Дхармические религии: индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. Сравнительный анализ индуизма и буддизма

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Определение

Буддизм — монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.

Индуизм — древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.

Сравнение

Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.

Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.

Шива — индуистское божество

Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.

В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.

Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.

Индуизм – национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции.

Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.

Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.


Статуя Будды

Выводы сайт

  1. Буддизм монотеистичен, индуизм политеистичен.
  2. Высшая цель в индуизме – разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Главная цель в буддизме – Нирвана, состояние высшей благодати.
  3. Индуизм аморфен, буддизм четко структурирован.
  4. Индуизм индифферентный, закрыт для перемен, буддизм открыт для обновления.
  5. Индуизм – национальная религия индийцев, буддизм – религия вненациональная.
  6. Индуизм исповедует принцип кастовости, буддизм – принцип равенства.

Индуизм – самая древняя из современных религий, ей примерно 5500 лет. По числу приверженцев – а их больше миллиарда – она уступает лишь христианству и исламу.

Правда, большинство индуистов живёт в Индии и соседнем Непале, остальные – в других регионах, где некогда поселились индусы.

Индуизм включает множество верований, традиций, направлений, мелких сект. Его основа – представление о том, что душа после смерти человека переселяется в оболочку другого живого существа.

Если человек жил праведно, то перевоплощение каждый раз идёт по восходящей, и так – пока душа не сольётся с богом. На этом её переселения прекращаются. Если совершать неблаговидные поступки, душа может перебраться в какую-нибудь травинку или таракана. Восхождение придётся начинать сначала.

В индуизме есть своя божественная триада – творец Вселенной Брахма, Шива и Вишну. Они способны представать в новых обликах (аватарах) и носят тысячи имён. Есть и множество божеств второстепенных, местных.

Какую роль играет в индуизме система каст?

Издавна население Индии чётко делилось на четыре сословия – касты. Высшей кастой были брахманы – жрецы и учёные. На общественной лестнице они стояли даже выше царей – те были ступенькой ниже, в касте воинов и правителей. На третьей ступеньке – торговцы, ниже – ремесленники, земледельцы, скотоводы.

В самом низу стояли неприкасаемые с их «нечистой» работой: кожевенники, гончары, уборщики, прачки. Внутри каждой касты складывалось множество подкаст общим числом свыше трёх тысяч. Каста человека наследственная и неизменна для его потомков.


Деление на касты покоится на базовых положениях индуизма – круговороте превращений и (действиях, влияющие на судьбу). Каждый смиренно принимает то место, которое заслужил предыдущей жизнью. И старается жить так, чтобы когда-нибудь его душа вселилась в человека более высокой касты. Такая система делает общество стабильным, снимает конфликты.

Однако с ростом городов и изменением всего уклада жизни кастовая система пришла в упадок. В 1997 г. президентом страны избрали Рамана Нараянана, выходца из «неприкасаемых».

Есть ли у индуистов церковная система, подобная христианской?

Такой системы нет, да и другой – тоже. Каждый храм существует сам по себе, никому не подчиняясь. Не бывает никаких всеиндийских съездов для выработки общих норм, утверждения текстов, ритуалов.

Служители разных храмов, религиозные учителя организационно не связаны друг с другом. Таким индуизм был с самых древних времён.

Какое место среди богов индуизма занимает Кришна?

Кришна – это воплощение Вишну, посланное в мир, чтоб облегчить людские страдания. По преданиям Кришна родился в царской семье; возмужав, убив демонов, навёл порядок при дворе, вызволил из плена тысячи девушек (и взял их в жёны), победил в великой битве.


В 1960-х годах культ Кришны вышел за пределы Индии, и ныне экзотически одетые группы кришнаитов – не редкость в Европе и Америке. «Общество сознания Кришны» стало первой легальной религиозной организацией СССР. Кришнаиты – вегетарианцы, не курят, не употребляют спиртного и наркотиков, верны в браке. Основное их духовное занятие – совместное распевание сотни имён Кришны.

Чем индуизм отличается от буддизма?

В , в отличие от индуизма, есть основоположник – Будда («просветлённый»), причём это человек, а божественных существ не предусмотрено. В чём основные отличия в системе веры? Буддисты…

— отрицают существование бессмертной души;

— главной целью ставят высшую благодать (нирвану);

— этот идеал стараются достичь без крайностей (типа самобичевания), а умеренностью;

— верят, что действия человека (карма) жёстко не определяют его будущего;

— не признают касты, считают изначально равными всех людей.

Правда ли, что индуистом стать можно лишь родившись индусом?

Нет, неправда. Хотя она и растиражирована на просторах Интернета. Ни в каких священных индуистских книгах такого запрета нет. В давние времена в стране не было других религий, и всякий новорождённый автоматически становился индуистом.


Сейчас восточные верования стали популярны на Западе. Индуистские общины появились по всему миру. Ныне в большинство индуистских сект беспрепятственно принимают тех, кто признáет основные положения индуизма. Кстати, многие гуру индуизма считают, что достичь высшего совершенства можно и оставаясь в другой религии, главное – верить по-настоящему.

Благодаря существованию такой литературы, нам хорошо известно религиозное развитие Индии. В истории её верований различаются три периода: ведийский, брахманский и буддийский. Ведийский период охватывает эпоху пребывания арийцев на Инде, когда возникли древнейшие части Вед . В эту эпоху арийцы поклонялись силам природы, огню и духам предков. В долине Ганга брахманы совсем преобразовали эту чисто народную религию в целую жреческую систему верований, наложившую своеобразную печать на всю индийскую культуру этого периода. Наконец, лет за 500 до Р. X. в Индии появилась третья религия, получившая название буддизма; она вышла из брахманизма, но стала с ним в резкое противоречие. Каждая из этих трех религий отличается совершенно особыми чертами.

41. Ведийская религия

Главными богами (дэвами), в честь которых слагались молитвенные гимны Вед, были Индра , Сурья u Агни и другие боги света (зари, блеска неба, светлых облаков и т. п.). Индра был бог неба, грозы, молнии и грома, Сурья – бог солнца, Агни – бог огня. Огонь, настоящий земной огонь, был одним из любимейших богов Ригведы. Арийцы старательно поддерживали огонь на домашнем очаге, который был как бы жертвенником бога, и пока существовала семья, огонь на очаге не должен был погасать. Жрецом Агни был отец семейства, который возносил ему молитвы и, так сказать, питал его, делая возлияния из коровьего масла и сомы , крепкого напитка, приготовлявшегося из сока одного растения. Жертва, положенная в огонь, шла к солнцу, солнце посылало дождь, от дождя родилась пища, которою живут все земные твари. Веды содержали в себе не одни гимны, но и обрядовые наставления. Кроме жертвы, индийцы приписывали большое значение молитве, слова которой, как священные заклинания, связывали богов. Сама молитва – брахман (слово среднего рода) – становилась в глазах индийцев могучим богом (слово brahman мало-помалу стало значить: «святое», «святость», «святыня» и т.п.). В позднейших гимнах уже высказывалась мысль о том, что все божества к сущности одно и то же, что у мира есть душа, и что эта душа – солнце. Мысли об едином божественном начале и о силе молитвы легли потом в основу брахманизма.

42. Брахманизм

Первые брахманы были религиозные поэты, но впоследствии они сделались религиозными мыслителями. Главною священною книгою брахманизма были Законы Ману , в которых говорится о происхождении вселенной, об устройстве человеческого общества и о посмертной судьбе людей. Брахманы сделали из «brahman» единую, безличную причину мира, из которой истекли все боги и вся вселенная и которая сама превратилась в высшего личного бога Брахму . Это божество создало и людей, извлекши из уст своих брахманов , из рук – кшатриев , из чресл – вайшьев и из ног – шудр . Таким образом, по законам Ману, касты были божественным установлением, как и первенство касты Брахманов. В Законах Ману были в подробностях разработаны правила общежития и обряды культа. Уча о происхождении всего из единого начала рядом последовательных ступеней, брахманы утверждали, что все и должно возвращаться к своему первоисточнику. По смерти душа человека переселяется или в высшие существа, чтобы постепенно приближаться к исконному началу, или, наоборот, в низшие существа, если жизнь человека была греховна.

В религиозной системе брахманов, которая была в сущности пантеизмом , т.е. всебожием, или отождествлением Божества и мира, нашлось место и для богов ведийского политеизма, как ближайшей к единому источнику ступени бытия. Позднее брахманы приняли в свою систему и народных богов Вишну и Шиву, которые вместе с личным Брахмою составляют Тримурти (индийскую троицу), соединение богов созидания (), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива). Внешний вид этих и других богов в изображавших их статуях отличался символическою чудовищностью. Брахманизм, который и теперь является религией значительных масс населения Индии, сделал своих жрецов настоящими духовными владыками общества.

Брахма, высшее божество брахманизма

43. Буддизм

Основателем буддизма был Гаутама (557–477),царский сын (в Капилавасту на юг от Гималаев) из рода Шакья, известный более под именем Шакьямуни, т.е. пустынника из Шакьев. Брахманизм требовал, как высшего совершенства, созерцательной жизни пустынника, и Шакьямуни, познав, как рассказывает легенда, горесть бытия, сделался именно таким отшельником, оставившим жизнь в мире для искания истины. Когда он после долгих дум достиг того, что признал наконец высшей мудростью, он назвал себя Буддой , т.е. как бы пробужденным, и начал проповедовать свое учение, собирая около себя множество последователей. Исходною мыслью буддизма было признание страдания за самую сущность жизни, главною же добродетелью он объявлял милосердие и сострадание ко всему живущему и ко всем людям без различия каст, которые таким образом в буддизме совершенно отрицались. Жизнь, учил Будда, есть сплошное страдание, причина которого заключается в нашей страстной привязанности к жизни. Единственное средство освободиться от этой страсти – самоотвержение, отказ от желаний, а на высших ступенях отказ от всякой мысли, даже от простого созерцания внешнего мира, экстаз, за которым начинается нирвана, полное исчезновение человеческого я. Будда сохранил учение брахманов о переселении душ и видел в самоотречении единственное средство освобождения от постоянных перевоплощений души для новых и новых горестей жизни. Нирвана, вот последняя цель всех стремлений.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

У этого учения явились многочисленные последователи, благодаря тому, что, сделавшись Буддою, Шакьямуни еще долго проповедовал свое учение и даже создал целую корпорацию странствующих отшельников. В притчах и наставлениях излагали они правила милосердия, терпимости и равноправности людей. По смерти Будды его ученики съехались вместе на общее собрание, которое составило Трипитаку , или свод всего учения, а веком позже буддисты на новом общем собрании своих учителей окончательно установили все положения своей веры. В системе Будды не было места для божества, но буддисты сделали из Будды подобие Брахмы и провозгласили Шакьямуни воплощением верховного Будды.

Древнейшие виды религий обладают чрезвычайно интересной и захватывающей мифологией, необычными подходами и взглядами на жизнь. Они содержат чрезвычайно много мудрости даже для тех, кто не собирается становиться непосредственным адептом той или иной религии.

При этом буддизм и индуизм имеют достаточно много как общих, так и различных черт, делающих их чрезвычайно уникальными индивидуальными видами верований .

Стоит отметить, что оба вида религий – буддизм и индуизм, родились на индийском субконтиненте и поэтому переняли чрезвычайно много общих черт, традиций и особенностей, характерных для социального, общественного и культурного характера жизни местного населения.

Важно, что обе эти религии мирно сосуществует и в настоящее время, при этом они обильно дополняются, расширяются и переплетаются огромным количеством направлений, среди которых стоит отметить джайнизм, йогу и даже христианство и ислам.

Множество легенд говорят об истории возникновения буддизма. В соответствии с основными предметами и концепциями, основатель этой религии родился в 563 году нашей эры у раджи и царицы Махамайи. Это был майский день, а на небе светила полная луна. По традиции были приглашены 8 провидцев, которые и увидели исключительные признаки у новорождённого младенца.

Имя Сиддхартха Гаутама является именно тем, которое великий учитель получил при рождении. Учитывая, что красавица мать умерла в скором времени после родов, отец стремился сделать жизнь сына максимально счастливой и лишенной возможных страданий.

Переломный момент в жизни царевича наступил тогда, когда уже в 30-летнем возрасте он выехал за пределы дворца впервые. Именно здесь он увидел нищих и больных людей, отшельника, и мёртвого, которые показали ему то, что в жизни полно страданий, смерти, болезней и лишений. При этом принц вполне четко осознал, что никакие материальные блага данный ход событий изменить в принципе не способны.

Именно в самопознании он нашел свой уникальный путь, который позволяет достичь самой истины существования. Отказавшись от богатой и сытой жизни, он отправился в странствия с единственной целью в достижении собственного просветления. 6 лет он бродил на грани смерти и изнеможения , при этом именно в день его рождения после 49-дневной медитации он осознал истину. В возрасте 36 лет он достиг понимания следующих способов избавиться от страданий.

Именно жажда и желание были выделены в качестве основных источников страдания. Прекращение страдания возможно через отказ от жажды и достижение непосредственно Нирваны. Буддизм чрезвычайно плотно связан с такими учениями, как карма, при этом именно человек определяет собственную судьбу, ход и течение вещей. Поэтому, буддисты отрицают существование души.

Они верят, что любая форма бытия мгновенна, а жизнь представляет собой серию вспышек, которые создают некое подобие стабильности . Буддизм тесно переплетает свои учения и видение развития Вселенной с перерождением всех живых существ.

Буддисты говорят, что никаких божественных сил не существует, а есть только человек, сам проживающий свою жизнь и отвечающий за все аспекты, которые с ним происходят. Только полное избавление от иллюзий способно предложить Пробуждение. Обычно это состояние достигается через самоорганизацию, следование основным заповедям и медитацию.

Если говорить об индуизме, то это учение не имеет какой-либо четкой доктрины. Сам по себе индуизм сложно представить в качестве какой-либо единой целостной религии. Это огромное количество течений, которые непосредственно основаны на древних ведических традициях . Само возникновение этих верований приписывается чрезвычайно древним временам, которые распределяются между 16 или 15 веками до нашей эры.

Это время, которое значительно предвосхищает все известные мировые религии, и даже отдельные течения. Индуизм по праву считается одной из наиболее древних религий человеческой цивилизации в принципе. При том, что существует совершенно невообразимое количество религиозных течений, имеются определенные ключевые сходства.

Среди них стоит указать следующие. В первую очередь это признание и всестороннее почитание первичного божественного начала. Абсолютно принятым и традиционным считается поклонение самым разнообразным изображениям высших существ колоссального индуистского пантеона. Вторым ключевым фактором является полное признание и почитание законов колеса Сансары.

Индуизм говорит о постоянном переселении душ между различными живыми существами в результате смерти и рождения. При этом на предыдущий закон накладывается закон кармы, где непосредственным образом проявляется зависимость следующего перерождения от поступков в предыдущем. Обширные медитативные техники, практика йоги и прочих подобных аспектов являются неразрывно связанными с классическим индуизмом.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

Ярославский филиал

Контрольная работа

по культурологии.

Вариант 6

Преподаватель

Работа выполнена

факультет ММ, 08МГД13726,

ГиМУ (день), 1 курс.

Ярославль 2009

Введение

1. Индуизм и буддизм: возникновение и развитие.

2. Сравнительный анализ индуистских и буддистских тантр

3. Отношение индуистов и буддистов к смерти и самоубийству.

Заключение

Список литературы

Введение

Древний Восток был родиной великих культур, которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели мифологического способа отношения человека к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему мир космоса, в котором человек только маленькая частица, но восточные верования занимают как бы промежуточное положение между мифом и религией, то есть миф здесь поставлен на службу государства, следовательно, преодолен настолько, насколько это требует административно-государственный порядок, сама власть носит черты религиозности.

Большинство исследователей сходятся на том, что время возникновения буддизма относится к 6 веку до н. э. С этого момента начинается история новой, самобытной культуры, порожденной буддизмом. Но, учитывая высокий уровень индийской цивилизации того периода, понятно, что традиционная культура оказала большое влияние, как на внешний облик новой религии, так и на саму буддистскую философию.

Безусловно, господствующее положение на тот момент занимал индуизм и в первую очередь, возникшая на семьсот лет раньше буддизма ведическая культура.

Индуизм относится к языческим религиям, точнее это огромная система религий, сект и направлений, объединенная общей традицией и священными текстами Вед. Для индуизма также характерно стремление поддержать и укрепить традицию деления общества не только на касты, но и на классы непосвященных и посвященных, т. е. брахманов – причастных к ритуалам, связанными с устной и обрядовой ведической традицией. Пантеон божеств в индуизме огромен. В каждой области, как правило, или даже у отдельного рода одно или два божества занимают верховные позиции, а также выделяются несколько второстепенных божеств и духов. Огромную роль в религиозной и общественной жизни индуса играет мощная обрядовая система. Существуют как ежедневные, еженедельные обряды, так и многолетние циклы обрядов для каждого члена семьи или общества, расписывающие повседневную жизнь индуса буквально по часам. Также брахманизм тщательно хранил традицию деления индийского общества на варны. Понятно, что любому новому учению было достаточно сложно было возникнуть и развиваться в подобных условиях. С другой стороны, столь жесткая и перегруженная условностями система, не могла не давать повода для некоторого вольнодумства, и, к моменту возникновения буддизма в Индии, помимо ответвлений классического индуизма, существовали и некоторые альтернативные направления.

1. Индуизм и буддизм: возникновение и развитие.

Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).

Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением , а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу.

Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм (шайвизм) и вишнуизм (вайшнавизм). Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:

1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.

2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).

3. вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:

1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.

2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Индуистские культы и методы преодоления сансары были подвергнуты критике другим религиозным направлением, также появившимся на территории Индии – буддизмом.

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (приблизительно с 623г. до н. э. по 543г. до н. э.), принявший эпитет Будда (на санскр. буквально - «пробудившийся») решил, что для освобождения от сансары индуистские культы и методы несовершенны. Свое религиозное мировоззрение он свел к четырем положениям:

1. мир полон страданий (дукха).

2. причина страданий есть результат моей плохой кармы, порождаемой привязанностью ко всему земному (самудая).

3. страдание можно прекратить (ниродха)

4. существует путь для прекращения страданий (марга)

В учении Будды отпала необходимость индуистской культовой практики, политеистическим божествам Индии был отведен более скромный статус. Адепт учения должен был направить свои усилия на достижение состояния угасания всех земных желаний (нирва? на на санскр. «угасание, прекращение») собственными усилиями. Для этого предлагался восьмиричный путь правильного воззрения, решимости, речи, поведения, образа жизни, усилия, направления мысли и сосредоточения, через который надо достичь освобождение от всех привязанностей. В то же время Будда не отверг политеистическую картину мира по сути. Места божеств оказались незанятыми и стали постепенно заселяться существами достигшими нирваны (или отказавшимися войте в нее – бодхисаттвы) и многочисленными богами, «принявшими» буддизм. Так возник сложный буддийский пантеон, требующий жрецов и обрядов.

В буддизме можно выделить два основных направления: Махаяна (великая колесница) и Тхеравада (Теравада - учение старейших). Отличительной чертой махаяны является стремление к освобождению всех без исключения живых существ. Она развивает культ бодхисаттв («тот, чья сущность - просветление») как существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью освобождения всех. Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). Тибетский буддизм махаяны (ламаизм) развил мощную иерархическую структуру и сложную обрядовую практику, в которой главы иерархии объявлены живыми бодхисаттвами. Тхеравада - единственное сохранившееся из направлений раннего буддизма. В ней нет учения о Бодхисаттвах, ритуал более прост. Буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. В буддистской общине (сангха) принято деление на монахов и мирян. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

2. Сравнительный анализ индуистских и буддистских тантр

Цель буддизма и индуизма отражает понимание и переживание необусловленной или предельной реальности каждой традиции. Для индуистов, в общем, целью является освобождение личного Атмана от цикличного существования и слияние с безличным Брахманом или же быть вечно единым с избранным божеством. Каждый человек в конечном итоге достигнет этого постоянного состояния, откуда нет возврата к циклическому существованию. Самым главным исключением являются аватары, которые постоянно «нисходят» на землю, когда хаос и зло одерживают верх. Тантрические буддисты желают достичь Буддовость в самые короткие сроки не для того, чтобы избежать циклическое существование, а чтобы помочь другим существам как можно скорее достичь Буддовости. В садханах Ваджраяны, включая Чиннамунда Ваджраварахи Садхану, говорится напрямую или подразумевается, что зарождение боддхичитты, четырех неизмеримых и посвящение заслуг являются составляющими садханы, что подчеркивает это альтруистическое намерение достичь Буддовости для спасения всех чувствующих существ. концепция бодхичитты и идеал Бодхисаттвы – одни из наиболее отличительных черт буддизма Махаяны. Другим важным различием между индуизмом и Махаяной является то, что все методы Махаяны действуют с лежащей в её основе предпосылкой понимания пустотности сущностного бытия . Для достижения этих целей существует много методов, и некоторые из этих методов могут сбить практикующего с пути. Многие индуистские и буддистские тантрические садханы предупреждают практикующих, чтобы они не очаровывались получением сиддх и других сверхъестественных сил. Эти силы настолько привлекательны, что многие практикующие стремятся приобрести эти мирские средства и не заинтересованы в освобождении себя и других. Истинный и искренний практикующий видит в них только средства к достижению цели, а не саму цель. Индусы имеют восемь сиддх, но они отличаются от буддистских. Восемь великих буддистских сиддх:

1) Кхадга – способность быть непобедимым с мечом, наделённым силой с помощью определённых мантр;

6) Кечара – способность летать по воздуху;

7) Бхучара – способность мгновенно оказываться в любом месте;

8) Патала – способность посещать нижние миры.

Ниже перечислены индуистские сиддхи:

1) Аниман – способность становится очень маленьким, вплоть до размера атома;

2) Махиман – способность становиться очень большим;

3) Лагиман – способность становиться очень лёгким;

4) Гариман – способность становиться очень тяжелым;

5) Прапи – сила получать всё [желаемое];

6) Пракамья – сила непреодолимой воли;

7) Ишитва – сила превосходства; и

8) Вашитва – сила подчинять всё [сущее].

Сравнивая эти мирские достижения с восемью сиддхами и шестью сверхъестественными силами Буддистов, сходства очевидны. Они включают в себя основной интерес в превосходстве или подчинении, в изменении формы, в контроле над элементами или, по крайней мере, способности выйти из-под власти их воздействия, и, в целом, в управлении одушевлёнными и неодушевлёнными объектами. Хотя не следует стремиться достичь все эти сиддхи и сверхъестественные силы ради обретения силы, их можно использовать для того, чтобы привлечь человека на путь буддизма или индуизма.

Давайте взглянем на конкретные методы, описанные в двух садханах индуистской Чиннамасты и буддистской Чиннамунда Ваджраварахи. «Чиннамастатантра» Шакта Прамоды разделена на девять частей начиная с визуализации божества и заканчивая повторением тысячи имён. Среди всех буддистских садхан Чиннамунды ни одна не является настолько полной, как индуистская, и некоторые разделы, такие как кавача и раздел тысячи имен редко встречаются в буддистских садханах. Если выделить раздел ритуального подношения (пуджа), который является сердцем всех ежедневных тантрических практик в обеих традициях, можно сформулировать обе основные схемы, общие для всех тантрических практик и ярко выраженные различия между буддизмом и индуизмом. Индустский раздел пуджи начинается с обычных подготовительных практик, которые включают поклонение гуру и избранному божеству практикующего (иштадевата),после чего следуют тантрические подготовительные практики. Буддистский раздел пуджи обычных подготовительных практик также начинается с поклонения божеству и гуру, но вдобавок включает в себя принятие убежища в Трёх Драгоценностях, зарождение бодхичитты, и культивирование четырёх неизмеримых – всё это лежащей в основе предпосылкой пустотности сущностного бытия. Индуистская пуджа продолжается очищением практикующего путём омовения, которое в в буддизме представлено очищением посредством повторения стослоговой мантры Ваджрасаттвы.

Следующий индуистский раздел состоит из разнообразных ньяс, которые придают практикующему силу и превращают его тело в божественное. Эта иключительно детально разработанная частьсравнима с буддистским освящением тела практикующего; однако, обе традиции Чиннамасты настаивают на том, что для того, чтобы совершать поклонение, обыденная сущность практикующего должна быть превращена незаурядную сущность. В индуистском ритуале бхутасиддхи практикующий воображает, что его или её тело, состоящее из пяти элементов, постепенно растворяется в Брахмане, затем - в обратном порядке тело воплощается опять, указывая на то, что оно одной природы с Брахманом. В буддистском ритуале очищения практикующий визуализирует своё тело полностью очищенным от загрязнений, и, после очищения тело постепенно благословляется Ваджрасаттвой и его консортом. Благословение начинается с головы, затем следуют горло, сердце и всё тело. После завершения очищения и освящения практикующий может медитировать на Чиннамасте/Чиннамунде, и рисовать или визуализировать её «жилище», которое в индуизме известно как янтра, а в буддизме – как мандала. Индуистская садхана добавляет детали к визуализации жилища Чиннамасты, вводя особый ритуал раковины, имеющий большое значение индуистском тантрическом поклонении. Эта особая раковина часто наполнена вином, указывающим на блаженную природу Богини. За этим следует питха пуджа. Хотя мандала янтра, особая раковина и питха (трон богини) известны, как её жилище, она является всем в этой церемонии. Практикующий должен отождествлять всё с Чиннамастой.

Таким образом, как индуизм, так и буддизм содержат три основных подготовительных практики: 1) очищение себя, 2) освящение себя и 3) визуализирование Чиннамасты/Чиннамунды и создание её жилища. За этим следует собственно сессия медитации на божестве, которую практикующий в обеих традициях начинает с приглашения божества. Здесь мы сталкиваемся с двумя основными различиями между индуистской и буддистской садханами. В буддистской садхане практикующий воображает или испытывает переживание (в зависимости от способностей) пустотности сущностного бытия перед тем, как начать собственно визуализацию. Затем он визуализирует себя как Чиннамунду. В индуистской же практике, напротив, не упоминается о пустотности сущностного бытия, и Чиннамаста остаётся перед практикующим. Поскольку в индуистской тантре Чиннамаста находится перед практикующим, то тот, который уже транформировался в божество, может впустить внутрь жизненное дыхание (пранапратиштха), и освятить её шесть конечностей, в то время как в буддистской садхане практикующий уже прошёл это освящение, так что ему нет необходимости выполнять этот ритуал в то время как он/она визуализирует себя как Чиннамунду. В заключительной части обе садханы имеют некоторые сходные черты. Важным различием является то, что в буддистской садхане, которая придерживается махаянистских идеалов альтруизма, практикующий завершает садхану посвящением заслуг – фундаментальная буддистская составляющая, которая отсутствует в индуистской садхане. В отношении церемонии огня в обеих традициях практикующий преподносит определённые объекты в огонь, повторяет определённые мантры и совершает церемонию для определённых целей. Концепция совершения огненного жертвоприношения (яджна) зародилась в Ведические времена и со временем была принята обеими тантрическими традициями. Согласно индуистам существует шесть видов достижений как результатов совершения определённых версий церемонии огня:

1) умиротворение (шанти),

2) оказание влияния (васьям),

3) «ошеломление» (оглушение, обездвиживание, англ. - stunning) (стамбханам),

4) порождение раздора или ненависти (двешам),

5) принуждение к бегству (уккатана) и

6) убийство (марана).

Буддисты различают четыре вида достижений:

1) умиротворение (шанти),

2) увеличение благосостояния (паустика),

3) главенствование (вашикарана) и

4) уничтожение (марана).

Первое (умиротворение) и последнее (уничтожение) одинаковы в каждой традиции, а остальные индуистские категории можно классифицировать как «доминирующие» в буддизме. Более того, категории главенствования и убийства относятся к разделу «ужасающих ритуалов» (абхикара). Садханы не содержат специальных огненных церемоний для каждого вида достижения, специально приспособленных к Чиннамасте/Чиннамунде. Хотя многие основные компоненты практики Чиннамасты/Чиннамунды сходны в двух традициях, в то же время существуют и фундаментальные различия.

3. Отношение индуистов и буддистов к смерти и самоубийству

Индуизм и буддизм происходят от одного корня, но объединение их в одной главе объясняется не столько общим происхождением, сколько определенным сходством в отношении смерти. Великие восточные конфессии в гораздо меньшей степени, чем иудаизм, ислам и особенно христианство, озабочены этической оценкой суицида и вообще не склонны рассматривать самоубийство как вопрос первостепенной важности. Подобное хладнокровие объясняется тем, что буддизм и индуизм по-иному относятся к смерти.

Для человека оксидентальной культуры смерть находится за гранью, откуда нет возврата. Страшный Суд далеко, и вердикт его неизвестен, Воскресение суждено не каждому – в общем, за гробом человека подстерегает неведомое. Смерть при этом рассматривается, во-первых, как событие огромной, всё заслоняющей важности, а во-вторых, как нечто страшное, внушающее ужас.

Обе восточные религии провозглашают повторяемость земных перерождений человека, которому суждено много раз жить и много раз умирать. При этом колесо сансары, череда перевоплощений, – это тяжкое испытание, которое нужно с достоинством выдержать, и тогда, достигнув святости, душа вырвется из порочного цикла и больше не должна будет выносить ни муку новых рождений, ни муку новых смертей. Идея реинкарнации, общая для буддизма и индуизма, делает суицид бессмысленным и даже вредным – но не из страха перед Богом, а из вполне рациональных соображений. Добровольно уходящий из жизни ничего не достигнет – карма вновь поставит его в ту же самую ситуацию, ибо человек с ней не справился. Самоубийство все равно не спасет от выпавших на твою долю страданий. Более того, поскольку уровень нынешней инкарнации определен поведением в предшествующем воплощении, эгоистическое самоубийство отдаляет от нирваны. Суицид – не выход, но и драматизировать его особенно незачем. Будет другая жизнь, будет другой шанс.

Однако есть ситуации, в которых самоубийство может продвинуть человека далеко вперед по цепочке перерождений и, возможно, даже разорвать ее вовсе. То есть и индуизм, и буддизм признают, что иногда убивать себя не только извинительно, но даже похвально. Все помнят буддийских монахов, в 60-е годы подвергавших себя самосожжению в знак протеста против американской оккупации Вьетнама. Вряд ли эти люди рассчитывали, что своей страшной смертью заставят американцев вывести войска, но они верили, что актом самопожертвования достигнут статуса святости. С этим, кажется, был не согласен нобелевский лауреат и будущий самоубийца Кавабата Ясунари, писавший: «Даже если испытываешь глубочайшее отвращение к окружающей реальности, самоубийство все равно – не форма сатори. Самому высоконравственному самоубийце все равно далеко до святого». Но в ответ монахи могли бы сослаться на «Агама-сутру», в которой приведены слова Шакьямуни, одобряющего самоубийство одного из своих учеников.

Разумеется, говоря об индуизме и буддизме, можно делать только самые широкие обобщения – обе великие восточные религии подразделяются на многочисленные ветви, школы, секты, и у каждой своя философско-этическая система, своя традиция, свой ритуал, свое отношение к смерти вообще и к самоубийству в частности.

Классический индуизм, самая древняя из существующих религий (три с половиной тысячи лет), наиболее апатичен и пессимистичен. Для него жизнь в любых ее проявлениях – безусловное зло, а смерть, небытие – безусловное благо. Идеальный путь души – как можно быстрее (то есть за минимальное количество перерождений) исполнить свой земной долг и влиться в Великую Пустоту. Высшая из каст, брахманы, терпимы и даже благосклонны к суициду, если он совершен из высших соображений. В «Законах Ману» сказано: «Брахман, без страха и горя освободившийся от своего тела при помощи одного из способов, завещанных нам святыми, считается достойным того, чтобы быть допущенным в местопребывание Брахмы». Правда, те же законы позволяли взыскующему святости уходить из жизни лишь по достижении определенного возраста и только в том случае, если у него есть хотя бы один сын. Религиозные фанатики велели закапывать себя живьем в землю.

С индуизмом связаны два суицидных ритуала, в свое время произведшие глубокое впечатление на европейцев.

Английское слово juggernaut, употребляемое в значении «всесокрушающая махина», произошло от имени бога Джаганнатхи, особой ипостаси Вишну-Кришны. В городе Пури, где находится святилище Джаганнатхи, издавна проводится ратхаятра, церемония провезения изваяния на массивной колеснице, которую тянут сотни храмовых служителей и паломников. В прежние времена самые истовые из пилигримов в порыве благочестия бросались под тяжелые колеса, веря в благость такой смерти.

Если случаи добровольной гибели фанатиков под колесами «Джаггернаутовой колесницы», вероятно, происходили не так уж часто, то другой индийский обычай – сати (самоубийство вдов) был распространен очень широко. Буквально сати означает «добродетельная жена». Этот обычай уходит корнями в глубокую старину и некогда был распространен у многих древних народов, в том числе у скифов, фракийцев, китайцев. Мужчинам нравится думать, что они составляют весь смысл существования своих женщин, но у древних было больше возможностей принудить вдову доказать свою любовь и преданность самым радикальным из способов. Порицая современных римлянок за неверность и легкомыслие, Проперций (I век до н. э.) ставил им в пример индийских жен:

Благословен закон восточных погребений!

Когда, от факела огнем воспламенившись,

Костер испепеляет тело мужа,

Супруги верные за честь и право бьются

В последний путь его сопровождать.

Святой Иероним, еще не подозревавший о том, что век спустя церковь начнет кампанию против суицида, тоже восхваляет подобную самоотверженность: «У них [индийцев] есть закон, согласно коему любимая жена должна взойти на костер вместе с усопшим супругом. Жены соперничают друг с другом, чтобы завоевать это право, и высшая награда целомудрия – быть сочтенной победительницей. Та из жен, что оказалась самой достойной, обряжается в лучшие одежды и ложится рядом с трупом, лобызая и обнимая его. Прославляя чистоту, она презирает бушующее пламя».

Первоначально последний долг верности должны были соблюдать лишь женщины высших каст, но со временем сати стал применяться очень широко, особенно в Гуджарате, Раджпутане и Пенджабе. Резкое понижение социального статуса вкупе с давлением общественного мнения понуждали многих вдов избирать добровольную смерть. Они или топились в реке, или бросались в погребальный костер. Известно, что вдовам из касты ткачей было предписано захоронение заживо. Временами это очень мало походило на самоубийство, поскольку женщину бросали в реку или в огонь насильно, а то и предварительно оглушали.

Англичане, ведшие непримиримую борьбу против этого «варварского» обычая, пытались вести статистику сати. Самым смертоносным стал 1821 год, когда колониальные власти зарегистрировали 2366 случаев самоубийства. Несмотря на законодательные запреты, обычай сохранился в Индии и поныне, только теперь вдова не бросается в огонь, а устраивает самосожжение у себя дома, облившись бензином…

Заключение

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в. современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности , ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» и т. д. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Таким образом, индуизм и буддизм существенно отличаются в большинстве религиозных и культурных положений.

Список литературы

1. Введение в индийскую философию / С. Чаттерджи, Д. Датта; 1955.

2. История религий Востока. ; 2001.

3. Классический буддизм / , ; 1999.

4. Религиозные традиции мира / , ; 1996.

5. Философия буддизма махаяны / ;2002.

6. Чиннамаста. Ужасающая буддистская и индуистская тантрическая богиня / ; 1998.

7. Буддизм и индуизм – http://voov. *****/b-i-y/

8. Индуизм и буддизм – http://*****/religii/induizm_buddizm/index. shtml