Презентация урока по предмету "окружающий мир". тема: мир глазами историка

У р о к 7. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

21.08.2014 7222 0

Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой историей.

2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

О б о р у д о в а н и е:фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?

– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

– Какие страны расположены в умеренных поясах?

– Какие страны расположены в полярных поясах?

Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».

Учитель. Выберите верное высказывание.

1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

4. Тропический пояс проходит через:

а) экватор;

б) Южный тропик;

в) Южный полярный круг.

5. Большая часть России лежит:

а) в умеренном поясе;

б) тропическом поясе;

в) полярном поясе.

6. Полярные пояса ограничены:

а) экватором;

б) Северным и Южным тропиками;

в) Северным и Южным полярными кругами.

О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).

III. Изучение нового материала.

Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

Что же изучает история?

Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Учитель предлагает рассмотреть схему:

Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.

Ученик (рассказывает, что такое архивы) . Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.

Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.

Ученик (рассказывает, что такое музеи) . Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.

В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.

Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.

Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.


Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

IV. Работа по учебнику.

Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).

Что такое история?

Ученики. История – это наука о прошлом людей.

Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Ученики. Археологию.

Учитель. Приведите примеры исторических источников.

Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.

Домашнее задание.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.


Подписи к слайдам:

Мы с тобой знакомимся с миром, который нас окружает. На предыдущих уроках мы узнали о взглядах на этот мир ученых-астрономов и ученых-географов. Сегодня мы узнаем о том, как получают информацию об окружающем мире учёные-историки.Мы часто слышим выражения «история страны», «история человечества», «история семьи»…Что такое история? Если ответить на этот вопрос кратко, то это наука о прошлом. О чем же пойдёт речь, если ты услышишь выражение «история страны»?«История семьи»?О каких отрезках времени мы говорили в прошлом году? Также нам могут подсказать времена глаголов.В каком времени находится сегодняшний день? День твоего рождения?Когда будет день твоего четырнадцатилетия и ты получишь паспорт? А какое время интересует историков?Прочитай страницы учебника, где говорится о том, что такое история.В статье сказано, что историки трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Как в этих заведениях оказались сведения о нашем прошлом?Далёкое прошлое не исчезает бесследно, остаются развалины древних зданий, городов, могилы людей, остатки одежды, обломки посуды, оружие, другие предметы. Их нужно найти и изучить, чтобы узнать о жизни людей в древности. Всё, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками. К ним относится всё: от высочайшей пирамиды до крошечной бусинки, от небольшой надписи на надгробной плите до толстенных книг. Одни из них мы можем потрогать руками, другие прочитать, третьи услышать. Все исторические источники мы можем разделить на письменные, устные и вещественные. От какого названия произошло название «вещественные источники»?Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки – всё, что создано руками человека.Наука, изучающая историю по вещественными источникам, называется археологией. Богатейшей кладовой вещественных источников является земля. Обнаружив места, где находятся «следы» жизни древних людей, учёные производят раскопки. Найденные археологами вещественные источники дают представление об обычаях, оружии, орудиях труда, домашней утвари людей. Раскапывая остатки поселения людей, древние города, дома, мастерские, археологи могут понять, как выглядели эти поселения и города, представить себе жизнь людей. Развалины зданий, оружие, украшения могут о многом рассказать, но разве вещь может рассказать о чём мечтали древние люди? Чему радовались, о чём печалились наши предки? А ведь очень интересно узнать, какой у них был характер, какие качества они ценили в людях, какие они пели песни, какую музыку любили. Ответы на эти вопросы могут дать письменные и устные источники. Как ты думаешь, что относится к письменным источникам? К письменным источникам относится всё, что написано на бумаге, пергаменте, камне, дереве, металле, глине – на всё, на чём можно писать.Это княжеские указы, грамоты, договоры о мире и торговле между странами, деловые документы, письма, книги, описания путешествий и сражений… И конечно же летописи. Откуда взялась дата возникновения столицы нашей Родины Москвы? Из летописей историки узнали о том, что весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: «Приди ко мне, брате, в Москов!» Так впервые в древних летописях упоминается о Москве, поэтому принято считать, что 11547 год – год рождения Москвы. А вот как в одной из летописей описывается выбор места для строительства этого города. «Князь Юрий, взыде на гору и обзоре с неё очами своими семо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби сёла оные и повеле вскоре сделати град мал, деревян, и нарече его Москва – град». Что же может быть устным источником?