2 функции науки в современном обществе. Ключевые функции современной науки

Формы проявления духовной культуры: религия, искусство, нравственность, философия, наука, их взаимосвязь и роль в культуре. Искусство учит культуре созерцания и созидания красоты (всей сферы эстетического), культуре эмоционально-интеллектуального постижения индивидуального. Религия – культуре веры. Нравственность – культуре выбора и различимости добра и зла. Философия – культуре рефлексирующей, трансцендирующей и экзистирующей мысли, культуре постижения всеобщего. Наука – культуре поисков истины, культуре рациональности. Наука среда других форм знания, четырех форм проявления духа.

Основные функции науки в жизни общества:

1)познавательная (троякий корень познавательной деятельности: описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений);

2)культурно-мировоззренческая (формирование научной картины мира, стремление осмыслить общие принципы мироустройства);

3)инструментальная функция включает в себя два уровня:

−наука как непосредственная производительная сила общества (соединение науки с технологией и современным производством);

−наука как социальная сила (широкое применение науки в социальной сфере при решении глобальных проблем современного общества).

Наука и религия. Проблема взаимоотношений науки и религии. Полисемантизм понятия «религия». Неустранимый конфликт научного и религиозного сознания, веры и разума. Религиозные представления в основании науки (например, воздействие идей Реформации на формирование математического естествознания). Попытки совместить науку и религию, веру и разум (например, «философская вера» К. Ясперса, «Антропный космологический принцип» (1986) Дж. Берроу, «Дао физики» (1975) Ф. Капра). Проблемное поле: исследования, лежащие на границе философии религии и философии науки.

Наука и искусство. Черты различия между научной и художественной деятельностью: рациональное и чувственное, абстрактное и конкретное,познавательно-теоретическоеиценностно-эмоциональное.Черты сходства между искусством и наукой: расширяют горизонты познания, дают разносторонние знания о мире, модели действительности и т.д. Полифункциональный характер науки и искусства: познавательная, смысло-образующая, воспитательная, инновационная, коммуникативная. Искусство как зеркало, символ эпохи, зримая сущность мира и человеческого духа, форма коммуникации людей через века и пространства. Наука как безграничное стремление к познанию закономерностей бытия. Влияние науки на искусство в современной культуре. Появление новых видов художественного творчества как феноменов технического прогресса (кино, ТВ, фотоискусство, компьютерная графика, интерактивное искусство и т.д.) Влияние искусства на науку. Эстетические критерии научного творчества: простота концепции, её логическая стройность, гармония математических формул, красота и совершенство мироздания, выраженные в точных законах, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения. Искусство как фактор, стимулирующий творческую деятельность учёного, раскрепощающий фантазию, интуицию и воображение.

Проблемное поле: идея единого художественно-научного познания (например, Леонардо да Винчи, И.В. Гёте. Вл.С. Соловьёв и их концепции о цельном постижении мира).

Наука и нравственность. Два полюса этического сознания человека: полюс морали и полюс нравственности. Мораль как система правил, принципов, норм поведения, которые предписываются человеку извне от имени группы, класса, общества в целом. Нравственность – это правила, предписания, идущие изнутри человеческого сознания, духовного опыта человека. Это императивы добра, где императив – это нравственный закон, выбранный самим человеком. Нравственность как реализация духовной свободы человека, как свобода сознательного выбора Добра, основанного на утверждении самоценности человека. Типы этических систем: натуралистическая, рационалистическая, этика долга, метафизическая и др. Проблема взаимоотношения научного образования и нравственного воспитания, знаний и нравственности (например, Сократ и Конфуций). Наука и нравственность и их роль в современной культуре. Свобода и социальная ответственность ученого. Проблемное поле: нравственна или безнравственна наука?

Формы вненаучного знания

Многообразие форм знания: научное, художественное, религиозное, философское, нравственное, обыденное, а также вненаучное.

Паранаучные – (от гр. para – возле, около) знания, включающие размышления о феноменах, объяснение которых несовместимо с научным познавательным стандартом, поскольку не отвечает критериям научности(например, явления НЛО).

К пара научным знаниям относятся:

−оккультизм – имеет дело с таинственными знаниями о сверхъестественных силах и делает это знание доступным для всех;

−эзотеризм– знание тайное, предназначенное только для посвященных;

−теософия – религиозно-мистическое учение о единстве человеческой души с божеством;

−герметизм – имеет дело с построением знаний, известных только посвященным;

−мистика – через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию.

