Лекция: Личность как субъект и объект общественных отношений. Личность как субъект социальных отношений

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид. Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств. В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.


Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.


То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению. Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена. Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной. Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.


Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности. Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности). С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты. Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.


Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами. При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы. Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности. Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами. Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных фактор.

Отношения личности и общества

Для более полного понимания личности на микросоциологическом уровне необходимо рассмотреть характер ее взаимодействия с окружающей средой. Говоря об окружающей среде, мы прежде всего имеем в виду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него. Социальная среда – это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества – это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Для их более полной характеристики обратимся к примерам. Допустим, что вы хотите жениться (выйти замуж). Вы сможете это сделать только в том случае, если установите строго определенные отношения с другим человеком и его близкими родственниками, т.е. такие отношения, которые бы заставили их пожелать того же. Вы хотите иметь хорошую семью. У вас есть все основания для этого, если вы сможете найти верный вариант отношений с членами своей семьи. Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.


Таким образом все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения. Если человек в чем-то преуспел, это означает, что он прежде всего преуспел в умении устанавливать отношения с другими людьми. Социальные отношения – это чисто человеческое изобретение. Животные, например, как справедливо отмечал К.Маркс, вообще ни к чему не относятся. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня: социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп; психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения “человек – человек”, “человек – другие люди”. Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Связь, например, между А и Б устанавливается тогда, когда А нужен Б, а Б нужен А для выполнения социальных функций. О функциях в социологии судят по тому, что человек намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свои действия и какие последствия они имеют. Для выполнения конкретных функций в процессе социального взаимодействия на человека возлагаются обязанности. Для исполнения этих обязанностей он наделяется определенными правами. Права – это форма фиксации принципа “платы и вознаграждения”, лежащего в основе социальных связей. Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права по отношению к другим участникам взаимодействия определяют социальный статус человека.

А.В. и В.А. Петровские выделяют три составляющие структуры личности :

    внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема – систем­ная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека;

    межиндивидная (интериндивидная) подсистема структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела индивида. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия;

    метаиндивидная (надындивидная) подструктура – «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности; продолжение себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами.

Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них.

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

    усвоение социального опыта;

    производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует :

    способность к опосредованному поведению , предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

    способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов,предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения с более широким контекстом жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности .

Личностные подсистемы регуляции деятельности

Подсистема

Мотив поступка

Человек как субъект социальных отношений. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент. Характер. Самосознание. Идентичность, внутренний план развития личности. Воля как субъектное свойство личности. Эмоциональная сфера человека. Чувства, эмоции, переживание. Человек как субъект жизни и деятельности. Жизненный путь личности .

Становление человека как личности и субъекта собственной жизнедеятельности, развитие сознания и самосознания человека невозможны вне отношений с другими людьми. Человеческое сознание имеет диалогическую природу - может изменяться и развиваться только в диалоге с Другим человеком или с самим собой как Другим.

Психика человека как субъекта жизнедеятельности не существует автономно, а является проявлением человека на уровне индивида, личности, индивидуальности, субъекта. В XX в. в отечественной психологии сложилась традиция рассмотрения человека через триаду "индивид - личность - индивидуальность".

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), автор книги "Человек как предмет познания", которая является одной из важнейших работ отечественной психологии XX в., выделяет центральные для исследования в психологии характеристики человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества. "В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции - вид Homo sapiens , то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости" .

Понятие индивид берет начало в латинском слове indwiduum, что буквально означает "неделимое". В современном языке оно может иметь ряд значений:

  • 1) особь, отдельно существующий живой организм;
  • 2) отдельный человек как представитель человеческого рода (биологического вида Homo sapiens sapiens ), носитель предпосылок человеческого развития;
  • 3) человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. В психологии сейчас принято употреблять понятие "индивид" (индивидуум), обозначая отдельного человека, рассматриваемого вне своих психических и личностных особенностей.

Личность - одно из ключевых понятий психологии. Существует множество различных теорий личности, отличающихся по своим базовым основаниям рассмотрения и обсуждения данного феномена. В отечественной традиции принято считать, что личность - это "индивидуальное бытие общественных отношений" (К. Маркс). Личность - как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. "Личностью не рождаются, а становятся" (А. Н. Леонтьев). При этом выделяют два этапа становления личности:

  • 1) приобретение психологических средств самосознания, что связано с освоением речи в детстве, а также обретением способности подчиняться социальным нормам;
  • 2) самостоятельное осознание и подчинение человеком своей воле свои мотивы, обретение способности к личностной рефлексии, что происходит в отрочестве. Личность предполагает такие свойства, как самосознание, самооценка, притязания на признание. Самосознание личности в ряде концепций называется как образ "Я" или "Я-концепция".

