Методы криминологии. Методы криминологии делятся на общенаучные и специальные

План

1. Понятие методологии и методики.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания.

4. Специальные методы криминологических исследований.

5. Организация криминологического исследования.

1. Понятие методологии и методики . Источники № 2, с. 41-42; № 3, с. 27-28; 35-36; № 6, с. 34-35; № 7, с. 53-54.

Осуществление криминологических исследований предполагает знание методологии и методов, ведущих к реализации поставленной цели. Метод – это прием, способ исследования. Метод – система правил (требований), ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Метод не произволен и не случаен. Он обусловливается содержанием поставленной цели.

Термин «методология» многозначен. Он употребляется в различных смыслах. Одни авторы под методологией понимают учение о методах познания. Другие – всю совокупность методов, применяемых в процессе познания. Третьи – не все методы, а лишь всеобщий, философский метод.

В качестве методологии выступают общие диалектические законы познания окружающего мира.

В криминологии нет единой методологической основы теорий причин преступности. Основу большинства из них составляют такие направления в философии, как позитивизм, прагматизм, эмпиризм, эклектизм. Поэтому параллельно существуют биологические, биосоциальные, социологические и социопсихологические теории причин преступности, мало связанные между собой.

Под методикой криминологических исследований понимают совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней.

2. Всеобщие методы исследования в криминологии. Источники № 1, с. 9-10; № 2, с. 41;№ 3, с. 36-44.

Методологическая основа криминологии – это те воззрения, которые предоставляет сознание для решения криминологических проблем. Общие мировоззренческие принципы определяются избираемой ученым концепцией видения окружающего мира. Сознание общества предоставляет определенные воззрения для решения криминологических проблем сначала на практико-прикладном, а затем и на теоретическом уровне.

Методологическая основа криминологических учений менялась с развитием общечеловеческой культуры и систем мировоззрения. Исторически методологическую основу криминологических мыслей, а затем и учений в разные периоды составляли религиозно-мифологические воззрения, философия, теология, логико-рационалистические рассуждения, позитивизм, диалектический материализм.

Современное криминологическое познание базируется на использовании общих диалектических законов познания окружающего мира: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания, а также на использовании таких философских категорий, как количество и качество, внешнее и внутреннее, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, общее, особенное и единичное и др.


Диалектические законы познания дают возможность вскрыть общие закономерности криминологии.

3. Применение в криминологии общенаучных методов познания. Источники № 3, с.44-50; № 5, с. 11-13.

Общенаучные методы познания – методы, используемые любой наукой. В криминологии применяются: метод восхождения от абстрактного к конкретному; гипотеза; системно-структурный анализ; исторический метод; сравнение; динамические и статистические методы.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет проникнуть в сущность исследуемого предмета, представить во взаимосвязи и взаимозависимости все его необходимые стороны и отношения. Восхождение от абстрактного к конкретному – это две взаимосвязанные и внутренне единые ступени движения познания. Познание начинается с исследования конкретного, с анализа и обобщения эмпирического материала. На этой ступени выделяются и исследуются наиболее общие, абстрактные понятия. Затем на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией.

Исторический метод – совокупность способов, приемов, процедур, используемых для ретроспективного изучения как самой криминологии, так и преступности, личности преступников и других элементов предмета криминологии. Данный метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта за определенный период в движении и развитии. Он требует начинать исследование объекта с тех сторон, отношений, которые исторически предшествовали другим. Исторический метод позволяет воспроизвести логику возникновения, формирования и развития исследуемого явления, необходимую историческую связь между его сторонами.

4. Специальные методы криминологических исследований. Источники № 1, с. 85-88; № 3, с. 50-55; № 4, с. 17-24; № 6, с. 34-37; № 7, с. 53-64.

В криминологических исследованиях используются следующие специальные методы:

1. Социологические – опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д.

2. Статистические – статистическое наблюдение, выборочное наблюдение, закон больших чисел, сводка, группировка и т.д.

