Афинский Акрополь: краткое описание комплекса, история и отзывы. Афинский акрополь: архитектура, памятники Афины

Акрополь

АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros - вверх и polis - город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

акро́поль

(греч. akrópolis), возвышенная и укреплённая часть древне-греческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен акрополь в Афинах.

АКРОПОЛЬ

АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ) , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)) , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ) ).
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м; 447 - освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР) . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
В самом храме, в наосе (см. НАОС) , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.
В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "акрополь" в других словарях:

    - (греч. akrуpolis, от бkros верхний и pуlis город), возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божественных покровителей… … Художественная энциклопедия

    - (греч. akropolis) возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах. АКРОПОЛЬ в Афинах укрепленная часть древних Афин, где находились главные… … Большой Энциклопедический словарь Каталог отелей

    Акрополь - (Феодосия,Крым) Категория отеля: Адрес: Песчаная Улица 1 А, 98100 Феодосия, Крым … Каталог отелей

    Акрополь - в Афинах. АКРОПОЛЬ (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греческое akropolis верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств покровителей данного города. Наиболее… … Современная энциклопедия

    АКРОПОЛЬ, акрополя. муж. (греч. akropolis) (ист.). В древнегреческих городах центральная укрепленная часть, кремль. Афинский акрополь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (Acropolis, Αχρόπολις). Вообще верхний город, цитадель, кремль. Обыкновенно этим именем называется афинский Акрополь, служивший сокровищницей города. (

Греция... При звуках этого слова представляется Олимп с сонмом богов, прекрасные и мужественные герои и многолюдные полисы. Это живописная страна с богатейшей историей, каждый уголок здесь - культурное наследие, уносящее посетивших его вглубь веков. Знаменитым памятником греческой культуры считается афинский Акрополь, краткое описание которого представлено в данной статье.

Акрополь - сердце Афин

В центре великой греческой столицы Афины возвышается холм высотой 156 метров, видимый из любой части города. Взойти на этот холм можно только со стороны моря: другие склоны обрывисты и представляют серьезное препятствие. На вершине холма находится храмовый комплекс под названием Акрополь ("Верхний город" в переводе с греческого). В Акрополь служил обиталищем городских правителей, так как был самой защищенной частью города. Сейчас же это самое популярное и знаменитое место Греции, которое так и манит к себе тысячи туристов со всего мира. Очень интересно и как памятник истории, и как памятник архитектуры. Многое повидал Акрополь за свою многовековую жизнь: и расцвет греческой культуры, и ее упадок, и завоевания римлян, и становление Османской империи, и появление современной Греции. Много раз было разрушено сердце Афин вражескими снарядами, и сейчас останки безмолвно напоминают о вечных ценностях в суете и непостоянстве этого мира.

Немного истории

Живописные постаменты и колонны с панорамным видом на столицу Греции сегодня представляет собой храмовый комплекс Акрополь (Афины), история которого начинается примерно с 16 века но нашей эры.

Основателем Акрополя считается первый афинский царь - Кекропс. В те времена это был просто холм, укрепленный огромными камнями. В 6 веке до н.э. по указанию царя Писистрата возводятся входные ворота в Верхний город - Пропилеи. В 5 веке до н.э. под руководством правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в Акрополе ведется активное строительство. Построен главный храм Афин Парфенон, храм Ники Аптерос, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. Останки этих сооружений и составляют афинский Акрополь, краткое описание их будет дано ниже.

Во времена на холме появился новый храм - Храм Рима и Августа. Затем начался долгий период войн, строительство больше не велось, греки пытались защитить то, что имелось.

С течением веков много бедствий испытал афинский Акрополь. Архитектура, памятники (Афины очень богаты культурным наследием) постоянно подвергались разрушениям. Византийские правители сделали Парфенон церковью, османские - гаремом. В 19 веке его почти полностью разрушили турки. Добившись, наконец, независимости, греки пытаются восстановить храмовый комплекс и вернуть ему изначальный облик.

В настоящее время каждый желающий может посетить афинский Акрополь. Краткое описание комплекса, особенности архитектуры и богатейшую историю можно узнать во время экскурсии или изучив специальную литературу.