Лженаучные знания – сознательно эксплуатируют домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки – малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также тяготение к сенсации. Например, в истории советской науки известны лысенковщина. Отрицание кибернетики, генетики и т.д.

Антинаучные знания – утопические и сознательно искажающие представления о действительности. Например, поиски «панацеи» от всех болезней.

Псевдонаука – знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий (признаки тайн, загадок, исследований через толкования). Например, история о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Обыденно-практическое знание – в ней присутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки носит разрозненный, несистематический, бездоказательный характер. Обыденное знание включает в себя здравый смысл и приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции.

Девиантное (от лат. deviatio – отклонение от пути) – знание, отклоняющееся от принятых стандартов познавательной деятельности. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон, а с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества. Например, работы Фоменко, Мулдашева в области истории. Проблемное поле исследований: в связи с ограниченностью рационализма, поскольку истина подчас обнаруживается на границе научных и вненаучных знаний, нельзя запретить развитие вненаучных форм знания, но и не следует культивировать исключительно псевдонауку.

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

3.1. Генезис науки и проблема её исторической периодизации

По вопросу генезиса науки как уникального компонента культуры и особого типа духовно-познавательной деятельности нет единой и общепринятой точки зрения. Можно выделить четыре наиболее распространенные точки зрения по вопросу о том, когда и в каких социокультурных условиях впервые возникает наука:

1)Наука возникает в структуре цивилизаций Египта, Китая, Индии, Месопотамии и других регионов Древнего мира. Дальнейшее развитие науки предстает как эволюционный процесс от древней стадии к современной. Эта точка зрения была сформулирована в рамках позитивной философии (О. Конт, Г. Спенсер и др.). Основу этой позиции составляет отождествление науки с обыденным знанием и формами опыта, обслуживающими потребности первичных форм практики традиционных обществ.

2)Согласно второй точке зрения, разделяемой многими зарубежными и отечественными учеными (Дж. Бернал, Б. Рассел, П. Гайденко и др.), первые научные программы возникали в контексте античной культуры и являются результатом той величайшей духовной революции, которая завершилась становлением принципов теоретического мышления в древнегреческой цивилизации.

3)Согласно третьей точке зрения основные предпосылки формирования науки складываются в XIII-XIV веках, т.е. в эпоху позднего Средневековья в Западной Европе. В средневековых университетах формируется культура абстрактно-теоретического мышления, закладываются основы экспериментальной деятельности, направленной на изменение свойств и качеств познаваемых явлений.

4)Наиболее популярная и широко распространенная точка зрения по вопросу генезиса науки – это концепция её возникновения в эпоху Нового времени в результате великой интеллектуальной революции XVI-XVII веков, которая завершилась созданием классической механики и становлением первых форм институализации науки. В этот период формируется особый способ научного мышления, соединяющий в себе принципы математического описания явлений действительности и требования их экспериментальной проверки.

Функции науки в обществе. В общественной жизни наука играет существенную роль. С течением времени она становится все более значимой. Кроме этого, влияние науки на социальные процессы бывает весьма неожиданным, а подчас и драматичным. Однако без нее нельзя представить даже повседневную жизнь

человека. Научное пространство расширяется и очень стремительно. При этом растет число ученых, достаточно вспомнить, что в ХIХ веке их было несколько сотен, а сегодня - десятки тысяч. Науку можно рассматривать как знание и познание, как элемент культуры, как академическую и социальную системы. Это свидетельствует о том, что функций науки в обществе достаточно много. Они постоянно изменяются. В различные периоды истории на первый план выходят определенные функции науки. Можно выделить три группы функций, которые наука выполняет в обществе: кУльтурномировоззренческу функцию науки как непосредственной производительной силы общества; функцию науки как социальной силы. В ХУI1-ХуiП веках роль науки обнаружилась прежде всего в сфере мировозэрения Тогда шла активная критика религии, встала задача научного истолкования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества - этапа за- рождения, развития и утверждения капиталистического способа производства, К первым серьезным столкновениям науки и религии относится создание Н. Коперником гелиоцентрической системы космоса. Наука впервые вторглась в область, где прежде безраздельно господствовало богословие. Чтобы согласиться с системой Н. Коперника, человек должен был отказаться от некоторых религиозно-догматических постулатов, Кроме того, эти представления резко противоречшiи и обыденному восприятию мира. должно было измениться мировозэрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Прошло достаточно много времени, прежде чем научные знания о природе, обществе, человеке стали составной частью системы образования, то есть признаны общественно значимыми. Ученые еще долго воспринимались как колдуны и еретики. На рубеже ХУIII и ХIХ веков, когда наука стала общепризнанным соцальным институтом, занятия наукой стали уважаемой сферой человеческой деятельности, В этот же период изменения, вызванные промышленной революцией, которая создала особый интеллектуальный климат в Европе, ибо появились заказчики научных исследований, прежде всего в области техники, сделали науку и производитеЛьн силой. Промышленники и ученые поняли, что наука может резко ускорить процесс совершенствова.. ния производства, зависящий, в первую очередь, от их сотрудничества. Наконец, в ХХ веке наука выступает и в качестве социальной силы. Появление глобальных проблем, возникающих в результате объективного развития общества, создающих угрозу всему че- 116

