Самопознание: этапы, виды и методы.

На сегодняшний день самым популярным и востребованным словом среди здоровых людей является «совершенствование». В каждой сфере человек должен двигаться, расти, развиваться. Однако мало кто понимает, как это делать, отчего и не достигают в итоге. Все люди рады бы развиваться как личности, однако они делают все, что не способствует этому. Одним из важных этапов развития является самопознание, которого существует несколько видов.

Какую роль самопознание выделяется интернет-журналом сайт в развитии самого себя? Человек способен развиваться лишь тогда, когда знает, какими недостатками он обладает, чтобы их изменить и усовершенствовать. А чем обычно занимаются люди? Они меняют окружающих и мир в целом, забывая о том, что развитие и достижение счастья, успеха, любви начинается с развития самих себя. Люди меняют и воздействуют на что угодно, только не на самих себя. И здесь психологи выделяют две самые главные причины этого:

  1. Человеку сложно познать самого себя, поскольку его все время приучали познавать окружающий мир. Более того, познание самого себя заставит человека увидеть себя не таким, каким он привык себя видеть, а наконец-то убедиться в собственном несовершенстве и наличии у себя множества недостатков.
  2. Развитие требует изменений, а человеку трудно себя менять, поскольку это требует усилий, времени и стараний. Легче заставить кого-то другого измениться и обидеться, если этого не произошло, нежели заняться своим развитием.

Человек «тормозит» себя в своем развитии, самосовершенствовании, пока не замечает своих слабых сторон, шаблонного поведения, неправильных поступков и не определяется с действиями, которые ему нужно совершить, чтобы их исправить. Пока человек глух к советам других людей, винит в своих бедах окружающих (а ведь беды – это ответ мира на поступки человека) и не решает изменить самого себя, он продолжает попадать в те же беды и получать те же несчастья, что и раньше. Чтобы измениться, нужно увидеть собственные слабые стороны, неправильные поступки и шаблонное поведение, которое и приводит к проблемам.

Самый важный этап – начать менять себя. Видеть за собой недостатки люди уже научились. Но это еще не все. Нужно поработать над тем, чтобы убрать эти недостатки и развить в себе достоинства. А это куда более сложный и тяжелый процесс, требующий силы воли и полного контроля над самим собой.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. Вроде звучит вполне закономерно, понятно. Но многие люди почему-то до сих пор верят в иллюзию о том, что можно как-то развиваться, не меняя при этом своих привычек, поступков, образа жизни. Как можно сделать себя другим, не меняя? Звучит вполне естественно, но когда речь касается непосредственных действий, то человек начинает надеяться на то, что, не меняя себя, он сможет обмануть судьбу и стать совершенным.

Не обманывайте самих себя. Развитие возможно только тогда, когда вы сами видите свои слабые стороны, шаблонное поведение и неправильные поступки, которые дают вам ту жизнь, которой вы в итоге живете. Вам нужно не всего себя менять, а лишь часть. Но даже это тяжело сделать, когда вы не хотите, обманываете себя и пытаетесь надурить весь мир.

Чтобы развиваться, нужно менять себя. И это желание должно быть лично вашим. Именно вы должны хотеть измениться. Именно вы должны заниматься и контролировать самих себя. Жизнь не изменится без ваших изменений. Вы не обманете судьбу. И вы это можете понять, если проанализируете свое прошлое, где ваши попытки обмана потерпели крах.

Что такое самопознание?

Самопознание является важным этапом в развитии и совершенствовании Данный термин подразумевает познание человеком своей личности в любом ее ракурсе:

  1. Биологическая сфера – познание своего тела, своих физических возможностей, функции организма, его изменений.
  2. Социальная – умение получать знания, нарабатывать навыки, контактировать с людьми.
  3. Личностная – умение принимать решения, мечтать, делать выводы и пр.

Человек – это целая система, которая состоит из тела, души и разума. Если человек начинает познавать себя, тогда он рассматривает конкретно свое тело, свою жизнь, качества характера и манеры поведения, комплексы и страхи, достоинства и недостатки и пр.