3. Экономические – экономический анализ и т.д.

4. Психологические – многофазовые личностные тесты и т.д.

5. Математические – формула определения уровня преступности, определение ошибки репрезентативности и т.д.

6. Кибернетические – моделирование, прогнозирование и т.д.

Остановимся на социологических и статистических методах.

Опрос – один из методов сбора криминологических данных, основанный на обращении опрашивающего лица к опрашиваемому (респонденту) с вопросами. Видами опроса являются интервью и анкетирование.

Интервью – вид опроса, характеризующий непосредственным устным обращением интервьюера к интервьюируемому.

Разновидности интервью: свободное (неформальное) и стандартизированное (формальное). Интервью может быть индивидуальным или групповым (коллективным). При групповом варианте мнение опрошенных учитывается по степени преобладания. Перечень вопросов, которые опрашивающий предполагает задать опрашиваемому называется интервью планом. Результаты интервью записываются и обрабатываются.

Колективное интервью может проводиться или с группой сотрудников прокуратуры, отделения милиции, или с группой осужденных в колонии, или с группой жителей отдельного района, города.

Анкетирование – вид опроса, основанного на определенном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкеты бывают почтовые, раздаточные, экспрессные (быстрозаполнаяемые), в виде опросных листов (анкета умещающаюся на одном листе бумаги и содержащая, как правило, не более десяти вопросов).

Анкетный опрос может быть анонимный. Вопросы могут носить закрытый и открытый характер. Когда после вопросов ставятся варианты ответов: только “да”, “нет”, “не знаю”, вопросы являются закрытыми. Когда ответ на вопрос может быть дан в любой форме, вопрос является открытым.

Метод анализа документов. К документам относят письменную и графическую документацию, звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Уголовные дела – важнейший источник документальной информации. Изучение уголовного дела проводится по ряду направлений. Первое – о преступлениях, обстоятельствах совершения, классификация преступлений. Второе – исследование личости преступника. Третье – о мотивах, целях преступления, источниках, условиях формирования преступления, в том числе о прошлом поведении.

Наблюдение – метод сбора криминологической информации путем непосредственного восприятия и регистрации значимых явлений, процессов и событий. Различают включенное и невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включен в среду: производственную, бытовую и т.д., но не участвует в деятельности, наблюдение за которой осуществляется.

Невключенное наблюдение – наблюдение, которое ведется извне по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты.

Метод наблюдения, анализ документов, интервью более применимы, когда приходится иметь дело не со статистическими категориями, а с малыми группами.

Криминологический эксперимент – метод получения информации о преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, о мерах борьбы с ней посредством известного воздействия на них в управляемых или, как минимум, контролируемых условиях. Например, криминологический эксперимент по проверке зависимости объема уголовной преступности от интенсивности и масштабности мероприятий патрульно-постовой службы.

Вопрос о применении криминологических экспериментов является дискуссионным. Одни считают, что в криминологии он применяться не может. Другие утверждают, что его можно использовать лишь для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы. Третьи говорят о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. В частности, недопустимо провоцировать преступление, воспроизводить причины и условия конкретного преступления. Кроме того, меры по борьбе с преступность должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

Экспертные оценки (от лат. expertus – опытный) – оценки процессов и явлений, основанные на суждениях специалистов. Эксперт – это квалифицированный специалист по конкретной криминологической проблеме или отрасли криминологической науки, привлекаемый для получения научно обоснованной оценки объекта криминологического исследования.

5.Организация криминологического исследования. Источники № 1, с. 88-90; № 3, с. 55-58; № 5, с. 14; № 6, с. 35.

Для проведения криминологических исследований разрабатывается программа. Программа преставляет собой научную основу всех исследовательских процедур на всех этапах исследования: подготовительном, рабочем, заключительном.

Проведение криминологического исследования предполагает последовательное решение следующих вопросов.

