Древние религии. Возникновение религий, древнейшие верования

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Как уже говорилось, среди всех основных форм культуры у искусства сложились особенно тесные связи с религией, поскольку религиозное сознание в силу своего синкретизма исторически явилось прообразом искусства, а художественное творчество как синтез элементов других видов деятельности может рассматриваться как светский аналог религии. На протяжении веков именно религиозная картина мира представлялась человеку абсолютной реальностью. В силовом поле религии возникали и развивались различные виды искусства, при этом доминирование того или иного из них обусловливал преимущественно характер религиозного сознания. Приобретая на протяжении истории культуры автономию от определенной религиозной традиции, искусство существенно влияло на формирование национальных культур.

Истоком становления и развития архитектурного искусства явилась организация пространства для исполнения религиозно-магических обрядов; изначально - потаенное сакральное место в пещере. С эволюцией мифологического сознания и возникновением сложных форм политеизма связано появление специальных сооружений - храмов как мест присутствия богов, в ареале которых возникают другие виды искусства. Отражение своеобразия религиозного сознания в эстетическом чувстве, обусловившее особенности становления искусства в Древнем мире, рассмотрим на примере Египта, Индии, Китая, Греции и Рима .

Мифология Древнего Египта - родина световой религии и эстетики света. Она включала в предметы культового поклонения ряд животных (быка, змею, сокола и пр.), но красоту (иефер ) усматривала только в человеческом облике, осененном божественным светом Солнца (Ра). Ритуально-магический смысл формирования художественного мира определялся центральной идеей египетской мифологии - культом мертвых, отправление которого обещало воскресение человеку после суда Осириса для блаженной вечной жизни на полях Налу. Главной задачей обрядов становится сохранность человеческого существа в единстве души и тела, включающего тело {Сах), жизненный дух (Ба), имя {Рен), свет и тень {Ах и Шуит), духовную копию целого {Ка). Ради сохранения тела осуществляется бальзамирование, что предполагает интенсивное развитие комплекса знаний по химии, медицине и т.п.; изготавливается саркофаг с реалистичным портретом умершего, строится пирамида. Портретный реализм служит целям возвращения души и оживления умершего, поэтому он присутствует и в статуэтках в пирамиде, и в аллее сфинксов. Храмы при пирамидах предназначаются для называния имени и поддержания духа - копии Ка. Свет и тень (Ах и Шуит) символизируют просветленность тела как его красоту. Изображение нераздельности телесного и духовного подчинено особому цветовому канону - гармонии белого, красного, зеленого с божественным золотом и лазуритом, поскольку само изобретение изображения приписывалось богу Ра.

Результирующим эффектом достижения сохранности духа и тела человека по ходу осуществления обрядов в синтезе изобразительного искусства и архитектуры становится чувство радостного ожидания и открытости умершего грядущей блаженной жизни. Изображение человека в доверительной готовности к встрече с богами (Осирисом, Гором) являет образ протоэкзистенциальпой коммуникации и исток любви человека к человеку перед лицом высших сил. Не случайно в литературном наследии Египта среди гимнов, молитв, религиозных драм важнейшее место заняла любовная лирика. Однако началом, объединяющим все художественные элементы, своеобразным символом вечности оставался архитектурный комплекс, пирамида, храм при ней и аллея сфинксов .

Искусство Древней Индии несет на себе печать влияния эволюции ее религии - ведизма, брахманизма, позднее буддизма, согласно которым мир находится в состоянии постоянного разрушения и возрождения, а человек захвачен круговоротом рождений и смертей. Изначально это связывалось с представлениями о Брахме, творце мироздания, которое он должен был постоянно воссоздавать; позже - с верой в бесконечно перерождающееся духовное первоначало мира, Брахман , как основу всех материальных форм; и наконец, с культом Будды. Мир есть только иллюзия, и освободиться от нее человек может, лишь достигнув нирваны, выхода из круга перерождений. Нескончаемая внутренняя динамика отличает сознание индуса, и абсолютный покой - лишь конечная цель этого движения.