Индивидуальность - понятие, производное от того же латинского слова "individuum", но по смыслу уже отличающее конкретного человека от других людей всей совокупностью характерных особенностей и свойств. Понятием "индивидуальность" принято обозначать своеобразие психики и личности конкретного индивида, его неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в совокупности различных психологических аспектов - темперамента, черт характера, интересах, направленности, особенностях перцептивных процессов и познавательной активности и др. Индивидуальность характеризуется как неповторимостью тех или иных свойствами конкретного человека, так и своеобразием взаимосвязей между ними.

К индивидуальным свойствам человека относят также темперамент и характер. Темперамент имеет в основе психофизиологические особенности типа нервной системы, т.е. генотипом (таким образом, его следует считать, скорее, индивидным свойством), а характер определяется в большей мере жизненным опытом человека, т.е. социальной средой (таким образом, характер, - скорее, свойство личности или се индивидуальности).

Экстернальность - интернальность (лат. extemus - внешний, intemus - внутренний) - предрасположение индивида к определенной форме локуса (от лат. locus - место) контроля. При доминировании ответственности за события своей жизни, когда человек в большей мере принимает ее на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Доминирование склонности приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю) свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний (по В.Д. Небылицину). Выделяют три компонента структуры темперамента: общая активность индивида, двигательные проявления, эмоциональность.

В истории учения о темпераменте выделяют три системы взглядов на факторы, обусловливающие проявления темперамента в поведении:

  • 1. Гуморальная теория (Гиппократ) - свойства темперамента определяются преобладанием той или иной жидкости в организме (кровь - сангвиник, желчь - холерик, черная желчь - меланхолик, лимфа - флегматик).
  • 2. Эмоциональная теория (И. Кант) - сангвинический темперамент отличается быстрой сменой эмоций при малой их глубине и силе; холерический - горячностью, вспыльчивостью, порывистостью поступков; меланхолический - глубиной и длительностью переживаний; флегматический - медлительностью, спокойствием и слабостью внешнего выражения чувств.
  • 3. Нейропсихологическая теория (И. П. Павлов), базирующаяся на идее трех основных свойств центральной нервной системы (силы, уравновешенности и подвижности возбудительного и тормозного процессов):
    • - сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы;
    • - флегматик - сильный, уравновешенный, инертный;
    • - холерик - сильный, неуравновешенный;
    • - меланхолик - слабый.

Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин уточнили теорию И. П. Павлова, выявив, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств больше, чем предполагалось И. Н. Павловым.

Характер (греч. характер - примета, отличительная черта, знак) структура устойчивых психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Характер вырабатывается в ходе жизнедеятельности в конкретных социальных условиях развития и во взаимосвязи со значимыми событиями жизненного пути личности. Однако особенности характера имеют связь с темпераментом как более базовым свойством индивида. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

Существуют различные типологии характера. Типологические свойства личности изучаются дифференциальной психологией - психологией индивидуальных различий.

Среди различных дифференциальных теорий, на основе которых создавались различные психологические типологии, можно выделить линию конституционных типологий. Данные типологии базировались на идее взаимосвязи тела и психики, т.е. взаимосвязи морфологии тела с психическими проявлениями. Наиболее известные теории немецкого психопатолога Эрнста Кречмера (1888-1964). Он выделил основные конституциональные типы телосложения, которым соответствуют определенные психотипы:

  • - астенический тип конституции тела (длинная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура) - шизоидный (шизотимический) психотип (от чрезмерной ранимости, эффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и равнодушия; замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий);
  • - пикнический тип конституции (широкая грудь, коренастая фигура, круглая голова, выступающий живот) - циклоидный (циклотимический) психотип (от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов; соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и закругленность движений).

Другая наиболее известная концепция психотипов - американского психолога Уильяма Шелдона (1898-1977). Согласно данной концепции выделяются три основных типа соматической конституции ("соматотипа"):

  • - эндоморфный - характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеро- тоиический психотип с любовью к комфорту, чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями;
  • - мезоморфный - отличается жесткостью и угловатостью облика, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический психотип с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью;
  • - эктоморфный - свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический психотип, характеризующийся малой общительностью, заторможенностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью.

Данные типологии довольно условные и подвергаются обоснованной критике в современной психологии. Хотя линия поиска различных взаимосвязей особенности телесности и психических свойств личности активно продолжается, особенно в исследованиях западных психологов.

В дифференциальной психологии, или психологии индивидуальных различий, помимо конституциональных типов, выделяют много других значимых переменных, но которым изучаются те или иные индивидуальные психологические особенности: во взаимосвязи с особенностями обучения и социализации; возрастные различия; внутрисемейные особенности; структура черт; интеллектуальные различия; одаренность; умственная неполноценность; половые и гендерные различия; социально-классовые и этнокультурные различия .