1) Формулирование проблемы, подлежащей исследованию, описание ее состояния с учетом анализа литературы и результатов прежних исследований, обоснование необходимости ее исследования.

Проблема – это объективно возникающее в процессе общественного развития противоречие между знанием и незнанием, которое предстоит устранить в результате его изучения. Проблема – это противоречие, осознаваемое криминологами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности.

2) Определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объекты криминологического исследования – различные явления и процессы, происходящие в сфере правоприменительной деятельности.

Цель (цели) исследования – это тот конечный результат, который должен быть достигнут посредством его проведения. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата исследования, а также средств и путей его реализации. Цель исследования конкретизируется путем постановки задач.

3) Выдвижение гипотез. Гипотеза – утверждение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования и развития социальных явлений, не имеющее эмпирического или логического обоснования, либо признаваемое недостаточно объективным.

4) Определение места, времени, методов (методик), исполнителей и сроков проведения исследования с учетом его целей, задач и необходимости либо подтверждения, либо опровержения выдвинутых гипотез.

5) Подготовка к сбору информации. Она включает разработку инструментария криминологического исследования. Под инструментарием понимают анкеты, опросные листы, план-интервью; бланки-интервью; сетку контент-анализа (совокупность вопросов, подлежащих количественному изучению); программное обеспечение для обработки материалов исследования на компьютере; математический аппарат, используемый в исследовании.

6) Сбор эмпирического материала и его статистическая обработка. Эта работа осуществляется с помощью заранее подготовленных программированных документов самим исследователем или лицами по его поручению. Здесь важны не только методики получения данных, но и методики обработки полученных сведений. Статистическая обработка информации включает в себя сводку, группировку, составление таблиц, вычисление коэффициентов, индексов и других обобщающих показателей.

7) На заключительном этапе осуществляется анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Это этап творческой работы, завершаемый составлением справки или отчета с выводами и предложениями по улучшению деятельности субъектов предупреждения преступности. Результаты исследования используются для совершенствования законодательного регулирования правоохранительной деятельности, для обучения кадров, в правовой пропаганде. Формы внедрения результатов криминологических исследований во многом определяются задачами борьбы с преступностью.

Методология и методики криминологии

С учетом вышеуказанных задач, целей, функций и проблем необходимо разобраться с криминологической методологией. Это - один из самых сложных вопросов.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Методика и методология – два разных определения.

Методологическая база криминологии – это система принципов и способов организации и построения ее деятельности, которая определяет научную достоверность исследований и их результатов. Методология – это глубокое, всестороннее, верное познание социальных явлений.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Методология современной отечественной криминологии, определяющая методы криминологических исследований, общую принципиальную тенденцию в подходе к оценке тех или иных фактов социальной действительности, базируется "на материалистической сущности и диалектическом характере взаимодействия явлений".

Подметодикой понимается – совокупность конкретных приемов, способов, методов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Поэтому в понятие методики следует включать и методы разработки таких выводов, предложений, рекомендаций.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Из общенаучных методов криминология использует:

Описание,

Наблюдение,

Эксперимент,

Восхождение от абстрактного к конкретному,

Гипотеза,

Системно-структурный анализ,

Исторический метод,

Сравнение,

Динамические и статистические методы.

Описание. Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение. Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица.

Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент. Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РК в настоящее время будет вводиться суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности.

Гипотеза. Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования.

Системный подход. Такой подход предполагает "рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов". Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод. Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно - исторический , в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод. Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Статистический метод. Он находит широкое применение в криминологических исследованиях, что вполне понятно. Преступность - это социальное явление, которое может быть представлено через ряд количественных показателей (число зарегистрированных за год преступлений, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, число раскрытых преступлений всего и по отдельным видам - убийства, кражи и т.п..



Также в криминологии имеются свои собственные "инструменты" , определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их, как уже было сказано ранее, называют методиками .

