Каждый выпускник школы должен обладать качествами. Ключевые слова: к



  • С 01 сентября 2015 года осуществляется обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Ведущие принципы ФГОС общего образования - принципы преемственности и развития. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Они разделены на три блока: требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
  • Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир - портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, - это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Знания и умения

Познавательная деятельность

Здоровье

Достаточный уровень базовых знаний общеобразовательных программ по предметам учебного плана, необходимый для продолжения обучения на ступени основного общего образования. Овладение навыками учебной деятельности, навыками самоконтроля учебных действий. Умение решать проектные задачи. Овладение основами ИКТ с целью самостоятельного приобретения знаний. Умение работать со словарями, энциклопедиями, картами, атласами.

Ценностное отношение к сохранению здоровья. Знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий. Знание способов здоровьесбережения. Получение опыта здоровьесбережения.

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивация достижения успеха. Самостоятельно работающая личность.

Учебно-познавательные интересы.

Ответственность

за результат обучения.

Участие в конкурсах, олимпиадах.

Социальная мотивация.

Уверенность в себе.

Инициативность, самостоятельность.

Навыки сотрудничества

в разных видах деятельности.

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Творчески развитая личность, умеющая мыслить, организовать свою деятельность для решения поставленных задач.


  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.


  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества,

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Современная школьная инфраструктура

Новые стандарты

Школа

здоровья

Современный учитель

Любознательные

Приложение 1.

Педагогический совет на тему:

«Модель выпускника школы – социализации личности»

Цель: выработать систему общих взглядов на личностные качества выпускника школы в условиях эксперимента «Школа – социализация личности».

По методике проведения: Традиционный.

По форме:доклады с обсуждением.

По составу участников: постоянный.

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе: стратегический.

План:
1. Доклад Губаревой Е.А. (ЗДУМР) «Модель выпускника школы».
2. Доклад Митрохиной О.Г. (учитель русского языка и литературы, кл. рук. 9 класса) «Социализация подростков и проблемы педагогического отчуждения»
3. Мозговой штурм «Образ выпускника»
4. Принятие решения.

Доклад «Модель выпускника»
Время вплотную поставило перед каждой школой вопрос вопросов: каким быть ее выпускнику? Поиск целевой установки школы связан сегодня не только с осмыслением ее предназначения, но и с моделированием образа выпускника данной школы.

Модель выпускника – это качества личности выпускника. Психология уже насчитала более двух тысяч качеств личности. Что делать? Как быть? В школе В.А. Караковского в свое время нашли такой выход: в «рабочую модель» выпускника педагогический коллектив включил только семь интегрированных качеств, которые счел наиболее актуальными для социально-экономической и политической ситуации:

1. Гармония индивидуального и социального, гармония личного и общественного.

2. Ориентированность на главные идейно-нравственные ценности общества (Родина, Мир, Человек, Труд, Знания).

3. Высокий уровень самосознания.

4. Социальная ответственность.

5. Человечность, альтруистическая направленность.

6. Креативность, способность к творчеству.

7. Высокий уровень общей культуры, интеллигентность.
(В.А. Караковский. Любимые мои ученики. Изд. «знание», М.1987,

При этом ставилась цель превратить мечту о формировании гармонически развитой личности в реальную задачу.

Е.А.Ямбург придерживается на сей счет иного мнения. Он предлагает идти от противного: составить «дефектную ведомость»на человека сегодняшнего.

Выступая за «круглым столом» в1989 году, он отметил, что наши беды начались тогда, когда мы поставили перед собой задачу формировать всесторонне развитую гармоническую личность. Это понятно как отдаленная цель, которую поставил марксизм, мы же перевели плоскость практической сиюминутной задачи педагогики. А в действительности вместо гармонически развитой личности мы имеем личность, какую? Разорванную, догматическую, нетерпимую, готовую уничтожить идейного противника.

