Когда церковный праздник благовещение в году. Из истории большого праздника

Благовещение - один из самых главных праздничных дней для христиан. В православной церкви Благовещение относится к числу непереходящих двунадесятых праздников (см. Православный календарь 2016 года). Это означает, что для православных людей на вопрос, какого числа отмечается Благовещение в 2016 году, имеется только один ответ - 7 апреля. Эта дата, отмечаемая по григорианскому календарю, соответствует 25 марта по юлианскому летоисчислению, которое в России было в ходу до 1918 года. Она ровно на девять месяцев отстоит от даты Рождества Христова. Католики всего мира продолжают отмечать этот праздник 25 марта по григорианскому календарю. И лишь приверженцы некоторых малочисленных христианских течений будут отмечать Благовещение в 2016 году в другие дни.... Благовещение - это благая весть, принесенная архангелом Гавриилом Деве Марии о скором пришествии в мир Сына Божьего, Иисуса Христа. Упоминание об этом событии содержится в Евангелии от Луки. Мария, обещанная родителями Богу, до 14 лет прожила в Иерусалимском храме. Однако по иудейским законам девушки по достижении совершеннолетия обязаны были выйти замуж и переселиться в дом мужа. Когда священники объявили Марии, что настал ее черед покинуть храм, она сообщила, что дала обет сохранить девственность и посвятить свою жизнь Всевышнему. Для священников это стало трудной задачей: они не могли преступить древний закон, но и не могли заставить деву нарушить данный обет. Уединившись в храме, они молились Богу, чтобы тот наставил их на путь истинный и послал им верное решение этой проблемы. Явившийся ангел дал им указание созвать в храм неженатых праведников, и чтобы они явились со своими жезлами. Первосвященник Захария собрал их жезлы и уединился на молитву. Вернувшиеся на следующий день в храм избранные мужи увидели, что жезл 80-летнего старца Иосифа расцвел. Иосиф приходился дальним родственником Марии. Он давно овдовел и жил праведной жизнью. Иосиф обязался хранить девственность Марии. Они обручились, и девушка поселилась у него в доме, где она продолжала вести уединенную жизнь, посвященную Богу. Все ее дни проходили в трудах, молитвах и чтении священного писания. Она была знакома с пророчеством Исаии, в котором говорилось, что Спаситель рода человеческого родится от девы, и была готова стать последней рабой той, кому предназначено стать матерью живого воплощения Бога. И вот сошедший с небес архангел Гавриил, обратился к ней с приветствием: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты”. Эти слова легли в основу молитвы Богородице, которая в католическом обряде соответствует молитве “Ave Maria”. Он сообщил, что она избрана стать Матерью Сына Божьего. Недоумевая, Мария спросила ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?”. Ангел ей ответил, что Дух Святой снизойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее. Мария смиренно приняла волю Божью: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему”. Именно в этот момент на нее сошел Святой Дух и произошло зачатие.

Смысл праздника Благовещения...

Смысл праздника сконцентрирован в самом его названии: людям в лице Девы Марии была принесена благая весть о скором рождении Мессии, олицетворяющем надежду на спасение падшего человечества. Однако Марии суждено было быть не просто свидетельницей великого явления. Она была избрана Всевышним, как будущая мать живого воплощения Бога - Иисуса Христа. Квинтэссенцией этого события являются слова Марии о согласии покориться воле Божьей. Без ее согласия зачатие не могло бы произойти, ведь Бог дал людям свободу воли. Каждый из нас волен выбирать, пойдет ли он по пути, указанному Всевышним или, наоборот, отречется от него, потеряв любую надежду на спасение. И в этом состоит глубокий смысл праздника - единение Божьей силы и человеческой свободы, спасшее мир....

