Ученый археолог открывший гробницу фараона тутанхамона. Вскрытие гробницы Тутанхамона: какие были последствия

Интерес человечества к древностям как к памятникам истории, оформившийся в науку археологию, родился из куда более низменных мотивов. В второй половине XVIII века те, кто отправлялся на раскопки древностей, мечтали найти не уникальные свидетельства минувших эпох, а золото и драгоценности для личного обогащения.

Сокровища Долины Царей

Но в XIX веке ситуация постепенно начинает меняться, и археологические раскопки становятся делом энтузиастов, готовых тратить на свое увлечение время и деньги, взамен мечтая прославить собственное имя.

Одной из самых притягательных точек для археологов был Египет, богатая древняя история которого не являлась тайной.

Экспедиции стекались в Долину Царей, где в скалистом ущелье располагались десятки усыпальниц фараонов, а также высокопоставленных представителей знати Древнего Египта.

Проблема, однако, заключалась в том, что археологи, исследовавшие гробницы, оказывались там не первыми «гостями». Несмотря на все рассказы о «суеверном страхе древних египтян перед гневом богов», усыпальницы нещадно грабили еще в эпоху фараонов, так что исcледователям конца XIX — начала XX века доставалось лишь то, чем расхитители по какой-то причине побрезговали.

Профессионал и любитель

Говард Картер , сын английского художника из графства Норфолк, в египтологию пришел в возрасте 17 лет, вступив в Британскую организацию археологических исследований Египта. Коллеги-египтологи отметили Картера после того, как он сделал ряд интересных открытий во время исследования Джесер Джесеру — построенного в XV веке до н. э. террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри.

Говард Картер. Фото: Commons.wikimedia.org

Став известным археологом, Картер несколько лет был генеральным инспектором Египетского отдела древностей, инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса . В ходе этих работ были открыты гробницы Тутмоса IV, Хоремхеба, Рамсеса Саптаха,

Картер мечтал о революционном открытии — находке нетронутой гробницы. В 1906 году он нашел компаньона — археолога-любителя и коллекционера древностей лорда Карнарвона . Лорд был не просто болен Древним Египтом, он мечтал отыскать гробницу Тутанхамона, правителя XVIII династии, само существование которого ставилось историками под сомнение.

Совместные раскопки Картер и Карнарвон начали в 1914 году, и сумели открыть гробницу Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии.

Затем экспедицию пришлось свернуть из-за Первой Мировой войны, но после ее окончания Картер убедил лорда вернуться к поискам.

Секрет под грудой щебня

Но шло время, а результата не было. Отказаться от бессмысленной траты денег готов был и лорд Карнарвон, но теперь уже Картер настаивал на продолжении поисков. В ходе работ в других усыпальницах ему случайно удалось обнаружить предметы с именем Тутанхамона. Это означало, что фараон — реальная фигура, а не легенда.

Лорд Карнарвон. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1922 году лорд Карнарвон объявил Картеру — он финансирует последний сезон раскопок, и если результата не будет сейчас, то его не будет вообще.

В ноябре 1922 года рабочие из экспедиции Картера сносили стены бараков, оставленных самими археологами за пять лет до этого. Заодно убирали метровый слой щебня, находившийся под ними.

4 ноября 1922 года работы остановились. Картер, заглянув в яму, выкопанную рабочими, обнаружили в ней высеченную в скале ступеньку.

Судя по всему, рабочие, некогда строившие расположенную рядом гробницу фараона Рамсеса VI, засыпали путь, ведущий ко входу в уже существующую усыпальницу. Так они случайно законсервировали ее на тысячелетия, скрыв от глаз грабителей.

Раскопки продолжились с удвоенной энергией. Внизу лестницы была обнаружена дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью.

Картер с восторгом обнаружили, что имеет дело с царской печатью, которой замуровывали усыпальницы фараонов. Кажется, его мечта, наконец, сбывается!

Гробница Тутанхамона (KV62), открытая Картером. Фото: Commons.wikimedia.org

«Из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото»

Археолог отправил телеграмму в Англию лорду Карнарвону: «Наконец вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю».

