Форма общения дошкольников со сверстниками. Какие формы общения наблюдаются в дошкольном возрасте

Общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды. У дошкольников (4-5 лет) общение со сверстниками становится приоритетным. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности - игры, труда, занятий и др.).

Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач:

¦совместная игра;

¦навязывание собственных образцов;

¦управление действиями партнера и контроль за их выполнением;

¦постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить и т. д.

Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, аффективно направлены (в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, чем при общении со взрослым).

Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.

Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованны, не нормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т. д.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.

С возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламенти- рованность и раскованность.

В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог моежт распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Таким образом, содержание общения существенно изменяется в период от 3 до 6-7 лет: модернизируются содержание потребности, мотивы и средства общения (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Изменение характера общения в дошкольный период

Постепенно развиваются формы общения.

Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:

¦интерес к другому ребенку,

¦повышенное внимание к его действиям;

¦стремление привлечь внимание сверстника к себе;

¦желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию.

В 2 года у ребенка отмечаются особые игровые действия. Ему нравится баловаться, соревноваться, возиться вместе со своими одногодками (рис. 9.8).

Дети заражают друг друга общим настроением, общими движениями Чувствуя взаимную общность > эмоции радости

Подражая, ребенок привлекает к себе внимание сверстника

\ гі \ I Причудливые позы,

\ 1 кривляние,

\ 1 кувыркание,

/ | хохот, і

/ і подпрыгивание 1

\ Сопровождается \ яркими / эмоциями

Отражаясь в других, выделяет себя, свою уникальность

Ч Ответная реакция сверстника

/ Стимулирует / инициативность ребенка

Создаются оптимальные условия для осознания и познания самого себя

Рис. 9.8. Подражание сверстникам

В младшем дошкольном возрасте сохраняется эмоционально-практическое, а наряду с ним возникает общение ситуативное, при котором многое зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие.

Каждый ребенок озабочен тем, чтобы привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера. При этом настроение, желание сверстника он не замечает, а видит лишь его отношение к себе.

Ситуация. Дети вместе и попеременно шалили, поддерживая и усиливая общее веселье. Внезапно в их поле зрения появилась яркая игрушка. Взаимодействие детей прекратилось: его нарушил привлекательный предмет. Каждый ребенок переключил свое внимание со сверстника на новый предмет, и борьба за право им обладать едва не привела к драке.

2 Определите примерный возраст детей и форму их общения.

Решение. Возраст этих детей - от двух до четырех лет. В этот период ярко проявляется эмоционально-практическое общение, которое во
многом зависит от ситуации. Изменение ситуации и ведет к подобной трансформации процесса общения.

К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения. Это

период развития ролевой игры. Сверстники теперь занимают в общении больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в одиночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения. Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника.

Ситуация. Дима (5 лет) внимательно и ревниво наблюдает за действиями сверстников, постоянно критикует и оценивает их действия.

2Как будет реагировать Дима при неудачных действиях сверст

Решение. Дима обрадуется. А вот если взрослый кого-то поощрит, то Дима, скорее всего, огорчится.

В 5 лет происходит качественная перестройка отношения к ровеснику. В среднем дошкольном возрасте ребенок смотрит на себя «глазами сверстника». Одногодок становится для ребенка предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено на противопоставление себя другому. В ситуационно-деловом общении появляется соревновательное начало. Напомним, у трехлеток сравнение было направлено на обнаружение общности.

Другой человек есть зеркало, в котором ребенок видит себя.

В этот период дети много разговаривают друг с другом (больше, чем со взрослыми), но их речь остается ситуативной. Взаимодействуют они в основном по поводу предметов, действий, представленных в наличной ситуации.

Хотя дети в этот период меньше общаются со взрослым, но во взаимодействии с ним возникают внеситуативные контакты.

В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.

В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику, например: «Что ты хочешь делать?», «Что тебе нравится?», «Где ты был, что видел?».

Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность.

В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Отличительные особенности общения дошкольника со сверстниками и взрослыми

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

1. Яркая эмоциональная насыщенность, резкие интонации, крики, кривляние, смех и т. д.

Экспрессия от ярко выраженного негодования («Ты чего делаешь?!») до бурной радости («Смотри, как хорошо!»).

Особая свобода, раскованность общения

1. Более или менее спокойный тон общения

2. Нестандартность высказываний, отсутствие жестких норм и правил. Используются самые неожиданные слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Создаются условия для самостоятельного творчества. Ничто не сковывает активность

2. Определенные нормы высказываний общепринятых фраз и речевых оборотов.

