Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды. Понятие, признаки и функции социальных норм

Законодательство -- система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.

Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. законодательство социальный нормативный акт

Типы социальных норм

Групповые привычки -- нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

Общие правила -- нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

контролирование девиантного поведения;

формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы -- это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

Социальные нормы -- это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

  • - все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
    • а) способ создания;
    • б) средства охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле. справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. Нормы общественных организаций (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах партий, профсоюзов, общественных объединений, массовых движений. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в уставных документах этих организаций. Нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Религиозные нормы в течение тысячелетий регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались тж. в качестве правовых норм (в частности, при регулировании семейно-брачных отношений, землепользования, наследования и т.д.). Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Реализация их осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение нормы в силу эмоционального восприятия и определенного автоматизма. Нормы традиций - это правила поведения (особый гид обычаев), выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, его мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Поэтому искоренить традицию можно путем идейного воздействия на людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов). Особенность реализации ритуальных норм - их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные, нормы культуры, религии и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два основных вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. По мнению, С.А. Комарова, система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношений их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. При этом социально-технические нормы указывают как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Граница между социальными и техническими нормами проходит главным образом по предмету регулирования.

Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, приемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и процессами. Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования. Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Как отмечает Н.И. Матузов, их можно назвать технико-правовыми . Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, различного рода госстандарты и т.п.). Некоторые из них снабжены санкциями. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность – административно-правовая, уголовно-правовая и др. Не случайно их именуют подвидом социальных норм. Взаимосвязь права и технических норм означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право, призванное юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам.


Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила поведения, которые регулируют отношения между индивидами, между индивидами и социальными группами, между индивидами и обществом.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Итак, социальным нормам присущи следующиепризнаки :

1. Они являются общими правилами, так как социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, то есть определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

3. Социальные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

Социальным нормам в силу их природы свойственна регулятивная, оценочная и трансляционная функции :

- Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

- Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей.

- Трансляционная функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества.

Юридическая наука подразделяет социальные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы: правовые; моральные; политические; эстетические; религиозные; корпоративные; нормы обычаев, традиций, привычек; деловые обыкновения; правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов и др.

Все социальные нормы подразделяются на правовые инеправовые . Основными их отличительными особенностями являются следующие:

· Характер отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы. Нормы права (например, конституционного, административного) закрепляют, прежде всего, основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.

· Порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту. В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами.

· Формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кроме норм, содержащихся в актах - решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы. Неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколения в поколение.

· Формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм.

· Характер и степень определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда строго определенны. В случае же нарушения норм права решающее значение имеют меры государственного принуждения.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяю­щий социальный порядок процесс. Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений индивидов и их групп. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношении его членов. Социальные нормы, несомненно, выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые “стихийные” регуляторы как не­посредственное проявление естественных законов при­роды и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явле­ний экономического порядка, феноменов массового по­ведения и т. п. Это, например, увеличение продолжи­тельности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступаю­щие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стаби­лизация, упорядочение общественных отношений обес­печиваются действием социальных норм и актов инди­видуального регулирования, а действие стихийных регу­ляторов выступает фактором дестабилизирующего вли­яния. Однако если в качестве основания оценки при­нять критерий устойчивого функционирования общест­ва, то все регулятивные факторы могут иметь и пози­тивное, и негативное влияние. Вместе с тем функцио­нальная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Диапазон подходов к проблеме социального регулирования в гуманитарной литературе достаточно широк. Можно выделить наиболее древние религиозно-эзотерические представления, более знакомые в советской юридической мысли классовые концепции, ранее не использованные в большинстве отечественных источников кибернетические и синергетические подходы и т.д.

Например, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой или волей предков и т.д.), до признания того, что человек, хотя, и создан божественным началом, тем не менее, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги, несет ответственность за свои действия и поступки (А. Августин).

Суть классового подхода заключается в том, что в основе социального регулирования лежат классовые интересы. Главенствующей является воля господствующего класса. В рамках данного подхода формируются соответствующие представления: оправдано все то, что полезно, выгодно для строительства коммунистического общества. Такой утилитарный подход активно пропагандировали в 20-е гг. “отцы-основатели” первого в мире социалистического государства (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин и др.). Подобная позиция, конечно же, расходилась с пониманием ценности права, морали, обычаев и традиций как социальных регуляторов, закреплявших тысячелетний общечеловеческий опыт.