Как праздновать Благовещение - это великий праздник радости и надежды для всего человечества. Поэтому в этот день нельзя работать. Готовить можно только самую простую и нетрудоемкую пищу. В этот день верующим разрешено пить красное вино. И, конечно, необходимо сходить в храм, прослушать Литургию, помолиться, освободить душу от всего гнетущего и тяжелого и с радостью принять благословение Божье. .. Подробнее:

Для церкви и верующих благовещение является одним из значимых праздников. Именно получение благой вести начинает историю Иисуса, которая перевернула историю и философию всего мира.

Когда пришла благая весть?

Небесный посланник – архангел Гавриил – посетил юную Марию ровно за 9 месяцев до рождения Спасителя. Большинство авторитетных богословов утверждают, что день зарождения Иисуса совпадает с датой сотворения человека.

Человек был сотворен Создателем за 5500 лет до того, как миру дали шанс искупить грехопадение Евы – на земле зарождается сын Божий.

В прежние времена эта дата совпадала с началом нового года по церковному и светскому календарю. Праздник приходит тогда, когда весна окончательно вступает в свои права, не ждут уже заморозков и снега.

Ранней весной благая весть пришла к юной деве Марии. С этого момента человечество получает новый шанс для искупления всех грехов, совершенных людьми. Архангел Гавриил прибыл по слову Создателя, к избранной среди дочерей израилевых для того, чтобы огласить Благую весть – отсюда название праздника.

Дата прихода Благовещения в 2018 году

Архангел оповестил Марию о том, что вскоре у нее родится сын, который будет одновременно сыном Божьим и надеждой всего рода человеческого, а также царем вечного царства. Мария проявила покорность божьей воле и произнесла слова о готовности выполнить его волю.

Этот момент богословы считают моментом непорочного зачатия, поскольку для осуществления зарождения божьего сына нужна была добрая воля девушки. Краткий миг сомнения: как может непорочная девушка понести ребенка? - быстро прошел, и Дева полностью покорилась своему предназначению.

Ангел пришел во сне и к Иосифу, мужу Марии, оповестив его, что жена его родит сына Божьего, назвать которого следует Иисусом.

В христианстве Богородица стала объектом поклонения. Недаром юная Мария избрана из всех женщин на роль матери Иисуса. Почему именно она? 14-летняя Мария провела детские годы в монастыре. Она обещала богу сохранить свое девство, поэтому ее выдали замуж в дом 80-летнего Иосифа.

Жизнь ее была скромной и простой. Именно беззаветная вера Богородицы в бога, ее покорность исполнить свое предназначение и дала возможность рождения Иисуса. Малейшее сомнение или нежелание матери божьей исполнить свою миссию воспрепятствовало бы замыслу спасения человечества.

Непорочное зачатие, благовещение пресвятой богородицы, основано на доброй воле Марии – только ее согласие позволило ей стать хранительницей новой жизни. Многие богословы утверждают, что слова о полной покорности стали моментом, когда новая жизнь зародилась во чреве Богородицы.

Чудо непорочного зачатия легло в фундамент христианского учения наряду с воскресением Иисуса.

Церковное празднование

Зарождение Спасителя на земле, получение доброй вести – один из фундаментов христианства. Считается, что впервые после изгнания человека из рая, люди получают от бога добрую весть. День прихода Благой вести – это истинно церковный праздник, когда верующие держат свои помыслы в чистоте и возносят молитвы.

Светские празднования в этот день не проводятся. В календаре церковных праздников Благовещение – двунадесятый праздник, в храмах проводят праздничные службы. В греческой и русской церквях празднуют также один день предпразднества и день послепразднества.

Эти два дня не празднуют, когда они выпадают на Светлую седмицу или Страстную неделю.

Приходится дата на период Великого поста. Но поскольку это день радости для всего мира, разрешается есть рыбу и пить вино из винограда. В день великого праздника нельзя работать. День, когда Благовещение совпадает с пасхой, известен как Кириопасха – истинная, господствующая пасха.

