Сугдейская епархия. Святой Стефан Сурожский

(Из книги Четьи-Минеи (Жития святых) свт Димитрия митрополита Ростовского)
Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании.

Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене и св. патриархе Германе. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.

Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях.

Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.

В то время преставился епископ, который был в городе Суроже, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, «Ибо, - говорили они, - умножились ереси в городе нашем».

Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:
- Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.

- О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.

К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.
Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:
- Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.

Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.
На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху. С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.
Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.

В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:
- Кто чист, пусть целует их.
Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.

Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:
- Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.
В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.

Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:
- Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.
Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.
Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:
- Кто ты?
Святой же отвечал:
- Я - архиепископ Сурожский Стефан.

И сказал царь:
- Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.
Святой Стефан отвечал:
- Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.
Затем святой сказал царю:
- Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!
- А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь.
- Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь:
- Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.

И сказал Стефан:
- О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!
Услышав сия от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:
- Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?
И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.
- Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда.
Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:
- Почему ты назвал меня предтечею антихриста?
Святой отвечал:
- Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.
Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:
- Сделай и ты тоже самое с сей иконой.

Святой же, прослезившись, сказал:
- Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.
Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним.

Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день.

Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:
- Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.
И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Современное иконное изображение свт Стефана Сурожского, находящееся в нашем храме.

Святителю Стефану молятся в различных житейских нуждах, об умножении любви, о сохранении от бед и мн. др., особенно он помогает в укреплении православной веры наших детей, родственников и друзей…

Свт Стефан Сурожский —

небесный покровитель юго-восточного Крыма!

МОЛИТВА СВТ СТЕФАНУ СУРОЖСКОМУ

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю отче наш Стефане, услыши нас с верою и любовию призывающих тя. Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися о нас. Испроси предстательством твоим у Всемилостивейшего Спаса нашего мир Церкви, его пастырем, Божию ревность и силу, православной стране нашей мир и спасение. Умоли Небеснаго Отца нашего всем подати коемуждо благопотребен дар: веру истинную, надежду твердую, любовь неоскудную, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и губительства избавление, от нашествия иноплеменник сохранение, юным благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и укрепление, болящим исцеление, сирым и вдовицам милость и заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас во уповании нашем, споспешствуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести благое иго Христово во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии непостыдно живот свой окончати и Царствия Божия наследницы быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми Святыми, выну хваля Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Стефан Сурожский, архиепископ! 28 декабря. Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене1 и св. патриархе Германе2. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости. Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах. В то время преставился епископ, который был в городе Суроже3, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, "ибо,-говорили они, - умножились ереси в городе нашем". Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал: - Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя. - О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан? Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху. К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю. Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав: - Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога. Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо. На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху. С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию. Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжения пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности. В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство4, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря: - Кто чист, пусть целует их. Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг5. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить. Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил: - Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти. В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси. Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам: - Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха. Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград. Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его: - Кто ты? Святой же отвечал: - Я - архиепископ Сурожский Стефан. И сказал царь: - Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами. Святой Стефан отвечал: - Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть. Затем святой сказал царю: - Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование! - А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь. - Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь: - Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом. И сказал Стефан: - О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста! Услышав сие от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая: - Как смел ты назвать меня предтечею антихриста? И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана. - Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда. Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому: - Почему ты назвал меня предтечею антихриста? Святой отвечал: - Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же. Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану: - Сделай и ты тоже самое с сей иконой. Святой же, прослезившись, сказал: - Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою. Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день6. Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря: - Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его. И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки. Кондак, глас 3: Вышняго силою священне укрепився, цраева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихде свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.


Обновлено: 24.12.2016 - 23:16

О родине Стефана Сурожского, ересях и жизни Сурожа VIII века. Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский, был родом из Каппадокии - земли великих святых, обучался в Константинополе. Главным фактором, характеризующим христианство в Каппадокии, являлось множество пещерных монастырей и просто уединённых келий в горных массивах, где обитало огромное количество отшельников. Край этот был невероятно удобен для такого способа подвижничества, что и повлияло на всю жизнь Святителя Стефана Сурожского.