Для современной психологии личности значимо понятие "интегральная индивидуальность" - свойства индивидуальности человека, не сводимые к сумме своих отдельных проявлений. Интегральная индивидуальность в отечественной психологии понимается как системное образование, существующее на различных (биохимический, физиологический, психический, психосоциальный), находящихся в сложном взаимоотношении уровнях, и не сводимое к сумме своих частей. Вольф Соломонович Мерлин (1898- 1982) исследовал характер взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности. Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств:

  • - биохимический (например, гуморальной регуляции);
  • - общесоматический (например, анатомо-морфологические);
  • - нейродинамический (например, свойства нервной системы);
  • - психодинамический (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства);
  • - психические свойства личности (например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с ее окружением);
  • - социально-психологический (например, социальные роли);
  • - социально-исторический (например, ментальность).

В отечественной психологии стало устойчивым выражением, в котором задано следующее соотношение этих понятий: "Индивидом рождаются , личностью становятся } индивидуальность отстаивают" (А. В. Петровский, А. Г. Асмолов и др.).

Личность представляет собой феномен становящейся, постоянно развивающейся персоны, в первую очередь, подразумевающий самосознание. Поведение человека так или иначе соотносится с его представлением о самом себе ("образ Я") и о том, каким он должен или хотел бы быть.

Долгие годы психология оперировала понятием некоего усредненного социального субъекта, наделенного системой разнообразных функций, признаков, свойств. В последние время наметился поворот к анализу уникального жизненного опыта человека, субъективных способов проживания жизни отдельным человеком, их осмысления и упорядочивания. Психологии снова становится интересен отдельный субъект с его уникальным внутренним миром, автобиографией, самосознанием, обретенными смыслами существования.

Проблема самосознания относится не только к сфере психологических исследований. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философии. Так, еще Августин Аврелий (354-430) говорил о том, что самосознание представляет собой осознание человеком своих устремлений и мыслей. Знание извлекается из души благодаря направленности воли, а основанием истинности знания выступает внутренний опыт. При этом душа пытается постичь достоверно саму себя и продукты своей деятельности, поэтому меры истинного знания - в самосознании личности. В концепции Пьера Абеляра самопознание человека неразрывно связано с его нравственным развитием, которое возможно только в том случае, если человек находится в согласии с самим собой . Нидерландский философ Б. Спиноза говорил о том, что всякое материальное обладает мышлением, а мышление человека является частью всеобщего мышления . Он считал, что самосознание (природы) представляет собой мышление. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, желание и поступки. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт.

Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

  • 1) философско-методологические, историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (И.С. Кон , А. Г. Спиркин и др.); общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л. И. Божович , И. И. Чеснокова , С.Л. Рубинштейн и др.);
  • 2) социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Л. И. Божович , И. И. Чеснокова ,

3) социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (А. И. Липкина , В. В. Столин и др.).

В психологической литературе используется множество самых разнообразных терминов: "самосознание", "Я", "Я-концепция", "представление о себе", "отношение к себе", "самооценка", "образ Я" и т.п. Понятие "самосознание" используется как родовое для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины "самосознание", "представление о себе" применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знания человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов "отношение к себе" и "самооценка". "Образ-Я" рассматривается как структурное образование самосознания, своего рода "итоговый продукт" неразрывной деятельности трех его сторон - когнитивной, эмоциональной и регуляторной .

Самосознание - "осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе, а также осознание вытекающих из этих психических свойств и ориентаций особенностей своего поведения. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и способность с достаточной степенью объективности оценить свое "Я", свою уникальность как человека среди других людей, каждый из которых также обладает уникальностью" .

Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая организация. К примеру, И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления "Я" и "другого человека". Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я".

Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, своей общественной ценности, собственного достоинства.

Начиная с работ С. Л. Рубинштейна, одним из ключевых терминов в психологии личности стало понятие "направленность личности" - система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, других людей, самого себя; чего избегает, против чего готов бороться). Направленность личности определяет избирательность отношений и активности человека. Она включает в себя различные побуждения (установки, интересы, желания, склонности). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности и во многом регулируются волевыми процессами. Направленность формируется в процессе индивидуального развития личности и имеет динамичный характер. "Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами" . Направленность личности проявляется через доминирующие побуждения, определяющие поведение и деятельность человека.

Среди базовых качеств направленности выделяют:

  • - уровень направленности (общественная значимость направленности человека, его убеждений и мировоззрения);
  • - широту направленности (широта и разнообразие круга интересов личности);
  • - интенсивность направленности (эмоциональная включенность и погруженность в ту или иную сферу, увлеченность, сосредоточенность, или, наоборот, слабая осознанность и спонтанные влечения);
  • - устойчивость направленности (длительность и сохранность побуждений в течение жизни, что отражает волевые свойства личности - настойчивость, целеустремленность);
  • - действенность направленности (активность реализации целей направленности в деятельности).

