Валя валентина что с тобой стряслось. Почему нельзя читать вслух стих смерть пионерки

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Новость отредактировал Humanoid Girl - 1-03-2013, 15:37

Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.

Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза.
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина,
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы.
Подымают вой.

Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.
А внизу склоненная
Изнывает мать:

Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить.
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
`Валя, будь готова!` -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

`Я всегда готова!` -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.

И потом бессильная
Валится рука -
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.
За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.
Подымает песню
На голос отряд.

И выходит песня
С топотом шагов
В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.
________________________________________ ___________________________________

Когда это произведение втюхивали нам в школе, классе примерно в третьем, у меняоно вызывало совершенно не те чувства, которые предполагала ленинская партия в лице учителя.

Мне было очень жалко мать. Девчонка мне казалась скверной и непослушной. Прямо наглой. Мама просит поцеловать маленький и к тому же золоченый крестик, а эта дура отказывается. Не говоря о том, что помереть решила нис того ни с сего. Слово скарлатина нам ни о чем не говорило, а в жизни чтобы дети умирали я не видела . Упорство, с которым девица гнула свое и вскидывала рукупионерском салюте меня на подвиги не вдохновляло. Я была послушным ребенком и зачем так себя вести мне было совершенно непонятно.

В общем весь пафос произведения был растрачен напрасно.

Что касается качества произведения, то, перечитывая его сегоднявижу, что тут много совершенно идиотских оборотов. Просто чудовищных.

Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом

Возможно, время требовало такой чудовищной патетикивредящей смыслу, но трудно сегодняэто оправдать. Как трудно оправдать тех, кто включил этот ужас в школьную программу. Да еще начального обучения.

28.07.2016

Среди русской литературы есть большое количество произведений, с которыми связаны пугающие и мистические приметы. Какие-то из этих примет уже забылись, а некоторые до сих пор всплывают в памяти людей или на страницах в интернете. К примеру, бытует мнения, что ни в коем случае нельзя читать вслух поэму «Смерть пионерки», написанную Э. Барицким в 1932 году.

В свое время стихотворение даже входило в школьную программу, поэтому у многих людей взрослого поколения остались довольно четкие воспоминания о нем. Некоторые называют произведение «пионерским кошмаром». Поэма отличается своей проникающей силой и цепкостью, но запомнилось оно бывшим пионерам по другой причине.

Сюжет рассказывает о девочке-пионерке по имени Валентина, умирающей в больнице от скарлатины. На протяжении всего стихотворения рядом с девочкой сидит мать и уговаривает ее держаться. Она рассказывает дочери о том, какое чудесное будущее ждет девочку: богатое приданое и удачное замужество. Но умирающую девочку не увлекает рассказ матери, и воля к жизни к ней не приходит.

В путающихся мыслях девочки возникают картины грозовых облаков и марширующих пионерских отрядов. Поэма заканчивается тем, что девочка «отдает салют», вскинув на мгновение руку, и затем умирает. Разумеется, такая сюжетная линия, оставляла глубокий след в сердцах школьников.

Мрачности повествованию добавлял и тот факт, что поэма основана на реальных событиях. Со временем появилась примета, что в стихотворных строчках произведения скрыто заклинание, призывающее смерть. Вполне вероятно, что появлению таких слух способствовал особый «душный» слог стихотворения и слишком правдоподобное описание смерти от болезни.

Сокрушительная драма, которая разворачивается на протяжении всей поэмы, оказывает сильное эмоциональное давление не только при первом прочтении. Произносить такие строчки вслух действительно не хочется. Тем не менее, стоит помнить, что стихотворение «Смерть пионерки» - это, прежде всего, произведение о храбрости и верности маленькой девочки идеалам того времени, а не мистическое послание.

Безусловно, поэма отодвигает рациональные рассуждения на задний план, оставляя только эмоции. Сюжет стихотворения очень печален, поэтому вполне вероятно, что и не стоит зачитывать такие тяжелые строчки вслух. Но образ девочки-героини имеет право остаться нетленным на страницах книг и в заметках интернет-литераторов.

После публикации поэмы в сотнях городов и сёл Советского Союза появились Пионерские улицы . В том числе, в Пионерскую улицу был переименован и Овражный переулок в Кунцево , в котором стоял дом квартирных хозяев поэта и жила раньше девочка-прототип (после присоединения Кунцево к Москве в 1960 эта улица получила название улицы Багрицкого).