Пропилеи - вход в Верхний город

Для посещающих афинский Акрополь краткое описание парадного входа будет очень интересным. Идея принадлежит архитектору Мнесиклу, который спроектировал парадный проход в виде портиков и колоннад, расположенных симметрично по обе стороны от тропы на холм. Вся композиция была выполнена из разных пород мрамора и включала 6 дорических колонн, 2 ионические, 5 ворот и главный коридор, а также примыкающие с западной стороны павильоны. К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько колонн и фрагменты коридора.

Великий Парфенон

Век Перикла - это архитектура классики. Афинский Акрополь построен по идеям скульптора Фидия. Ему, судя по всему, и принадлежит замысел Парфенона.

Название храма означает "дева", и задуман он в честь богини Афины. К сожалению, после взрыва венецианской бомбы в 17 веке уцелели лишь колонны, но по некоторым описаниям можно представить его облик. В центре храма располагалась статуя Афины в драгоценном убранстве, окруженная более скромными статуями различных греческих героев. Сам храм размером приблизительно 70х30 метров был окружен мраморными колоннами 10-метровой высоты.

Храм Эрехтейон и храм Ники Аптерос

Именно храм Эрехтейон, названный в честь царя Эрехтея, считался местом поклонения богине Афине, потому что здесь хранилась ее деревянная статуя, согласно легенде, упавшая прямо с небес. Здесь имелся и след от молнии Зевса, убившей вышеназванного царя, и соленый источник Посейдона, напоминающий о борьбе его с Афиной за властвование над Адриатикой. Очень много изваяний богини войны и мудрости хранит афинский Акрополь (архитектура, памятники). Афины, названные именем этой богини, - сердце Греции, и каждый храм, каждая статуя здесь проникнуты благоговением к покровительнице города.

Много храмов включал древний афинский Акрополь. Описание кратко повествует о храме Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы, в одной руке державшая шлем, в другой - плод граната, символизирующий мир. Греки умышленно лишили статую крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала их священный город.

Театр Диониса

Продолжим наш небольшой экскурс в афинский Акрополь (краткое описание). Для детей, пожалуй, самым интересным местом станет точнее, его сохранившиеся фрагменты. Изначально этот театр, построенный для выступлений во время Малых и Великих Дионисий (т. е. каждые полгода), был деревянным. Через два века сцену и большинство ступеней заменили на мраморные. Во времена Римской Империи вместо театральных представлений здесь проводились гладиаторские бои. Огромная сцена и множество мраморных кресел под открытым небом могли вместить весь город. Первые ряды предназначались для почетных горожан, остальные - для простых зрителей.

Даже сейчас, по прошествии стольких веков, театр Диониса впечатляет своими размерами и величественностью.

Что еще посмотреть в Акрополе?

Помимо названных знаменитых достопримечательностей, афинский Акрополь, краткое описание которого мы продолжаем, интересен и другими памятниками, практически не сохранившимися, но все же стоящими внимания. Это храмы, или святилища, Афродиты и Артемиды, храм Рима и Августа, небольшой по размеру храм Зевса. В 19 веке французский ученый обнаружил тайные запасные ворота в Верхний город. Они были названы в его честь - ворота Бюле.

Панорамный вид на великий город Афины, который открывается с вершины холма, тоже может считаться частью культурного наследия. Вся столица (с ее старыми и новыми постройками) как на ладони, белый город на фоне синего моря, виднеющегося вдали.

Что следует знать туристам?

Акрополь открыт для посещения круглогодично, с 8.00 до 18.30 в будни и в сокращенном режиме (с 8.00 до 14.30) в праздники. Есть установленные праздничные дни, когда музей закрыт для посещения. Следует внимательно ознакомиться с графиком работы, прежде чем планировать экскурсию. Входной билет стоит 12 евро и действителен 4 дня после приобретения (есть льготный тариф для студентов и пенсионеров и бесплатное посещение для школьников).

Посетить Акрополь можно либо с экскурсией, либо с индивидуальным гидом, либо самостоятельно. В последнем случае оплачивается только стоимость входного билета, но следует учесть, что без комментариев экскурсовода осмотр памятника не будет интересным. Лучше обзавестись аудиогидом или сопроводительным рассказом.