Среди зарубежных ученых, занимающихся психологией самосознания, У. Джеймс первым начал разрабатывать проблематику "Я-конценции" . Глобальное, личностное "Я", он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются "Я-сознание" и "Я" как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт ("Я-сознающее"), а другая - содержание этого опыта ("Я" как объект). По мысли У. Джеймса, "Я" как объект, - это все то, что человек может назвать своим. В этой области У. Джеймс выделял четыре составляющие и располагал их в порядке значимости: духовное "Я", материальное "Я", социальное "Я" и физическое "Я".

Представители интеракционной школы (Ч. Кули, Дж. Мид и др.) полагали, что человеческое "Я" изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Они указывали на то, что самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление "Я-концепции" индивида.

Проблема самосознания является одной из центральных во многих психологических теориях. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

"Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного "Я" как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе" .

"Самосознание - осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе, а также осознание вытекающих из этих психических свойств и ориентаций особенностей своего поведения. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и способность с достаточной степенью объективности оценить свое "Я", свою уникальность как человека среди других людей, каждый из которых также обладает своей уникальностью... Развитое сознание является условием развития личности" .

Самосознание подразумевает самооценку. Самооценка выражается в представлениях человека о значимости и важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов субъекта. Самооценка выполняет регуляторную (на ее основе происходит решение задач личностного выбора) и защитную (обеспечение относительной стабильности и независимости личности) функции.

"Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонентом “Я-концепции”, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента “Я-концепции”.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровень (величина) - высокая, средняя и низкая; 2) реалистичность - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); 3) особенности строения - конфликтная и бесконфликтная; 4) временная отнесенность - прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивость и др."

"Я-концепция" ("Я-образ", образ "Я") - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Образ "Я" выражен через относительно устойчивые представления человека о себе самом. Образ "Я" в самосознании человека выражается через различные аспекты индивидуальной и социальной идентичности, осознание себя как социальной единицы и уникальной индивидуальности. "Я-концепция", по сути, это "образ себя в мире" - осознание ответов на вопросы: "Кто Я?", "Кто мы?", "Кто они?".

Идентичность - (англ. identity - тождество) - свойство самосознания личности, которое дает ощущение человеку своей тождественности как чувства целостности через собственную принадлежность к определенной социальности. Идентичность - свойство человека быть самим собой во внутренней взаимосвязи с конкретными другими по признакам сходства (тождества). Выделяют различные виды идентичности - этническую, региональную, гендерную, профессиональную и др.

Идентичность - соответствие образа "Я" воплощению его в жизни, принадлежность индивидуального надындивидуальному целому, которое охватывает и субъективное время, и деятельность личности, а также является культурно обусловленным . Становление личности возможно только благодаря осознанию своей идентичности. Идентичность должна быть восстановлена в своей целостности, чтобы наполниться абсолютным содержанием. Идентичность характеризует "Я", целостно и содержательно наполняя его в переживании и репрезентации особенностей жизненного пути личности.

Самосознание - это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности, выраженные в специфике внутреннего плана развития личности.

Внутренний план развития личности , исходя из идей И. Канта , следует рассматривать как процесс самопознания и становления "внутреннего чувства" личности. Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна и В. С. Мухиной, внутренний план развития личности - это процесс становления "внутренней позиции" личности.

И. Кант самопознание рассматривал как главный человекосозидающий механизм, как условие морально-нравственного становления, духовного саморазвития личности, как начало всей человеческой мудрости, а "самость" - как двоякое сознание самого себя, как субъект мышления (рефлектирующее "Я") и как объект восприятия, внутреннего чувства, что делает возможным построение внутреннего опыта. "Внутреннее чувство", в основе которого лежит внутреннее созерцание, представляет собой сознание того, что человек испытывает в процессе мыслсдеятельности.

Внутренняя позиция личности определяется телесными самоощущениями, переживанием единства тела, психики и духа, а также чувством личности и представляет собой ценностное отношение к себе, к другим людям, к своему жизненному пути и жизни в целом. Внутренняя позиция сопряжена со структурными звеньями самосознания, которое представляет собой осознание человеком себя как уникальности, индивидуальности, понимание самого себя, своих возможностей и потребностей, своих жизненных ориентиров личностного развития. С. Л. Рубинштейн отмечал, что развитие самосознания проходит через "ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой" . Внутренний план развития личности" обусловливает индивидуальность всей психической жизни: психических состояний, особенности личностного развития, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации. Внутренний план развития личности регулируется рефлексивными процессами. Он также включает в себя систему чувств, идей, переживаний. Носителем сознания выступает - субъект.

Термин "субъект" к концу XX - началу XXI в. стал ключевым в отечественной психологии. С. Л. Рубинштейн писал, что "специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно - это наши восприятия , мысли , чувства , наши стремления , намерения , желания и т. п. - все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду , их испытывающему, субъекту - первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему" .

"Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jcicio - бросаю, кладу основание) - носитель деятельности, сознания и познания. Субъект - это, прежде всего, конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как “Я”. По отношению к иным людям он выступает как “другой”. По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве “Я”, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности" .

