Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Человек как субъект и объект общественных отношений

Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, этапы социализации; средства и направления воспитания; теории воспитания; социальный статус и социальные роли.

В социально-гуманитарных науках принято различать близкие по значению понятия: «человек», «индивид», «личность». Используя слово «человек », обычно имеют в видубиологический вид – homo sapiens (человек разумный). Термин «индивид » (от лат. individuum: неделимое)применяется для обозначения конкретного представителя этого вида. То есть, индивид – это единица биологического вида. Понятие «личность » определяет положение индивида среди конкретных социальных общностей.

Личность – это социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых , в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными группами (коллективами, этническими общностями, классами и др.) и, во-вторых , с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.

Личность в системе социальных отношений

Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в роли объекта этих отношений. С другой стороны – каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, то есть быть в качестве субъекта этих отношений. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и в качестве объекта и в роли субъекта окружающих ее социальных отношений (см. рис. 2).

Социальные отношения Личность (субъект)

Личность (объект) Социальные отношения

Рис. 2. Личность в роли объекта и субъекта социальных отношений.

Можно сказать иначе. Взаимодействия личности с социальной среды наглядно характеризуют две ее формы :

1) адаптация , то есть, пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;

2) интеграция – активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании.

Каждый индивид уникален, не похож на других. Причем не только по внешним, физическим качествам, но и с точки зрения социальных характеристик. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими факторами.

Социологическая наукаисследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимается педагогика, психология и ряд других наук, ориентированных на решение конкретных проблем поведения индивидов. Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, личность учителя, личность рабочего, то есть типологизированная личность , которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей, с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и ряду других показателей.

Процесс усвоения личностью окружающих ее социальных норм и ценностей принято называть социализацией. Здесь личность выступает в роли объекта отношений. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием индивидуализация.

Воспитание личности можно определить, во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения личности к социальным нормам и ценностям, характерным для того или иного общества в конкретных исторических условиях (социализация ) и, во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей в интересах общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация ).

Доминирование в воспитании элементов социализации над индивидуализацией не желательно. В процессе такого воспитания сформируется конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, неспособный самостоятельно принимать решения. Если преобладает индивидуализация, будет воспитан индивидуалист, ориентированный на эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам.

Иначе говоря, основные цели воспитания связаны, с приобщением индивида к социальным нормам и ценностям, то есть к основным составляющим духовной культуры . Э тот процесс должен учитывать также особенности, способности, интересы и потребности индивида. То есть, социализация личности должна оптимально сочетаться с ее индивидуализацией . Только в этом случае может сформироваться гармонично развитая личность.

К основным механизмам целенаправленного развития личности можно отнести наличие ряда условий и факторов, среди которых нередко выделяют так называемые средства воспитания . Их примерный перечень:

1. Семья – ребенок тяготеет к выбору стиля жизни и образа поведения, которые присущи его семье, его родителям.

2. Группы «равных» – включают друзей одного возраста.

3. Школа – кроме формального процесса обучения существует скрытый процесс воспитания: правила школьной жизни, авторитет учителя, его реакции на те или иные действия, влияние особой «школьной среды.

4. Средства массовой коммуникации – газеты, журналы, кино, радио, телевидение, которые влияют на воспитание личности.

5. Трудовые коллективы – важнейший фактор социализации индивида.

6 . Религиозные организации – нередко являются сильным средством духовно-нравственного воздействия на личность.

7. Общественное объединения – создают неповторимую для каждого индивида социальную среду, формирующую его как личность.

Выделяют важнейшие направления воспитания, среди которых:

идейно-политическое – формирование политической культуры;

трудовое – развитие добросовестного отношения к труду;

нравственное – усвоение норм и принципов морали;

эстетическое – расширение потребности в прекрасном;

экологическое – оптимизация отношения человека к природе;

религиозное – приобщение к религиозным ценностям;

физическое – развитие физических возможностей индивида.

Часто выделяют и другие средства и направления воспитания. Но, видимо, говоря о воспитании, следует, прежде всего, иметь в виду приобщение к культуре . Например: к политической культуре, культуре труда, религиозной культуре, физической культуре.

Этапы социализации личности

С оциализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство , юность , зрелость , старость . На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа :

1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни.

На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья , дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Именно от того, как распределялись семейные роли, кто глава семьи, насколько дружеские и теплые отношения были в семье, какие способы и методы поощрения или наказания применяются. Если власть в семье безоговорочно принадлежала одному человеку, если решения принимались единолично главой семьи, если пресекались дискуссии, свободное волеизъявление – в таких условиях вырастает либо сторонник диктатуры (если глава семьи был уважаемой личностью), либо, наоборот, активный противник авторитарных отношений (если семейный лидер не пользовался любовью).

