Цепи питания примеры 5. Понятие пищевой цепи

Для существования живых организмов необходимы энергия и питательные вещества. Автотрофы трансформируют лучистую энергию Солнца в процессе фотосинтеза, синтезируя из углекислого газа и воды органические вещества.

Гетеротрофы используют эти органические вещества в процессе питания, разлагая их в конечном счете вновь до углекислого газа и воды, а накопленная в них энергия расходуется на различные процессы жизнедеятельности организмов. Таким образом, световая энергия Солнца переходит в химическую энергию органических веществ, а далее в механическую и тепловую.

Все живые организмы в экологической системе по типу питания можно разделить на три функциональные группы - продуценты, консументы, редуценты.

1. Продуценты - это зеленые растения-автотрофы, производящие органические вещества из неорганических и способные аккумулировать солнечную энергию.

2. Консументы - это животные-гетеротрофы, потребляющие готовые органические вещества. Консументы I порядка могут использовать органические вещества растений (травоядные животные). Гетеротрофы, использующие животную пищу, подразделяются на консументы II, III порядков и т. д. (плотоядные животные). Все они используют энергию химических связей, запасенную в органических веществах продуцентами.

3. Редуценты - это гетеротрофные микроорганизмы, грибы, разрушающие и минерализующие органические остатки. Таким образом, редуценты как бы заканчивают круговорот веществ, образуя неорганические вещества для вступления в новый цикл.

Солнце обеспечивает постоянный приток энергии, а живые организмы в конечном счете рассеивают ее в виде тепла. В процессе жизнедеятельности организмов происходит постоянный круговорот энергии и веществ, причем каждый вид использует лишь часть содержащейся в органических веществах энергии. В результате возникают цепи питания - трофические цепи, пищевые цепи, представляющие собой последовательность видов, извлекающих органические вещества и энергию из исходного пищевого вещества, при этом каждое предыдущее звено становится пищей для следующего (рис. 98).

Рис. 98. Общая схема пищевой цепи

В каждом звене большая часть энергии расходуется в виде тепла, теряется, что ограничивает число звеньев в цепи. Но большинство цепей начинается растением, а заканчивается хищником, причем наиболее крупным. Редуценты разрушают органические вещества на каждом уровне и являются конечным звеном в пищевой цепи.

В связи с уменьшением энергии на каждом уровне идет уменьшение и биомассы. Трофическая цепь обычно имеет не более пяти уровней и представляет собой экологическую пирамиду, с широким основанием внизу и сужающуюся кверху (рис. 99).

Рис. 99. Упрощенная схема экологической пирамиды биомассы (1) и пирамиды чисел (2)

Правило экологической пирамиды отражает закономерность, согласно которой в любой экосистеме биомасса каждого следующего звена в 10 раз меньше предыдущего.

Различают три типа экологических пирамид:

Пирамиду, отражающую число особей на каждом уровне пищевой цепи, - пирамида чисел;

Пирамиду биомассы органического вещества, синтезированного на каждом уровне, - пирамида массы (биомассы);

- пирамиду энергии, показывающей величину потока энергии. Обычно цепь питания состоит из 3-4 звеньев:

растение → заяц → волк;

растение → полевка → лисица → орел;

растение → гусеница → синица → ястреб;

растение → суслик → гадюка → орел.

Однако в реальных условиях в экосистемах различные цепи питания перекрещиваются между собой, образуя разветвленные сети. Почти все животные, за исключением редких специализированных видов, используют разнообразные источники пищи. Поэтому при выпадении одного звена в цепи не происходит нарушения в системе. Чем больше видовое разнообразие и богаче пищевые сети, тем устойчивее биоценоз.

В биоценозах различают два типа трофических сетей: пастбищную и детритную.

1. В пастбищном типе пищевой сети поток энергии идет от растений к растительноядным животным, а далее к консументам более высокого порядка. Это сеть выедания. Вне зависимости от величины биоценоза и места обитания растительноядные животные (наземные, водные, почвенные) пасутся, выедают зеленые растения и передают энергию на следующие уровни (рис. 100).

Рис. 100. Пастбищная сеть питания в наземном биоценозе

2. Если поток энергии начинается с мертвых растительных и животных остатков, экскрементов и идет к первичным детритофагам - редуцентам, частично разлагающим органические вещества, то такая трофическая сеть называется детритной, или сетью разложения (рис. 101). К первичным детритофагам относятся микроорганизмы (бактерии, грибы), мелкие животные (черви, личинки насекомых).