Отцами церкви, увековечившими имя Каппадокии для христианского учения, оказались три её уроженца: Василий Великий (епископ Кессарии Каппадокийской), Григорий Нисский (епископ Ниссы, младший брат Василия) и Григорий Богослов (епископ Сасимский). Все они жили в IV веке и известны тем, что разработали учение о единосущной Троице, ввели в культуру - праздник Рождества Христова, создали общежительный монастырский устав. Из наиболее известных каппадокийских святых следует упомянуть также четырех членов семьи святителя Василия: его младшего брата - святителя Петра, епископа Севастийского, сестер - блаженную Макрину и праведную Феозву - диаконису, а также их мать, блаженную Емилию. Каппадокия - родина святого великомученика Георгия Победоносца и его дальней родственницы, святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отсюда родом преподобные Савва Освященный - основатель Великой Лавры в Палестине и Симеон Столпник. В величественном сонме православных мучеников-каппадокийцев просияли сорок воинов, пострадавших в Севастийском озере. В Кесарии Каппадокийской был обезглавлен великомученик Меркурий. Уже по смерти этого доблестного ратника Христова с его участием свершилось чудо, по молитвам святителя Василия Великого. Архиепископ Кесарии усердно взывал к Пресвятой Богородице с просьбой об избавлении христиан от гонений императора Юлиана Отступника. И вдруг изображенный на иконе рядом с образом Царицы Небесной великомученик Меркурий на мгновение стал невидим, а затем вновь показался с окровавленным копьем. И именно в это мгновение император-богоборец в сражении с персами был смертельно ранен неизвестным воином.

Несмотря на то, что VIII веке вместо полностью устранившихся от жизни монахов Каппадокии приоритет был за теми, кто нес послушание в общежительных монастырях, помогал бедным и больным и общался с паствой, святой Стефан Сурожский изначально постригшись в монахи, удалился в пустыню, где провел в подвигах 30 лет. И только по особому откровению, Патриарх Герман, рукоположил аскета Стефана в епископа г. Сурожа. Это случилось в 724 году, когда в городе Суроже преставился епископ, и жители города пришли в Царьград к патриарху Герману с просьбой поставить им третьего епископа, могущего искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси. А так как "ересь это еще и духовная субстанция, которую нельзя разбить железом, сжечь огнем или утопить", а только искоренить, для этого и нужен был очень сильный архипастырь в Сурож граде.

Одной из религиий в Суроже было язычество. Особо почитался в Суроже Бог Велес в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный "скотный бог". Бог Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами. А Жаба(лягкшка- бакотаж) в засушливом летом Суроже считалась священное животное, божество дождя. Боги дождя принадлежали к числу самых важных божеств у язычников Сурожа, ибо от них зависел урожай в Суроже. Им приносили многочисленные дары, особенно накануне разных полевых работ. Иногда, при большой засухе, приносили даже человеческие жертвы, что было связано с определенным обрядом. Так, митрополит Макарий в XVI веке писал о язычниках: "Таковы же скверные мольбища их: лес, и камни, и реки, и болота, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и озера. И проще говоря - всему существующему поклонялись яко Богу, и чтили, и жертвы приносили". Святитель Стефан, в один из засушливых периодов, взяв Святое Евангелие, своим поучением так сумел подействовать на язычников Сурожской земли, что их старейшина стал делать поклоны и целовать Евангелие; за ним последовали и другие. Святитель Стефан роздал им зажженные свечи и с пением молитв совершал церковные процессии - крестный ход вокруг посевов и поселения. В ту же ночь Бог послал обильный дождь.

Были и другие ереси, которые проникали в знаменитый город позднего средневековья вместе с торгово-дипломатическими отношениями через Великий Шелковый путь. Еретические споры монофелитов об одной воле Христа, сменяли споры об иконах.