Гармонии не получилось. Тогда мы потихонечку подменили понятия и вместо «гармоническая личность» стали говорить «всесторонне развитая» вроде бы стало скромнее. И под флагом «всестороннего развития» мы стали напихивать в программу одно, другое, третье и т.д., пока не зашли в тупик.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».

А что же делать? Кредо Ямбурга заключается в том, что он предлагает воспитание от противного. «Мы не знали,-продолжает Ямбург,- каким должен быть человек будущего, да и нужна ли эта морковка, которая перед ослом висит и двигает его вперед? Но мы хорошо знаем, что мешает нам сегодня, нашему мышлению, нашей душе. Так, может быть, следует составить « дефектную ведомость» на человека сегодняшнего, поскрести его и почистить, глядишь, что-то там гармоническое потом и обнаружится. (учителя-новаторы размышляют, спорят, предлагают. Стенограмма выступлений за «круглым столом» М., 1989, стр.65-66).

Группа молодых ученых Тверского государственного университета разработали модель личности выпускника образовательного учреждения, которая:


  • Является составной частью модели образовательного пространства;

  • Обладает самостоятельно целостностью и значимостью;

  • Основывается на Законе РФ «Об образовании»

  • Представляет собой идеал-ориентир, на который должно быть направлено образование;

  • Выполнена в теоретико-деятельностном подходе в языке схематических изображений.

Основные моменты этой модели заключаются в следующем:

Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Оба эти качества взаимосвязаны и диктуются новой социально-экономической и политической обстановкой, культурной средой, духовной жизнью общества.

Под самоопределением понимается процесс, включающий в себя обязательные этапы:


  • Понимание человеком себя, своих потребностей;

  • Построение представления о «внешнем», о тех требованиях, которые предъявляет это «внешнее», (например, та или иная деятельность);

  • Соотношение первого («внутреннего»), себя) со вторым («внешней рамкой»);

  • Проверка на соответствие первого второму;

  • В случае совпадения человек осознанно берет на себя требования «внешнего» (например, деятельности).

Человек, умеющий осуществлять в своем сознании перечисленные выше процедуры, обладает способностью к самоопределению. Такой человек, как правило, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «Иметь себя» и уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Требуется также, чтобы у выпускника была сформирована адекватная современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картина мира. Целостная картина мира включает в себя:


  • Нравственное, т.е. представление о человеческих отношениях между людьми;

  • Систему знаний о природе, обществе, человеке;

  • Определенный опыт деятельности;

  • Опыт творческой деятельности.

Готовность к самореализации предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии. Чрезвычайно значима при этом обращенность к опыту, накопленному человечеством, к национальной, мировой, профессиональной, общей, духовной культуре. Именно такая – через рефлексию своей деятельности- обращенность к культуре обеспечивает интегрированность человека в системы национальной и мировой культур, что является важным требованием к выпускнику образовательного учреждения.

Представленная модель может рассматриваться как тот ориентир, на который должно быть направлено образование. Логика требует, чтобы процесс обеспечивал достижение результата, конечного продукта. Таким образом, становится ясно, что процесс образования должен не только строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

Необходимость конструирования личности выпускника вызвана с одной стороны тем, что заказ общества на «продукт педагогической деятельности», по сути, на сегодня отсутствует, а с другой стороны, - тем, что каждая школа функционирует в специфической среде и качества личности выпускника разных школ могут прогнозироваться, учитывая специфику этой Среды. При формулировке цели и моделирования личности выпускника школы педколлектив исходит из общечеловеческих ценностей, общегосударственных ориентиров, национальных и региональных особенностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ И ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

Признание на международном и российском уровнях прав, свободы, достоинства ребенка (Декларация прав ребенка, 1959г., Конвенция о правах ребенка,1989г.) требует изменения целей, содержания и технологий воспитания и обучения, включая и контрольно-оценочную деятельность. Новое отношение к человеку, в том числе к ребенку, не как к средству, а как к цели, - поставило вопросы о необходимости смены образовательной парадигмы.