Июль и август - пик туристических поездок в Афины, поэтому нужно быть готовыми к очередям и большому количеству гостей храмового комплекса. Лучше планировать посещение на раннее утро, когда посетителей поменьше.

При посещении в летний период следует надеть головной убор и взять достаточное количество питьевой воды (на территории комплекса ее можно купить, но цена будет неоправданно высока).

Посещать Акрополь следует в удобной обуви, приготовиться к прогулкам на достаточно большие расстояния.

В храмовом комплексе ничего нельзя трогать руками, даже камни!

В 300 метрах от Акрополя находится новый археологический музей, где можно посмотреть интересные раскопки и находки прямо в земле, прогуливаясь по стеклянному полу. Стоимость посещения не высока.

На крыше музея есть открытое кафе, где предлагают очень вкусный кофе и недорогие блюда местной кухни. Вид на Акрополь оттуда просто потрясающий!

Можно приобрести, чтобы надолго оставить в памяти Акрополь, описание и фото: Греция, Афины, живописная природа и знаменитые достопримечательности будут напоминать о себе со страниц альбома.

Впечатления туристов

Никого не оставляет равнодушным афинский Акрополь: отзывы туристов в большинстве восторженные, наполненные яркими эмоциями. Величие храмового комплекса в Афинах поражает! Каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы, святилища и колоннады!

Афинский Акрополь (Греция) – самая популярная и интересная достопримечательность, которую каждый год приезжают посмотреть несколько миллионов путешественников. Она просматривается с различных точек города, ведь правительство запретило строить поблизости высотные здания, способные загородить эту достопримечательность. Люди, плохо знакомые с картой Афин, могут использовать Акрополь как ориентир, чтобы не заблудиться в узких улочках города.

История Акрополя

В Древней Греции термин «акрополь» означал хорошо укрепленное место или поселение. Несколько тысячелетий назад здесь располагался основной город, защищенный надежными укреплениями от врагов. Еще до начала Микенской эпохи Акрополь являлся величественным городом. На территории находилось множество храмов с необходимыми предметами культа и другие важные государственные постройки. Из-за монументальности сооружений предполагается, что в строительстве Акрополя принимали участие мифические циклопы. Только им под силу было поднять огромные валуны.

В период с XV по XIII век до нашей эры в Акрополе располагалась царская резиденция. Если верить в реальность мифов, именно здесь находилась резиденция Тесея, которому принадлежит победа над Минотавром.

К VII в. до н.э. главной покровительницей Акрополя стала Афина. Её культ получил широкое распространение, и в честь богини воздвигли прекрасный храм. Столетием позже Писистрат начал активно застраивать Акрополь, появились новые здания Пропилеи и Ареопага.












Увы, но в период войны с персами Акрополь сильно пострадал. Большая часть построек была полностью разрушена. Греки не смирились с падением любимого города и поклялись возродить его величие. С наступлением мира в 447 году до н.э. строители, под руководством известного скульптора и архитектора Фидия, приступили к возрождению Акрополя. Они восстановили его полностью, некоторые храмы Акрополя того периода сохранились и до наших дней. Среди них Эрехтейон, храм богини Ники, статуя Афины, а также Парфенон.

До III в. н.э. Акрополь существовал в относительном мире, поэтому жители смогли значительно приумножить архитектурное богатство города. Появились статуи царей и новые храмы, однако опасность очередного вторжения заставила переключиться на укрепление стен.

Несколько следующих веков власть над Акрополем менялась. В храмах поклонялись другим святым, а основные сооружения изменяли назначение. Вернув власть, греки начали активно восстанавливать Акрополь. Главной задачей строителей было вернуть месту его первоначальный облик.

Архитектура Акрополя

Сегодня Акрополь является крупнейшим храмовым комплексом. Благодаря работе реставраторов, многие сооружения предстают практически в первозданном виде. Они поражают белоснежными колоннами, лабиринтами коридоров и высокими стенами. Вход на территорию осуществлялся через ворота. Одни из них названы воротами Бюле по имени нашедшего их археолога. Ворота построены в мощной крепостной стене в 267 г. до н.э.

Сразу за воротами начинались Пропилеи – здания, которые погружали путников в мир Акрополя. Они состояли из длинной колоннады с портиками. Пройдя через коридоры, путники представали перед статуей Афины – покровительницы города. Статуя была настолько большой, что её шлем и копье были видны с проплывавших рядом кораблей.

