Индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина. Предпринимательская деятельность гражданина

Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).

Признаки предпринимательской деятельности.

  1. Это должна быть деятельность (система действий), а не разовое действие.
  2. Это самостоятельная деятельность – организационная независимость, неподчиненность, действие от своего имени, возможность действовать на свое усмотрение.
  3. На свой риск – деятельность с негарантированным положительным результатом, на субъекта предпринимательской деятельности обращаются все убытки, т.е. будет отвечать своим имуществом.
  4. Направленность на систематическое получение прибыли.
  5. Деятельность подлежит государственной регистрации.

Условия занятия предпринимательской деятельностью.

  1. Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрацию осуществляют налоговые органы. Для регистрации установлен заявительный порядок.

2. Отсутствие запрета на занятие предпринимательской деятельностью (для некоторых категорий граждан, связанно с занимаемой должностью). Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в случаях

Его недееспособности;

Если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

Если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);

Если не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

3. наличие лицензии на занятие некоторыми видами деятельности.

Порядок . К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Иначе решается вопрос для ИП, нежели для коммерческих организаций по следующим вопросам:

  1. Фирменное наименование (возможно для коммерческой организации). Правила об использовании имени запрещают для ИП использование вымышленного имени (псевдонима). ИП может действовать только от своего имени (ст. 19 ГК).
  2. Последствия осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации . Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (режим коммерческих организаций).
  3. Пределы имущественной ответственности ИП . Для юридических лиц – отвечают всем своим имуществом. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается ст. 446 ГПК (единственное жилое помещение, имущество необходимое для профессиональных занятий, предметы обихода…).
  4. Иным образом решается вопрос о несостоятельности (банкротстве) ИП.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает три случая банкротства гражданина:

Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Банкротство индивидуального предпринимателя;

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства.

Признаки банкротства всех трех категорий являются:

неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

В течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

Сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (неоплатность);

Размер задолженности - не менее десяти тысяч рублей.

Порядок : судебный.

Последствия:

1. Открывается конкурсное производство – выстраивание кредиторов в очередь;

2. Определяется имущество на которое может быть направлено взыскание (с учетом ст. 446 ГПК);

3. Удовлетворяются требования кредиторов в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

4. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора и не погашенные в порядке исполнения решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом, либо погашенные частично, либо не заявленные в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в полном объеме или в непогашенной их части.

В случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам кредитор, требования которого не были удовлетворены в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, вправе предъявить требование об обращении взыскания на это имущество.

Особенность для ИП и КФХ:

5. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

6. На один год индивидуальный предприниматель не может быть зарегистрирован в этом качестве.

