Венера милосская год создания. Загадка венеры милосской

Франция — удивительная страна, насчитывающая огромное количество достопримечательностей. Одной из самых загадочных и привлекающих внимание является античная статуя «Венера Милосская». Давайте подробнее узнаем о истории ее происхождения и постараемся разгадать ее тайны.

Внешний облик статуи: описание

Древнегреческая скульптура «Венера» была создана много веков назад, около 150-90 лет до нашей эры. Архитектурное изваяние имеет второе название — Афродита с острова Мелос. Статуя выполнена из белого мрамора и являет собой копию античной богини любви высотой в 210 см. Её местоположение — Лувр, Париж. Божество в женском обличии придерживает руками упавшее одеяние. Рост богини 165 см, а пропорции 90-70-95. Как выразился Огюст Роден: «У неё совершенный, широкий, как море, живот!»

«Венера» интересна уникальностью исполнения и своим туманным происхождением. Она заставила многих людей говорить о ней и поклоняться. Ее статус неоспорим и когда-то обеспечил ей исключительную популярность, которой она пользуется до сегодняшнего момента.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

К сожалению, такое внимание на прошлое и красоту скульптуры не даёт пролить свет на некоторые ее свойства.

Скульптура выполнена типичным для античности способом — она собрана из двух частей. Ее ноги до бедер крепко и очень аккуратно соединены с туловищем и головой. Узкая щель на левом плече изваяния говорит о том факте, что данная конечность выполнена из отдельного куска мрамора. С другой стороны правая рука имеет ровную поверхность скола, что говорит об единстве происхождения с верхним блоком скульптуры и ее реставрации в античности.

На что посмотреть : Венеру (или по греческой мифологии, Афродиту), богиню любви и красоты, олицетворяет множество статуй, но как различается воплощенный в них образ. И самым знаменитым из них является всемирно известная Венера Милосская, поставленная в Отделе античного искусства в Лувре. Одна из "трех столпов Лувра", увидеть которые считает своим долгом каждый посетитель Лувра (два других - Ника Самофракийская и Джоконда).

Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял около 350 до н. э. Пракситель). Именно эта Венера подарила миру современные стандарты красоты: 90-60-90, ибо ее пропорции — 86х69х93 при росте 164 см.


Исследователи и историки искусства долгое время относили Венеру Милосскую к тому периоду греческого искусства, которое называется "поздней классикой". Величавость осанки богини, плавность божественных контуров, спокойствие лица — все это роднит ее с произведениями IV века до нашей эры. Но некоторые приемы обработки мрамора заставили ученых отодвинуть дату исполнения этого шедевра на два столетия вперед.

Путь в Лувр .
Статуя была случайно обнаружена на острове Милос в 1820 году одним греческим крестьянином. Вероятно, не меньше двух тысячелетий провела она в подземном плену. Тот, кто ее туда поместил, очевидно, хотел спасти от угрожавшей беды. (Кстати сказать, то была не последняя попытка спасти статую. В 1870 году, через пятьдесят лет после того, как нашли Венеру Милосскую, ее вновь упрятали в подземелье — в погреб парижской полицейской префектуры . Немцы стреляли по Парижу и были близки к столице. Префектура вскоре сгорела. Но статуя, к счастью, осталась цела.) С целью выгодно продать свою находку греческий крестьянин до поры до времени спрятал античную богиню в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер Дюмон-Дюрвиль. Образованный офицер, участник экспедиции на острова Греции, он сразу же оценил хорошо сохранившийся шедевр. Бесспорно, это была греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более, что она держала в руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.

Крестьянин запросил огромную цену за свою находку, но у Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал подлинную ценность скульптуры и уговорил крестьянина не продавать Венеру, пока он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к французскому консулу в Константинополь, чтобы уговорить того купить статую для французского музея.

Но, возвратившись на Милос, Дюмон-Дюрвиль узнал, что статуя уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в ящик. За огромную взятку Дюмон-Дюрвиль вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и повезли в порт, где швартовался французский корабль. Буквально сразу же турки хватились пропажи. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз переходила от французов к туркам и обратно. Во время той схватки и пострадали мраморные руки богини. Корабль со статуей вынужден был срочно отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не найдены и до сих пор.

