Обряд венчание в православной церкви что нужно. Что можно, а что нельзя

Пожалуй, венчание – это один из самых значительных, радостных и красивых христианских обрядов, который своей возвышенной атмосферой навевает даже просто присутствующим на нем чувство радости и любви, не говоря уже о молодых, которые решили скрепить свой союз перед Богом.

Само венчание определяется как богослужение в церкви, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак. В православном браке каждому из супругов надлежит занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за её благополучие и прочность. Жена же должна строить семейную жизнь, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его духовную основу. Если обобщить сказанное, то можно сказать, что женщина – душа любой семьи, а мужчина – тело.

Слово «брак» — славянского происхождения, и означает оно – «быть вместе». Брачной парой называли в старину упряжку лошадей идущих вместе, в связке. По церковным канонам супруги по заключении церковного брака соединяются «в плоть едину», т.е. становятся одним существом в своих стремлениях, определении ценностей, радости и горести.

Со времен Петра I вплоть до марта 1917г.
абсолютно для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания. В сегодняшнем обществе церковный брак не является обязательным, т.к. фактически не имеет юридической силы, однако огромное количество новобрачных стремятся зарегистрировать свой союз именно в церкви. Правда, и мотивация у всех пар совершенно разная, одни отдают дань моде, другие же выполняют родительские наставления. Третьи считают это просто необходимым для дальнейшей семейной жизни, по своим внутренним убеждениям.

В этой статье мне хотелось бы дать пояснения по некоторым вопросам, касающимся этого обряда, чтобы помочь молодым, только задумывающимся о семье, сделать правильные шаги.

Когда лучше венчаться?

Еще совсем недавно большинству людей, жившим в советском обществе, в принципе не приходило в голову венчаться, т.к. религия находилась в то время в «подполье». Но в начале девяностых годов началось её возрождение, а с ней и такого обряда, как венчание. И многие пары стали включать в свое свадебное торжество этот обряд, чтобы как-то его разнообразить и приукрасить. Однако понимание обряда, к сожалению, было у единиц, в принципе, как и сегодня. Конечно же, нынешние пары более просвещены в данном вопросе, но большинство по-прежнему не понимает сакрального смысла таинства. Для большинства это просто красивое «приложение» к свадьбе. Безусловно, таинство венчания весьма красивое и завораживающие действие, окутанное ореолом какой-то трогательности. И, конечно же, с регистрацией в Загсе его нельзя сравнивать. Сама обстановка в церкви, стены украшенные фресками, множество икон, везде горящие свечи – все это вызывает в человеке некое благоговение и трепет. Но внешняя атрибутика не должна браться за основу. Определяющим моментом должны являться те два человека, которые осознанно захотели прийти сюда и заключить брак.

Если ваша пара хочет венчаться в церкви, постарайтесь более осмысленно подойти к этому вопросу. Подумайте как следует, прежде чем сделать этот шаг, не торопитесь. Во главе угла должна стоять не красота обряда, а обязательства, которые берут на себя супруги. Гражданский брак официально регулируется семейным кодексом, в котором весьма четко прописаны все права и обязанности супругов. При венчании вы даете обещание любить друг друга всю жизнь, быть терпеливым и рассудительным, только даете вы это обещание ни кому-то, кто может в дальнейшем осудить вас за недостойное поведение, а по сути, самому себе. Вы всегда можете обмануть окружающих, но себя вряд ли. Не торопитесь со своими порывами, желание венчаться должно «вызреть в вашем сознании», стать необходимостью вашей жизни, а не просто одним из красивых моментов.

Многие пары сегодня совмещают официальную регистрацию в Загсе и венчание в церкви в один день. Это, на мой взгляд, не совсем верное решение по нескольким параметрам. Венчание – это в принципе праздник двоих , спокойствие и умиротворенность должны быть в его основе, а не шумное гуляние гостей.

Еще один параметр заключается в том, что этот обряд требует определенной подготовки , а хлопот вам и без того хватит. Правда тут многие возражают и говорят, мол, одним делом больше, одним меньше, какая разница? Но оказывается, что если все делать по правилам, то действительно хлопот будет не мало.

Кроме того, встает вопрос времени, я имею в виду то, что следует очень верно рассчитать, где и сколько вы будете находиться весь свадебный день. Одна знакомая пара из-за непредвиденного снегопада успела зарегистрироваться, но опоздала на венчание.

У другой пары наоборот все прошло успешно, однако были жалобы со стороны невесты, что тяжело все вместе в один день уложить, не только в свадебном расписании, но и в голове. Не говоря уже о физической усталости, которая возникнет после такого насыщенного дня.

Поэтому вполне разумным и удобным разделить эти два события как минимум по разным дням, а в некоторых случаях и годам. Правда и тут есть возражения со стороны молодых, которые говорят, что если не в этот же день произойдет венчание, то им потом некогда будет. На мой взгляд, это все глупости, потому как если вы вполне осознанно решили сделать такой шаг, то вам его в принципе никто и ничто не сможет помешать осуществить.

