На каких нарушениях основывается постановка диагноза каннера. Проявления и лечение синдромов аспергера и каннера

Синдром Каннера (он же – ранний детский аутизм) является тяжелой формой нарушения развития, симптомы которого сводятся к выраженному искажению нормальных психических процессов, поражающему, прежде всего, функции психосоциального и когнитивного уровня.

Для больных с рассматриваемым отклонением характерно стремление отстраняться от социальных контактов, вести замкнутый образ жизни. У них отмечаются неправильные сенсорные реакции, проблемы с развитием речевой функции.

Для постановки диагноза, специалист проводит динамическое наблюдение пациента с целью выявления свойственных для изучаемой патологии отклонений. Лечение базируется на синдромальных принципах в комплексе с коррекционной педагогической работой.

Основные сведения о патологии

Синдром Каннера основывается на стойких поведенческих, коммуникабельных и социальных нарушениях.

В соответствии с усредненными статистическими данными, заболевание проявляется у 2-4 детей из 10 000. При этом пациенты мужского пола болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки

Первые симптомы отклонения возникают до достижения 3-летнего возраста. Основная клиническая картина складывается к 2-5 годам. В среднем у 0,2% больных параллельно с ранним аутизмом развивается
умственная отсталость. Что примечательно, у малышей старше 5 лет изучаемый недуг не диагностируется. При наличии соответствующих симптомов, говорят о прочих отклонениях психического развития, преимущественно о шизофрении.

Причины появления заболевания

Достоверно причины возникновения заболевания, равно как и механизм его развития, полностью не установлены. Наряду с этим, существует множество гипотез и теорий.

Так, к примеру, в соответствии с положениями генной теории, детский аутизм возникает по причине генетических отклонений.

Если же верить тератогенной теорией, синдром появляется по причине воздействия на организм будущей матери разнообразных неблагоприятных средовых и экзогенных факторов. Из-за этого нарушается развитие нервной системы формирующегося плода, что в перспективе может привести к раннему аутизму.

В качестве неблагоприятных факторов рассматривают:

  • неправильное питание, подразумевающее прием в пищу продуктов с содержанием нитратов, консервантов;
  • употребление алкогольных напитков, наркотиков, курение;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • сильные стрессы;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие радиации, фенола.

В соответствии с усредненными статистическими данными, до 30% больных с синдромом Каннера страдают эпилепсией. В данном случае имеет место перинатальная энцефалопатия, к возникновению которой чаще всего приводят такие факторы как: гипоксия формирующегося плода, токсикозы, родовые травмы и т.д.

По альтернативным теориям, рассматриваемый синдром может формироваться в результате нарушений иммунного, инфекционного, гормонального, а также метаболического плана.

Формы проявления отклонения

Болезнь относится к категории общих психических нарушений, сопровождающихся проблемами социально-бытового характера.

В соответствии с особенностями этиологии, болезнь классифицируется на следующие группы:

  • эндогенно-наследственная – возникает по причине хромосомных нарушений;
  • экзогенно-органическая;
  • психогенная.

В отдельную группу относят ранний аутизм неясного происхождения.

В большинстве своем специалисты придерживаются классификации, предложенной К. С. Лебединской, разделившей больных детей на 4 основные группы.

  1. Отрешенные от окружающего. Таким пациентам не нужны социальные контакты, они не способны самостоятельно себя обслуживать.
  2. Отверженные от окружающего. Проявляются стереотипии сенсорного, речевого и двигательного типа, пациенты зачастую гипервозбудимы, не имеют чувства самосохранения.
  3. Замещающее окружающее. Проявляют страсть к отдельным предметам, имеют своеобразные интересы, эмоциональная привязанность к близким отсутствует.
  4. Сверхтормозимые к окружающему. Такие дети быстро истощаются, они ранимые, пугливые.

Симптомы недуга

Основные симптомы следующие:

  • отсутствие стремления к взаимодействию с другими людьми;
  • нарушения нормальных сенсорных реакций;
  • стереотипии в различных проявлениях;
  • нарушения развития коммуникативных функций.

