«Память» Н. Гумилев

Тарасова Наталия Анатольевна

В историческом времени многие поэты оставили свой след. Это были поэты, которые продолжали традиции русской литературы: влияли на культурное сознание современников, а они в России имело смысл. Свою судьбу они не отделяли от судьбы России.

Таким путем шел и поэт Н. С. Гумилев. Его стихотворение «Память» можно считать автобиографичным. Оно было написано в 1921 году. Гумилев, обращаясь к памяти, ведет читателя по своей судьбе. Попарно объединенные строфы рассказывают читателям о периодах его жизни. Вот он ребенок, «некрасив и тонок», со своими друзьями, деревом и собакой. Это он вспоминает свое царско-сельское детство, куда из Кронштадта, где он родился 15 апреля 1886 года, переезжает вместе со своей семьей. Царское Село стало местом вдохновения поэта. Здесь он в возрасте восьми лет начал писать первые стихи и прозу.

В1905 году Н. Гумилев издает свой первый поэтический сборник «Путь конквистадоров». Тогда он учился в Николаевской гимназии. Стихотворения этого сборника воспевали романтику подвига, любовь к риску и приключениям.

Н. Гумилев начинался как поэт. И об этом периоде своей жизни он вспоминает в стихотворении «Память»:

Он повесил вывеску поэта

Над дверьми в мой молчаливый дом.

А потом были увлечения экзотическими странами: Африкой, Египтом, Турцией. А, увлекшись, отправился в Африку:

Я люблю избранника свободы,

Мореплавателя и стрелка.

Ах, ему так звонко пели воды,

И завидовали облака.

Он прошел путь с караваном, охотился на диких зверей. Он рос как поэт. Но эта поездка не утолила его жажды к чужеземной экзотике. Зимой 1909 - 10 годов Гумилев вновь отправился в Абиссинию. Он собирал и изучал африканский фольклор, который послужил основой поэтического цикла «Абиссинские песни». -

Память, ты слабее год от году,

Тот ли это, или кто другой

Променял веселую свободу, -

пишет дальше Н. Гумилев. «Веселая свобода», - похоже, что период жизни поэта с 1910 по 1914 год. Здесь можно выделить такие значительные события его жизни, как женитьба на А. А. Ахматовой (весна 1910 года), выход в свет третьей книги стихов «Жемчуга», знакомство в Петербурге с поэтом-философом Вячеславом Ивановым, с которым они вместе создавали Общество «Академия Стиха». В это время поэт Гумилев на страницах журнала «Аполлон» печатает свои статьи о поэзии. В этих статьях Гумилев обосновал основные принципы нового литературного направления акмеизма. Акмеисты (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и другие) составили ядро «Цеха Поэтов». Задачей «Цеха» было совершенствование поэтического ремесла. «Веселое время» - это излюбленное место встреч в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака». В 1912 году появилась следующая книга стихов Гумилева «Чужое небо». В ней было больше простоты и меньше риторики.

Но «веселую свободу» поэт поменял на «священный долгожданный бой». Это была война 1914 года, где Гумилев «знал муки голода и жажды, сон тревожный, бесконечный путь». Н. Гумилев служил в гусарском полку, участвуя в сражениях и длительных переходах. Но и в разгар войны поэт Гумилев пишет стихи. В 1916 году вышла следующая книга стихов «Колчан». Ее содержание составили военные стихи, в основе которых - романтизм боя и подвига. Сам Гумилев был награжден за героизм в боях:

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею не тронутую грудь.

А потом Октябрьская революция прошла по судьбе России и поэта. Он принял ее и работал для славы Отечества:

Я - угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле,

Я возревновал о славе Отчей…

В мае 1918 года Гумилев вернулся в Петроград (с весны 1917 года он был в командировке в Лондоне и Париже, занимался переводами, работал над драмой «Отравленная туника»). В новой революционной стране Н. Гумилев сотрудничает с А. М. Горьким в издательстве «Всемирная литература». Он читает лекции о литературе. В 1918 году выходят еще две книги поэта. В 1921 году Гумилев выпустил сборник стихов «Шатер» и подготовил новую поэтическую книгу «Огненный столп», в которой он изложил свое последнее лирическое откровение перед читателем. Поэт мечтал о том светлом времени для своей страны, «когда взойдут ясны стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны».

Скоротечность собственного бытия поэт ощущал постоянно, утверждая: «В нашем современном мире я чувствую себя гостем». Н. Гумилев думал о своем последнем часе:

Предо мной предстанет, мне неведом,

Путник, скрыв лицо, но все пойму…

Поэтому важно, чтобы душа его оставалась живой:

Чтоб моя душа не умерла.