Первым гонителем иконопочитания был император Лев Исаврианин (717 741), страшный невежда в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи, утраченные ею области, и что евреи и магометане сблизятся с христианством. Времена иконоборчества были страшными, безжалостно уничтожались мозаики и фрески со стен храмов, иконы сжигались. Так были уничтожены все древние иконы храма Богородицы во Влахернах в Константинополе. Однако в этот темный период христианское искусство не исчезло полностью, но продолжало существовать потаенно в Крыму, Суроже. Эпоха иконоборчества, ознаменовавшаяся значительными репрессиями, вызвала большой приток в Сурож эмигрантов из Константинополя и центральных областей Византии - сторонников иконопочитания, скрывавшихся от притеснений. Сурож стал одним из немногих мест, где они могли успешно скрываться. Сурожская земля с ее пещерными монастырями, отдаленными горными кельями немного напоминала Святителю Стефану родину Каппадокию. Поэтому в урочище Красного камня (Кизилташ, в окружении гор «Очищающая от грехов» (Сочарикон-Кая), «Церковная» (Килиса- Кая) и Хребта Монаха- Священника (Папас-Теле) , Архипастырь земли Сурожской Стефан основал летнюю резиденцию, где по преданию, молился в пещерке с целебным источником. Архипастырь земли Сурожской Стефан учил Слову Христову не только в церкви, но и в домах, и на торжищах, поэтому множество людей из язычников крестилось. За пять лет в Суроже почти не осталось язычников и религиозного шатания.

Император Лев Исаврианин умер 18 июня 741 года. Церковь анафематствовала Льва: «Первому злейшему иконоборцу, паче же Христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, мучителю, а не царю, Льву Исаврину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их – анафема».

Светские законы в Суроже времен Святителя Стефана Сурожского были определены «Эклоги»- кодекс византийского законодательства, который касался уголовного права. Так, например XVII титуле «Эклоги» определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. Интересно, что в один ряд были поставлены уголовные преступлениям против церкви и государства. К таким преступлениям относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. Согласно главам 4 и 15 , титула XVII, наказанию подлежали лица, поднявшие руку на иерея и посягнувшие на священные предметы в алтаре - в последнем случае таковой преступник подлежал ослеплению. Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались прелюбодеяние, убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, и др.

Начальное образование (тогда оно называлось иначе), основы счета, грамотности можно было получить в любом византийском городке, в том числе и в Суроже, причем, как правило, бесплатно. Потому процент грамотных, особенно среди горожан был необычайно высок, грамотность была практически поголовной.

Образование полноценное (назовем его условно «средним») можно было получить при нескольких епископских кафедрах и в нескольких крупнейших монастырях. А вот завершить образование, так сказать, до университетского уровня, можно было только в одном месте - в Константинополе, куда и ездили. Но когда началось иконоборчество, на западе решили: к еретикам ездить нельзя. Еще и поэтому период иконоборчества стал эпохой тьмы.

К VIII веку, когда внешняя торговля Византии (преимущественно предметами роскоши) была в самом расцвете, отрасли производства были строго разделены на ассоциации по роду деятельности, которые делились на гильдии. В одной только столице насчитывалось не менее 23 гильдий. Их задача заключалась не столько в обеспечении благоденствия их членов или местных жителей, а в том, чтобы содействовать государству в контроле городской экономики. Одной из самых крупных гильдий в Суроже была гильдия изготовителей гончарных изделий, виноделов и пекарей. Пекарей и виноделов могли оштрафовать за изменение установленной цены. Цена на хлеб, как и на вино, менялась в зависимости от стоимости сырья, но всегда рассчитывалась так, чтобы обеспечить прибыль государству. Многие ремесленники, входившие в гильдии, трудились дома, где им помогали жены, наемные работники и подмастерья.

Жители деревень выращивали пшеницу и ячмень, но максимальные доходы крестьянскому хозяйству приносил виноград. Земля под ним ценилась при продаже вдесятеро дороже пахотной нивы. Виноград возделывали и горожане - как в самом городе, так и в пригородах. Считалось, что даже пять модиев виноградника (50-60 соток) могут обеспечить семье скромный достаток. Спрос на ромейские вина далеко перешагивал границы империи. Славились в Суроже и фруктовые сады.

Сурожане разводили лошадей, свиней, овец и коз. Лошадь в крестьянском хозяйстве обычно была редкостью. За неё давали цену трёх-четырёх коров. Свободный крестьянин держал её только потому, что без лошади не мог отбывать воинскую службу. Коней разводили преимущественно в имениях знати и императорских поместьях.

Серьёзную роль в жизни приморского сельского населения Сурожа играли разного рода подсобные промыслы: рыболовство, охота, бортничество; выжиг угля и заготовка дров.

Немало сил у крестьянина отнимали государственные трудовые повинности (ангарии), особенно такие, как перевозка грузов на своих животных, расчистка дорог, ремонт и строительство мостов и укреплений.

