литр в день, из-за жажды, причиняющей дискомфорт?

Разумеется, возможно, что мысли или представления о потреблении меньшего объёма воды предрасполагали к недовольству или снижению положительных эмоций. Также возможно, что само по себе чувство жажды способствовало уменьшению положительных эмоций. Исследования проводили несколько дней, и вполне вероятно, что увеличение продолжительности эксперимента до нескольких недель изменит результаты.

ЧТО ВАМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ?

Нужно ли мне пить больше воды для улучшения настроения? Согласно результатам исследования, если вы обычно пьёте мало воды, вероятно, пить больше – эффективная стратегия. К сожалению, нерандомизированная схема исследования не позволяет сделать убедительные выводы. Но принимая во внимание другие научные исследования, в которых отмечали положительное влияние от увеличения потребления воды и отрицательный эффект умеренного обезвоживания, удовлетворение ежедневной потребности в жидкости – хорошая идея.

Кроме того, повышенное потребление жидкости может обеспечить другие преимущества для здоровья, например, уменьшение риска камней в почках у чувствительных людей (особенно, при использовании определённых минеральных вод). Вода необходима для поглощения пищи, абсорбции, продукции слюны и поддержания температуры тела.

Несмотря на множество факторов, способных влиять на настроение помимо гидратации, легко проверить, может ли потребление воды улучить ваше настроение.

Заболевания / Нарушения, Здоровье, Научные исследования, Питание

В последнее время все чаще мы слышим фразу: «Надо пить больше воды – не менее 2-х литров в день». На сколько верно это утверждение — я решила разобраться и соответственно понять каково же значение воды в жизни человека и какая польза воды для организма, сколько нужно пить воды в день, какую лучше пить воду и как правильно это делать. Надеюсь эта информация будет полезна и вам.

Лично я пью мало воды и, честно говоря, слабо себе представляю, как можно выпить такое количество, ведь кроме воды употребляешь и другую жидкость (чай, кофе, соки). Единственное, к чему я себя приучила — это

Вода = Жизнь = Здоровье —действительно ли эти слова можно ставить рядом со знаком равенства?

Значение воды в жизни человека

Известная истина — вода является источником жизни на Земле. Человек часть этой жизни, и не удивительно, что наш организм тоже состоит из воды. Точной цифры нет, так как это зависит от многих факторов. Например, от возраста человека — эмбрион состоит из 97% воды, человек средних лет – 65 — 70% и чем старше человек, тем процент воды в его организме меньше. Количество жидкости зависит от телосложения человека – чем он полнее, тем жидкости меньше.

Буквально каждый наш орган содержит воду, где-то больше её, где-то меньше. Например, в крови – 83%, в костях – 15 — 20%, мозг, сердце, мышцы – 76%.

Значит, не один процесс в организме не обходится без воды:

  • вода помогает преобразовывать пищу в энергию,
  • доставляет питательные вещества во все клетки нашего организма,
  • участвует в очищении сосудов, суставов,
  • растворяет минеральные соли и выводить токсины, шлаки,
  • регулирует температуру тела.

Ученые, исследуя кровь, доказали, что причина многих современных болезней – обезвоживание организма.

Какую лучше пить воду мы разобрались, теперь не маловажный момент — как правильно пить воду и в какое время дня лучше.

Как правильно пить воду в течении дня


Конечно, можно пить воду и хаотично, но если мы хотим что бы вода приносила именно пользу нашему организму, то желательно придерживаться некоторых рекомендаций:

  • не пейте воду быстро, лучше маленькими глотками;
  • первый стакан воды должен быть сразу после сна натощак;
  • если вы занимаетесь по утрам зарядкой – выпейте стакан воды после тренировки. Если ваши тренировки проходят в другое время суток, то рекомендуется пить воду до и после физических занятий, не запрещается пить и во время тренировки;
  • не пейте воду во время еды, врачи рекомендуют пить как минимум за полчаса до еды и не раньше чем через 40 минут после еды;
  • советуют выпивать стакан воды после каждого похода в туалет;
  • не пейте слишком холодную и слишком горячую воду;
  • рекомендуют выпивать стакан воды за полчаса до сна.

Вредно ли пить много воды

  1. Есть мнение, что большое количество потребляемой воды затрудняет работу почек. Вопрос – на сколько большое? Оказывается, здоровые почки могут пропустить через себя до 20 литров жидкости в сутки. Я думаю, даже водохлебам не выпить такое количество воды. Ограничения возможны только для людей с серьезными заболеваниями почек и сердца. В данном случае водный режим необходимо согласовать со своим лечащим врачом.
  2. Есть мнение, что большое количество потребляемой воды вымывает из организма не только шлаки, но и полезные микроэлементы. Да, действительно такое возможно, но если вы будете выпивать в сутки не менее 6 литров воды. То же не маленький объем.
  3. Есть мнение, что частое потребление воды вызывает чувство голода. Доля правды в этом есть, но это при условии, что вы будете пить холодную воду. Вода комнатной температуры как раз выполняет роль «наполнителя» желудка, а калорий в воде, как мы знаем, нет, значит и вреда для нашей фигуры от такого «наполнителя» то же нет. Даже диетологи советуют, если возникло чувство голода – выпить воды, часто именно жажду путают с чувством голода и чаще заедают это чувство, чем запивают.