Поэт чувствовал трагический конец своей жизни. В последний свой год он часто повторял полюбившуюся ему строчку Н. Клюева: «Как взойду я новобрачно по заре на эшафот». Как не увидеть здесь пророчества? Оттого и не надеется поэт на помощь: «Крикну я. Но разве кто поможет…»

Предчувствие ухода из жизни из жизни не оставляет поэта, и он как будто подводит итог ей. Он использует прием кольцевой композиции: начинается и заканчивается стихотворение одинаково: «Мы меняем души, не тела».

Эта статья будет посвящена одному из известнейших поэтов Серебряного века. Если говорить точнее, то мы проведем анализ стихотворения Гумилева «Память».

О стихотворении

Стихи были написаны в 1920 году. В нем писатель обращается к теме памяти и изменения человеческой души. Для большей наглядности Гумилев сравнивает человека со змеей. И вывод его неутешителен - змея, имея возможность сбрасывать кожу, сохраняет юной свою душу, а человеку не дано такой роскоши, меняется его душа, а не тело: «Только змеи сбрасывают кожи… Мы меняем души, не тела».

В размышлениях поэт возвращается в свое прошлое и понимает, что за свою жизнь он четырежды «поменял душу». Сообразно этим ипостасям можно поделить и стихотворение на четыре части для удобства анализа.

Первая часть

Начнем Гумилева «Память» с описания первой «души» поэта. В этой ипостаси он еще «некрасивый и тонкий» ребенок, у которого из друзей только «дерево да рыжая собака». Перед читателем предстает одинокий гадкий утенок, которому, впрочем, суждено перемениться, «став лебедем надменным».

По свидетельствам современников Гумилева, в детстве он действительно был очень непривлекательным ребенком, не стоит забывать и про его врожденное косоглазие.

Вторая часть

Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился.

Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.

Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.

Третья часть

Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».

Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».

Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.

Четвертая часть

Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».

На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».

Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.

Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.

Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его - Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь - творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Выражение, что люди меняют души, а не тела, принадлежит Гумилёву. Он употребил его в стихотворении «Память». В этом стихотворении Гумилёв смотрит на себя прошлого, или вернее сказать – прошлых. Потому что не одна душа населяла тело поэта. И Гумилёв рассказывает, как он менялся в течение жизни вплоть до написания «Памяти».

Ребёнком Гумилёв был тощим и некрасивым. Он не хотел ни с кем дружить. Да и хотел ли кто-либо дружить с ним? Об этом поэт умалчивает. Мало что любил маленький Гумилёв. Его радовал только сумрак рощ, природа, погружающаяся в ночной сон.

Всё же у Гумилёва были друзья, но не люди. Люди ему были не нужны. А вот дерево и рыжая собака – да, с ними можно проводить время. Эти не суетятся, не кричат, не обижаются и не обижают. Люди предают, а дерево и собака не предадут. Можно понять выбор Гумилёва. Кем мог стать такой мальчишка, как не поэтом?

Гумилёв взрослый не верит, что этим ребёнком был он. Память не подводит, но личность изменилась, человек стал другим. Каким – описывается дальше.

Гумилёв второй любил южный ветер и в каждом, даже самом малом звуке слышал поэзию. Это второй Гумилёв написал первые стихотворения. Он молчал по природе своей, но он стал выражать свои мысли иным способом. Лучшим и более благородным. Речь передаёт мысли не так правдиво, как поэзия.

Взрослому Гумилёву не нравится второй он. Этот человек, ещё незрелый, сильно любил жизнь, и даже слишком сильно, что не во вред. Но он был ещё и слишком амбициозным. Он хотел стать не кем иным, как богом.

А вот третий Гумилёв нравится Гумилёву взрослому. Этот человек плавает по морю и пользуется оружием, когда нужно. Море восхваляет его, а облака завидуют. Третий Гумилёв ещё и воевал, знал муки голода и жажды, неспокойный сон и усталость длительных путешествий. Но в целом жизнь была такой же радостной, и в ней было хорошее.

Пули не тронули грудь. Её украсили два ордена, два святых Георгия. Взрослый Гумилёв не верит, что этим человеком был он. Но третий Гумилёв мил ему.