Самопознание современному человеку дается очень трудно, поскольку его никто не учит этому. Более того, каждый индивид сталкивается с тем, что думать о себе, заботиться и любить себя считается эгоистичными проявлениями, которые не принимаются и порицаются обществом. Если человек не должен о себе заботиться и думать, тогда ему не нужно себя познавать. А какое здесь может быть развитие, если человек даже не знает, что менять?

С детства людей обучают думать о других, помогать и заботиться о ближних. Вот и получается, что люди познают друг друга, но не самих себя. А воздействовать на собственную жизнь они стараются путем изменения окружающих или внешнего мира. Возьмем пример, который предлагается всем, кто желает что-то изменить в своей жизни: рекомендуется изменить место жительства, работу, сменить круг знакомых и даже любимого человека, если индивида что-то не устраивает. Но, как говорят мудрецы, куда бы человек ни пошел и ни убежал, он всегда берет с собой самого себя.

Как свинья везде и повсюду найдет грязь, так и человек не изменит своей жизни, пока продолжает обладать теми же качествами и совершать привычные поступки, которыми он и раньше довел себя до беды.

Любому человеку легче всего оставаться самим собой. Кстати, люди, которые приемлют данный образ жизни, часто используют выражение: «Принимайте меня таким, каков я есть». Но что происходит, когда вы совершаете одни и те же действия? Вы получаете один и тот же результат. И поэтому только вам решать, будете ли вы оставаться прежними, чтобы натыкаться на «одни и те же грабли», или начнете развиваться, чтобы достичь новых результатов.

Вы можете быть такими, какими только захотите быть, и достигнуть всего, чего только пожелаете. Для этого нужно всего лишь организоваться свою жизнь так, чтобы она приносила вам то, чего вы хотите. Другими словами, выработайте в себе такие привычки, образ мыслей, жизни, мировоззрения, чтобы все это приводило вас к тому, чего вы хотите достичь.

Многие люди привыкли жить по типу игры «Тетрис»: опыт остается тем же, а количество ошибок нарастает. То есть время идет, но человек проходит через жизненные трудности с повторением своего опыта, накопляя ошибки. А ведь жизненные проблемы даны для того, чтобы человек развивался, эволюционировал, менялся, становился лучше.

Зачем сохранять в себе то, что не приводит вас к желаемому результату? Вы понимаете, к примеру, что алкоголь не приносит вам пользы, а лишь вредит вашему здоровью. Тогда почему вы продолжаете развиваться в себе привычку пить пиво или водку по окончанию рабочего дня, если хотите при этом быть здоровыми и успешными людьми? Перестаньте лелеять в себе те привычки, которые не приводят вас к поставленным целям. Лучше потратьте некоторое время на выработку новых пристрастий и привычных действий, которые будут приносить вам пользу и даже выгоду.

Многое можно изменить в этой жизни, особенно в своей. И только вам решать, оставаться прежними или развиваться, чтобы в итоге получать то, что вы заслужили.

Самопознание и развитие личности

Наблюдается тесная взаимосвязь между самопознанием и развитием личности. С самого детства человек обладает стремлением к самопознанию, чтобы совершенствовать свои умения и возможности. Самопознание – узнавание своих возможностей и качеств. Развитие – это совершенствование своих возможностей и качеств.

Поскольку каждый ребенок проходит процесс воспитания, на каком-то этапе он сталкивается с тем, что должен думать об окружающих людях и мире, а не о самом себе. На этом процесс самопознания останавливается, что приводит к отсутствию развития.

Чтобы развиваться, нужно познавать себя. Здесь наблюдается удивительный процесс: когда человек начинает наконец-то видеть себя в реальном свете, у него возникает энергия, заставляющая его развиваться. Он начинает понимать, почему сталкивается с теми бедами, которые постоянно его преследуют. Он понимает, почему совершал те или иные ошибки. Теперь становится ясным, что нужно сделать для достижения успеха в тех областях, где человек ставит цели и не достигает их.