Устным источником является устное народное творчество.На уроках чтения мы знакомились с многими видами этого творчества. Что же относится к устному народному творчеству?Сказки, былины, песни, докучные сказки, пословицы, поговорки. Загадки, частушки, легенды. Можно сказать фольклор. Из фольклора о нащших предках можно узнать очень многое: название городов, в которых они проживали, имена князей и героев, охранявших родную сторону, о быте семей. Предметах обихода, занятиях людей. Может ли произойти встреча людей из далёкого прошлого и настоящего?Но если бы такая встреча произошла, о чём бы рассказали люди друг другу?Вот как описывает свою воображаемую встречу поэт Степан Щипачев Велю холмам её и рекам на миг раздеться догола. Москва 12 века – какой она тогда была? Всё частоколы да заборы, ещё не встали терема, И пахнет травами и бором на всех её семи холмах.Не обо всём расскажут книги: в них кое-что и невпопад. вдыхаю свежесть земляники, где нынче Балчуг и Арбат. я с вятичами, кривичами – истории наперекор – у красного костра ночами веду серьёзный разговор. я говорю о нашем веке, что, пробивая толщу тьмы, придёт, в бетон оденет реки, в асфальт – болота и холмы. И встанет с облаками вровень тот город завтрашнего дня. С опаскою, нахмурив брови, те люди смотрят на меня. Их всё пугает: гром из тучи, болото, омуты, леса. из под бровей глядят, колючи, их суеверные глаза. Свои у нас пути-дороги: не станем пращуров корить. Нам в мыслях с будущим далёким, бровей не хмуря говорить. Какие вопросы у тебя возникли к этому стихотворению? Вспомни дату своего рождения.Что мы должны знать, если будем говорить о дате рождения города?Когда мы говорим о каком-то историческом событии, то употребляем в речи слова «век» и «тысячелетие». Какой отрезок времени они обозначают?Годы принято обозначать арабскими цифрами: 1941, 2008. а века - римскими. Прочитай, какие это века: XII, XVI, XX.Разные народы по-разному вели счёт времени. Счёт лет называется летосчислением. Прочитай об истории летосчисления на страницах учебника.Как считали года в древнем Египте?В древнем Риме? Удобно ли каждый раз менять календарь после смерти царей?Хорошо ли, когда в каждой стране своей календарь?Давай узнаем, как появился календарь. Календарь очень нужен был земледельцам. Им необходимо точно знать, когда начинать сеять, жать, не теряя времени зря. Недаром сложена русская поговорка, что во время полевых работ один день год кормит. Опоздаешь с посевом – не снимешь хорошего урожая. Опоздаешь с жатвой – останешься без хлеба. Предок нашего солнечного календаря родился примерно 6 – 7 тысячелетий назад, в древнем Египте. Ученые Древнего Египта были искусными математиками и астрономами. Они наблюдали за звёздным небом и фиксировали свои наблюдения на папирусе. Папирусом называлась бумага, которую делали из болотного растения папиур. По подсчётам египетских жрецов. В году было 365 дней. Этот длинный отрезок времени они разделили на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, - получилось з60 дней, а оставшиеся 5 дней поместили в конец как довесок.Календарь древних египтян был очень удобен и прост, но в их расчёты вкралась ошибка – год оказался длиннее на 6 часов. За 4 года складывались уже сутки. Самые древний календарь - лунный. Таким календарём пользовались древние римляне. Изначально первый месяц был посвящен богу войны Марсу – это наш март. В старом римском календаре было 10 месяцев. Потом в него добавили ещё 2 месяца. Первым месяцем стал январь. Этот месяц получил название 0в честь Януса – бога, по преданию изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, а другой – в будущее. Ему и пристало как раз начинать новый год. Вторым месяцем стал февраль, посвященный богу смерти – Фебруарису. В этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март. В те далёкие времена календарём ведал – понтифик – так назывался верховный жрец. Понтифики приказывали выкликать на площадях начало нового месяца, новой недели, нового дня. Калео – по латыни значит выкликать. Календа – название первого дня месяца. В этот первый день месяца проходили денежные расчёты с должниками, эти расчёты записывались в особые долговые книги – календариум. Отсюда и пошло само название календарь. Децембер - 30
Август - 31
Априлис - 30
Новембер – 30
Июль – 31
Мартиус - 31
Октобер – 31
Юниус – 30
Фебруариус - 28
Сентембер – 30
Майус – 31
Януариус - 31
Знаменитый римский государственный деятель Гай Юлий Цезарь ввёл новый календарь 1 января 45 года до нашей эры. До сих пор его называют юлианским. Сравни количество дней современного календаря и календаря Цезаря Мы познакомились с календарями, которые помогают историкам ответить на вопрос:»Когда произошло событие?» а теперь рассмотрим помощницу историков, которая помогает ответить на вопрос: «Где это произошло?» М ы с тобой хорошо знаем географические карты. Существуют ещё исторические карты. На них чаще всего отражены войны. Рассмотри карту на страницах учебника. Подведём итог Ответь на вопросы тренировочного тестаЧто означает слово «век»?«Тысячелетие»?В каком веке произошло Ледовое побоище, состоявшееся в 1ё242 году?Куликовская битва произошла в 1380 году, какой это век?С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Конспект урока в 4 классе «Мир глазами историка»

По учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

(с использованием презентации).

Тема «Мир глазами историка».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Новые термины:

История,историк, исторические источники, археология, археолог, летописи, архив.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Ход урока :

I Организационный момент.

Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.

II Актуализация знаний.

Слайд № 2 . Посмотрите внимательно. Как вы думаете,что это? (предположения детей)

Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)

Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?

Сегодня нам на полчаса одолжили такую машину. Поможем историкам?

Чьими глазами мы посмотрим на мир? (Глазами историков)

Слайд №3 + тема дублируется на доске 3 мин.

III Изучение нового материала.

Любое путешествие требует тщательной подготовки. Поэтому прежде,чем отправиться в путь нам нужно продумать план своего путешествия. Как вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать? (ответы детей)

Задачи урока: (на доске)

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?

3 мин.

Перед началом работы,команды, определите капитана. 10 сек. на размышление. Команды готовы к путешествию? 10 сек.

У каждой команды на столах бортовой журнал. В журналах план путешествия и конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.

(Инструкция.

Дорогие ребята!

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

4. Где трудятся ученые-историки?)

Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.

Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ вы будете давать только на 1 вопрос. Начнём с команды № 4 . Капитан команды прочитает нам инструкцию и расскажет как вы ответили на вопрос № 1.

Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.

Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?

Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.

Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем, кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов). 4 мин.

В своих бортовых журналах командиры могут сделать отметку о выполнении первого задания. Теперь мы знаем что такое история.

А для чего нужно изучать историю? Как вы считаете? (Ответы детей). Ответы все разные.Поможет нам разобраться в этом вопросе задание,которое находится в конверте № 2.Капитаны вскрывают конверт и работают с командой чётко по инструкции.

(Инструкция:

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

3 команда )

1 команда

2 команда

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. (4 команда) 2 мин.

Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала ваша команда?

Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?

Капитан 2 команды, ваш выбор?

Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала? 2 мин

В бортовом журнале капитаны могут внести отметку об ответе на второй вопрос .

Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд № 6

Эта дверь ведёт в загадочный мир истории. Но прежде, чем попасть внутрь, нужно раздобыть ключ. Ключ в конверте № 3.Задание выполняйте чётко по инструкции.

(Инструкция.

Какое слово получилось в центре? (Археология) +Слайд № 7

А вот и ключ.

Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.(На доске слово археология + вопрос.).

Какая же связь между археологией и историей? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 32 учебника. Как называют учёных,которые занимаются археологическими раскопками?

(Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.

Физминутка.

Мы идём, идём, идём.

В руках лопату несём.

Раз копнём,два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём,три махнём.

Находку ценную найдём.

В ваших бортовых журналах конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.

Дети собирают в группах пазлы с изображением различных предметов.(монета,платье, ваза,летопись).

Как одним словом можно зазвать все предметы, которые мы с вами нашли? (Археологические находки)

Давайте посмотрим на эти археологические находки глазами историков? (Исторические находки)

Все эти вещи с точки зрения историков являются историческими источниками. Какие исторические источники вам сегодня уже встречались? (перечисляют)

Капитаны откройте бортовые журналы. Мы ответили на последний вопрос. Внесите изменения.

Как и полагается в конце путешествия капитан, и члены его команды подводят итог всего путешествия. Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя слова словаря. Можете посовещаться. Кто хочет попробовать? Кто ещё попробует?

Машину времени пора возвращать, а нам возвращаться в класс. Хотелось бы,чтобы каждый из вас оставил свои впечатления о путешествии. Перед вами последний 5 конверт. В нём бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.

Внимание на доску.

Если кто-то сделал для себя много новых открытий-обведите!

Если у вас остались не решённые вопросы обведите?

Если на уроке вы ничего нового не узнали обведите.

Поднимите руку ребята, которые обвели!

Поднимите руку ребята, которые обвели?

Поднимите руку ребята, которые обвели точку.