Символы Благовещения

Принятые церковью атрибуты дня Благой вести символизируют встречу вестника Бога с юной девой.

  • Луч света – путь архангела и пальмовая ветвь Гавриила, которую он держал в руках.
  • Прялка , которая была в руках Девы в момент получения известия.
  • Лилия – цветок чистоты и возвышенности юной Девы.

Существует множество примет и обычаев на Благовещение. Конечно, трудиться в день великого церковного праздника нельзя, все остальные приметы возникли в народе, и судить об их непреложности сложно.

Например, в разных странах по-разному относятся к человеку, рожденному 7 апреля. Где-то он почитается благословенным с момента рождения, в других краях ему сулят тяжелую жизнь. Следует помнить, что суеверия не одобряются церковью. Тем не менее, они столетиями живут в народе.

Делать нельзя ничего – только готовить простую пищу для себя и домочадцев. Женщинам следует забыть о домашних делах, особенно запретны стирка и прядение. В давние времена запрет на работу распространялся даже на расчесывание волос. До сих пор бытует мнение, что девушкам нельзя заплетать или иным образом собирать волосы – иначе оставаться им старыми девами.

В этот день нельзя надевать новую одежду. Объясняли это тем, что новая одежда, надетая сегодня, будет безнадежно испорчена – она порвется или сильно испачкается. Любые начинания в этот день безнадежны. В качестве примера приводят кукушку, которая взялась вить гнездо в день получения Благой вести. Гнездо ее развалилось, а сама птица с тех пор не может свить гнездо, и вынуждена потомство подкидывать в чужие гнезда.

Отдать долг сегодня – хороший знак. Он несет благо для обеих сторон: и должнику, и заимодавцу. Напротив, брать в долг не следует – иначе не будет удачи в денежных делах. Обращение к небесам На Руси в этот день просили славы. Для этого выходили на открытое место и ждали, пока появится ясная звезда в небесном провале – у нее просили славы.

На Руси в старину разжигали большой общий костер и в нем жгли старье. Все прыгали через огонь, чтобы сжечь грехи, накопившиеся за год.

В день получения благой вести умывались исключительно талой водой. Хорошая добрая примета – освободить птицу. Специально ловили или покупали птиц, чтобы отпустить их на волю. Тех птиц, на которых не находилось покупателей, все равно выпускали из клетки. Сегодня этот обычай соблюдается, считается, что освобождение птицы принесет благо.

День Благовещения – один из признанных значимых истинно церковных праздников. Получение человечеством доброй вести, надежда на спасение празднуются всеми христианами. Это день Пресвятой богородицы, непоколебимая вера которой стала началом истории Христа.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, - напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. - Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смире1нно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение - это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха - Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология - Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II - 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название - Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis - Благовещение Блаженной Девы Марии).

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак

Величание

Припевы

Ирмос 9-й песни

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

“Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою”.

“На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания — ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь”.

“И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны - как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со-единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …”

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Стихи про Благовещение Пресвятой Богородицы

Валерий Брюсов

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

Марина Цветаева

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
— Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

Протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое -
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землёй.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

“Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ - Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение - Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», - возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, - Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой”.

Святитель Николай (Велимирович):

“Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. (“О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!” Прп. Ефрем Сирин. О чистоте. )

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: “Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь “.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. “Начало спасения”. (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

“Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести”.

Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля в 2016 году

Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в 2016 году

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия» .

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриах Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек.

На Руси Благовещение всегда был самым почитаемым и великим праздником, символизирующим свободу и покой. Благовещение – это религиозный праздник разумных и добрых дел, красивых обычаев и традиций. Верующие православные придерживаются Великого поста, и в Благовещение 2016 получают небольшое послабление, позволяющее к скудной постной пище присоединить блюда, помогающие наполнить организм силой и энергией.