Рис. 101. Детритная пищевая цепь

В наземных биогеоценозах присутствуют оба типа трофической цепи. В водных сообществах преобладает цепь выедания. И в том и в другом случае энергия используется полностью.

Трофические цепи составляют основу взаимосвязей в живой природе, но пищевые связи - это не единственный вид взаимоотношений между организмами. Одни виды могут участвовать в распространении, размножении, расселении других видов, создавать соответствующие условия для их существования. Все многочисленные и разнообразные связи между живыми организмами и окружающей средой обеспечивают существование видов в устойчивой, саморегулирующейся экосистеме.

| |
§ 71. Экологические системы § 73. Свойства и структура биоценозов

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.

Ход работы:

1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

Растения насекомые ящерица бактерии

Растения кузнечик лягушка бактерии

Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

Фиалка Ногохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент- консумент1- консумент2 - консумент2 - редуцент

Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 - консумент2 - редуцент

Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:

Пищева́я (трофи́ческая ) цепь - ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80-90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4-5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы - гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов

, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.Редуце́нты - микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

1) Паук, лиса

2) древоед-гусеница, ястреб-змеед

3) гусеница

4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

2. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

3. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

4. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

5. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка

Ход работы:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
Рисунок
Черты сходства Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосом, комплекс Гольджи, лизосомы, способности к самообнавлению, саморегуляции. Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, митохондрий, рибосомы, лизосомы, коплекс Гольджи, способности к самообнавлению, саморегуляции.
Черты отличия Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты), вакуоль, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы, способны к фотозинтезу. Вакуоль – содержит клеточный сок и в ней накапливаются токсичные вещества (листья растений). Центриоль, клеточная стенка эластичная, гликокаликс, реснички, жгутики, гетеротрофы, запасное вещество - гликоген, целостные реакции клетки (пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз).

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Клетки Цитоплазма Ядро Плотная клеточная стенка Пластиды
Раститель-ная Цитоплазма, состоит из густого тягучего вещества, в котором располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимичес-кие процессы, обеспе-чивающие жизнедеятель-ность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки; она может увеличиваться в объеме. содержит генетическую информацию, осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением син-теза белка. Присутствует, толстая клеточная стенка состоящая из целлюлозы. Присутствуют пластиды (хролопласты, лейкопласты, хромопласты). Хлоропла́сты - зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл, образование крахмала с выделение кислорода. Лейкопла́сты -синтезируют и накапливают крахмал (так называемые амилопласты), жиры, белки. Встречаются в семенах растений, корнях, стеблях и лепестках цветов (привлекают насекомых для опыления). Хромопла́сты - содержат лишь жёлтые, оранжевые и красноватые пигменты из ряда каротинов. Встречаются в плодах растений, придают цвет овощам, фруктам, ягодам и лепестках цветов (привлекают насекомых и животных для опыления и распространения в природе).
Животная Присутствует, она состоит из коллоидного раствора белков и других органических веществ 85 % этого раствора - вода, 10 % - белки и 5 % - другие соединения. содержащий генетическую информацию (молекулы ДНК), осуществляющий основные функции: хранение, передача и реализация наследственной информации с обеспечением синтеза белка. Присутствует, клеточная стенка эластичная, гликаликс Нет.

4. Сформулируйте вывод.

Вывод: _Все растения и животные состоят из клеток. Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов. В растительной клетке имеется толстая целлюлозная мембрана, вакуоль и пластиды, у животных в отличие от растений имеется тонкая гликогенная мембрана (осуществляет пиноцитоз, эндоцитоз, экзоцитоз, фагоцитоз),и отсутствуют вакуоли (кроме простейших).

Лабораторная работа № 2





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

4. Закрепление нового материала.

Задание № 1. Слайд № 20.

Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

  1. Клевер - кролик - волк
  2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

  • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
  • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
  • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
  • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
  • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть . Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

5. Отработка полученных знаний.

Практическая работа в группах.