Первые проблемы в плане социального взаимодействия возникают уже в раннем возрасте. Больной ребенок практически никогда не улыбается, он может не реагировать на клич по имени, избегать зрительного контакта, бояться посторонних, не общаться с другими детьми, не проявлять позитивных эмоций.

На привычные для большинства здоровых людей раздражители больные дети реагируют неадекватно. К примеру, даже неяркие вспышки гнева и незнакомый шум может вызвать страх, либо же, напротив, малыш не будет проявлять абсолютно никакой реакции, словно не замечая, что происходит.

Детям-аутистам чужды тактильные контакты – они никак на них не отвечают либо сопротивляются. Отмечается быстрая утомляемость от различной деятельности и простого общения.

Поведение развивается по стереотипному типу: действия и движения однообразные, все делается по заранее выбранному плану и шаблонам, отмечается привязанность к привычной обстановке. Мелкая моторика слаборазвита, присутствует двигательная неловкость, возможны повторяемые действия. Навыки самостоятельного обслуживания формируются позднее положенного.

У больных малышей отмечается запоздание характерного детского лепета и гуления. Самостоятельная речь развивается намного позже, чем у здоровых людей. Словарный запас скуден и однообразен.

Физическое развитие в большинстве случаев не страдает, но интеллект зачастую снижен. Более чем у половины пациентов отмечаются нарушения функции пищеварения.

Диагностирование и лечение

В соответствии с общепринятой медицинской классификацией болезней, о наличии рассматриваемого синдрома говорят в следующих случаях:

  • при наличии выраженных проблем социального взаимодействия;
  • при наличии коммуникативных нарушений;
  • при стереотипности поведенческих проявлений.

Диагноз не ставится сразу – специалисту нужно понаблюдать за больным. Работа ведется комплексно с задействованием педиатра, психолога, психиатра, логопеда, невролога и, при необходимости, представителей других областей. Применяются всевозможные тесты, опросники и т.д.

Параллельно должны быть выполнены диагностические мероприятия, направленные на исключение/подтверждение наличия других заболеваний психики, перечень которых обычно включает: олигофрению, расстройства депривационного типа, задержки развития, шизофрению.

Полностью устранить рассматриваемый недуг силами современной медицины невозможно. Медикаменты назначаются для устранения симптомов.

При необходимости больной принимает препараты следующих групп:

  • противосудорожные;
  • психостимулирующие;
  • антипсихотические.

В некоторых случаях положительные подвижки отмечаются при использовании методов электроакупунктуры.
Достоверные сведения о целесообразности и эффективности использования разнообразных экспериментальных терапевтических методик, к примеру, диеты без содержания глютена, отсутствуют.

Ключевые позиции в борьбе с изучаемым отклонением неизменно отводятся психотерапии. Пациенту показана психолого-педагогическая коррекция, работа с логопедом, помощь дефектологического характера. Практикуются игро-, трудо-, музыко-, арт-терапии.

В процессе сопутствующего обучения следует делать ставки на лучшие качества ребенка. К примеру, некоторым детям-аутистам нравится математика, другие проявляют успехи в живописи.

Ввиду невозможности избавиться от патологии в детстве, болезнь неизбежно даст о себе знать в период взросления пациента. В идеале, если недуг удается обнаружить в раннем возрасте и начать его правильно лечить, по статистике более чем 30% детей удается в достаточной степени социально адаптироваться. Без своевременной квалифицированной помощи более 65-70% больных остаются глубокими инвалидами, не имеющими навыков для самостоятельного обслуживания и взаимодействия с другими людьми.

Ввиду того что достоверные причины возникновения патологии неизвестны, дать какие-то конкретные рекомендации невозможно.

Можно лишь привести общие советы для женщин, собирающихся в ближайшем будущем стать мамами:

  • грамотно планируйте беременность;
  • правильно питайтесь;
  • не подвергайте свой организм воздействию любого рода неблагоприятных факторов;
  • не общайтесь с инфекционными пациентами;
  • придерживайтесь рекомендаций ведущего вас специалиста.