  • 1) позволяет обратиться к целостному изучению человека;
  • 2) способствует объединению разрозненных аспектов в изучении индивидуальности (темперамента, характера, направленности) в единую интегральную индивидуальность человека;
  • 3) дает возможность изучать поведение, деятельность, сознание как опосредованные внутренним миром человека, его субъективными выборами и предпочтениями, его активным построением модели этого мира .

"Человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых свойств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств, его сознательного и бессознательного. Такая целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития людей. Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности. Например, на определенном этапе жизненного пути всякий ребенок становится личностью, а каждая личность есть субъект" .

И. В. Бачков, опираясь на сложившиеся подходы к пониманию природы, сущности, структуры и динамики развития человеческой субъектности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова и др.), предложил определение субъектности как системного человеческого качества, "в котором реализуется важнейшая интенция человека как субъекта - стремление к проявлению и реализации себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира. При этом субъектность наиболее ясно фиксируется именно на границе этих двух миров, являющейся очень подвижной и отражающей противоречивое, динамичное и взаимодополняющее единство внешнего и внутреннего" .

В. И. Слободчиков выстроил определённую последовательность форм становления человека для разных оснований его бытия в пределах его индивидуальной жизни и расположил ее па возрастной шкале развития:

  • 1) для деятельности :
    • - субъект действий - субъект собственных действий - субъект деятельности - субъект собственной деятельности - субъект не-деяния ("тебе-действие"; "я-действие"; "я-действующий"; "я-способный действовать"; "я-могущий не действовать, но быть!");
  • 2) для сознания :
    • - бытие сознания - сознание бытия - сознание самости (самосознание) - сознание сознания (рефлексия) - трансцендирующее сознание;
  • 3) для общности.
  • - оживление (телесность) - одушевление (самость) - персонализация (явленность Другим) - индивидуализация (уникальность) - универсализация (всечеловечность) .

В. И. Панов выделил ряд экопсихологических типов взаимодействия в системе "человек окружающая среда":

  • - объект-объектный (взаимодействие человека и среды на физикохимическом уровне, т.е. на межобъектном уровне);
  • - объект-субъектный (активное воздействие среды на человека, пассивно принимающего эти воздействия);

субъект-объектный (целенаправленное воздействие человека на среду);

Субъект-субъектный (активное взаимодействие человека и среды).

Собственно субъект-субъектный тип взаимодействия разделяется:

на субъскт-обособленный (активное взаимодействие человека и среды, при котором каждый преследует свои, не соотнесенные друг с другом цели и преследует свои интересы);

  • - субъект-совместный (активное действие каждого субъекта подчинены решению общей цели при различии интересов);
  • - субъект-порождающий типы (каждый субъект выступает для другого как фасилитатор совместного преобразования и объединения в единого, совокупного субъекта совместного развития) .

Эта типология может переноситься па сферу взаимодействия человека и социальной среды, а также на сферу межличностных отношений.

Проявление и становление человека как субъекта деятельности во многом определяется становлением воли как психического свойства.

Воля - способность человека сознательно управлять своей психикой и поведением; целенаправленно регулировать свою деятельность, концентрируя внутренние усилия на достижение сознательно поставленных целей. Воля, по сути, это способность человека к активной самодетерминации и саморегуляции в деятельности, вопреки внешним обстоятельствам и требованиям или внутренним препятствиям, порывам или побуждениям. Л. С. Выготским и А. Р. Лурией воля рассматривалась как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков - искусственных "средств поведения". Развитие воли у ребенка начинается с приобретением способности в раннем детстве управлять своими движениями. К концу дошкольного детства осознанно ставить перед собой задачи и целенаправленно их выполнять. В подростковом возрасте осознанно совершать жизненно значимые поступки. Воля участвует в становлении натуральных психических функций в высшие (внимание, память, мышление, воображение).

С понятием воли связан ряд сущностных феноменов психики человека: произвольность, волевая регуляция и свобода воли. Произвольность - способность человека управлять своими психическими процессами и своей деятельностью при достижении осознанно поставленной цели. Волевая регуляция - высшая форма произвольной регуляции, позволяющая человеку начинать или продолжать осуществлять деятельность при недостаточной силе мотивации. Становление волевых процессов, развитие способности к волевой регуляции связано во многом с развитие смысловой сферой личности. Согласно В. И. Иванникову, "волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный,

восполняет дефицит побуждения" . В. И. Иванниковым было выделено восемь способов осознанного и намеренного изменения смысла действия (т.е. способов волевой регуляции):

  • 1 - намеренная переоценка значимости мотива;
  • 2 - изменение роли или позиции человека в социальной общности;
  • 3 - использование предвидений (прогнозов, представлений) и переживаний последствий своих действий (или отказа от них);
  • 4 - соединение заданного и принятого к использованию действия с новыми значимыми для человека мотивами;
  • 5 - связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать то, что хочется;
  • 6 - обеспечение новым смыслом действия через включение заданного действия как часть в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека;
  • 7 - обращение к символам, ритуалам, к другим людям за поддержкой в действии;
  • 8 - связывание действий с клятвами и обещаниями другим людям и Богу, сравнение себя с героями, самоодобрение и самопорицаиие, само- приказ и самоободрение.