Если в Древнем Египте красота окружает человека сиянием солнечного света Ра, т.е. извне, то в Индии красоту сообщает свет внутри человеческого сердца. Светом сердца символизированы в ней истина и благо. Брахман непостижим, но его можно достигнуть в созерцании внутреннего мира, в Атмане. Погружение в свет Брахмана дает освобождение от бесконечного переселения души в материальные формы. Духовное движение во внутреннем мире человека, раствореиность телесного в божественном свете (т.е. красоте) делает ценным в искусстве не статические образы, а динамические. Символу культуры Египта - пирамиде - противополагается танец,

достигший в Индии художественного совершенства, которого не знала никакая другая культура древности.

Танец Шивы , борца против несправедливости и праведного мстителя за порок, Царя танца (Натараджи ), исполняется в храме жрецом и имеет сакральный характер, ибо в нем отражена полнота осмысления мироздания в его бесконечной изменчивости. Синестезия духовного и телесного, музыкальных и изобразительных элементов танца образуют сложный язык жестов, превращающий танец в вербально воспринимаемое высказывание (рис. 17.1). «Речь» танца включает в себя значения более 500 движений пальцев, 108 поз тела, 2А движений головы, 26 движений глазного яблока, шесть движений бровей, четыре движения шеи и для своего понимания требует соответствующей образованности.

Рис. 17.1.

Исполнение танца предполагает строительство храма, создание изображений богов и поэтическое обращение к ним, но именно танец оказывается в фокусе древнеиндийской культуры, постепенно выходя за стены храма, принимая многообразные светские формы. Несмотря на широкое распространение с VI в. буддизма, где главной фигурой становится Будда в позе медитации, танец, принадлежащий более древней традиции и обратившийся в буддизме в целую систему ритуальных танцев, остался популярнейшим видом искусства в Индии, в существенной мере выражая характер нации .

Чувство, рождаемое древнеиндийским искусством, выражает свободную игру духа, его могущество и самодостаточность. Любовь лишена здесь той зависимости, с которой посягают на дух потребности тела, а в образе Рамы, Кришны, Будды она насыщается чисто духовным смыслом, превращаясь в доступный для всех праведный путь жизни.

Культура Древнего Китая значительно отличается от других культур Древнего мира. Вера в высшие силы здесь, по существу, сводится к почитанию Неба и Земли в их сакральной ипостаси; мифология представляет сюжеты жизни человека, а осмысление мироздания происходит скорее в русле философии. Таким образом, в Китае отсутствовала «четко выраженная идея акта космического творения как результата усилий некоего божества-демиурга» , при этом искусство Древнего Китая свое оригинальное выражение получило не столько в русле конфуцианства, ориентированного прежде всего на этическую проблематику, сколько под влиянием даосизма.

Дао (Путь) - закон космоса и социума, всепроникающее начало, прикосновение к которому образует гармонию человека с природой. Имея функцию порождения мира, Дао есть промежуточное звено между бытием и небытием, поэтому вещь, принадлежа бытию, содержит в себе частицу небытия как свой смысл. Небытие - начало всех начал, истинно и прекрасно; его образ - пустота, которая явлена через определенное соотношение изображенных предметов. Первостепенное значение придается изображению природы в единстве мужского и женского (ян и инь ) согласно закону Дао, поэтому доминантное положение в искусстве занимает пейзаж (горы и воды).

Однако пейзаж - это не воспроизведение уголка природы, но осмысление природного мира. Он возникает под кистью художника не столько в результате творческой активности сознания, сколько вследствие благоговейного созерцания природы.

Созерцание пейзажа полагает целостность восприятия не только изображенных предметов, но и конфигурации пустого пространства, образуемого этими предметами Рис. 17.2. Китай. Деревья (рис. 17.2). в долине реки

Пейзаж, таким образом, приобретает эзотерическую функцию. Восприятие пейзажа аналогично созерцанию иконы: оно вызывает состояние просветленности, не выводя за пределы материального мира, в мир трансцендентный, а погружая в сущность Дао. По таким принципам строится и другой важнейший жанр - портрет", он не является воспроизведением внешности человека, но изображает характер, особенности внутреннего мира, его природу.