Таким образом, синдром Каннера – это сложная многогранная болезнь, полностью избавиться от которой в настоящее время, к сожалению, невозможно. Людям, столкнувшимся с этой бедой, можно лишь пожелать удачи и терпения. Будьте здоровы!

Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен американским ученым Лео Каннером еще в 1943 году. Он же и дал первое подробное описание этого заболевания, поэтому второе название детского аутизма – синдром Каннера.

Аутизм - это психическое заболевание, первые симптомы которого обязательно появляются еще в детском возрасте до 2,5 лет. Однако, достоверный диагноз детского аутизма можно установить только в более позднем возрасте (до 5-ти лет), когда у ребенка формируются навыки общения в коллективе. Основные проявления аутизма включают в себя замкнутость, стремление к одиночеству, нарушения эмоционального контакта с окружающими, странности в поведении. Чаще детский аутизм встречается у мальчиков.

Причины аутизма

Причины детского аутизма полностью не изучены. Большинство ученых приходит к мнению, что в основе этого заболевания лежит поражение головного мозга, которое может быть обусловлено внутриутробной инфекцией (чаще, краснухой), а также профессиональными вредностями родителей, кроме того, повреждение головного мозга плода может возникать в результате резус-конфликта.

Многие ученые считают детский аутизм результатом неправильной работы отдельных генов, т.е. признают наследственную природу этого заболевания.

Небольшая группа исследователей решающую роль в развитии синдрома Каннера отводит внешним факторам, в основном, специфическим отношениям в семье (неблагополучные семьи, воспитание в детском доме, недостаточный эмоциональный контакт с матерью). По-видимому, в развитии аутизма у детей принимает участие совокупность причин.

Симптомы аутизма

Первое, что обычно настораживает родителей ребенка-аутиста задолго до обращения к специалисту – это бедность эмоций. Такие малыши позже начинают улыбаться и делают это редко. Они равнодушны к ласкам родителей, а иногда создается впечатление, что ребенок избегает тактильного контакта с матерью. В первых играх детей-аутистов также есть особенности, например, малыш часами может рассматривать и перебирать свои пальчики, не проявляя интереса к новой яркой погремушке. Часто детям с аутизмом ставят диагноз задержки развития. Иногда у родителейи даже у врачей создается впечатление, что ребенок глухой или плохо видит – настолько он игнорирует призывы к общению.

По мере роста ребенка становятся все более заметны отклонения в эмоциональной сфере: ребенок неадекватно использует мимику и жесты при выражении своих эмоций, избегает контакта глаза-в-глаза (смотрит как будто сквозь человека), иногда обращается с людьми, как с неодушевленными предметами. В поведении ребенка может преобладать как пассивность, так и наоборот неадекватная активность.

Речь ребенка с аутизмом часто однообразна, в ней много повторяющихся слов, ребенок может монотонно повторять за взрослым отдельные слова, либо издавать однотипные бессмысленные звуки. Специфичным является использование местоимения «Ты» вместо «Я».

Бросаются в глаза необычные жесты, вычурная манера ходить, сидеть, есть. В играх дети-аутисты предпочитают одиночество, игры отличаются стереотипностью, т.е. в игре преобладает повторяющийся набор каких-либо действий. Характерно использование в качестве игрушек различных бытовых предметов (прищепки, велосипедные колеса), без ассоциирования их с повседневной жизнью. Одним из излюбленных занятий детей с ауизмом являются различные манипуляции с водой – переливание, игры со струей воды.

Некоторые дети с аутизмом склонны к самоповреждению – они кусают себя, вырывают волосы, ударяются головой о стены. В таком случае родителям нужно срочно показать ребенка детскому психоневрологу или психиатру.

Иногда при аутизме наблюдаются судорожные припадки, это тоже служит основанием для скорейшего посещения врача, т.к. судорожные припадки наносят вред развивающемуся детскому мозгу и требуют безотлагательного лечения.

Обследование ребенка с аутизмом

Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций. Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами и педиатрами. Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи.