Взрослый:

Дает ребенку культурные нормы общения;

Учит говорить

Общение со сверстниками

Общение со взрослыми

3. Преобладание инициативных высказываний над ответами.

Важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Беседы не получается. Каждый говорит о своем, перебивая другого

3. Инициативу и предложения взрослого ребенок поддерживает. При этом:

Старается отвечать на вопросы;

Стремится продолжить начатый разговор;

Внимательно слушает детские рассказы;

Скорее предпочитает слушать, чем говорить

4. Направленные действия на сверстника более разнообразны. Общение значительно богаче по назначению и функциям, в нем можно встретить самые разные компоненты:

Управление действием партнера (показать, как можно делать, а как нельзя);

Контроль его действий (вовремя сделать замечание);

Навязывание собственных образцов (заставить его сделать);

Совместная игра (решение играть);

Постоянное сравнение с собой («Я так могу, а ты?»).

Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов

4. Взрослый говорит, что хорошо, а что плохо.

А ребенок ждет от него:

Оценки своих действий;

Новой информации

Ребенок учится в общении со сверстниками:

¦выражать себя;

¦управлять другими;

¦вступать в разнообразные отношения.

В общении со взрослыми он узнает, как нужно:

¦говорить и делать правильно;

¦слушать и понимать другого;

¦усваивать новые знания.

Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.

Вопрос. Почему, общаясь со сверстником, даже непонятливым, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Ответ. Потребность быть понятым в общении, в игре заставляет детей высказываться яснее и правильнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.

Общение со сверстником приобретает особый смысл (рис. 9.9). Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».

Рис. 9.9. Дети учат друг друга разговаривать

Ситуация. «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал, торопится домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он дома - все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что делать?»

г) Дайте совет маме.

Решение. Нужно постараться объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и, чтобы нравиться людям, надо быть более общительным. Но, давая подобный совет, надо быть
уверенным, что данная проблема не возникла из-за мамы. Возможно, что:

¦молчаливость Миши - это свойство его характера, так же он ведет себя и в компании детей, то есть на самом деле он не меняется, зато изменяются ожидания мамы, которой хотелось бы, чтобы в общении с ее знакомыми Миша вел себя более непринужденно;

¦в общении с другими меняется сама мама, отчего Мише становится не по себе, и он замыкается;

¦разговоры, ведущиеся в группе, составляющей мамино окружение, Мишу не интересуют, а возможно и такое, что эту группу устраивает молчание Миши.

Нередко родители используют давление на своих детей, «заставляя» их стать застенчивыми, а потом теряются перед проблемой, которую сами же создали (рис. 9.10).

В целом можно отметить, что цели и содержание детского общения с возрастом претерпевают существенные изменения (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Изменение целей и содержания общения с возрастом

Стремление привлечь внимание сверстника с помощью своих предметов

«Я» - это то, что у меня есть, или то, что я вижу

«Это моя собачка.»

«У меня сегодня новое платьице»

Удовлетворить потребность в уважении. Особое значение приобретает отношение других людей к собственным успехам

Демонстрируют то, что умеют делать.

Детям нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример

«Вот, это я сам сделал!»

«Вот, смотри, как надо строить!»

Демонстрируются свои познания в целях самоутверждения

Высказывания о себе расширяются за счет:

Сообщений о своих предметах и действиях;

Большего количества рассказов о себе, не связанных с тем, что ребенок делает сейчас;

Сообщений о том, где были, что видели;

Того, что дети делятся планами на будущее

«Я мультики смотрел.»

«Я вырасту - буду.»

«Я люблю книжки.»

Вова своей машинкой обгоняет Колину, говорит: «У меня “мерседес”.

Он быстрее всех ездит.»

Суждения на познавательные и моральные темы в общении со сверстниками служат для демонстрации своих познаний и утверждения собственного авторитета.

Высказывания отражают дух нашего времени и интересы родителей.

Дети с удовольствием сообщают своим друзьям то, что они услышали от родителей, зачастую даже не понимая смысла сказанного.

«Что такое боевые искусства?»

«Что такое бизнес?»

Ситуация. Мы довольно часто слышим детские высказывания такого типа: «Давай вместе в машинки играть!», «Смотри, что у нас получилось!».

2 О чем свидетельствуют такие обращения детей?

К детям какого возраста они относятся?