Понятие свободы воли - изначальное понятие, имеющее философское, этическое и религиозное основание. Оно связано с возможностью человека самостоятельно осуществлять выбор, вне зависимости от определенных обстоятельств, и нести за него ответственность. В психологии феномен свободы воли рассматривается в первую очередь в ситуации проблемы выбора в ракурсе вопросов детерминации принятия решения в ситуации выбора и возможности самостоятельности выбора вероятных альтернатив. При этом актуализуется проблема свободы, которая в отечественной психологии рассматривалась на различных уровнях, в том числе и на психофизиологическом. Еще в 1917 г. И. П. Павлов выделил особый рефлекс свободы , который он противопоставлял рефлексу покорности. В психологическом тезаурусе этот вопрос также рассматривался в понятиях конформизма, нонконформиза и аконформизма, т.е. насколько самостоятельно или социально зависимо человек принимает определенное решение и согласно ему действует. Вопрос свободы воли во многом связан на личностном уровне с развитостью чувства личности, самостоятельности, рефлексивности.

Мотивационная сфера тесно соединена с волевой, и эта связь имеет свою специфику проявления в конкретных социальных ситуациях. Типичная ситуация личностного выбора выражается в классическом треугольнике (рис. 2.4).

Ключевое условие и фактор существования человека как субъекта социальных отношений - эмоционально-мотивационная сфера. Важным проявлением эмоциональной сферы личности человека выступают феномены сопереживания . сострадания . сочувствия , заботы. Эти феномены осно-ваны на способности человека к уподоблению (заражению) эмоциональным состояниям другого. В психологическом тезаурусе чаще используется термин "эмпатия" (греч. ёу - в + лабос; - страсть, страдание) - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. В этом понятийном ряду термины симпатия и антипатия имеют характер в большей степени однонаправленный, отражающий позитивное или негативное эмоциональное отношение человека к другому.

Рис. 2.4.

Особый класс психических процессов и состояний составляют эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную). Они связаны с инстинктами, потребностями, мотивами, деятельностью, познанием. Они отражают в непосредственном переживании (удовлетворения, радости, страха, смеха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления жизнедеятельности. Эмоции выражают субъектное отношение к фактам жизни и деятельности. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека (или животного), отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.

П. В. Симонов вывел символическую формулу, показывающую закономерности взаимосвязи значимых факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции:

где Э - эмоция, се степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис - информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект); (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Эмоции характеризируются такими свойствами, как: валентность (или тон) - могут быть либо положительными, либо отрицательными. У человека более дифференцированы отрицательные эмоции, которые также имеют более существенное влияние на автобиографическую память; интенсивность - сила проявлений; побудительность - влияния на активность (стенические, от греч. aGevoc; - сила, - побуждающие к действиям (например, радость), и астенические, от греч. aaOevcia - бессилие, - расслабляющие или парализующие (например, грусть)); содержание - виды эмоций во взаимосвязи с конкретикой вызвавших их ситуацией.

Эмоции имеют физиологический, мимический, психический и социальный уровни проявлений и оснований. Дифференциация эмоций и эмоциональных состояний во многом определяется культурно-языковыми средствами. Развитость эмоциональной сферы личности (способность проявлять эмоции, адекватно понимать и реагировать на эмоции другого) во многом определяется на ранних этапах онтогенеза. При депривации развития на ранних этапах онтогенеза страдает в первую очередь эмоциональная сфера личности.

Эмоциональные состояния являются обязательным фоном существования психической деятельности человека. Эмоциональная ткань входит как обязательная составляющая в ткань сознания: образов сознания, переживаний. Отсутствие осознания собственных эмоций, эмоциональных состояний и процессов переживания является признаком психологических нарушений человека.

Попытки создать какие-то классификации эмоциональных состояний все время сталкиваются с тем, что круг этих состояний очень широк и легко перетекает в смежные области психического: физиологические состояния, чувства. Особенности эмоций в том, что они проявляются комплексно: на уровне физиологических процессов, или личностного осознания, или неосознанных процессов переживания.

Принято выделять следующие "фундаментальные" эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Помимо отдельных эмоциональных состояний, проявлений эмоций, выделяют еще и типы эмоциональных переживаний: аффект, настроение, чувства, эмоциональный стресс.

В эмоциональной сфере выделяют аффект (от лат. ajfectus - душевное волнение, страсть) - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Сильный аффект выражается, зачастую, в блокировке сознания. В связи с этим в правовое поле вошло устойчивое выражение - действие, совершенное в состоянии аффекта. Эго означает, что в данном эмоциональном состоянии человек слабо или вообще не осознавал, что делает, так как сила эмоций оказалась такой, что сознание и волевые процессы оказались блокированы.