Лечение аутизма

Большинство врачей крайне осторожно назначают психотропные препараты детям с аутизмом, поскольку нет точных данных о положительном влиянии психотропных препаратов на симптомы этого заболевания. Применение психотропных препаратов оправдано лишь в случае возбужденного поведения ребенка, тенденции к самоповреждению, нарушениях сна. В таких случаях для медикаментозного лечения аутизма применяют небольшие дозы нейролептиков (чаще галоперидола, сонапакса, рисполепта), антидепрессантов (например, амитриптилина).

Медикаментозное лечение аутизма также включает в себя назначение препаратов, стимулирующих обмен в мозговой ткани (церебролизин, аминалон, глутаминовая кислота) а также ноотропных препаратов (ноотропил).

Часто улучшение в состоянии ребенка с аутизмом наступает и после курса витаминотерапии. Используются витамины группы В, С и РР. В аптеке можно приобрести ноотропил, поливитаминные препараты и без рецепта врача, но все же лучше чтобы решение о назначении того или иного лекарства принял врач, т.к. существует множество различных нюансов. Например, некоторые ноотропные препараты могут усиливать возбуждение, а препараты, в составе которых вроде бы одно и то же вещество, могут по-разному влиять на состояние ребенка (например, аминалон и гаммалон). Родителям нужно строго соблюдать предписанные врачом дозировки препаратов и незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии ребенка.

Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия , ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша.

В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обставноки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае не повышайте голоса, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами. Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе. Педагог-психолог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка.

Психолог может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе. Существуют психологические методики, разработанные специально для больных аутизмом, например, холдинг-терапия (метод принудительных объятий), способствующая укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Сейчас везде очень много "курсов" для детей с аутизмом и их родителей, работают они по совершенно разным методикам. Прежде чем начать посещать такие курсы, внимательно изучите их программу и методы работы, квалификацию и опыт педагогов и психологов. Ведь неправильный подход может стать не шагом вперед, а рывком назад, и привести к потере уже закрепленных ребенком навыков вместо их преобретения. Вы должны выбрать одного опытного психиатра, который будет вести вашего ребенка, практически, всю жизнь.

Самое главное в воспитание ребенка с аутизмом - терпение и еще раз терпение. Очень трудно привлечь к себе внимание ребенка с аутизмом, а без этого все ваши действия для него - пустой воздух. Называйте ребенка по имени, при необходимости несколько раз, спокойным тоном, пока он не обратит к вам свое внимание. Ни в коем случае не повышайте голос и не применяйте грубую силу. Далее следует терпеливое повторение и закрепление изо дня в день полученных малышом навыков (к примеру, завязывание шнурков или застегивание молнии), даже длительное время после того, как ребенок их уже вроде бы усвоил. Необходимо придерживаться режима дня, непредвиденные события надолго выбивают аутиков из привычной колеи.

Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом. Доказано, что у детей с синдромом Каннера есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях. Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма. Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный. Однако, это как правило, не дает никакого эффекта. Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания. С разрешения врача можно принимать успокаивающие травяные сборы как вспомогательный метод лечения.

У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения. Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

Профилактика аутизма

Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности. Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний. Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Синдром Каннера был описан детским психиатром из Австрии Лео Каннером и в последствии получил второе название - синдром раннего детского аутизма .

Синдром Каннера тоже является одним из видов аутизма, но сильно отличается от синдрома Ретта прежде всего тем, что встречается как у девочек так и у мальчиков. В этом плане синдром Каннера похож на синдром Аспергера, однако он имеет целый ряд кардинальных отличий от последнего.

Само название детского раннего аутизма указывает на то, что этот синдром проявляется в раннем возрасте, обычно в 1-2 года, в то время как синдром Аспергера возникает не ранее 3х лет. Другой важной особенностью синдрома Каннера является то, что у детей с этим синдромом наблюдается задержка психического развития, и различные отклонения интеллекта.

У детей с синдромом Каннера наблюдается задержка речевого развития, и эти дети подвержены эхолалии, то есть имеют привычку бессмысленного повторения ранее услышанных фраз. Также отмечается подверженность мутизму - отказа от использования речи в общении. В таком случае ребёнок хоть и знает слова и их значение, однако не общается словами, а использует для коммуникации мимику и жесты.