Традиционная педагогика практически осуществляет насилие над растущей личностью. Она отторгает ребенка, подростка, юношу от потенциально созидательных возможностей учебно-воспитательного процесса, ведет к отчуждению. Взросление предполагает социализацию личности, означает общее, общественное, относящееся к совместной жизни людей, их разнообразному общению и деятельности. Процесс взросления имеет своей целью развитию способности строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами, овладеть посильными для каждого возраста видами деятельности, в том числе познавательной. Поэтому образование как одна из ведущих сфер жизни общества и человека несет непосредственную ответственность за результаты воспитания и обучения. Однако именно в образовательном учреждении, в школе многие учащиеся получают негативный опыт восприятия и переживания учебно-воспитательного процесса как чуждого, лишенного личностного смысла.

Исследования многих авторов (Б.Н.Алмазов, Л.С.Алексеева и др.) подтверждают нарастание чувства и с годами осознание учебно-воспитательного процесса как личностно значимого. Неустойчивость мотивации к учению у младших школьников, ее снижение к концу третьего года обучения в подростковом возрасте перерастают в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную, и трансформируются в проблему «трудного подростка».

Приведенные данные свидетельствуют о тенденции отчуждения, которое нарастает по мере продвижения к старшим классам. Как показывают результаты анализа ответов учащихся, привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. «Чистые знания», знания ради знаний, ради школьного дневника, журнала не относятся подростками к личностно значимым, к жизненно важным.

Приведенные данные социалогического исследования школьника

свидетельствуют о наличии и устойчивого противоречия между процессом социального взросления школьников и явным отстаиванием учебно-воспитательного процесса от их насущных личностно и социально значимых проблем.

Школа является тем социальным институтом, который призван на самом деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в трудном и противоречивом процессе личностного и социального развития и становления. Однако в реальной жизни, проблема педагогического отчуждения не актуализируется педагогическими коллективами.


Педагогическое отчуждение определяется как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетенции.

Обучение, ориентированное на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно-ориентированного подхода к обучаемым. Он требует умения определять «зону актуального» развития, но самое главное и трудное продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Как подчеркивал Выгодский Л.С., зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень развития. Это методологическое положение особенно важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетенции педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

Педагогическое отчуждение, возникающее в неблагоприятный для обучаемого жизненной ситуации, сложившейся в результате психологии педагогической некомпетенции, можно предупредить и реально преодолевать путем смены образовательной парадигмы – перехода от когнитивно-ориентированной (зуновской) модели на личностно ориентированную. Этот путь создает благоприятные педагогические условия, препятствующие возникновению и усилению педагогического отчуждения ребенка, и в случае необходимости, корректирующие личностное развитие каждого обучаемого, если:

Осуществлять полноценную учебную деятельность, включающую в себя три звена: мотивационное, корректирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное;

Создать ситуацию успеха каждого обучаемого, организуя обучение в зоне ближайшего развития.

3. Мозговой штурм «Образ выпускника».
Задачи: 1.выявить и согласовать мнения и представления учителей об образе выпускника школы – социализации личности.

2. привести в соответствие представление о сегодняшней обстановке в школе с реальным социальным заказом.


Метод : анкетирование.

Форма работы : групповая (4-5 человек в группе).
Организация .

Каждой группе дается по одной анкете, содержащей список индивидуальных характеристик. На основании этого списка каждая группа выполняет пять заданий. Результаты каждого задания сдаются руководителю в письменном виде. Получив письменные отчеты групп, руководитель, обработав результаты, получит усредненные показатели по каждой анкете. Результаты обсудить можно сразу. В этом случае возможная методика будет выглядеть следующим образом.

После короткого перерыва, в течение которого группа руководителей обрабатывает результаты (на основании групповых отчетов выбирает и ранжирует наиболее привлекательные характеристики отдельно по каждому из пяти предложенных для описания персонажей), они выставляются на всеобщее обозрение.