Самопознание уже дает энергию человеку, чтобы он начал свое развитие, поскольку он начинает понимать, а не витать в собственных иллюзиях.

Иллюзии присущи всем людям, которые вынуждены были забыть о себе и начать думать обо всех остальных. У каждого человека есть личное представление о самом себе. И здесь возникает некоторый диссонанс:

  1. «Я»-идеальное – это то, каким человек хочет быть.
  2. «Я»-реальное – это то, каким человек на самом деле является, но таким он себя не знает.
  3. «Я»-социальное – это то, каким человека видят окружающие люди. Зачастую они тоже плохо знают человека в реальном свете, поскольку познают его лишь до той поры, пока им это интересно и выгодно.

Самооценка как раз и строится на том, как человек на себя смотрит и с какой позиции оценивает. Часто самооценка человека строится на том мнении, которое он слышит в свой адрес со стороны других людей. У некоторых людей самооценка строится на том идеальном образе, которыми они хотели бы быть, из-за чего она каждый раз падает, когда они замечают, что не соответствуют своим идеалам. И лишь малая часть людей обладают здоровой самооценкой, когда они реально смотрят на самих себя, не выдумывая ничего и не подвергаясь влиянию окружающего мнения.

Когда человек познает самого себя, у него появляется шанс повысить свою и сделать ее адекватной. Адекватная самооценка зависит от того, насколько реально человек себя оценивает и не требует от себя невозможного. При понижении самооценки личность старается быть идеальной, что у нее не получается, а также окружающие люди постоянно подавляют ее своей критикой. Завышенная самооценка является результатом того, что человек уже считает себя идеальным, конечно же, на самом деле таким не являясь.

Самопознание помогает сформировать стабильную и адекватную самооценку. Это не значит, что у вас не будет недостатков. Наоборот, вы будете знать о своих слабых сторонах, но не будете из-за них огорчаться. Теперь перед вами встанет выбор: менять свои недостатки на достоинства или оставлять их в себе, не критикуя себя за их наличие?

Виды самопознания

Видами самопознания являются:

  1. Самонаблюдение – наблюдение за внутренними процессами, мыслями и своим поведением.
  2. Самоанализ – открытие причинно-следственных связей в происходящих событиях, мотивы собственного поведения, выделение черт на основе выявленных связей.
  3. Сравнение – сопоставление себя с другими людьми или образами.
  4. Моделирование – создание своего нового образа на основе имеющихся характеристик.
  5. Осознание противоположностей – видение имеющихся качеств и тех, которыми он хотел бы обладать. Если человек научится видеть в своих качествах, которые ранее воспринимал исключительно негативно, еще и позитивные явления, тогда он будет относиться к ним менее критично, что сделает его сильнее.

Для самопознания можно воспользоваться услугами психолога, который станет объективным наблюдателем.

Итог

Чтобы что-либо изменить в своей жизни, нужно знать, что именно менять. А пока человек боится взглянуть на себя, он будет направлять силы, чтобы изменить окружающих людей или мир в целом, что абсолютно невозможно и даже бессмысленно.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни – неважно, долгая она или до невозможности короткая, стремится к основной цели – самопознанию. А вы подумали, что это будет счастье или деньги?! Деньги являются инструментом для достижения чего-либо, счастье - это состояние, следствие, но никак не цель. А вот самопознание как процесс и как одна из ключевых целей человека, - очень трудоемкий и эмоционально тяжелый период. Но в тот момент, когда будет достигнут высший уровень вашего сознания, когда все внутренние барьеры рухнут – каждый осознает, что оно того стоило!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Многие науки, да и в принципе, каждый человек по-своему понимает значение этого термина «самопознание», подразумевая что-то личное. Но тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что это сложный и многоуровневый процесс изучения и саморазвития личности. Можно даже сказать, что это обозначение внутренних границ и осознание полного спектра своих возможностей.