Еще один аргумент, который мне в свое время был приведен, это то, что слишком затратно разделять эти два праздника. На это мне хочется ответить следующее – как уже и было сказано – «венчание – это праздник для двоих» и на него в принципе не принято звать большое количество людей, обычно в список приглашенных входят только мамы, папы, бабушки, дедушки и родные братья и сестры. Само венчание вместе со всеми его составляющими частями обойдется вам примерно в три, ну максимум четыре тысячи (имеется в виду пожертвование для церкви, полотенце, иконы, свечи). Наряд при правильном, изначальном его выборе на регистрацию может и вовсе не потребовать покупки нового, а если что-то и потребуется приобрести, то это будут лишь аксессуары, которые так же не потребуют значительных финансовых затрат.

Банкет и вовсе можно будет организовать в домашних условиях, т.к. если следовать правилам и не приглашать большое количество людей, то всем вполне возможно уместиться и за одним столом дома. Но даже если вам захочется посидеть в кафе все в том же узком семейном кругу, то это так же обойдется вам не слишком дорого. Да и вообще, вы представьте, как это замечательно, когда в вашей памяти останутся два совершенно разных, но по духу единых праздника, а не один суматошный переполненный событиями день.

Как одеваться на венчание?

По возможности длина должна быть «в пол», максимальное допущение – это длина не выше колена. Некоторыми невестами рассматривается вариант платья со шлейфом. В принципе, это католическая традиция. На Руси платьев со шлейфами не шили, однако современные священнослужители вряд ли выкажут недовольство по этому поводу. Скорее всего, после венчания вы можете услышать множество претензий именно со стороны свидетельницы, т. к. на самом венчании достаточно сложно держать над головой венец и двигаться, одновременно не наступив на шлейф платья. Причем у той невесты, на чьём венчании присутствовала я в качестве свидетельницы, было платье без шлейфа, но достаточно объемное и до самого пола. И мне во время движения приходилось внимательно следить за тем, чтобы не наступить на него.

Само платье для венчания может быть любым, но предпочтительно закрытое. Не должны быть открытыми спина, декольте и плечи. В идеале это платье с длинными рукавами, неглубоким вырезом на груди и закрытой спиной. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное, чтобы он прикрывал плечи.

Зачастую молодыми планируются в один день как гражданское бракосочетание, так и венчание, и здесь перед невестами встает достаточно сложный вопрос. Либо на обоих мероприятиях находиться в закрытом платье, либо приобретать два платья для двух мероприятий. Однако этот вариант может оказаться для многих весьма накладным. Правда, не стоит заранее расстраиваться, т.к. выход есть всегда. Например, открытое платье вполне можно дополнить аксессуарами, такими как длинные перчатки, на плечи можно накинуть палантин, кружевное болеро, которое сразу после венчания можно снять, красивую ажурную шаль или же специальную накидку для венчания. Не бойтесь прикрывать руки и плечи, вы вряд ли что-то потеряете в своей красоте, скорее приобретете, т.к. невесты в таком наряде выглядят достаточно нежно и трогательно. В принципе, можно обойтись и без всевозможных накидок, если у вас есть длинная и пышная фата, она и прикроет открытые участки тела.

Платье, в котором венчаются, не принято дарить, продавать, как и крестильные рубашки, все эти вещи, а так же венчальные свечи и иконы, хранят вместе.

Общеизвестно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Поэтому определяясь со свадебной прической и её украшением, следует учитывать этот момент. Следует заранее уточнить у вашего батюшки, будут ли венцы одеваться на голову или же их будут держать свидетели, т.к. от этого момента и будет зависеть ваш выбор головного убора и прически.

Прическа на венчание не должна быть высокой, исключается множество буклей и другие её элементы, которые могут быть примяты платком на венчании. Лучшим вариантом есть и остается фата, т.к. она позволяет невесте и прическу удобной сделать и выглядеть при этом великолепно. Правда и фата не должна быть слишком маленькой, она должна прикрывать макушку. Какой бы вы головной убор не выбрали, постарайтесь его закрепить, иначе во время церемонии он обязательно будет смещаться, а это вам непременно помешает, и вам то и дело придется поправлять его.

Невестам не рекомендуется одевать на венчание модельные туфли на большом каблуке, и дело тут не в обычаях, а в банальном удобстве ваших ног, т.к. в течение всего обряда вам придется простоять не мало времени. А выстоять на них будет довольно сложно, и после венчания вам уже ничего не захочется, кроме одного, как можно скорее избавиться от «колодок». Поэтому выбор стоит сделать в сторону туфель на сплошной подошве или же с минимальным каблуком.

