Арт терапия от депрессии. Подростковая депрессия Техники внушения в лечении депрессии

– это не только накопленные неудачи в жизни. Такое состояние продиктовано, прежде всего, биохимическими процессами в головном мозгу. Поэтому во многих случаях назначаются фармакологические средства, такие как транквилизаторы, нейролептики, гормоны, антиоксиданты, витамины, медицинские средства, которые помогают улучшить обменные процессы в клетках головного мозга.

Психологическая помощь при депрессивном состоянии

Начиная работать с депрессивным человеком, психологу важно определить, что стало причиной ее возникновения. Различают много видов этого состояния, в зависимости от ее причин. Но методы решения этой проблемы сходны во многих случаях.

Работа психолога проводится индивидуально с человеком, страдающим от депрессии. Сразу важно снизить интенсивность переживаний, а также помочь человеку осознать причину такого состояния. Существует несколько методов и подходов в работе с депрессией.


Психоанализ и лечение депрессии

Психоаналитики депрессию рассматривают с двух сторон: во-первых, это негативное эмоциональное состояние, которое притупляет эмоции, приводит к апатии и снижает умственную и физическую активность. Во-вторых, такое состояние возвращает нас к фокусированию внимания на наших желаниях и жизненных целях. Положительная функция депрессии заключается в том, что человек, бегущий от самого себя, вновь возвращается к истокам того, откуда мы начали жизненный путь.

В своей работе психоаналитики стремятся узнать, по какой причине началась . Важно пройти барьер рационализации (психологической защиты, которая дает ложные ответы на вопросы о причине внутренних трудностей) для того, чтобы понять истинную причину подобного состояния. Человек в результате работы с психоаналитиком получает ответ на вопрос, где и что он сделал не так, когда свернул с комфортного пути, что повлекло за собой возникновение депрессии.

Психоаналитики подробно прорабатывают причины депрессии в младенчестве. Принято считать, что сложные случаи этого заболевания берут свое начало именно оттуда. Если у мамы пациента была послеродовая депрессия или она не смогла восполнить потребность ребенка в тесном эмоциональным контакте, депрессия во взрослом возрасте у такого ребенка протекает очень тяжело. Психоаналитический метод имеет длительный срок воздействия на психику человека.

НЛП – эффективный метод борьбы с депрессией

Позволяют раскрыть внутренние ресурсы и запасы сил человека. Специалист помогает человеку выявить и осознать истинные ценности и его потребности.

Если психоанализ основывается на переживании прошлого негативного опыта, что НЛП не теребит психику клиента, но помогает формировать позитивные установки, обучает новому поведению.

Специалист, используя методы нейролингвистического программирования, помогает сформулировать конкретные цели для жизни, а также достигать их.

В работе с клиентом, страдающим от депрессии, специалист включает в работу практически все каналы восприятия информации:

  • густаторный – восприятие информации по вкусу;
  • ольфакторный — человек запоминает что-то новое по запаху;
  • визуальный – восприятие окружающей среды с помощью зрения;
  • кинестетический – получение информации через прикосновения к коже;
  • аудиальный – восприятие чего-то нового через органы слуха.

Лечение с помощью позитивной психотерапии

Это направление рассчитано на краткосрочную работу. Специалист помогает человеку мобилизовать внутренние ресурсы и после этого самостоятельно решать проблемы. Часто этот метод используется для решения семейных проблем.

Основными принципами работы являются принципы надежды, консультирования и баланса. Результатом терапии при депрессии является расширение системы целей человека. В состоянии апатии, пониженного настроения и малоподвижном образе жизни планы на ближайшее будущее помогают человеку находить новые стимулы к полноценной жизни.

Когнитивно-поведенческое направление

Это направление сходно с принципами работы в НЛП (). Человек, страдающий от депрессии, осознает, что некоторые его убеждения ошибочны. Именно из-за них у него такое состояние, когда существует внутренний конфликт между хочу (истинные ценности) и надо (ошибочные, искаженные убеждения). В работе с клиентом психолог показывает, что нужно изменить свое отношение к причине депрессии – это первый шаг к ее излечению.

