Дети с дефектом речи. Виды нарушений речи у детей

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей студии на ток-шоу “Домашний логопед”. Тема нашей передачи “Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста”. В гостях у нас родители средних и старших групп. А это наши помощники – дети логопедических групп Артем и Арина, которые будут сегодня нам помогать вести эту передачу.

В нашу студию поступило много вопросов от вас, уважаемые родители, в которых вы нас спрашиваете, почему у ваших детей появились те или иные речевые нарушения и как их преодолеть в домашних условиях. На эти и другие интересующие вас вопросы мы все вместе сегодня постараемся ответить.

Прежде всего, давайте поговорим о причинах речевых нарушений и их видах.

Презентация . 3 .слайд

Основными причинами речевых нарушений являются:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
  • увеличение числа патологий беременности;
  • увеличение количества родовых травм;
  • ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
  • различные социальные причины.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи: 4 слайд

  • общее недоразвитие речи (ОНР);
  • фонетические и фонематические нарушения (ФиФН);
  • дислалия;
  • дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент);
  • заикание и др.

Светлана Анатольевна, мы с вами знаем, что распространёнными видами нарушений являются ФФНР и ОНР. Расскажите нашим гостям об этих нарушениях.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

Почему нужно обращать внимание на эти нарушения? Дело в том, что оба этих речевых нарушения являются серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

Как правило, детей с общим недоразвитие речи и фонетико-фонематическим недоразвитием логопед набирает в логопедическую группу.

Наталья Сергеевна, расскажите нашим родителям, на что же нужно обратить внимание, для того, чтобы снизить риск тех речевых нарушений, о которых мы только что говорили?

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких компонентов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов (долечивание ушных заболеваний, ранее протезирование зубов, своевременное подрезание короткой уздечки и многое другое);

2) забота o правильном речевом развитии ребенка , включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий (как можно больше разговаривать с ребенком и поощрять словесные ответы, работа над постепенным исправлением неправильной речи ребенка, занятия танцами, пением, развитее мелкой моторики и т.п.).

6 слайд

Речевое развитие ребенка предполагает умение понимать и пользоваться родным языком. Для этого должны быть сформирована моторная сфера, развиты высшие психические функции, развиты фонематический слух и восприятие, должен быть богатый словарь и осознание состава слова, сформированы грамматические категории, развиты коммуникативные умения, связная речь.

Остановимся подробнее на правильном формировании некоторых компонентов речевого развитияс целью профилактики речевых нарушений. И о первом из них -о развитии моторной сферы.

Формирование моторной сферы предполагает развитие артикуляционного аппарата, общей и мелкой ручной моторики. Для развития органов артикуляционного аппарата используют упражнения артикуляционной гимнастики.

7 слайд

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности и ловкости языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика позволяет в первую очередь языку выполнять точные, целенаправленные движения. В возрасте 2-4 лет артикуляционная гимнастика позволяет формировать правильное звукопроизношение.

Артикуляционную гимнастику в начальный период лучше проводить перед зеркалом в течение 5-7 минут в виде сказки.

В возрасте 5-7 лет артикуляционная гимнастика позволяет преодолеть сложившиеся нарушения. Не огорчайтесь, если артикуляционная гимнастика у вашего ребенка не получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и все у вас получится.

В нашу студию поступил вопрос о том, что же нужно делать для постановки звука “Р”. В первую очередь нужно заниматься артикуляционной гимнастикой. В качестве примера давайте вместе, Ариной и Артемом попробуем выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, которые нужны для постановки звуков “Р” и “Ш”. Правда, их недостаточно, нужны еще несколько основных, но о них мы с вами поговорим в частном порядке.

(Выполняются упражнения “Чашечка” и “Лошадка”)

Наталья Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о логоритмике, как одном из составляющих развития моторной сферы.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. С помощью стихотворной ритмической речи развивается координация, общая и мелкая моторика, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
  • Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
  • В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Давайте все встанем и под музыку попробуем выполнить простое, малоподвижное, но очень любимое всеми детьми небольшое логоритмическое упражнение “Моль”. Помощники помогайте нам. (Выполняется логоритмика “Моль” под музыку) (Рисунок 1)

Одним из видов логоритмики, который позволяет развивать мелкую моторику является пальчиковые игры.