«Смерть пионерки» - единственное произведение из всего творчества Эдуарда Багрицкого , которое вошло в обязательную школьную программу по русской литературе в Советском Союзе . По состоянию на 2010-е годы в школьной программе России уже отсутствует, но остаётся известным и поныне.

Эпиграф

Эпиграфом является четверостишие самого Багрицкого про окончание весенней грозы.

Сюжет

Сюжет основан на реальных событиях.

Данный фрагмент часто цитировался на пионерских и комсомольских слётах , исполнялся и перекладывался на музыку отдельно от остальной поэмы (см. раздел « »).

История создания

Реальным прототипом пионерки Валентины была Валентина Дыко , дочь квартирных хозяев Багрицкого, у которых он снимал комнату в Кунцево с 1920 по 1932 год. Валя Дыко умерла в кунцевской детской больнице от скарлатины в 1930 году, в возрасте тринадцати лет . В беседе с деткорами «Пионерской правды» Багрицкий позже рассказывал, что мать действительно принесла девочке крест перед смертью, и Валя действительно отдала салют перед тем как умереть . Он решился на создание посмертной поэмы, посвящённой Вале, пересказав ряд обстоятельств, заимствованных из жизни, но и снабдив произведение значительной частью художественного вымысла.

Стенограмма беседы Багрицкого с деткорами "Пионерской правды"

Мать Валентины Дыко читала поэму ещё в рукописи, и осталась недовольна тем, что смерть её дочери была изображена неправильно. Багрицкий не отрицал этого, отвечая, что «художник имеет право на вымысел» .

Валя Дыко также фигурирует в поэме «Человек предместья» (см. раздел )

Другим прототипом поэмы была Вера Селиванова, двенадцатилетняя крестьянская девочка из деревни Пикозеро Архангельской области . Летом 1929 года во время охотничьей экспедиции Багрицкий с друзьями остановились переночевать у Селивановых и слышали, как мать Веры уговаривала умирающую дочь поцеловать иконку, но девочка отказалась. Через несколько часов Вера умерла. По свидетельству очевидца Е. Твердова, этот случай глубого потряс Багрицкого .

Связанные произведения

Э. Г. Багрицкий, поэма «Человек предместья», 1932 год

«Человек предместья» - предыдущая поэма из того же сборника Багрицкого, «Последняя ночь». В этой поэме описывается жизнь и быт семьи Дыко, скорее в критическом аспекте (их тихое семейное устройство и будни, занятые рутинным ведением хозяйства, противопоставляются веяниям подступающего нового времени, причём дочь, упоминающаяся в поэме, фигурирует на стороне «времени»). На связь поэм указывал сам Багрицкий в беседе с деткорами «Пионерской правды» , добавляя при этом также, что разногласия во взглядах у дочери с отцом были именно в реальной жизни, у прототипов (в двух словых рутинный монотонный уклад жизни, описанный в поэме, сам поэт формулировал как «мелкособственнические взгляды») .

Н. М. Олейников, стихотворение «Карась», 1927 год

В конце двадцатого века в литературе возникла полемика относительно связи поэмы «Смерть пионерки» и стихотворения «Карась» , написанного за пять лет до того (в 1927 году) поэтом Н. М. Олейниковым . Многие обратили внимание на сходство метрики и эпитетов, фигурирующих в ключевых моментах .

Гипотеза о том, что «Карась» являлся прямой пародией, но присутствует ошибка датирования, либо Олейников редактировал «Карася» после появления «Смерти пионерки» была достаточно распространённой, но Елена Михайлик, подробно анализируя данный вопрос, указывает на её несостоятельность.

Первое упоминание о «Карасе» заведомо состоялось в декабре 1931 года, - данное стихотворение как пример «полнейшей творческой прострации» в поэзии критиковалось Николаем Асеевым на поэтической дискуссии Всероссийского союза советских писателей , речь Асеева позже была опубликована в журнале «Красная новь ». Кроме того, незадолго до произнесения этой речи была арестована группа советских писателей, принадлежавших ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), с формулировкой «вредительство в области детской литературы», и об этом деле было известно всему писательскому миру. Отсюда Елена Михайлик делает вывод, что Багрицкий не мог не знать о «Карасе» в момент написания «Смерти пионерки», и ввёл туда элементы переклички с «Карасём» сознательно .