Настроение - достаточно продолжительный и относительно устойчивый эмоциональный процесс (более устойчивый, чем эмоции, но менее длительный, чем чувства), образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроение характеризуется относительно невысокой интенсивностью (в отличие от аффекта, ярких эмоций или сильных чувств). Настроение чаще всего связано с ожиданиями, стремлениями, установками и желаниями. Длительность и особенности настроения во многом связаны с ситуативным контекстом или устойчивостью внутреннего состояния психики.

Чувства - сложный эмоциональный процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к объектам и явлениям мира, людям, деятельности, идеям и т.д. Чувства, в отличие от эмоций, имеют более устойчивый, длящийся во времени характер и менее зависимы от конкретной жизненной ситуации. Эмоции также имеют достаточно определенный характер по своей валентности, чувства же зачастую амбивалентны. Чувства осознаются в виде субъективных переживаний. Они связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном. Устойчивое эмоциональное отношение к объекту может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер. Существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия, художественные произведения и искусство и т.п.).

Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как "смутное чувство" (например, "смутное терзание"), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют .

К основным характеристикам чувств относят:

  • - валентность (или тон) - положительные, отрицательные, амбивалентные;
  • - интенсивность - различие по силе (чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение и жизнедеятельность человека);
  • - побудительность - стенические (например, любовь, ненависть) и астенические (например, страх, презрение);
  • - содержание - характеристики, отражающие специфическое значение в связи с тем, какие объекты вызывают те или иные чувства.

Эмоциональный стресс - психическое состояние, в котором ярко выражено эмоциональное переживание человеком конфликтных жизненных ситуаций (внешних или внутренних конфликтов). Г. Селье под стрессом в общем понимал неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Стрессовая реакция выполняет адаптивную функцию психики на новые раздражители (как неблагоприятные, так и благоприятные). Человек в состоянии эмоционального стресса испытывает более ярко выраженные переживания, эмоции, находится в нестабильном состоянии психики, состоянии психического напряжения.

Переживание - отражение в сознании эмоциональных процессов субъекта. Л. С. Выготский под переживанием понимал особую интегральную единицу сознания. Но переживание может рассматриваться не просто как факт эмоциональной стороны сознания, но и как собственно феномен психической деятельности субъекта. Наиболее глубокое понимание феномена переживания дан в работах Федора Ефимовича Василюка (р. 1953) , который под переживанием понимает любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Ф. Е. Василюк развел переживание-созерцание и переживание-деятельность. И собственно под переживанием он понимает не просто эмоциональное состояние сознания, а особую, внутреннюю деятельность, с помощью которой человек преодолевает те или иные жизненные трудности, события, критические ситуации. "Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее и субъективное - душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, повое ценностное сознание и т.д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и внутреннего, но объективного (не в смысле непременной истинности по содержанию, а в смысле отнесенности к внешнему по форме) продукта познавательной деятельности (знания, образа)" . Ф. Е. Василюк выделил основные характеристики процессов переживания по двум моделям - защиты и совладания, которые отображены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Характеристики "удачных" и "неудачных" процессов в переживании (Ф. Е. Василюк)

Окончание табл. 2.1

Характеристики

Совладание

Дифференцированность

Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие "напролом"

Реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи

Отношение к помощи в ходе переживания

Либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем

Активный поиск и принятие помощи

Результаты, следствия и функции

Иногда невроз. Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, субъективная интеграция поведения, устранение неприятных или болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания

Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами

Человек в психологии стал рассматриваться как субъект своей жизни и деятельности, выстраивающий свой жизненный путь в определенных социокультурных условиях и во времени. "Человек лишь постольку является личностью, поскольку имеет свою историю" (С. Л. Рубинштейн) . Феномен личности следует рассматривать в контексте жизненного пути, где человек в той или иной степени может выступать субъектом своей жизни. Личность неотделима от своего жизненного пути, жизненный путь находит выражение в чертах личности, прошлое и будущее неотъемлемо присутствует в настоящем личности. В основе понимания жизненного пути личности лежит определение того, что такое личность. Согласно С. Л. Рубинштейну и К. А. Абульхановой-Славской, личность - субъект своего жизненного пути.

Жизненный путь личности - это процесс жизнедеятельности человека во времени, который представляет собой последовательность событий, разворачивающуюся в социальном пространстве. Во временном контексте человек переживает себя в прошлом, настоящем и будущем. В социальном пространстве человек существует как отдельная личность, член семьи и рода, представитель народа. В осуществлении жизненного пути личности в пространственно-временном контексте можно выделить три аспекта: автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический. Автобиографический аспект включает субъективное отражение опыта собственной жизни человека во временном континууме прошлого и настоящего, планирования своих жизненных перспектив в будущем. Автобиографический аспект осмысления жизненного пути личности включает субъективное отражение опыта собственной жизни человека во временном континууме. Семейно-родовой аспект - представление о членах семьи и рода, осмысление своего отношения к ним, осознание собственного места в истории семьи и рода, перспектив развития семьи и сохранения рода. Общественно-исторический аспект - представление и осмысление своего отношения к событиям прошлого и настоящего, осознание перспектив будущего своего народа в соотношении со своей жизнью.