Задание №1. Решение экологических ситуаций

1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

1. Производители органических веществ в экосистеме

А) продуценты

Б) консументы

В) редуценты

Г) хищники

2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

А) продуценты

Б) консументы I порядка

В) консументы II порядка

Г) редуценты

3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава -> ... -> волк

Б) ястреб

4. Определите верно составленную пищевую цепь

А) еж -> растение -> кузнечик -> лягушка

Б) кузнечик -> растение -> еж -> лягушка

В) растение -> кузнечик -> лягушка -> еж

Г) еж -> лягушка -> кузнечик -> растение

5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

А) ель обыкновенную

Б) лесных мышей

В) таежных клещей

Г) почвенных бактерий

6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

А) конечного звена

Б) начального звена

В) организмов-потребителей

Г) организмов-разрушителей

7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

А) производителей органических веществ

Б) потребителей органических веществ

В) разрушителей органических веществ

Г) разрушителей неорганических веществ

8. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) ястреб -> синица -> личинки насекомых -> сосна

Б) сосна -> синица -> личинки насекомых -> ястреб

В) сосна -> личинки насекомых -> синица -> ястреб

Г) личинки насекомых -> сосна -> синица -> ястреб

9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки -> ? -> уж -> коршун

А) лягушка

Г) жаворонок

10. Определите правильно составленную пищевую цепь

А) чайка -> окунь -> мальки рыб -> водоросли

Б) водоросли -> чайка -> окунь -> мальки рыб

В) мальки рыб -> водоросли -> окунь -> чайка

Г) водоросли -> мальки рыб -> окунь -> чайка

11. Продолжите цепь питания: пшеница -> мышь -> ...

Б) суслик

В) лисица

Г) тритон

7. Общие выводы урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
  2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
  3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
  4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
  5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

Тема урока: «Кто что ест? Цепи питания».

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков)

Цели и задачи урока

Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, о цепях питания,о размножении и стадиях развития, приспособленности к защите от врагов и охране животных.

Задачи:

1. Способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных.

2. Способствовать формированию умения у детей составлять, "читать", схемы, моделировать экологические связи.

3. Способствовать развитию умений и навыков самостоятельной и групповой работы.

4. Создать условия для развития логического мышления;

5. Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

Оборудование урока

Компьютер.

Листы с заданиями.Карточки с ребусами.

Мультимедийный проектор.

Учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М., Просвещение, 2007г.

Доска

Ход урока.

1 .Организационный момент.

2. Сообщение темы урока и постановка проблемы.

(Приложение слайд 1)

Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Подумайте, чем связаны между собой эти представители живой природы. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

(Мы будем говорить о том, кто как питается.)

Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

3. Актуализация знаний.

Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

(Приложение слайд 3)

(Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

(Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)

(Приложение слайд 4)

4. Открытие нового знания .

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

(Приложение слайд 5)

Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

По сигналу ребята начинают работать в группах . Тем , кто закончил раньше , предлагаются загадки .

(Приложение слайд 6)

Все готовые цепи развешиваются на доске .

В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

Давайте проверим работу ребят.

(Приложение слайд 7)

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

(Приложение слайд 8)

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

(Приложение слайд 9)

4) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

(Приложение слайд 10)

5) Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

(Приложение слайд 11)

Все цепи у нас на доске . Давайте понаблюдаем , из каких звеньев они состоят . Что есть на каждой таблице ? Что стоит на первом месте ? На втором ? На третьем ?

(Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.)

5. Первичное закрепление знания.

1.Работа по учебнику.стр96-97.

А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Осина – заяц – волк.

Дубы – лесные мыши – совы.

В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

(Приложение слайд 12)

2) Повторение правил поведения в лесу.

Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

2.Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

3.Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

4.Не уничтожать лягушек, жаб.

5.Не трогать птичьи гнезда.

6.Не приносить из леса животных домой.

Открывается слайд 6 (приложение) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.

Кто крупнее в этой цепи питания?

Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.

И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

Обобщающий вывод :

В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.

6 .Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

7.Проблемная ситуация .

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

8.Составить несколько возможных цепей питания

9. Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия.

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Домашнее задание .

1.Приготовить сообщение об одном из друзей Березы;

2.Выполнить задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составить несколько возможных цепей питания).

ТРОФИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

Цель работы : получение навыков составления и анализа пищевых (трофических) цепей.