Светлана Анатольевна, расскажите нам о влиянии пальчиковых игр на умственное развитие ребенка. (10 слайд)

  • Простые движения рук помогают убрать напряжение губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. (11 cлайд)
  • Тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок овладел простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
  • В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. (12 слайд). Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.
  • Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, выкладывание предметов из карандашей, пуговиц, спичек, счетных палочек.
  • Давайте попробуем выполнить две небольшие пальчиковые гимнастики. (Выполняется гимнастика “Улитка” и “Теремок”).

    “Улитка”

    Тычет рожками улитка

    (Правая рука: большой палец придерживает средний и безымянный, указательный палец и мизинец – прямые.)

    Заперта в саду калитка

    (тычет “рожками” в ладонь левой руки)

    Отвори скорей калитку

    (левая рука “открывает” калитку)

    Пропусти домой улитку

    (правая рука “проползает”)

    “Теремок”

    На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),
    Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
    Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),
    Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),
    Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

    Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

    В коре головного мозга речевая, моторная и слуховая зоны находятся в непосредственной близости, поэтому одним из важнейших условий формирования правильной речи является развитие фонематического слуха и восприятия.

    13 слайд

    Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

    Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", “бочка-почка”.

    Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: “Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?” К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

    В нашу студию поступил от вас, уважаемые родители, вопрос о том, как научить ребенка различать в речи звуки С и Ш. Прежде всего необходимо развивать у ребенка фонематический слух, в частности научить различать эти звуки на слух. В этом вам помогут специальные упражнения .

    Непосредственно на дифференциацию звуков С-Ш подойдет игра “Найди картинки, в которых есть заданный звук” (в какой домик поселим картинки со звуком С, в какой со звуком Ш) и т.п. (14 слайд). “Найди место звука в слове”: определить, где “прячется” звук в слове (начало, середина или конец).

    Развитие фонематического слуха и восприятия является мерой профилактики, необходимой для успешного овладения фонетическим анализом в старшем дошкольном возрасте, так как дети должны уметь не только услышать в слове тот или иной звук, но и точно определить его место в слове, дать ему характеристику, четко соотносить звук с соответствующей буквой. В свою очередь фонетический анализ, является мерой профилактики дизграфии и дезлексии в школьном возрасте.

    Существует три этапа овладения фонетическим анализом:

    1. Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
    2. На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, середина, конец.
    3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
      • красный обозначает гласный звук,
      • синий твердый согласный,
      • зеленый – мягкий согласный.

    Чтобы помочь своему ребенку правильно развить фонематическое восприятие, родитель должен хорошо владеть фонематическим анализом слова. Сейчас, я попрошу кого-то из родителей помочь нам, кто хочет провести звуковой анализ слов?

    17 слайд

    Сразу хотим оговориться, что данные задания первое время будут трудны для ваших детей. Мы хотим показать, к чему надо стремиться в работе над развитием фонематического слуха и восприятия к моменту поступления в школу. Еще нам будет помогать наша помощница Арина.

    На слайде вы видите картинки. Арина проведет разбор слова …. (ЗИМА), Ольга Ивановна … (УЛИТКА)

    Давайте проверим, правильно ли справились с заданием наши помощники. Теперь вы знаете, как научить ребенка слышать звуки и проводить звуковой разбор слов.

    Еще немаловажным компонентом в развитии речи детей является умение грамматически правильно оформить предложение и владеть другими лексико-грамматиескими категориями.

    19 слайд

    Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

    Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

    Наталья Сергеевна, продемонстрируйте на практике, какие упражнения можно использовать для развития грамматического строя речи и лексико-грамматических категорий в домашних условиях.

    Давайте поиграем в игру “Исправь деформированное предложение” или “Предложение рассыпалось”. Сейчас наш помощник Артём и вы, уважаемые родители, попробуете выполнить задание этой игры. Вам необходимо составить предложения из слов, которые рассыпались. Преступаем к заданию. Какие у вас получились предложения, давайте проверим? (22 слайд). Еще с одним заданием успешно справились наши гости.

    Я хочу предложить вам еще одно задание – игру “Один – много”. Нужно правильно называть предметы во множественном числе. На слайде картинки, которые вам надо назвать поочередно. Я называю существительное в единственном числе, я вы существительное во множественном числе.

    Светлана Анатольевна, мы с вами, ежегодно обследуя детей при наборе в логопедическую группу, сталкиваемся с тем, что связная речь большинства детей в возрасте 4-5 лет оказывается малоразвитой или совсем не развитой. Расскажите нашим гостям, что же представляет собой связная речь, почему уровень ее развития у современных дошкольников вызывает серьезные опасения и как же нужно ее развивать?