Косметики на невесте должно быть минимальное количество. Кроме этого, макияж не должен быть слишком ярким, но большинство сегодняшних невест и без этого уточнения предпочитают естественные нотки. Единственным моментом на заметку является то, что женщинам запрещено целовать с накрашенными губами венец, крест, икону, но это поправимо простым снятием помады непосредственно перед входом в церковь. Поэтому запаситесь специальными средствами, как для её снятия, так и для повторного нанесения. В общем, во всем облике невесты должна проглядываться естественность.

Жених же на венчании должен выглядеть серьезно, поэтому для этого случая как нельзя кстати подойдет строгий костюм. Конечно, предпочтительными цветами как и в случае с невестой являются светлые, однако по отношению к женихам строгих правил в этом отношении нет. Безусловно, повседневная одежда спортивного типа, а также джинсовая – не подходящий наряд для венчания. Головного убора на женихе быть не должно.

Приглашенные гости так же должны соблюдать ряд требований. Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, желательно присутствие женщин в платьях и юбках, однако многими приходами не возбраняются и брючные костюмы. Все без исключения гости должны в этот день в обязательном порядке одеть свои нательные крестики включая, конечно же, как вы понимаете, свидетелей и молодых.

С уважением, Ирина Кравчук.

О таинствах. Таинство Брака

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало - в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5-6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании - Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22-26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак - «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана. Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак - это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь - одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные - это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке - возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака - деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства - в шестьдесят крат. Третья - браком сочетанных, - если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием - претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны - вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж - глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое - Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою - мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос - Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего - как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ДРЕВНОСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

БРАКОСОЧЕТАНИЯ

Богослужение при бракосочетании совершается издревле. В христианстве брак благословляется со времен апостолов. Святой Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в письме к Поликарпу пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Климент Александрийский (II век) указывает, что только тот брак освящается, который совершается словом молитвы. Апологет III века Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом?» Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский свидетельствуют о священническом благословении и молитве, которыми освящалось вступление в брак. В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители или вместо них избранные представляли жениха и невесту для благословения.

В настоящее время в чинопоследование брака входит обручение и венчание. В древности обручение, предшествовавшее брачному обряду, было актом гражданским;

он совершался торжественно, в присутствии многих (до 10-ти) свидетелей, которые скрепляли брачный контракт; последний представлял собою официальный документ, определявший взаимоотношения между брачующимися. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, а жених дарил невесте кольцо. Только в X-XI в. обручение начало совершаться в церкви как обязательный церковный обряд с соответствующими молитвословиями.

Чинопоследование христианского брака, особенно в обряде обручения, образовалось под влиянием еврейских брачных церемоний. И в молитвах христианского брака имеются многие ссылки на ветхозаветный еврейский обряд.

Чин самого бракосочетания у христиан в древности совершался чрез молитву, благословение и руковозложение епископа в церкви во время литургии. (Ср. свидетельства Климента Александрийского и Тертуллиана.) Следы того, что чин бракосочетания совершался во время литургии, мы видим в чине венчания: возглас литургии «Благословенно Царство», мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас: «И сподоби нас, Владыко» и «Отче наш». В IV веке введено применение на Востоке брачных венков. (На Руси они были заменены деревянными и металлическими венцами.) Отделение чина венчания от литургии произошло в XII-XIII в., и в настоящее время оно обычно совершается после литургии.

В XVI в. чинопоследование брака на Руси достигло полного развития и заключало в себе все то, что мы имеем в нашем современном чине.

Древнейшими частями последования венчания нужно признать нашу третью молитву (пред возложением венцов) и 4-ю (после Евангелия), пение 127-го псалма, приобщение общей чаши вместо причащения Святых Даров и благословение брачующихся во имя Пресвятой Троицы. Позднейшее происхождение имеют две первые молитвы, чтения из Апостола и Евангелия, две последние молитвы (6-я и 7-я) по снятии венцов и молитва на разрешение венцов в 8-й день.

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Жених и невеста как члены Православной Церкви, по древнему обычаю, «да умеют (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верую во единаго Бога, и Молитву Господню, сие есть: Отче наш; (а также) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным членам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь также внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще жизни подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения Святых Таин.

Православные родители жениха и невесты, сохраняя древний благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, - благословляют святыми иконами со знамениями потребностей жизни - хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11-12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено всегда совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время после литургии.

Каждый брак полагается совершать отдельно, а не вместе несколько браков.

Чинопоследование брака состоит из: 1) чина обручения и 2) последования венчания и разрешения венцов, т. е. совершения собственно таинства.