Главным критерием ценности произведения, будь то пейзаж, портрет, изображение цветов и птиц, прикладное искусство, предметы обихода, считается естественность, «созвучие энергий в живом движении». Иероглифический характер письменности, его своеобразная живописность также повлияли на особую связь живописи и поэзии, создавая «живописность поэзии и поэтичность живописи» , образуя художественную взаимодопол- нителыюсть изображения и иероглифа. Но пейзаж сохраняет доминантное положение, о чем говорит крупнейший китайский художник и теоретик XVII в. Ши-тао:

«Пейзаж выражает форму и динамическую структуру Неба и Земли. На лоне пейзажа ветер и дождь, тьма и свет составляют одухотворенный образ» .

Перенос этого отношения на эстетическое созерцание природы становится истоком отказа от насилия над природой, началом диалога-любви с ней человека. Именно в Китае, а затем в Японии, в существенной мере продолжившей, хотя и преобразовавшей по-своему, традицию китайской культуры, складывается особый тип восприятия природы, подобный созерцанию художественного произведения. Известный американский китаист Дж. Роули приходит к убедительному выводу, что китайцы смотрели на мир не столько через призму религии, сколько через искусство . Иначе говоря, искусство в Китае приняло на себя функцию, аналогичную той, что выполняла религия.

Наиболее яркое завершение эволюции политеистических культур приходится на Грецию и Рим времен Античности, которые испытали влияние прежде всего цивилизации Египта , ориентированной в отличие от Индии и Китая не на созерцание и не-деяние, а на развитие науки и техники для взаимодействия с природой.

Боги Древней Греции символизируют природные и социальные силы, которые организуют и определяют бытие человека. Философия, возникающая в русле греческой религии, делает главным предметом изучения природу. Фокус древнегреческой эстетики - проблема бытия: сначала космоса как прекрасно организованного живого тела, а затем человека как тела, наделенного душой, и наконец, эйдоса как причины материального мира.

Красота не должна таить в себе небытия, она может быть только сущим. Согласно Аристотелю, искусство (техне) через мимесис дает образ становящегося возможного бытия в единстве общего и единичного как индивидуум. Художник - творец, поскольку мимесис - аналогия энтелехии, осуществление потенциального бытия в предметный мир прекрасного космоса. Отсюда онтологичность и космологизм древнегреческой культуры предполагает пластичность ее искусства .

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» вошли в золотой фонд мировой эпической литературы, а древнегреческая лирика (Сапфо, Анакреонт) явила пример высокой поэзии, но в искусстве слова все же доминирует форма, предполагающая воплощение героев и сюжетов на сцене. Именно в Греции из культа Диониса возникает великое искусство трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид), а родившаяся в период античной классики комедия (Аристофан) достигает особого расцвета в эпоху эллинизма. Таким образом, пластический характер сознания древнего грека отразился в литературе расцветом драматургии и вызвал становление и распространение искусства театра, которому полисом была придана первостепенная воспитательная роль.

Расписывая краснофигурные и чернофигурные вазы, предметы культа и обихода, греческие художники обнаруживали поразительное мастерство. Но более всего творческая активность греков была обращена на скульптуру (Поликлет, Фидий, Пракситель) и архитектуру (Иктин и Калликрат). Такой выбор отчасти объяснялся преимущественным влиянием древнеегипетской традиции, но в первую очередь тем, что именно пластика адекватнее других видов искусства выражала ориентацию античной культуры на ценности трехмерного физического мира. Не случайно и в области прикладного искусства греки остались несравненными по изобретательности и изяществу в изготовлении мелкой пластики - разнообразнейших форм глиняной утвари.

Сменявшие друг друга дорический, ионический, коринфский ордеры, возникшие в храмовом строительстве (рис. 17.3), постепенно распространились на светские постройки (дворцы, виллы) и на протяжении последующих веков образовали основу стилистики европейской архитектуры.

В Греции берет начало формирование фундаментальных принципов создания и оценки эстетической ценности архитектурного произведения: гармоническая целостность в соотношении частей сооружения и конструктивное единство действующих в нем физических сил, выраженность в его облике назначения строения (храма, театра, булевтерия) и вписанность его в природную и культурную среду.

Только музыка, не несущая в себе никакого предметного содержания, занимала весьма скромное место в древнегреческом искусстве и не случайно ценилась Платоном более всего за поддержание в греках воинского духа. Основной настрой, пронизывающий искусство Древней Греции в целом, - утверждение ценности бытия, радость творения через преодоление страдания и трагизма.