В рамках кибернетического подхода социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения и социальные процессы системы, которая придает объекту регулирования заданные характеристики или параметры. Кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права. Например, конкретное правовое правило, устанавливающее юридическую ответственность за нарушение трудовой дисциплины на производстве, имеет целью придать стабильность, определенный характер, определенное состояние системе трудовых отношений. Если выяснится, что соответствующий приказ руководителя предприятия или установленные правила внутреннего трудового распорядка не достигают цели и нарушения трудовой дисциплины продолжаются, то появляется необходимость, либо усилить юридическую ответственность, либо выяснить – можно ли вообще в данной ситуации укрепить трудовую дисциплину правовыми мерами или следует рассмотреть иные причины (например, низкую заработную плату, плохую работу транспорта и т.д.).

В последние годы весьма активно развивается синергетическое видение проблемы социального регулирования. Прежде всего, в его рамках речь идет о самоорганизующейся системе, в рамках которой все ее элементы находятся в определенном этой системой состоянии. К синергетическим методам регулирования, чаще всего, относят так называемые малые воздействия , переводящее систему в необходимое состояние. А.Б. Венгеров приводит такой пример: “В учебном процессе лектору-профессору достаточно сообщить студентам, что именно он – лектор – будет принимать экзамены у всего курса, чтобы резко увеличить посещаемость своих лекций” .

Изучение социального регулирования приводит к необходимости понимания того, почему один вид общественных отношений регулирует право, а другой – мораль, почему при воздействии права один вид общественных отношений регулирует закон, а другой – указ, постановление, инструкция. С другой стороны, не менее актуальна и такая проблема, как нормативный плюрализм . Известный современный правовед И.Ю. Козлихин справедливо заметил, что “нормативные системы существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.” .

Вообще, для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние неко­торого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возни­кающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социаль­ного нормирования (например, установление срока при­знания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качествен­ное состояние. Таким образом, в зависимости от соот­ношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуля­торов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сфор­мулированного знания о нормальном, естественном со­стоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техни­ческими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естествен­ных нормах или складывающиеся в связи с их дейст­вием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых опреде­ляется не столько естественной нормативностью, сколь­ко целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

Историческое развитие и смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических и т.д.). Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право . При всей своей относительной самостоятельности право, как и иные виды социальных норм, осуществляет свои регулятивные и охранительные функции в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регу­лируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Социальность . Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей, б) общественные отношения, в) поведение людей.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Их возникновение конечно сопряжено с волевой и сознательной деятельностью людей. Тем не менее, одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. Таким образом, следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не поименно, а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость, и др.). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступелния в процесс регулирования. Социальные нормы всегда по содержанию определены, но в качестве общей модели поведения.

4. Социальные нормы есть мера свободы индивида , устанавливающие пределы его поведенческой активности. Способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Культурная обусловленность . Эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей . Культура выражается, прежде всего, в со­держании социальных норм. С этой точки зрения не­трудно заметить различия социальных норм в общест­вах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской.

6. Обязательность. Социальные нормы как нормативные выражения социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Общество должно стремиться к формированию такой системы социального регулирования, налаживанию взаимодействия между разными видами социальных норм.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимо­действия, возникающие в процессе исторического раз­вития и функционирования общества, соответствую­щие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юриди­ческой литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отноше­ний. Но в более общем плане их роль не ограничивает­ся данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм:

- регулятивная . Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное вза­имодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечи­вают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма;

- оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное);

- трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и “транслируются” в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регу­лируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредст­венно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классифика­ция социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы дей­ствия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономичес­кие, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регу­лирования.

По механизму (регулятивным особенностям) приня­то выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:

Процесс формирования норм;

Формы фиксации (существования);

Характер регулятивного воздействия;

Способы и методы обеспечения.