Сегодня мы поговорим о двух разновидностях самопознания, как они проявляются и что из себя представляют. Начнем, пожалуй с понятий опосредственности и непосредственности.

Непосредственное – его отличительной чертой является самонаблюдение, но практически полное отсутствие анализа как такового. Такой процесс самопознания чаще встречается у детей и подростков – они способны наблюдать за своим поведением, манерами, а также поступками со стороны, но при этом полностью не способны как-либо их проанализировать, для осознания собственных ошибок и их дальнейшего исправления;

Опосредованное – также, как и в первом случае присутствует самонаблюдение, но при этом ключевым фактором является тщательный анализ ситуаций, поиск возможных вариантов развития события, а в будущем готовность трезво и открыто принять получаемую «картинку».

Самопознание как процесс начинается с самого , практически с младенческого возраста. Сначала ребенок не способен выделять себя как единицу из окружающего мира, вся суть Вселенной заключается в его родителях, и они единое целое с ним. Однако начиная с возраста 5-8 месяцев, он начинает понемногу отличать себя от остальных (если руководствоваться ). Начинается процесс самопознания – габариты собственного тела, его возможности, реакция остальных на проявления определенных эмоций и т.д. – в этот момент происходит самоузнование – основа и фундамент дальнейших этапов эмоционального и человека.

Именно на этой фазе, у человека формируется одна из важнейших составляющих самосознания как комплекса – самооценка (принятия самого себя, а также отношение к реальному образу). На формирование самооценки, как правило влияет отношения окружающих к субъекту: их отношение, модель поведения по отношению к нему, а также дополнительные, вторичные факторы общей социальной группы.

Этапы самопознания: пошаговая инструкция

Как и любой другой, процесс самопознания – это целый ряд стадий, при преодолении каждой, мы достигаем более высокого уровня самосознания. Всего выделяют 4 ведущих уровня .

1. Ведущие интересы и необходимые потребности – этот период проходит под лозунгом «Мое желание – закон». Самым главным для человека является достижение его желаний абсолютно любыми методами, не принимая во внимания возможные жертвы со стороны окружающих и не понимая, что для достижения, желаемого необходимо трудиться, возможно даже чем-то жертвовать.

В этом плане, вся ответственность лежит на родителях – ведь именно на их модели отношений в социуме, их отношению к прямым обязанностям, строит свою тактику отношений ребенок. Необходимо в первую очередь разъяснить ему, что его безусловно любят, а также ценят, но при этом – он не центр мира, а всего лишь малая его составляющая;

2. Я и социальное окружение – «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Данный этап наступает зачастую в 12-15 лет, то есть, в том возрасте, когда человек осознает силу сказанного слова, а также те последствия, какие оно может за собой нести. Главное, в этот момент помочь подростку осознать важность того, что он излагает и то, как это может сказаться на окружающих.

В этом возрасте нами правит не трезвость ума, а эмоции в чистом виде. Эмоциональность влияет в данный момент и на трезвую оценку самого себя, что приводит к внутреннему конфликту, последствия которого зачастую не проходят и во взрослой жизни;

Раскрытие внутреннего потенциала

3. Знания и навыки – «Учение- свет, а неученье – тьма». Именно на этом этапе, самопознание как процесс проходит катарсис. Человек понимает, что для достижение любых результатов, ему необходимы определенный набор умений. Он уже не стыдится неудачного результата, наоборот, для него это дополнительный стимул стать лучше, успешнее. Субъект не охраняет так рьяно свои внутренние барьеры, этакие защитные механизмы, в которых он нуждался на первом и втором этапе, отнюдь, он практически полностью снимает их, понимая, что в определенной степени зависим от социума;

4. – «Гений – 1% процент удачи, а остальные 99% — адский труд». Процесс самопознания на этом финальном этапе – вполне осознанный и что действительно важно – конкретный результат, достигнув которого, каждый может с уверенностью сказать: «я знаю самого себя»! Человек уже не зависит от остальных, он знает цену себе, своим трудам, достижениям. Он готов к новым свершениям, не боясь при этом «потерять самого себя». Открыт к диалогу с остальными и их конструктивной критике, понимая, что таким образом не потеряет достигнутый результат.