Я рассказала вам о значении воды в жизни человека и какая польза воды для организма, сколько нужно пить воды в день, какую лучше пить воду и как правильно пить воду в течении дня. И думаю, вы убедились, что вода поистине живительное благо для нашего организма. И это благо доступно для каждого, просто надо завести еще одну полезную привычку – пить воду, а сколько нужно пить воды в день мы теперь знаем.

P.S. Если вы прониклись данной статьей и решили завести себе эту полезную привычку, но в суете дня забывали пить воду, ни в коем случае вечером не включайте «чувство вины» и не нагоняйте упущенное. Пользы это не принесет, а отёки, причем и внутренние и внешние, заработать поможет. С благодарностью отпустите прошедший день, а на следующий день не забудьте, что у вас теперь есть новая полезная привычка — пить больше воды.

Как сказал доктор Диндлар:

В природе нет такой вещи, которая излечивала бы все болезни, но если бы она была, то это была бы вода в правильном использовании.

Берегите себя и своих близких и будьте здоровы!

Елена Касатова. До встречи у камина.

Являясь уникальным природным веществом, вода обеспечивает жизнедеятельность всех организмов. Изменения водного баланса в человеческом теле влияют как на физическое, так и на психологическое здоровье.

Вода - источник жизни и хорошего настроения!

Человек зависим от воды. Тело ребенка на 75% состоит из жидкости, взрослого человека - на 70%, а с возрастом уровень содержания воды в теле падает до 60%. В процессе жизнедеятельности в организме происходит постоянная циркуляция жидкости. При нарушении оптимального водного баланса в теле человека происходят негативные изменения.

Недостаточное поступление воды в организм чревато потерей веса, повышением вязкости крови , и, соответственно, кислородным голоданием клеток и тканей. Это приводит к снижению работоспособности, сонливости, повышению температуры тела, возникновению чувства жажды и тошноты, апатии.

Впрочем, негативные последствия имеет и чрезмерное потребление воды , вследствие чего возникает разжижение крови , что сопровождается дополнительной нагрузкой на сердце. Организм стремится вывести излишек воды, при этом повышается потоотделение, почки начинают работать в интенсивном режиме, перерабатывая и выводя не только отходы жизнедеятельности, но и ценные минеральные элементы, нарушая солевой баланс. Излишек воды в организме приводит к быстрой утомляемости, возникновению судорог.

Нехватка воды проявляется такими основными признаками, как:

Изменение настроения

При дефиците жидкости в организме возникает чувство жажды, человек становится раздражительным, пропадает концентрация, внимательность и ясность мышления, возникают головные боли, проявляется . При критичной нехватке воды в организме развивается психоз, возникают галлюцинации.

Утомляемость

Без потребления достаточного количества воды из организма не могут быть выведены отходы жизнедеятельности, что вызывает чувство усталости и сонливости, плохое самочувствие и апатию.

Низкий иммунитет

При нехватке воды лейкоциты, отвечающие за защиту организма, теряют способность выполнять свои функции, вследствие чего человек оказывается более подверженным заболеваниям. Кроме того, при недостаточном потреблении воды болезнь протекает дольше, возникают различные осложнения, жар, интоксикация и нарушение обмена веществ.

Возникновение необоснованного чувства тревоги , неуверенности и волнения часто связано с дефицитом жидкости в тканях мозга . Депрессивное состояние, вызванное нехваткой воды, со временем преобразуется в синдром хронической усталости и стресса. В стрессовой ситуации происходит выброс гормонов, повышение уровня которых также влияет на настроение человека, а в состоянии обезвоживания организм также начинает расходовать резервные запасы воды, которые необходимо стабильно пополнять.

Полезные факты о воде

Чувство жажды возникает уже при потере 1,5-2% жидкости организма , увеличение уровня до 10% вызывает галлюцинации. При дефиците в 20% организм ждет летальный исход.

Потребление воды влияет на жизнедеятельность всех систем человеческого тела. Выпивая достаточное количество жидкости ежедневно, можно значительно снизить риск сердечного приступа. Рекомендуемая норма - 30-40 грамм воды на 1 кг массы тела. Взрослому человеку, вес которого - 60 кг, необходимо выпивать около 2-2,5 л воды ежедневно .

Важно знать, как правильно пить воду. Проснувшись, человек ощущает легкую жажду. Выпив 1-2 стакана воды за 20 минут до еды , можно не только компенсировать потерю жидкости во время сна, но и заставить свой организм проснуться и начать сжигать калории. Вода, к тому же, является эффективным подавителем аппетита, а люди часто путают ощущение голода и жажду.

Во время и непосредственно перед приемом пищи не рекомендуется употреблять никакую жидкость. В противном случае разбавляется желудочный сок, что вызывает нарушение пищеварения.