23 ноября лорд прибыл на раскопки. Когда их продолжили, Картер обнаружили, что одна из печатей все-таки не царская, а жреческая. Так происходило, если гробницу нужно было вновь закрывать после обнаружения кражи, произведенной грабителями могил.

Картера это факт расстроил, но само наличие печати говорило о том, что усыпальницу не обчистили полностью.

Кадр youtube.com

26 ноября 1922 года удалось расчистить проход до внутренних помещений. Вот как описывал исторический момент Говард Картер: «Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления».

Тутанхамон на колеснице. Изображение из гробницы в Долине царей. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотой чертог» фараона

Помещение, которое было открыто в ноябре 1922 года, позднее назовут Передней комнатой. Сокровища здесь располагались не в том порядке, как было задумано изначально. Судя по всему, грабители готовились к выносу ценностей, но были застигнуты врасплох. Жрецы тоже не стали все восстанавливать в первозданном виде, опечатав усыпальницу.

Статуя Тутанхамона. Фото: Кадр youtube.com

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, которые были тщательно описаны и зарисованы. После завершения этой работы археологи были готовы вскрыть погребальную камеру.

Это произошло 16 февраля 1923 года. «Золотой чертог» оказался совершенно нетронутым грабителями. Среди различных ценностей, счет которых шел на тысячи, был найден и саркофаг фараона, а в нем и его мумия с посмертной маской. Сегодня посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней, считается одной из главных ценностей, которые когда-либо были обнаружены египтологами.

Открытие гробницы Тутанхамона, первой неразграбленной усыпальницы в Долине Царей, произвело мировую сенсацию. Говард Картер и лорд Карнарвон навсегда вошли в историю науки.

«Вилы смерти»: правда о «проклятии Тутанхамона»

Как всякая сенсация, тем более связанная с Древним Египтом, история открытия гробницы Тутанхамона не могла не обрасти легендами, главной из которых, безусловно, является «Проклятие фараона».

Дровишек в костер подкинул и сам Картер, когда рассказал о том, что происходило в момент вскрытия погребальной камеры: «В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним».

Легенда гласит, что тех, кто побеспокоил покой Тутанхамона, постигла безвременная кончина. Об этом предупреждала надпись в усыпальнице: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона».

Первой «жертвой проклятия» стал лорд Карнарвон, умерший 5 апреля 1923 года от воспаления легких. 56-летний энтузиаст скончался в тот момент, когда изучение найденных ценностей только начиналось.

Сторонники реальности «проклятия» насчитывают более 20 жертв «гнева Тутанхамона», включая самого Говарда Картера.

Археолог умер в марте 1939 года в Лондоне, в возрасте 64 лет, от рака. Уже здесь чувствуется, что «проклятие» притянуто за уши — один из двух главных «осквернителей» прожил после вскрытия гробницы 16 лет.

Что касается надписи, грозящей смертью, то такие присутствовали практически во всех усыпальницах, что не мешало грабителям выносить из них все, что имело хоть какую-то ценность.

Лучшим же свидетельством того, что «проклятие» — самая настоящая «липа», является статистика. Изучение биографий участников экспедиции Картера показывает, что средняя продолжительность их жизни составила 74,4 года. Самый, пожалуй, анекдотичный пример — наличие в списке «жертв» автора грамматики среднеегипетского языка сэра Алан Хендерсона Гардинера . Ученый скончался в 1963 году в возрасте 84 лет!

Но так уж повелось, что людей влечет мистика, а не настоящая наука. Так было при Тутанхамоне, так продолжается и сейчас.

Жизнь и смерть фараона

Правление Тутанхамона приходится на период Нового царства – расцвета древнеегипетского государства. Он стал последним представителем XVIII династии, но управлял страной недолго – предположительно, с 1332 по 1323 гг. до н.э. Умер фараон в возрасте 19 или 18 лет, и был похоронен в Долине Царей.

Считается, что Тутанхамон был сыном Эхнатона, знаменитого фараона-реформатора. Египетский трон достался Тутанхамону, когда ему исполнилось девять лет. Как следствие, в период его правления судьбой страны распоряжался не столько сам правитель, сколько бывшие соратники Эхнатона.