О причинах возникновения синдрома Каннера велось много научных споров и написано много научных трудов, однако до сих пор в официальной медицине не сложилось единого мнения на этот счёт. Отечественная психиатрия для решения вопросах о причинах возникновения этого синдрома, предлагает разделить все виды нарушений на первичные и вторичные расстройства.

К первичным расстройствам относят повышенную эмоциональную чувствительность и слабую психоэмоциональную устойчивость. Это в свою очередь, ведёт ко вторичным нарушениям.

Под вторичными нарушениями понимают модель аутичного поведения, которая рассматривается как попытка избежать воздействие внешнего мира, путём подмены реакций стереотипным реагированием и подмены общепринятых интересов. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких людей, вплоть до полного их игнорирования, заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы . В некоторых случаях наоборот, реакция становится агрессивной.

Современные учёные сходятся в одном в отношении аутизма Каннера - этот синдром не сопровождается какими либо, даже незначительными, анатомическими аномалиями, что однозначно указывается на его физиологическую природу.

Течение, в большинстве случаев, медленное, но прогрессивное, без глубокого нарушения психического поведения ребенка. Эти дети обычно хорошо включаются в общественную жизнь и в профессию (более легкую), к которой они были направлены. В других случаях течение тяжелое, доходит до шизоидных проявлений или даже до инфантильной шизофрении с мрачным прогнозом.

На сегодняшний день не существует специфического лечения синдрома Каннера. Все известные методы лечения являются симптоматическими. В качестве лекарственной терапии применяют нейролептики. Также же широко применяются различные меры психического перевоспитания, врачебно-педагогическое лечение, в проведении которого участвуют педиатр, нейропсихиатр, психолог и логопед. Это способствует частичному восстановлению и социализации детей, у которых наблюдается «аутизм Каннера».

Отклонение от нормального процесса развития детского организма – так характеризуется заболевание, получившее название синдром Каннера. Этот вид расстройства проявляется, как правило, в раннем возрасте (1-3 года) и сопровождается достаточно ясными показаниями. Понимание синдрома Каннера и способность определить симптомы заболевания, всё это помогает справиться с расстройством частично или полностью.

Наименование синдром Каннера происходит от имени доктора Лео Каннера — австрийского психиатра. Ему первому удалось исследовать, определить и описать этот вид детского расстройства в 1943 году.

Часто термин используется для описания всех существующих видов расстройств спектра аутизма. Но фактически синдром Каннера рассматривается явным расстройством развития.


Игрушку, подобную этой, несложно сделать из простых доступных материалов своими руками. Ниже есть ссылка на проект бумажного спиннера

Авторы публикаций утверждают о существенной пользе спиннера как лечебного средства для людей, страдающих тревожными расстройствами, включая аутизм Каннера. Практика лечебных процедур с применением спиннеров в отдельных случаях показала действенные результаты , согласно утверждениям части докторов.

Тем не менее, далеко не весь докторский состав, практикующий в этой области, согласен с подобными заявлениями. Многие считают спиннеры бесполезной игрушкой, скорее отвлекающей внимание, чем помогающей сосредоточиться.

Поэтому, если рассматривать факторы психического здоровья, этот инструмент, возможно в какой-то степени действенный. Что же касается синдрома Каннера, на лабораторном уровне польза спиннеров не исследовалась, а потому остаётся под вопросом.

2. Синдром Каннера

Описан в 1943 году. Распространенность аутизма, по разным данным, колеблется от 2 до 20 случаев на 10 000 детей (приводятся и такие данные: 1 на 100–1000 новорожденных). У мальчиков расстройство встречается в 3–5 раз чаще, чем у девочек. Отмечается тенденция к его учащению. Этиология (греч. aitia – причина; logos – наука) не установлена. Некоторые авторы предполагают связь расстройства с шизофренией, другие усматривают его причину в повреждении женской половой хромосомы, аутосомно-рецессивной патологии, внутриутробных инфекциях.