В обручении утверждается пред Богом «глаголанное у брачущихся слово», т. е. взаимное обещание брачующихся, и в залог этого им дают перстни; в венчании же благословляется союз брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось отдельно от венчания. В настоящее время венчание обычно следует тотчас за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник полагает для освящения на престоле с правой стороны кольца («перстни») брачующихся (одно возле другого), при этом серебряное (которое после перемены достается жениху) полагается на престоле с правой стороны от золотого. Кольца полагаются на престоле в знак того, что союз обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в епитрахиль и фелонь, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника крест и Евангелие и полагает их на аналое среди храма. Крест, Евангелие и свеча служат знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма или при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно сперва жениха, а потом невесту зажженною свечой, которую потом вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в брак необходима чистота жизни, сияющая светом добродетели, почему зажженные свечи не даются второбрачным как уже не девственным.

Потом (по Уставу) священник кадит их крестовидно , указывая на молитву и преподание благословения Божия, символом которых служит фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (В настоящее время каждение жениха и невесты пред обручением не совершается.)

После этого священник творит обычное начало: «Благословен Бог наш...» и произносит мирную ектению, в которой содержатся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви совершенной и сохранении их в единомыслии и твердой вере.

После ектении священник вслух читает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная жизнь и проч. При этом воспоминается брак Исаака и Ревекки как образец девства и непорочности для брачующихся. В это время диакон идет в алтарь и приносит с престола перстни.

Священник, взяв сперва золотой перстень, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и полагает перстень на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Точно так же вручает серебряный перстень невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ...».

После этого кольца трижды переменяются, и, таким образом, перстень невесты остается как залог у жениха, а перстень жениха - у невесты.

Вручением перстней священник напоминает брачующимся о вечности и непрерывности их союза. Происходящая затем троекратная перемена перстней указывает на взаимное согласие, которое должно быть всегда между супругами, а совершение ее восприемником или кем-либо из родственников показывает, что на взаимное согласие брачующихся есть согласие и их родителей или родственников.

Возложив перстни на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой просит Господа, чтобы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna - залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил обручение Исаака и Ревекки, благословил положение перстней благословением небесным, сообразно с силою, явленною перстнем в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, единомыслии и любви, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже...», какая бывает в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а следует венчание.

В настоящее время, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с крестом и Евангелием. (Псалом должен, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такое исполнение псалма было принадлежностью древнего богослужения соборных церквей в самые великие праздники.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, должен объяснить им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Потом он спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное взаимное согласие и крепкое намерение вступить в брак и не обещались ли они другому лицу.

Такой вопрос: «Не обещался ли еси иной (или иному)?» - предлагаемый жениху и невесте, не только означает, не давал ли формального обещания жениться на другой женщине или выйти замуж за другого, но также означает: не вступал ли в отношения и незаконную связь с другой женщиной или с другим мужчиной, налагающие определенные нравственные и семейные обязанности.

После положительного ответа брачующихся о добровольном вступлении их в брак совершается венчание, состоящее из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья общей чаши и хождения вокруг аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даровании им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни жизни.

После ектении священник читает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, - даровать сочетающимся мир, долгоденствие, целомудрие и друг ко другу любовь, и сподобить их видеть чада чад и исполнить дом их пшеницы, вина и елея.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (давая целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и награду сохраненной ими чистоты и целомудрия до самого брака , а также как знак брачного соединения и власти над будущим потомством.

При этом священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» или «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА».

После возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту вместе обычным иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».

Это возложение венцов и молитвы (во время возложения венцов) - «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», - признаются в богословии совершительными, т. е. составляющими главный момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, почему и самое последование священнодействия называется венчание.

Затем произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и после прокимна читается Апостол и Евангелие, из которых в первом (Еф. 5, 20-33) раскрывается учение о существе и высоте христианского брака, обязанностях мужа и жены и показывается первоначальное

установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2,

1-11) - повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении там воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благословения и благодати Божией.

После прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и после возгласа - молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа мир и единодушие, чистота и непорочность, достижение маститой старости и непрерывное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся заключается просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, чтобы таким образом возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. Затем следует преподание мира и молитва главопреклонения.

После этого приносится «общая чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается жениху и невесте из общей чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном союзе и делить между собою чашу радостей и скорбей, счастье и несчастье.

Преподав общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Богом, знаменуя тем их соединение во Христе, а также то, что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви, и обводит новобрачных троекратно вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие. Это хождение образом круга вообще означает духовную радость и торжество брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их твердого обета, данного пред Церковью, вечно и верно хранить свой супружеский союз. Обхождение совершается три раза - во славу Святой Троицы, Которая таким образом призывается во свидетельство обета.

Во время обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй...» - прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем торжественно напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы...» - прославляются и призываются к молению за нас подвижники и мученики, наряду с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и теперь выступающая на подвиг жизни в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в своей жизни все диавольские искушения, чтобы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как похвала апостолов и радость мучеников и вместе радость и слава новобрачных, надежда и помощь их во всех обстоятельствах жизни.