Общие сведения

Между живыми организмами экосистем существуют разнообразные связи. Одной из центральных связей, которая как бы цементирует самые разные организмы в одну экосистему, является пищевая, или трофическая. Пищевые связи объединяют между собой организмы по принципу пища - потребитель. Это ведет к возникновению пищевых, или трофических цепей. Внутри экосистемы содержащие энергию вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей для гетеротрофов. Пищевые связи - это механизмы передачи энергии от одного организма к другому. Типичный пример – животное поедает растения. Это животное, в свою очередь, может быть съедено другим животным. Таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов

Каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию.

Такая последовательность переноса энергии пищи в процессе питания от ее источника через последовательный ряд живых организмов называется пищевой (трофической) цепью, или цепью питания.Трофические цепи - это путь однонаправленного потока солнечной энергии, поглощенной в процессе фотосинтеза, через живые организмы экосистемы в окружающую среду, где неиспользованная часть ее рассеивается в виде низкотемпературной тепловой энергии.

ные мыши, воробьи, голуби. Иногда в экологической литературе любую пищевую связь называют связью «хищник – жертва», понимая под хищником поедателя. Стабильность системы «хищник-жертва» обеспечивается следующими факторами:

- неэффективность хищника, бегство жертвы;

- экологические ограничения, налагаемые внешней средой на численность популяции;

- наличие у хищников альтернативных пищевых ресурсов;

- уменьшение запаздывания в реакции хищника.

Место каждого звена в цепи питания являетсятрофическим уровнем. Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемыепервичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называютсяпер-

вичными консументами, третьего - вторичными консументамии т. д.

Трофические цепи делятся на два основных типа: пастбищные (цепи выедания, цепи потребления) идетритные (цепи разложения).

Растение → заяц → волк Продуцент → травоядное животное → плотоядное животное

Широко распространены и такие пищевые цепи:

Растительный материал (например, нектар) → муха → паук → землеройка → сова.

Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

В водных, в частности, морских экосистемах пищевые цепи хищников длиннее, чем в наземных.

Детритная цепь начинается с мертвого органического вещества - детрита, который разрушается детритофагами, поедаемыми мелкими хищниками, и заканчивается работой редуцентов, минерализующих органические остатки. В детритных пищевых цепях наземных экосистем важную роль играют лиственные леса, большая часть листвы которых не употребляется растительноядными животными в пищу и входит в состав лесной подстилки. Листья измельчаются многочисленными детритофагами (грибами, бактериями, насекомыми), далее заглатываются дождевыми червями, которые осуществляют равномерное распределение гумуса в поверхностном слое почвы, образуя мулль. Разлагающие

микроорганизмы, завершающие цепь, производят окончательную минерализацию мертвых органических остатков (рис. 1).

В целом типичные детритные цепи наших лесов можно представить следующим образом:

листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястребперепелятник;

мертвое животное → личинки падальных мух → травяная лягушка → уж.

Рис. 1. Детритная пищевая цепь (по Небелу, 1993)

В качестве исходного органического материала, который подвергается в почве биологической переработке организмами, населяющими почву, можно для примера рассмотреть древесину. Древесина, попадающая на поверхность почвы, прежде всего, подвергается переработке личинками насекомых усачей, златок, сверлил, которые используют ее в пищу. Им на смену приходят грибы, мицелий которых в первую очередь поселяется в ходах, проделанных в древесине насекомыми. Грибы еще сильнее разрыхляют и разрушают древесину. Такая рыхлая древесина и сам мицелий оказываются пищей для личинок огнецветки. На следующем этапе в уже сильно разрушенной древесине поселяются муравьи, которые уничтожают почти всех личинок и создают условия для поселения в древесине новой генерации грибов. Такими грибами начинают кормиться улитки. Завершают же разрушение и гумификацию древесины микробы-редуценты.

Аналогично идет гумификация и минерализация навоза диких и домашних животных, поступающего в почву.

Как правило, пища каждого живого существа более или менее разнообразна. Только все зеленые растения «питаются» одинаково: углекислым газом и ионами минеральных солей. У животных случаи узкой специализации питания довольно редки. В результате возможной смены питания животных все организмы экосистем вовлечены в сложную сеть пищевых взаимоотношений. Пищевые цепи тесно переплетаются друг с другом, образуя пищевые, или трофические сети. В трофической сети каждый вид прямо или косвенно связан со многими. Пример трофической сети с размещением организмов по трофическим уровням представлен на рис. 2.