За Пропилеями туристы видят Храм Ники Аптерос (Бескрылой Ники). Это небольшое здание с четырьмя колоннами и скульптурами, которые разместились на ленте фриза. Бескрылой Богиню победы сделали специально, чтобы она не смогла улететь от греков.

Самый главный храм Акрополя – Парфенон – расположен почти в сердце древнего города. Это величайшее сооружение построено в честь Афины. Длина храма превышает 70 м, а в ширину он равен 30 м. Периметр украшен огромными десятиметровыми колоннами.

Многие сооружения Акрополя принадлежат архитектору Фидию. Он же создал прекрасную статую Афины, которая в высоту достигала 12 м. Статую украшали множество декоративных элементов, символизирующих непобедимость. Часть одеяния и украшения были изготовлены из золота.

Недалеко от Парфенона находится еще один красивый храм – Эрехтейон. Он посвящен царю Эрехтею, Афине и Посейдону. Здание также служило хранилищем, сокровищницей и местом проведения культовых обрядов. Из-за неровности земной поверхности, западная часть имеет меньшую высоту, чем остальные стороны.

Сооружения афинского Акрополя очень разнообразны, кроме перечисленных можно выделить следующие постройки:

  • Святилище Афродиты. До наших дней дошли развалины храма с красивым архитравом, покрытым фигурами голубей с гирляндами.
  • Святилище Артемиды. Строение времен Писистрата украшено большой колоннадой и статуями Артемиды.
  • Храм Августа, построенный в честь римского императора, имеет компактные размеры и круглую форму. Его диаметр равен 8,5 м, а периметр украшен девятью колоннами.
  • Святилище Зевса. Небольшой храм, который был разделен низким бортиком на зал самого храма, где проводились ритуалы, и местом для даров.
  • Халкотека. Специальное помещение, где хранились все необходимые атрибуты для проведения ритуалов в честь Афины. Оно расположено недалеко от храма Артемиды.
  • Театр Диониса. Красивое сооружение на юге Акрополя. По легенде, жители города убили Диониса, решив, что он хочет отравить их. Чтобы искупить свою вину, они стали устраивать шумные праздники в день его смерти в театре Диониса.

Процесс восстановления Акрополя еще не закончен. Существует несколько программ по реконструкции, которые финансируются как государством, так и независимыми благотворительными обществами. Ученые уверены, что Акрополь пока не раскрыл всех своих тайн, поэтому исследовательские работы и археологические раскопки продолжаются.

Музей Акрополя

Кроме развалин древних построек, стоит посетить музей Акрополя. Сначала он располагался в небольшом помещении поблизости от Парфенона. Первые экспозиции были выставлены в нем еще в 1878 году. Постепенно количество экспонатов увеличилось и было решено построить современное здание. Сегодня музей находится на расстоянии 300 метров от стен города.

В галереях представлены археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них Фризы Парфенона и скульптуры мастеров V в. до н.э. Есть много изваяний из храмов, на которых изображены сцены сражений богов, гигантов, Геракла, фигуры Кариатид и Мосхофороса. Для некоторых статуй требуется строгий температурный режим, за которым внимательно следят работники музея.

Экскурсии по Акрополю

Комплекс работает ежедневно с 8:00 до 18:30, за исключением государственных праздников. Вход на территорию платный, он составляет 12 евро. Гражданам Евросоюза предлагаются скидки: стоимость входа для пенсионеров и студентов равна 6 евро, а школьники посещают достопримечательности бесплатно. По одному билету турист имеет право осматривать достопримечательности в течение четырех дней. Чтобы попасть в Музей Акрополя, необходимо дополнительно оплатить 1 евро.

Для подробного изучения многочисленных храмов понадобится от 4 до 6 часов, поэтому следует запастись водой и средствами для защиты от солнца. Приветствуется удобная одежда и обувь. Хотя дожди здесь бывают редко, но мраморные ступени могут быть скользкими и в сухую погоду.

Акрополь - это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея - победителя критского чудовища Минотавра.

С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.

В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.

Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:

  • Парфенон - главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
  • Пропилеи - парадный вход на Акрополь
  • широкую мраморную лестницу
  • Пинакотеку - находилась слева от Пропилей
  • 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
  • Нику-Аптерос - храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 - 1936 годах он был воссоздан
  • Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
  • святилище Зевса Полиея и другие.

Расположение строений на Акрополе

Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки

Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.

Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл - создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.

Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.

Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса - женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней - торжественных церемоний в ей честь.

Афина Парфенос

Разрушение Акрополя

Многовековой Акрополь претерпел неоднократные завоевания иных народов и влияние других культур. Это отражалось на его облике чаще всего не самым лучшим образом. Парфенону пришлось побывать католическим храмом и мусульманской мечетью. Был он и турецким пороховым складом, что сыграло трагическую роль в его судьбе.

Во время турецко-веницианской войны турки, надеясь, что христианин не станет палить по сооружению, которое несколько веков было христианским храмом, разместили в Парфеноне оружейные запасы и спрятали детей и женщин. Однако, 26 сентября 1687 года командующий веницианской армией приказал стрелять по Акрополю из пушек. Взрыв основательно разрушил центральную часть памятника.

Гравюра с изображением взрыва Парфенона


Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с остатками собора-мечети, 1838

Серьёзно страдал Акрополь из-за вандализма и бесцеремонного грабежа. Так на протяжении 1801-1811 годов британский посол в Османской империи лорд Томас Элгин вывез из Парфенона значительную часть древних греческих статуй и фриза в Англию, а затем продал в Британский музей.

Восстановление Акрополя

С 1834 года на территории Акрополя ведутся исследовательские и реставрационные работы. Особенно активно они производятся с конца XX века. В Афинах выстроен новый современный просторный музей. В его залах экспонируются археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них обломки фриза Парфенона, скульптуры, фигуры кариатид, статуи кор, куросов и Мосхофора (Тельценосца).

Новый музей Акрополя в Афинах

Мосхофор (Тельценосец) и «мальчик Крития», обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года

Восстановить памятник полностью нереально, но с помощью современных цифровых технологий можно увидеть его величие с помощью 3D-реконструкции. Во время своего расцвета сооружения Акрополя, от зданий до статуй, были украшены разноцветным декором. Погрузиться в новую и одновременно старую расцвеченную реальность Древней Греции позволяет «Интерактивный тур по афинскому Акрополю», который открыт для публики с 24 марта 2018 года в «Θόλος ».

Иллюстрации

Варианты реконструкций в цвете


АКРОПОЛЬ (ГРЕЦИЯ)

Сегодня мы совершим экскурсию в Афинский Акрополь.

Переводится с греческого, как «верхний город». В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укреплённую часть. Эта находящаяся на возвышенном месте укреплённая часть города служила защитой во время опасности. Поэтому именно на акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Такие акрополи были во многих древних городах. Известны, к примеру, древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Но самым знаменитым является, безусловно, Афинский Акрополь!

Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Афинский Акрополь внесён в список Всемирного наследия. Поэтому, наверное, излишне и говорить, что, приехав в Афины даже на очень короткий срок, нужно обязательно посетить Акрополь и увидеть, как говорится, воочию всё это великолепие.

В связи с этим мы и решили сегодня пригласить вас на увлекательную прогулку по величественному и древнему Акрополю. Это чудо древности расположено на скале высотой 156 метров над уровнем моря. Скала эта природного происхождения и имеет плоскую вершину. Примечательно, что весь сложный архитектурно-пространственный комплекс Афинского Акрополя максимально учитывает окружающую природу. Давайте же прогуляемся по этой древней крепости.

Подойдя к Акрополю, в районе южной стены мы увидим, что скала, на которой возведён Акрополь, укреплена каменными стенами. Эти стены огромны, их толщина — пять метров! Такие стены были вокруг всего комплекса, но до наших дней сохранился лишь их фрагмент, который мы и видим.

Это очень древние стены! Они были воздвигнуты в XIII веке до н. э. Согласно легенде, эти величественные стены возвели существа сверхестественной силы — Киклопы. Древние греки верили в это. А сегодня, глядя даже на фрагмент этих гигантских стен, мы тоже готовы поверить, что стены таких размеров могли возвести только мифические существа-силачи!