Общие положения. Предпринимательская деятельность гражданина - частный случай предпринимательской деятельности вообще, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК), а право на ее осуществление - один из элементов содержания правоспособности гражданина (ст. 18 ГК)*(190). Граждане, работающие по трудовому договору, не являются предпринимателями, поскольку их деятельность не содержит необходимых признаков. Гораздо больше оснований считаться предпринимателями и предпосылок для государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности у тех граждан, чья деятельность основывается на гражданско-правовых договорах (в частности, подряда, возмездного оказания услуг - гл. 37, 39 ГК). Предпринимательская право- и дееспособность у гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано им только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина "дополнялись бы" возможностями дееспособных его законных представителей. Закон не определяет момент возникновения этой единой предпринимательской праводееспособности, но вполне определенно говорит о том, что осуществлять предпринимательскую деятельность (и регистрироваться в качестве предпринимателя) могут и несовершеннолетние, для чего необходимо нотариально удостоверенное согласие их родителей (усыновителей) или попечителя либо соответствующие документы, подтверждающие возникшую у них в полном объеме дееспособность (подп. "з" п. 1 ст. 22.1 уже упоминавшегося Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Если также принять во внимание, что предпринимательская деятельность гражданина, достигшего 16 лет, - одна из предпосылок его эмансипации, то, не обсуждая сейчас ряд сопутствующих актуальных вопросов, следует признать, что предпринимательская право-дееспособность гражданина возникает с согласия родителей, усыновителей или попечителя с 14 лет.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК). Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК). К предпринимательской деятельности гражданина по общему правилу применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций (п. 3 ст. 23, а также гл. 4).
Однако гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность и посредством создания юридического лица - правосубъектной коммерческой организации. Независимо от того, является он единственным ее участником или объединяется с другими лицами, он во всяком случае не может оставаться собственником имущества, предназначенного для ведения коммерческого предприятия (бизнеса):
такое имущество должно быть обособлено от имущества гражданина и передано в собственность коммерческой организации*(191).
Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей (далее - граждан-предпринимателей) и крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Федеральная налоговая служба Минфина России (ФНС России) и ее территориальные органы (см. абз. 2 п. 1 Положения о федеральной налоговой службе*(192)). Государственная регистрация гражданина-предпринимателя основывается на его заявлении и решении регистрирующего органа и сопровождается включением данных о гражданине в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым и общедоступным для ознакомления, за исключением отдельных сведений, доступ к которым ограничен*(193).
Государственная регистрация гражданина-предпринимателя осуществляется по месту его жительства в течение пяти рабочих дней со дня предоставления необходимых документов (в том числе заявления, копии документа, удостоверяющего личность, документа об уплате государственной пошлины, а также некоторых других документов, если заявитель является иностранцем или несовершеннолетним). Моментом регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Государственной регистрации подлежат также изменения сведений о гражданине-предпринимателе и прекращение им деятельности в этом качестве. Перемена места жительства гражданина-предпринимателя требует внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей с одновременной передачей регистрационным (налоговым) органом его регистрационного дела в регистрирующий орган по новому месту жительства.
Отказ гражданину в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возможен при непредоставлении им необходимых для регистрации документов или при обращении в ненадлежащий регистрирующий орган. Кроме того, безусловным препятствием для регистрации являются:
не утративший силу факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (правило, направленное на исключение двойной регистрации);
неистечение одного года с момента принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
неистечение срока, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Решение об отказе в регистрации может быть оспорено в судебном порядке.
Основаниями для прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя являются:
его личное решение;
смерть;
решение суда о признании его несостоятельным (банкротом) или принудительном прекращении его предпринимательской деятельности;
вступивший в силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
аннулирование документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия такого документа.
Государственная регистрация утрачивает силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда).
Гражданин, занимающийся предпринимательством без государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В связи с этим речь, по всей видимости, идет о возможности применения не только отдельных норм ГК (например, п. 3 ст. 401), но и групп норм ГК (например, § 3 гл. 30), а также правил тех нормативных правовых актов, к которым отсылает ГК. Во всяком случае, из правила п. 4 ст. 23 ГК можно сделать три важных вывода:
поскольку гражданско-правовые нормы, адресованные субъектам предпринимательской деятельности, отличаются повышенной строгостью, нет сомнений в том, что данный пункт формулирует специфическую санкцию в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность вопреки требованиям государственной регистрации;
применение данной санкции зависит от усмотрения суда;
сама предпринимательская деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК) покоится не столько на формальном моменте (государственной регистрации), сколько на сущностных признаках самой деятельности.
Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами, в том числе споры с участием глав крестьянских (фермерских) хозяйств, за исключением споров, не связанных с осуществлением данными гражданами (главами) предпринимательской деятельности, - компетенция арбитражных судов. При разрешении таких споров последние руководствуются нормами о юридических лицах - коммерческих организациях, если иное не вытекает из закона, правового акта или существа правоотношений. Споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (а значит, не обладающих специальным статусом), в том числе споры, связанные с фактическим осуществлением ими предпринимательской деятельности, - компетенция судов общей юрисдикции (см. п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. N 4).
Крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - хозяйство) регулируется ФЗ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(194).
С организационно-правовой точки зрения хозяйство может быть двух видов:
одночленным (т.е. быть образовано и состоять из одного гражданина);
объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.
Членами хозяйства могут быть: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов (но не более чем из трех семей); иные граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства (но не более пяти человек). Хозяйство создается и действует на основании соглашения (кроме случая, когда оно является одночленным), которое подписывают все его члены и в которое вносятся все изменения, касающиеся выбывших (в результате выхода или по причине смерти) и вновь принятых членов хозяйства, а также смены главы хозяйства. Хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации (которая, как указывалось выше, осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей).