Решение. У детей есть общее дело, которое их увлекает. Теперь уже не столь важно, какой «Я», а какой «Ты», главное - у нас есть интересная игра. Этот поворот от «Я» к «Мы» наблюдается у детей после 4 лет, когда и происходит попытка объединиться в игре.

Ситуация. Дима (4 года) и Коля (4 года 1 месяц) играли поодиночке, каждый со своей игрушкой. Родители обратили внимание на то, что сверстники мальчиков не принимали их в совместные игры. Психолог, обследовавший этих детей, сказал родителям, что причина тому в недостаточной развитости речи у их сыновей.

2 Какую особенность речевого развития имел в виду психолог?

Решение. Дети, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательное общение. Им становится скучно друг с другом. Они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем.

Ситуация. Вова (4 года) быстро говорит Вите (4,5 года): «Жадина ты какая-то».

2 О чем свидетельствует это и подобные суждения сверстников?

Каковы особенности оценочных суждений детей?

Решение. Подобного рода оценки дети дают друг другу на основании сиюминутных, часто ситуативных проявлений: не дает игрушку, значит, «жадина». О своем недовольстве ребенок охотно и откровенно сообщает сверстнику. Оценки маленьких детей носят слишком субъективный характер. Они сводятся к противопоставлению «Я» и «Ты», где «Я» заведомо лучше, чем «Ты».

На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от «это мое», «смотри, как я делаю» до «каким я буду, когда вырасту» и «что я люблю».

В старшем дошкольном возрасте цель взаимного общения детей заключается в том, чтобы продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Ребенку очень важны оценка сверстника, его одобрение, даже восхищение.

При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»: «У меня есть.», «Я умею.», «Я делаю.». Ему важно продемонстрировать сверстнику свое превосходство в чем-то. Поэтому дети любят хвалиться друг перед другом: «А мне купили.», «А у меня есть.», «А моя машинка лучше твоей.» и т. п. Благодаря этому ребенок приобретает уверенность в том, что его замечают, что он самый хороший, любимый и т. д.

Вещь, игрушка, которую никому нельзя показать, теряет свою привлекательность.

Для родителей малыш всегда самый хороший. И папу с мамой ему не надо убеждать в том, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди ровесников, ему приходится доказывать свое право на превосходство. Это происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя.

Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно.

Основная задача ребенка - доказать свое превосходство: «Смотри, какой я хороший». Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того,
чтобы было с кем сравнивать, чтобы было кому показывать свои достоинства.

Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда сверстник начинает вести себя не так, как хотелось бы, тогда он начинает мешать. В таких случаях замечаются качества его личности, и сразу же эти качества получают суровую оценку: «Жадина ты противная!».

Оценка дается на основе конкретных действий: «Не даешь игрушку, значит, жадина».

Но другу тоже нужны признание, одобрение, похвала, а потому конфликты между детьми неизбежны.

Ситуация. Дети играют дружно и ни на что не жалуются.

1Значит ли такая ситуация, что в группе все равны?

Решение. Нет, не значит. Скорее всего, между детьми сложился определенный тип отношений: одни только командуют, другие только подчиняются.

Может быть и такое, что агрессивный ребенок запугивает одного, упрашивает другого, заискивает перед третьим, но так или иначе всех подчиняет своей активностью.

Рассмотрим основные причины детских конфликтов.

1.Каждый ребенок ожидает хорошей оценки от сверстника, но не понимает, что сверстнику тоже нужна похвала. Похвалить, одобрить другого ребенка для дошкольника очень трудно. Он видит только внешнее поведение другого: то, что он толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д. При этом он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями.

2.Дошкольник не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы. Поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.

Ребенку надо помочь посмотреть на себя и сверстника со стороны, чтобы малыш мог избежать множества конфликтов.

Ситуация. В исследованиях обнаружено, что у детей из детского дома, имеющих неограниченные возможности общения друг с другом,
но воспитывающихся в условиях дефицита общения со взрослым, контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Они не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения.

1Почему так происходит?

Решение. Так происходит только потому, что они воспитываются в условиях дефицита общения со взрослыми. Для развития полноценного общения необходима целенаправленная организация детского общения, которую может осуществлять взрослый, а особенно - специалист по дошкольному воспитанию.

Вопрос. Какое влияние должен оказать взрослый человек на ребенка, для того чтобы его взаимодействие с другими детьми складывалось успешно?