Предыдущий фараон был автором религиозной реформы, потрясшей устои древнего общества – замены язычества монотеистической религией, поклонением единому богу Солнца – Атону, а потом и самому фараону. Тутанхамон же решил вернуться к старым богам. Имя Эхнатона предали анафеме, а его бывшая столица Ахетатон была полностью разрушена.

До сих пор не утихают споры о причинах смерти Тутанхамона. Данные археологических исследований показывают, что он был худым и болезненным юношей. Да, пропорции его тела далеки от совершенства: в частности, у него были слишком длинные руки. Именно поэтому одна из самых популярных версий смерти фараона – предполагаемое тяжелое заболевание. Некоторые исследователи, впрочем, категорически не согласны с такими выводами, настаивая на том, что правитель Египта был полностью здоровым человеком. Согласно данным некоторых последних исследований, фараон умер под колесами повозки – на левом боку его тела остался след колеса. Как бы то ни было, одно можно сказать с полной уверенностью: фараон умер в ранней молодости и был похоронен по всем традициям.

Удивительная находка Говарда Картера

Авторами находки, потрясшей весь научный мир, стали археолог Говард Картер и его коллега лорд Карнарвон. Последний не был профессиональным археологом, но взял на себя значительную часть финансирования раскопок, начавшихся в 1914 году. В те годы современных археологических приспособлений еще не существовало, поэтому ученым приходилось работать в очень непростых условиях – долго и часто безрезультатно. К 1922 году лорд и вовсе разочаровался в своих изысканиях, поэтому прекратил и выделение средств.

В то время Картер проводил раскопки в Долине Царей и 4 ноября совершенно случайно обнаружил вход в новую гробницу. На запечатанной двери стоял знак королевской крови – символ захоронения египетской знати. О своей находке археолог немедленно сообщил лорду Карнарвону, который в то время находился в Англии.

Тут надо остановиться и сказать, что еще до вскрытия гробницы с Картером произошел на первый взгляд ничем не примечательный случай. Дело в том, что при раскопках Картера сопровождал питомец – маленькая канарейка. И вот однажды в жилище ученого забралась кобра и съела птичку. Сам археолог не придал этому никакого значения, а вот его прислуга, состоявшая из местных жителей, восприняла это знаком надвигающейся беды. Кобра – один из символов египетских фараонов.

Но вернемся к обнаруженной Картером двери. 24 ноября Карнарвон и Картер решили поближе рассмотреть странную находку. Они просунули лампу в проделанное отверстие и - о, чудо! – увидели роскошную усыпальницу фараона. Увы, сразу стало ясно, что археологи были не первыми посетителями гробницы. Воры несколько раз наведывались сюда за сокровищами, однако каждый раз по какой-то неведомой причине они вынуждены были бежать. Это казалось очевидным: внутри все было перевернуто вверх дном, хотя сокровища фараона были на месте. Но исследовать обстоятельства попыток ограбления у археологов вышло далеко не сразу. Ученые долго дожидались разрешения властей на проведение работ в склепе.

Работы в нем начались 16 февраля 1923 года. Археологи увидели, что склеп состоял из четырех помещений, главным из которых была комната с мумией фараона. В гробнице ученые нашли многочисленные золотые украшения, оружие, посуду, статуэтки, символы царской власти. Потом среди содержимого гробницы обнаружатся еще два тела, принадлежавшие мертворожденным дочерям фараона.

Загадочная смерть

Новость об археоло­ги­чес­кой сенсации всколыхнула весь научный мир. Это и понятно, ведь речь шла об одной из самых выдающихся находок за все время исследования Древнего Египта! Вряд ли Говард Картер мог тогда представить, что вскоре гробница Тутанхамона прославит его еще больше. Правда, подобной славы не пожелаешь никому.

Весной того же года другое «ничем не примечательное событие» произошло уже с Карнарвоном: его укусил комар. Спустя несколько дней лорд порезался в месте укуса, а вскоре обратил внимание, что небольшая царапина подозрительно долго не заживает. Опасения Карнарвона оправдались, когда у него началась лихорадка. Вскоре он скончался. Потом говорили, будто бы комар, укусивший лорда, был «ядовитым». Таинственности истории добавил тот факт, что в момент смерти лорда в Каире внезапно погас свет. Причину аварии установить так и не удалось, но и это еще не все загадочные совпадения. Примерно в то же время, когда сердце Карнарвона остановилось, умерла и его собака, находившаяся в этот момент у него дома в Англии. Конечно, все это можно объяснить обыкновенными совпадениями, раздутыми желтой прессой. Но смерть лорда и все, что было с ней связано, стала лишь первым звеном в цепи зловещих событий.