Хозяйство не является юридическим лицом. Оно представляет собой хотя и договорную, но в то же время неправосубъектную организацию, которая воспринимается в гражданском обороте через гражданина-предпринимателя - главу хозяйства. Главой признается один из членов хозяйства, который без доверенности действует от имени хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Это обстоятельство принципиально отличает современные неправосубъектные хозяйства от тех правосубъектных хозяйств (хозяйств - юридических лиц), которые создавались и действовали ранее в условиях прежнего Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. И хотя последний утратил силу, созданные в соответствии с ним хозяйства вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. Таким образом, на данном - переходном этапе допускается существование двух типов хозяйств - не обладающих статусом юридического лица и являющихся юридическими лицами.
Имущественный статус современного хозяйства напрямую зависит от его организационного устройства. В одночленном хозяйстве собственником имущества является соответствующее лицо (он же глава хозяйства).
Не столь однозначно обстоит дело с имуществом хозяйства, которое является объединением граждан. Такое имущество принадлежит данным гражданам (членам хозяйства), как правило, на праве общей совместной собственности (при этом доли членов в праве общей совместной собственности признаются равными, если иное не предусмотрено договором между членами). В то же время в порядке исключения вместо права общей совместной собственности закон или договор могут предусматривать режим общей долевой собственности с определением доли каждого члена. Порядок владения, пользования, а также распоряжения имуществом хозяйства определяется в соглашении членов хозяйства. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах хозяйства его главой, при этом всякая сделка главы считается совершенной им в интересах хозяйства, если не доказано иное. При выходе из хозяйства гражданин имеет право только на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства (но не на само имущество в натуре). Имущество хозяйства подлежит разделу между его членами только при выходе всех членов и прекращении хозяйства. Каждый член хозяйства имеет право на так называемый личный доход, т.е. часть доходов от деятельности хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции. Размер и форма выплаты личного дохода определяются по соглашению между членами хозяйства.
Хозяйство прекращается:
по единогласному решению его членов;
если не осталось ни одного члена или их наследника, которые желали бы продолжить деятельность хозяйства;
в случае несостоятельности (банкротства) хозяйства;
в случае создания на базе хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива (т.е. при переходе от неправосубъектной организации к правосубъектной);
на основании решения суда.
Банкротство индивидуального предпринимателя. Деятельность индивидуального предпринимателя сопряжена с риском, который является специфическим признаком всякой предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Это означает, что гражданин, осуществляя предпринимательскую деятельность и стремясь к получению прибыли, в действительности может ее не получить, а, напротив, может понести убытки. Вообще говоря, убытки гражданина от предпринимательской деятельности падают на него самого либо на третье лицо (в частности, на страховщика - подп. 3 п. 2 ст. 929, ст. 933 ГК). Убытки от предпринимательской деятельности могут существенно превышать все имущество предпринимателя (а при страховании предпринимательского риска размер страховых выплат также имеет легальное ограничение - п. 2 ст. 947 ГК) и выходить за пределы его имущественной сферы, затрагивая интересы третьих лиц. Такие случаи закон регулирует особо ввиду необходимости защиты интересов кредиторов гражданина-предпринимателя (ст. 25 ГК).
Гражданин-предприниматель, не способный удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). Основания и порядок признания судом гражданина-предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве установлены пп. 1, 5 ст. 25 ГК и ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(195) (далее - Закон о банкротстве).
Дела о банкротстве индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражному суду.
Основанием для признания гражданина-предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании гражданина-предпринимателя банкротом может подать он сам, его кредитор, требование которого связано с предпринимательской деятельностью данного гражданина, а также уполномоченный орган. При применении процедур банкротства гражданина-предпринимателя его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования (ст. 215 Закона о банкротстве, п. 2 ст. 25 ГК).
Требования кредиторов гражданина-предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и очередности, которые предусмотрены Законом о банкротстве (п. 3 ст. 25 ГК).
1. Прежде всего, во внеочередном порядке (т.е. до удовлетворения требований кредиторов) покрываются расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения суда о признании гражданина-предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
2. После этого удовлетворяются требования кредиторов в следующей последовательности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами (подробнее о порядке расчетов с кредиторами разных очередей см. ст. 135-137 Закона о банкротстве). При удовлетворении требований кредиторов закон исходит из двух принципов - последовательности (требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди) и пропорциональности (при недостаточности денежных средств они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований) (см. ст. 211 с учетом правил ст. 202 Закона о банкротстве)*(196).
После завершения расчетов с кредиторами гражданин-предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании его банкротом. Однако сохраняют силу те требования граждан, перед которыми банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера (п. 4 ст. 25 ГК). С момента принятия судом решения о признании гражданина-предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его регистрация в качестве предпринимателя, аннулируются выданные ему лицензии, он не может быть зарегистрирован в качестве предпринимателя вновь в течение одного года с момента признания его банкротом (пп. 1, 2 ст. 216 Закона о банкротстве, п. 1 ст. 25 ГК).
Правовое регулирование банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства имеет специфику (ст. 217-223 Закона о банкротстве). Так, посвященные этому вопросу правила предусматривают особенности в проведении как антикризисных мероприятий - финансового оздоровления и внешнего управления крестьянского (фермерского) хозяйства, направленных на предотвращение его банкротства, так и самого конкурсного производства. Конкурсную массу хозяйства образует только то имущество, которое находится в общей собственности членов хозяйства, соответственно, сюда не может входить личное имущество главы и членов хозяйства, а также имущество, приобретенное на доходы, не являющиеся общими средствами хозяйства. Конкурсная масса хозяйства подлежит реализации с торгов, при этом преимущественное право приобретения имущества хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельхозпродукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку хозяйства-банкрота. Реализация самого земельного участка хозяйства-банкрота возможна только с соблюдением земельного законодательства.

