Финансы муниципальных предприятий. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

  1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
  4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.


Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП) – организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Последнее неделимо и не распределяется на вклады или долевое участие работников; собственником передаваемого имущества являются учредившие ГУП и МУП федеральные и местные органы государственной власти.

1. Управление УП осуществляет руководитель, назначаемый собственником имущества. УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ею казенного предприятия. Цели деятельности УП определяет собственник его имущества.

2. УП могут быть созданы на правах хозяйственного ведения или оперативного управления;

3. Для созданных на правах хозяйственного ведения УП характерно:

Уставный фонд УП должен быть полностью оплачен на момент регистрации УП;

Сохранность переданного УП имущества и его использование по назначению контролирует собственник этого имущества;

Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, внесения в качестве вклада в УК хозяйственных товариществ и обществ, также иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника;

Часть прибыли от деятельности УП принадлежит собственнику его имущества;

УП могут учреждать дочерние предприятия, передавая им имущество в хозяйственное ведение. Если банкротство такого предприятия происходит по вине его учредителя, на последнего может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности принадлежащего ему имущества.

4. УП, созданные на правах оперативного управления , являются федеральными казенными предприятиями. Им свойственно:

Они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

Их реорганизация или ликвидация осуществляется только по решению Правительства РФ;

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенных заводов осуществляется в соответствии с планом – заказом и планом развития завода;

- план – заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Минфином РФ, является обязательным для исполнения и содержит следующие основные показатели:

а) объем поставок с учетом номенклатуры, ассортимента и качества товаров (работ, услуг);

б) сроки поставок, их цены и условия изменения последних;

в) лимит численности работников;

г) объем средств, выделяемых из федерального бюджета.

- план развития завода разрабатывается самим заводом, согласуется с уполномоченным органом и содержит перечень конкретизированных показателей для выполнения план – заказа и осуществления разрешенной самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности;

Финансирование, связанное с выполнением плана – заказа и плана развития завода, осуществлением других необходимых затрат, производится за счет доходов от реализации завода. Средства из федерального бюджета могут быть выделены в случае недостаточности собственных средств завода на реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры и компенсацию убытков от выполнения плана – заказа;

Часть прибыли УП направляется на финансирование плана – заказа, плана развития и на социальное развитие по спускаемым уполномоченным органом нормативам. Другая часть прибыли в виде её свободного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета;

Казенный завод предоставляет уполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств и произведенных амортизационных отчислениях;

Завод может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ.

Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.

Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.

Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.

Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.

Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.

Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

Численность работающих до 100 человек;

Доход от реализации за год до 15 млн. руб.;

Стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.

Не имеют права воспользоваться этой системой:

1. организации, имеющие филиалы или представительства;

2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;

4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Упрощенная система налогообложения предусматривает:

1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;

2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, - 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;

3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;

4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;

5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.

Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.

Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налогообложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.

Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о приведении учредительных документов государственных и муници-пальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».

Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.

Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами.

Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализованных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.

В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот-ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.

Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные предприятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (госу-дарства).

Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.

Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) опреде-ленной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.

Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складываются различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
  3. § 6. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия как субъект трудового права
  4. 2.4. Финансовый рынок как объект государственного регулирования
  5. § 2. Валютные операции как объект правового регулирования
  6. §2. СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  7. ГЛАВА 10. ПРЕДПРИЯТИЕ - ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 10.1.
  8. Государственное регулирование ФИНАНСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  9. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  10. РАЗДЕЛ IV ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ
  11. Глава XX Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Финансы предприятий (коммерческих организаций) -- одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их непосредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью.

Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы:

  • а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования;
  • б) относится к децентрализованным финансам (в отличие, например, от государственного бюджета и др.).

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности.

В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий.

К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд. Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников, прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.).

Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан) . Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами. В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере -- социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете -- в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей.

Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения. Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности. В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности.

Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности. Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государственного управления.

Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.