При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут не­достаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

ПЛАН:

Организационно-методические указания…………...………………...…….. 4

Список использованной литературы ………………………………………. 5

Введение ……………………………………………………………………. 6 - 9

1. Понятие, признаки и функции социальных норм …………………................. 9-12

2. Виды социальных норм….………….………………………………………….12-15

3. Право в системе социальных норм ………….………………………..……….15-34

Выводы……………………………………………………………………... 34-35

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии нормативного регулирования.

2. Выделить основные признаки и функции социальных норм.

3. Охарактеризовать основные виды социальных регуляторов (социальных норм).

4. Соотнести право с нормами обычаев, нормами традиций, нормами ритуалов, нормами морали (нравственности), корпоративными нормами, политическими нормами, религиозными нормами, техническими.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Антонов И.Ю. Социальные нормы народов Крайнего Севера. Обряд очищения в жизни ненцев в условиях догосударственного общества // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 113-115.

2. Антонов И.Ю., Филант К.Г., Харючи С.Н., Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права. Монография. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 279 с.



3. Бляхман Б.Я. Трансформация социальных норм в юридические правила правовых систем // Право и образование. 2007. № 12. С. 64-71.

4. Галиев Ф.Х. Социальные нормы и правовая культура в призме исторического развития // История государства и права. 2010. № 2. С. 5-9.

Дополнительная литература:

1. Баширова Л.С.Социальные нормы и их место в системе общественных отношений // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Третьей международной научной конференции (19-20 октября 2007 г.). Омск, 2007. С. 78-81.

2. Вопленко Н.Н. Право в системе социальных норм. Учебное пособие. Волгоград, 2003. 86 с.

3. Вопленко Н.Н. Социальные нормы: вопросы их познания и классификации // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. 2002. Вып. 5. С. 12-27.

4. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании социальной нормы // Правовая политика и правовая жизнь.2003. № 3. С. 135-140.

5. Плахов В.Д. Социальные нормы и девиантное поведение // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. СПб., 2002. № 2 (8). С. 91-104.

ВВЕДЕНИЕ

Нормативное регулирование сложилось в процессе истори­ческого развития общества. Уже на ранних этапах его сущест­вования возникли первые правила (нормы) поведения, первые правила общения людей между собой (например, между стар­шими и младшими). Точно также в тот период возникли пра­вила охоты, рыболовства и других видов добычи пищи. Эти правила складывались стихийно, они постепенно укреплялись, увеличиваясь по мере расширения человеческой деятельности. Наличие определенных правил (нормативность) присуще человеческому обществу изначально; без них оно не смогло бы прогрессировать в своем развитии.

Нормативность означает, что отношения людей, жизнь об­ щества протекают по определенным правилам и что эти пра­вила имеют целью обеспечение определенного порядка, согла­сованности во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и больших социальных групп. Посредством нормативных регуляторов (правил, норм) достигается стабильность и орга­низованность определенного общества, конкретной организа­ции людей, поддерживается определенная система: общество в целом или его часть, входящая в данное общество в качест­ве некоего элемента.

Нормативность и человеческое общество неразделимы. Об­щество, в котором отсутствуют должные нормативные регуля­торы, обречено на хаос, противоречия и разлад.

Любое общество объективно нуждается в нормативных ре­ гуляторах (правилах), поскольку для того, чтобы действия лю­дей направлялись в нужном для этого общества направлении, чтобы общество не было размыто прямо противоположными людскими стремлениями, необходимы правила, регулирующие Поступки людей, указывающие приемлемые обществу вариан­ты поведения.

Источниками этих регуляторов могут быть экономические, классовые, политические, социальные, религиозные и другие факторы (причины). Именно экономический источник необходимости нормативного регулирования имел в виду Ф.Энгельс, когда писал, что уже на весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим прави­лом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, что­бы отдельный человек подчинился общим условиям производ­ства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом.

Если в основе источника нормативного регулятора лежал религиозный фактор, то это означало, что правила поведения даны людям свыше, они божественны, их соблюдение угодно богу, а несоблюдение - великий грех и т. д. Причем религиозные нормы нередко регулировали не только чисто религиозные отношения среди верующих, но и семейные, бытовые от­ношения, т. е. были правилами для всех.