Рис. 173.

Культура Древнего Рима вместе с преобразованием верований этрусков в соответствии с греческим пантеоном наследовала сущностные черты эллинской традиции: ориентацию на пластичность, активность, индивидуальность. Однако на эллинистической стадии они обретают иное измерение, поскольку истовость религиозной веры постепенно теряет силу, и отношение к религии становится все более формальным. Культура Рима обрастает мощными институтами цивилизации - государства, права, техники, которые не требуют религиозного обоснования.

Греческое строение храма по аналогии с пластикой человеческого тела уступает место организации городского пространства, в котором доминирует светская архитектура (колизей, триумфальная арка, виллы, термы), символизирующая мощь Римской империи, подчиненность человека государству. Место храмов, которые греки посвящали отдельным богам (Зевсу, Афине, Аполлону и пр.), занял общий для всех богов храм - Пантеон (рис. 17.4). В отличие от прямоугольных в плане греческих сооружений Пантеон впервые в истории завершался куполом, который создавался путем последовательного применения в строительстве арки, заимствованной римлянами у этрусков.


Рис. 17.4.

В скульптуре изображение богов уступает место портрету (рис. 17.4). Жизнь человека представлена не всем телесным обликом, а лишь лицом: в глазах открывается внутренний мир, который интересует римлянина больше, чем тело. Значит, изображение человека не обязательно должно быть в трехмерном пространстве; более того, полнота осмысления образа полагает его включенность в природный или культурный контекст, что подразумевает целесообразность использования плоскости для рисунка. В Древнем Риме необычайных высот достигают мозаика и фреска , передающие нюансы духовных состояний портретируемого человека, красоту окружающей его природы.

Рис. 17.5.

Положение человека в Риме, таким образом, двойственно: с одной стороны, он гражданин мощного государства, чем может гордиться; с другой - человек стремится оградить от государства свою частную жизнь. Тело огромного города стесняет телесное существование человека, одновременно инициируя внутреннюю жизнь его души. Радость творения пластических форм бытия в преодолении трагизма жизни и вечного становления у грека преобразуется у римлянина в чувство внутреннего освобождения от давления государственной организованности, и он погружается в глубины индивидуальной души, в творчество духовных состояний. Хотя в Риме в отличие от Греции в театре при дворах аристократов приобрела популярность комедия (Плавт, Теренций), здесь одновременно расцветает и лирическая поэзия (Катулл, Гораций, Овидий), получившая широкое признание в истории, в том числе дошедшая до нас в прекрасных переводах.

Рождение в Риме на закате античного мира ощущения хрупкости, конечности индивидуального бытия и в то же время стойкости к смерти знаменовало утверждение экзистенциальной коммуникации, открывшейся в Греции Сократу и предвосхищаемой в религии Древнего Египта . Однако если у египтян эта экзистенциальная коммуникация имела религиозное основание, то теперь она его утрачивает и становится глубоко пессимистичной. Главная проблема духовной жизни Древнего Рима заключалась в том, что открытие духовного космоса в человеке требовало кардинально нового религиозного обоснования, которое могла принести только идея Бога как идеального первоначала, творца сущего, мыслью и словом милосердного. Поэтому древнеримская культура, завершавшая историю Древнего («доосевого») мира, имела своим итогом возникновение духовной почвы для принятия монотеизма, причем именно в варианте христианства.

Фундаментальный анализ характера древнегреческой культуры был проведенА. Ф. Лосевым в восьмитомной «Истории античной эстетики» (1963-1994).

  • Глубинный слой человеческого бытия (экзистенции) немецкий философ Карл Ясперсназывал осью (VIII-II вв. до н.э.), которая рассекает историю человечества на два периода:Древний мир, не знавший экзистенции (т.е. «доосевой»), и мир, положивший начало современному человеку («постосевой»). Подробнее см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории:пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
  • Возникновение искусства и религиозных верований

    Проверка домашнего задания:

    1. Сделайте описание рисунка «Родовая община» (с. 13).

    Что изображено на рисунке: в центре.. на первом плане... справа... слева... ? (дополнить) колышками прибила к земле шкуру убитого зверя меховой стороной вниз, а мясной вверх; каменным скребком она счищает остатки мяса и жира.