Версия Елены Михайлик о причинах, побудивших Багрицкого включить в произведение перекличку - естественный антагонизм мотивов поэзии Багрицкого и членов ОБЭРИУ . Багрицкий желал превращения мира, полного переосмысления, новых идеалов и ухода от старого и приевшегося порядка, и с этой точки зрения советская идеология была ему близка (подробнее см. комментарии Михайлик в разделе ). Поэты ОБЭРИУ, в том числе и Олейников, воспринимали мир как апофеоз неуютности бытия, а к новым переменам относились скорее с безразличием, считая их неспособными пошатнуть абсурдность существования. Поэтому, подчёркивает Михайлик, сознательной целью Багрицкого была полемика с философией ОБЭРИУ :

Как жанр и образный ряд поэмы Багрицкого являются выдвижением на территорию христианства, конфискацией «новой земли» и «нового неба» в пользу революции, так её метр и лексика - и, возможно, сюжет - вторгаются в частный мир обэриутов, заменяя беззащитное и вполне буржуазное (при часах!) создание, «маленькую рыбку», буквально поглощенную жестоким миром, «молодостью», осмысленно и радостно жертвующей собой ради великой цели - и собственного продолжения в веках.

Анализ поэмы

Как правило, при анализе выделяют следующие основные мысли автора, присутствующие в произведении:

Наряду с этими, (наиболее часто встречающимися) зачастую присутствуют и другие комментарии к поэме.

Поэт при этом, подчёркивает Коваленко, сам на стороне перемен - неслучайно он ведёт повествование «Последней ночи» от первого лица, и обнаруживает в «Человеке предместья» у Времени сходство с собой . В «Смерти пионерки» же раскрывается «романтический образ бессмертной юности» , в который воплощается Валентина. Коваленко отмечает, что романтический мотив юности и молодости поколения, символизирующий революцию и новый, нарождающийся мир, характерен и для поэзии зрелого Багрицкого, и для других поэтов, его современников . Подобные эпитеты находятся у многих:

И этот устойчивый образ стал одним из определяющих в поэтической системе советской романтической поэзии. У Маяковского - это «весна человечества», «страна-подросток», «молодость мира», у Владимира Литовского - «вечная юность», «юность планеты», «молодость неслыханного мира», у Михаила Светлова - бессмертная «боевая юность».

С.А. Коваленко, предисловие к книге Э. Багрицкого "Стихотворения и поэмы", 1964 год

В 1990-е и 2000-е годы у тенденций анализа поэмы появилась новая общая черта - критики обратили внимание на формальное структурное сходство сюжета поэмы и традиционного христианского жития , то есть, на простую подмену старых христианских ценностей новой идеологией, но без изменения самих аксиологических принципов. (см. анализ Сергея Стратановского, Татьяны Артемьевой, Елены Михайлик) .

Взаимно не обусловленные, разделённые более чем столетием, ориентированные на прямо противоположные мировоззренческие установки, они (стихотворения) удивительно схожи. И в том и в другом умирающая девочка делает некий Сакральный Жест, посрамляя этим недостаточную убеждённость взрослых: пионерка Валя отвергает крест и отдаёт пионерский салют, а «малютка Лиза» совершает крестное знамение, упрекая мать в несовершенной вере. «Революционный» поэт Багрицкий и «консервативный», даже «реакционный» (в оценках своих современников) Шишков создают совершенно идентичные образы.

Т.В.Артемьева, Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сборник статей. "Загадка русской души, или Нужна ли нам вечная игла для примуса?"

Несмотря на то, что смерть Валентины приравнена к героической, в поэме много риторики, характерной для поэзии 1930-х в целом. Однозначного взгляда на комплекс проблем в поэме быть не может, - в частности, автор хоть и прославляет в «песне» героев Гражданской войны , но одновременно и ищет оправдание этой войне, он видит его в грядущем счастье последующих поколений .

…похоже на проговорку, напоминающую ту, которую допустил Маяковский:«Товарищ Ленин, работа адовая будет делаться и делается уже» . Но если Маяковский действительно не понял, что он написал, то у Багрицкого это не проговорка. Он уверен, что путь к свету, проходит через грозовую тьму… …путь к коммунизму - через борьбу с хаосом