Такие четыре ступени проходит каждый из нас на трудном и извилистом пути к пониманию себя. Хочется также подчеркнуть, если у вас в определенный момент появиться искушение отступить от намеченной цели, просто вспомните, что вы не одни в своем стремлении стать лучше. Не зря существует поговорка – «все что не убивает делает нас сильнее».

Что характеризует процесс самопознания

Чаще всего, самопознание как процесс, лучше всего характеризует три термина: «рефлексия», «атрибутирование» и «идентификация». Давайте более подробно изучим данные понятия.

Итак, идентификация – представляет собой мысленный процесс, при помощи которого, объект изучает окружающую среду, социум, а также самого себя сравнивая себя с другими, примеряя их образ и поведение на себя.

Рефлексия — изучения самого себя и окружающих при содействии эмоций, и внутренних переживаний. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы дать правильную оценку той или иной ситуации, ведь если полагаться все время на трезвость ума, не беря в расчет чувства, можно навсегда потерять то, что отличает нас от животных – умение сострадать и сопереживать.

«Атрибутирование » — умение дать характеристику другим и себе в том числе, приписывая черты характера которые ему не свойственны. Проще говоря, стереотипное мышление, при помощи которого, зачастую составляется первое впечатление о человеке. Желательно, это умение развивать до максимальной отметки, что поможет вам в будущем. Определить приоритеты и основные направления мысли человека можно именно с помощью этого приема атрибутики. Довольно полезно иметь за спиной знания такого рода, особенно, если у вас партнерские отношения или бизнес, который построен на взаимном доверии.

Как сделать эффективным процесс самопознания

Конечно же, достичь той точки, в которой вы с уверенностью можете сказать «Я себя знаю» можно лишь с помощью длительных тренировок и погружения в свои внутренние «кулуары». Чтобы облегчить эту внутреннюю интеграцию, нужно всего навсего, немного свободного времени. Отличным упражнением для вас на следующие несколько лет должна стать медитация.

В начале пути будет довольно трудно сконцентрировать основное внимание на себе и на своих внутренних, глубоких духовных потребностях. Но со временем вы сможете медитировать даже по дороге на работу или во время приготовления пищи.

Техника «Дыхание на счет раз-четыре и два»

Предлагаем вам ознакомиться с 3 популярными , которые будут полезны начинающим. Начнем мы с упражнения, которое носит название «Дыхание на счет раз-четыре и два». Основа этой методики – глубокое и спокойное дыхание, что делает ее доступной и результативной не только для профессионалов, но и для новичков. В первую очередь, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Примите удобную позу, в которой можно без лишних усилий находиться 10-15 минут. Главное требование – ступни ног должны полностью соприкасаться с поверхностью пола, а спина быть ровной;
  2. Прикройте глаза и разместите руки на коленях;
  3. Сконцентрируйтесь на вашем дыхании – вы должны полностью прочувствовать весь процесс поступления кислорода в ваши легкие, как поднимается и опускается грудная клетка. Ощутите, как напряженность выходит вместе с выдохом;
  4. Спустя некоторое время, когда вы почувствовали, что полностью расслабились, кардинально измените ритм вашего дыхания. Делайте глубокий вдох на счет «раз», задержите дыхание до четырех секунд и сделайте выдох на счет «два».

Соблюдайте подобный ритм на протяжении 10 минут. Чтобы медитация не проходила для вас в тишине можно включить расслабляющую музыку, которая не будет резать ваш слух.