Несмотря на то, что около 40% жидкости поступает в организм с пищей, не стоит забывать о потреблении чистой воды. Чай и кофе , молоко и соки не могут заменить необходимую организму норму воды . Кроме того, ежедневное употребление чая, кофе не всегда положительно сказывается на состоянии здоровья. Наименее полезным по своим свойствам считается черный чай, однако на степень полезности влияет умение правильно заварить чай. Выпивать 1-2 чашки чая или кофе в день безвредно для организма. Чрезмерное увлечение как чаем, так и кофе, способно спровоцировать развитие различных заболеваний, таких, как артрит, остеопороз, сердечно-сосудистых заболеваний, вызвать чувство тревоги и стресс, бессонницу и даже привести к обезвоживанию.

Ошибочным является мнение о пользе горячего чёрного чая с лимоном при простуде . Лечебный эффект достигается благодаря таким компонентам напитка, как лимон, мёд, варенье, поэтому добавлять их лучше не в чёрный чай, а в простой кипяток. Благотворно на организм влияет употребление зеленого чая, который является мощным антиоксидантом и тонизирует организм. Также, полезно и правильно для организма употребление травяных сборов и отваров .

Исцеляем тело и душу с помощью водных процедур

Благотворное воздействие воды на самочувствие и настроение человека и ее магические свойства доказаны не одним поколением. Считается, что проговаривая вслух о ночных кошмарах, неприятных снах и страхах при текущей воде, можно избавиться от переживаний.

Наиболее популярным способом справиться с волнением является глоток чистой холодной воды . Отрезвляющий эффект обеспечивается разницей температур воды и тела; кроме того, во время питья есть несколько секунд, чтобы незаметно для окружающих собраться с мыслями.

Быстро прийти в себя помогают умывания холодной водой . Подставив лицо под струю воды, можно представить, как она смывает все тревоги и проблемы.

Избавиться от стресса, взбодриться и прогнать сонливость помогает контрастный душ . После насыщенного дня расслабиться и понежиться можно в теплой ванне. Для усиления эффекта в воду лучше добавить несколько капель любимого эфирного масла (лавандового, апельсинового, розового и т.д.), пену и соль для ванн. Кроме успокаивающего эффекта, такие процедуры особенно полезны для кожи, на которую в распаренном состоянии лучше действуют полезные компоненты. Особенно приятно во время принятия ванны спокойно полежать, отпустив негативные мысли, или насладиться чтением любимой книги. Принимать такие ванны стоит не более 20 минут - этого времени достаточно для того, чтобы снять напряжение и усталость.

Побороть помогут регулярные занятия плаваньем в бассейне или аквааэробикой . Целебные свойства воды в сочетании с физическими нагрузками оказывают благотворное воздействие как на физическое состояние организма, приводя тело в тонус и укрепляя сердечно-сосудистую систему, так и на эмоциональное, расслабляя и снимая напряжение.

Особенно полезными для поддержания психологического равновесия являются путешествия к водоемам . Зрелище ровной глади тихого озера или шум морских волн, разбивающихся о берег, ощущение единения с природой, позволяет привести свои мысли и чувства в порядок, успокоиться и набраться душевных сил. Тем, кто не имеет возможности отправиться в приятную поездку, достаточно включить аудиозапись звуков моря или дождя, закрыть на минутку глаза и позволить себе расслабиться.

Таким образом, стрессы и напряжение, усталость и сонливость, плохое настроение и апатия часто вызваны нехваткой жидкости в организме. Поддерживая оптимальный водный баланс, можно предотвратить развитие многих заболеваний и сохранить душевное равновесие. Вода - лучший лекарь в любом проявлении, а ее целебные свойства доступны каждому!

Видео: Какую воду пить каждый день

Какую воду пить и сколько. Советы специалиста.

Здравствуйте, Друзья! Сегодня мы рассмотрим последнюю стихию круга жизни, влияющую на наше здоровье и эмоции – стихию Воды. Трудно определить, какая стихия является в круге первой и последней, а особенно это касается стихии Воды. Ведь – это основа всей жизни, её начало, один из элементов мироздания.

В древней китайской философии считалось, что всё разнообразие форм, структур и процессов в жизни проявляется во взаимодействии энергетических полей. Современная наука, доказавшая их существование, называет это квантовыми полями. В древнем Китае эти поля называли стихиями, влияющими на наши жизни и определяющими здоровье, характер, поступки и настроение. Стихии присутствуют повсюду и влияют на всё сущее, нас окружающее. Эти поля-стихии находятся в постоянном движении и изменении. Так появился жизненный цикл стихий.


Вода в цикле жизни

Простейшие клетки состоят в основном из воды и полностью подчинены стихии Воды. Но как только начинают взаимодействовать стихии Воды, и , появляются более сложные организмы высшего порядка.