История праздника

Благовещение означает «добрая» или «благая» весть. История рассказывает нам, что именно в этот день к Деве Марии явился посланник божий архангел Гавриил, который поведал девушке о предстоящем рождении Сына Божьего. Мария была удивлена, и спросила ангела, как же может родиться у нее сын, если она не знала мужа. На что ангел ответил, что Дух Святой найдет тебя и осенит и посему рождаемое будет наречено Сыном Божьим.

Именно так начинается история евангелия, с благой вести, которую принес ангел. Далее будет Рождество, бегство в Египет, искушения, исцеления, Тайная вечеря, Распятие и Воскресение.

Дата Благовещения всегда постоянна и отмечается ровно за 9 месяцев от Рождества – это 7 апреля.

Традиции и обычаи Благовещения

В Благовещение нельзя делать никаких важных физических дел. Запрещен любой труд, даже приготовление пищи. Традиционно, в этот праздник зазывали весну.

Благовещение считается женским праздником, который символизирует весну, рождение природы и новой жизни. В старину верили, что в этот день открывается небо и все самые заветные желания, обращенные к богу, исполняются.

С давних времен Благовещение встречали с радостью и улыбкой. В народе говорили, как Благовещение встретишь, так и весь год проживешь. Многие верующие заблаговременно готовили вкусную пищу, а в праздник надевали самые лучшие одежды и веселились.

В этот день непременно нужно положить в карман деньги или просто позвенеть ими при первом куковании кукушки. Тот кто это сделает, весь год будет сытым, здоровым и удачливым. Также приносила удачу сожженная в печи соль.

В Благовещение 2016 запрещено ссориться, скандалить и ругаться. Постарайтесь не поддаваться негативным эмоциям, иначе они пристанут к Вам на целый год. По мнению священников, в Благовещение открываются небеса и на всех нисходит благодать и очищение грехов.

Поскольку Благовещение символизирует пробуждение природы, то верующие принимали очистительные обряды: умывались талой водой, окуривали дома и сараи горящей травой, сжигали соломенные матрасы и прыгали через костер.

Поговаривают, что даже в аду грешников оставляли в покое и давали им передышку. В этот праздник никогда не начинали новых дел, не ехали на заработки, и не мели пол в избе. В праздник Благовещение 2016 должны отдыхать и люди, и звери, и птицы. Существует легенда, что кукушка осмелилась ослушаться запрета и стала вить на Благовещение гнездо, чем поплатилась собственным счастьем воспитывать птенцов. С тех пор она вынуждена подкидывать свои яйца в чужие гнезда.

Приметы на Благовещение

На Благовещение нельзя одалживать кому-то деньги и что либо выносить из дома, так как вы рискуете вынести свое счастье и благополучие.

Обязательно сходите в церковь и принесите благовещенскую просфору, соль и воду. Освященные предметы помогут при болезнях и уберегут от дурного глаза.

Чтобы семейное счастье было полным и не разбилось никогда, жены должны с утра до полуночи назвать своего мужа «любимый» 40 раз.

На приусадебных участках или даче следует закопать кусочки благовещенской просфоры. Этот ритуал подарит хороший урожай и сбережет от воров.

В Благовещение нельзя надевать новую одежду, так как она быстро порвется или сносится. Девушке нельзя расчесывать волосы, плести или обрезать косы иначе останется незамужней.

Если в этот день вы не видите ласточек, то весна не будет теплой. А если стоит солнечный теплый денек, то впереди ожидаются долгие морозы.

Если погода яркая и безветренная – лето будет знойным, если случиться гроза – лето будет теплым, а если в этот день пасмурно то за урожай придется побороться. Дождь на Благовещение в 2016 году обещает обилие грибов и хлеба.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смире1нно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак

Величание

Припевы

Ирмос 9-й песни

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

“Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою”.

Протоиерей Андрей Ткачев

“На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания - ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь”.

Протопресвитер Александр Шмеман

“И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине - Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …”

Митрополит Сурожский Антоний

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы