Когда начинает видеть и слышать новорожденный ребенок. Когда новорожденный начинает слышать: все, что надо знать родителям об особенностях слуха С какого возраста новорожденный реагирует на звуки

На чтение 7 мин. Просмотров 5.9k. Опубликовано 08.02.2019

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок – часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам – когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к . То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться “с животиком”, петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.


Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  1. Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  2. Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  3. Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  4. Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  5. Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  1. Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  2. Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом. Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.


Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух – такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных – простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — Ирина Иванова, и сегодня, как, впрочем, и всегда, нас ждет очень интересная тема для обсуждения. Давайте поговорим о том, слышат ли новорожденные дети. Я задумалась об этом после того, как моя знакомая, которая недавно стала мамой, уверенно утверждала, что ничего эти крошечные мальчики и девочки не слышат.

А иначе, почему в детской палате роддома, в которую она заглянула, одни малыши крепко спали, когда их соседи в предвкушении кормления начинали плакать? Ведь, по ее словам, если бы у них имелся слух, от шума проснулись бы все. Я стала собирать информацию, листала медицинские журналы, беседовала с неонатологом и педиатром, и все, что узнала сама, хочу рассказать вам.

Он слышит еще до рождения?

Да, именно так, малыш начинает воспринимать звукочастотные колебания еще во время внутриутробного развития. Это происходит между 20 и 28 неделями беременности. Возможно, плод приобретает слуховую функцию еще раньше, но именно в этот период исследователям удалось установить связь между изменением его пульса и движений и звуковыми вибрациями извне.

Не надо забывать, что все звуки доходят до ребенка, ослабленные брюшной стенкой матери и амниотической жидкостью матки. То есть, он слышит шум ее сердцебиения и громкие звуки извне, интенсивность которых снижена примерно на 30-70 децибел. Это первый слуховой опыт малыша, с которым он появляется на свет.

Все ли звуки нравятся новорожденному?

Часть читателей может сказать: «О чем вы говорите? Как что-то может нравиться или не нравиться новорожденному? И, вообще, еще надо доказать, видят ли и слышат ли что-нибудь дети, только что появившиеся на свет!»

А, между тем, исследователи выявили некоторые закономерности в восприятии звуков, появившиеся с первых часов жизни ребенка:

  • Детям приятны звуки с низкой частотой (ниже 500 герц), он вызывают выраженную реакцию в виде безусловных рефлексов – кроха успокаивается, останавливает сосательные движения. Вот почему малышам нравятся мужские и низкие женские голоса.
  • Новорожденные беспокоятся, у них меняется частота дыхания и пульса в ответ на слышимые ими звуки высокой частоты (выше 1000 герц).
  • Оба типа реакции более выражены в ответ на речеподобные звуки.
  • Громкие звуки, возникающие внезапно, вызывают рефлекторное вздрагивание, плач.

Адаптация к внешней звуковой среде происходит на протяжении первого месяца. Это врожденное качество направлено на совершенствование слуха. К концу первого месяца малыш уже знает, как определить из звуковой массы голос матери, даже искаженный фильтрами или записанный на звуковые носители.

Почему важно знать уровень слуха малыша – домашний тест

Если звуки речи будут доходить до анализаторов детского мозга искаженно, или не будут поступать совсем, ребенок никогда не . Даже при совершенном интеллекте и полноценных органах артикуляции речь слабо слышащего малыша останется на уровне рефлекторного лепета, и впоследствии угаснет совсем. Своевременная коррекция слуховым аппаратом врожденной или приобретенной патологии поможет ребенку обрести речь.

Как проверить слух новорожденного? Воспользуйтесь тестом И.В.Калмыковой, благодаря которому можно в домашних условиях не только проверить реакцию малыша на звуки, но и примерно определить уровень воспринимаемого им шума.

Для проведения теста потребуется игрушка с «пищалкой» и 3 совершенно одинаковых пластиковых баночки с крышкой. Отлично подойдут емкости для сбора анализов, приобретенные в аптеке. Их наполняют горохом, манкой и гречкой, оставляя место, чтобы крупа имела возможность при встряхивании издавать шум.

Он равен:

  • Манка – 30-40 децибел;
  • Гречка – 50-60 децибел;
  • Горох – 70-80 децибел;
  • Пищащая игрушка – 90-100 децибел.

Эти источники звука поочередно подносят к ребенку на расстоянии 10 см от уха, причем так, чтобы он не видел ваши манипуляции. Начинают тест с самого тихого источника звуков, заканчивая самым мощным раздражителем – игрушкой. Ребенок от рождения до месяца должен реагировать хотя бы на 80 децибел. Хотя, все индивидуально – не исключена реакция особо чутких детей и на менее громкие звуки.

При отклонении от нормы советую, как можно раньше обратиться к профессионалам. Как логопед, знаю, насколько трудно восстанавливать сложные нарушения речи.

  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

    Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

    Формирование слуха и зрения до рождения

    Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

    Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

    До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

    Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

    Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

    Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

    Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

    Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

    Особенности слуха после рождения

    Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

    Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

    Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

    К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

    Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

    Что видит ребенок?

    Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

    Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

    Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

    Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

    После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

    В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

    К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

    Как помочь малышу развить органы чувств?

    Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

    Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

    Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

    Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

    Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

    Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

    Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

    С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

    Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

    Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

    Признаки патологий

    Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

    Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

    Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

    О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими

    Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

    Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.

    Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

    Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция “узнавания”: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

    Реакции ребенка на звук

    Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй – третий день, но это совершенно не так!

    С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

    Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

    Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

    • интонацию;
    • темп речи;
    • тембр голоса;
    • погремушки;
    • разные звуки.

    Это выражается в :

    • в двигательной активности ножек и ручек;
    • поворотах головы;
    • поиске источника голоса глазами;
    • замирании;
    • вздрагивании;
    • плаче;
    • прислушивании.

    Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

    ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂

    К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук – погремушку или голоса.

    Как проверить слух

    Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 – 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂) рядом с ухом ребенка – ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка – он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

    Резкая реакция на звуки – это нормально

    Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его “неадекватности” . Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

    Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

    Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

    К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

    • как только темп речи мамы убыстряется – движения ребенка ускоряются;
    • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

    Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

    Проблемы со слухом

    Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

    Еще по теме, когда:

    • (как видит и что видят новорожденные дети);
    • (это одно из радостных событий)

    Ваш малыш не реагирует на просьбы, не поворачивает голову даже, если вы зовете его по имени? Вам кажется, что он так делает, чтобы позлить вас. Однако это не всегда так. Возможно, у малыша имеются проблемы со слухом .

    Сегодня мы поговорим о том, по какой причине происходят нарушения слуха, каковы могут быть последствия, и как понять, хорошо ли слышит ребенок .

    Тугоухость и причины ее возникновения.

    Специалисты выделяют 3 вида тугоухости:

    1. Врожденная.

    Возникает в результате осложнений в период вынашивания малыша : токсикоза, риска выкидыша, приема антибиотиков. Также врожденные нарушения слуха могут быть обусловлены патологическими родами: длительное или же чересчур быстрое родоразрешение, фрагментальная отслойка плаценты, проведение кесарево сечения, аномалии, которые могли спровоцировать блокирование подачи кислорода к будущему малышу.

    2. Наследственная.

    Появляется у малышей, у родителей которых наблюдаются нарушения слуха. Врачи уверяют, что если хоть один из родителей плохо слышит, то риск появления на свет малыша с такой патологией составляет около 50 %.

    3. Приобретенная.

    Такой вид тугоухости может быть обусловлен следующими факторами :

    • скопление в ушах грязи или серной пробки - в данном случае решить проблему поможет ЛОР-врач ;
    • воспалительный процесс в среднем ухе - данное заболевание необходимо своевременно лечить, в противном случае будет нарушена барабанная перепонка, что приведет к потере слуха;
    • травма , которая была вызвана шумом - при длительном воздействии чересчур громких звуков ребенок может на некоторое время частично потерять слух;
    • наличие инфекции - к ним причисляют свинку, менингит, корь и коклюш.

    Для ребенка очень важно иметь хороший слух, особенно если это касается новорожденных и младенцев, поскольку благодаря слуху они изучают окружающий мир и учатся контактировать с родителями и другими людьми. У детей, которые имеют проблемы со слухом, наблюдаются задержки в развитии речи, в результате этого они не могут нормально общаться с окружающими. Чтобы избежать этого, важно своевременно выявить нарушения и проконсультироваться по этому поводу с врачом.

    Как понять, что ребенок плохо слышит?

    Если вы желаете проверить, есть ли у вашего малыша проблемы со слухом, понаблюдайте, проявляются ли следующие симптомы :

    • малыш не обращает внимания на неожиданные и довольно громкие звуки;
    • ребенок не отзывается на ваш голос;
    • к четырехмесячному возрасту не реагирует на разговор других людей;
    • к четырехмесячному возрасту не поворачивается на музыку, доносящуюся из игрушки;
    • ребенок постоянно дергает ушки. Это может говорить о том, что имеется инфекция или же повышенное давление в ушках;
    • к шести месяцам карапуз не издает никаких звуков , постоянно молчит;
    • к 2 годам не произносит слов и фраз;
    • к годовалому возрасту ребенок не выполняет ваши просьбы;
    • ребенок малообщителен, проявляет агрессию;
    • каждое слово переспрашивает по несколько раз;
    • при разговоре следит за губами собеседника и его мимикой;
    • не реагирует на говорящего человека, если он находится за спиной малыша;
    • при просмотре телевизора увеличивает громкость;
    • не может расслышать речь по телефону.

    Если у малыша присутствуют какие-либо из этих симптомов, обязательно воспользуйтесь помощью ЛОРа, который сможет поставить точный диагноз .

    После проведения специальных исследований, доктор порекомендует эффективное лечение или же назначит использование слухового аппарата.

    Родители должны помнить, что избежать осложнений можно только в том случае, если периодически посещать ЛОРа, который осуществляет контрольные осмотры . Не стоит забывать, что вовремя выявленные проблемы и правильное лечение оградят ребенка от потери слуха.