Пищевые сети в экосистемах весьма сложные, и можно сделать вывод, что поступающая в них энергия долго мигрирует от одного организма к другому.

Рис. 2. Трофическая сеть

В биоценозах пищевые связи играют двоякую роль. Во-первых, они

обеспечивают передачу вещества и энергии от одного организма к другому.

Вместе, таким образом, уживаются виды, которые поддерживают жизнь друг друга. Во-вторых, пищевые связислужат механизмом регуляции численно-

Представление трофических сетей может быть традиционным (рис.2) или с использованием ориентированных графов (орграфов).

Геометрически ориентированный граф можно представить в виде набора вершин, обозначаемых кружками с номерами вершин, и дуг, соединяющих эти вершины. Дуга задаёт направление от одной вершины к другой.Путём в графе называется такая конечная последовательность дуг, в которой начало каждой последующей дуги совпадает с концом предыдущей. Дуги можно обозначать парой вершин, которые она соединяет. Путь записывается в виде последовательности вершин, через которые он проходит.Контуром называется путь, начальная вершина которого совпадает с конечной.

НАПРИМЕР:

Вершины;

А – дуги;

В – контур, проходящий через вершины 2, 4,

В 3;

1, 2 или 1, 3, 2 – пути от вершины

к вершине

В сети питания вершиной графа отображаются объекты моделирования; дуги, обозначаемые стрелками, проводят от жертвы кхищнику.

Любой живой организм занимает определённую экологическую нишу . Экологическая ниша – это совокупность территориальных и функциональных характеристик среды обитания, соответствующих требованиям данного вида. Никакие два вида не имеют в экологическом фазовом пространстве одинаковых ниш. Согласно принципу конкурентного исключения Гаузе, два вида с близкими экологическими требованиями длительное время не могут занимать одну экологическую нишу. Эти виды конкурируют, и один из них вытесняет другой. На основе сетей питания можно построитьграф конкуренции. Живые организмы в графе конкуренции отображаются в виде вершин графа, между вершинами проводится ребро (связь без направления) в том случае, если существуетживой организм , который служит пищей для организмов, отображаемых вышеуказанными вершинами.

Разработка графа конкуренции позволяет выделить конкурирующие виды организмов и проанализировать функционирование экосистемы и её уязвимость.

Широко распространён принцип соответствия роста сложности экосистемы и увеличения её устойчивости. Если экосистема представлена сетью питания, можно использовать разные способы измерения сложности:

- определить число дуг;

- найти отношение числа дуг к числу вершин;

Для измерения сложности и разнообразия сети питания используется также трофический уровень, т.е. место организма в цепи питания. Трофический уровень можно определять как по наиболее короткой, как и по наиболее длинной цепи питания от рассматриваемой вершины, имеющей трофический уровень, равный «1».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1

Составьте сеть для 5 участников: трава, птицы, насекомые, зайцы, лисы.

Задание 2

Установите цепи питания и трофический уровень по наиболее короткому и наиболее длинному пути сети питания из задания «1».

Трофический уровень и пищевая цепь

сети питания

по кратчайшему пути

по наиболее длинному пути

4 . Насекомые

Примечание: пастбищная пищевая цепь начинается с продуцентов . Организм, указанный в колонке 1, является верхним трофическим уровнем. Для консументов I порядка длинный и короткий пути трофической цепи совпадают.

Задание 3

Предложите трофическую сеть согласно варианта задания (табл. 1П) и составьте таблицу трофических уровней по наиболее длинному и наиболее короткому пути. Пищевые предпочтения консументов приведены в табл. 2П.

Задание 4

Составьте трофическую сеть по рис. 3 и разместите ее участников по трофическим уровням

ПЛАН ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Граф трофической сети и граф конкуренции по учебному примеру (задания 1, 2).

3. Таблица трофических уровней по учебному примеру (задание 3).

4. Граф сети питания, граф конкуренции, таблица трофических уровней согласно варианту задания.

5. Схема трофической сети с размещением организмов по трофическим уровням (по рис.3).

Рис. 3. Биоценоз тундры.