После троекратного обхождения священник снимает венцы с новобрачных и при этом говорит каждому из них особые приветствия, в которых желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей. Затем он читает две молитвы, в которых просит Бога благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике после этого читается молитва на разрешение венцов «в осьмый день». И бывает отпуст.

После этого обычно следует многолетствование, иногда предваряемое кратким молебном, и поздравление новобрачных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЕНЦОВ «В ОСЬМЫЙ ДЕНЬ»

В Требнике после чина венчания помещена «Молитва на разрешение венцев, во осьмый день». В древности вступившие в брак семь дней носили венцы, а в восьмой день слагали их с молитвой священника. Венцы в древности были не металлические, а простые венки из миртовых или масличных листьев, или другого какого невянущего растения. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.

ПОСЛЕДОВАНИЕ О ВТОРОБРАЧНЫХ

Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь

допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй - снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора ( 315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу - от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

Согласно с постановлениями и мнением апостолов и святых отцов Церкви о втором браке, последование его излагается в Требнике короче, чем последование венчания новобрачных, и не имеет уже всей торжественности первого. Молитвенные благожелания Церкви второбрачным и прошения о них изложены сокращеннее, чем в чине венчания первобрачных, и менее радостны и торжественны потому, что исполнены чувством покаяния. Так, Церковь молится Господу о второбрачных: «Владыко Господи Боже наш, всех щадяй и о всех промышляяй, тайная ведый человеческая, и всех ведение имеяй, очисти грехи наша и беззаконие прости Твоих рабов, призываяй я (их) в покаяние... ведый немощное человеческаго естества, Создателю и Содетелю… соедини (их) к друг другу любовию: даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедание... очисти беззакония рабов Твоих: зане зноя и тяготы дневныя и плотскаго разжжения не могуще понести, во второе брака общения сходятся: якоже законоположил еси сосудом избрания Твоего Павлом апостолом, рекий нас ради смиренных: лучше есть о Господе посягати, нежели разжизатися… никтоже бо бысть безгрешен, аще и един день живота его есть, или кроме порока, токмо Ты един еси плоть носяй безгрешно, и вечное нам даровавый безстрастие».

Последование о второбрачных в основном подобно тому, которое совершается над вступающими в первый брак, но излагается короче.

При обручении второбрачных они не благословляются свечами. Из великого последования венчания не читается молитва на обручение «Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый» и после этой молитвы не бывает ектении «Помилуй нас, Боже».

При венчании второбрачных:

не поется 127-й псалом;

брачующиеся не вопрошаются о добровольном их вступлении в брак;

в начале венчания не произносится «Благословенно Царство» и великая (мирная) ектения;

молитвы 1-я и 2-я на венчании другие (покаянные).

В Большом Требнике пред последованием о второбрачных печатается «Главизна Никифора, патриарха Константинопольского» (806-814 гг.), в которой сказано, что двоеженец не венчается, т. е. что на него не должно возлагать венца при бракосочетании.

Но этот обычай не соблюдается ни в Константинопольской Церкви, ни в Русской, как заметил Никита, митрополит Ираклийский, в ответе епископу Константину, а потому венцы возлагаются и на второбрачных в знамение соединения и власти над будущим потомством.

Обыкновенно последование о второбрачных совершается тогда, когда вступают во 2-й или 3-й брак жених и невеста. Если же который-либо из них вступает в первый брак, то совершается «последование великого венчания», т. е. венчаются первым браком.

Примечание.

Дни, в которые не совершается венчание:

Накануне среды и пятницы в течение всего года.

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Чин обручения совершается в притворе храма или у его порога, само же таинство - чин венчания - на середине храма, т. е. в самом храме. Этим указывается на то, что место для обручения собственно не храм, а дом, и оно есть дело семейное или частное. Обручение - это важнейший акт брака у всех народов с его тщательными условиями, контрактами, поручительствами и пр. В древности это был только гражданский акт. Но так как христиане имели благочестивый обычай всякое важное дело своей жизни начинать с благословения Божия, то и здесь Церковь преподает им благословение на обручение как одно из важнейших жизненных дел, но благословляет его не в самом храме (входя в который, предлагается «отложить всякое житейское попечение»), а только в преддверии храма. Таким образом, за порог храма и таинства удаляется все, что есть в браке мирского и плотского (М. Скабалланович).

В некоторых местах на Западной Украине обручение для усиления своего значения сопровождается присягой на верность, взятой из Требника митроп. Петра Могилы и читаемой так: «Я, (имя), беру себе тебя (имя невесты) за жену и обещаю тебе верность и любовь (а невеста прибавляет еще «и послушание») супружеские; а что тебя не отпущу до смерти, так мне, Господи, помоги, в Троице Единый, и все святые».