На поведение будущего гражданина большое влияние оказывают дошкольные, школьные, другие государственные и общественные учреждения. От того, насколько эффективно и ответственно они осуществляют свои функции, во многом зависит, станет ли индивид полноценным гражданином своего общества или пополнит ряды лиц с девиантным, то есть социально не приемлемым поведением.

Доминирующее направление развития личности зависит также от ориентаций в так называемых «группах равных». Способы распределения власти, групповых ролей в компаниях сверстников, как свидетельствует опыт, может заметно повлиять на формирование субъективных представлений об «идеальной» модели взаимодействия с окружающим миром, а отношения в группах подростков в будущем могут стать прообразом «оптимального» взаимодействия с окружающим миром. При этом, стереотипы, сформированные в детском и подростковом возрасте, часто оказываются долговечными и сохраняются, нередко, на протяжении всей последующей жизни.

Окончание первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации, то есть превращения ребенка во взрослого человека могут быть, примерно, следующие:

● способность самостоятельно зарабатывать необходимые для полноценной жизни материальные средства;

● умение правильно распоряжаться деньгами, выбор оптимального и полезного для здоровья образа жизни, независимо от родителей;

● самодисциплина и самоконтроль над своим поведением.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты , включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.

С понятием социализации связаны два, рядом стоящие понятия:

ресоциализация – процесс замены уже усвоенных норм и ценностей, на новые, более соответствующие изменившимся условиям;

десоциализация – деградирующие процессы, связанные с изменением, скажем трудовой деятельности на пенсионный статус.

Таким образом, процесс социализации сложный и многогранный. Социализация немыслима без осознания личностью себя не только в роли объекта, но также и субъекта общественных отношений, что предполагает другую сторону «медали» – индивидуализацию, связанную с постоянным фиксированием индивидом своего специфического места в обществе с учетом личных особенностей, ориентации, жизненных планов и процессом постоянного совершенствования.

Социологические теории воспитания

1) имитация – неосмысленное копирование поступков взрослых;

2) игра – осмысленное воспроизведение поведения взрослых;

3) коллективные игры – ребенок начинает учитывать групповые ожидания и считаться с ними.

Дети младшего возраста развиваются, в первую очередь, за счет имитации поведения родителей. Подражание родителям особенно заметно в процессе игры ребенка. Уже к четырем-пяти годам дети умеют играть роли взрослых: водитель автомобиля, врач, продавец магазина. Нередки роли «мамы» или «папы». Ребенок в процессе коллективной игры начинает отличать свое «Я» от «Мы». Под «Я» скрывается индивид с его спонтанными желаниями, игнорирующими потребности окружающих, а «Мы» – это уже «социальное Я», ограниченное интересами других людей.

Известный швейцарский педагог и социолог Жан Пиаже (1896-1980) считал, что в воспитании детей следует выделять четыре основные стадии:

Первая – сенсорно-моторная (чувственно-двигательная) стадия развития ребенка, связана с первыми двумя годами его жизни. До четырех месяцев своей жизни ребенок не выделяет себя из окружающей среды. Он только учится различать предметы и людей через прикосновение. К концу этой стадии дети уже способны осознавать качества и особенности окружающих их людей и предметов.

Вторая – «преддействие », соответствует возрастному периоду от двух до семи лет. На этой стадии дети активно общаются, у них развивается речь, появляется способность использовать слова в символическом значении. Особенностью этого возраста является эгоцентризм, интерпретация окружающих явлений в соответствии с собственными интересами.

Третья – «конкретные действия », проявляется в возрасте от семи до одиннадцати лет как способность к абстрактному мышлению, возможность делать выводы и обобщения.

Четвертая – «формальные действия ». Это стадия развития ребенка в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет. На этом этапе у ребенка появляется способности к построению гипотез, к выбору оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов поведения. Воспитание на этой стадии неотделимо от образования.

Оригинальные исследования проблем воспитания проводил известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основное внимание он сосредотачивал на внутреннем мире человека. Фрейд считал, что даже новорожденный нуждается не только в еде, тепле и т.п., но также и в ласке, в телесных контактах с взрослыми. В основе этой потребности лежат эротические влечения, которые активно проявляются у ребенка особенно в возрасте 3-5 лет. Именно в этот период воспитания детей, считает Фрейд, может сформироваться на уровне подсознательного эротическое влечение к матери, которое обычно сопровождается неприязнью к отцу - так называемый «эдипов комплекс ». В более позднем возрасте ребенок пытается найти объяснения своим чувствам, извлекая из поведения отца и матери факты, подтверждающие правомерность своего неодинакового отношения к родителям. Последствия этого явления могут быть самые неожиданные: нервные срывы, «непослушание», агрессивность, нравственная деградация.