Для решения конкретной научной проблемы используются следующие методики конкретного криминологического исследования:

Экспертные опросы,

Анкетирование документов,

Методики психологического анализа личности и др.

Опросы. В зависимости от цели исследования могут опрашиваться представители различных групп населения - преступники (рецидивисты, несовершеннолетние и т.д.), работники правоохранительных органов и т.п. Модификации опросов - это беседы, интервью. Чаще всего опросы проводятся по заранее разработанной анкете, содержащей перечень вопросов, ответы на которые хотел бы получить исследователь.

Экспертные опросы. Такие опросы требуют для своего проведения выбора высококвалифицированной группы опрашиваемых, жизненный и профессиональный опыт которых позволяет считать их мнение своеобразным эталоном при решении тех или иных проблем. В качестве таковых обычно приглашаются работники правоохранительных органов, научные сотрудники и т.п.

Анкетирование документов. Это способ получения информации из документов. Как правило, анкетированию подвергаются уголовные дела, личные дела осужденных, содержащихся в ИУ. Однако возможно получение информации и из других документов: актов различного рода экспертиз, надзорных и наблюдательных производств и т.п. Для изучения документов целесообразно составлять анкету, программу. Это позволяет строго формализовать полученную информацию, а в дальнейшем использовать вычислительную и компьютерную технику.

Методика психологического анализа личности. Это тестирование определенного круга лиц для выявления способности к определенному виду деятельности, изучения интеллектуальных возможностей, направленности к агрессии и т.п.

Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.
Наиболее тесная связь к. с юридическими науками кри-минального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы к. о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. К. связана с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом" криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника).
Связь к. с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.
Связь к. с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскане, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.
К., изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, которая изучает
«Метод» - это прием, способ исследования. «Методика» - совокупность методов исследования. «Методология» - учение о путях, методах научного исследования чего-либо.
Криминология - социально-правовая наука - для ее методики характерно сочетание как юридического, так и социологического подхода к изучению своих объектов.
Социологический подход. Преступность рассматривается как следствие комплекса негативных социальных явлений в экономике, политике, духовной сфере, психологии, праве и т. д., а личность преступника - как совокупность негативных свойств и качеств индивида, образовавшихся в нем в результате многоаспектных взаимодействий с факторами реальной действительности.
Поведение человека в обществе рассматривается в единстве объективных (негативные явления, обусловли-вающие совершение преступления) и субъективных (черты самой личности, совершившей преступление, которые образовались в ней под влиянием объективного) факторов.
Базовый метод к. - метод диалектического познания. Всеобщий метод диалектического познания дает общее направление всему исследованию. Преступность, ее детерминанты, личность преступника изучаются в соответствии с законами диалектики: перехода количественных изменений в качественные и наоборот, отрицание отрицания. Категории необходимого и случайного, причины и следствия, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления имеют большое значение тория развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.
В Особенной частирвется криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.
Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых различий, их оценка; исследование и оценка процессов детерминации и причинности преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.
Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,
Предупреждение преступности-это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цет1ь борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.
Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. для познания закономерностей появления и существования преступности, ее детерминанты, путей борьбы с ней.
Вся преступность - общее, отдельные ее виды и группы - особенное, конкретное преступление - единичное.
Наряду со всеобщим методом в к. применяются обще-научные методы: формальная логика, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.
Методы сбора социально-правовой информации: опрос (в различных формах), изучение документов, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, библиографический и др.
Наиболее распространенным методом криминологических исследований является статистический метод (обобщение количественных данных о преступности, преступлениях, причинах и условиях, выявление закономерностей).