Т. е. при каждении назнаменует крест кадилом; так совершалось в древности каждение кадилом, которое было не на цепочке, а на особом держателе.

Обряд, когда жених и невеста с зажженными свечами торжественно вводятся священником из притвора в храм, в общем напоминает собою то торжественное отведение женихом или его друзьями невесты в свой дом, которое, наряду с обручением, составляло самую суть брачного обряда в ветхозаветной религии и в римской религии. Здесь же смысл тот, что Церковь предлагает жениху ранее своего дома отвести невесту в дом Божий, чтобы получить ее из рук Божиих.

«Жених и невеста спрашиваются пред лицем Бога о добровольности и ненарушимости их намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является наиболее решающим его моментом. И в христианском браке оно - главное условие для телесного (естественного) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным (почему в христианстве не перевенчивают еврейских и языческих браков). Но что касается духовной, благодатной стороны брака, то дело Церкви только теперь и начинается. Потому-то теперь только, после заключения этого «естественного» брака, начинается церковный чин венчания» (проф. М. Скабалланович).

Вторую из этих молитв священник произносит лицом к новобрачным и при словах: «Да благословит вас», - благословляет их.

На отпусте священник напоминает новобрачным богоугодность брака (указание на брак в Кане Галилейской), святое назначение семейной жизни, проникнутой попечениями о спасении людей (воспоминанием святых равноапостольных Константина и Елены как распространителей правоверия) и назначение брака в сохранении целомудрия, чистоты и добродетельной жизни (воспоминанием великомученика Прокопия, научившего двенадцать жен от брачных одежд и радостей идти на мученическую смерть за веру Христову с веселием и радостию, как на брачный пир).

В Требнике нет указаний благословлять второбрачных свечами. Но по существующей практике пред обручением им дают зажженные свечи, которые означают свет благодати совершаемого таинства и теплоту молитвенных чувств брачующихся (Пособие по Уставу Никольского и Церк. Вестн. 1889 г.).


Литургика: Таинства и обряды


01 / 05 / 2006

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.
  • Кольца - используются в православном обряде венчания.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
  • Священник читает тайную молитву за новобрачных.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Сегодня немногие пары решаются обвенчаться. Причин тому много, и одной из главных служит трепет перед таинством, ведь венчание имеет, прежде всего, духовное значение. А потому, что венчание процедура не такая частая, не все знают какие правила ее проведения в церкви, что нужно для венчания и как оно проходит. Пробелы в знаниях нужно восполнять, а потому разбираемся с основными правилами венчания в церкви вместе.

Когда венчание невозможно?

Существуют правила, при невыполнении которых, венчание в церкви не состоится:

  1. Не допускается вступление в брак более 3 раз.
  2. Люди, состоящие в близкой степени родства (до 4 ступени) не могут вступать в брак. При духовном родстве – кум и кума, крестный родитель и крестник, венчание тоже не допускается.
  3. Венчание невозможно, если невеста или жених объявляют себя атеистами и собираются венчаться по посторонним мотивам.
  4. Не будут венчать пару, если один из них не крещен и не хочет креститься перед венчанием или исповедует другую веру.
  5. Если один из будущих супругов состоит в браке (гражданском или церковном). Гражданский нужно расторгнуть, а при церковном браке необходимо испросить разрешения у архиерея на расторжение и заключение нового.
  6. Венчание производится после государственной регистрации брака.

Что нужно для венчания в церкви?

Во время подготовки к венчанию нужно не забыть про следующие вещи:

  1. Платье для венчания должно быть скромным – без глубокого декольте и разрезов, руки и ноги закрыты. Также по традиции у венчального платья должен быть шлейф, считается, чем длиннее шлейф, тем счастливее будет супружеская жизнь. Ну и конечно, наряд невесты должен быть дополнен фатой.
  2. Обручальные кольца, которые нужно заранее отдать освятить священнику. Раньше кольца для венчания были разными – золотое (солнце) у мужа и серебряное (луна) у жены. Сейчас уже этой традиции не придерживаются.
  3. Для молодоженов обязательны нательные крестики.
  4. Потребуется полотенце или кусок белого полотна, на котором будут стоять молодожены.
  5. Так как обряд венчания занимает длительное время, то стоит позаботиться об удобной обуви.
  6. Во время венчания невеста и жених держат иконы, их нужно предварительно освятить.

Что нужно сделать перед венчанием?

Наверняка, многих волнует вопрос, как подготовиться к венчанию, ведь важна не только чистота одеяния. Сегодня от венчающихся целомудрия уже не требуют, но перед таинством от некоторых вещей следует воздержаться. Так в день венчания, начиная с полуночи следует воздержаться от половых контактов, приема пищи, алкоголя и курения. В храме молодые исповедуются и причащаются, после чего переодеваются в венчальные одежды.

Как проходит обряд венчания?