В обслуживании хозяйства, будь то небольшое крестьянское поле, мастерская или лавка городского торговца, была занята вся семья, в том числе и дети. Рабочий день начинался с рассвета и длился до заката.

Византийские монеты напоминали римские: на одной стороне изображался портрет правящего императора в типично римском стиле, а на другой - надпись на латыни. Немного позднее часть надписи уже писалась по-гречески, а остальное на латыни, а на реверсе выбивали символ определенного города, фигуру архангела Михаила или крест. Юстиниан стал первым, кто выразил свое глубоко религиозное мировоззрение, выбив на одной стороне своих золотых монет сцену распятия. Юстиниан II (685-695) чеканил на одной стороне своих монет изображение головы распятого Христа, что, возможно, было сделано в память о спасении Ираклием (610-641) частицы Святого Креста, находившейся у персов. Изображения людей перестали появляться на монетах в период иконоборчества (723-843), только изредка на них выбивали крест до середины VIII века.

Церковное творчество VIII века на чествования события Рождества Христова представлено несколькими песнотворцами. Святой Андрей Критский (+713) написал четыре стихиры на Хвалите. Святой Герман, патриарх Константинопольский (+740),который рукоположил Святителя Стефана, составил первую стихиру на Господи, воззвах, литийную стихиру на И ныне, две стихиры на стиховне, славник на Хвалите. Святой Иоанн Дамаскин (+776) написал четыре литийных стихиры, одну стихиру на стиховне и одну стихиру на Хвалите, второй праздничный канон. Преподобный Косма Маиумский составил первый праздничный канон, в основу которого положены мысли из Беседы святого Григория Богослова на Рождество Христово.

Праздники в Суроже были общенародными и местными, религиозными и политическими, профессиональными и семейными, регулярными и экстраординарными.

Однако особенно торжественно все слои без исключения отмечали религиозные праздники, официально установленные церковью (рождество, крещение, пасха, троица и т. д.). Широко праздновались по всей империи дни таких почитаемых святых, как св. Георгий и св. Димитрий. В монастыре Святого Георгия близ горы Ай-Георгий ежегодно справлялся грандиозный праздник в честь св. Георгия. В Суроже устраивалась и ярмарка. Все знатные семьи и простолюдины в этот день отправлялись в монастырь на поклонение мученику. Вероятнее всего в основе многовековое почитание Святого Георгия Победоносца в Суроже лежал языческий древнесурожский культ Даждьбога, который до византийского периода считался на Сурожской Руси родоначальником и покровителем славян. Святой Георгий Победоносец в Суроже многие языческие древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита и божества дождя. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства. Георгий в переводе означает «земледелец». Но «земледельцем» Георгий оказался в самом глубоком смысле – он посеял такие семена в душах, которые дают всходы тысячи лет спустя. Согласно древним сказаниям, Святой Георгий происходил, как и Стефан Сурожский из знатного каподокийского рода христиан.

Кроме того, отмечались памятные события, связанные с Сурожем, церковью, монастырем и т. п.

Религиозный праздник требовал от прихожан присутствия на церковной службе в храме, а нередко и участия в торжественной процессии. После официальных торжеств начинались игры, а за ними шли пиршества. К праздничной трапезе готовились задолго до наступления праздника, запасали продукты, экономили. Пасха праздновалась после великого поста. Этот праздник в Суроже отмечался особенно пышно.

После завоевания Антиохии в VIIвеке арабами оттуда пытались тайно вывезти честную десницу святого пророка Иоанна Предтечи. По противоречивым данным она была тайно явлена для поклонения жителям Сурожа, что и послужило празднику в Сурож граде, где была совершена торжественная служба. Помимо церковных праздников, справляли государственные праздники, ежегодные (например, 11 мая - день основания Константинополя, день рождения императора). В праздники экстраординарные, нерегулярные (коронация василевса, его свадьба, рождение наследника) славословили государя. Народ водил на улицах хороводы, пел обрядовые песни и гимны в честь виновника торжества.