Методы арт-терапии для избавления от симптомов депрессии

Человеку нужна самореализация, иначе накапливаются негативные эмоции и могут появиться симптомы депрессии. Различные методы психотерапии направлены на работу с причиной этого заболевания. Но не всегда ее так легко обнаружить. Иногда нужно потратить большое количество времени (даже больше года), чтобы наконец-то добраться до истинной причины такого состояния.

Методы арт-терапии используются психологом для снижения симптоматики заболевания или на начальной его стадии. Они применимы на начальных этапах работы с человеком, для работы с подростками при депрессии.

Изотерапия

Этот метод направлен на выражение эмоций в рисунке. Сниженная эмоциональность восполняется рисунком. Психолог смотрит, какие цвета использованы, какой характер имеет штриховка на рисунке. Важно смотреть, что первое было нарисовано и с каким нажатием.

Все эти нюансы не может выявить простой человек, тем более проанализировать их. Поэтому важно даже на начальных этапах возникновения депрессии обратиться к специалисту.

Сказкотерапия

Сказки – это народное творчество, основанное на жизненных ситуациях. В сказках герои переживают утраты, различные невзгоды, предательство и так далее.

Прорабатывая с психологом сюжет сказки, человека оставляет страх одиночества, безысходность и отчаяние, он понимает, что в своей проблеме он не один. Снижается интенсивность симптомов депрессии.

Песочная терапия

Является невербальной формой психокоррекции. Человек выражает зажатые желания и цели с помощью фигурок на песке. Проговаривая, что он построил, почему именно так, что для него значат фигурки, расположенные в конкретных местах, человек постепенно приходит к осознанию того, что послужило тому, что его постигло такое заболевание.

В зависимости от того, какой вид депрессии развивается у человека, подбираются психотерапевтические методы ее преодоления. Психоанализ эффективен при глубинных причинах заболевания. Когнитивно-поведенческая терапия важна для адаптации человека к нормальной жизни. Методы арт-терапии глубинную причину не искоренят, но помогут высвободить подавленные эмоции.

Психолог наравне со специалистом-медиком помогает осознать причину такого состояния и поменять к ней отношение, а человек потом сам продолжает бороться за полноценную жизнь.

Некоторые симптомы депрессии нередко прячутся под разными масками, например, хронического стресса, затрудняя правильную постановку диагноза. Так, болезненные ощущения в области живота, чувство тяжести, головные боли, которые не проходят после приема сильнодействующих анальгетиков, боли в области тройничного нерва, сердца, печени и других внутренних органов лечатся годами. Причем без особого успеха.

На самом деле такие симптомы могут скрывать выраженное состояние депрессии, которая длится довольно долго и человек не испытывает ничего, кроме опустошенности и усталости от всего, что происходит в его жизни.

Лечение депрессии проводится с учетом тяжести перечисленных симптомов. В отдельных случаях достаточно психотерапевтических бесед, в других, особенно, если диагностирована глубокая депрессия, требуется сочетать с ними определенные препараты.

Некоторые люди считают, что депрессия – это полная ерунда, на которую не стоит даже обращать внимания. Мол, это все равно, что легкая простуда – немножко полежал, похандрил и все, пора заканчивать – медикаментозно лечить ее ни к чему. На самом деле это не так, поскольку нелеченная депрессия может обернуться и хроническим алкоголизмом, и наркоманией, и попытками суицида.

Сам по себе диагноз депрессии может поставить врач-психиатр или психотерапевт, либо клинический психолог. В некоторых случаях постановка диагноза осложняется тем, что у пациента до этого были выраженные эмоциональные или поведенческие расстройства или нарушения, связанные с нарушениями мышления, воли, памяти.

Лечение депрессии в легкой форме проходит на первых порах под наблюдением врача, который выписал специальные препараты –антидепрессанты. Помимо антидепрессантов, депрессии лечение предусматривает и чисто психологические возможности коррекции эмоционального состояния больных. Так, среди методов можно назвать:

  • психодинамический
  • когнитивно-поведенческую терапию
  • гештальт-терапию
  • музыко-терапию
  • арт-терапию и другие виды.

Выбор того или иного метода в лечении депрессии зависит от теоретической базы самого специалиста. Суть сводится к тому, что активизировать сознание пациента и сфокусировать его на других аспектах его бытия, научив его навыкам контроля собственных переживаний, не зацикливаясь на переживаниях стресса.