Понятие « » характеризует значительная степень неопределенности. Так, согласно DSM-4, под аутизмом понимают тяжелые и специфические ограничения в способности к взаимному социальному взаимодействию, общению и фантазированию и особенное, в первую очередь стереотипное поведение. Л. Гиллберг и К. Гиллберг (2014) указывают, что большинство диагностических моделей аутизма укладывается в триаду Уинг (L. Wing):

1) значительное понижение способности к нормальному взаимному социальному взаимодействию, которое рано проявляется неумением контактировать, относительной потерей интереса к окружению, односторонностью в контакте, пониженной способностью регулировать социальное взаимодействие с помощью взгляда, мимики, жестов и языка тела, предпочтением одиночества;

2) значительный недостаток общения с поздним отстающим речевым развитием (различным лепетом), который не заменяется мимикой; недостаток понимания жестов, игры слов; неумение привлечь внимание к себе; повтор последнего услышанного предложения или части его – эхолалия. Если есть понимание речи, то оно конкретное и вначале без понимания ее социального коммуникативного значения. Способность к пониманию символов значительно понижена. Половина всех детей с аутизмом так никогда и не пользуется речью;

3) выраженное ограничение моделей поведения – с ритуалами, сопротивлением всему новому, установкой на определенные вещи, детали, людей. Узкая область интересов, часто – двигательные стереотипии (прежде всего стереотипные движения рук, пальцев) и повторяющиеся, возможно даже самодеструктивные движения тела. Чаще всего возникают также странные реакции на свет, звук, боль, запах, тепло, холод. Гиперактивность сменяется пассивностью либо потерей инициативы. Иногда возникает желание поедать несъедобное (землю, цветы, бумагу).

В настоящее время преобладает точка зрения на аутизм как на своеобразное состояние психического и социального дефицита. Понимание того, что аутизм может быть и продуктивным, с симптоматикой, обратной «пустому аутизму», кажется, теряется или почти утрачено.

Ранние признаки синдрома Каннера обнаруживаются у 2/3 младенцев в первые 3–4 месяца после рождения. Отсутствуют контакт глаз, социальная улыбка, комплекс оживления, коммуникативный лепет, ориентировочный рефлекс, новые впечатления вызывают у ребенка реакцию недовольства или страха. Младенцы не просятся на руки, не гоняются за матерью, плохо берут грудь, рано отказываются от груди. При взятии на руки не принимают удобной позы. Часто выявляются признаки невропатии.

Отмечается, что у трети пациентов развитие в первые 2–3 года жизни после родов может быть нормальным, появляются к концу раннего детства.

Наиболее ярко признаки синдрома Каннера проявляются в возрасте пациентов от 2 до 4–5 лет. Выявляются отсутствие интереса к окружающему, погруженность в себя, неспособность формировать привязанности, склонность к уединению. Задерживается развитие эмоций, у пациентов преобладают безразличие, страхи, недовольство, агрессивные и аутоагрессивные тенденции. Обнаруживается обеднение мимики, жестикуляции, эмпатии, пациенты не понимают значения выразительных актов. Отмечаются задержка развития речи, социального мышления, самоосознавания, трудности в овладении местоимениями, наблюдаются странные, однообразные и лишенные социального содержания игры, дети играют преимущественно в одиночку, игры носят манипулятивный характер.

Характерны стереотипные телодвижения, напоминающие гиперкинезы. Типичным является феномен тождества: потребность в неизменности окружающей обстановки. Временами дети становятся возбужденными, сильно кричат, периоды возбуждения сменяются состояниями вялости, аспонтанности, сонливости. Пациенты до 3–4 лет и позже не различают одушевленные и неодушевленные объекты. Выявляются различные симптомы органической неполноценности головного мозга, у 25–40% пациентов наблюдаются эпилептические припадки.