Лорд Карнарвон скончался 5 апреля 1923 года, спустя четыре месяца после посещения гробницы Тутанхамона. А уже через несколько дней умер Артур Мейс, один из археологов, входивших в экспедицию Картера. Насколько можно было судить, причиной гибели Мейса стало отравление мышьяком. По возвращении в Англию гибель настигла еще одного специалиста тех раскопок – радиолога Арчибальда Рейда. За раскопками гробницы наблюдал и американский финансист Джордж Гоулд. Он умер полгода спустя, подхватив лихорадку.

От укуса насекомого погибла жена лорда Карнарвона, а его сводный брат вскоре покончил жизнь самоубийством. Наконец, в 1928 году умер молодой секретарь Говарда Картера Ричард Бартель. Смерть наступила в результате остановки сердца, хотя Бартель не жаловался на свое здоровье. Все эти люди занимались исследованием мумии фараона. Кроме этого, жертвами «проклятия» стали профессор Ла Флер, рентгенолог Вид и некоторые другие ученые. Всего же в разное время скончались, по разным данным, от 22 до 25 человек, так или иначе связанных с захоронением египетского фараона. Казалось, будто отмщение Тутанхамона настигнет каждого, кто осмелится потревожить его покой…

Тем не менее, сторонники эзотерического подхода иногда упускают один важный момент: главная мишень «проклятия фараона», археолог Говард Картер, умер естественной смертью в 1939 году. На тот момент ему исполнилось 65 лет.

В 1980 году увидело свет интервью с Ричардом Адамсоном – последним живым исследователем из экспедиции Картера. Адамсон также решительно отверг миф о проклятии египетского царя. Строго говоря, почти все умершие ученые к моменту своей смерти находились в очень преклонном возрасте. Участники экспедиции Картера прожили в среднем 74 года.

Но нередко на счет египетского правителя записывают не только погибших ученых, но и простых туристов. Случаи необъяснимых смертей имеют место даже в наше время.

Истоки легенды

Для начала попробуем разобраться в том, откуда появился миф о проклятии. Это прозвучит странно, но сам по себе он является всего лишь газетной уткой. Стараясь обеспечить покой усопшим, древние египтяне, действительно, прибегали к всевозможным заклятиям и заговорам. По мнению современных специалистов, иероглифы содержат некоторые предостережения, но нередко они воспринимаются слишком буквально. С подачи журналистов трактовка некоторых предупреждений порой оказывается искажена до неузнаваемости.

Надписи в усыпальницах предостерегают незадачливого путника от осквернения гробницы или запрещают посещение усыпальницы человеку с дурной репутацией. В случае с Тутанхамоном исследователи установили лишь то, что здесь имеет место заклинание, оберегающее покой египетского царя и защищающее его от песков пустыни.

Автором сообщения о проклятии Тутанхамона стал один из журналистов Daily Express. Свою лепту внесла и писательница Мария Корелли, автор многочисленных произведений на тему мистики. Уже после гибели Карнарвона Мария Корелли и Артур Конан Дойл (тоже большой любитель мистики) утверждали, будто бы они предостерегали незадачливых археологов. Еще раньше к подобной тематике обратилась британская писательница Джейн Лоудон Вебб. Ее мистическое произведение «Мумия» увидело свет в далеком 1828 году. Впоследствии авторы художественной литературы и дальше будут эксплуатировать якобы ужасающие предостережения. Именно так в массовом сознании сформировался зловещий мистический образ египетских фараонов.

«Проклятие фараона Тутанхамона» сделало древнеегипетскую тематику одним из самых популярных мистических направлений в массовой культуре. Одним из последних художественных произведений на эту тему стал вышедший в 2006 году фантастический фильм «Тутанхамон: Проклятие гробницы».

Невидимый убийца

Несмотря на это, «проклятие фараона» действительно может существовать, и объясняется оно вполне естественными факторами.