Ответ. Возможны два пути. Первый предполагает организацию совместной предметной деятельности детей. Для младших дошкольников такой путь малоэффективен, так как дети этого возраста сосредоточены на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Обращения их друг к другу сводятся к тому, чтобы отобрать привлекательную игрушку у другого. Можно сказать, что интерес к игрушкам мешает ребенку увидеть своего сверстника.

Второй путь основан на организации субъектного взаимодействия между детьми. Такой путь более эффективен. Задача взрослого состоит в том, чтобы наладить отношения между детьми. Для этого взрослый:

¦демонстрирует ребенку достоинства сверстников;

¦ласково называет каждого ребенка поименно;

¦хвалит партнеров по игре;

¦предлагает ребенку повторить действия другого.

Следуя по второму пути, взрослый привлекает внимание ребенка к субъективным качествам другого. В результате интерес детей друг к другу возрастает. Возникают положительные эмоции, адресованные сверстнику.

Взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем положительные качества.

В условиях ролевой игры, при общности действий и эмоциональных переживаний создается атмосфера единства и близости со сверст
ником. Развиваются межличностные отношения и содержательное общение.

Ситуация. Часто усилия работников детского сада направлены на создание целостного интерьера и на подбор привлекательных игрушек, которые радовали бы детей, а воспитатель мог потом занять и организовать их.

2Оправдываются ли такие ожидания взрослых?

Решение. Часто вместо радости игрушки приносят огорчения, слезы. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за их привлекательности. Какие-либо разъяснения воспитателя по поводу того, как можно с этими игрушками играть без конфликтов, не помогают. Советы вступают в противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они хозяева игрушек.

Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что малыш в другом ребенке видит претендента на привлекательную игрушку, а не партнера по общению. Необходим опыт совместной игры под руководством взрослого.

Ситуация. В детских домах и в других официальных учреждениях обязанность воспитателя - быть изо дня в день терпеливым, сдержанным и т. д. Это непременное условие работы. Но исследования показывают, что именно такой «однобокий» подход к ребенку и является одним из минусов общественного воспитания. Ребенок с рождения, таким образом, приучается только к одному способу взаимодействия с окружающим миром.

Решение. Для ребенка лучше, если он получит разный опыт взаимодействия с окружающим миром. Ведь мамы и папы могут быть «добрыми» и «злыми», «сдержанными» и «рассудительными» и т. д. Но ребенок при этом должен всегда чувствовать, что он родителями любим.

Ростки новых отношений «Мы», а не «Я», должны поддерживать взрослые (рис. 9.11).ВЗРОСЛЫЙ

Руководит осмыслением взаимоотношений через общение с ребенком

Расширяет представление ребенка о человеке, выводя за пределы воспринимаемой ситуации. Знакомит с желаниями, интересами человека.

Что любит другой человек?

Почему он поступает так, а не иначе?

Читает книги, показывает фильмы.

Рассказывает о взаимоотношениях людей

Открывает ребенку внутреннюю жизнь человека, которая стоит за каждым внешним действием: настроения, желания...

Задает вопросы о самом ребенке.

Почему ты так сделал?

Как будешь играть?

Зачем тебе кубики?

Подсказывает, поощряет.

Расширяет границы представлений об окружающем мире.

* Вводит ребенка в свой, более сложный мир

Сначала инициатива принадлежит взрослому, он рассказывает, а ребенок слушает. Затем передает инициативу в общении ребенку

Взрослый отвечает на вопросы: просто, понятно, без лишних подробностей

Воспринимает только внешнее поведение сверстников

Сам ребенок не откроет внутренней жизни сверстника.

В нем он видит:

Возможность

для самоутверждения;

Условие для своей игры

Размышляет (руководит взрослый)

о поступках, поведении героев рассказов

Пытается увидеть связи между отдельными поступками людей

Если ребенок и не ответит, то задумается.

Попытается заглянуть в себя и объяснить свое поведение

В общении приобретает все новые и новые знания и представления.

Знания выводят ребенка за пределы воспринимаемой, конкретной ситуации

Постепенно ребенок все активнее включается в общение и задает массу вопросовРис. 9.11. Роль взрослого в развитии товарищеских отношений

Ситуация. Две воспитательницы занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-разному. Одна про-сила детей то рассказать известную им сказку, то описать предмет, который они видят, то составить рассказ на тему коллективного опыта. И постоянно при этом она требовала от детей полного ответа.

2У кого из воспитателей дети бу дут более активно работать

на занятиях?