Сергей Стратановский, "Возвращаясь к Багрицкому", журнал "Звезда" , 2007 год

Жизнь Валентины была не напрасна, потому что была причастна к «некоему Большому смыслу» , и теперь она уже не может ему изменить. Также Стратановский упоминает о сходстве этого «Большого смысла» с религиозным мировоззрением. Стратановский также обращает внимание читателя на то, что Багрицкий страдал от астмы , после переезда в Москву в 1925 эта болезнь прогрессировала всё сильнее. Поэтому тематика смерти была ему не чужда, и все произведения о смерти он поневоле вынужден был наделять самостоятельными переживаниями . Вторым важным пунктом, который отмечает Михайлик, является противопоставление нового бытия, нового мира и быта, частной жизни, который оказывается едва ли не более сильным врагом коммунизма, чем христианская традиция. Слова матери о «хозяйстве» и «добре», призванные вернуть Валентину к жизни бессильны потому, что план жизни, построенной на этих краеугольных камнях - фактически противопоставление её мечте. Неприятие уюта и быта - один из лейтмотивов общего творчества Багрицкого (и многих других советских поэтов). Для них быт воспринимался как планомерное уничтожение индивидуальности, с которым следует бороться любой ценой. Михайлик подчёркивает: целесообразность Гражданской войны , под данным углом зрения, - это не просто чаша весов с аргументами за и против, это суровая неизбежность, ведь без перемен гибель «актуального человеческого бытия», по мнению Багрицкого, практически неизбежна .

Валентина из «Смерти пионерки» была едва ли не воплощением победы одушевленного юного мира над косной материей старого. В «Человеке предместья» «дочка в угластом пионерском галстуке» - полномочный представитель нового, неуютного бытия. Само её присутствие изнутри взламывает мещанский быт ненавистного автору обитателя пригорода.

Елена Михайлик, статья "Карась глазами рыбовода", "Новое литературное обозрение", 2007 год

Героизация образа Валентины неслучайна - это попытка идеализировать реальность, заменить неприглядный, жестокий и «не очень пригодный для проживания» мир поэтов ОБЭРИУ (который они описывали преимущественно с ироническим издевательством) на уверенность в глубоком смысле всего происходящего, в значимости каждого человека, не потерявшего свою индивидуальность в бытовой суете :

Подобно персонажам Олейникова, Валентина «Смерти пионерки» - это тоже маленькое существо, без повода и смысла раздавленное жестокой силой. Но вводя в сюжет чудотворный крест, отказ от него, последнюю присягу Валентины трубам и грому, Багрицкий идеологически оформляет мироздание, наделяет его смыслом, превращая смерть от скарлатины в гибель за дело коммунизма.

Елена Михайлик, статья "Карась глазами рыбовода", "Новое литературное обозрение", 2007 год

Аннинский немного иначе интерпретирует «Человека предместья» и его связь со «Смертью пионерки» - он считает, что в зрелые годы поэт переосмысливает сущности, и получающийся в произведении реализм - дань этому переосмыслению; железнодорожник - не антагонист «нового мира», а его вполне рядовой герой, да и сам поэт не противопоставляет себя ему, а примеряет его бытиё на себя: «Он списан с кунцевского железнодорожника,… …но поэт пропускает это промежуточное бытие через свою душу. Он видит себя там, где и вообразить не мог бы, когда летел под красным знаменем, или, как всё чаще переосмыслялась эта гонка, - на трубе локомотива Истории, - теперь он оказывается на обочине» . «Смерть пионерки» в этом плане несколько выбивается из колеи настроения поэта в локальный период (последние годы жизни и творчества), в ней снова воскресают про-идеологические настроения, Аннинский даже считает её единственным за этот период хорошо удовлетворяющим советской идеологии произведением :

В тучах, которые понемногу все-таки сгущаются в начале 30-х годов над его головой, последний просвет дает именно «Смерть пионерки», на которую не подымается рука даже у самых бдительных критиков.

Лев Аннинский, книга "Красный век. Эпоха и её поэты", глава о Багрицком

Метрика

Поэма написана трёхстопным хореем, при этом типы окончаний четверостиший чередуются в вольной последовательности - используются ЖМЖМ ДДММ и ДМДМ (буквы М, Ж и Д означают мужские, женские и дактилические окончания соответственно). Вставная песня целиком состоит из дактилических и мужских окончаний .