В более тяжелых случаях, особенно, когда речь идет о попытках суицида или разговоры о нем, депрессию лечить необходимо медикаментозно, используя соответствующие препараты.

Например, среди таковых можно указать трициклические антидепрессанты, которые успешно применяют для лечения не только депрессии, но и аффективных личностных расстройств, нарушений поведения. Обычно глубокая депрессия требует комплексного лечения, включая активную социальную и физическую реабилитацию.

Психодинамический подход в лечении депрессии

Суть данного подхода заключается в том, что специалист по психическому здоровью (психолог либо психотерапевт) помогает пациенту осознать суть беспокоящей его проблемы. Начнем с психоанализа, который, как было подмечено, лечит не самого пациента, а его личную историю.

Исторически психоанализ был создан австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом, который призывал в свое время лечить медикаментозно психические расстройства и последствия стресса при помощи коки. Согласно его учению, депрессии можно лечить, помогая человеку осознать, какие именно события и переживания из детского возраста или недавнего прошлого привели к ее формированию.

Психоаналитики называют депрессию молчаливой истерикой – внешне человек ничего не говорит, но его молчание действует сильнее любого крика. Корни этого поведения следует искать в детстве, когда ребенок впервые стал осознавать, что, стоит ему сделать грустное лицо и прекратить свою игру или иную деятельность, родители бегут сразу решать его проблемы. Психолог помогает пациенту осознать, с какого возраста он впервые стал понимать выгоду такого поведения, какова была роль родителей в такой ситуации, и что в настоящее время такая детская тактика приносит больше вреда, чем пользы.


Работа с пациентом строится по ассоциативному методу, который предполагает оперирование спонтанно возникающими ассоциациями. Переводя свободные ассоциации из области бессознательного в область сознания, психоаналитик тем самым помогает пациенту избавиться от гнетущего воздействия депрессии. Главный недостаток данного метода – сеансы длятся несколько лет и обходятся пациент в значительную сумму. А это для некоторых – тоже повод для стресса.

Поведенческий подход в лечении депрессии

Лечение депрессии посредством поведенческой терапии делает акцент на поведенческих аспектах депрессивного состояния. Например, глубокая депрессия, симптомы которых предполагают отказ от социальной активности, общения, трудности в выражении эмоций, пассивное поведение. Задача психолога заключается в том, чтобы разбить депрессивное поведение на отдельные поведенческие акты и научить пациента избавляться от них, обучаясь другим, более продуктивным, формам поведения.

В некоторых случаях поведенческая терапия отнимает около года или даже больше, если выявлена глубокая депрессия. Специалист предлагает выполнение действий, которые были раньше абсолютно не присущи данному человеку – это помогает открыть новые грани собственного поведения и закрепить те, которые можно обозначить как продуктивные. Схема такого «лечения» основывается на соотношении – стимул –реакция. Предъявляя новые стимулы, терапевт изменяет реакции клиента и закрепляет их, предъявляя соответствующие новые стимулы.

Когнитивная рациональная терапия

Когнитивная рациональная терапия обеспечивает лечение депрессии за счет изменения отношения и установок пациента относительно неправильных форм поведения и мышления. Здесь пациенту подносится идея, что неправильное поведение –это результат неправильного мышления и отношения. Изменяя установки, можно изменить поведение. В частности, если глубокая депрессия вызывает состояние крайне негативного восприятия окружающей реальности, то меняя отдельные ее аспекты, можно изменить состояние человека. Человек чаще всего попадает в плен депрессии, если он:

  • склонен переоценивать значение отдельных событий
  • склонен обобщать события, которые на самом деле имеют между собой мало чего общего
  • переоценивает собственный вклад в развитие сложившейся ситуации
  • видит все вокруг в черно-белом цвете, не признавая полутонов и переходов
  • воспринимает все происходящие события как относящиеся лично к нему
  • делает выводы преждевременно.

Задача терапевта в этой ситуации – показать, что отдельные установки и поведение пациента привели к такому состоянию. Для этой цели используется такой прием, как доведение ситуации до абсурда, «перекормить» негативными стимулами и другие. Например, человеку предлагают буквально упиваться его депрессивным состоянием, вживаясь в ее симптомы как можно сильнее и глубже. До тех пор, пока пациенту не надоест самому кормить себя такой ситуацией.