Гумилёв взрослый – четвёртый Гумилёв. Он угрюмый и упрямый. Он возводит царствие небесное на Земле. До тех пор, пока оно не возведено, сердце Гумилёва палимо страстью. Только он не знает, что его расстреляют по доносу. Но он продолжает свою работу и верит, что сбросит очередную душу. Хотя это будет мучительнее, чем раньше.

По плану, средство выразительности

Картинка к стихотворению Память

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный

    Произведение "Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым,

  • Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс

    Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения

  • Тютчев

    Тютчев Фёдор Иванович - сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

  • Анализ стихотворения Фета Грезы

    Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» - о смерти, но не страшной,

  • Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

    Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака "Никого не будет дома" речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска. Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь,

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставшие впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память». написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняем души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», - так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», - отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», - вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Анализ стихотворения Гумилева "Память", краткое содержание, отрывок

January 20, 2016

Эта статья будет посвящена одному из известнейших поэтов Серебряного века. Если говорить точнее, то мы проведем анализ стихотворения Гумилева «Память».

О стихотворении

Стихи были написаны в 1920 году. В нем писатель обращается к теме памяти и изменения человеческой души. Для большей наглядности Гумилев сравнивает человека со змеей. И вывод его неутешителен - змея, имея возможность сбрасывать кожу, сохраняет юной свою душу, а человеку не дано такой роскоши, меняется его душа, а не тело: «Только змеи сбрасывают кожи… Мы меняем души, не тела».

В размышлениях поэт возвращается в свое прошлое и понимает, что за свою жизнь он четырежды «поменял душу». Сообразно этим ипостасям можно поделить и стихотворение на четыре части для удобства анализа.

Первая часть

Начнем анализ стихотворения Гумилева «Память» с описания первой «души» поэта. В этой ипостаси он еще «некрасивый и тонкий» ребенок, у которого из друзей только «дерево да рыжая собака». Перед читателем предстает одинокий гадкий утенок, которому, впрочем, суждено перемениться, «став лебедем надменным».

По свидетельствам современников Гумилева, в детстве он действительно был очень непривлекательным ребенком, не стоит забывать и про его врожденное косоглазие.

Вторая часть

Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился.

Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.

Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.

Третья часть

Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».

Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».

Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.

Четвертая часть

Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».

На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».

Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.

Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.

Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его - Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь - творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Память»

Книга «Огненный столп» Гумилева появилась после смерти поэта в 1921 г. В него вошли все самые лучшие стихи автора. И открывает его как раз произведение «Память». В нем в первый раз Гумилев рассказал о своих ранних годах, о давних впечатлениях. А также о четырех случаях из своей жизни. Его еще называют небольшим эссе развивающегося духовно автора.

История настоящая о том, как преодолевались собственные слабости. Каково было противодействие внешним событиям. Гумилев рассказывает, как менялся его внутренний мир, как он проходил становление характера. И вот эти четыре этапа прошли в его душе.

Первый создал из него «необычного ребенка», он мог остановить одними словами дождливую погоду. Дружил он с деревом и собакой рыжей. Люди, которые знали Гумилева в детстве, утверждали то, что он был не очень красивым ребенком. И история о гадком утенке как раз про него. Поэт не хотел быть простым, он всегда что-то противопоставлял общественному мнению, его скуке.

Вторая часть души сделала из него такого литературного автора, который желал стать богом и царем. Здесь речь идет о том времени, когда был написан цикл стихов «Путь конквистадоров» в 1905 г. Потом автор о нем хотел забыть.

Душа третья сделала из Гумилева мореплавателя и стрелка.

Потом он участвовал в сражениях Первой империалистической войне. Попал Гумилев на поле битвы по собственному желанию, так как считал, что это должен сделать каждый мужчина. Но хотя и дослужился он до двух Георгиевских крестов, не оправдывал военные действия. Вот здесь и была зарождена последняя душа. В этот период Гумилев начинает думать о том, что есть хорошие моменты в жизни, появляется любовь к родине и людям, его окружающим. Но сердце все равно испытывает терзания и муки.

А в конце стихотворения появляются новые символы Христа и его учеников. Здесь появляется тема бессмертия богочеловека, точно также, как и поэт после себя оставляет стихи. И символично то, что начало произведения и его концовка звучат одинаково: «Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела». Это говорит о том, что поэт верит в бессмертие души, также есть возможность совершенствовать себя.

Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»

Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.

Монологу-воспоминанию предшествует аллегория:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.

Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.

Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.

Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.

Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.

Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.

Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.

Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.

Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.

Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ

Буду признательна, если поделитесь ссылочкой:

«Память» Н.Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной . Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Послушайте стихотворение Гумилева Память

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Память