Далее, сохраняя те же микрогруппы, руководитель просит через некоторое время (30-40 минут) представителя от каждой группы дать анализ полученных результатов. Представитель обязан высказать не свое личное, а согласованное мнение всей микрогруппы.


Анкета .

1. В предварительном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего школьника

сегодняшнего дня» (отвечайте с позиции того, что могло бы быть).


  • Дух соперничества

  • Конформность

  • Чувство товарищества

  • Креативность, способность к творчеству

  • Способность критически мыслить

  • Любознательный, пытливый ум

  • Озабоченность материальным успехом

  • Порядочность-справедливость

  • Честность

  • Гуманизм (доброта)

  • Независимость

  • Интеллектуальная развитость

  • Материалистичность

  • Послушание

  • Предприимчивость

  • Открытость

  • Наличие собственных убеждений

  • Уравновешенность-организованность

  • Чувство юмора

  • Эмоциональность

  • Искренность

  • Социальная адоптабельность

  • Воспитанность

Отберите пять черт, лучше всего отражающих современного хорошего школьника и расположите их по значимости для вас (отранжируйте).

Выработайте единое мнение в группе.
2. В представленном списке выберите индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее существенными для описания «выпускника школы-социализации личности».

(список повторяется)

3. В приведенном списке выберите те индивидуальные характеристики, которые вы считаете наиболее важными для описания «хорошего учителя».

(список повторяется)

Выберите пять черт, которые представляются вам наиболее существенными, и расположите их по степени значимости.

Выбирайте единое мнение в группе.

4. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «учителя школы социализации личности» (далее аналогично)

5. В приведенном списке выберите индивидуальные характеристики, которые представляются вам наиболее существенными для описания «Преуспевающего взрослого».

Вывод: модель выпускника школы-социализации личности, включает такие наиболее важные черты личности:
1. интеллектуальная развитость

2. социальная адоптабельность

3. любознательный, пытливый ум

4. наличие собственных убеждений

5. способность критически мыслить.

Решение ПС:
1. Утвердить «модель выпускника» школы- социализации личности, обладающего следующими качествами: интеллектуальная развитость, социальная адоптабельность, любознательный пытливый ум, наличие собственных убеждений, способность критически мыслить.
2. Обсудить промежуточные результаты в 2006 году (через год), в 2010 (через 5 лет).

Исследование о студентах и выпускниках

Специалисты кадрового агентства «Контакт» с помощью исследования «Современный выпускник вуза» проанализировали образ сегодняшнего по различным параметрам. В опросе приняли участие 389 ведущих вузов Москвы.

В августе рекрутинговым агентством «Контакт» было проведено исследование «Современный выпускник вуза и карьера в бизнесе» в рамках проекта «Первый аукцион молодых специалистов». 389 студентов и выпускников ведущих вузов Москвы рассказали о своем обучении в вузе и планах на будущее.

В результате исследования стало известно, что большинство воспринимают вуз как важнейший источник знаний и место тусовки — эти варианты выбрали 93% и 79% участников исследования соответственно.

Главным результатом обучения 73% опрошенных считают получение знаний и навыков. 67% респондентов заявили, что важнее всего — наличие об окончании учебного заведения. Для 54% участников исследования обучение в вузе — это прежде всего интеллектуальный вызов, а для 51% — приобретение связей и знакомств, которые могут оказаться полезными в будущем.

В последнее десятилетие в отечественной системе образования произошли значительные изменения: введен единый государственный экзамен, разработан федеральный образовательный стандарт нового поколения, введено профильное обучение.

Какой он – современный выпускник? Обратимся к портрету выпускника школы, представленному в проекте стандарта среднего (полного) общего образования.