Характер Воды – это погружение, уход в себя, в глубину, в мир нашего бессознательного. Согласно китайской философии, вода олицетворяет холодную темноту. И если стихия Огня символизирует поток энергии вверх, к небу, то энергия Воды сродни вертикальному потоку, направленному внутрь, в глубь. Стихия Воды увлекает в глубины сознания, к основам бытия и истокам.

Но вода же, являясь основой жизни, отвечает за стремление организма к жизни, за его жизнеспособность. В этом заключается дух стихии Воды – в желании жить и выживать, в силе воле и стремлении к развитию и целям.

Стихия Воды наделяет организм жизнестойкостью, помогает нам преодолевать трудности, встающие на нашем пути, подниматься при падении и идти дальше.

Время года Воды – зима, когда всё в природе замирает и уходить внутрь, в землю. Именно там накапливается жизненная энергия, собирает свои силы и готовится в определённый срок выйти наружу. Энергия жизни накапливается в зёрнах, а зима является только промежуточным этапом между смертью и возрождением, когда вся живое ждёт часа для нового этапа жизни.

Именно зерно можно считать символом стихии Воды. Огромный мощный потенциал скрыт и копится в маленьком зёрнышке. Могучая сила, сжатая в маленьком пространстве в будущем обязательно трансформируется в могучее Дерево. Стихия Воды даёт старт жизни . Таким образом, состояние погружения в себя, медитация и сон находятся под властью стихии Воды. Если человек в ладу со своей стихией Воды, то все жизненные бури, удары судьбы и катаклизмы он переносит стойко и мудро.

Энергия стихии Воды в китайской философии и медицине определяется как мощная, безграничная и мудрая Энергия Предков. Энергия Предков – это то, что мы получаем от своих родителей и то, что обогащаем и передаём дальше. Вот так интуитивно, бессознательно и ассоциативно древняя медицина и философия определяли наш генетический код.


Основное чувство, за которое ответственна вода – это страх. Страх – это одно из важных чувств человека. Страх способствует выживанию организма, ограждает от неприятностей на эмоциональном и физическом уровнях. При балансе и здоровье стихии Воды страх – это элемент нашего выживания. Страх естественен и нормален как ответ на реальную угрозу.

Совсем другое дело, когда страх становится патологией, постоянной тревогой и бесконтрольным ужасом, бессознательно возникает, не позволяет адекватно воспринимать реальность, появляются фобии. Такой страх парализует и разрушает организма, вызывает заболевания физического и психического характера. При сильных нарушениях в стихии Воды возможны приступы паники, мании преследования, бред.

Цвет стихии воды – черный, время суток – ночь.

Влияние стихии Воды на здоровье человека

Вода отвечает в организме человека и оказывает влияние на почки и мочевой пузырь, отвечает за костную ткань.

Стихия Воды ответственна за накопление энергии. Почки, отвечающие за водный баланс организма, считаются местом накопления не только той самой энергии предков, но и всей другой энергии, получаемой с пищей и не расходуемой сразу.

Почки отвечают за нашу генетическую конституцию. Причём данная древняя теория не противоречит нашим знаниям о генетическом коде ДНК. Почки отвечают за баланс воды в организме, а каждая клетка – это водный резервуар жидкости, все процессы генетической репликации происходят в водной среде и никак иначе. Почки – это орган, распространяющий свою энергию и влияние на весь организм. Таким образом, и стихия Воды распространяет своё влияние на каждую клетку организма.

Вода главная наша составляющая, это самый лучший растворить и среда для протекания всех процессов, регулятор жизненных функций организма. Только вода способна очистить организм и вывести из него всё вредное, токсичное, отработанное клетками. Органы Воды — почки строго осуществляют эту функцию контролёра водного баланса и очистки.

Следует сказать, что вода – это отдельная структура и не имеет отношения к питанию. За питание отвечают желудок и поджелудочная железа, печень и её желчь. Пищеварительная система находится под властью . Питание обеспечивает организм энергией из пищи.

Вода не обеспечивает организм энергией, у неё другие функции. Организм даже определяет и усваивает воду иначе, чем пищу. Вода необходима организму для переваривания пищи, необходима для протекания всех процессов, в том числе для увлажнения наших органов и слизистых оболочек, для поддержания температуры тела путём , для обеспечения эффективной смазки суставов и питания . Она же является главной составляющей суставных хрящей, обеспечивая их защиту и механизм работы. Вот почему .

Вкус воды – солёный. Именно в солёных водах океанов и морей зародилась жизнь. Наши внутренние жидкости (межклеточная жидкость, кровь, лимфа) имеют в своём составе смесь солей, подобную морской воде.

Излишки солей в организме приводят к застоям, отёкам, накоплению лишней жидкости и увеличению массы тела. Именно почки, управляемые энергией Воды, ответственны за сохранение необходимого солевого и минерального состава в крови и соответственно, других жидкостях организма. И здесь прослеживается связь почек и стихии Воды с костной системой организма. Без правильного и достаточного баланса солей и минералов в организме костная система страдает и разрушается.