Как видите, такую технику можно использовать даже на работе, особенно в офисе. Когда у вас будет перерыв, никуда не спешите, включите в наушниках спокойную музыку и попробуйте повторить эти дыхательные упражнения. Вот увидите, даже работа после такого комплекса насыщения кислородом пойдет куда лучше. Медитация позволяет сфокусировать ваше внимание в одной точке, поэтому после, ваша наблюдательность будет на более высоком уровне. К тому же, так можно избавиться от рассеянности.

Медитация с огнем

Второй способ более подходит для домашнего использования, и называется он «Медитация с огнем». Главным принципом этой медитации является умение сосредоточить свое внимание на конкретном объекте. А в последствии, перенести его проекцию на свое подсознание.

В этом случае – роль такого объекта выполняют свечи, в дальнейшем их можно заменить на другие предметы. Во время медитации, вам необходимо выполнить следующее:

  1. Погрузите комнату в приятный полумрак (если это вечер – выключите основные источники света, если день – задерните шторы);
  2. Примите удобную для вас позу, но при этом спина должна быть ровной;
  3. Зажгите свечу. Зафиксируйте ее на уровне ваших глаз (не забываем о правилах безопасности). Сосредоточьте взгляд на пламени свечи, стараясь при этом абсолютно не моргать. Если у вас начинают слезиться глаза, то не стоит прекращать занятия – это нормальная реакция организма, которая ему только на пользу;
  4. Достигните того состояния, когда ваш разум будет занимать ни что иное, как только пламя свечи, а спустя некоторое время закройте глаза и «смотрите» тот же танец своим сознанием. По окончанию сделайте пару глубоких вдохов.

Эта медитация отлично подойдет для людей, которые уже начали путь познания. В будущем, это позволит контролировать процесс самопознания, научит абстрагироваться от ситуации в целом и поможет взглянуть на проблему под другим углом. Единственная ее трудность заключается в том, что многим очень трудно полностью «отключиться» от реальности, сводя таким образом все время медитации на нет.

Самопознание как процесс или методика абстрактного мышления

Последняя методика представляет собой абстрактное мышление, в основе которого мы представляем самопознание как процесс многоплановый. Рычаги этого механизма тесно связаны между собой, не стоит относится к этой идее слишком просто. Понять себя, взглянуть за ширму своего собственного восприятия с помощью символов и «отсылок» нелегко.

Будем называть этот интересный метод «Принятие своего тела». Только учтите один момент, что, если поза будет очень удобной, то есть шанс просто-напросто уснуть. Чтобы начать занятия необходимо сделать следующее:

  • Ляжете или сядьте в удобную для вас позу, но при этом – спина должна быть абсолютно ровная;
  • Начните глубоко дышать – представьте, как напряжение покидает ваше тело. Плавно, с каждым последующим выдохом. Продолжайте это действие на протяжении 3-5 минут;
  • Перенесите свой центр тяжести на кончики пальцев. Почувствуйте напряжение и постарайтесь распределить его по всему телу, постепенно освобождаясь от дискомфорта. Лучше всего делать это с закрытыми глазами, так вы достигните максимального уровня концентрации;
  • Постарайтесь переносить напряжение из одной точки в другую, двигаясь по кругу: от кончиков пальцев, макушки головы до середины груди;
  • Представьте, как вас обволакивает кокон спокойствия и защищённости, придавая вам силы и уверенности для дальнейших свершений целей.

Такие простые на первый взгляд методики, дают отличную возможность побыть один на один. Вы сможете провести анализ своих действий и поступков, который необходим для процесса самопознания. Эти упражнения не займут у вас много времени, а их простота позволит выполнять некоторые действия даже на рабочем месте.

Таким образом, самопознание как процесс долговременный, можно даже скачать, бесконечный, не отнимает у вас радости жизни или счастливые моменты. Вы должны приучить себя к тому, что самопознание, в первую очередь, протекает даже в тот момент, когда вы находитесь в состоянии сна. Что вы видите закрывая глаза? Может быть сны это отражение ваших мыслей?