После 4–5 лет симптоматика расстройства постепенно сглаживается. Дети лучше говорят, становятся более общительными, в той или иной степени усваивают навыки самообслуживания, личной гигиены, научаются выражать свои потребности и желания. Однако основные симптомы расстройства, такие как аутизм, эмоциональная блокада, неспособность формировать привязанности, развивать стойкие просоциальные интересы и увлечения, не преодолеваются, нарушения межличностных контактов и трудности социализации сохраняются неопределенно долгое время.

Специфического лечения не существует. Приблизительно 2/3 пациентов остаются с тяжелым дефектом, неспособными к адаптации, зависимыми либо от своих родственников, либо от лиц, заботящихся о них в специализированных учреждениях. Большинству пациентов в возрасте 6–7 лет выставляется диагноз умственной отсталости, в отдельных случаях – шизофрении.

Иллюстрации (Комер, 2002; Карсон и др., 2004):

1. Р., первый ребенок в семье. Роды трудные, с асфиксией (греч. asphyxia – удушье). Последующее физическое развитие, моторика, навыки самообслуживания соответствовали возрасту (со слов родителей). Родителей беспокоило, что у Р. были нарушены общение, а также то, что он не играл в обычные игры. Некоторое время родители думали, что Р. глухой, так как он не обращал внимания на то, что ему говорили. Р. предпочитает одиночество, старается держаться вдали от других людей. Он не приветствует мать или отца по утрам и когда они возвращаются домой, равнодушен к младшему брату. В его лепете отсутствовали интонации разговора с другими. В возрасте 3 лет он научился понимать простые практические просьбы, но до сих пор не может выразить свои нужды. Например, вместо того чтобы сообщить о своей жажде, он спрашивает: «Ты хочешь пить?» В его речи много повторений слов и фраз, которые он слышал ранее, при этом сохранены оригинальные интонации. Он не может общаться посредством жестов и мимики. Р. любит яркие цвета и вращающиеся предметы, подолгу на них смотрит, при этом смеется, хлопает в ладоши, танцует или ходит на цыпочках. То же делает, когда слушает музыку. Ему нравится играть с маленькой машинкой, с которой он не расстается, расставлять на полу кухонную посуду, а также периодически бегать по кругу. Все попытки взрослых изменить или расширить его интересы наталкиваются на его сопротивление. Например, если у него забирают машинку, он сердится, кричит, дерется, старается укусить себя или других. Тестирование показало, что Р. отстает в развитии в том, что связано с речевыми навыками.

2. Обращаясь к прошлому, С., мать Марка, припоминает некоторые вещи, которые уже тогда казались ей странными. Например, вспоминает, что, когда она подходила к Марку, он, казалось, никогда не предчувствовал, что его возьмут на руки. Кроме того, несмотря на его привязанность к соске, он проявлял мало интереса к игрушкам. Всякий раз, когда соску клали не на место, он выражал недовольство. Марк редко указывал на что-нибудь и, казалось, не обращал внимания на звуки. Большую часть времени мальчик проводил, ритмично постукивая по планкам кроватки, и, казалось, был глубоко погружен в собственный мир. Когда Марку исполнилось 2 года, его поведение стало серьезно беспокоить родителей. Марк, рассказывают они, обычно всегда «смотрел сквозь» человека или мимо него, но очень редко прямо на человека. Он мог произносить несколько слов, но не похоже было, чтобы он понимал человеческую речь. Фактически он не реагировал даже на собственное имя. Все свое время мальчик тратил на исследование знакомых предметов, которые он крутил и вертел в руках, держа их прямо перед своими глазами. Особую озабоченность родителям внушали странные движения Марка (он мог внезапно прыгнуть, начать размахивать руками, тискать или крутить свои пальцы, корчил самые странные гримасы, особенно когда был взволнован), а также то, что отец мальчика описывал как ригидность Марка. Марк любил укладывать предметы ровными рядами и громко кричал, когда этот порядок нарушали. Он настойчиво требовал, чтобы все вещи оставались на одних местах, и всякий раз очень расстраивался, когда его мать предпринимала попытку переставить по-новому мебель в гостиной. После 5 лет состояние Марка начало медленно улучшаться.

У Вашего ребёнка синдром Каннера? Мы знаем, как помочь!