Шоковая терапия

В отдельных случаях депрессии лечение требует радикальных методов. Когда человек мучается ощущением того, что с ним что-то не то происходит, с его согласия его могут поместить в условия, которые резко отличаются от привычных. Например, некоторые больные алкоголизмом или другими формами зависимости испытывают такие симптомы, как ощущение ломки, которая сопровождается выраженным депрессивным фоном и другими проявлениями острого стресса.

Чтобы заставить его полностью переключиться, можно использовать прием полного погружения в другие условия, когда у него даже не будет времени предаваться дурным мыслям. Как правило, в случаях, когда пациент сталкивается с тем, что у кого-то ситуация намного хуже, чем у него, и что у него есть более важные проблемы, чем «умственная жвачка», состояние депрессии резко идет на убыль.

Особенно это эффективно в случаях, когда речь идет об интенсивной физической нагрузке или обучении новым навыкам.

В некоторых случаях можно использовать не только резкую перемену условий, но и электросудорожную терапию. Смысл такого воздействия заключается в том, чтобы разрушать патологические нейрохимические связи и образования в головному мозгу за счет воздействия электрического тока. Происходит воздействие на центры, которые отвечают за общую регуляцию настроения. Однако такой способ можно рекомендовать далеко не всегда, хотя его эффективность достаточно высока – в случае, когда заболевание исключает прием препаратов, улучшение наступает через две-три недели.

Техники внушения в лечении депрессии

Техники внушения также часто используются для лечения депрессивных симптомов. Суть данного метода лечения заключаются в том, чтобы внушить пациенту, что его состояние – результат негативного якорения.

Работая со скрытым эмоциональным опытом пациента, терапевт внедряет в его сознание новые, положительные установки.

Такая работа помогает успешно бороться с приступами паники, выраженными фобиями. Для пациента такой метод является безопасным, т.к. он позволяет прервать работу депрессивных установок и дать ему новые ресурсы для их преодоления. Методом, которые позволяет преодолеть прямое сопротивление сознания, является эриксонианский гипноз. Его отличие от классического гипноза заключается в том, что терапевт проводит внушение в мягкой и менее директивной манере.


Групповая психотерапия

Чаще всего, когда симптомы депрессии заходят довольно далеко, многие терапевты рекомендуют пройти не только индивидуальную, но групповую терапию. Плюсы данного вида терапии заключаются в том, что пациент сопоставляет собственное положение с положением других людей, учится эмоционально чувствовать их состояние и помогать тем, кто может оказаться в худшем положении, чем они сами. Многие больные получают такую обратную связь от других участников терапевтической группы, что практически без вмешательства терапевта начинают понимать непродуктивность собственного поведения и самостоятельно вырабатывают новые паттерны установок и поведения.

Трудотерапия для лечения депрессии

В народе нередко говорят, что депрессия – роскошь для бездельников. Доля правды в этом утверждении есть, т.к. возможность заниматься активным самоедством возникает тогда, когда человек бесцельно проводит время. В свете того, что ничего положительного не происходит, это накладывает на самооценку человека негативный отпечаток.

Трудотерапия с постепенным, или, напротив, стремительным вовлечением человека в активный деятельностный процесс заставляет переосмыслить содержание собственных переживаний.

С другой стороны, активная физическая деятельность способствует выработке гормонов счастья, поэтому такой вид терапии приносит со временем, кроме укрепления мышц, повышение чувства удовольствия от жизни и общей удовлетворенности собой. Человек как бы сам себе бросает вызов, доказывая, что он способен на нечто большее, чем просто валяться на диване в закрытой комнатке и упиваться жалостью к себе.

Гештальт-терапия – ключ к исцелению от депрессии

Суть гештальт-подхода в лечении депрессии – помочь структурировать человеку его жизненный опыт таким образом, чтобы все его переживания обрели гармоничную целостность. Гештальт, выражаясь профессиональным жаргоном самих гештальт-терапевтов, закрывается – когда пациент получает ощущение того, что все произошло именно так, как и должно было произойти. Все испытываемые человеком потребности получают возможность для реализации, когда он, наконец, учится понимать их и толковать нужным образом.

Исцеление от симптомов депрессии как таковой происходит в момент, когда пациент принимает простое решение – признает собственную ответственность за все события в собственной жизни.