Вывод

Подводя итог, следует сказать, что самопознание как процесс, присутствие которого крайне важно в нашей жизни, безусловно тернист и труден. У многих он вызывает сомнения в собственных силах, что на корню препятствует началу саморазвития как такового. Главное - понять для себя! Никто, кроме нас самих. не сможет пройти этим путем. Без трудолюбия, целеустремленности, а возможно даже жертвенности, невозможно понять свое внутреннее «Я». Все аспекты нашей сущности или как мы их часто называем «заморочки», и составляют эту непредсказуемую индивидуальность каждого человека.

Все мы без исключения задаемся такими вопросами: «Кто я такой?», «Почему я такой?», «Зачем я существую?», «В чем смысл моего пребывания здесь?» , и так далее. Именно таким образом человек пытается познать самого себя. Этот процесс называется самопознание , и он начинается с ранних лет и длится всю жизнь.

Что такое самопознание?

Более точное определение самопознания звучит так:

Самопознание - это изучение человеком своих физических и психических особенностей, выявление собственных интересов и склонностей, осмысление себя как личность в целом. Если говорить коротко и простым языком, самопознание - это постижение своего истинного "Я". Я надеюсь, что это определение для Вас более понятно.

Области и сферы самопознания

Теперь перейдем к сферам и областям самопознания. Мне известно, что к сферам самопознания психологи выделяют всего три уровня образования человека. К первому уровню относится организм, как биологический индивид. Второй уровень - социальный индивид, то есть способность приобретать определенные знания, навыки, следовать правилам поведения. Третий уровень - это личность, то есть умение делать выбор, строить свою жизнь, координировать собственное поведение во взаимоотношениях с другими людьми.

Если говорить об областях самопознания, то к ним относят и .

Я считаю, что процесс познания самого себя в большей степени осуществляется осознанно, нежели бессознательно. Ведь самопознание происходит через конкретные результаты, оценок, отдельных образов самого себя в самых разных условиях, а также через мнения окружающих людей и сравнивания себя с ними.

Самое интересное то, что человек может оценивать себя как адекватно, так и неадекватно. Личность способна создать такой образ самого себя (и даже поверить в него), который вообще не соответствует действительности, вследствие чего происходят конфликты с реальностью. Адекватная оценка самого себя напротив, приводит к более удачному приспособлению к миру и окружающим людям.

Я думаю за примером неадекватного оценивания себя далеко ходить не надо. Есть такие люди, которые страдают манием величия. На моем веку такие люди встречались. В Вашей жизни они тоже встречались, просто Вы их можете не помнить. Они считают, что им море покалено и что они способны горы свернуть. На деле только один из двухсот человек доказывает, что это так, а остальные сто девяносто девять никак себя не проявляют. Таких людей мало, потому что большинство наоборот, недооценивают себя. Они способны на многое, но из-за прошлых они считают себя , из-за чего перестают еще раз пробовать, что ведет к смирению с нынешней ситуацией и жалкому существованию. Но не будем об этом, так как в этой статье мы говорим о самопознании.

Способы и средства самопознания

Как я уже говорил, самопознание это процесс, и он может быть представлен в виде некоторых действий: нахождение в самом себе неких личностных черт характера или поведенческих особенностей, фиксация их в сознании, затем анализ, оценка, после чего идет принятие. Следует учесть, что люди с высоким уровнем эмоциональности и непринятия себя, превращают процесс самопознания в «самокопание» , что порождает ложное и несоответствующее знание о самом себе. Из-за этого у людей появляется масса комплексов, которых на самом деле и нет. Так что и здесь нужна мера.

Лично я советую людям прекратить заниматься самокопанием. На самом деле это бестолковое занятие. Я тоже раньше постоянно капался в себе, в результате чего у меня появилось ложное восприятие самого себя. Потом, в один прекрасный день я понял, что лучше принять себя таким, каков я есть. Я бросил это вредное занятие и принял себя. Вначале было непривычно, но спустя время я заметил, как мне легко стало дышаться. Я больше не критикую себя, все личные недостатки я принимаю, я не ломаю голову и не спрашиваю, что во мне не так. Вместо этого я считаю, что все во мне так, как надо, потому что я такой, какой я есть. Таким создал меня Бог. Прислушайтесь к моему совету. Итак, продолжим.