Решение. У второй воспитательницы дети будут работать более активно, так как каждое обращение к ним было приглашением к диалогу, мотивировано творческим подходом, а потому интересно. У первой же воспитательницы детям было не так интересно говорить об уже известных вещах даже при обсуждении событий из коллективного опыта.

У второй воспитательницы диалог был основан на живом разговорном языке. Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под влиянием яркого образного впечатления, нежели вымучивать «описательный пересказ».

Вопрос. Как лучше развивать связную речь у ребенка, считаясь с его индивидуальными особенностями?

Ответ. Связную речь можно развивать в процессе обучения ребенка пересказу по описанию. Лучше всего это делать, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы (лепить, ставить спектакли и др.).

Происходит естественный диалог в играх-драматизациях, инсценировках, в ходе сюжетно-дидактических игр, в процессе диалогов на темы из личного опыта, в рассуждениях при отгадывании загадок и др. У детей в условиях интересных увлечений само собой происходит словесное выражение собственных мыслей.

Ситуация. К старшему дошкольному возрасту многие дети овладевают лишь самыми простыми формами диалогического общения со сверстниками.

^ На что должны обратить внимание взрослые для развития у ребенка навыков диалогического общения?

Решение. Обычно навыки диалогического общения со взрослым дети переносят на общение со сверстниками. Взрослый должен обратить внимание:

¦на развитие навыков свободного рассуждения;

¦на включение в диалог аргументации;

¦на поддержание длительности диалога.

Работу по развитию логического общения необходимо начинать с 3-5 лет, когда ребенок овладевает связной речью, когда он взаимодействует со сверстниками в коллективных, сюжетно-ролевых, подвижных играх, когда он занимается коллективной деятельностью: рисует, конструирует и др. Такая работа позволяет решать одновременно 2 задачи.

1.Языковое развитие ребенка. Формируются его речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат.

2.Развитие связной речи. Происходит налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками.

Ответ. Ребенок должен уметь ориентироваться на партнера-сверст- ника, обращаться к нему инициативно, отвечать словом и действием на его высказывания.

Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями.

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой. Вторая важная черта контактов детей - их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это "безобразие". Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое "кривляние" имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование, драматизация, - так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Третья отличительная особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою - отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое "Я" прежде всего посредством демонстрации своей собственности: "Смотри, что у меня есть!", "Это мое!". Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны - дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам ("каравай", "зайка", "карусели", "пузырь", "кошки-мышки" и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: "Ты прыгаешь, и я прыгаю", "У тебя зеленые тапочки - и у меня такие же". Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, - это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение - то есть игра. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения - уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. "Окружающими" для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет - и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.

Специфика общения дошкольников со сверстниками во мно­гом отличается от общения со взрослыми. Во-первых, контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровож­даются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. Во-вторых, контакты детей характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью. В контактах с другими детьми отсут­ствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок исполь­зует общепринятые высказывания и способы поведения. В обще-


нии со сверстниками дети более раскованны, говорят неожидан­ные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» - говорит Алеша (4 года 11 мес).

В-третьих, в контактах с товарищами преобладают инициа­тивные высказывания над ответными. Ребенку значительно важ­нее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициати­ву и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, ста­рается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать.

В-четвертых, общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, бо­лее разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обра­щается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разреше­ния возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с това­рищами, дошкольник управляет действиями партнера, контро­лирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая соб­ственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои спо­собности и умения.

Пример. Дети рисуют человека.



Аня (5 лет 4 мес): Ты неправильно сделал, Максим (дергает его за рукав).

Максим (5 лет): Татьяна Сергеевна, я правильно делаю? Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима): Правильно. Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, табл. 5). Рассмотрим их.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от но­вых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение об­щим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контак­там, к изучению другого. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игро­вых действий. Здесь закладывается основа последующего полно­ценного общения со сверстниками. Формирование такой потреб­ности начинается с 3 мес. -- с появления ориентировочной актив-


Ности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во вто­ром полугодии первого года жизни складываются сложные фор­мы поведения (подражание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровес­никами.

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядыва­ют друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограни­чиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же дей­ствия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление при­влечь к себе внимание наблюдаются редко, как и ответная актив­ность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

В возрасте от одного года до полутора лет содержание контак­тов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ро­веснике малыша привлекают прежде всего объектные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В полтора года происходит перелом в отношениях с ровесника­ми. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника. Одновременно развивается чувствительность к отношению товарищей.