б)гипотеза;

г) исторический метод;
д) сравнение;

Применение конкретно-социологических методов:
а) изучение документов;
б) опросы в форме анкетирования и интервью;
в) наблюдение;
г) эксперимент.
формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.
Свзь к. с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.
Тесно связана к. со статистикой, в особенности уголовной. К. тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) К. связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность). К. связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.
Таким образом, криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, которые присущи современному общественному бытию. В свою очередь многие науки используют достижения криминологии.? 2) Применение в криминологии общенаучных методов познания
В к. используются следующие общенаучные методы познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б)гипотеза;
в) системно-структурный анализ;
г) исторический метод;
д)сравнение;
е) динамический и статистический методы.
Восхождение от абстрактного к конкретному.
Этот метод предполагает теоретическую подготовленность, абстрактное мышление. При применении метода необходимо уметь эффективно использовать данные, полученные предшественниками.
Гипотеза дает направление исследованию, требуется проводить оценку уже имеющихся данных.
Системный метод. Изучаемый объект рассматривается как организованная система, состоящая из элементов, например преступность как множество взаимодействующих преступлений и их совершающих лиц.
Исторический метод - изучение преступности в историческом развитии.
Сравнительный метод - сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения.
Динамический и статистический методы. Д и - намические закономерности применяются для обнаружения причинных зависимостей.

Криминологическое исследование - это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. используются следующие общенаучные методы познания:

восхождение от абстрактного к конкретному;

гипотеза;

системно-структурный анализ;

исторический метод;

сравнение;

динамический и статистический методы.

В криминологии применяется метод познания - системный подход . Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.

В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания - структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности.

Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы .

Статистические методы применяются:

1)для цифровой характеристики количественно-качественных п оказателей преступности;

2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);

3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;

4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываем ости преступлений).

Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам перви чного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:

Статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);

-статистическая карточка о результатах расследования преступл ения (форма №1.1);

-статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его сове ршившее, установлено (форма №1.2);

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);

-статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);

Статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);



-статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6)

Группировка представляет собой систематизацию документов пе рвичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам.

Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений.

Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.

Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшое распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.

Применение конкретно-социологических методов:

изучение документов;

опросы в форме анкетирования и интервью;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

интервью;

Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Раз-новидности интервью - свободное и стандартизированное.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования:выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Анкетный метод - это способ исследования путем оп-роса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголов-ных делах, по специально разработанной анкете.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также от-крыто-закрытые анкеты.

Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определен-ный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатки метода : дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих по-ступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непо-нимания характера вопроса.



Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминоло-гические особенности взаимоотношений.

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответст-вующих специалистов, ответы которых обобщаются и ана-лизируются для определения их усредненного значения.

Документальный метод предполагает изучение доку-ментов, представляющих интерес в криминологических ис-следованиях; обобщение судебно-следственной практики;

опросы преступников, других лиц; проведение психологиче-ских тестов; социограммы.

Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с про-блемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обста-новки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При непосредственном наблюдении обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследо-ватель лимитирует свою деятельность созерцательным на-блюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного наблюдения исследо-ватель является активным участником изучаемого процесса в коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может быть никому не известно.

Изложенные методы успешно применяются для разра-ботки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Применение методов: для разра-ботки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.