К самым распространенным способам самопознания относятся:

1) Наблюдение за самим собой. То есть человек ведет наблюдение за своим поведением, внутренними событиями.

2) Самоанализ. Анализ осуществляется в процессе самонаблюдения, в ходе которого какая-либо обнаруженная черта или поведенческая особенность делится на её отдельные части, выявляются причинно-следственные связи. Индивид размышляет о самом себе, об определенном качестве. К примеру, индивид заметил в себе , которая постоянно проявляется в нем, где бы он ни оказался. В этом случае можно постараться ответить на вопрос: «Как часто это проявляется?», «В каких места проявляется ?», «При разговоре с незнакомцами или со всеми?», «Почему застенчивость проявляется во мне?», «В чем причина?» . Я слышал, что причиной зрелого человека может являться давняя обида, пережитая еще в детском возрасте как результат насмешек.

3) Сравнение себя с «мерилом» . Это самый распространенный вид самопознания . Люди бесконечно сравнивают себя с другими. Они устанавливают себе идеала или норматив для сравнения себя. Любое сравнение производится с помощью сравнительной шкалы, которая всегда имеет противоположности. Например: сильный - слабый, честный - нечестный, толстый - худой и так далее.

4) Моделирование своей личности. Такое сравнение производится путем выявления отдельных качеств, свойств и характеристик собственной личности, своих отношений с другими при помощи каких-либо знаков или символов. К примеру, можно пометить квадратиком себя и значимых людей, постараться расписать и понять связи между собой и остальными: привязанность, отвращение, повиновение, доминирование, споры и ссоры и т.п.

5) Понимание противоположностей в каком-либо качестве или поведенческой особенности. Этот метод используется в конце процесса самопознания , когда конкретная индивидуальная особенность уже выявлена и детально проанализирована. Смысл этого метода состоит в том, что индивид и её отдельные черты характера имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Обнаружение положительной стороны какого-либо качества, которое раньше воспринималась как отрицательная, значительно уменьшает болезненность его восприятия. Это то, что помогает принять себя таким, каков Вы есть.

Самым доступным методом самопознания является наблюдение и познание других людей. Человеку свойственно давать другим людям характеристики, выяснять мотивы их поведения. В результате этого человек сравнивает себя с другими людьми, и это позволяет найти свои отличия от них.

Выделяют четыре средства самопознания:

Первый из них - самоотчет, который может делаться в виде ведения дневника.

Второе - просмотр фильмов или чтение классики. Здесь человек обращает свое внимание на особенности героев, а именно: их поступки, поведение с другими людьми. Почему-то человек неосознанно сравнивает себя с ними, ставит себя на их место.

Третий - изучение науки психологий, включая разделы соц. психология и психология личности.

Самопознание очень тесно связано с личностной . В науке психология выделяют три основных мотива обращения индивида к :

1) Понимание себя.

2) Поднятия ЧСВ (чувство собственной важности или значимости). Здесь индивид соотносит свои знания о самом себе с оценками своей значимости окружающими.

3) Уровень самооценки во многом зависит от степени удовлетворенности или неудовлетворенности индивида самим собой и от своей деятельности. Как я уже говорил, адекватное восприятие себя соответствует действительным возможностям человека, а заниженная или завышенная ведет к искажению.

У самооценки даже существует формула, которая выглядит так:

самооценка = успех / притязание

На этом статья о самопознании подошла к концу. Просьба отписаться в комментариях. И хочу еще раз напомнить Вам мой совет - перестаньте заниматься самокопанием. Это ведет к искажению действительности.

самопознание

Нравится

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.

Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.

Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание - не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.

Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.


Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

В заключении следует сказать, что обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.

С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Каждый человек - это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться - это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг - и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.