Полностью описать обряд венчания, конечно, невозможно, да и не нужно – всю красоту и святость обряда можно понять, только пройдя это таинство. Но некоторые моменты все же оговорить стоит. Например, важно знать, сколько длится венчание. Время проведения обряда не менее 40 минут. Обусловлено это тем, что сейчас проводится и обручение, и венчание вместе, тогда как раньше эти обряды проводились в разное время. Поэтому нужно подумать не только о комфортной обуви, но и о выносливых и высоких шаферах – им предстоит держать венцы над головами венчающихся.

Первым следует обряд обручения, в его начале священник выдает молодым свечи, поэтому невесте нужно будет или не брать свой букет в церковь или отдать его на время кому-либо из присутствующих. После обручения будущие супруги проходят в центр храма, где происходит таинство венчания. Далее следует чтение молитв, возложение венков на головы молодых. В зал выносят чашу с вином, которая символизирует все беды и радости семейной жизни, вино отпивают трижды маленькими глотками. Завершает обряд венчания проход супругов вокруг аналоя и чтение священником назидания.

Чтобы обряд венчания запомнился только положительными эмоциями, важно подготовиться к нему заранее.

Конечно, самое главное — духовная составляющая таинства, но нельзя забыть и про венчальные атрибуты, которые понадобятся в церкви.

Составление списка необходимых покупок – лучший способ ничего не упустить.

Нелишне заранее выяснить и какое пожертование после обряда вносят в церковную кассу там, где вы решили обвенчаться.

Что нужно приобрести

Венчальные свечи

Какие лучше выбрать

Свечи продаются в церковной лавке: там их можно купить в день торжества или заранее.

Свечи определенного дизайна можно найти в интернет-магазинах: от самых обычных восковых до изделий различных цветов, форм и размеров, декорированных небольшими букетами, узорной лепкой, лентами, кольцами, ручной или фабричной росписью, глиттером (блестками), деколью (изображениями с бумажной основой), в упаковке или с подсвечниками и т. д. Их выбор – дело вкуса, главное, чтобы это были именно венчальные свечи.

Для чего нужны

Венчальные свечи – обязательные «участники» свадебного обряда. Это знак радости, которую испытывают влюбленные от встречи друг с другом. Свечки, горящие в руках брачующихся, воплощают целомудрие молодых, пламенную и чистую взаимную любовь, которую они должны питать отныне, а также пребывающую благодать Божию.

После таинства свечи остаются у молодоженов . Их следует хранить дома возле икон или в другом укромном благочестивом месте и зажигать символ брачного союза в связи с какими-то важными и радостными событиями, в дни годовщины брака или, наоборот, если наступят сложные времена. Существует поверье, что венчальные свечи способны облегчить тяжелые роды.

Сколько стоят
В среднем набор свечей стоит от 300 до 1000 рублей.

Платочки для свечей

Какие лучше выбрать

В первую очередь, они должны быть белые или светлых тонов. Это могут быть носовые платки или тканевые салфетки, с кружевами, вышивкой или попроще. Часто в церковных лавках можно купить специально изготовленные прихватки.

Для чего нужны

Традиции покрывать венчаемым руки платком не один век. Но делается это скорее из практических соображений – чтобы они не испачкались и не обожглись воском.

Сколько стоят
Стоимость специальных прихваток примерно равна 800–1000 рублей. Обычные носовые платочки или тканевые салфетки значительно дешевле.

Какие иконы нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Это должны быть лики Спасителя и Божией Матери – по отдельности или в виде складня, т. е. складной иконы из двух частей. Выбор таких икон, оказывается, также разнообразен. Они отличаются размером (от 7×12 и больше), формой (арочные или прямоугольные), оформлением (в пластмассовой, деревянной или другой рамке; латунированные, металлизированные, позолоченные и пр.; с тиснением, шелкографией, эмалью, бархатом; в футляре и без него и т. д.).

Для чего нужны

С их помощью священник благословляет жениха и невесту. В прежние времена образа привозили из родительского дома и так передавали домашнюю святыню из поколения в поколение .

В наши дни иконы Спасителя и Божией Матери заранее приобретаются родителями молодоженов в церковной лавке и отдаются священнику до начала обряда. Если же родители не участвуют в браковенчании, это делают сами молодые.

Сколько стоят
Ценовой диапазон довольно широк. Стоимость зависит от размера и материалов и колеблется в пределах от 50 до 20000 рублей.

Венчальный рушник – «подножие»

Какой лучше выбрать

Рушник, на который взойдут молодожены у алтаря, должен быть белого или розового цвета.

В прошлом жених и невеста могли лишь стать на колени, в наши дни они обычно становятся на полотенце ногами, потому есть поверье, что не нужно выбирать в качестве венчального рушник с изображением колец или пары птиц: лучше остановить свой выбор на геометрическом узоре или растительном орнаменте по краям. А центр полотна – символическое Божье место – должен быть «чистым».