К двум годам складывается первая форма общения со сверст­никами - эмоционально-практическая. Новая потребность в обще­нии со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потреб­ностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стре­мится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и не­посредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооруже­ние построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на само­выражении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрас­тает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко использу-148


ют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми, - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в уста­новление контактов. На четвертом году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдает­ся ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выраже­но, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

Пример. «Ладно, ты будешь капитан, а я твой помощник», - со­глашается Рома М. (5 лет 10 мес).

«Ты бери мишку, а я, так и быть, возьму зайца», - заявляет Таня К. (5 лет).

«Алеша, давай сначала ты меня покатаешь, а потом я тебя», - пред­лагает Гоша Д. (6 лет 11 мес).

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

Пример. Максим Р. (5 лет) строит дом из конструктора. Подходит Сережа О. (5 лет 1 мес).

Сережа: А что ты делаешь?

Максим: Дом строю.

С е р е ж а: У тебя вот здесь не так (показывает), и маленький какой-то!

Максим: Не мешай мне, отстань! Я сам строю, какой хочу!

У детей ярко проявляются склонность к конкуренции, сорев­новательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи дру­гих детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стре­мится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интере­сов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении составля­ет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.


Дети используют разнообразные средства общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуа­тивной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей шести-семи лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Услож­нение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основ­ная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудниче­ству с товарищами, которое приобретает внеситуативный харак­тер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчи­вый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действи­ями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет про­следить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутвержда­ются в его глазах.

А н я (4 года 2 мес): А я сегодня в детский сад саночки принесла! Ксюша (4 года 9 мес): Дай мне, пожалуйста! Аня: Не дам!

Ксюша: Дай, пожалуйста! Аня: А ты мне печенье дала?!

Ксюша: На, возьми {достает из кармана и протягивает печенье). Аня (берет печенье и ест его): Дам тебе покататься. Еще дам Насте, Кате.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «пла­нами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»). 150


Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмот­рим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенными причинами конфликтов со сверстниками выступают обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Иг­рушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она за­слоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоот­ношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходимы уверенность в том, что его замечают, и ощущение, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уни­кальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его лич­ность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сра­зу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую ха­рактеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же са­мое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интере­сами и потребностями.

К пяти-шести годам число конфликтов снижается. Ребенку ста­новится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстни­ка. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понима­ние того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое разви­тие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональ­ных переживаний. При недостатке общения со взрослыми обще­ние с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоцио­нальных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательно­сти, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.


Вопросы и задания

1. Проследите развитие форм общения ребенка со взрослым на протя­жении дошкольного возраста.

2. Раскройте специфику общения младенца со взрослым.

3. Опишите особенности общения ребенка со взрослым в раннем дет­стве.

4. Дайте характеристику общения дошкольника со взрослым.

5. Проследите развитие форм общения со сверстниками на протяже­нии дошкольного возраста.

6. Охарактеризуйте особенности общения со сверстниками в младен­ческом и раннем детстве.

7. Опишите специфику общения с ровесниками в дошкольном возра­сте.

8. Раскройте роль общения со взрослыми и сверстниками в психичес­ком развитии.

9. Какова специфика отношения дошкольников к воспитателю дет­ского сада?

Литература

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1996.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. - М, 1978.

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. - Минск, 1986.

Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся об­щаться с ребенком: руководство для воспитателя дет. сада. - М., 1993.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Руз­ской. - М., 1989.

Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет / под ред. А. В. Запо­рожца, М.И.Лисиной. - М., 1974.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы дет­ского сада. - М., 1988.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.

Формирование взаимоотношений в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. - М., 1987.


РАЗДЕЛ III

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У ДОШКОЛЬНИКА _______

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Функции и виды внимания

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других (Н. Ф.Добрынин). Таким образом, этот психический про­цесс является условием успешного осуществления любой дея­тельности, как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раз­дражитель и определяет его положительное или отрицательное зна­чение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым от­носят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым - изменения в организме, например: учащение сердцебиения, ды­хания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционно виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание вызывается особенностями раздражи­теля, деятельностью с объектом, связано с интересами, потреб­ностями, склонностями человека.

Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания. Например, ребенок успешно противостоит по­пыткам отвлечь его внимание, продолжая готовить домашнее за­дание.

Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель дея­тельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания от­падает.


Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переклю­чения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателями устойчивости выступают время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Пе­реключение проявляется в переходе от одного объекта или дея­тельности к другому, когда ребенку надо от игры переходить к обеду, от рисования ко сну. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий; напри­мер, ребенок слушает сказку и рассматривает иллюстрацию к ней.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит не­нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде дея­тельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность по-знавательных процессов. Вниманием определяются точность и де­тализация восприятия, прочность и избирательность памяти, на­правленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются при­родное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в | виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемен­ты информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в | результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того ] объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специаль- 1 ных средств, например жестов, слов и т.д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ- 1 вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизволь- ] ное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то созна- 1 ние, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное вни- I мание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избира­тельной работой органов чувств, а второе - с сосредоточен- I ностью и направленностью мысли.

Важное значение для психического развития ребенка имеют отношения ребенка с другими детьми.

Потребность в общении с другими детьми появляется в дошкольном возрасте и развивается на основе игровой и другой совместной деятельности. В детском саду складывается детское общество, где ребенок впервые приобретает навыки поведения в коллективе с равноценными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников заключается в следующем: ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, которые он приспосабливает к различным ситуациям. В совместной деятельности у ребенка возникают ситуации, которые требуют согласованности действий, умений отказаться от личных желаний для достижения общих целей. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения и возникают конфликты. Большая роль в их погашении отводится педагогу. Важно, чтобы взаимоотношения с ним были благоприятными. Характер этих отношений определяется не только личностными качествами, но и теми требованиями, которые складываются в группе. Особой любовью пользуются веселые, самостоятельные, опрятные, эмоциональные дети.

Каждый ребенок в группе имеет свой статус, который выражен тем, как к нему относятся сверстники. На развитие личности ребенка влияет также детское общество. Дети 4-5 лет прислушиваются к мнениям сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно входит в противовес с их собственным (конформность).

ВОПРОС. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Особенности общения дошкольников со сверстниками

(М.И.Лисина, А.Г.Рузская)

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон (ребенок спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.п.).

2. большое разнообразие коммуникативных задач (управление действиями партнера, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой).

3. Яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью).

4. Нестандартность и нерегламентированность контактов (особая раскованность, ненормированность, свобода). Это позволяет ребенку проявить оригинальность и самобытное начало).

5. Преобладание инициативных действий над ответными (значительно важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника не поддерживается).

Развитие общения со сверстниками



Формирование потребности в общении со сверстниками начинается с 3-х мес. с появлением ориентировочной активности на сверстника. Во втором полугодии складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры).

От 1 до 1,5 лет значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом (разглядывают, трогают друг друга, берут пальцы сверстника в рот). Таким образом закладываются предпосылки общения.

В 1,5 года развиваются инициативные действия с целью заинтересовать ровесника.

В 2 – 4 года происходит перелом, который проявляется в резком возрастании значимости сверстника (предпочтение сверстника взрослому или одиночной игре).

1. С 2 до 4 лет складывается эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками . Ребенок ждет от сверстника соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Общения сводится к веселым крикам, беготне, отличается раскованностью. Мотив общения сосредоточен на самовыявлении. Каждый участник стремится привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (действия, желания, настроение) не замечает. Он является как бы «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит только себя.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно, целиком зависит от обстановки и действий партнера. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-мимические движения; после 3-х лет – речь.

2. С 4 до 6 лет возникает ситуативно-деловая форма общения . После 4-х лет сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни, что связано с бурным развитием сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности. Главным содержанием общения становится деловое сотрудничество.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. Пи ситуативно-деловом необходимо согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. потребность – признание и уважение. Средства общения разнообразны, речь по-прежнему ситуативна.

Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношений; на уровне реальных, что говорит о четком разделении ролевых и реальных отношений.

На 5-м году ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к оценке товарища, непонимание мотивов его поведения и в то же время проявление пристального интереса ко всему, что делает сверстник.

3. Около 6-7 лет вновь происходит перелом, внешние проявления которого связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы, установлением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Складывается внеситуативно-деловая форма общения.

Дети рассказывают друг другу о том, что видели, делятся планами, дают оценки другим. Таким образом возможно «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями. Усложнение игровой деятельности ставит перед необходимостью договариваться, планировать.

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами. Мотив – дружба на основе складывающегося образа сверстника. Появляется умение видеть в партнере желания, настроения, предпочтения. Дети беседуют на познавательные и личностные темы.