В соответствии с данным портретом выпускник современной школы должен быть:

    любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

    осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающим свою сопричастность к судьбе Отечества;

    креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

    владеющим основами научных методов познания окружающего мира, мотивированным на творчество и современную инновационную деятельность;

    готовым к учебному сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность; осознающим себя личностью, социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

    уважающим мнение других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

    осознанно выполняющим и пропагандирующим правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

    подготовленным к осознанному выбору профессии, понимающим значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

А как видят себя сами выпускники? И к какому идеалу они стремятся? С такими вопросами мы обратились к выпускнице гимназии, которая высказала собственное мнение и опиралась на высказывания своих сверстников по этой теме.

Какой он - современный выпускник? Какими качествами должен обладать?

Пожалуй, самый простой путь ответить на эти вопросы - спросить у самих старшеклассников. Мы провели небольшой опрос среди 11-ых классов нашей школы. Большинство ребят считает, что главная и ничем незаменимая черта выпускника - это ум. Разумеется, они правы. Ум – это возможность грамотно построить предложение, донести свою мысль до окружающих, поддержать беседу на любую тему. Ум – это знания, а точнее, умение их применять. Но, мало быть просто «умным». Необходимо иметь перед собой четко поставленную цель. Ты должен хорошо понимать – чего ты хочешь и как ты можешь этого добиться. Цель в жизни должна быть всегда: будь ты школьник, выпускник, студент, квалифицированный работник, начальник, родитель.… По мере достижения одной цели, ты должен ставить себе другую, добиваться, идти к ней. Ведь человеку необходимо постоянно развиваться, расти, идти дальше… Целеустремленный человек – успешный человек. Так считают и современные выпускники. Следующими, по мнению опрошенных, неотъемлемыми качествами являются трудолюбие, ответственность, самостоятельность и усидчивость. Всему этому учит нас школа. Каждый урок в школе – это не просто огромное количество новых, необходимых знаний, это уроки жизни. Школа учит нас быть взрослыми, самостоятельными. Учит не зависеть от других, но уважать мнение другого человека. Сосредоточенность, пунктуальность, прилежность, аккуратность, - все это то, без чего невозможно хорошо учиться в школе, а уж тем более шагать во взрослую жизнь. Современный выпускник должен быть харизматичным, иметь чувство юмора. Тут невозможно не согласиться. Умение разговаривать с людьми – одно из самых важных качеств в наши дни. Что-то рассказать, предложить, объяснить, посоветовать и посоветоваться, попросить, узнать, договориться, - в независимости от того, какой дальнейший путь ты выбрал, сталкиваться с этим будешь часто… Несомненно, важно быть уверенным в себе. В себе, в своих поступках, словах. Ты должен твердо идти вперед, не сомневаясь в своих действиях. Не будешь сомневаться ты – не будут сомневаться другие. Но, как бы то ни было, самыми главными чертами выпускника (и неважно современного или нет) всегда будут вежливость, доброта и открытость. Ведь выпускник – это будущее страны. Он должен быть способен изменить что-то в обществе, сделать его лучше. И какой бы ты ни был успешный, умный, целеустремленный, ты ничего не сможешь изменить, если в тебе нет этих качеств. Ни с одним человеком ты не сможешь договориться, не будь ты вежливым, добрым, отзывчивым, а, главное, честным. Люди просто не захотят идти тебе навстречу, не станут верить твоим словам. Увы, сейчас – это весьма серьезная проблема. Современная молодежь перестает ценить многие моральные качества, перестает понимать их важность. Ведь сейчас, в век компьютеров и телефонов, людям стало гораздо проще общаться друг с другом, не отрывая головы от клавиатуры, нежели слышать реальный голос реального человека. Сидя за компьютером, мы не видим ни эмоций человека, ни его реакций – ничего. Да и сами-то мы мало что можем испытать, стуча по кнопкам и смотря на голубой экран. Мы забываем, как это – быть добрым, открытым, отзывчивым. Забываем, потому что «не используем» эти качества. А жаль.

Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.

Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Так, например, программа «Шаги к успеху» ориентирована на формирование навыков учебной деятельности, осознанного отношения к обучению, ответственного отношения к образованию и самообразованию. Программа «Я учусь выбирать – 9, 10-11» предполагает освоение основ самостоятельного осознанного выбора учащимися в области школьной карьеры, начиная с выбора профиля обучения и заканчивая профессиональным самоопределением. Основным инструментом данной программы является портфолио «От выбора профильного класса к профессиональному самоопределению» , которое состоит из 3 частей:

    для учащихся 9 классов - «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» - знакомство с общими основами правильного выбора;

    для учащихся 10 класса - «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;

    для учащихся 11 класса - «Портфолио выпускника» - позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.

Программа «Я выбираю здоровье» направлена на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение старшеклассников алгоритму принятия правильного решения в отношении собственного здоровья, знакомство с основными компонентами образа жизни здорового и успешного человека.

Программа « Консультационный центр в рамках проекта «Абитур-класс», охватывающего завершающий этап обучения в школе (10-11 классы) и основной этап профессионального самоопределения. Для всех старшеклассников с целью оказания помощи в правильном планировании индивидуального маршрута подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения проект «Абитур-класс» предоставляет следующие возможности:

    это участие в предметных вузовских олимпиадах;

    информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;

    организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.

Программа «Консультационный центр» направлена на формирование у старшеклассников мотивированного понимания «куда и зачем идти учиться?».

Программа включает в себя 3 модуля:

1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:

    школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);

    встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);

    буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;

    использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.

    Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www . school 56. spb . ru , ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)

    Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:

    определить свои интересы, склонности и возможности;

    познать особенности своего интеллекта и темперамента;

    расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;

    получить подробную информацию о вузах;

    получить информацию о целевых программах;

    научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;

    справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;

    приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;

    составить и оформить портфолио.

Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.

Учительская профессия – это человековедение,
постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.

В.А. Сухомлинский

Исходя из социального заказа, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Вилючинского городского округа сложилась определенная модель выпускника – как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).

Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

Выпускник школы – это человек образованный, самостоятельно добывающий знания, готовыйкпринятиюнравственно оправданных решений.

  • Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность.
  • Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
  • Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
  • Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов дает именно классный руководитель. Классный руководитель– это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека (Приложение 1 )

– духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
– защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
– организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
– организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
– помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
– координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
– создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Основные характерологические ориентиры личности выпускника (Приложение 1 )

Свободная личность . Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.

Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.

Творческая личность – обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.

МОУ СОШ № 9 – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из неоднородности контингента, школа делает акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего образования в рамках государственного стандарта.

Модель выпускника МОУ СОШ № 9 (Приложение 1 )

Владеющая общей культурой, нравственными ориентациями на социальные значимые ценности. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Толерантность», «Семья».

Готовая к жизни в 4-х сферах: экономической; экологической; нравственно-правовой; научной. Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности. Он стремится продолжить своё образование или включиться в трудовую деятельность.

Готовая к самореализации в предметно-практической и коммуникативной деятельности. Выпускник активен, обладает организаторскими способностями. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

Владеющая культурой человеческих отношений, их проявлением и самоанализом. Выпускник стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал. Он законопослушен, обладает основами правового образования.

Имеющая широкий кругозор, обладающая культурой мысли, чувств, речи. Выпускник отличается широкой образованностью, выступающей в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой в жизни.

В нашей школе обучение осуществляется на трех ступенях: начальная школа (1–4 класс), основная школа (5–9 класс) и средняя школа (10–11 класс).

Одним из направлений модернизации российского образования видится профильное обучение на III ступени школы. Гибкая система профильного обучения предоставляет возможность продолжения образования в профильном классе или классе универсального профиля. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Портрет выпускника МОУ СОШ №9 на трех ступенях образования (Приложение 1 ).

Модель выпускника не рассматривается как самоцель. Она не ставит жестких рамок для ученика и для учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).