ловечеству и требующих для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества, ускорило формирование данной функции науки. Среди глобальных проблем можно выделить проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны, нормальное функционирование мирового хозяйства, преодоление отсталости слаборазвитыми странами); природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, продовольственная, сырьевая и проблема мирового океана); социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры и нравственности, дефицита демократии, урбанизации, охраны здоровья). Например, наука участвует и в решении экологических проблем (озоновая дыра, парниковый эффект, канцерогены и т. д.). Следует отметить, что ученые первыми подают сигнал об опасности. Существенным является тот факт, что возрастает и роль ученых как экспертов при принятии решений политиками. Особый статус науки в современной культуре обусловил новые черты ее взаимодействия с различными слоями и формами общественного сознания. Все больший интерес вызывает проблема взаимодействия науки и искусства, научного познания и обыденного сознания, проблема научных методов в социальном управлении, а также все, что связано с причинами, ходом и последствиями научно-технической революции. Одновременно необходимо отметить и негативное влияние науки в современном обществе не только в плане экологическом, но прежде всего в духовной сфере. Научный рационализм, его абсолютизацию, считают сегодня одной из главных причин, разрушающих духовный мир человека, который становится ущерб- ным без эмоционального, нравственного, иррационального, религиозного компонентов. Научная истина. Проблема соответствия наших знаний объективной реальности в философии науки называется проблемой истины. В данном случае понятие «истина» условно, оно не означает полного, всеобъемлющего, знания о мире. Проблема истины сводится к следующим моментам: 1) в каком отношении находится наше знание к внешнему миру (насколько оно адекватно, соответствует реалиям); 2) как установить соответствие наших знаний реалиям, то есть как удостовериться в их адекватности. Эта проблема является сложной, так как данному процессу <препятствуют» социокультурные факторы. Адекватное содержание нашего знания, соответствие его реальности, принято называть объективной истиной, то есть истиной, исключающей всякого рода субъективные и культурные факторы. Каким же способом можно выявить объективную истину в наших знаниях? И имеется ли она там? Первый способ - логический анализ. Платон, в частности, полагал, что истинным может быть только знание о сущности вещей. Оно и достигается 117

с помощью логики. Платон выделял и мнение, то есть знание о разных постоянно меняющихся объектах, в силу чего эти знания не могут быть получены и проверены с помощью логических рассуЖдений. То есть объективная истина, по Платону, это знание о вечном, неизменном, абсолютном. Второй способ установления объективного содержания наших знаний - чувственное созерцание. Решение этой проблемы лежит на пути синтеза чувственного и рационального подходов. Основой познания и критерием (признаком) объективности человеческого знания о мире является предметно-практическая деятельность, или практика, которая рассматривается и как основа формирования знаний, в том числе и научных, и как средство проверки их объективно- сти. Но поскольку сама практика изменчива и постоянно развивается, то и идея развития должна быть включена в теорию по- знания. Познавательная истина не есть нечто вечное, неизменное, ее нельзя установить раз и навсегда. Все развитие человеческого по- знания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими относительными истинами. Однако можно признать существование абсолютной познавательной истины, если понимать под ней предел, цель, ориентир. Поэтому совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпьтвающее знание о мире называют абсолютной истиной. Научная рациональность и Структура науки. В связи с усложнением процессов в информационном обществе возрастает регулятивная функция рациональности. В истории культуры выделяют античньий, средневековый, классический (Новое время), неютассический (с конца ХIХ века) типы культурной рациональности. Кроме того, выделяют научную рациональность, религиозную, магическую и другие типы рациональности. Рациональность науки и других форм человеческой деятельности выступает как исторически изменчивая, что приводит к необходимости рассматривать данный феномен в аспекте сменяющих друг друга стилей или типов рациональности, описывать изменения научных и культурных норм, ценностей, правил, эталонов. Для методологов науки в последнее время становится все яснее, что общепринятого определения научной рациональностй быть не может. В соответствии с одним из многочисленных определений рациональность - это система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социальноосмыслень целей (А. И. Ракитов). С изменением целей происходит пересмотр существующей в данном социуме рациональности. В истории философии проблема корректировки, расширения и преодоления границ научной рациональности существовала всегда. Специфика конкретной исторической культуры определяла поле для обсуждений. 118