Темы разговоров дошкольников:

Младший дошкольный возраст: о том, что они видят или что у них есть; стремятся привлечь внимание предметами, которыми обладают;

Средний дошкольный возраст: демонстрируют то, что умеют делать, как у них это получается; много говорят о себе, о то, что нравится или не нравится; делятся «планами на будущее»;

Старший дошкольный возраст: становится важнее играть вместе, чем самоутвердиться в глазах сверстника; по-прежнему ссорятся, дерутся.

Значение каждой формы общения со сверстниками для развития ребенка

При недостатке общения со взрослым общение со сверстниками выполняется компенсаторную функцию.

1) эмоционально-практическая форма побуждает детей проявлять инициативу, расширяет спектр эмоциональных переживаний.

2) ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности и творчества.

3) внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания; уточнить представления о себе.

ВОПРОС. Какие группы детей – одновозрастные или разновозрастные – предпочтительнее для развития ребенка как субъекта общения?

Общение мальчиков и девочек

Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. Уже в два года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К трем годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация) – «Я мальчик», «Я девочка». Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя игровые роли. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности.

· Дети группируются по полу.

· Возникает общность интересов.

· Появляется специфическое чувство «МЫ» - «Мы мальчики», «Мы девочки».

· Возникает «солидарность» мальчиков или девочек.

· В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки – аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Стремление ребенка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания.

С материалом "Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками " Маврина И.В. можно ознакомиться на следующей странице .

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младшем дошкольном возрасте оно ситуативно либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старшем возрасте дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старшем дошкольном школьном возрасте, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д.

Однако, какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.

ДЕТИ 5-6 ЛЕТ (старшая группа)

I. Игровое взаимодействие детей и общение

В своем взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их.

У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т. п.), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п.), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т. п.).

Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: если раньше в нем преобладало ролевое взаимодействие (т. е. собственно игра), то в этом возрасте - общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей этого возраста чаще всего возникает еще по ходу самой игры.

При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако у них можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет...?»).

В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга - они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у младших детей, из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена.

Общение вне игры у детей этого возраста становится менее ситуативным, дети охотно делятся своими ранее полученными впечатлениями (например, о просмотренном фильме, спектакле и т. п.). Они внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Внимание воспитателя должно быть обращено не только на детей, отказывающихся участвовать в играх сверстников, отвергаемых ими, но и на детей, которые во взаимодействии и общении придерживаются исключительно своих желаний, не умеют или не хотят согласовывать их с мнениями других детей.

II. Взаимодействие детей на занятиях

Выполнение в младших возрастах совместных заданий вдвоем-втроем подготавливает детей к более сложным коллективным работам в старших возрастных группах.

Приблизительно с 5 лет при сотрудничестве на занятиях ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к нему при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Приведем пример совместного конструирования группы детей. Воспитатель предлагает сконструировать из строительного материала детский парк. Дети объединяются в подгруппы по 4-5 человек. В каждой группе всегда найдутся несколько человек, которые в основном планируют работу, предлагают разнообразные варианты построек. Высокий уровень сотрудничества в группе характеризуется тем, что каждый ребенок может высказать свои предложения, которые будут поняты и приняты. Кто-то из детей чертит план постройки, другие могут дополнить его или немного изменить. Постепенно дети приходят к общему согласию и начинают распределять обязанности - кто строит загородку, кто скамейки, горки, качели и т. д. Менее умелые дети с готовностью соглашаются приносить нужные строительные детали. По завершении работы в парк помещаются игрушечные человечки, звери, деревья.

Совсем необязательно, чтобы дети четко следовали первоначальному замыслу. Важно, чтобы он не менялся кардинально (например, вместо парка - корабль). В процессе работы замысел может уточняться, расширяться. Так, если кто-то принесет несколько мелких игрушечных зверей, это может натолкнуть детей на мысль отвести место для зоопарка. Другой ребенок, увидев красивую формочку, наполняет ее водой, и получается пруд, который тоже размещается в парке. Каждый вносит посильный вклад при реализации общей идеи - кто-то может быть инициатором замысла, кто-то исполнителем или контролером. Ребенок чувствует сопричастность общему делу, радуется своему вкладу.

По окончании работы детям нравится обыгрывать свои постройки, они могут довольно продолжительное время находиться вместе, ревностно следя за тем, чтобы кто-нибудь случайно не разрушил их сооружение. Они также сравнивают свои постройки с постройками других групп, могут позаимствовать что-то от них, сказав, что «у них тоже хорошо получилось». Таким образом, можно отметить появление доброжелательного внимания к работе других.

Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы как-то обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать и порезвиться. Обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!»