Главный принцип – здесь и теперь – позволяет продуктивно работать с негативным опытом пациента, структурируя их новым образом.

Телесно ориентированная психотерапия

Данный вид психотерапии можно назвать психодинамическим, поскольку он базируется на положении, что все проблемы физического, социального и психического типа у пациента есть суть неотреагированные переживания. Все, что было когда-то блокировано и загнано в угол подсознания, со временем образует на теле человека особые симптомы – мощные соматические блоки, которые и приводят к ощущению подавленности, эмоциональному обеднению, телесной зажатости.

Зная, какая блокированная эмоция приводит к появлению тех или иных блоков, терапевт может, воздействуя на определенные группы мышц, причем заставляя пациента делать это осознанно, изменить его эмоциональное состояние. Например, переживание депрессии может быть связано с тем, что человек привык всю жизнь подавлять чувство боли или агрессии. Поскольку в головном мозге человека эти центры находятся близко друг к другу, высвобождение их через обратную мышечную связь помогает человеку осознать, что именно он испытывал в течение своей жизни – страх или агрессию.

Обычно, испытывая агрессию по отношению к своим близким, человек ощущает затем чувство вины. Чтобы больше не подвергаться этому ощущению, он учится подавлять в себе чувство злости – а на уровне тела это дает о себе знать болями в области головы, шеи, крупных конечностей.


Арт-терапия помогает в борьбе с депрессией

Для тех, кто слишком «завязан» на контроле сознания, лучшим средством в борьбе с депрессией выступает арт-терапия или терапия посредством искусства. Это означает не только посещение художественных выставок или собственноручное создание чего-то необычного. Речь идет о таких привычных на первый взгляд вещах, как лепка из глины или пластилина, выполнение разного рода поделок, фотографирование, написание литературных произведений и другое.

Причем написание имеет значительный плюс в том, что позволяет через вымышленные образы обработать неосознаваемые внутренние конфликты – слово выступает здесь в качестве основного средства.

Таким образом, методов лечения депрессии более, чем достаточно. Главное – чтобы у человека было желание преодолеть это состояние, не доводя себя до состояния сильнейшего личностного кризиса, из которого потом бывает почти невозможно выбраться самостоятельно.

Вам также может быть интересно

Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»

« Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.»

Педагог-психолог: Руденко С.Н.

Не вдаваясь в клинические синдромы и дифференциальные признаки депрессии, (это не является компетенцией педагога-психолога) , начнем с того, что каждый человек когда-либо ощущал угнетенное настроение, безразличие к жизни, отчаянье. Теоретические подходы к такому многоплановому явлению, как депрессия, очень различны. Так, существует рассмотрение депрессии у подростка, как утраты смысла жизни, связанной с неумением регулировать значимость перспективных жизненных планов со значимостью текущих событий и установления некоего баланса. Т.е. в данном случае необходима со стороны психолога работа по целевой регуляции: формирование жизненной перспективы. Но при этом не упускается и вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего. Иногда мы живем в «зале ожидания», ориентируясь на будущее счастье. И если это счастье не наступает, то разочарование от жизни нам обеспечено. И вместе с этим разочарованием мы испытываем все эмоциональные компоненты депрессивного спектра. И вот тогда умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленно. Следовательно, владение обеими стратегиями поведения – и на будущее, и на настоящее- является условием полноценной и радостной жизни. И этот постулат как нельзя больше всего подходит к подростковому возрасту. Психологу необходимо знать уровень самооценки подростка и уровень его притязаний, и чем больше разрыв между этими показателями, тем больше вероятность невротизации и тем больше риск дезадаптации. То есть, стратегия психологической коррекции в данном случае очевидна.

На 1-м этапе интервенции, как правило, используется метод беседы.

Общеизвестные этапы беседы:

  1. Установление эмоционального контакта, сопереживающее партнерство.
  2. Установление последовательности событий, приведших к кризисной ситуации, при этом снимается ощущение безысходности такими приемами, как: «преодоление восприятия кризисной ситуации как исключительной», «поддержка успехами» и др.
  3. Подключаемся и вместе преодолеваем кризисную ситуацию с помощью следующих приемов: планирование жизни,т.е. побуждаем к словесному оформлению планов, поступков; держим паузу и целенаправленно молчим, чтобы дать возможность подростку проявить инициативу.
  4. Окончательное формирование плана деятельности, активная поддержка с помощью таких приемов, как: «логическая аргументация, «рациональное внушение уверенности», тренинг проблемно-разрешающего поведения с активной стратегией решения проблем, коррекция пассивной стратегии избегания, замена и анализ позиции «значимых других»», мотивация на достижение успеха.