    24 слайд

    Под связной речью принято понимать состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

    Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, умением полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить свой текст.

    К сожалению, современные дошкольники мало знают сказок и других произведений художественной литературы, затрудняются правильно и последовательно их пересказать. Такие нарушения связаны в первую и основную очередь с ограниченным общением взрослых с ребёнком; с незнанием русского фольклора, сказок других произведений; недостаточным развитием пересказа, умением рассуждать.

    Художественная литература является отличным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на развитие ребенка, помогает формировать готовность к учению.

    Произведения художественной литературы помогают ребенку открывать и понимать жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствуют речевому развитию, дают образцы правильного литературного языка. Чем чаще ребенок слышит произведения художественной литературы, тем грамотней его речь.

    Для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте можно сформировать у ребенка только в процессе ознакомления с художественными произведениями.

    Низкий уровень развития связной речи оказывается серьезной проблемой как в устных ответах детей, требующих умения рассуждать, пересказывать, так и в письменных при написании сочинений и изложений.

    Вы видите основные направления в профилактике развития связной речи.

  • Чтение с детьми русских народных сказок.
  • Сюжетно-ролевое обыгрывание сказок.
  • Разыгрывание мини-театров в домашних условиях.
  • Заучивание стихов с интонационной выразительностью.
  • Составление связного текста по картинке.
  • Пересказ небольшого текста.
  • Связный рассказ истории из своей жизни.
  • Умение рассуждать на заданную тему.
  • Сейчас дети старшей логопедической группы покажут вам инсценировку сказки “Курочка Ряба”.

    26–27 слайд

    В домашних условиях вы легко можете превратить постое чтение сказки в увлекательный театр, в котором ребенок с удовольствием примет участие, как в подготовке атрибутов, так и разыгрывании. Все дети любят быть артистами. Главное, чтобы у взрослого было желание. Персонажей для сказки можно делать из чего угодно (показываются образцы).

    Уважаемые родители и гости, хотелось бы подвести итог ток-шоу. К сожалению сейчас очень много факторов, которые способствуют появлению нарушения речи у детей. Это сказывается не только на речи ребенка, но и на развитии ребенка в целом. Только вы, родители, имеющие непосредственно близкий контакт с ребенком, сами или с помощью специалистов можете преодолеть все трудности, встречающиеся на пути у ребенка. Проявляя терпение и внимательное отношение к трудностям ребенка, помогая ему в борьбе с ними, развивая ребенка всесторонне, вы обязательно добьетесь успеха. Если у вас возникли какие-либо вопросы, на которые вы не знаете ответа или на которые вы сегодня не услышали ответа, подходите к нам на консультацию. Мы рады видеть вас и всегда придем к вам на помощь.

    Степень овладения речевыми навыками - это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.

    Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям - ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.

    Нарушение речи: причины возникновения патологии

    Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.

    А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.

    К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.

    Функциональные нарушения - это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).

    Как формируются вызывающие нарушение речи причины

    Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.

    Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом - фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно - в височной доле). Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д. Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.

    В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая «поломка», соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.

    Что приводит к проблемам с развитием речи у детей

    Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы. Это могут быть родовые травмы или асфиксия у новорожденного, которая вызывает кислородное голодание и, как следствие, осложнения со стороны ЦНС. Немаловажную роль играют и наследственные факторы, так как детям могут передаваться от родителей расстройства функционирования речевых зон мозга.

    На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.

    Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.

    Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия

    Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.

    При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.

    В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.

    Как проявляется дизартрия

    Еще один вид нарушения речи - дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно - при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

    Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.

    Существует также и стертая форма дизартрии - нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.

    Особенности проявления дислалии

    Самое частое нарушение речи у детей - это дислалия - проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.

    В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком «р» - это ротацизм, а проблемы с произношением «с» и других шипящих и свистящих - сигмаизм. Термином же «тетизм» называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме «т».

    Что такое заикание

    Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.

    Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.

    К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.

    Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.

    Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи

    К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.

    Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?

    Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.

    Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое «письменное косноязычие» - дисграфия.

    Как развивается неспособность к письму

    Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.

    Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.

    В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).

    Профилактика нарушений речи

    Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.

    С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.

    Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним - всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.

    Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом - устной речью.

    В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы, становится все меньше. Родители спрашивают себя: "Почему это происходит?"

    Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающей экологической обстановке, и в том, что беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же, к великому сожалением, все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей.

    Какие же факторы, способствуют возникновению речевых нарушений у детей? К возникновению серьезной речевой патологии способны привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. В период беременности отрицательно сказываются генетические дефекты, действие микроорганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнитных и других полей, резус-конфликты, избыток или дефицит солнечного света, прием лекарственных препаратов, токсикозы беременных, ушибы и др. Причем тяжесть речевой патологии и процессы компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга ребенка возникает на 3-м месяце беременности.

    Все неблагоприятные факторы процессов родов неизбежно сказываются на ребенке. К ним относятся длительный безводный период, отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности, плохое или недостаточное раскрытие родовых путей, быстрые или стремительные роды, применение ручных вспомогательных приемов, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, преждевременное рождение, затяжные роды, ягодичное предлежание.

    Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

    Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи.

    Остановимся на самых распространенных видах речевых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад.

    Особенностью нарушения речи при дислалии является то, что неправильное произношение не оказывает значительного влияния на остальные стороны речи - словарный запас, грамматический строй речи, умение правильно выстраивать предложения. Однако подчас вместе с неправильным произношением у ребенка формируется и неправильное восприятие звуков речи, что приводит, к трудности звукового анализа, необходимого для овладения навыками грамотной речи, чтения и письма. Возможно, некоторым родителям, данное нарушение кажется несерьезным. Они считают, что в домашних условиях могут самостоятельно научить ребенка произносить тот или иной звук.

    Наиболее часто встречающихся в последнее время речевых нарушений дизартрия. Дизартрия - это речевое нарушение, связанное с недостаточной связью тканей и органов речевого аппарата с центральной нервной системой, приводящее к значительному расстройству артикуляции, нарушению голосообразования, изменению темпа, ритма и интонации речи, а так же к поверхностному дыханию. Кроме того, для детей, страдающих дизартрией, характерно расстройство общей и особенно речевой моторики: дети не могут попрыгать на одной ножке, перепрыгнуть на двух ногах, надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнув их. Движения языка при дизартрии крайне ограниченны, детям трудно поднять язык за верхние зубы, отклонить язык влево или право. При этом сам язык либо напряжён, либо вялый. Мягкое небо малоподвижно, голос может иметь носовой оттенок. Практически всегда отмечается повышенное слюноотделение. Речь детей с дизартрией, как правило, тиха, невнятна и смазана, у некоторых детей присутствует глухость голоса. Практически всегда страдают свистящие и шипящие звуки, дрожащие и сонорные. Исправление звукопроизношения при дизартрии носит длительный характер.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

    • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
    • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
    • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
    • речь детей с ОНР является малопонятной.

    Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:
    1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
    Особенности:

    • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби», при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
    • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
    • такие дети не умеют строить фразы;
    • они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
    • многие звуки не произносятся;
    • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
    2-й уровень

    Особенности:

    • достаточно большой словарный запас;
    • двухсловные и трехсловные фразы;
    • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены, например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
    • нарушено согласование слов, например: «иса безал» (лиса бежала);
    • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);

    3-й уровень - характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи, однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
    Особенности:

    • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «лежит тапка» (лежит тапок); «красная солнце» (красное солнце);
    • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
    • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов

    (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть,
    переносица);

    • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
    • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
    • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»; нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

    Несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту проблемы, коррекционную работу с ребенком должен всегда проводить учитель-логопед, который владеет всеми необходимыми знаниями не только по разграничению речевых нарушений, но и умениями, позволяющими в максимально короткий срок преодолеть имеющееся нарушение звукопроизношения.

    Становление речи - один из ключевых показателей развития человека. Умение выразить желания и эмоции посредством крика вырабатывается с первых месяцев жизни. При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 7% случаев среди детского населения. Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.

    Периоды речевого развития ребенка

    Способность разговаривать - отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.

    Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.

    Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно:

    • Гуление - появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.
    • На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.
    • 8-9-й месяц - период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.
    • До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года - первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.
    • От 2-х до 3-х лет - критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.
    • В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.

    Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.

    Клинические варианты нарушений устной речи

    Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.

    В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.