Поначалу никто из участников экспедиции Картера не обратил внимания на странный налет на стенах усыпальницы. Вопреки первоначальной версии о потрескавшейся росписи, причиной настенных пятен был грибок. Спустя 30 лет после череды загадочных смертей медик Джоффри Дин обратил внимание, что симптомы заболевания ученых, посетивших гробницу, напоминают так называемую «пещерную болезнь». Ее причина – микроскопические грибки. Понятно, что сырые и темные помещения, вроде усыпальницы Тутанхамона, стали благодатной средой для их распространения. Позже египетский биолог Эззеддин Таха подтвердит справедливость этой догадки, обнаружив грибок в организме многих археологов, занятых исследованием Древнего Египта.

В наш век антибиотики сводят опасность таких микроорганизмов на нет. Но если иммунитет человека ослаблен, заражение грибком может иметь довольно тяжелые последствия. В 1990-е годы ученые взяли пробу выделений из легких туристки, умершей после посещения гробницы Тутанхамона. Было установлено, что в организме погибшей находился грибок, который и мог стать причиной ее гибели.

Участники экспедиции Картера тоже могли стать жертвами вредных микроорганизмов, которыми они заразились, находясь рядом с мумией. В пользу этой версии говорит одно важное обстоятельство. Спустя 3000 лет масла, которые использовались для мумификации, превратились в клей. Чтобы извлечь фараона из гроба, Картер пошел на решительный шаг – он разрезал мумию. В те годы египтологи редко использовали специальные защитные средства, и при контакте с мумией вредные микроорганизмы легко могли проникнуть в дыхательные пути, вызвав тяжелые заболевания.

Тутанхамон принадлежал к XVIII династии фараонов – одной из самых известных в истории Древнего Египта. Время ее правления приходится на эпоху Нового царства. Основатель династии Яхмос I объединил разрозненные территории Египта, и его потомки правили страной в 1550-1292 годах до н. э. Представителями династии были несколько могущественных правителей, изменивших историю своей страны, а также ряд женщин-фараонов.

Современные исследователи отмечают, что работа с мумией может быть опасна, поскольку мумифицированное тело может содержать вредоносные бактерии. Существует и обратная сторона вопроса: занесенные извне бактерии могут разрушить мумию.

На наш взгляд, версия о том, что причиной гибели посетителей гробницы Тутанхамона был грибок, звучит вполне правдоподобно. Но официальной точки зрения относительно череды загадочных смертей не существует до сих пор. Как не существует и доказательств того, что ученых и простых туристов убивали вредные микроорганизмы.

Отец Тутанхамона Эхнатон был одним из самых выдающихся религиозных реформаторов в истории. Именно он впервые ввел в Египте монотеизм, «отменив» весь пантеон египетских божеств и оставив лишь бога Солнца – Атона. Скорее всего, целью такого нововведения было укрепление личной власти фараона. Реформа могла быть использована и для централизации египетской державы.

С просьбой прокомментировать этот вопрос мы обратились к действительному члену Международной Ассоциации египтологов, президенту Ассоциации по изучению Древнего Египта Виктору Солкину. Он сказал:

– По сути, скоропостижной и отчасти странной можно назвать только смерть Джорджа Герберта Карнарвона, который был меценатом экспедиции. Срезав укус москита во время бритья, лорд скончался от сепсиса, после чего все, что связано с Египтом, стало восприниматься крайне негативно в его семье, а большая часть его превосходной коллекции была продана в США. Остальные смерти – вовсе не такие многочисленные, как об этом нередко пишут в прессе. Они были связаны, прежде всего, с тем, что после открытия гробницы юного царя члены экспедиции Картера работали в Долине царей, не покладая рук, в том числе и в летние месяцы, когда температура в Долине порой превосходит отметку 50 градусов жары. Умерло несколько членов экспедиции – все пожилые люди, которые просто физически с трудом переносили выпавшие на их долю испытания климатом и песками Египта. Сам Говард Картер, казалось бы, главный виновник открытия царской гробницы, скончался в преклонном возрасте и от естественных причин. С момента открытия гробницы прошло почти 17 лет. Кроме того, в первой трети XX века все «египетское» было по-прежнему связано с мистицизмом, спиритуализмом и другими явлениями, сопровождавшими европейский «египетский восторг». Пресса и салонное общество не удержалось от того, чтобы не увидеть в нескольких инфарктах пожилых ученых нечто потустороннее.