Считаю количество точек,? И! и делаем вывод о уроке.

Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

НУЖНО ИЗУЧАТЬ

ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

НУЖНО ИЗУЧАТЬ

ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Если ответ найден на вопрос,то в поставь

1 2 3 4

Предварительный просмотр:

Задачи урока:

1 . ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

История-это наука, которая изучает прошлое .

2 . ДЛЯ ЧЕГО

ИЗУЧАТЬ

НАМ НУЖНО ИСТОРИЮ?

3 . КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫВАЮТ ИСТОЧНИКИ?

Предварительный просмотр:

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За работу команды отвечает капитан. Чтобы работа была выполнена быстро и точно, капитан распределяет задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на стр. 29-31 учебника.

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных, которые изучает историю?

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За работу команды отвечает капитан. Чтобы работа была выполнена быстро и точно, капитан распределяет задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на стр. 29-31 учебника.

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных, которые изучает историю?

4. Где трудятся ученые-историки?

Инструкция.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи, а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ - единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

Отвечая на вопрос: « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.

2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.

3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.

Платова Марианна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ №93 Пушкинского района г. СПб
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Шушары
Наименование материала: конспект
Тема: Мир глазами историка
Дата публикации: 04.12.2016
Раздел: начальное образование

КОНСПЕКТ УРОКА №3.

Предмет: Окружающий мир, 4 класс, школа России, учебник Плешаков

Тема урока: «Мир глазами историка».

Целеполагания учителя:
Сформировать у учащихся представление об истории, как науке, изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах.
Целеполагания учащихся:
Первые понятия по теме «История».
Задачи предметные:
1. Создать условия для формирования представления об истории, как науке. 2. Способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков.
Задачи мета предметные:
1. Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы.
Задачи личностные:
1. Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.
Планируемые результаты:

Регулятивные:
Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Познавательные:
Анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.
Личностные:
Проявлять интерес к истории, как науке. Выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям. Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.
Основные понятия:
история, исторические источники, архив, римские цифры, летоисчисление.
Меж предметные связи:
история
Ресурсы: - основные:
учебник
- дополнительные:
интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал
Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Организационный
- Здравствуйте. Настраиваются на ситуацию

момент.
Задача: Настроить учащихся на учебную деятельность. - Я очень рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями в хорошем настроении. успеха с положительной эмоциональной направленностью.
2.

Проверка ДЗ
- Скажите, пожалуйста, что изучает география? -Докажите на примерах, что современные географические карты очень разнообразны. - Что такое масштаб? - Кто продемонстрирует у доски свое умение показывать на карте? Наблюдают, систематизируют знания.
3.

Актуализация знаний.
Задача: Создание проблемной ситуации.
-
Как Вы думаете вчерашний день - это история? - Почему? - Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем размышлять? (об истории) - Мы часто говорим: «Я расскажу Вам интересную историю…» или «со мной приключилась история…». - Так что же такое история? (История – это наука, которая изучает прошлое людей). На ИА доске появляется слайд с
машиной времени.
- Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что это? (машина времени). - Как вы думаете, что может машина времени? (можно путешествовать в прошлое и будущее) - Как Вы думаете кто мечтает о такой машине? (историки) - Почему? - Нам на урок дали такую машину, чтоб мы помогли историкам. - Поможем? - Как вы думаете чьими глазами на сегодняшнем уроке мы будем смотреть на мир? (историков) На ИА доске появляется слайд с темой урока:
«Мир глазами

историков».
Анализируют, делают выводы. Формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для изучения нового материала.
4.

4.1. Изучение нового

материала.
Задача: Постановка учебной задачи.
-
Любое путешествие требует тщательной подготовки, поэтому нам надо продумать наше путешествие. - Как Вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать? НА ИА появляются слайды:
- Что

такое история?

-Для чего нам нужно изучать

историю?

-Какие бывают исторические
Читают, участвуют в диалоге, анализируют, делают выводы. Высказывают свое мнение, обсуждают.

источники?
- Разделитесь на 3 команды. Перед началом путешествия, команды выберите своего капитана. Вы готовы к путешествию? - У каждой команды на столах план путешествия и конверты с заданиями. - Капитаны читают своей команде задание №1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
ИНСТРУКЦИЯ:

Дорогие ребята! Вы работаете

все дружно и вместе, потому что

Вы команда.

Прочитайте текст на стр.

29-31 учебника.

Найдите ответы на

вопросы.

Запишите ответы в бланке

с вопросами.