Соли отвечают и за другие биохимические реакции, без которых невозможна работа нервной системы и мозга, за передачу нервных импульсов и работу мышц и органов. Невозможно движение и работа мышц, сердца.

Почки, подчиняясь стихии Воды, отвечают за стабильное состояние внутренних сред организма.

Следуя этой взаимосвязи с водой, ей же подчиняются спинной и головной мозг, которые способны управлять организмом только посредством воды и её солей, именно так возможна передача импульса (приказа) мозга другим органам.

Проявления и баланс стихии Воды выражается в правильной работе систем и органов, когда организм чист, свободен и легок в своей работе и ничего не мешает гормонам контролировать обменные процессы. Ведь гормоны, регулирующие наше поведение и эмоции, а также артериальное давление, тоже зависят от воды. Таким образом, нарушения этих областей – это нарушение в стихии Воды.

Заболевания стихии Воды

На эмоциональном уровне баланс Воды выражается в стремлении к поставленным целям и действиям, стойкости перед жизненными обстоятельствами, к их приспособлению или преодолению. Тогда человеку присущи качества стихии Воды – мягкость, понимание, уступчивость в нужный момент.

При дисбалансе стихии Воды у человека снижаются жизненная стойкость, пропадает воля к жизни и стремления, определяющие смысл нашей жизни, понижается сексуальная энергия. Или наоборот, при избытке энергии Воды человек становится холоден и суров, на физическом уровне малоподвижен и не гибок. Это приводит к перенапряжению мышц, болям в спине, проявлениям радикулита.

Дисбаланс стихии Воды и обменных процессов влекут за собой инфекции мочевого пузыря, мочекаменным заболеваниям, закислению организма. Явным признаком дисбаланса стихии Воды являются постоянно холодные руки и ноги.

Здоровье стихии Воды выражается на физическом уровне в крепких костях и зубах, правильной и безотказной работе почек и мочевыделительной системы, в гибкости тела и подвижности суставов. Здоровая стихия Воды и правильный баланс воды в организме отражаются на состоянии кожи, волос и ногтей, всём внешнем виде.

Даже наш слух и его острота зависят от воды, ведь именно уровень воды в органах слуха обеспечивает правильную работу слухового аппарата. Таким образом, все шумы и звон в ушах, воспаления, головокружения и глухота говорят о нарушении баланса Воды в организме.

Как-то в одной из медицинских передач на вопрос мужчины, что делать при постоянном шуме в ушах и отсутствии каких-то явных отклонений, врач ответил, что надо приспосабливаться и смириться: такое бывает и с этим надо научиться жить. Не представляю себе жизни с постоянным шумом в ушах, но тогда я подумал, что, наверное, возможно всё и испробовано человеком всё. Но кто его знает, а что если испытать последнее средство и знания древней медицины? Вдруг эти шумы — сигналы стихии Воды? Что если обратить внимание на это и постараться наладить, уравновесить стихию Воды?

На физическом уровне при дисбалансе Воды возможны психические расстройства, общая слабость, обезвоживание или застои жидкости, отёки, нарушение обмена веществ и гормонального фона, что ведёт к заболеваниям и дисбалансу других стихий.

Диагностика Стихии Воды

Теперь перейдём к вопросам, которые, задав самому себе, подскажут в каком состоянии ваша стихия Воды, не требуется ли её корректировка?

  1. Какая у меня сила воли, насколько я стоек перед трудностями?
  2. Трудно ли мне преодолевать и противостоять жизненным препятствиям?
  3. Умею ли я расслабляться, отвлечься от плохих мыслей или они меня долго мучают?
  4. Могу ли я чем-то сильно увлечься, насколько развиты фантазия и воображение?
  5. Есть ли у меня фобии, страхи, навязчивые идеи?
  6. Есть ли проблемы со слухом и заболевания слухового аппарата, звон или шум в ушах, сильно ли меня укачивает, как развито равновесие?
  7. Есть ли проблемы с волосами и кожей?
  8. Какое состояние костей и зубов?
  9. Есть ли заболевания почек, мочевого пузыря, камни и инфекции этих органов?
  10. Много ли я ем соли и солёных продуктов?
  11. Есть ли у меня цели, амбиции, есть ли сила их выполнять и достигать?

Напоследок осталось сказать, что, проанализировав своё состояние и свои проблемы, можно попробовать нормализовать свою стихию Воды. Стоит проявить заинтересованность к техникам медитации и расслабления. Попробовать упражнения по преодолению страхов и фобий, расслаблению и успокоению сознания. На физическом уровне неплохо попробовать гимнастики на расслабление мышц, йогу. При серьёзных проблемах можно обратиться к психологу, к техникам массажа и акупунктуры.

И самое главное: не забывать . Огромное количество проблем и нарушений, закисление организма и заболеваний связаны с обезвоживанием. Вода – это самый ценный ресурс нашей планеты. Без неё невозможны здоровье, жизнь и развитие.

Всего доброго! Баланса и здоровья вашим стихиям! Не болейте!

Источники: Экерт А. - «Китайская медицина для начинающих».

1

Кокаева И.Ю. (г. Владикавказ, ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»)

1. Амирханян Л.И., Кокаева И.Ю. Семья и № 8622 / 0790 школа как партнеры // Начальное образование. № 8622 / 0790 – 2007. № 8622 / 0790 – № 2. № 8622 / 0790 – С. 9–14.

2. Артюнина Г. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и № 8622 / 0790 образ жизни. Учебное пособие для высшей школы. Академический проект. № 8622 / 0790 – 2004. № 8622 / 0790 – С. 234–237.

3. Брегг Пол Лучшие методики оздоровления. № 8622 / 0790 – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2007. № 8622 / 0790 – 224 с.

4. Милованова А.В. Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы. № 8622 / 0790 – М.: Мир и № 8622 / 0790 образование, 2013. № 8622 / 0790 – С. 2882.

5. Горный информационно-аналитический бюллетень. № 8622 / 0790 – М.: Горная книга, 2010. № 8622 / 0790 – № 8 № 8622 / 0790 – С. 37; http://www.facepla.net/index.php/the-news/nature-news-mnu/1075-bear-sleepping.

6. Кокаева И.Ю. Проблема воспитания здоровой личности в № 8622 / 0790 истории педагогической мысли школьного образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. № 8622 / 0790 – 2006. № 8622 / 0790 – № S16. № 8622 / 0790 – С. 35–38.

Положительное влияние питьевой воды на состояние здоровья человеческого организма известно давно. Отец греческой философии Гераклит говорил: «Вода - источник всего во Вселенной». Как известно из Библии, Иисус Христос обретал духовную силу после купания в Иордане, а Будда озарялся, когда смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях .

Тело взрослого человека на 60 % состоит из воды, у новорожденных - 77 % . Вода универсальный растворитель, среда и участник всех биохимических и физиологических реакций в организме. Она участвует в регуляции температуры тела.

Недостаток воды в организме оказывает негативное влияние на скорость реакции и восприятие новой информации. Ранние исследования американских специалистов показали, что чувство жажды может привести к более высокой скорости решения поставленных задач и большему количеству правильных ответов при прохождении тестов на интеллект. Причиной такого поведения человеческого организма, по мнению специалистов из университета Калифорнии, является вазопрессин - гормон, секреция которого значительно увеличивается при уменьшении объема жидкости в клетках. По мнению американских медиков , вазопрессин может оказывать влияние на внимательность и скорость реакции человека.

В связи с этим целью нашего исследования стало изучение качества и количества питьевой воды на умственную работоспособность (внимательность и скорость выполнения заданий) учащихся 8-9 классов.

Исследования проводились с марта по октябрь 2015 года на 61 учащихся 8-9 классов ГБОУ гимназия «Диалог».

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить литературу о значении воды для человека.

2. Проверить количество воды, употребляемой подростками гимназии «Диалог»

3. Изучить влияние количества качественной питьевой воды на сообразительность, здоровье и настроение подростков 8-9 классов в конце и начале учебного года.

Проведенные исследования позволили подготовить рекомендации для родителей и учителей по повышению работоспособности подростков и использованию питьевой воды для поддержания их. здоровья

Значение питьевой воды для человека

Без пищи, но с водой человек способен жить около 2 месяцев, без воды жизнь продолжается 7-8 дней. Потеря 6-8 % воды приводит к существенному нарушению обмена веществ, потеря 10 % - к необратимым патологическим изменениям в организме, 21 % - к смерти .Недостаточное потребление воды вызывает со стороны организма тяжелые реакции. При обезвоживании организма усиливается процесс распада тканевого белка, нарушается водно-солевой баланс в организме, деятельность эндокринной системы, нервной, сердечно-сосудистой, растет число злокачественных новообразований . В первую очередь от обезвоживания организма страдают нервные клетки, без участия которых не обходится процесс обучения. Поэтому недостаток качественной воды сказывается на умственной работоспособности.

Исследования британских ученых доказали, что вода способна оказывать благоприятное действие на работоспособность головного мозга . Группа ученых из популярных университетов Лондона провела несколько исследований и доказала, что вода может повлиять на производительность головного мозга, оказать влияние не только на общее состояние здоровья человека, но и на когнитивные функции и даже на настроение. Основной причиной такого поведения организма является то, что вода способна снимать нагрузку с некоторых областей головного мозга, которые отвечают за скорость обработки полученной информации. Еще одной причиной может быть тот факт, что чувство жажды способно причинять достаточно сильный дискомфорт и отвлекать человека от решения поставленных задач.

Качество питьевой воды Республики Северная Осетия-Алания

Качество воды в республике Северная Осетия-Алания лучше, чем во многих регионах РФ. Однако, за последние 10 лет качество питьевой воды ухудшилось за счет ее химического и биологического загрязнения. Почти все поверхностные источники РСО-Алания в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнений. 60 % поверхностных вод и 20 % подземных потеряли питьевое значение и переходят в категорию загрязненных. Возрастает загрязнение подземных вод тяжелыми металлами, пестицидами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.