    2. Какие признаки родовой общины выражает слово «общи­на»?

    Какие признаки - слово «родовая»?

    План:

    1. Причины появления религии.

    2. Появление искусства

    Новые понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

    Изучение нового материала:

      Как была найдена пещерная живопись.

    Долгое время ученые не знали, что первобытные люди умели рисовать.

    Более 120 лет назад археолог Марселино ле Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру (учитель показывает на карте полушарий север Испании). Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Археолог смотрел себе под ноги в надежде найти в пещере обломки пер­вобытных орудий труда или кости животных. А девочке было скучно, она прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа!., папа!.. Быки, нарисованные быки!» Отец бросился к ней и увидел, что весь низкий по­толок пещеры на протяжении целых 40 м (это длина школьного коридора) покрыт изображениями вымерших животных - бизонов. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Археолог предпо­ложил, что эти рисунки созданы первобытными людьми (рассматривается рисунок «Самка бизона», с. 15). Но никто из ученых того времени ему не поверил. Поговаривали, что пещеру разрисовал приятель археолога -художник и будто бы оба тем самым желали разыграть и подурачить евро­пейских ученых. Какие у них возникли возражения?» Развитые учащиеся способны высказать правильные догадки («Ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.

    Рассмотрите рисунок, с. 15. Нравится ли вам, как изображена самка бизона в пещере Альтамира? Если да, то чем?Не страшно было бы вам к ней подойти? Дополняя ответы, учитель может сказать: Глядя на этот рису­нок, веришь, что бизониха была именно такой - большой, сильной, мускулистой. Подойти к ней мне было бы страшно: она выставила вперед рога, недобрым огнем горит ее глаз.

    Взгляните еще раз на рисунок «Родовая община», с. 13. Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть искусными художниками. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать, делать глиняную посуду и вы­плавлять металлы. Казалось невероятным, чтобы им удалось с таким мас­терством воссоздать облик бизонов.

    Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры, на стенах которых также были найдены красочные рисунки. Только тогда ученые перестали сомневаться в том, что перед ними произведения первобытного искусства.

    2. Что изображали первобытные художники.

    Чаше всего зверей, на которых охотились, - бизонов, мамонтов, лошадей, оленей. Пер­вобытным художникам удавалось передать не только внешний облик зверя, но и его характер. Вот, например, олень (рассматри­вается рисунок, с. 16) изображен пугливым и настороженным.Кажется, он прислушивается: где-то хрустнула ветка, раздались тревожные звуки. К нему не подойдешь - он тут же обратится в бегство.

    Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рассматривается рисунок «Мамонт» (с. 14). Зверь изображен спокойным, неповоротливым, с горбатой спиной.

    Рассмотрите рисунок на стене пещеры Ляско во Франции (с. 16): изображенная сиена полностью не разгадана. Мы видим бизона, пронзенного копьем, мешком вывалились его внутренности. Человек бессильно раскинул руки перед разъяренным зверем. Уходит носорог. Внизу изо­бражена копьеметалка с фигуркой птицы. Попробуйте разгадать содержание рисунка. Что здесь произошло, по вашему мнению?

    А теперь сравните, как изображен зверь и как человек.

    На что похоже туловище человека?

    Как изображены руки?

    Сколько пальцев на руке?

    Как выглядит голова?

    Кого первобытные художники изображали правдивее; человека или зверя? Подумайте почему.

    Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что от удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за зверями, стара­лись запомнить их облик и повадки. Первобытные художники научились изображать животных в естественных позах, а людей изображали гораздо реже и с большей условностью.

    (3) Зарождение верований

    Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными явлениями природы. Религиозные верования возникли примерно 30 тысяч лет назад. Они связаны с формированием «человека разумного», который делает попытки объяснить причины важных для него природных явлений.

    Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры - это дети природы, как они сами. Когда эвенки охотились на медведя, они окружали его берлогу, произнося формулы «уговоров». Когда же убивали медведя, долго извинялись перед ним и уверяли, что они не виноваты в его гибели. У северных народов есть обычай, по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь ее часть бросают в воду со словами: «Тюлень ушел в море!» Черепа убитых животных приносят в дом и всячески ублажают их. Охотники танцуют и поют песни: «Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас».