    Тип нарушения устрой речи

    Клинические варианты

    Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи

    • Брадилалия (от «бради»- медленный) - уменьшение темпа речи, замедленном произношении фраз с сохраненной четкостью и грамотностью.
    • Тахилалия (от «тахи» - быстрый) - увеличение темпа речи. Характеризуется ускорением артикуляции без грамматических и лексических ошибок.
    • Заикание - темпоритмическая патология, при которой во время разговора появляются многократные повторы или паузы в словах. Возникает вследствие судорожного сокращения артикуляционного аппарата.
    • Дислалия - нарушение, которое характеризуется искаженным произношением или заменой отдельных звуков в словах при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата ребенка.
    • Ринолалия (гнусавость) - расстройство, характеризующееся изменением тембра голоса вследствие органической патологии носовой составляющей речевого аппарата. Носовые пазухи играют роль усиления звука при произношении, поэтому при патологии носовой перегородки или синуситах - возникает хроническая ринолалия.
    • Дизартрия - нарушение артикуляции, вызванное повреждением иннервации голосовых связок, мышц гортани, глотки, языка, губ и щек

    Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи

    • Алалия - врожденное отсутствие компонентов речи (лексического, фонематического и грамматического) вследствие повреждений структур головного мозга. Частой причиной является внутриутробная инфекция, травма или хроническая гипоксия (недостаточность кислорода) у плода.
    • Афазия - потеря речи вследствие очаговых повреждений центральной нервной системы после инфекции, травмы или опухолевого образования. Диагноз устанавливается после 3-х лет, когда патология возникает на фоне уже сформированной речи

    Важно! Установление диагноза и варианта речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится во время профилактических осмотров педиатром и неврологом до момента попадания в коллектив сада и школы

    Патологии письменной речи детей дошкольного возраста

    Умение писать - одна из форм экспрессивной речи ребенка (фото: www.ourmind.ru)

    Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую. Различают следующие варианты нарушений:

    • Дислексия - нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.
    • Дисграфия - нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.

    Важно! Данные патологии возникают при сохраненной мышечной силе рук. Характерная особенность: такие дети умеют списывать

    Тяжелые клинические варианты, для которых характерно полное отсутствие восприятия и воспроизведения письменной речи, соответственно - алексия и аграфия. Чаще всего речевые расстройства возникают одновременно с неврологической симптоматикой.

    Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

    Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:

    • Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).

    Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению

    Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста - диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.

    Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.

    • Расстройства применения средств общения подразумевают изолированное поражение произношения. Патологии данной группы включают заикание и не судорожные нарушения речи.

    К последним относится речевой мутизм (активный и пассивный) - отсутствие речи вследствие психических нарушений.

    Педагогическая характеристика расстройства речи используется для определения учебного заведения и выбора адекватной коррекции нарушений.

    Совет врача. Дети с нормальным слухом и интеллектом и стойкими тяжелыми нарушениями речи (ТНР) получают образование в специализированных школах с адаптированными программами

    Причины возникновения расстройств речи

    Патологии неонатального периода - частая причина речевых нарушений (фото: www.mercyperinatal.com)

    Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:

    • Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
    • Применение фетотоксических (от «fetus» - плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
    • Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
    • Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
    • Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
    • Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
    • Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания.

    Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.

    Методы диагностики речевых нарушений

    Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с целью определения травмирующего фактора и выбора способа коррекции. Для постановки точного диагноза необходимо проведение следующих исследований и консультаций:

    • Детский невролог проводит подробный осмотр, оценивает выраженность сухожильных рефлексов, силу и тонус мышц, наличие общемозговых или очаговых симптомов поражения нервной системы у ребёнка. Верификация (подтверждение) диагноза проводится с помощью ультразвуковых или лучевых методов визуализации (магнитно-резонансной или компьютерной томографии).
    • Оториноларинголог (ЛОР-врач) проводит обследование с целью диагностики нарушений слуха, искривления носовой перегородки, патологий околоносовых пазух, глотки и гортани.
    • Детский психолог во время беседы (индивидуальной с ребенком, или вместе с родителями) определяет нарушения психоэмоционального состояния малыша и атмосферы в семье, уровень интеллектуального развития. Использование дополнительных методик (игр, рисунков и др.) выявляет причину психологического блока речи.

    С целью исключения инфекционных заболеваний используются лабораторные исследования крови или спинномозговой жидкости.

    Способы коррекции расстройств речи

    Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).

    Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов:

    • Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.
    • Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.
    • Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.
    • Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.

    Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.