Нужно сказать, что в древнеегипетском мировоззрении вообще нет представлений о том, что проклятие грабителям гробниц должно вызвать скоропостижную смерть. Сохранившиеся образцы текстов, направленных против тех, кто угрожает умершему, наоборот, говорят о гневе богов в загробном мире. «Что до того, кто пальцем коснется пирамиды этой, и этого храма, принадлежащих мне и моему Ка (двойнику, жизненной силе) – будет он осужден девятью богами, и будет ему небытие, и дом его будет в небытии, будет он тем, кого осудили, тем, кто пожирает сам себя» – эта цитата, приведенная от имени царя, встречается в знаменитых «Текстах пирамид», которые появились на стенах царских гробниц в XXV веке до н.э. Посмертное воздаяние, небытие в мире богов было куда более серьезным наказанием в глазах египтян, чем банальная смерть физического тела – важной, но не главной составляющей сущности человека. В гробнице Тутанхамона вообще не было текстов проклятий. Пресловутая «глиняная табличка с проклятиями», якобы найденная археологами, газетная утка. Известен ее автор – археолог Артур Вейгалл, который испытывал неприязнь к Картеру и слухом о «проклятии» порядком усложнил жизнь выдающегося археолога, и так осаждаемого прессой. СМИ не имели достаточного количества информации, так как исключительное право на репортажи из гробницы получила по решению лорда Карнарвона лондонская Times.

Женой Тутанхамона была царица Анхесенамон, дочь того же Эхнатона. От нее Тутанхамон имел двух дочерей, родившихся мертвыми. Скорее всего, братом Тутанхамона был Сменхкара – еще один фараон из этой же династии. Сменхкара правил сразу после смерти своего отца вплоть до прихода к власти девятилетнего Тутанхамона.

Наш эксперт:

Виктор Солкин, действительный член Международной Ассоциации египтологов, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта

16 февраля 1923 года Говард Картер открыл последнюю дверь на пути к Тутанхамону и его несметным богатствам. Археологу удалось обнаружить его гробницу среди песков «Царства мертвых» и раскрыть секрет неизвестного фараона.

Когда Картеру пришла мысль о поисках Тутанхамона, он уже был признанным археологом, который долгое время жил в Египте и был весьма известен благодаря другим своим не менее важным находкам – именно он копал знаменитый Храм Хатшепсут, а также инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса. В целом, долина царей к этому времени представляла собой изрытый котлован, большинство гробниц, особенно крупных фараонов, уже были найдены, и древнее кладбище фараонов не обещало новых сюрпризов. Надежду могли дать лишь неизвестные фараоны, чье имя «не прогремело» в истории. Однажды, работая в Каире на одной из египетских стел, Картер наткнулся на упоминание о неком Тутанхамоне, преемнике скандального Эхнатона, который возродил культ Амона Ра, а потом скоропостижно скончался. Главное – про гробницу Тутанхамона никто ничего не слышал, ее не было в списке открытых погребений Долины Царей.

Последняя попытка

В 1906 году Картер познакомился с богатым лордом Карнарвоном, которому его представил директор Каирского музея Гастон Масперо. Эта встреча оказалась весьма кстати для поглощенного своим открытием Картера. Лорд Карнорвон, ярый коллекционер древностей, согласился спонсировать поиски неизвестной гробницы – он верил в свою звезду. Но быстрого триумфа не получилось, прошло двенадцать лет, с перерывом на Первую мировую войну, археологи перекопали уже всю долину царей, но никаких следов Тутанхамона не нашли. Научное сообщество скептически относилось к поискам эфемерного правителя XVIII династии, да и сам Карнарвон уже не верил в успех предприятия. Но после долгих поисков, Картер уже знал, где копать.

Когда-то, работая с Теодором Дэвисом, Картер обнаружил рядом с гробницей Рамзеса VI фаянсовый кубок и изломанный деревянный ларец. На обоих предметах было начертано имя Тутанхамона. Возможно, эти предметы не принадлежали гробнице Рамзеса, а были забыты здесь когда-то жрецами, во время похорон неизвестного правителя. Нужен только еще «один сезон». В 1922 лорд предоставил Картеру последнюю попытку. И она увенчалась успехом. 4 ноября 1922 года его лопата стукнулась обо что-то твердое. Это оказалась запечатанная дверь.