Но даже лишенная рук и покрытая щербинками античная богиня настолько чарует всех своим совершенством, что этих изъянов и повреждений попросту не замечаешь. Слегка наклонена ее маленькая голова на стройной шее, приподнялось одно плечо и опустилось другое, гибко изогнулся стан. Мягкость и нежность кожи Венеры оттеняет соскользнувшая на бедра драпировка, и вот уже невозможно оторвать глаз от скульптуры, почти два века покоряющей мир своей чарующей красотой и женственностью.

Руки Венеры.
Когда Венеру Милосскую впервые выставили в Лувре, знаменитый писатель Шатобриан сказал: "Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!" И почти сразу же посыпались предположения о первоначальном положении рук античной богини.

В конце 1896 года во французской газете «Illustration» было напечатано сообщение некоего маркиза де Трогофа о том, что его отец, служивший офицером на Средиземном море, видел статую целой, и что богиня держала в руках яблоко.

Если она держала яблоко Париса, то как были расположены ее руки? Правда, впоследствии утверждения маркиза были опровергнуты французским ученым С. Рейнаком. Однако статья де Трогофа и опровержение С. Рейнака еще больше возбудили интерес к античной статуе. Немецкий профессор Хасс, например, утверждал, что древнегреческий скульптор изобразил богиню после омовения, когда она собралась умастить свое тело соком. Шведский ученый Г. Саломан высказал предположение, что Венера — это воплощение сладострастия: богиня, пустив в ход все свое очарование, сводит кого-то с пути истинного.

А может быть, это была целая скульптурная композиция, от которой до нас дошла одна только Венера? Многие исследователи поддержали версию шведского ученого, в частности, Картмер де Кинси предположил, что Венера была изображена в группе с богом войны Марсом. "Поскольку у Венеры, — писал он, — судя по положению плеча, рука была приподнята, она, вероятно, опиралась этой рукой на плечо Марса; правую же руку вложила в его левую руку" . В XIX веке пытались реконструировать и восстановить первоначальный облик прекрасной Венеры, были даже попытки приделать ей крылья. Но "доделанная" скульптура теряла свое мистическое очарование, поэтому было решено не восстанавливать статую.

В Лувре по-настоящему умеют показывать шедевры. Так, статуя Венеры Милосской размещена посередине небольшого зала, а перед ней простирается длинная анфилада комнат, в которых ни одни из экспонатов не поставлен в середине. Из-за этого едва зритель входит в античный отдел, то сразу видит только Венеру — невысокую скульптуру, белым призраком возникающую на туманном фоне серых стен…

"Джорджо Вазари во вводной части к "Жизнеописаниям", говоря об искусстве древних времен, рассказывает, как часто мужчины нарушали закон, пробираясь в храмы по ночам и занимаясь любовью с изваяниями Венеры. Утром, входя в святилища, жрецы находили мраморные фигуры запятнанными". Линн Лонер.



Еще одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г. на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трех разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид ее привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух "Венер Милосских". По-видимому, "Венера из Арля" восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя - Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд - Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.

(Aphrodite I en Kipois) - дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия - Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало ее тело. Время создания статуи - 2-я пол. 5 в. до н.э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают ее достаточно откровенно.

Найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса - Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть ее прелесть. Ок. 310 г. до н.э. Хранилась в Риме, но где-то я прочитала, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки - в Ливию, так как этого требовал Кадафи.

Являет нам вариант того, как могла бы выглядет Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т.е. Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало - типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330 - 320 гг. до н.э.

Венера Мазарини - богиню сопровождает дельфин, один из ее атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г. (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она - одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

Венера Сиракузская - статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине . Иногда статую также назвают Venus Landolina по имени обнаружившего ее в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н.э.

Она же "Венера Дойдалсаса" - по имени создавшего ее скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя . Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н.э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами - маленьким Эротом, дельфином.

Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) - была откопана в Риме в 1874 г., и с того момента находится в

Венера Милосская. Скульптор (предположительно) Пракситель. II в. до н. э.

Всемирно известная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре,- эталон женской красоты — не имеет, к сожалению, обеих рук. Это великолепное произведение искусства, высеченное из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название — Милосская. Пропорции богини долгое время считались идеальными: рост 164 см, плечи — 86, талия — 69 и бедра — 93 см.

ней действительно восхищает все: и грациозная осанка, и прическа, и тонкие черты лица, и аккуратные складки одежды. По одной легенде, в руках она держала яблоко, по другой — щит, по третьей — стыдливо придерживала упавшие одежды. Кто автор скульптуры — точно не установлено. Но руки она потеряла не во время раскопок и не во время перевозки. Они стали жертвой яростной потасовки между турками и французами.

В 1820 году известный французский мореплаватель и естествоиспытатель Дюмон-Дюрвиль отправился в кругосветное плавание и по пути зашел на остров Милос. Корабли пополнялись водой и провиантом, а капитан вместе с другими офицерами отправился осматривать местные достопримечательности. l Случайно проходя мимо жилища одного пастуха, в деревянном загоне для коз он заметил белокаменную женскую фигуру. Приблизившись, Дюмон, к своему удивлению, узнал в ней греческую богиню любви Афродиту (по-латыни Венера). На вопрос, откуда она у крестьянина, тот рассказал, что выкопал ее из земли. Дюмон попросил продать ее ему. Но хитрый крестьянин понял, что французский офицер — наверняка богач, и запросил непомерно высокую цену. Торг ни к чему не привел, но упустить великолепное творение Дюмон не хотел. Он видел похожую скульптуру в придворном музее и понимал, что новоявленная Венера прославит его.

За помощью капитан обратился к послу Франции в Константинополе. Тот согласился выделить необходимую сумму. Однако, когда Дюмон снова прибыл на Милос, хитрый крестьянин сообщил ему печальную весть: он уже продал скульптуру одному турецкому богачу, и тот скоро заберет ее.

Досаде Дюмона не было предела, и он предложил крестьянину гораздо большую сумму. Тот, поразмыслив, согласился уступить. Довольный Дюмон приказал матросам аккуратно упаковать скульптуру. Вместе с грузом они отправились на корабль.

Однако прибывший за своей покупкой турок догадался, что его обманули. Он избил крестьянина и вместе со слугами бросился в погоню. Французов настигли на берегу. На предложение турок вернуть статую французы ответили отказом. Завязалась потасовка.

В пылу сражения богиня любви становилась попеременно достоянием то одной, то другой стороны. Потекла кровь. Пострадали не только люди, но и Венера — она так часто переходила из рук в руки, что, в конце концов, сама оказалась без обеих рук. И все же французы проявили себя истинными рыцарями, не отдали свою добычу и погрузили ее на корабль. На месте прошедшего сражения они долго искали отбитые руки богини, но ничего не нашли. Видимо, турки забрали их с собой.

Скульптура вызвала восхищение французского двора. Ее выставили в Лувре. Дюмон был осыпан всякими милостями. Позднее он организовал экспедицию по следам пропавших кораблей знаменитого мореплавателя Лаперуза, останки которого обнаружил на далеком острове Ваникоро недалеко от Австралии. К сожалению, вскоре после возвращения домой Дюмон погиб в железнодорожной катастрофе. Но спасенная им Венера, хоть и без рук, прославилась на весь мир. Ее копии множились и стали продаваться не только в антикварных лавках, но и в обычных магазинах Парижа. Поднятый вокруг нее ажиотаж приводил иногда к курьезным ситуациям.

В конце XIX века одна американская газета из Сан-Франциско сообщила, что местный ценитель искусств заказал себе копию парижской Венеры. Ему пообещали доставить статуэтку.