Первый ряд: мелкие воробьиные, различные двукрылые насекомые, мохноногий канюк. Второй ряд: песец, лемминги, полярная сова. Третий ряд: белая куропатка, зайцы-беляки. Четвертый ряд: гусь, волк, северный олень.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. 637 с.

2. Жизнь животных в 7-ми томах. М.: Просвещение, 1983-1989.

3. Злобин Ю.А. Общая экология. Киев.: Наукова думка, 1998. – 430 с.

4. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА,

5. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. – М.: Мир, 1993.

–т.1 – 424 с.

6. Экология: Учебник для технических вузов/ Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, и др.; Под ред. Л.И. Цветковой. –М.: АСВ; СПб: Химиздат, 2001.-552с.

7. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ,

Таблица 1П

Видовая структура биоценоза

Название био-

Видовой состав биоценоза

Кедровник

Кедр корейский, береза желтая, лещина разнолистная,

осока, заяц-беляк, белка летяга, белка обыкновенная,

волк, бурый медведь, гималайский медведь, соболь,

мышь, кедровка, дятел, папоротник.

Заболоченный

Осоки, ирис, тростник обыкновенный.Заходят волк, лиса,

бурый медведь, косуля, мышь. Амфибии – углозуб сибир-

вейниковый

ский, квакша дальневосточная, лягушка сибирская. Улит-

ка, земляной червь. Птицы – дальневосточный белый

аист, пегий лунь, фазан, японский журавль, даурский жу-

равль. Бабочки махаоны.

Белоберезовый

Осина, береза плосколистная (белая) осина, ольха, дио-

скорея ниппонская (травянистая лиана), злаки, осоки,

разнотравье (клевер, чина). Кустарники – леспедеца, ря-

бинник, таволга. Грибы – подберезовики, подосиновики.

Животные - енотовидная собака, волк, лиса, медведь бу-

рый, колонок, изюбрь, косуля, углозуб сибирский, лягуш-

ка сибирская, мышь. Птицы – подорлик большой, синица,

Ельник травя-

Растения – пихта, лиственница, кедр корейский, клен, ря-

бинник рябинолистный, жимолость, ель, осоки, злаки.

кустарниковый

Животные – заяц-беляк, белка обыкновенная, белка летя-

га, волк, медведь бурый, медведь гималайский, соболь,

харза, рысь, изюбрь, лось, рябчик, сова, мышь, бабочка

Растения - дуб монгольский, осина, береза плосколистная,

липа, ильм, маакия (единственное на Дальнем Востоке

дерево, относящееся к семейству бобовых), кустарники –

леспедеца, калина, рябинник рябинолистный, шиповник,

травы – ландыш, осоки, чемерица, черемша, бубенчики,

колокольчики. Животные – бурундук, енотовидная соба-

ка, волк, лиса, медведь бурый, барсук, колонок, рысь, ка-

бан, изюбрь, косуля, заяц, углозуб сибирский, квакша

дальневосточная, лягушка сибирская, мышь, ящерица жи-

вородящая, сойка, дятел, поползень, жук-дровосек, кузне-

Растения - осина, береза плосколистная, боярышник, ши-

повник, спирея, пион, злаки. Животные – енотовидная

собака, волк, лиса, медведь бурый, колонок, изюбрь, ко-

суля, углозуб сибирский, лягушка сибирская, мышь, яще-

рица живородящая, сойка, дятел, поползень, подорлик,

жук-дровосек, кузнечик,

Таблица 2П

Спектр питания некоторых видов

Живые организмы

Пищевые пристрастия - «меню»

Трава (злаки, осоки); кора осины, липы, лещины; ягоды (земляни-

Семена злаков, насекомые, черви.

Белка летяга

и их личинки.

Растения

Потребляют солнечную энергию и минеральные вещества, воду,

кислород, углекислый газ.

Грызуны, зайцы, лягушки, ящерицы, мелкие птицы.

Белка обыкновен-

Кедровые орехи, орехи лещины, желуди, семена злаков.

Семена кустарников (элеутерококк), ягоды (брусника), насекомые

и их личинки.

Личинки насеко-

Личинки комаров – водоросли, бактерии.

мых комаров,

Личинки стрекоз – насекомые, мальки рыб.

Сок трав.

Грызуны, зайцы, лягушки, ящерицы.

Орлан белоплечий

Рыба, мелкие птицы.