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли. Следовательно, гражданин, работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. До принятия специального закона она осуществляется на основании Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

2. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Порядок выдачи лицензии определен Постановлением Правительства РФ No.1418. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель.

3. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает этот статус и с момента прекращения действия государственной регистрации, по истечении установленного срока, аннулирования государственной регистрации и т.п. В таких случаях, согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ No.6/8, споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст.25 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. Эти положения содержатся в ст.310, 315, 322, в п.3 ст.401 ГК.

4. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет, если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья (см. ст.29 ГК и коммент. к ней), вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами. Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным (ст.21 ГК) и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным (см. ст.27 ГК и коммент. к ней), которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст.13 Закона об оружии).

5. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из ст.3 ГК. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для них гл.4 Кодекса. Существующие на основании Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", который утратил силу, индивидуальные (семейные) частные предприятия должны быть до 1 июля 1999г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы. При этом следует учитывать, что согласно ст.66 ГК хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое является его единственным участником. Не преобразованные до указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст.115, 123, 296, 297) с учетом того, что собственником их имущества являются их учредители - граждане.

6. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (ст.1041 ГК).

7. П.2 признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнерами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" был принят 22 ноября 1990г. и сейчас во многом устарел (Ведомости РСФСР, 1990, No.26, ст.324). В соответствии со ст.257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996г. указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам (Бюллетень ВС РФ, 1995, No.5, с.2).

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Пользование имуществом осуществляется членами хозяйства по соглашению между собой, сделки по распоряжению имуществом хозяйства совершает глава хозяйства либо иные лица по его доверенности

Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.

Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с законодательством РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях получения прибыли и удовлетворения потребностей общества.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

Черты предпринимательской деятельности:

    самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу в рамках правовых норм;

    экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

    хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли.

Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером.

На процесс предпринимательства оказывает влияние ряд факторов:

    экономические условия – это предложение товаров и спрос на них;

    социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;

    правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

    Сущность предпринимательской деятельности на рынке.

Сущность предпринимательской деятельности – создание товаров и услуг, которые имеют ценность для потребителя и несут выгоду производителю. Вид производимой продукции может меняться во времени, так как меняется спрос покупателей. Жизнь диктует свои требования, поэтому сущность предпринимательства отдельно взятого бизнесмена может легко изменяться. Это существенное преимущество малых предприятий. Оно позволяет менять оборудование и части производственных линий очень легко и быстро. В сущности предпринимательской деятельности сочетаются активность на рынке, экономическая выгода, предприимчивость, предпринимательский риск, конкуренцию.