Жизненный путь человек может переживать как движение во времени, течение времени его жизни. Еще И. Кант показал принципиальную изменчивость внутреннего переживания времени человеком, в сравнении с объективными характеристиками времени, связь особенностей переживания времени с характером текущей деятельности человека и удовлетворенностью жизнью в целом .

В современных психологических исследованиях наибольшее значение имеет не проблема восприятия человеком объективного времени, а субъективное переживание человеком времени своей жизни, что нашло отражение в проблеме психологического времени личности. В биографическом масштабе психологическое время личности связано с переживанием человеком своего прошлого, настоящего времени будущего, и времени жизни в целом.

Человек, переживая время своей жизни, разделяет его на прошлое, настоящее и будущее. Данный феномен в психологии раскрывается через понятие психологическое время личности. Проблема осознания времени своей жизни, сосуществовании в сознании человека событий прошлого, настоящего и будущего была поднята еще Г. В.Ф. Гегелем. Он показывает двойственную природу прошлого относительно настоящего, с одной стороны, как уже случившегося и неизменного, с другой стороны, как востребованного и связанного с деятельностью человека в настоящем .

Согласно "теории ноля" К. Левина , единство человека и среды образует "жизненное пространство". Временная перспектива, включающая в себя представление человека о своем прошлом и будущем (целях) в настоящий момент, является одной из ключевых характеристик жизненного пространства человека наряду с уровнем реальности. К. Левин показал, что пространственно-временная структура "жизненного пространства" дифференцируется и усложняется по мере развития личности. С возрастом в ней выделяются зоны ближайшего и отдаленного прошлого и будущего, реальное и фантазийное. Временная составляющая "жизненного пространства", включающая прошлое и будущее в настоящее человека, получила название "временной перспективы". Идеи К. Левина о временной перспективе оказали значительное влияние на дальнейшие исследования психологического времени личности и, в частности, временной перспективы. В работах П. Фресса была предложена идея "временного кругозора", который определялся актуальным состоянием поля.

Представление о составляющих временной перспективы детализировалось в психологических исследованиях через выделение разных уровней временной перспективы: текущего, среднего и дальнего , качественных характеристик временной перспективы, связанных с ее временным размахом, реалистичностью, эмоциональной окраской, насыщенностью и внутренней согласованностью .

Дж. Ф. Зимбардо определял временную перспективу как "фундаментальную единицу психологического времени, которая базируется на когнитивных процессах, распределяющих человеческий опыт на временных отрезках прошлого, настоящего и будущего" . Дж. Ф. Зимбардо выделил шесть временных перспектив: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее и трансцендентное будущее.

Нарратив можно определить как "личную историю", в которой рассказчик описывает события, где он принимал участие с изменением его собственного состояния или других людей с указанием, времени и действующих лиц . Ключевыми моментами нарративного подхода к жизненному пути является признание авторства человека относительного содержания его жизни, тех смыслов, которые он приписывает событиям своей жизни, создания целостной истории своей жизни и обратимости времени внутри этой истории.

Нарратив, репрезентирующий индивидуальное самоописание жизненного пути человека в конкретных культурно определенных формах текста, позволяет лучше понять собственного человека в общих рамках "человек и мир". Нарративный подход к изучению автобиографических текстов позволяет выстраивать понимание жизненного пути личности как осмысленное целое, существующее для других в форме завершенной (или рассказанной как завершенной) истории, текста/рассказа/легенды о себе, индивидуальной "мифологии". Сущность этого подхода заключается "в признании за культурными артефактами статуса повествовательных структур , понимании их как завершенных организованных текстов разных уровней и содержания" . При этом каждая культура имеет определенные "канонические" формы выражения нарратива, закрепленные в устойчивых видах текстов, присутствующих в дискурсах и коммуникациях. Нарратив неразрывно связан с культурно устойчивыми формами бытования текста, присвоенными человеком и выражаемых в таком феномене, как языковая личность.

Личность как единый и целостный феномен в контексте жизненного пути в мире репрезентируется и структурируется в событийных рядах с помощью автобиографического нарратива - системы автобиографических воспоминаний, закрепленных в устойчивых речевых формах или письменных текстах, выступающих средством саморепрезентации человека и представляющие собой осмысленные биографические истории его жизненных переживаний. "На уровне отдельного субъекта жизнь как единый, целостный и уникальный феномен конституируется как автобиографический нарративу в котором уже произошедшие события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжетов"

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.



То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в еесмыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.