В отечественной и зарубежной педагогике известны и другие теории воспитания. Однако в них, часто, обнаруживаются неверные, с точки зрения социологического анализа, принципы (можно сказать, мифы ), которые когда-то сложились в педагогической науке в качестве основополагающих.

К таким мифам воспитания, можно отнести противопоставление воспитателя и воспитуемого . Процесс воспитания при этом выглядит как набор способов манипулирования поведением воспитуемого. Здесь уместно вспомнить принцип «назад к Сократу». Великий философ не стремился навязывать ученику какие-либо истины. Учитель, по-мнению Сократа, должен быть в роли «повивальной бабки», то есть помогать ученику самому «родить» истину. (Кстати, само понятие «школа» берет свое начало от греческого слова «досуг», или «развлечение»).

Другой «миф» – это попытка найти единый шаблон воспитания , то есть, убеждение в том, что можно составить единую теорию воспитания и прикладывать ее к любому человеку. (Акцент на социализацию в ущерб индивидуализации).

К «мифам воспитания» относят, так называемый, комплексный подход к воспитанию, обеспечивающий «единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания», с помощью которого можно решить все основные воспитательные задачи в «коллективе». Но люди не одинаковы по своей природе. У каждого свои потребности, интересы, ориентиры. Цель воспитания – не только приобщить человека к коллективным нормам и ценностям, но и развить индивидуальные дарования, способности, чтобы он мог их применить с максимальной пользой, как для себя, так и для общества. Можно сказать, насколько эффективно каждый человек реализует свои индивидуальные возможности на благо общества, настолько общество станет богаче. Иной подход ведет к социальному застою, к деградации общества.

Социальный статус и социальные роли личности

Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус », «социальный престиж » и «социальная роль ».

Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) – это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В западных странах, например, наиболее престижно быть адвокатом или врачом. В США наиболее высокий статус имеет президент – 90 баллов по 100-балльной шкале. Астронавт оценивается в 80 баллов. Столько же (80) – университетский профессор. Физик оценивается в 78 баллов. Архитектор – 72, биолог, химик – 69, психолог, социолог – 67. Столько же (67) – банкир. Пилот самолета – 66, ветеринар – 61, почтальон – 58, артист – 57, брокер – 56, журналист – 55, библиотекарь – 54, танцор – 45, клерк офиса – 43, полицейский – 40, солдат – 39, повар – 31, водитель такси – 28, рыбак – 28, мальчик в отеле – 14, продавец наркотиков – 6.

Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный , достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Как правило, у человека можно обнаружить несколько статусов: академик, водитель личного автомобиля, грибник-любитель. Но только один, так называемый, интегральный статус определяет его положение в обществе, связанное с профессией, должностью, размером получаемых доходов.

Наличие собственности обычно повышает статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Быть президентом страны более престижно, чем простым миллионером.

В основе социального статуса может находиться и этническая или партийная принадлежность человека. Партийность (по Веберу) может влиять на положение человека в обществе, независимо от отношения к средствам производства. Политическая партия представляет собой группу людей, имеющих общие интересы и цели, связанные с властью. А власть повышает статус человека.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль (от франц. rôle: социальная функция) – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя. Каким должен быть учитель, каким Вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные ,то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные , выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер – мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни.

К социальным ролям могут быть одновременно применены различные оценки их содержания: ролевые ожидания , то есть точка зрения на роль со стороны окружающих людей и ролевое поведение , состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его взглядов и убеждений.

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность – несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Назовите отличительные признаки понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Личность как объект и субъект социальных отношений.

3. Адаптация и интеграция, как два взаимосвязанных условия формирования личности.

4. Воспитание личности как социальный процесс.

5. Основные средства воспитания.

6. Примерные направления воспитания. Какие цели имеет каждое из направлений?

7. Сравните различные социологические теории воспитания (Джордж Мид, Жан Пиаже, Зигмунд Фрейд).

8. Назовите основные проблемы, возникающие в сфере воспитания школьников (см. гл. 8, п. 8.1).

9. Понятие социализации. Соотношение социализации и индивидуализации личности в процессе воспитания.

10 . Основные этапы социализации личности.

11. Первичная и вторичная социализация. Ресоциализация и десоциализация.

12 . Понятия социального статуса и социального престижа.

13 . Социальные роли. Ролевые ожидания и ролевое поведение.

14. Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

15 . Ознакомьтесь с рекомендациями по валеологическому воспитанию подростков.

15.1. Какое значение в процессе социализации имеет гигиеническое воспитание индивида?

15.2. Нужно ли заранее обучать ребенка бесконфликтным отношениям с окружающими?

15.3. Нужно ли и зачем половое воспитание подрастающего поколения? В каком возрасте его лучше начинать и каких формах?