Цели предпринимательской деятельности могут меняться в зависимости от рода занятий, но все они связаны с получением прибыли. Основная цель бизнеса – получение денег для того, чтобы обеспечивать себя, свою семью и работников своего предприятия. Но у предпринимательской деятельности есть и иные цели – снабжение рынка товарами и услугами, предоставление их потребителям, снижение социальной напряженности, в виде создания ценностей и выплаты налогов, которые обеспечивают социальные блага – образование, медицину и пр.

Кто имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

Право на осуществление предпринимательской деятельности имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, и имеющий определенные свободы. Любое ограничение свободы гражданина по Закону является препятствием для открытия своего дела, для занятия предпринимательской деятельностью. Тюремное заключение, домашний административный арест - это повод для запрета на начало бизнеса. Такой запрет не может быть наложен по другим многочисленным причинам, к таковым относится пол, возраст, вероисповедание, национальность, ориентация, место проживания. Исключение из правил составляют лица, моложе 18 лет, но старше 16 лет, которые вступили в брак. А так же не вступившие в брак, но признанные комиссией органов опеки дееспособными.

Основные признаки предпринимательской деятельности

Основные признаки предпринимательской деятельности были описаны в других статьях подробно, но повторить будет не лишним, особенно применительно к индивидуальному предпринимательству. Каждый предприниматель, владелец ИП, должен знать, что основным признаком предпринимательской деятельности является получение прибыли, систематическое и максимально возможное.

И второй, не менее важный признак предпринимательской деятельности – самостоятельное преодоление всех возможных рисков. Уход от них и минимизация возможны только в случае оформления и выплаты страховки в частном порядке. Это риск, связанный с нарушением обязательств партнерами по договорам, непредвиденными обстоятельствами и в связи с возникновением различных форс-мажорных обстоятельств, а так же с различными внешними факторами – изменениями в законах, в налоговых правилах и нормативах выплат.

В связи с этими изменениями возникает и еще один существенный риск – предприниматель должен своевременно узнавать об изменениях. Незнание новшеств не освобождает от невыполнения новых требований. За несвоевременные действия или бездействие по каким-либо вопросам предприниматель может поплатиться, и не всегда суммы штрафов минимальны.

Следующий признак вытекает из самого слова «предприниматель». Называться так имеет право только тот человек, который получил официальный статус индивидуального предпринимателя в регистрирующих органах, то есть имеет на руках документ – свидетельство о регистрации ИП, платит налоги и выплаты во все фонды.

    Окружение предпринимателя на рынке

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду , влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

Потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

Производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

Промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

Государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

Международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы . Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы . Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы , к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразиевнутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

Ÿ производство,

Ÿ маркетинг,

Ÿ финансовое управление,

Ÿ общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:

Потребления;

Научно-технической, экономической, политической информации;

Капитала;

Рабочей силы;

Сырья, материалов и комплектации.

Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами :

n взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

n ответственности перед конечным потребителем;

n достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

n экономного ведения хозяйства;

n соблюдения этического кодекса предпринимательства.

    Виды и формы предпринимательства

Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.

Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

Выбор области деятельности производственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.

Производственное предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.

Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой.

Коммерческое предпринимательство считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредни-ческое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.

Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальныге формыг предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.

    Характеристика субъектов и объектов на рынке.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, т.е. сделок купли-продажи: физические лица – покупатели, продавцы, предприниматели; юридические лица – предприятия, объединения, организации, ассоциации, фирмы, государство и т.д.

С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственности на субъекты, функционирующие в рамках государственной собственности, коллективной (групповой) собственности и частной собственности.

Основных субъектов рыночных отношений в современной экономической теории принято подразделять на три группы:

1) домашние хозяйства . Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;

2) бизнес (фирма) – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли (дохода). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;

3) правительство (государство) представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые реализуют государственное регулирование экономики. Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.

Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.

    Характеристика организационно-правовых и организационно-экономических форм предпринимательской деятельности.

В РФ согласно Гражданскому кодексу РФ от 21 октября 1994 года, предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью, не принимая статуса юридического лица.