Исполнения

Цитирование

Песни

Примечания

  1. Поэзия о гражданской войне 1918-1920 годов . - Багрицкий, Эдуард. Смерть пионерки. Архивировано
  2. Елена Михайлик Карась глазами рыбовода . журнал "Новое литературное обозрение" №87 (2007). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  3. Багрицкий Эдуард Предисловие // Стихотворения и поэмы / Составление, предисловие, примечания, подготовка текстов С. А. Коваленко. - 2. - Ленинград: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1964. - (Библиотека поэта. Большая серия).
  4. Полубояров М.С. Огня московского крупицы. Главы из неопубликованной книги о Кунцево и Западном округе столицы // Эдуард Багрицкий (2001,2006). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  5. Критики нередко считают, что в данном случае поэт намеренно утрирует, насколько это возможно, чтобы добиться художественного противопоставления (см. раздел «Анализ поэмы»)
  6. Револьд Банчуков Эдуард Багрицкий. Одесса-Кунцево-Вечность . Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  7. В 1920-1930 годах детская смертность от скарлатины была довольно высокой
  8. В.М. Максимов Литературное Кунцево . Газета "Сталинское слово", №27 (5302) (28 февраля 1954). - Кунцево в творчестве русских писателей и поэтов. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012.
  9. Аннинский Л.А. 2. Медные трубы // Эдуард Багрицкий. И труба пропела... // Красный век. Эпоха и её поэты / Кочетов В.П.. - Москва: ПРОЗАиК, 2009. - Т. 1. - 806 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91631-016-0
  10. Литературная карта Архангельской области . - Эдуард Георгиевич Багрицкий. Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  11. Твердов Е. Э. Багрицкий. Воспоминания современников // У голубых озер. - Москва, 1973.
  12. Омри Ронен Х3 ДМДМ . журнал "Звезда" , №3 2005 (март 2005). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  13. Хозиева С.И. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь . - Москва: Рипол Классик, 2000. - 576 с. - (Краткие биографические словари). - 10 000 экз. - ISBN 5-7905-0426-4
  14. Сергей Стратановский Возвращаясь к Багрицкому . журнал "Звезда" №2 2007 (2007). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
  15. Эдуард БАГРИЦКИЙ (1895-1934) (2011). Архивировано из первоисточника 19 октября 2012. Проверено 25 сентября 2012.
Поэма Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» когда-то входила в школьную программу. И я до сих пор помню отрывок из неё, который мы учили наизусть: «Нас водила молодость в сабельный поход…».

Помню и своё тогдашнее отношение к поэме. С одной стороны, она мне нравилась. Было чувство огромного сострадания к девочке Вале, которая умирает, у которой «тоньше паутины из-под кожи щек тлеет скарлатины смертный огонек».

Но, с другой стороны, я до конца не понимала поэму. Удивлялась, почему Валя упорно не хочет надеть крестильный крест, как того просит её мама. Хоть я сама в бога не верила и в этом понимала Валю, мне казалось, что она могла бы просто надеть крестик, чтоб успокоить маму.
Теперь я понимаю, почему она этого не сделала: она, даже умирая, жила своими идеалами, в которых для крестика не было места – именно эта её стойкая верность идеалам и вдохновила Багрицкого на написание поэмы. Мысль эта достаточно очевидная, и не то чтобы я этого совсем не понимала в детстве - понимала, конечно. Но понимание не было окончательным. И поэма как бы дробилась в моём сознании, не обретая целостности.

Но теперь всё складывается в цельную картину. Умирающая девочка Валя, отвергающая крестик и грезящая пионерскими отрядами ("над больничным садом, над водой озер, движутся отряды на вечерний сбор")... "сабельный поход"... "боевые лошади"... мужество, которое укрепляется сталью и свинцом… Молодость, которая никогда не умрёт, которая будет лететь песней по "открытому бешенству ветров" миру.

P.S: На всякий случай (вдруг кто-нибудь не так поймёт): я вовсе не хочу сказать, что верить в Бога и носить крестик это плохо. Дело вообще не в религии. Дело именно в верности идеалам и, как следствие этой верности, в вечно живой Молодости.

Отрывок из поэмы Багрицкого «Смерть пионерки» .
Читает Екатерина Иванова.

отрывок прочитан на концерте, состоявшемся в Ростове-на-Дону 7 ноября 2015 г.:
Ещё один ролик с концерта:

Для общей информации: Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия - Дзюбин, 1895-1934) - русский советский поэт, переводчик и драматург.
Поэма «Смерть пионерки» написанна им в 1932 году. Впервые опубликована в журнале «Красная новь» в 1932 году в октябрьском номере (№ 10), к 15-летней годовщине Октябрьской революции.

Э. Багрицкий СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ
Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь -
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза...
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина -
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить -
Валентине больше
Не придется жить.

Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу -
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова -
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом -
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле - навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь - на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
"Валя, будь готова!" -
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

"Я всегда готова!" -
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.