Научная рациональность включает в себя компоненты, которые определяют всю совокупность научных исследований в данную эпоху. Это основания науки и парадигмы. Основаниями науки называются необходимые условия, являющиеся предпосылкой всякого научного исследования. К таким основаниям обычно относят научную картину мира, представляющую собой наиболее общие представления о мире, которые вырабатываются наукой в определенный исторический период, идеалы и нормы научного познания, выполняющие регулятивную функцию, философские принципы научного познания, являющиеся связующим звеном между научной картиной мира и идеалами и нормами научного познания. Понятие парадигмы обозначает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых данным научным сообществом. Понятие изобретено американским философом Т. Ку- ном, который считал, что парадигма - это то, что объединяет членов данного научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму. В парадигму входят критерии научности знания, то есть некая совокупность признаков, позволяющих отличить научные знания от мифа, идеологии, религии и иных систем знания. Таких критериев на сегодняшний день насчитывается несколько десятков: логичность, предметность, проблемность, экспериментальная проверка, системное изложение материала и т. д. В рамках научно-исследовательских программ (серия сменяю- щих друг друга теорий) выделяют теоретический и эмпирический уровни исследования. На эмпирическом уровне изучаются явления и связи между ними, сущность объекта раскрьивается через явления. Теоретическое же познание изучает сущностные связи в чистом виде, то есть воссоздает отношения между закономерностями и таким образом раскрывает сущность объекта. В истории науки современного типа выделяют классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности, характеризующиеся различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности. Концентрируя внимание на объекте, классический тип научной рационально- сти стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, операциям и средствам его деятельности. Такая позиция выступает условием получения объективно-истинного знания о мире. Классическая наука не осмысливает мировоззренческие установки и ценностные ориентации. Неклассический тип научной рациональности стремится учитывать связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, что выступает условием познания мира. Однако связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями снова не являются предметом научной рефлексии. Наконец, постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность получаемых знаний 119

об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. При этом эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными целями и ценностями. Сциентизм и антисциентизм. К середине ХIХ века в философии сложились два основных направления в трактовке соотношения науки и культуры, которые в современной терминологии определяют как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм характеризуется тем, что возвеличивает науку, делает акцент на «науке-исследовании», абсолютизируя ее роль и возможности в решении социальных проблем. Идеалом для него выступает не всякое научное знание, а прежде всего методы и результаты естественно-научного познания, в наименьшей степени затронутые «наукой-мировоэзрением». Конкретными проявлениями этого направления служат концепции науки, развиваемые в рамках современных школ неопозитивизма, технократизма, а таюке взгляды ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать социальное познание строго по образцу естественных наук. данное направление имеет глубокие корни в европейской культуре. В центре внимания антисциентизма находится человек, его интересы и ценности. Наука и созданная на ее основе техника - суть силы отчуждения, обесчеловечивания, господства. Социальный смысл критики со стороны антисциентизма в адрес науки не однозначен и зависит от конкретных социальных обстоятельств. Наиболее ярким выражением данного направления является экзистенциализм. Направления философии науки. В настоящее время выделяется ряд основных направлений философии науки. Во-первых, это релятивизм, укорененный в американской прагматистской философии науки, который воспринял традицию античных софистов и скептиков (ее началом можно считать известный принцип софистов, трактующих человека в качестве «меры всех вещей») и утвердил относительность, условность, ситуативность научного знания; во-вторых,- фаллибилизм - направление, культивирующее погрешимость знания (оно утверждает, что теории не только бывают ошибочными, а что все теории ошибочны) и восходящее к американскому философу Ч. С. Пирсу и его европейскому предшественнику д. Юму, сложившееся в противовес неопозитивизму, но одновременно много заимствовавшее из него; в третьих,- эволюционная эпистемология, за которой стоит традиция естественно-научного и философского осмысления мира как становящегося, эволюционирующего; в четвертых,- синтетическое направление, которое условно называют концепциями научной рациональности, возникшее в оппозиции к скептицизму и фаллибилизму, сужавшими область рационального мышления (они укоренены в европейском рационализме, одним из последних проявлений которого был неопозитивизм). 120