15.4. Для чего необходимо физическое развитие и закаливание детей?

15.5. Какие вредные привычки характерны для молодежи? Значение воспитания против вредных привычек?

Понятие личности Человек - представитель специфического биологического вида. Понятие указывает на качественное отличие людей от животных (мужчины и женщины, старики и дети, чернокожие и белые. Различия между людьми социально не обусловлены). Индивид - единичный представитель человеческого рода, обладающий психофизиологическими особенностями (темперамент, характер, специфика памяти, чувств, способности, склонности). Качества личности социально обусловлены, они формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой.

Личность - целостная система социальных качеств индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми Социальные качества личности – обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, т. е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности: Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды, осознание себя как «Я» , противостоящего другим и неразрывно связанного с ними. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Активность – способность личности самостоятельно и интенсивно производить социально значимые действия. Интересы – побудительный механизм познания и деятельности личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; устремленность к достижению определенной цели. Убеждения – идеи и принципы, определяющие отношение индивида к действительности. Установки – готовность индивида к активной деятельности в определенной сфере социальной деятельности. Ценностные ориентации – значимые для индивида цели жизни и основные средства их достижения. Идентичность – результат самоотождествления с другими людьми, социальной общностью или иным идеалом.

Социальные качества в своей совокупности образуют сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится в постоянном взаимодействии. Особенности личности как системы: целостность открытость динамичность самопознание саморегуляция саморазвитие

Социализация - многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом, позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта социальных отношений.

Формы социализации направленная – специально разработанная система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в обществе идеалами и ценностями; ненаправленная – стихийное формирование определенных социальных качеств в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении. Эти формы социализации могут согласовываться, гармонировать или противоречить другу. В случае противоречия возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей процесс социализации.

Процесс социализации Существуют разные подходы к классификации этапов социализации. По мнению Дж. Мида, социализация включает 3 стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей: имитация; игровая; коллективная игра. З. Фрейд также анализирует этапы социализации в детстве и выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Э. Эриксон выделил 8 стадий социализации, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса.

Ряд авторов неоправданно рассматривает процесс социализации, как происходящий только в детские и юношеские годы. В юные годы создается фундамент духовного развития личности, но лишь вступив во взрослую жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно как и для чего жить В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформулированы в предыдущие годы ресоциализация. Десоциализация - утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Агенты социализации – индивиды, группы и социальные институты, воздействующие на индивида в процессе социализации: семья группа сверстников образование трудовой коллектив средства массовой информации другие социальные институты

Структура личности По основанию деятельности в структуре личности можно выделить 6 подсистем: система общего ориентирования (направляет поведение человека во времени и пространстве); система мотивации (стимулирует поведение); система целеполагания и волевого решения, (обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующие решениям); технологическая система (обеспечивает реализацию ориентации необходимыми способами и средствами деятельности); поведенческая система (весь потенциал субъекта в поведенческой сфере); рефлексивная система (регулирует и контролирует все стадии деятельности).

По 3. Фрейду личность состоит из 3 основных систем: Ид – оно (врожденные состояния и инстинкты человека), эго - я (исполнительный орган личности - посредник между инстинктами и условиями среды; разум, рассудок), суперэго – сверх-я (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль). Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид - как биологическую, эго - как психологическую и суперэго - как социальную составляющие.

Социологическое изучение структуры личности связано с представителями ролевой и поведенческой концепций. В ролевой концепции личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) структура личности рассматривается с точки зрения строения человеческого Я. Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули личность состоит из 3 элементов: представления о том, как нас воспринимают другие люди; представления о том, как они реагируют на наше поведение; представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж. Мид характеризует личность как Я, состоящее из 2 частей: I - Я-сам (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) Me - Я-меня или Я-другой (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

В отечественной социологии принято рассматривать структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества. В объективном смысле социальная структура - сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами, которые предполагают: наличие статусов, которые занимают участники взаимодействия относительно друга и всей системы в целом, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли).

Ролевая теория личности - результат синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ч. Кули, Дж. Мид и Р. Линтон заложили ее теоретические предпосылки и сформулировали основные положения. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30 -е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Социальный статус – позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Каждый человек занимает несколько социальных позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Положение личности может быть обусловлено социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Статусный набор – вся совокупность статусов отдельного индивида.

В статусном наборе не все позиции одинаковы. Интегральный (главный) статус – статус, с которым индивида отождествляют окружающие; тот, который определяет основное содержание его деятельности.