Прошло несколько недель, и копия, наконец, прибыла. Но когда ее распаковали, то у ценителя перехватило дыхание: у Венеры не было обеих рук. Возмущенный получатель потребовал через суд если не возвращения потерянных частей тела, то хотя бы возмещения убытков. Он заказывал себе полноценную копию, с руками. Свою жалобу- прошение потерпевший направил в фирму, осуществлявшую поставку, и в суд. И вот тут последовало самое удивительное: суд принял сторону заявителя — вынес решение, что за обе обломанные руки компания-поставщик обязана возместить убытки своему заказчику — оплатить стоимость «поломанного при транспортировке изделия». Заявитель свои деньги получил. И остался доволен. Лишь позднее он узнал, что у самого оригинала Венеры — эталона женской красоты, выставленного в Лувре,- нет обеих рук.

Изначально создателем Венеры Милосской считался Пракситель, первый изваявший скульптуру типа «Венера стыдливая». Однако этот мастер жил в IV до н.э., а ряд особенностей, таких как удлиненное повернутое туловище и маленькая грудь, характерен для более позднего периода – конец II, начало I века до н.э. Личность доподлинно так и не была выяснена, но принято считать автором Милосской Александроса (Агесандра) Антиохийского. Именно это имя было указано на постаменте статуи, утерянном позже.

Спрятанная скульптура и алчный крестьянин

Однажды случайной находкой из Греции на острове Милос оказалась статуя богини. По мнению исследователей она провела в плену земли около 2-х тысячелетий, было очевидно, для того чтобы предотвратить уничтожение статуи, ее надежно спрятали от опасности.

Подобные меры безопасности спустя 50 лет пришлось повторить. В 1870 году Венеру Милосскую снова заточили в подземный плен – погреб полицейского здания Парижа. Приближение немцев к столице вынудило пойти на такие меры, уже вскоре полицейская префектура дотла, а статуя, благодаря бдительности работников искусства, осталась неповрежденной.

Но перед этим она достаточно долго пробыла в загоне для коз, куда ее спрятал крестьянин, жаждущий выгоды. Именно здесь античную богиню заметил офицер французской армии – Дюмон-Дюрвиль. Как человек имеющий образование, он не мог не оценить по достоинству шедевр, явно сохранивший свой первоначальный вид практически полностью. Француз без сомнений признал богиню любви и красоты. Вдобавок ко всему, существует много упоминаний о том, что в руках у Венеры было яблоко от Париса.

Объемы Милосской богини практически подходят под современные параметры красоты 90-60-90. Формы статуи 86-69-93 при росте 164 см.

За свою находку крестьянин потребовал нереальную сумму, которой у офицера не было. Однако с помощью дипломатии и уговоров Дюмон-Дюрвиль договорился, чтобы тот не продавал никому скульптуру, пока он не вернется с деньгами. Объяснив ценность подлинного шедевра консулу в Константинополе, офицер добился от него помощи в приобретении скульптуры для музея Франции.

Морское сражение за Венеру Милосскую

С радостной новостью Дюмон-Дюрвиль примчался на Милос, но тут его ожидало разочарование. Жадный крестьянин уже продал статую туркам, сделка был совершена, а античное произведение было упаковано. Однако все же уговоры Дюмона в комплекте с заоблачной суммой сделали свое дело. Упакованная статуя тайно была перегружена на французский корабль.

Турки обнаружили пропажу и не согласились просто так расстаться с ценной находкой. В результате произошло небольшое сражение между французским и турецким судном за право обладать скульптурой богини. Многие считают, что именно в этом противостоянии были утеряны руки Венеры. До сих пор об их местонахождении ничего не известно.

Ежегодно в Лувр приезжают более 6 миллионов человек, желающих посмотреть на безрукую богиню. Более того, 20% из этого числа не посещает другие залы и экспозиции.

Жемчужина Лувра

Афродита Милосская все же осталась в руках у французов. В 1821 году скульптура была определена французским послом в Лувр. Сейчас Венера считается одним из главных экспонатов музея и находится в отдельном зале. Несмотря на щербинки и отсутствие рук, античная богиня предстает перед посетителями Лувра истинным идеалом красоты.