В качестве психокоррекции депрессивного состояния также успешно используются следующие стратегии. Стратегия выхода из депрессии в соответствии с погружением в нее по Горину.

Стратегия входа в депрессию(визуальная, кинестетическая) определяет стратегию выхода из нее.

Н.Япко использует терапию на бессознательном уровне (прерывание механизмов, поддерживающих депрессию, что позволяет сделать доступными скрытые ресурсы, сформулировать цели и позитивное будущее.)

Эффективно используется рациональная психотерапия - логическая аргументация, внушение уверенности в себе.

Теоретической основой в терапии депрессивного состояния является также изучение иерархии потребностей, так как общеизвестно, что их фрустрация потенцирует развитие кризиса личности.

1.физиололические потребности (85%)

2. потребность в безопасности и защите (70%0

3. потребность в принадлежности и любви (50%) . Маслоу выделяет два вида любви: Б-бытийная - любить человека таким, какой он есть и Д-дефицитарная -эгоистический тип, стремится получать больше любви, чем давать.

Известно, что удовлетворение в принадлежности и любви формирует достоинство, в то время, как фрустрация этой потребности формирует враждебность, страх отвержения и душевную пустоту.

  1. потребность в самоуважении (ощущение компетентности, уверенности, достижений, независимости, свободы) 40%
  2. потребность в уважении другими(престиж, репутация, признание, статус, оценка, принятие)
  3. потребность в самоактуализации (10%). Именно на этом уровне люди отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает творческих, духовно богатых личностей. Фрустрация этой потребности влечет за собой экзистенциальный вакуум и потерю смысла жизни.

Потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Сначала из всей иерархии потребностей человек удовлетворяет физиологические и только после реализуются все остальные. Реже всех реализуется потребность в самоактуализации, менее 1% населения реализует свой потенциал из-за негативного влияния потребности в безопасности (самоактуализация требует риска, а это угрожает психологической и \или физической безопасности) , а также преодоления предрассудков, социальных стандартов, преодоления так называемого «комплекса Ионы»- страха и сомнения в способности достичь самоактуализации. В то же время характеристики самоактуализирующихся людей таковы:

1.Эффективность восприятия реальности.

2.Принятие себя и других.

3. Непосредственность, простота, естественность.

4.Центрированность на проблеме.

5. Независимость-потребность в уединении.

6. Автономность- независимость от культуры и окружения.

7. Свежесть восприятия.

8. Вершинные или мистические переживания.

9.Общественный интерес.

10.Глубокие межличностные отношения.

11.Демократический характер.

12.Разграничение средства и целей

13. Философское чувство юмора.

14.Способность к творчеству.

15. Сопротивление окультуриванию.

Фрустрация подразумевает, что есть потребность и есть преграда для ее реализации. Фрустрация врожденных, базовых потребностей(безопасность, уважение, любовь) носит патологический характер и вызывает психические и поведенческие расстройства, в том числе и депрессивные. Фрустрация приобретенных потребностей не вызывает психических нарушений.

В качестве барьеров на пути реализации потребностей являются:

Физические (тюрьма и т.д.)

Биологические (болезнь, стресс)

Психологические (страх, интеллектуальная несостоятельность)

Социокультуральные (правила, запреты)

В подростковом возрасте фрустрация потребностей также вызывает кризисное состояние. В колледже у подростков в кризисе (эмоциональное отвержение, унижение, буллинг (56%), неразделенная, несчастная любовь(70%), смерть близкого человека(20%), отмечается астения, постоянное чувство усталости или упадка жизненных сил, в мышлении- постоянное ощущение собственной никчемности или презрения к себе, уничижения. Чувство вины. Ослабление концентрации внимания, нерешительность. Время от времени могут возникать мысли о суициде как о выходе из кризисной ситуации, избавлении от душевных мучений, но без плана суицидальных действий. На данном этапе необходимо отслеживание: важно, если более месяца существуют эти симптомы.