Виды социальных статусов 1. Предписанный (аскриптивный) – позиция, занимаемая индивидом благодаря наследуемым признакам; задается индивиду от рождения независимо от его желания и деятельности. Можно разделить их на: прирожденные и приписываемые (величина не постоянная, но биологически определяемая, не зависящая от воли человека) 2. Достигаемый – приобретается индивидом в ходе жизни благодаря усилиям, желаниям, деятельности (или их отсутствию). 3. Смешанный – обладает чертами обоих типов; приобретается в ходе жизни, но благодаря усилиям, воле, деятельности других людей.

Социальная роль - модель поведения, в соответствии с которой должна вести себя личность, обладающая определенным социальным статусом. Человек выполняет множество ролей, связанных с его социальным статусом. Ролевой набор – совокупность ролей, характерных для индивида в определенных ситуациях.

Типы социальных ролей представляемая роль – ожидания индивидов и социальных групп, ориентированные на субъекта ролевого поведения; субъективно воспринимаемая роль – ожидания, который индивид – субъект ролевого поведения – приписывает самому себе; играемая роль – реальное воплощение поведения индивида, обладающего определенным статусом

Дж. Морено различал: психосоматические роли психодраматические роли социальные роли. Т. Шибутани выделял: конвенциальные роли межличностные роли. По мнению И. Гофмана, роли бывают: сценические закулисные.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: статус определяет место индивида в социальной системе, а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса; понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые ввели целый ряд понятий: «противоречивость статуса» и «статусная кристаллизация» - разная мера согласованности между собой различных статусов личности (Ж. Ленски), «ролевая дистанция» - отдаленность индивида от исполняемой им социальной роли (И. Гоффман); «ролевые напряжения» - факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. «ролевой конфликт» - ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (Р. Мертон); «ритуалы перехода» и др.

Ритуалы перехода - специальные процедуры и практики перехода от одного статуса к другому. А. Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей. В структуре ритуала он выделял 3 стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) постлиминальная (воссоединение). Эти процедуры сохранили свое значение по сей день.

Типологии личности В психологии наиболее известны типологии Э. Шпрангера, К. Хорни, К. Юнга и Э. Фромма. Э. Шпрангер - автор книги «Типы людей» , в которой описаны 6 типов личности с разным видом активности: - теоретический - экономический - эстетический - социальный - политический - религиозный. Среди отечественных авторов можно выделить типологическую модель личности К. А. Абульхановой. , которая опирается на различия в уровне активности, характере притязаний, а также характеристиках саморегуляции.

Среди представителей социальной и культурной антропологии наиболее известны типологические модели личности Р. Линтона, А. Кардинера, М. Мид. Р. Линтон (1893- 1953) - автор концепций базисной и статусной личности. Базисная личность - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Этот тип личности передается из поколения в поколение посредством культуры. Статусная личность - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, свойственная большинству индивидов данного общества с данным статусом. Общие элементы статусных личностей того или иного общества - базисный тип личности.

По мнению А. Кардинера, изменения в социальной организации неизбежно ведут к радикальной перестройке базисного типа личности. В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность» . Ее авторами считают Ф. Боаса и К. Дюбуа. Модальная личность - наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.

Р. Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам: 1)конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые культурные цели и средства; 2)новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными средствами; 3)ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность, 4)изолированный тип - личность, которая отходит как от культурных целей, так и от институциональных средств; 5)мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял 4 типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага) человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением) человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности) человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Введение

1. Человек, Индивид, Личность

2. Личность как субъект и продукт социальных отношений

2.1 Социальная сущность личности

2.2 Социализация личности

2.3 Межличностные отношения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Проблема личности - одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Человек выступает главным субъектом и продуктом общественных отношений. В силу того, что он является многогранным и многоплановым существом, особый интерес представляет рассмотрение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека. Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе - это вопрос о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом - она же является создателем своих собственных условий существования, т.е. социальным субъектом.

Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее проработанной, понимание же человека как субъекта и продукта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.

Цель данного реферата: раскрыть сущность личности как субъекта и продукта социальных отношений. Для этого необходимо рассмотреть отличия понятий «человек», «индивид» и «личность», а затем выявить взаимосвязи с личности и общества.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 18 страниц.

1. Человек, Индивид, Личность

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен. Здесь взаимосвязаны биологическое, социальное и духовное начала, сознание и сфера подсознательного. С научной точки зрения человек, - это уникальный продукт длительного развития живой природы и одновременно результат космической эволюции самой природы. Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде. Он обладает уникальной способностью мыслить, благодаря которой существует духовный мир человека, его духовная жизнь. Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком, лишь будучи включенным в социальные отношения. Эти истины позволяют говорить о сущности человека как единстве природного и социального.