Несмотря на то, что Сурож находился на окраине византийского мира, вдалеке от тех политических и религиозных и культурных процессов, которые бурлили в центральных районах Империи Ромеев, в городе были распространены разнообразные развлечения - от игр и спортивных соревнований до простых прогулок на природе. Среди знати была очень популярной охота. Самым популярным спортивным соревнованием для знати была конная игра в мяч - циканий (по названию мяча). Во время игры две группы всадников, держа в правой руке палку с затянутой струнами петлей на конце (похожую на ракетку), пытались захватить мяч и гнать его в установленное место. Среди горожан были популярны и такие игры как игра в шашки, затрикий (шахматы). Одной из любимых игрой детей была игра под названием ампра. Игроки делились на две группы, каждая из которых имела своего вождя, состав и место, окруженное рвом. В этом месте держали пленных. Одна группа игроков должна преследовать другую, и прикосновением руки игрок превращался в пленника. Проигрывала та группа, все игроки которой попадали в плен. Популярной, но опасной была игра петрополемос. Она имитировала военные столкновения. Игра обычно проходила за городскими стенами. Две группы игроков разделялись рвом и бросали друг в друга - руками или пращею - камни. Победившая группа триумфально вступала в город.

Традиция строить и пользоваться общественными банями была внедрена в Суроже с ранневизантийского периода. Популярность бань была высокой весь период византийской истории во всех городах и селениях. Они считались очень полезными для организма. Существовали различные медицинские рекомендации по использованию бань. Например, согласно «Медицинскому трактату» полные люди должны были после того как выступит пот натереть тело смесью из люпина, сухой кожуры цитрусовых и измельчённых листьев розмарина. Худые же должны были использовать для этого мякоть дыни, тыквы с мукой бобовых и сухими измельчёнными цветками роз. При купании использовали травы, увеличивающие потоотделение - майоран, мяту, ромашку. При банях были гимнастические залы, которые были настолько популярными, что даже патриархи требовали закрытия бань на воскресный день. Общественные бани были обязательным элементом городского ландшафта. Но в VIIIвеке новые бани строятся только при частных имениях богатых сурожан. Постепенно бани появляются при церквях, монастырях: часто бани переходили в их собственность вместе с завещанными на религиозные нужды частными помещениями и имениями.

Правила захоронения в Суроже, как и во всей Византийской империи позволяли изначально делать захоронения только за пределами города. Богатые люди по всей империи и довольно часто в дали от столичного шума – в Суроже, для своего погребения основывали новые монастыри и храмы. Кроме того, на местах бывших монастырей и других культовых центров разрешалось основывать кладбища. Такой порядок захоронения сохранялся до последних времен существования Византии.

Сегодня не только русский город Сурож- столица Сурожской Руси на Черном море, где жили славяне с VIII века до н.э. позабыт, но и позабыта слава византийского Сурожа VIIIвека нашей эры, который будучи окраиной империи, не только сохранял античное культурное наследие, но и был одним из центров распространения христианства для Святой Руси.

Не нам Сурожанам-носителям славы Божьего города нужно равняться на мир лежащий во грехе и роптать на него, а нужно самим стать светом для мира «Тако да просветится свет ваш пред человеки, да видя добрые дела ваши, люди прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5:16). Мы призваны сиять, но сиять не своим светом, не своим талантом, не своим умом, не своей красотой, не своим красноречием, не своей ученостью, а другим светом - светом Духа Святого, светом благодати, сиянием Божиим. И нам надо всеми силами, всем сердцем, всей верой нашей стремиться к тому, чтобы, подражая Святому Стефану Сурожскому, стать такими прозрачными, такими гибкими в Божией руке, чтобы, встречая нас, люди могли уловить хоть какую-то искру, какой-то отблеск этого света.

По благословению архимандрита Марка

Сугдейская (Сурожская епархия) — древняя средневековая епархия Крыма Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Кафедра располагалась в областном городе Сугдея (Солдайя, Сурож) – нынешний Судак. Образовавшись с начала VIII века (конца VII), епископский удел просуществовал 8 столетий, вплоть до конца XVI столетия.

Судак

Епархия, как сам город и вся область получили свое название по племени, заселившему эти края – сугдов. Сугды восходят к зихам – прямыми прародителями адыгов, черкесов и абхазов. На Таврический полуостров они переселились из Синдики, что на Тамани. Таким образов, сформировался так называемый «Зихийский диозец» – церковно-административная область, своего рода большая митрополия, в которую входили епархии Прикавказья, Керченского полуострова Крыма и Тамани.

О создании епархии известно Сугдейского синаксаря, в котором описывается житие преподобного Стефана Сурожского. Святитель Стефан был поставлен в архиепископы Сугдеи решением патриарха Гермогена. Указывается, что до этого поставления лишь один предшественник занимал архиепископскую должность. Так или иначе, а к середине VIII века уже существовала Сугдейская архиепископия с правами автокефалии. Таким образом, Сурожская епархия получила новый статус. Первые епископские печати датируются описываемым веком.

Святой Стефан Сурожский (Сугдейский) участвовал в последнем Вселенском Соборе – Седьмом, который проходил в Константинополе – столице Византийской империи в 787 году, по поводу ереси «иконоборчества» и православного иконопочитания. Его подпись стоит под оросом Собора.

Сурожская епархия упоминается в нотициях Константинопольского Патриархата. Так, в X веке при патриархе Николае Мистике и императоре Льве Мудром, она стоит на 47 месте после Боспорской автокефальной архиепископии.

Кафедральным храмом была базилика Святой Софии – Премудрости Божией.

Данных о Сугдейской епархии сохранилось куда больше, нежели Боспорской, например, или Фулльской. Возможно, это связано с тем, что генуэзцы, позже овладевшие Сугдеей, многие записи увезли в Италию, и там они сохранились. Тоже самое было и с греческим городом в Балаклавской бухте у крепости Чембало.

Сурожская епархия, иерархи

Записи тех веков донесли до нас имена следующим шести архиепископов Х-ХII веков: Константин (подписывал соборный акт в 997), Арсений (поставил подпись на патриаршем акте в 1026 году), Евфимий, Петр, Климент и Захария.

В середине ХII столетия к Сугдейской епархии, находящейся в более важном административном центре, была присоединена епархия уже потерявшего свои высокие позиции города Фулл — Фулльская . Архиепископ стал именоваться «Сугдейским и Фулльским».

А том же веке произошло одно очень интересное событие: город был захвачен татарами. Но вместо расправы, многие из завоевателей крестились в православную веру.

В конце XIII – начале XIV века Сугдо-Фульская архиепископия возвышается до ранга митрополии. Епархия была богатой и «обильной».


Генуэзская крепость в Судаке

В конце XIV века, Сугдея попадает под власть колонистов-генуэзцев , и это приводит к упадку города, поскольку рядом возрос и обосновался другой, не менее знаменитый город, – Кефа (или Кафа, нынешняя Феодосия).

В 1475 году весь Крымский полуостров был захвачен турками-османами. При защите генуэзской крепости, произошло практически поголовное истребление жителей города и окрестностей. Это привело обескровленную епархию к полному упадку.

По сути, последние митрополиты были здесь лишь в конце XV века. Ещё столетие были присылаемы архиереи из Константинополя для экзаршего управления приходами, но не как наместники. К концу XVI столетия приходы епархии были поделены между Кафской и Готской кафедрами в виду полного одичания оной, из-за разорения и репрессий со стороны новых господ. Епархия прекращает свое существование в 1578 году.

Стефан Исповедник, Архиепископ Сурожский

Святитель Стефан был родом из Каппадокии (Малая Азия), 15-ти лет пришел в Царьград для высшего образования, которое и окончил успешно, так что превзошел «всех учителей, иже во граде». Все удивлялись усердию, выдающимся способностям и смирению юноши. Благонравие Стефана было замечено святым патриархом Константинопольским Германом I (715–730; † 740; память 12/25 мая). Несколько лет святой Стефан жил со святителем и служил в Константинопольской церкви, а затем тайно ушел в один из монастырей и там принял монашеский постриг. Вскоре он, стремясь к безмолвию, поселился в пустынном месте, где провел несколько лет в подвигах поста и молитвы.

Около 730 года в городе Суроже (ныне город Судак в Крыму) умер епископ. В этом большом торговом городе жили люди разных вероисповеданий. Среди них было много язычников и магометан. Христиане Сурожа просили патриарха Германа прислать епископа, который бы упрочил Православие. Во время молитвы патриарху явился Ангел и сказал, что епископом должен быть святой пустынник Стефан. Воля Господня была открыта также и Стефану. Вскоре он был рукоположен во епископа и отплыл в свою епархию.

Пять лет святитель Стефан провел в неустанных пастырских трудах, просвещая народ словом истины. В результате многие иноверцы Сурожской епархии были присоединены к Церкви Христовой.

В то время византийский император Лев III Исавр (717–741) приказал хулить и бесчестить иконы. Он сместил патриарха Германа, отказавшегося присоединиться к иконоборцам, и поставил на его место сирианина Анастасия, который пробыл на патриаршей кафедре с 730 по 753 год. Святитель Стефан прибыл в Константинополь и обличил императора в иконоборчестве. Лев Исавр пытался уговорами и угрозами склонить святителя к иконоборческой ереси, но безуспешно. Святой Стефан отвечал императору: «Хотя бы ты меня сжег или рассек на части, за иконы и Крест Господень все готов претерпеть». За свою ревность он был жестоко избит, а затем на многие годы заключен темницу.

В 741 году умер император Лев III и на престол вступил его сын Константин V Копроним (741–775). Он также был иконоборцем. Но по ходатайству жены императора Ирины святитель Стефан был освобожден и возвращен на свою кафедру.

Святителю Стефану, уже глубокому старцу, было открыто время его кончины. Он назначил себе преемником клирика Филарета и мирно преставился ко Господу.

Сохранилось свидетельство, что в начале IX веха русский князь Бравлин во время похода в Крым принял крещение, обратившись к истинной вере под влиянием чудес у раки святителя.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Митрополит Антоний Сурожский Бойтесь мнимой праведности Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он осужден Самим Христом. Но мы забываем, что надменная праведность

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Митрополит Антоний Сурожский С митрополитом Антонием мы в хорошей близкой дружбе уже около пятидесяти лет. Это человек духовно очень одаренный, прекрасно знающий смысл внутренней жизни. Он сын племянницы композитора Скрябина и русского дипломата, родился в Иране. Отец

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (MЈximoj Т `Omologht»j), прп. (ок.580–662), визант. подвижник, борец за Православие. Род. в семьеконстантинопольского аристократа; получил широкое образование, включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем при имп. Ираклии. После того как

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

VII. Св. Максим Исповедник (VII век) В воззрениях этого глубокого богослова восточной церкви, который все еще ждет оценки и изучения , момент апофатический играет первостепенную роль, отрицательное богословие образует подоснову положительного. Мы познаем Бога, лишь

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Антоний, митр. Сурожский. Мы должны нести в мир веру Мне кажется, что отрыв культуры от религии в значительной степени является результатом того, что религия или, вернее, люди, которые исповедуют ту или другую религию, часто - христианскую веру, - сузили свое видение

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Савва, Архиепископ Сурожский (ранее XII в.) Память его празднуется 2 апр. по указанию греческой Минеи XII в. и 15 дек. вместе с Собором Крымских святых. Святитель Савва, архиепископ Сурожский, жил в Крыму ранее XII в. Известие о нем сохранилось в записи на полях

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

5. Андроник, архиепископ Пермский, Феофан, епископ Соликамский, Василий, архиепископ Черниговский, и иже с ними «В качестве полкового священника сибирской армии, - описывает П. Туруханский, - мне пришлось довольно долгое время странствовать по городам и весям

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

4. Митрополит Сурожский Антоний

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Св. Максим Исповедник.

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

III. Максим Исповедник Максим Исповедник жил в конце эпохи, которая в восточном греко–язычном мире явила глубокие системы мысли Александрийской школы, Каппадокийцев и Дионисия Ареопагита наряду со сложными (и часто запутанными) христологическими спорами. Он обладал

Из книги Жизнь, Болезнь, Смерть автора Сурожский Митрополит Антоний

Антоний Митрополит Сурожский Жизнь. Болезнь. Смерть От издателей Митрополит Антоний (в миру - Андрей Борисович Блум) родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать - сестра композитора А. Н. Скрябина). Раннее детство прошло в Персии, где отец

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Лука, Исповедник, Архиепископ Крымский (+1961) Святой угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своём лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Митрополит Антоний Сурожский

Из книги автора

Митрополит Антоний Сурожский Не надо утешать пустыми словами! – Разлука с человеком всегда более приемлема, когда есть длинная болезнь или старость, ведущие к смерти. Но когда авария, особенно когда умирает молодой человек или младенец, – как тогда можно поддержать