Основные черты:

    право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации в качестве инд.предпринимателя (ПБОЮЛ) (ст.23 ГК РФ).

    несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст.24 ГК РФ).

    если инд.предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, то он признается несостоятельным (банкротом) по решению суда (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002).

Поскольку к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, то инд.предприниматель принимает де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждается содержание ст.25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

Широкое поле деятельности открывается перед предпринимателем в сфере услуг, сельскохозяйственном производстве и продаже товаров.

Другая группа ОПФ в РФ именуется общим понятием «юридические лица» .

Юридическое лицо – это организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

    имеет обособленное имущество,

    отвечает этим имуществом по своим обязательствам, м. от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права,

    несет обязанности,

    выступает в качестве истца и ответчика в суде,

    имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица делятся на

а) коммерческие (главная цель – извлечение прибыли),

б) некоммерческие (не преследуют в качестве основной цели получение прибыли).

Коммерческие юридические лица могут быть представлены в следующих ОПФ:

    хозяйственные товарищества,

    хозяйственные общества,

    производственные кооперативы,

    государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наряду с зарегистрированными индивидуальными предпринимателями предпринимательской

деятельностью может заниматься также глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Предпринимательская деятельность граждан регулируется ст. 23 и 25 ГК. Вместе с тем к предпринимательской деятельности этих субъектов могут применяться, за некоторыми исключениями, также правила закона, регулирующие деятельность коммерческих организаций - юридических лиц. Все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признаются субъектами малого предпринимательства.

Регистрация граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей

осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Для государственной регистрации предприниматель представляет в регистрирующий орган: заявление по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора и конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода (если заявление направляется ценным почтовым отправлением). Государственная регистрация производится в день представления документов или в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается либо высылается по почте бессрочное свидетельство о его регистрации в качестве предпринимателя. Предельный размер ставки регистрационного сбора не должен превышать установленного законом минимального размера оплаты труда.

Предпринимательский статус гражданина обязывает его полностью отвечать по своим долгам как перед бюджетом, так и перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом) и утратить качество предпринимателя.

Требования кредиторов предпринимателя, признанного банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности. Из установленных законом пяти очередей в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов (п. 3 ст. 25 ГК).

В ходе осуществления процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторами могут заявляться требования по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью. После завершения расчетов с кредиторами предприниматель освобождается от исполнения требований по этим обязательствам, если они были не только предъявлены, но и учтены при признании предпринимателя банкротом.

В соответствии с законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротами могут быть признаны также граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 202-213).

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть вновь зарегистрирован в качестве такового в течение одного года с момента признания его банкротом (п. 2 ст. 216).

Гражданская правоспособность иностранного физического лица определяется его личным законом. Личным законом считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Равным образом российское право является личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации. При наличии у лица нескольких гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства (п. 1-5 ст. 1195 ГК). При этом, по общему правилу, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами (ст. 1196 ГК).

Дееспособность гражданина - это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Различают четыре состояния дееспособности: 1)

полная дееспособность; 2)

частичная дееспособность; 3)

ограниченная дееспособность; 4)

«нулевая» дееспособность (полная недееспособность).

Полная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста. Вместе с тем гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак в установленном порядке ранее этого возраста или в результате эмансипации.

Эмансипация - это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным при условии его работы по трудовому договору (контракту) или занятия с согласия законных представителей (родителей, усыновителей либо попечителя) предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия законных представителей или по решению суда - при отсутствии такого согласия.

Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и неэмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет. За малолетних сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые малолетние вправе самостоятельно совершать с 6-летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условий) только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, по общему правилу, с предварительного (либо последующего) письменного согласия (одобрения) своих законных представителей. Вместе с тем в этом возрасте подростки вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, в частности сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (скажем, недорогие подарки), и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели (например, для приобретения фотоаппарата) или для свободного распоряжения.

Ограниченная дееспособность граждан также регламентируется законом. По общему правилу, никто не может быть ограничен в право- и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего подобное ограничение. Более того, по общему правилу, являются ничтожными полный или частичный добровольный отказ гражданина от право- или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение право- или дееспособности (ст. 22 ГК).