Классовые регуляторы (нормы права, определенная часть норм морали и т. д.) выражали прежде всего волю господствующего класса, они были направлены на охрану интересов того класса, который занимал властвующее положение в обществе. Правила, устанавливаемые этим классом, становились обязательными для всего общества. Это были, в основном, императивные (повелительные) регуляторы, предписывающие должное поведение в интересах властвующего (господствующего) класса. Разумеется, в любом классовом обществе устанавливались правила, которые были необходимы всему обще­ству (санитарные, природоохранные), но бесспорный приоритет принадлежал регуляторам, выражающим волю и интересы господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуа­зии, пролетариата).

Основной целью нормативного регулирования всегда было, есть и будет сохранение существующей системы, обеспечение ее стабильности.

Нормативное регулирование является тем способом организации общественных отношений, при котором достигается их единство, устойчивость и порядок (С. С. Алексеев). Задачей нормативного регулирования является упорядочение отношений в обществе, коллективе, определенном социуме, внесе­ние единообразия и стабильности в общественные отношения путем установления общих правил (Е. А. Лукашева). Нормативное регулирование человеческому обществу внутренне при­суще, поскольку без наличия общих для всех правил поведе­ния нормальное и благополучное существование общества в принципе невозможно. Любое общество в интересах самосо­хранения вынуждено создавать правила, обеспечивающие его существование и развитие. Эти правила утверждают опредленный порядок во взаимоотношениях членов общества, пред­писывают (указывают) варианты действий (поступков) для них и тем самым предопределяют должную урегулированность, упорядоченность этого общества. Поэтому нормативные регу­ляторы считаются не только объективно необходимым, но и целесообразным механизмом обеспечения организованности в общественных отношениях.

Как уже отмечалось, нормативное регулирование немысли­мо без наличия определенных норм (правил), которым долж­ны следовать люди, их организации, группы и даже социумы в целом. Профессор П. Е. Недбайло совершенно правильно характеризовал нормативное регулирование как установление правил, в соответствии с которыми происходит организация, согласованность поведения субъектов общественных отноше­ний, оценка и разрешение фактов общественной жизни с точ­ки зрения этих правил.

Поскольку жизнь современного общества достаточно много­гранна и разнообразна, в нем постоянно возникают самые раз­личные жизненные ситуации, а у участников этих отношений имеются различные цели и интересы, то совершенно естествен­но на протяжении длительного исторического развития челове­ческого общества в нем сформировалась определенная система нормативных регуляторов, система различных правил поведе­ния. В нее входят правила, основанные на моральных и рели­гиозных установках, экономических и политических интересах, обычаи и традиции, правила для членов сформировавшихся ор­ганизаций (корпоративные правила) и т. д.

Весь опыт мировых цивилизаций свидетельствует о том, что ни одна из них не может успешно развиваться без нали­чия адекватных этой цивилизации социальных нормативных регуляторов.

Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма - это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее опробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой и т. д. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.

Таким образом, нормативные регуляторы - это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального (безопасного) существования и прогрессивного развития общества.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавли­ваются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется» оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешение» спорных и конфликтных ситуации, а также меры ответственности за несоблю­дение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрыв­ную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо - плохо, прием­лемо - неприемлемо, возможно - невозможно и т. п. Из оценок вытекают со­ответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определен­ные последствия. К примеру, убивать людей плохо - убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных фак­торов: исторического периода, уровня технического и культурного развития, геополитической обстановки и т. п. Как отмечает В. С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с пере­ходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социали­зации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Историческое развитие, смена различных норм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изме­нениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодей­ствия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политиче­ских и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «доб­ра» и «зла». Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обще­ством вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недо­пустимого поведения.

Социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддержи­ваемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т. п.) образцы (стандар­ты, модели) поведения участников социального общения.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – общие правила регламентации, формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальным нормам присущи следующие признаки, по которым они отличаются от других правил (технических, индивидуальных):

1. Социальность - они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов сточки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократнос­тью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер: сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания ти­повых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная при­надлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, то есть вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой ти­повая ситуация.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т. д.

3. Регламентируют формы социаль­ного взаимодействия людей , т.е. направлены на регулирование о6щественных отношений, поведения в обществе.

4. Сочетание объективности и субъективности - они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом обще­ства, отражают процессы его развития, влияют наих темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Культурная обусловленность - эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества.

Функции социальных норм:

1) Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма.

2) Оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).

3) Трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Устоявшиеся в практике образцы поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы).

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

I. В зависимости от сфер жизни общества , в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

1) В качестве примера политических норм , вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа, вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по воду законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

2) Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономически развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный в зависимости от обстоятельств товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

3) Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирую отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению представителям иного вероисповедания и т. п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

4) В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, склады­вающиеся в результате многократного повторения социально значимого явле­ния, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

5) К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана, «регулярное» государство Петра I сознавало себя как систему ука­зов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. «Обычай» - жизнь, не возведенная в ранг «грам­матики», - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, «закостенелостью». Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как «регулярное». Государственная деятельность осмыслялась как введение «регламентов» с последующим преобразованием жизни по их образцу».

II. По характеру воздействия на социальную среду нормы подразделяются на прогрессивные и регрессивные.

1) Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство из исследователей считают прогрессивными те преобразования, которые были обусловлены реформами Петра I. При этом реформационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и мо­ральными нормами, правилами этикета и т. п.

2) Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктив­ное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, которые имели место в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80% 2 .

III. По социальной направленности выделяются:

1) правовые нормы, 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констати­ровать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил И. Ю. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в со­стоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, то есть осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т. д.».

Средства регулирования

Классификация ценностей. Механизмы возникновения и действия ценностей.

Социальные ценности и ценностные ориентации.

Вопросы

1. Социальные нормы: понятие, функции, классификация, средства регулирования.

1. Социальные нормы: понятие, функции, классификация,

Обществу внутренне присуща потребность к сохранению своей целостности. Отражаясь в общественном сознании, эта потребность превращается в форму соответствующих социальных идеалов, оценок, норм, ценностей.

Нормы, ценности и ориентации – важнейшие элементы общества и регуляторы социальной деятельности людей.

Под социальными нормами чаще всего понимают совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа), организация, класс и общество к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца.

Социальная норма является одной из сложных форм выражения социальных отношений. Она состоит из множества элементов, каждый из которых обладает различными свойствами, способными к тому же изменятся в достаточно широких пределах. В социальной норме находит воплощение общественная воля, осознанная социальная необходимость. Именно этим она отличается от так называемых квазинорм. Последние чаще всего носят грубый, насильственный характер, сковывают инициативу, творчество.

Социальные нормы прошли длительный исторический путь, вместе с развитием общества. На начальном этапе человечества социальные нормы составляли нечто единое. Однако по мере расслоения общества происходила дифференциация социальных норм, возрастало разнообразие и количество социальных норм.

Социальная норма выполняет следующие функции: социализирует личность; мотивирует и оценивает поведение; унифицирует деятельность; социально ориентирует; согласует интересы и средства контроля.

Каждая из функций социальных норм не абсолютно самостоятельна, а взаимодействует с другими. Кроме этого, проявление любой из функций зависит от разновидности социальных норм. Содержание функции определяется конкретно-историческими условиями, экономической базой, политической системой, социальной структурой и т.п.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей.

Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей. Это очень важно так, как долговременная стабильность, согласие и прогресс в обществе не может быть достигнуты через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование людьми. Такие средства (методы) влекут за собой ответную психологическую и иную реакцию отторжения источника такого принуждения.



Социальные нормы согласовывают действия отдельных личностей и групп, приводят их в соответствие с интересами группы и общества.

Функциональная роль социальных норм заключается, прежде всего, в том, что социальный субъект действует в соответствие с их предписаниями, или требует от других субъектов соответствующего поведения.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств. Нормы призваны обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Они формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

Социальная значимость нормы во многом определяется содержанием, актуальностью и направленностью передаваемой информации, в результате чего социальная норма становится регулятором человеческого поведения и общественных отношений.

При этом различные виды деятельности в разных обществах нормированы не в одинаковой степени. Содержание и способы нормирования различны в разных культурах.

В социальных нормах более или менее точно определены или подразумеваются границы обязательного и допустимого.

Классификация норм

В современном мире, для реализации многочисленных и разнообразных целей общества, наряду с социальными нормами существует множество других норм (технические, технологические, экономические, политические и др.). При определенных условиях так называемые «не социальные» нормы могут приобрести социальный характер. Например, современные технические нормы в виде различных стандартов, ГОСТов, технических требований приобретают статус социальных норм, их нарушение приводит к тяжелым, порой драматическим последствиям. Социальные нормы могут быть классифицированы по многим основаниям.