Криминологическое исследование - это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.
Используются следующие общенаучные методы познания:
восхождение от абстрактного к конкретному;
гипотеза;
системно-структурный анализ;
исторический метод;
сравнение;
динамические и статистические методы.
1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает определенный уровень теоретической подготовки исследователя, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Здесь важно иметь в виду два момента.
Первый - теоретическая, методологическая вооруженность исследователя предопределяет и объем, глубину познания, и его путь. Не следует каждый раз «танцевать от печки». Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удастся сформулировать научно обоснованных положений тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.
Второй - следует постоянно помнить о недостаточной познанное™ явления «преступность» и процессов ее продуцирования. Кроме того, преступность постоянно изменяется. Поэтому в процессе исследований криминологу важно быть «открытой системой» и не стремиться «укладывать» новые данные в уже имеющиеся теоретические представления и схемы. Необходимо учитывать их, сопоставлять с ними, но надо быть готовым обоснованно изменять эти схемы, теории. Без этого нет творческого развития теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов.
2. Гипотеза. Она дает направление поиску, акцентирует внимание исследователя на тех или иных моментах действительности, позволяет целенаправленно вести изучение.
Гипотеза, во-первых, должна согласовываться с установленными в криминологии научно обоснованными положениями; во- вторых, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.
Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.
Выдвижение, формулирование гипотезы требует оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.
Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:
а) различия преступности в краях, областях, республиках оп-ределяются частично разной степенью латентности преступно- сти, т. е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;
б) различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей;
в) различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиков, «социальных неудачников» и т. д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т. д.;
г) различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т. д.
3. Системный подход. Все чаще говорят о «системном движении», которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира.
Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных эле-ментов.
Известно, что автомобиль представляет собой систему, состоящую из определенным образом собранных деталей. Если его разо-брать и, не убирая ни одной детали, все сложить вместе - это уже будет груда деталей, а не машина как система. А что такое преступность: только лишь множество преступлений или их система?
Как отмечается в литературе, «в самом общем виде систему принято понимать как комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некую целостность» . Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости разных преступлений и отдельных видов преступности.
В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.
Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих составляющих (преступлений, лиц, их совершающих, преступных формирований и т. п.), обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.
Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы - общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.
Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимо-связи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой, теневой юстицией и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как социальные отклонения1. Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.
Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой - обществом и другими его структурами.
В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их при-менение еще недостаточно развито. Ограниченно используются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин.
4. Исторический метод. Он обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.
В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: досоциалистический, социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.
При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д.) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
Исторический метод используется в криминологии и для выявления действенности разных подходов к борьбе с преступностью и отдельными ее видами. Нередко он применяется в ком-плексе со сравнительным методом (сравнительно-исторический подход).
5. Сравнительный метод используется широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального по-ложения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, так как различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.
При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.
При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.
В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо. Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп оп-рошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.
Подбор контрольной группы зависит от задач, которые решает исследователь. Например, в одном из исследований несовершеннолетних контрольной группой для несовершеннолетних преступников служили их ровесники-отличники. Автор сделал вывод о том, какие обстоятельства бывают связаны с преступным или весьма прилежным поведением.
6. Динамические и статистические методы. Они широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.
Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности - это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей. Например, в течение 20 лет осуществлялось всестороннее изучение личностных характеристик и судьбы более 140 человек, которые в несовершеннолетнем возрасте совершили преступления. Первый этап исследования -- это изучение испытуемых в возрасте 14-17 лет, сразу после совершения преступления; второй - через 10 лет; третий - еще через 10 лет. Это позволило уста-новить, с какими обстоятельствами и как именно было связано преступное поведение на первом этапе, затем рецидив преступлений у одних, исправление других, крайняя деморализация третьих.
Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний меха- низм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости.
Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений. Например, статистически раньше было доказано, что среди рецидивистов от 60 до 80% совершали первые преступления в несовершеннолетнем возрасте. Но на чем основана эта статистическая закономерность? Она сама по себе не объясняет, почему происходит такое явление. Упоминавшееся длящееся изучение личности в ее взаимодействии с социальной средой позволило выявить механизм такого явления. Было показано, в каких именно обстоятельствах и с какими личностными характеристиками испытуемые становились рецидивистами, чем они отличались от исправившихся лиц.
Со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей, но установление их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.
При статистическом исследовании используются обобщаю-щие показатели. К ним предъявляются следующие основные тре-бования:
а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу. Нельзя, например, сравнивать тяжкую преступность, регистрировавшуюся до 1 января 1997 г. и после этого времени, так как рез-ко изменился круг тяжких преступлений в связи с введением нового УК России;
б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой, иначе на результат могут повлиять случайные отклонения. По-этому криминологи не анализируют преступность в разрезе месяцев года, по кварталам. Если им необходимо выявить сезонные колебания преступности, то берется значительное количество лет и только тогда делается вывод о закономерностях сезонных колебаний преступности.
В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных1.