В настоящее время выделяется еще одно направление - эмпирический конструктивизм, который рассматривает знание в его становлении, регулятивы которого ищет в практической деятельности, понимая под последней повседневную лабораторную деятельность исследователя или концептуальные операции теоретика. Б. ван Фраассен, вьщнигая такую радикальную концепцию, как конструктивный эмпиризм, бросил вызов сообществу философов науки и породил множество дискуссий. Методы и процедуры научного исследования. Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. К методам и процедурам научного исследования относятся: синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое; анализ - расчленение целостного объекта на его составные части с целью их всестороннего изучения; абстрагирование обобщение, измерение, сравнение; индукция - когда общий вывод из рассуждений строится на основе частных посылок; дедукция - когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера; аналогия; моделирование - изучение объекта путем создания и исследования его копии; наблюдение; эксперимент; аксиома; гипотеза; формализация - суть приема заключается в том, что строится абстрактно-математическая модель, которая раскрывает сущность данного явления, то есть закон; исторический метод, логический метод и др.


Социальные

– Культурно – мировоззренческая.

– Функция непосредственной производительной силы.

– Функция социальной силы.

Последняя функция предполагает, что методы науки и ее данные используются ля разработки масштабных планов социального и экономического развития. Проявляется при решении глобальных проблем современности. В этой функции науки затрагивает социальное управление. Некоторые исследователи водили проектно-конструктивную функцию науки, т.к. она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска.

Общие

– Описательная

– Объяснение

– Предсказание явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Подробнее :

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

Сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности. А это дает возможность человеку «господствовать над природой» и использовать знания о природном и социальном мире для ускоренного развития общества.

Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных. Назовем наиболее значимые из них:

1) мировоззренческая функция;

2) технологическая;

3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

Рассмотрим эти функции несколько подробнее. Мировоззренческая функция науки - одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека. Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию. По этой причине изучение комплекса наиболее важных научных достижений, даже в самом обобщенном и доступном виде, является обязательным атрибутом социализации личности, происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования. Научные знания играют важную роль в государственном управлении общественными процессами, помогают планировать стратегию развития общества, осуществлять экспертную оценку различных социальных проектов. Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину, и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание - сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества. Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и др. Эта искусственная среда благодаря ускоренному развитию науки и быстрому внедрению в практику научно-технических новинок была создана менее чем за одно столетие. Та среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса - авиационный и механический транспорт, покрытые асфальтом дороги, высотные дома с лифтами, средства коммуникации - телефон, телевизор, компьютерная сеть и т.п. Научно-технический прогресс не только в корне изменил среду обитания человека, создав, по сути, вторую «искусственную природу», но и радикально поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений. Огромное воздействие научно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальных последствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными и предсказуемыми. Инновационная творческая деятельность, обусловленная во многом потребностями постоянного прогресса и социального развития, становится преобладающим типом социального действия. Всякое новое изобретение рассматривается как желательное, признается в качестве социальной ценности. Это в свою очередь ставит новые задачи перед системой образования, призванной формировать социально активную личность. Третья функция науки - рационализация человеческого поведения и деятельности - теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук - психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Наиболее ощутимо влияние этих технологий в сфере производственной организации. Использование достижений научного менеджмента позволяет намного повысить производительность труда и его эффективность. Именно поэтому обучение научному менеджменту является одной из самых актуальных задач экономического развития в стране. Другой пример - образовательные технологии, энергично внедряемые, в том числе и в нашей стране, в различных образовательных учреждениях. Политические технологии, о которых много пишут и говорят во время предвыборных кампаний, - также яркий пример использования рациональных моделей поведения для достижения политическими лидерами своих целей.

С подобными технологиями мы сталкиваемся почти на каждом шагу: от красивого и оборудованного прилавка магазина и обученных специальным приемам продавцов вплоть до сферы высокой политики. Все эти примеры говорят о том, что научная рациональность действительно составляет высшую ценность современного общества и его дальнейший прогресс ведет к расширению масштабов использования рационально обоснованных типов деятельности.