По формам правления. Формы государственного правления

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

Порядок образования;

Степень участия населения в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре-дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Формы правления - способы организации высшей власти в государстве, оказывающие влияние на порядок формирования и структуру верховных госорганов и принципы их взаимодействия. Также они указывают на степень участия населения в жизни государства. Выделяют две формы правления - монархию и республику.

Монархия

Верховная государственная власть принадлежит монарху по праву наследования. Последний ответственности перед населением не несет. Монархия может быть абсолютной (неограниченной). В этом случае глава государства единственный руководит органами исполнительной власти, осуществляет законодательные функции, контролирует правосудие. Ограниченная монархия предполагает распределение высшей госвласти между монархом и другими органами. Она подразделяется на конституционную, парламентскую и дуалистическую. Эти формы правления различаются между собой по следующим признакам. При конституционной монархии в государстве существует представительный орган, который на основе Конституции значительно ограничивает власть главы государства. В парламентской монархии Правительство формируют из представителей партий, получивших большинство при выборах в Парламент. Власть главы государства носит символический характер. Он не вмешивается в политическую жизнь страны. Монарх может объявить войну или заключить мир, ввести чрезвычайное положение и т. п. При дуалистической - власть разделена между Парламентом и формируемым монархом Правительством, не ответственным перед высшим законодательным органом.

Республики

Высшая государственная власть предоставлена выборным органам, осуществляющим свою деятельность в течение определенного срока и несущим ответственность перед населением. Выделяют такие формы правления, как президентские и парламентские республики. Их главное различие состоит в том, кем формируется Правительство - Парламентом или Президентом. В первом случае Президент не является главой Правительства. Им выполняются представительские функции, и избирается он Парламентом. Управление страной осуществляется Правительством. Парламент при необходимости может требовать отставки Президента, выразив свое недоверие.

Глава государства обладает широкими полномочиями и, как правило, является и главой Правительства. Формирование Правительства осуществляется Президентом. Власть Президента ограничивается необходимостью получения поддержки со стороны органов законодательной власти для достижения политических целей. Кроме «чистых» монархий и республик существуют еще и нетипичные формы правления. Это могут быть полупарламентские и полупрезидентские республики, монархии с республиканскими элементами (к примеру, наличие выборного монарха, коллективное правление и др.). Особое место занимает такая форма монархии, как теократия (Ватикан), где верховная политическая и духовная власть принадлежат духовенству, а глава церкви является еще и главой государства.

Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.

Определение понятия

Форма управления государства — это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением. Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:

  • источник создания главных органов государства и их иерархию;
  • взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями;
  • институты влияния гражданами на власть;
  • институты защиты законности.

Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию. На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти. С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.

Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:

  • монархическая;
  • республиканская;
  • гибридная.

Виды монархии

Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:

  1. Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
  2. Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.

К этому типу монархии также относится:

  1. Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
  2. Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.

Конституционная монархия различается:

  1. Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
  2. Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.

Признаки республики

Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:

  • наличие независимых ветвей власти;
  • избранный глава государства – президент;
  • ответственность представителей власти перед народом.

По структуре формирования исполнительной власти республики делят:

  • Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
  • Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
  • Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
  • Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.

Нетипичные формы правления

Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.

Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.

Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.

Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:

Таблица. Государства по видам управления.

Тип управления Высший орган власти Примеры стран
Монархия:
  • Абсолютная;
Монарх. ОАЭ, Оман, Катар.
  • Ограниченная;
  • Сословно-представительная;
Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. Польша во времена Речь Посполитая.
  • Конституционная монархия.
Конституционная монархия:
  • Дуалистическая;
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. Иордания, Марокко.
  • Парламентская.
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. Великобритания, Япония, Дания.
Республика:
  • Президентская;
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. Соединенные Штаты Америки
  • Парламентская;
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. Израиль, Греция, Германия.
  • Смешанная;
Президент и парламент. Россия, Украина, Франция.
  • Директория.
Коллегия небольшой группы лиц Швейцария.
Гибридная:
  • Монархия с республиканскими элементами;
Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. ОАЭ, Малайзия.
  • Республика с монархическими элементами;
Президент с пожизненным сроком правления. КНДР, Казахстан.
  • Теократия.
Религиозная организация. Иран

Структура управления России

Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство. Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику. Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.

Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

    Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

    Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий:

    Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

    Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

    Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

    Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

    Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

    Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

    Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

    Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

    Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

    они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

    возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

    Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

    Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

    Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.