Можно условно выделить следующие группы норм:

1. Общие нормы. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях как обществе в целом, так и в составляющих его группах.

2. Экономические нормы дают приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности.

3. Политические нормы фиксируют обязанности поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу по правилам, соблюдая законы и конституцию.

4. Культурные нормы поддерживают устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на своем языке, читать и писать, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое отторжение из принятых норм можно рассматривать как ненормальное поведение.

5. Сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами в демократическом обществе регулируются юридическими нормами.

Различают нормы научной деятельности, нормы, характерные для военнослужащих, нормы поведения деятелей искусства и культуры, политической элиты.

В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Можно выделить нормы запрещающие и нормы стимулирующие, формальные и неформальные.

К формальным нормам относятся юридические законы, а также административные и организационные правила. Они носят предельно формализованный характер, контролируются и поддерживаются с помощью строго определенных средств, входящих в систему социального контроля.

К неформальным нормам относятся естественно складывающиеся образцы поведения (нравы, обычаи и т.п.). Принятие таких норм происходит на эмоциональном, невербальном уровне и в ходе непосредственного общения и взаимодействия людей. Эти нормы не только не обсуждаются, но и сравнительно редко осознаются. Их нарушение вызывает всеобщую отрицательную реакцию, однако применение санкций носит неформальный, четко не определенный характер. Соблюдение неформальных норм обеспечивается силой общественного мнения.

Промежуточное положение между этими двумя типами занимают нормы морали, этики и моды . Эта группа норм хорошо отрефлексирована в обществе и даже может быть, представлена в определенных текстах. Но в отличие от формальных норм (типа законов, правил) они не имеют ни однозначной формулировки, ни единого кодифицированного источника. Сама возможность по-разному определять и истолковывать содержание этих норм делает их предметом постоянных обсуждений в обществе.

Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Иногда группа проявляет терпимость к нарушению норм, неукоснительное соблюдение которых требуется обществом.

Нормы имеют не только общенациональное значение, но и дифференцированы по социальным структурам.

Социальные нормы можно классифицировать по масштабу действия (всеобщие, местные), по значимости (общезначимые, касающиеся всех членов общества; специальные, распространяющиеся на ограниченный круг людей; индивидуальные, касающиеся отдельных социальных субъектов), по характеру требования и целевой функции (обязывающие, запрещающие, блокирующие, поощряющие и т.п.).

Нормы могут подразделяться на ведущие и вспомогательные, основные и производные, рядовые нормы и метанормы, т.е. действия, правила, регулирующие отношения между самими нормами внутри нормативной системы.

Это далеко не полный перечень социальных норм. Они постоянно производятся и воспроизводятся.

В реальной жизни все виды социальных норм функционируют, как правило не обособленно, а в диалектическом взаимодействии, в комплексе, в системе, включая как единство, так и противоречие, что требует анализа их причин и путей их разрешения.

Каково происхождение социальной нормы, ее истоки?

Источником нормы может быть традиция, общественное мнение или определенная институционально установленная социальная группа людей. Способ создания нормы может быть результатом эмпирической и теоретической нормотворческой деятельности.

Эмпирическое нормотворчество, являющееся исторически более ранним, чем теоретическое, тесно связанное с практической жизнью и обыденным сознанием. Ему присуще стихийность, и как правило, отсутствие институциализации. Теоретическое же нормотворчество институциализировано, вся нормоорганизация в этом же случае становиться результатом деятельности особых социальных учреждений, органов власти (см.: Социологический справочник / Под общей ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. С. 51 – 53.).

Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживается многовековой традицией.

Принятие (усвоение) нормы зависит от характера ее авторитета. Для адресата ее принятие может носить внутренний, эмоциональный, переживаемый, или внешний, принимаемый на основе рационального решения или вынужденного подчинения, в соответствие с чем нормы разделяются на аутогенные и гетерогенные, нормы интроверты и нормы экстраверты.

Глубина усвоения, принятия нормы ее адресатом значительная, не требующая специальных усилий по принуждению.

Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом.

Часто нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.д.