В дееспособности могут быть ограничены как полностью дееспособные (совершеннолетние), так и частично дееспособные граждане (подростки в возрасте от 14 до 18 лет).

Совершеннолетний гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с установлением попечительства при условии, если он, во-первых, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и, во-вторых, вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение. После решения суда такой гражданин вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может только с согласия попечителя. Ограничение дееспособности и попечительство отменяются судом по отпадении указанных оснований, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности.

Частичная дееспособность подростка в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничена также лишь по решению суда по ходатайству законных представителей подростка либо органа опеки и попечительства. При наличии достаточных оснований (в том числе злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, безрассудного расходования своих заработка, стипендии, иных доходов) суд может не только ограничить, но и лишить подростка права самостоятельно распоряжаться любыми своими доходами.

Полностью недееспособным по решению суда с установлением над ним опеки может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. От имени такого гражданина сделки совершает его опекун. При отпадении оснований признания гражданина недееспособным суд признает его дееспособным, и на основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

ГК подробно регламентирует функции, права, обязанности и деятельность органов опеки и попечительства, в роли которых выступают органы местного самоуправления (ст. 31 - 41).

Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от патронажа над дееспособными гражданами. Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина также может быть назначен в этом случае лишь с согласия такого гражданина. Обычно помощник заключает с подопечным договор поручения или договор о доверительном управлении имуществом подопечного.

Гражданская дееспособность иностранного физического лица,

как и его правоспособность, определяется его личным законом (п. 1 ст. 1197 ГК). Однако физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. При этом признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (п. 2, 3 ст. 1197 ГК). Предоставление иностранным гражданам и апатридам в РФ так называемого национального режима не исключает установления в отношении них, как правило, в их же интересах, определенных принятых в международной практике юридических формальностей. В этой связи во исполнение п. 4 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2145 "О мерах по введению иммиграционного контроля" Правительство РФ постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1020 утвердило Положение об иммиграционном контроле, а постановлением от 8 сентября 1994 г. № 1021 "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" - Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации21

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" утверждено Положение о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации (Российская газета. 10 октября 1998 г.)

В настоящее время статус иностранцев в России определяется, помимо ГК, федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившим в силу 31 октября 2002 г.(РГ, 31 июля 2002 г.). Данный закон определяет основные понятия (иностранного гражданина, лица без гражданства и др.), устанавливает три правовых режима пребывания иностранцев в России (временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание), регулирует порядок их въезда, выезда из страны и их регистрации.

Местом жительства гражданина, являющимся важным элементом его правового статуса, признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признаётся место жительства их законных представителей (ст. 20 ГК).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июня 1993 г. № 5242 - I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227. Введен в действие с 1 октября 1993 г.) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон установил взамен прописки регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской

Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Российская газета. 27 июля 1995 г.). Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. пункты 10, 12 и 21 данных Правил признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (Российская газета. 10 февраля 1998 г.). Ранее (4 апреля 1996 г.) Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные статьи и пункты ряда нормативных актов города Москвы и некоторых других населенных пунктов и регионов, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы (Российская газета. 17 апреля 1996 г.).

Постановлением от 14 августа 2002 г. №599 Правительство РФ внесло новые изменения и дополнения в Правила регистрации от 17 июля 1995 г22. Теперь по месту пребывания можно регистрироваться на любой срок (а не на три месяца). Отменены какие-либо запреты на регистрацию (в части письменного согласия всех совершеннолетних лиц, постоянно проживающих в жилом помещении; размера жилой площади, приходящейся на одного проживающего и т.

П.). Вместе с тем сохранились особенности регистрации граждан в отдельных регионах, прежде всего в г. Москве и Московской области(см. об этом: РГ, 14, 21, 28 июня 2002 г.)

В рамках своих конституционных прав гражданин РФ имеет также возможность на выезд из РФ и на въезд в РФ. Он не может быть ограничен в праве на выезд из РФ иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114 - ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции от 18 июля 1998г. №110-ФЗ (Вступил в силу с 22 августа 1996 г. Российская газета. 22 августа 1996 г.; 24 июля 1998 г.). Более того, Конституционный Суд РФ своим постановлением от 15 января 1998 г. № 2-П признал неконституционными положения части первой ст. 8 данного закона, по существу препятствующей выдаче гражданину РФ, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации (Российская газета, 29 января 1998г.).