Вообще надо отметить, что первые укрепления на скалистом отроге этой скалы появились ещё задолго до наступления классического периода. В те далёкие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. Но в конце второго тысячелетия до нашей эры Акрополь приобретает уже исключительно культовое значение!

Согласно мифам, деревянное изображение богини Афины, покровительницы сил земли и воинственной защитницы города, было низвергнуто Зевсом на Землю и упало прямо на Акрополь! Поэтому именно здесь и были возведены храмы в честь богини! Но, к сожалению, почти все они были уничтожены персидским царём Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 годах до н. э. Об этом даже свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Вновь отстроен Акрополь был лишь в так называемый золотой век Перикла. Этот афинский стратег, заключив перемирие со Спартой, получил возможность заняться обустройством столицы. Под руководством величайшего из греческих скульпторов Фидия к концу V века до н.э. Акрополь был отстроен вновь. Причём новый Акрополь был невероятно красив и грандиозен!

Давайте подойдём поближе. Перед нами с западной части комплекса предстают Пропилеи.


Это главный, торжественный вход на Акрополь! Эти ворота были возведены в 437-432 годах до н.э. Давайте мысленно перенесёмся далекий V век до н.э. и посмотрим, что же представляли собой Пропилеи в то время, а заодно и увидим, что здесь происходило. Итак, мы в далеком прошлом! Перед нами не спеша по широкой каменной лестнице к Пропилеям поднимаются афиняне. Смотрите, по боковым проходам идут пешие граждане, а по центральному проезжают всадники и колесницы! Тут же ведут и жертвенных животных.

Обратите внимание на сами Пропилеи! Они сделаны из пентеликонского мрамора. Видите, какой это красивый материал. Сегодня этот мрамор выглядит уже не так. Но ничего не поделаешь, время берет свое. А в те времена ворота просто поражали своим великолепием! Вы заметили, что Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Поднимите голову и посмотрите на потолки портиков. Видите эти квадратные углубления? Это кессоны! Они расписаны золотыми звездами по синему фону! Очень красиво, не правда ли! А видите, там, где склон холма резко повышается, построена поперечная стена с пятью проходами. Так вот центральный из этих проходов предназначен только для торжественных процессий! В обычное время он закрыт бронзовыми воротами. Кстати, эти врата являются границами святилища. Жаль, что до наших дней многое не сохранилось!

Да, Пропилеи просто великолепны! Вы не забыли, что мы с вами в далеком прошлом? Вспомнили? Тогда посмотрите налево. Видите это довольно крупное здание, которое примыкает к Пропилеям? Это Пинакотека, картинная галерея. Здесь выставлены портреты героев Аттики! А теперь посмотрите направо. Видите выступ на скале? Знаете, это тот самый выступ, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII веке до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на остров Крит! Вспомнили легенду? А помните, что это было ошибкой, и Тесей, на самом деле был жив! Да, судьба порой играет с людьми злые шутки! На выступе небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».

А знаете, почему «Бескрылая победа»? Дело в том, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит»! Вы только посмотрите, какой это необыкновенно изящный мраморный храм! Стоящий на трехступенчатом постаменте, этот храм со всех сторон опоясывает скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Но эту скульптурную ленту фриза мы можем видеть только, переносясь в воображении в те далекие времена. До наших дней она, как вы понимаете, не сохранилась. Если мы, все в том же прошлом, зайдем внутрь храма, то увидим прекрасную скульптуру Афины-Ники! Величественная богиня в одной руке держит шлем, а в другой — плод граната, символ победоносного мира! Жаль, но сегодня эту великолепную статую тоже уже нельзя увидеть. Она, к сожалению, тоже была разрушена.

Но давайте продолжим наше путешествие в прошлом по Акрополю. Давайте, вслед за афинянами войдем в Пропилеи. Миновав их, мы оказались на самой вершине скалы. Посмотрите, прямо перед нами возвышается огромная бронзовая статуя Афины Промахос, то есть Афины-Воительницы. Видите золоченый кончик ее копья? Афиняне уверены, что он в ясные дни служит ориентиром для судов, подплывающих к городу. Сразу за статуей, обратите внимание, на открытой площадке находится алтарь, а слева воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершают обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Если мы подойдем к кому-нибудь из жителей и спросим об этом месте, то нам расскажут древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов.