Не подходит для браковенчания рушник с мережкой или кружевом: они лишают семейную жизнь целостности. Полотно не должно прерываться так же, как не должна прерываться совместная жизнь супругов.

Для чего нужен

Этот атрибут венчального обряда – символ единства и чистоты супружеской жизни. Он расстилается у аналоя и служит подножием для жениха и невесты, на нем молодые, как на облаке, поднимаются в Царствие Небесное для благословения их брака.

После совершения обряда рушник чаще всего остается у молодоженов: он хранится в семье как память и украшает дом в дни годовщин и юбилеев.

Сколько стоит
Венчальный рушник с вышивкой стоит в среднем от 500 до 2000 рублей, простое полотенце – меньше.

Какие кольца нужны для венчания

Какие лучше выбрать

Традиционно кольца жениха и невесты должны быть выполнены из разных драгоценных металлов: у него – из золота, у нее – из серебра (затем во время таинства молодые ими обменяются). Эта разница имеет символическое значение.

В наше время данное правило соблюдается не всегда, и обручальные кольца могут быть даже с драгоценными камнями. Потому выбор украшений полностью зависит от вкуса и материальных возможностей жениха: согласно традициям, именно он должен покупать кольца – желательно в один день и в одном месте.

Для чего нужны

Кольца – центральный атрибут обручения. До начала обряда они лежат на святом престоле справа – перед ликом Иисуса Христа. Таким образом, прикоснувшись к святому престолу, они принимают силу освящения и способность низвести на молодоженов Божие благословение. А то, что кольца лежат рядом, означает взаимную любовь и духовное единение жениха и невесты.

Это многозначный символ . Во-первых, знак неразрывности, безграничности и вечности брачного союза. Во-вторых, воплощение солнца, которому уподобляется муж; серебряное же олицетворяет луну – светило меньшее и излучающее свет, отраженный от солнца.

Важное сакральное значение имеют и действия, совершаемые с кольцами во время таинства. Так, обмен украшениями говорит о любви и готовности жертвовать всем и помогать всю жизнь – со стороны жениха, и о любви и преданности, готовности принимать эту помощь на протяжении всей жизни – со стороны невесты.

Сколько стоят
Цена обручальных колец будет зависеть от металла, из которого они изготовлены (не стоит выбирать комбинацию металлов, т. к. это считается плохой приметой) и наличия или отсутствия драгоценных камней.

Венчальный комплект

Какой лучше выбрать

Ассортимент венчальных комплектов сегодня также очень широк. Они отличаются количеством предметов, стилистикой и стоимостью. В набор обычно входят рушник, полотенца, салфетки для обручальных колец, прихватки для свечей.

Для чего нужен

Покупка венчального набора избавит жениха и невесту от необходимости приобретать все текстильные свадебные принадлежности по отдельности, подбирая их по цвету и оформлению, и позволит сэкономить им драгоценное время .

Сколько стоит
В среднем комплект из 4 предметов стоит 1000–2000 рублей, а из 7 – 3000–5000 рублей.

Красное вино

Какое лучше выбрать

Традиционно в качестве напитка для обряда «чаша общения» покупают красные крепленые вина «Кагор» или «Херес» .

Для чего нужно

Красное вино, подносимое священником молодым, – символ их подлинной любви: в крепкий напиток из года в год должна превращаться пресная вода их истинных чувств.

Сколько стоит
Бутылка хорошего кагора или испанского хереса может стоить от 700 до 7000 рублей.

Что еще нужно взять в церковь

Кроме всего, перечисленного выше, молодоженам следует взять с собой следующие документы и предметы:

  • Паспорта .
  • Свидетельство о браке (кроме тех редких случаев, когда венчание – по согласованию со священником – предшествует регистрации в загсе).
  • Нательные крестики (они должны висеть на шее).

Сколько стоит венчание в церкви

Подобный вопрос интересует всех, кто готовится пойти к алтарю, однако звучит он в корне неверно.
Важно понимать: само таинство венчания не имеет и не может иметь никакой денежной цены, то есть проводится абсолютно бесплатно.

Существует древний обычай после обряда оставлять в церкви даяние . Раньше молодые должны были в знак благодарности принести в храм свежеиспеченный хлеб, завернутый во льняное полотенце.

Сегодня благодарность молодых чаще выражается в денежном эквиваленте – кто сколько сможет. Есть, конечно, и какие-то примерные рамки (от 500 до 1500 рублей).

Лучше такой деликатный момент уточнить у своего священника: принятый размер пожертвования может зависеть от населенного пункта, конкретной церкви , позиции местного духовенства и др.

Материальное положение у всех разное, и порой молодожены не способны внести большое пожертвование за таинство. В любом храме к этому отнесутся с пониманием: объяснив ситуацию священнику, молодые могут оставить посильную для них сумму.