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев. Переселенцы - это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т.п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

Вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" в редакции Закона от 20 декабря 1995 г.23 в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане РФ, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства не территории России.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" в редакции Закона от 28 июня 1997 г. № 95 - ФЗ (Действует с 3 июля 1997 г. Российская газета. 3 июля 1997 г.) беженцем признается, в частности, лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона "О беженцах", в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством России порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства РФ или права постоянного проживания на территории России, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, издают подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. В соответствии с Общим положением о данном подразделении, утвержденным приказом МВД РФ от 31 мая 2002 г. №522 (РГ, 11 июня 2002 г.) в целях реализации Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 (СЗ РФ, 2002, №8, ст. 813) и Постановления Правительства РФ от 21 мая 2002 г. №327 , одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

В повседневной жизни нередки случаи длительного немотивированного отсутствия некоторых граждан, в том числе предпринимателей в месте их жительства. В целях недопущения неразумно долгой неопределенности в имущественных и личных отношениях данных граждан с другими лицами закон устанавливает возможность признания таких граждан безвестно отсутствующими и объявления их умершими.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При необходимости постоянного управления имуществом безвестно отсутствующего оно передается на основании решения суда лицу, определяемому органом опеки и попечительства, с которым данный орган заключает договор о доверительном управлении. Из имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых он обязан содержать, и погашается задолженность по другим его обязательствам. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина суд отменяет свое решение, и на этом основании отменяется также доверительное управление имуществом.

Объявление гражданина по суду умершим допускается, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, во время лесного пожара) или дающих основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая (скажем, от взрыва самолета, в числе пассажиров которого числился пропавший), - в течение 6 месяцев. При пропаже без вести в связи с военными действиями гражданин, напротив, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо указанный в решении суда день его предполагаемой гибели. Объявление гражданина умершим (юридическая смерть) влечет те же последствия, что и фактическая смерть - регистрацию смерти в органах записи актов гражданского состояния, прекращение брака, открытие наследства.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет свое решение, на основе чего аннулируется запись о смерти в актовой книге. Гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, перешедшего к нему безвозмездно, т. е. в порядке наследования или дарения. Лицо, приобретшее имущество гражданина, объявленого умершим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество или его стоимость, только если будет доказана осведомленность этого лица в том, что объявленный умершим гражданин фактически жив.

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).

Юридическое лицо должно обладать в совокупности 4 легальными признаками: организационной упорядоченностью (или единством); имущественной обособленностью; возможностью выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью.

Признание юридическим лицом определенной «организации» не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции должен определяться, согласно ст. 51 ГК, законом о регистрации юридических лиц. данный закон принят 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (Российская газета, 10 августа 2001 г.). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредители (участники) юридического

лица должны заключить учредительный договор и (или) утвердить устав юридического лица и направить этот (эти) учредительный документ одновременно с другими, требуемыми дополнительно для регистрации некоторых видов юридических лиц, а также заявление о регистрации и свидетельство об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган. Учредительные документы могут быть также направлены в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

При изучении действующего порядка государственной регистрации как создания, так и реорганизации и ликвидации юридических лиц необходимо учитывать соответствующие изменения и дополнения, внесенные в ст. 51. 54, 61, 62 и 63 ГК, а также в федеральные законы, определяющие правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц, федеральным законом от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (РГ, 26 марта 2002 г.). Данный закон, введенный в действие с 1 июля 2002 г., в частности внес изменения и дополнения в законы, регламентирующие порядок регистрации создания, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, общественных объединений, благотворительных организаций, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, организаций с иностранными инвестициями и др.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», таким органом является федеральное министерство по налогам и сборам (СЗ РФ, 2002, №20, ст. 1872). За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина. В РФ ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о их создании, реорганизации и ликвидации. Данный реестр обычно ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в ней сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438. В тот же день Правительство РФ постановлением №439 утвердило формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению (РГ, 26 июня 2002 г.) В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая база;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов определяются Правительством Российской Федерации.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов при государственной регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 закона.

Государственная регистрация осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 закона.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 ст. 8.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 закона для государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.