Особую проблему сегодня представляет загрязнение воды детергентами- сложными химическими соединениями, входящими в состав синтетических моющих средств. Детергенты плохо поддаются очистке, и попадают в водоемы. В Северной Осетии, как и во многих районах России, не решен вопрос с утилизацией промышленных и бытовых отходов. Неправильно оборудованные свалки приводят к значительному загрязнению подземных вод, и уже сейчас первый водоносный горизонт на глубине 30-40 м не пригоден для питьевых целей .

По экспертным оценкам , до 80 % всех химических веществ, поступающих во внешнюю среду, рано или поздно попадают в водоисточники. Они поступают в воду из атмосферы воздуха с дождями, при таянии снегов, со сточными водами промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий.

Среди промышленных отходов, сбрасываемых в воду, кроме органических соединений, наиболее опасными для организма являются соли многих тяжелых металлов (кадмия, свинца, алюминия, никеля, марганца, цинка и др.). Даже в невысоких концентрациях они вызывают нарушение различных функций человеческого организма.

Недостаток или избыток некоторых микроэлементов в питьевой воде в отдельных районах служат причиной эндемических заболеваний. Например, недостаток фтора в воде, способствует повышению заболеваемости зубов (кариес). Недостаток в воде йода приводит к заболеванию эндемическим зобом.

В зависимости от содержания солей кальция и магния, обусловливающих жесткость, различают мягкую, умеренно жесткую, жесткую и очень жесткую воду. Для питья пригодна умеренно жесткая вода. «Жесткая» содержит большое количество кальция, магния, лития, селена и др. «Мягкая» бедна ими, но содержит много натрия. Для здоровья вредна и та, и другая вода. Однако, если в случае с жесткой водой вопрос успешно решается на различных стадиях очистки и доочистки воды, а также с помощью кипячения, то проблема мягкой воды для некоторых регионов все еще остается открытой.

Известно, что в регионах с жесткой водой у людей ниже холестерин в крови, реже гипертоническая болезнь. Смертность от сердечно-сосудистой системы примерно на 30-40 % ниже . Отсутствие селена в воде приполярных районов приводит к повышению смертности от рака. Так как усиливается вредное влияние стронция, цинка, кадмия.

Медики считают, что в Северной Осетии жесткость воды становится причиной распространения мочекаменной болезни. За последние 3 года, количество людей, имеющих заболевания в связи с использованием загрязненной воды, увеличилось в 3 раза.

Влияние количества питьевой воды на умственную работоспособность подростков

Интегральная оценка умственной работоспособности проводилась путем изучения объема памяти с помощью таблиц Анфимова, теста САН (самочувствие, активность на уроке, настроение). Состояние здоровья определялось количеством пропусков по болезни.

Проведенное анкетирование позволило получить информацию о количестве выпиваемой воды подростками гимназии «Диалог», которая работает в режиме полного рабочего дня. Анкетирование, проведенное среди учащихся 8-9 классов, позволило выяснить, что большинство подростков - 56 % выпивает за день 3-4 стакана воды (менее 1 литра), 27 % - 5-6 стаканов воды (около 1 л) и 12 % - 7-8 стаканов, что соответствует возрастному значению приема воды летне-осенний период времени.

Следует отметить, что вопрос о суточной потребности жидкости индивидуален. Вместе с тем, физиологи вывели формулу примерного подсчета потребности ребенка в жидкости. Согласно этой формуле десятикилограммовый ребенок должен потреблять около 1 л жидкости, ребенок массой 15 кг должен пить 1,2 л, а подросток 12-14 лет 1,5-2 литра. Следовательно, только 15 % восьми и девятиклассников получают достаточное, для этого периода (активного роста и развития), количества питьевой воды.

Результаты исследования по количеству выпиваемой воды, проведенные среди учащихся 8-9 классов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования по количеству выпиваемой воды, проведенные среди учащихся 8-9 классов

2 стаканов

3-4 стакана

5-6 стаканов

7-8 стаканов

8 стаканов

Таблица 2

Результаты умственной работоспособности

Вначале эксперимента

Характеристика работоспособности

8 «А» (25 чел)

8 «Б» (22 чел)

9 «А» (14 чел)

число правильных ответов (m)

скорости выбора (S)

коэффициент качества работы

Через 3 месяца

коэффициент качества работы

Через 7 месяцев от начала эксперимента

число правильных ответов (m)

скорости выбора (S)

коэффициент качества работы

В это же время (март 2014 года) была проведена интегральная оценка умственной работоспособности. Она проводилась путем изучения внимания и качества работы с помощью таблиц Анфимова, теста САН (самочувствие, активность на уроке, настроение). Постоянно фиксировалось состояние здоровья учащихся, подсчитывали количество пропусков по болезни.

Результаты умственной работоспособности представлены в табл. 2.