Медведь бурый

Эврифаг, предпочтение отдает животной пище: кабаны (подсвин-

ки), рыба (лосось). Ягоды (малина, черемуха, жимолость, голуби-

ка), коренья.

Медведь гималай-

Дудник (медвежья дудка), лесные ягоды (брусника, малина, чере-

муха, голубика), мед (осы, пчелы), лилейные (луковицы), грибы,

орехи, желуди, личинки муравьев.

Насекомые

Травянистые растения, листья деревьев.

Мышь, белка, зайчата, рябчик.

Хищник. Зайцы, белка, подсвинки.

трава (хвощ зимующий), бобовые (вика, чина),

кора лещины, ив, подрост берез, корни кустарников (ле-

щина, малина).

Почки берез, ольхи, липы; злаки; ягоды рябины, калины; хвоя пих-

ты, ели, лиственницы.

Мышь, бурундук, зайчата, лисята, змеи (уж, полоз), ящерица, бел-

ка, летучая мышь.

Мыши, зайцы, косуля, стаей могут убить оленя, лося, кабана.

Уховертка

Хищник. Блохи, жуки (мелкие), слизни, дождевые черви.

Жук -дровосек

Кора березы, кедра, липы, кленов, лиственницы.

Пыльца растений.

павлиноглазка

Мышь, зайчата, бурундук, углозуб сибирский, птенцы журавлей,

аиста, уток; квакша дальневосточная, фазанята, черви,

крупные насекомые.

Кора лещины, березы, ив, дуба, осока, вейник, тростник; листья бе-

резы, ивы, дуба, лещины.

Хищник. Рачки, личинки комара.

Квакша дальнево-

Водные беспозвоночные.

Травы (вейник), осока, грибы, растительные остатки и почва.

Растения, рыба и ее икра во время нереста, насекомые и их личин-

Земляной червяк

Отмершие растительные остатки.

Дальневосточный

Улитка, квакша, сибирская лягушка, рыба (вьюн, ротан), змеи,

белый аист

мыши, саранча, птенцы воробьиных птиц.

Журавль японский

Корневища осок, рыба, лягушки, мелкие грызуны, птенцы.

Лунь пегий

Мышь, мелкие птицы (овсянки, камышевки, воробья), лягушки,

ящерицы, крупные насекомые.

Почки березы, ольхи, вейник.

Бабочки махаоны

Пыльца растений (фиалки, хохлатки).

Плотояден предпочтение отдает животной пище – зайцы, молодые

лосята, косули, олени, кабаны.

Енотовидная со-

Рыба тухлая, птицы (жаворонки, овсяницы, камышевки).

Веточный корм (береза, осина, ива, лещина; листья дуба, липы),

желуди, кора дуба, водоросли на мелководьях, вахта трехлистная.

Комар, пауки, муравьи, кузнечики.

Ящерица живоро-

Насекомые и их личинки, черви дождевые.

Подорлик

Хищник. Мелкие млекопитающие, фазан, мыши, зайцы, лисята,

птицы, рыба, грызуны.

Белки, бурундуки, птицы.

Бурундук

Семена яблони, шиповника, калины, рябинника, рябины; грибы;

орехи; желуди.

Корни, черви дождевые, мыши, насекомые (муравьи и их личинки).

Хищник. Мыши.

Семена злаков, орехи.

Орехи кедровые, желуди, ягода (рябина), яблоня.

Жуки дровосеки, насекомые древоточцы.

Кабан, заяц, косуля, лосята, оленята, лось, олень (подранки).

Поползень

Насекомые; семена древесных, ягоды, орехи.

Лемминги

Зерноядные. Осоки, шикша, злаки.

Зерноядные.

Хищник. Лемминги, птенцы куропаток, чаек.

Полярная сова

Лемминги, мыши полевки, зайцы, утки, фазаны, тетерева.

Белая куропатка

Растительноядные. Семена злаков; почки берез, ив, ольхи.

Травоядные, листья и кора деревьев, мох – ягель.

Заяц-беляк

Зимой – кора; летом – ягоды, грибы.

Травоядные. Осоки, злаки, водоросли, побеги водных растений.

Северный олень

Ягель, злаки, ягоды (морошка, клюква), мыши.

Косуля, изюбр, пятнистый олень, кабан.

Дафнии, циклопы

Одноклеточные водоросли.