Сочетание природного и социального уровней (элементов) системы «человек» является устойчивой составляющей и в других понятиях, характеризующих человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».В философии есть один из ключевых собирательных терминов - «субъект» . Он охватывает перечисленные выше понятия, поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект - активно действующий человек с его знаниями, опытом и способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества) в процессе общественно значимой деятельности. «Субъектностъ» - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием. Этот термин не следует смешивать с понятием «человеческая субъективность», под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. В содержание понятия «субъект» входят все социально значимые характеристики человека, и в первую очередь человека как творца истории. Человеческие потребности, интересы, способности выступают в качестве движущей силы общественно-исторической деятельности и в своей совокупности образуют содержание человеческой природы. Иначе говоря, Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Эволюция понятия личности от первоначального обозначения маски (лат. persona обозначало маску, которую надевал актер в античном театре), затем самого актера и, наконец, его роли - дала толчок для развития представлений о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий.

Осмысление того, что человек - это биосоциальное существо является важным моментом понимания понятия «личность». Он неотделим от своей природы, телесности, вещественности. Но вместе с этим, он обладатель сознания, души. Поэтому личность, как комплексное осознание данной биосоциальной природы человека, характеризует то, что находится под действием двух закономерностей: природно-биологической и социально-исторической. Т.е., биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме, неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами: коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству.

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, т.е. личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в процессе совместной деятельности и общения.

Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям, - подчёркивал А.Н.Леонтьев.

Однако при всем разнообразии толкований понятия «личность», авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Но, каждый ли человек является личностью? Очевидно, что нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности. Ребенок - лишь кандидат в человека. Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации , то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

История человека начинается тогда, когда происходит поворот в его отношении к изменениям окружающей среды. С того момента, когда предок человека перестал реагировать на изменение окружающей среды изменением своей морфологии, внешнего вида, форм адаптации и начал формировать свою искусственную среду (одежда, использование огня, строительство жилища, заготовление пищи и т.п.), начинается социальная история человека. Такие формы социальной адаптации потребовали разделения труда, его специализации, усложнения форм стадной, а потом и групповой организации. Эти формы социальной адаптации нашли свое выражение в усложнении функции мозговой деятельности, о чем говорят данные антропологов: объем головного мозга у предков человека в тот период неимоверно вырос, усложнились формы коллективной деятельности, развилась вербальная коммуникация, возникла речь как средство общения, передачи информации, закрепления трудовых навыков.

Все это позволило человеческому сообществу получить большие возможности в обеспечении жизни. Одновременно совершенствование орудий труда, появление излишков продуктов примитивного производства сразу сказались на формах организации общественной жизни: она усложнилась, общество структурировалось. И то, какую роль может сыграть конкретная личность в разрешении противоречий, возникающих в социальных процессах, зависит, прежде всего, от их масштаба, соотношения в них необходимого и случайного, от особенностей общества.

Но и особенностям личности здесь принадлежит не последнее место. Порой они оказывают весьма существенное влияние на социальные процессы. Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей жизни, активно определяет и развивает «линию» собственной судьбы. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность.

Факторы формирования личности представлены на рис.1


Рисунок 1 – Факторы формирования личности

Итак,личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения, только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.

В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», отождествляются. В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» - это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. В этом смысле человек - продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода. Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией «индивидуальность».

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность - это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность - это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии. Значительное место среди этих подходов и моделей занимает ролевая теория личности. Эта теория описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль, выступающие в качестве поведенческой стороны социального статуса. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей.

Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. То есть социальная роль - это динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.

Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором. Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).

Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией. Минимальное же слияние с ролью называется дистанцированием от роли.

Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).

Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка выполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Следует отметить, что социальные санкции являются одним из главных элементов социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если кто-то нарушает требования, предписанные данной социальной роли, то следует негативная оценка и соответствующие социальные санкции. Исполнение социальной роли в соответствии с ожиданиями будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, восхищения и т.д.

В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая ей система социальных санкций. Социальные санкции бывают двух видов. Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение и т.д.), называются моральными. Помимо этого, санкции могут быть юридическими, политическими и т.д. Они реализуются конкретными социальными институтами и имеют правовые последствия.

Социальная роль не является чистой моделью поведения. Необходимо выделять ролевое ожидание - поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и ролевое исполнение - собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает. Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым исполнением выступает характер человека. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль - их различие.

Существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку неадекватное исполнение социальных ролей носителями соответствующих социальных статусов может привести к нарушению равновесия общества как социальной системы, но не абсолютные. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется статусным диапазоном.

Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации - формирование личности, становление социального «Я».

Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование», «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.

Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей и освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания определенного типа поведения усваиваются, а социальные роли именно осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.

Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны - объект социализации и субъект социализации. Объект социализации - это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации - это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) - как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Социализация бывает первичной и вторичной. Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты - представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д.

Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация приходится на вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, если между учителем и учеником отношения носят доверительный характер, то учитель будет выступать в качестве агента первичной социализации. Если же роль учителя исполняется формально, то он становится агентом вторичной социализации. Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация - в сфере социальных отношений.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация - в основном область приписываемых статусов, завершающаяся - сфера достигаемых.

На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.

Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм (девиантном) поведении.

Существуют различные объяснения девиации. Так, Ч. Ломброзо считает, что люди предрасположены к определенному типу поведения по своему биологическому складу. Х. Шелдон связывает девиантное поведение с особенностью строения тела, З. Фрейд - с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «психопатией». Социологическое объяснение девиации в первую очередь учитывает социальные и культурные факторы. Так, с точки зрения Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причина девиации кроется в «социальной дезорганизации» общества, когда культурные ценности, нормы и остальные взаимосвязи ослабевают или противоречат друг другу. Т.е. причиной девиации «является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения».

В марксистской концепции акцент делался на классовых корнях девиации. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, полностью устраняет социальные причины преступности.

Современные исследователи проблемы девиации в целом склоняются к тому, что, поскольку человек является существом биосоциальным, постольку причины девиации следует искать как в социальных факторах, так и в особенностях биологической структуры личности.

В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам, причем как положительные (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные (пьянство, наркомания, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как 70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.

Следует отметить, что девиация носит относительный характер: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого человека или группы - нормой. Т.е. критерием нормы или отклонения считаются принятые в данном обществе, в социальной группе социальные нормы - исторически сложившиеся правила допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации в соответствии с ценностями определенной культуры.

Серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. нарушения общепринятых норм, преступления), называются делинквентным поведением. Они носят абсолютный характер и наказуемы в соответствии с законом.

В социальной жизни может возникнуть и такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты, принятые обществом нормы и ценности. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты, нормы, ценности и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.

Ключевые понятия темы: человек, индивид, личность, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт, социализация, агенты социализации, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная аномия.

Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность - это выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. Личность - это социальная характеристика человека, позволяющая выделить в нем социально-типическое.

Личность как субъект социальных отношений характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Помимо этого личность характеризуют такие показатели, как самосознание, самоанализ, самооценка и самоконтроль, понимаемый как ответственность за свои поступки. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, основу которой составляют ценностные ориентации: мировоззрение, социальные ценности, идеалы, социальные нормы. Следует отметить, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства.

Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека, это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личностью не рождается, ею становятся в процессе социализации. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку не реализованные в раннем детстве возможности социализации постепенно безвозвратно утрачиваются.

Включение индивида в общество называется социализацией. В процессе социализации индивид приобретает социальную природу, превращаясь из биологического существа в социальное. Т.е. главное содержание социализации – формирование личности, становление социального «Я».



Социализация - это длительный, многоактный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся на протяжении всей жизни индивида. Связано это с тем, что на протяжении его жизни меняется не только он сам, его привычки, вкусы, пристрастия, но и меняется общество. Социализация позволяет индивиду адаптироваться к этим изменениям.

Механизм процесса социализации заключается в постоянном, непрерывном, интенсивном взаимодействии человека с окружающей его социальной средой. В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации.

Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей. Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.

Философия науки и техники.

На стыке философии и науки в середине XIX в. возникла особая научная дисциплина – философия науки, представляющая собой рефлексию над наукой, осуществляющая теоретический анализ науки как общественного явления. Современные исследователи дают следующее определение предмета философии науки: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»2.



Философия науки ставит и решает следующие вопросы: В чем заключается сущность науки? В чем сущность рациональности? Каковы критерии научной рациональности? Каковы исторические этапы развития науки? Каковы типы и виды научной рациональности? Каковы модели развития научного знания? Какими методами научного познания должны пользоваться ученые для получения истинного, корректного научного объяснения и т.д.3

В отличие от философии науки, философия техники – одна из новых ветвей философского знания, гносеологический и социальный статус которого еще четко не определен; это одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном, системном анализе техники как социокультурного феномена в историко-цивилизационномконтексте. Если в русско- и немецкоязычной литературе принято употреблять термин «философия техники», то в англоязычной – наиболее массовой и широко доступной литературе – термин «философия технологии» («philosophy of technology», а не «philosophy of technique»). Говоря о «фило-

софии техники» в англоязычном ее понимании, мы должны исходить из нераздельности техники и технологии. В противном случае многие концепции, рассуждения современных западных авторов рискуют остаться понятыми нами неадекватно.

Философия, занимаясь наиболее общими, фундаментальными проблемами, долгое время не испытывала потребности в изучении проблем техники, не только полагая их не заслуживающими внимания, но и считая, что техника сама по себе не является «предметным полем» философии. Хотя некоторые античные и средневековые философы (Аристотель, Альберт Великий) уделяли определенное внимание технике, но рассматривали ее как естествоиспытатели и изобретатели; хотя социальные проблемы, порождаемые техникой, с давних времен становились предметом философской рефлексии (в «Книге о дао и дэ»), но при этом исследовалось само общество, а не техника как самостоятельный феномен.