    3. Человек «заколдовывает» зверя.

    Рассмотрите сделанные перво­бытными художниками резные изображения медведя и носорога(с. 17). Медведь смертельно ранен стре­лами и камнями (линиями изображены стрелы, кружочками - камни), из его пасти хлещет кровь. Не в лучшем положении но­сорог - из его брюха торчат четыре стрелы с оперением в виде овала (видимо, в него стреляли снизу, из засадной ямы), зверь ранен в морду метательными копьями - дротиками. Заметьте, что первобытные люди часто изображали раненых, истекающих кровью зверей. Чем это можно объяснить?

    Изображения зверей подтверж­дают ту мысль, что у людей возникла вера в колдовство . Быть может, первобытные люди думали так: если изобразить поражен­ное камнями, стрелами и копьями животное, то живой зверь ока­жется заколдованным и даст себя убить на охоте. (громкое чтение, § 3, п. 3, 1-й абзац).

    При наличии времени:

    Веру в колдовство ученые обнаружили и у остальных народностей, например у коренных жителей Австралии. Рассмотрите рисунок «Колдовской обряд перед охотой» (с. 22). Опишите рисунок. Что на нем изображе­но? Объясните действия охотников. Подумай­те, могло ли колдовство принести удачу на охоте. Первобытные люди в колдовство верили. А это очень важно: если человек верит, что добьется в каком-нибудь деле успеха, то скорее всего его и добьется. Если же он говорит сам себе: у меня ничего не получится, то именно так и будет.

    Рассмотрите рисунок «Оборотень» (с. 16). На рисунке первобытного художника изображено странное существо: у него человеческие ноги, но вместо рук лапы. У него пышный лисий хвост, ветвистые оленьи рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри глаза ночной птицы. Кто это? Может быть, переодетый зверем первобытный колдун... А может быть, оборотень .

    Возникшая у первобытных людей вера в оборотней сохранилась едва ли не до наших дней. Лет сто назад в разных местах России рассказывали про злых колдунов. Едет, например, свадьба под венец - и всю свадьбу колдуны превращают в волков: жених, невеста и все гости до конца своих дней бегают волками. В другом селе утверждали, что по ночам из-под моста выходят гусь и свинья и нападают на проходящих. Эти животные - оборотни и колдуны.

    4. Зарождение веры в душу и «страну мертвых».

    У первобытных людей воз­никла вера в душу - особое существо, обитающее в теле.

    Допустим, первобытный охотник заснул и увидел во сне погибшего в схватке с дикими зверями брата. Просыпается - где же брат?

    Приснилось охотнику, что ему удалось убить большого оленя - будет теперь много мяса. Пробуждается - лежит он в пещере на охапке травы, вокруг спящие люди, никакого оленя нет. В чем дело?

    Люди верили, что, когда человек спит, его душа покидает тело. Она охотится, встречается с душами живых и умерших людей. А после смерти человека его душа переселяется в «страну мертвых».

    Одни первобытные племена верили, что «страна мертвых» расположена на острове, другие - что она помешается в глубинах земли, третьи - что она находится на небесах. Для путешествия в «страну мертвых» умершим необходимы были лодки, сани, повозки, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. («Все необходимое обычно клали в могилу», - напоминает учитель.) На пути встречались преграды - огненные озера, кипящие потоки, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты: Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали колдовские обряды, совершаемые

    живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами, например свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и ту­ловищем, усеянными головами змей. Злой страж впускал души только тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев своего рода и были погребены по всем правилам.

    Люди верили, что души предков продолжают жить в «стране мертвых», пока их помнят и почитают потомки. Природа в «стране мертвых» похожа на ту, среди которой умершие жили до своей кончины. Там такие же реки, такие же озера и леса. Там плавают рыбы, летают птицы, бегают дикие звери. Души предков живут родовыми общинами, охотятся, собирают съедобные плоды и ягоды точно так же, как сами предки это делали на Земле.

    Появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

    По ходу урока делаются записи в тетрадь:

    Люди разумные появились 30 тыс. лет назад.

    Домашнее задание: § 3. Вопросы и задание 1 - 4.