Мы узнаем, что, согласно мифу, победителем в этом споре должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Тогда Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре все же Афина! Она ударила копьем, и в этом месте выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Поэтому именно здесь и находится алтарь. Кстати, обратите внимание, что одна из частей храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею. Эта часть так и называется — Эрехтейон. Не удивляйтесь, что только часть храма. Тогда была только часть, но позднее это название перешло на весь храм. И сегодня мы знаем это сооружение как Эрехтейон.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей - шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках - плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

Посмотрите на Эрехтейон внимательно. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. Такой интерьер, мраморные рельефные фризы, оригинальные портики, самый известный из которых — портик кариатид, можно увидеть только в прошлом, так как до наших дней они не дошли: мраморные рельефные фризы разрушены полностью, а портики очень повреждены. Но, согласитесь, что и в наши дни, даже с поврежденными портиками, Эрехтейон все равно прекрасен! Это - жемчужина древнегреческой архитектуры!

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагается выше, чем западная. Кстати, помните легенду, рассказанную нам жителями Афин, о споре между Афиной и Посейдоном?

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества - Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода - символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

А теперь посмотрите на пол в храме, видите эти неровности? Это следы от удара трезубцем Посейдона! А видите колодец внутри храма? В этом колодце соленая морская вода. Это и есть тот источник, который по легенде Посейдон даровал городу! Да, после всего увиденного вы теперь вряд ли скажете, что мифы — это вымысел! С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагается святилище нимфы Пандросы. Именно там внутри открытого дворика вы можете увидеть священную оливу, ту самую, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Надеемся, вы не забыли, что мы с вами все еще в прошлом? Тогда продолжим путешествие по Акрополю. Видите торжественное шествие, направляющееся к самому величественному храму Акрополя, к Парфенону?

Это праздник Великих Пана-финей! Кульминационный момент этого торжества происходит у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где жрецам передается новая одежда для статуи Афины. Да, Парфенон — это самое главное и самое культовое место в Акрополе. Этот храм также посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма.

Посмотрите, насколько прекрасен этот храм!


Он отличается удивительной гармонией! Его ступени, наружная колоннада, фронтоны, фризы и метопы — все безукоризненно и великолепно! Все здание было воздвигнуто из местного белого мрамора. Парфенон — это шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения! Давайте поднимемся по его мраморным ступеням. Кстати, обратите внимание на колонны храма. Видите, колонны сужаются кверху. Это не оптический обман, это так и есть на самом деле. Такой архитектурный прием помогает зрительно увеличить колонны в высоту, и кажется, что они устремляются высоко в небеса и почти касаются небес!

Как мы и говорили, все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Поэтому сегодня Парфенон уже не выглядит белоснежным. Но, тем не менее, и сегодня его называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты»!

Давайте войдем в Парфенон. Посмотрите, в пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находится колоссальная, из золота и слоновой кости культовая статуя Афины! Сегодня она не сохранилась, но в прошлом мы можем ее увидеть. Видите, одежда и шлем богини выполнены из чистого золота, а волосы и щит сделаны из золотых пластин. Посмотрите на ее глаза! Они сделаны из драгоценных сапфиров! На правой руке Афины держит фигуру богини победы Ники, у левого плеча — копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придают статуе величавую торжественность. Да, это настоящая богиня! Вот она — великая покровительница великого города!

статуя Афины Парфенос

Скульптурные группы на фронтонах храма изображают деяния этой богини. На восточном — рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил тому голову топором. На западном — известный уже нам спор между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. Да, к великому сожалению, не все, что было создано древними мастерами, и что могли лицезреть афиняне далеких времен, сохранилось до наших дней. Давайте теперь вернемся из нашего путешествия во времени. Давайте посмотрим на великий Акрополь сегодня. Согласитесь, что все равно то, что осталось и сохранилось — это тоже просто великолепно! Да, Акрополь — это воистину эталон гармонии, естественности и красоты!

Вот еще пара фотографий с Акрополя:

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики . Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия.
В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста. Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.
Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль, на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

В 6 - ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта - апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид, выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса, но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга, деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата - дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя.

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс, а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар, приносящий в жертву Дионису козу, а справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.