Эти астенические симптомы могут выглядеть как адинамическая астения (малоподвижность, монотонность, вялость, снижение интереса, однообразие поведения, равнодушие. Либо как астеническая раздражительность - эмоциональная слабость, соматовегетативные симптомы, знобливость, потливость, неустойчивость АД. Для выявления маскированных, слабовыраженных и малоструктурированных депрессивных состояний, и поэтому более полезный, чем клинические тесты, используется опросник депрессивных состояний (ОДС) , как скрининговая методика, созданная в НИИ им.Бехтерева. Достоверно диагностирует депрессию невротического уровня. Если Т-баллы выше 70 и есть корреляция с депрессивными проявлениями в методах наблюдения и беседы, то необходимо незамедлительно делегировать подростка в клинические условия.

В эмоциональном состоянии печали, грусти, отчаяния, усталости, безнадежности и т.д., не достигающем уровня невротизации и суицидальных мыслей, хорошо зарекомендовали себя методы изотерапии.

В чем мы видим их преимущества – в проективном характере выражения своих чувств во внешней форме, это помощь в стремлении понять свои внутренние переживния, это удовлетворение потребности в общении через творческую деятельность. Изотерапия имеет два существенных аспекта коррекционного воздействия- психосоматическое воздействие на функции организма, и психотерапевтическое, когда осуществляется коррекция отклонений в психоэмоцональном состоянии. Арттерапия имеет также воздействие на психовегетативные процессы, приобетаются новые средства эмоциональной экспрессии, облегчаются коммуникативные функции, активизируется творчество.

В студии колледжа создается благоприятная атмосфера уединенности, безопасности, с релаксирующим музыкальным сопровождением. В методическом оснащении есть набор пейзажей русских и зарубежных художников, наборы красок, гуаши, карандашей и т.д. Задача: нарисовать по образцу пейзаж, который Вам по душе. При этом задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Анализ рисунка делается подростком. На следующих сеансах по мере улучшения эмоционального состояния, предлагается нарисовать проективный рисунок с позитивной тематикой «Мой лучший день», «Кто я»,» Автопортрет»,» Мои желания »и т.д. Используется также групповая арттерапия –совместное рисование на листе ватмана того, что приходит в голову. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах рисунка спонтанно. Рисунок может преобразить депрессивные чувства –подавленность, страх и т.д. и помочь их выразить. При этом, выражая в социально приемлимой форме эти чувства, дети освобождаются от них до некоторой степени, а затем и могут описывать их словесно. Следующий вид групповой арт-терапии – это психодинимаческий подход,когда вначале занятия группа голосованием решает, чья картина(ранее нарисованная) будет рисоваться вместе. Те проекции, которые близки к теме рисунка, называются «коллективным образом» и определяют ведущую тему занятия. Особенно тревожным подросткам это облегчает общение. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, подталкивает к выяснению причин собственного плохого настроения. Рисуем то, что приходит в голову по данной тематике на общем листе ватмана. Инструкция: Как Вы думаете, о чем этот рисунок? Задача: все мысли и чувства, которые приходят Вам в голову, глядя на этот рисунок, нужно изобразить на общем листке ватмана.С точки зрения гештальт-терапии при этом задействуется функция постоянного осознания текущего момента. Можно дурачиться и привносить в рисунок все, что хочется, не сравнивая результаты своего рисунка. Психолог играет роль фасилитатора, побуждая к открытому выражению чувств.

Приложение 1

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

2. Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

3. Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

4. Недостаток тепла в семье

– 0,5

5. Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

II. Актуальная конфликтная ситуация

А - вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

– 0,5

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

– 0,5

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

– 0,5

Б - поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

В - характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

– 0,5

Г - эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

– 0.5

III. Характеристика личности

А - волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

– 1

2. Решительность

– 0,5

3. Настойчивость

– 0,5

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

Б - эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

6. Доверчивость

– 0,5

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

– 0,5

8. Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

9. Импульсивность

– 0,5

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

– 0,5

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

– 0,5

12. Бескомпромиссность

– 0,5

Приложение 2

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков (см. текст опросника в приложении 2 ).

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов - риск суицида присутствует;

более 15,5 балла - риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.

3. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта (см. стимульный материал в приложении 3 ).

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, - это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.