ВОПРОСЫ:

- Что такое история?

-Как переводится слово

«история» с греческого

языка?

-Как называют ученых,

которые изучают

историю?

- Где трудятся ученые –

историки?
- Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ каждая команда будет давать только на 1 вопрос. - Выберите представителя от каждой команды, кто будет отвечать. - Начнем с команды №1. Представитель команды прочитает нам инструкцию и расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №1. - Представитель команды№2 расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №2. - Представитель команды№3 расскажет, как Ваша команда
ответила на вопрос №3. - Представители всех 3 команд расскажут, как их команды ответили на вопрос №4. - Какие новые слова встречались при чтении текста? - Мы теперь знаем, кого называют историками? - А что такое архивы? (хранилище документов)
-
Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении первого задания. - Теперь мы знаем, что такое история. - Для чего нужно изучать историю? - Как Вы считаете? - Вы все правильно ответили, а поможет нам более подробно разобраться в этом вопросе задание под номером 2. - Капитаны читают своей команде задание №2. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 3 минуты. - Время пошло.
ЗАДАНИЕ №2:

Отвечая на вопрос: «Для чего,

мы изучаем историю», выберите

из списка утверждений то,

которое считаете наиболее

верным.

Мы изучаем историю для

того, чтобы узнать, как

наши предки заселяли,

осваивали нашу страну.

Мы изучаем историю для

того, чтобы было, о чем

поговорить с друзьями.

Мы изучаем историю для

книги.

Мы изучаем историю для

того, чтобы знать, как

жили наши предки.

Мы изучаем историю для

того, чтобы было весело.

Мы изучаем историю для

того, чтобы знать, чем мы

похожи, а чем

различаемся от наших

предков.
-Представитель команды№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№3 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
-
Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении второго задания. На ИА доске слайд:
Дверь с

замком.
- Перед нами дверь. На двери замок. - Куда ведет эта дверь? (в мир истории) - Мы сможем эту дверь открыть без ключа? (нет) - Ключ от этой двери мы сможем найти в следующем задании. - Капитаны читают своей команде задание №3. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
ЗАДАНИЕ №3

Прочитайте в учебнике на стр. 31

двери». Выберите самое важное

слово из текста и впишите его в

ответ задания №3.
- Команда№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. - Команда№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. Команда№3 прочитает
нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
-
Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении третьего задания. На ИА доске появляется слайд со словом:
АРХЕОЛОГИЯ.

-
Мы с Вами говорили об истории, а у нас дверь открылась на слово «АРХЕОЛОГИЯ». - Какая же связь между археологией и историей? - Ответ на этот вопрос найдите на стр. 32 учебника. - Как называют ученых, которые занимаются историческими раскопками? (археологи) - Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.
ФИЗМИНУТКА
- В Ваших планах путешествий задание №4. Капитаны читают его своей команде, а команда при выполнении задания четко следует инструкции.
ЗАДАНИЕ №4: Учащиеся

собирают в командах

разрезанные картинки (монета,

платье, ваза)
- Скажите, как одним словом можно назвать все предметы, которые мы с Вами нашли? (археологические находки) - А если мы на эти находки посмотрим глазами историков, как тогда они будут называться? (историческими находками) - Чем являются все эти вещи с точки зрения историков (историческими источниками) - Какие исторические источники Вам сегодня встречались?
-
Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении четвертого задания.

4.2.Итог. Обобщение.
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
-
Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя новые слова, которые мы сегодня узнали. - Можете подготовиться командам на подготовку отводиться 4 минуты. - Кто хочет рассказать свой рассказ о нашем путешествии? - Кто еще попробует? Высказывают свое мнение, обсуждают, обосновывают.
5.Рефлексия деятельности.
Организовать рефлексию деятельности на уроке. - Машину времени пора отдавать. -Хотелось бы, чтобы каждый из Вас оставил свои впечатления о путешествии. - Перед Вами последнее задание №5. В нем бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку. - В бланке надо обвести номер высказывания, который соответствует Вашему впечатлению о путешествии.
БЛАНК:

Если сделали для себя

много новых открытий.

Если у Вас остались

нерешенные вопросы.

Если в путешествии Вы

ничего нового не узнали.
- Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №1 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №2 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №3 Считаю количество, исходя из этого вместе с ребятами делаем выводы об уроке. - Все команды очень старались, поэтому победила дружба. - Капитаны команд подойдите за медалями. - Все Вы молодцы, огромное Вам спасибо. Анализируют, осознают качество и уровень усвоенного.
- Мне с Вами было очень интересно.