Исторически сложилось так, что долгое время философия и методология науки ориентировалась на анализ прежде всего естественнонаучного знания, в особенности - физического и математического (о взаимоотношениях физики и философии см. хрестоматию 6.1 и хрестоматию 6.2), поскольку именно оно считалось эталоном строгости и точности. Но в последней трети прошлого века исследовательский интерес стал смещаться в сторону гуманитарных и социальных наук. Проблемы методологии истории, психологии и социологии стали изучаться все более активно. Это позволило во многом преодолеть имевшую место односторонность методологических концепций и, кроме того, дало возможность заново переосмыслить некоторые из фундаментальных проблем науки, например, проблему закономерностей развития научного знания или проблему его достоверности.
Оценивая тенденции развития философии и методологии науки, большинство исследователей отмечают следующие два обстоятельства. Во-первых, эволюцию теоретических концепций от нормативного подхода к процедурам и результатам научных исследований к дескриптивному, описательному, и во-вторых, поворот от логического анализа структуры научного знания к проблемам его исторического развития. Эти тенденции во многом являются взаимосвязанными. Анализ исторического пути развития научного знания показал, что надежды на существование единого универсального научного метода, применимых везде и всегда критериев достоверности получаемых результатов, по всей видимости, не оправданы. В истории науки не существовало единых стандартов научной строгости и точности. В каждую историческую эпоху в различных научных дисциплинах применялись свои правила и приемы исследования, которые могли оказаться более или менее успешными. Это привело к отказу от первоначальной установки логического позитивизма перестроить все здание науки в соответствии с последними достижениями логики, и, поскольку ученые зачастую действовали вопреки предписаниям методологов, оставило за методологией преимущественно описательную и классифицирующую функции по отношению к методам научного познания и его результатам. Такое изменение установки не превратило, однако, предшествующие разработки философов науки в бесполезные инструменты, а только ограничило область их применимости и выявило степень их соответствия исторической практике научных исследований.
Как правило, методологические проблемы науки не являются собственно внутринаучными проблемами - они имеют значительное философское содержание, поскольку их способ постановки, а зачастую и решение зависят от принятых исследователем философских допущений относительно природы мира, познания и специфики научной деятельности.
К числу основных проблем философии и методологии науки обычно относят проблему возникновения научного знания, соотношения и взаимосвязи научных и вненаучных форм познания, проблема строения научного знания и основных функций науки, проблема развития науки.
Естественно, что каждая из этих проблем в свою очередь представляет собой довольно сложный комплекс подпроблем, характеризующийся собственными логическими и идейными связями. Так, проблема структуры научного знания требует выяснения вопросов, какое знание считать эмпирическим, а какое - теоретическим, что такое научный факт и что такое научная гипотеза, что является законом науки, а что является научной теорией, должна ли научная гипотеза основываться на фактах или она должна быть логическим следствием теории и т.д. Определенное решение каждой из этих проблем оказывает влияние на решение остальных, а иногда даже может завести решение других проблем в тупик, как это получается в знаменитой "дилемме теоретика" К.Г. Гемпеля.
Как показала практика исследования, средства современной логики позволяют, во-первых, формулировать эти и другие подобные проблемы вполне однозначным строгим способом, а, во-вторых, являются незаменимым инструментом их анализа. Их единственный недостаток состоит лишь в том, что они не могут быть достаточными средствами для решения всех методологических проблем. Логика оказывается здесь неразрывно связанной с философской теорией науки. К рассмотрению одной из таких проблем, где простого логического решения оказывается недостаточно, мы сейчас и перейдем.

Философия техники как самостоятельная философская дисциплина сформировалась позднее философии науки. Сам термин был введен немецким философом Э. Каппом, опубликовавшим в 1877 году книгу под названием "Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения". На протяжении XX столетия к философским проблемам, связанным с техникой, обращались многие выдающиеся мыслители, включая одного из самых значительных философов прошлого века - М. Хайдеггера. Это предопределило два способа постановки философского вопроса о технике. Первый, имеющий больше сторонников, состоит в представлении техники как специфического феномена человеческой культуры, второй же усматривает в технике, техническом универсальное основание культуры, фундаментальное отношение человека к миру. В первом случае речь идет о философии техники как об одном из направлений философских исследований (наряду с философией науки, философией религии или философией права), во втором случае мы можем говорить о возможном, хотя и до сих пор не развернутом, философском учении (здесь аналогом выступает, например, философия жизни). В дальнейшем мы будем рассматривать философию техники в первом из указанных смыслов.