Из табл. 1 видно, что учащиеся 8 «А» пьют воды меньше своих сверстников. После обсуждения результатов исследования администрация гимназии вместе с родителями приняли решение установить кулер в классе, школьниками разрешили держать на партах бутилированную воду. Первое время учитель даже напоминал о необходимости попить воду.

Результаты опроса позволили заключить: в 8 «А» классе 62,8 % всех школьников не выпивает даже 5 стаканов воды, около 1 л - 17,0 %, пьют до 2 л - 10,2 %. В 8 «Б» от общего числа опрошенных школьников выпивают менее 1 л 44,5 % всех школьников, 1 л - 39,0 %, 2 л - 16,5 %.

Показатели умственной работоспособности (табл. 2) служат для интегральной характеристики функционального состояния подростков. Умственная работоспособность в основном зависит от напряжения функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния внимания, памяти, мышления, выраженности эмоций.

Через три месяца употребления качественной воды внимание и память улучшились. По результатам теста САН в 8 «А» классе увеличился процент школьников, показавших высокий уровень самочувствия, активности и настроения (рисунок), несмотря на то, что был конец года. В параллельном классе (8 «Б») эти показатели оказались ниже.

Результаты теста САН (самочувствие, активность, настроение) в экспериментальном и контрольном классах

В группе сравнения были получены следующие результаты теста САН: перед началом употребления воды, при сниженном количестве употребляемой воды высокий показатель был характерен у 50,2 %, средний у 33,33 % и низкий обнаружился у 16,67 % тестируемых. Через 3 месяца результаты тестирования были следующие: высокий уровень у 56,2 %, средний у 36,3 %, низкий показатель был у 8,67 %. При повторном тестировании через 7 месяцев эти показатели улучшились и составили: высокий показатель самочувствия у 88, 9 % восьмиклассников, средний - 10,11 %, низкий - 1 %.

Высокий показатель активности был у 45,40 % учащихся контрольной группы и у 44,44 % был средний показатель активности, у 15, 56 % - низкий. Через 3 месяца результаты тестирования были следующие: высокий уровень у 41, 67 %, средний у 40,67 %, низкий показатель был у 16, 66 %. Через 7 месяцев высокий показатель самочувствия у 60, 2 % восьмиклассников, средний - 31,4 %, низкий -15,4 %.

Аналогичная тенденция улучшения показателей тестирования наблюдалась при оценке настроения. Изначально высокий уровень настроения отмечали у 83,33 % испытуемых, средний у 16,67 %. При повторном тестировании высокий показатель настроения был у 75 % школьников, средний у 8,33 %, и низкий уровень отмечали 16,67 %.

Результаты тестирования теста САН показали, что для устойчивости умственной работоспособности имеет значение не столько питьевой режим, сколько качество употребляемой воды.

Анализируя результаты исследования можно дать практические рекомендации учителям, школьникам и их родителям. Прием качественной питьевой воды, способствует повышению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям (уменьшается количество пропусков по болезни), создает оптимальные условия для умственной работоспособности, для активной, позитивной жизнедеятельности.

Заключение

Исследование, в котором приняли участие 61 учащихся 8-9 классов ГБОУ гимназии «Диалог», позволило определить влияние количества питьевой воды на умственную работоспособность подростков. Недостаточное употребление питьевой воды было обнаружено в 8«А» классе (менее 1,0 литра воды день при норме не менее 1,5 л). После общения с родителями в этом классе был установлен кулер с водой «Детская». Учителем контролировался водный режим подростков этого класса. Каждый школьник на столе имел бутылочку с качественной водой («Архыз» и (или) «Эльбрусинка детская питьевая вода»). Контрольной группой выступила группа учащихся 8 «Б» класса, прием воды осуществлялся по мере физиологической потребности учащихся, без соблюдений тех условий, которые были в экспериментальном классе. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальном классе нормированное получение качественной воды оказало благотворное влияние на отдельные умственные процессы (выполнение контрольных годовых работ), на учебную работоспособность подростков.

Наши наблюдения совпали с наблюдениями учителей, которые заметили, что достаточной употребление качественной воды оказало положительное влияние не только на работоспособность, но и на общее состояние здоровья учащихся, производительность головного мозга, когнитивные функции и даже на настроение. Результаты исследования, проведенные в сентябре - октябре подтвердили рост в экспериментальном классе умственной работоспособности, проверяемой по таблице Анфимова на 14-15 %, в контрольном классе на 4 %. Проведенное исследование позволило сделать выводы:

1. Подростками (8-9 классов Установлено недостаточное употребление питьевой воды), что недопустимо в период активного роста и развития.

2. Установлено позитивное влияние воды «Архыз» и (или) «Эльбрусинка детская» на показатели умственной работоспособности, при употреблении не менее 1,5 л в сутки.

3. Нормированной употребление качественной воды подростками замедляет процессы утомления, положительно отражается на настроении и эмоциональном состоянии восьмиклассников.

Библиографическая ссылка

Амбалова В.О. ВЛИЯНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ // Старт в науке. – 2016. – № 1. – С. 5-9;
URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=2 (дата обращения: 23.05.2019).