Первое разочарование

Ошеломленный своей находкой, Картер телеграфировал лорду, что нашел неизвестную, невскрытую гробницу, обещая временно прекратить работы до его приезда. Карнарванон сразу же выехал из Лондона и был на месте уже через две недели. Гробницу откопали, на сей раз уже до конца. Внизу замурованного входа различались оттиски печатей с именем… Тутанхамон.

Это был настоящий успех! Картер не просто нашел неизвестную гробницу, но и доказал, что Тутанхамон – не его выдумка, а действительно исторический правитель. Но в этот момент присутствующих охватило беспокойство – на двери были следы взлома, гробницу уже открывали, причем дважды.

«Самый чудесный день жизни»

За первой дверью следовал коридор, а за ним следующая дверь. К утру 26 ноября проход к ней был расчищен. Дверь тоже была замурована и запечатана печатями Тутанхамона и царского некрополя. И здесь присутствовали следы вскрытия.

Решающий момент наступил – Картер пробил отверстие, поднес свечу, и увидел то, что до него не удавалось видеть ни одному египтологу, и может, никогда больше не удастся. Археолог потерял дар речи. Вот как он впоследствии описал свое впечатление в дневнике: «Впечатление было грандиозное, смутное, подавляющее… ни о чем подобном мы даже не мечтали. Перед нами была комната, настоящий музейный зал… полный всевозможных предметов. Некоторые казались нам известными, другие совершенно ни на что не походили, и все они были навалены друг на друга в неисчерпаемом изобилии Это был мой самый чудесный день в жизни».

Хранилище или гробница?

Тем не менее, саркофага нигде не было. Поэтому, оправившись от первого впечатления, ученые решили, что ошиблись – это не гробница, а всего лишь тайник. Но когда внимательнее вгляделись в правую стенку комнаты, где стояли, обращенные друг к другу, черные статуи фараона - изображения его Ка, то заметили между ними еще одну замурованную дверь. У исследователей появилась надежда – может за ней новые сокровища и, конечно же, сам фараон.

Дальнейшие поиски пришлось временно прекратить. Для начала нужно было зафиксировать уже найденное: зарисовать, зачертить, составить описи предметов. Работа заняла год – ее изрядно усложняла шумиха, поднявшаяся вокруг нового открытия. Журналисты не давали проходу, а в Париже появилась даже женский туалет «по-тутанхамоновски».

Призрак Тутанхамона

16 февраля 1923 года начали вскрывать дверь, которая могла привести к погребальной камере, но в последний момент археологи почувствовали неладное: «В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним» — вспоминал потом Говард Картер. Но не останавливаться же на полпути – печати взломали, а за ними стоял огромный золотой саркофаг, и лежали несметные сокровища.

Говорят, что ослепленные золотым блеском археологи не сразу заметили табличку с угрожающей надписью: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона». Первым в гробницу зашел лорд Карнанвон. Спустя несколько месяцев он неожиданно заболел и умер.

Было ли проклятье?

После смерти лорда пошли слухи о проклятье загадочного фараона. Нельзя сказать, что они были основаны на пустом месте, египтяне действительно всегда оставляли таблички с проклятиями, на случай непрошенных гостей. Найденная в гробнице Тутанхамона надпись не была исключением. Но ни одно вскрытое захоронение не повлекло за собой столько смертей, как пресловутая гробница Тутанхамона, которой приписывают целых 22 жертвы. Сторонники версии «о проклятье» говорили о внезапной и загадочной кончине самого фараона, который умер в 19 лет, якобы упав с лошади; о хаосе, который творился в самой гробнице – ведь обычно в погребении все оставляют в порядке, а в данном случае все вещи были разбросаны. Необъяснимым представлялся еще тот факт, что, несмотря на вскрытие гробницы грабителями, которое произошло спустя пару десятилетий после самих похорон, мародеры не унесли и половины. Подготовленные для выноса вещи так и остались там. Что-то застало злоумышленников на месте преступления.

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.