Материал к классному часу: "О вреде курения табака".

Занятие по теме «Курение как угроза здоровью»

Это занятие я проводила с воспитанниками детского дома в возрасте 14-16 лет. Его также можно использовать для бесед с подростками на классных часах в школе.

Цель :формирование у воспитанников представления об отрицательном влиянии курения на организм.
Задачи:
познакомить детей с вредным влиянием курения на различные органы человека;
формировать бережное отношение подростков к своему организму;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование : таблицы, плакаты, справочные материалы, карточки с вопросами, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Орг. Момент.
2. Вступление.
Воспитатель . Сегодня мы поговорим о курении. Думаю, что большинство из вас знают, что курить вредно. Попробуйте объяснить, почему? (Ответы детей). Сейчас мы узнаем насколько вы осведомлены.
3. Антитабачная викторина.
Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?
а) сигареты с фильтром;
б) сигареты с низким содержанием никотина;
в) нет.*
2.Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?
а) 20-30;
б) 200-300;
в) свыше 4000.*
3. Сколько вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
а) не более 20%;*
б) 40%;
в) 100%.
4. Если человек начал курить в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни?
а) на 1-2 года;
б) на 5-6 лет;
в) на 8 и более.*
5. Как курение влияет на работу сердца?
а) замедляет его работу;
б) заставляет учащенно биться; *
в) не влияет на его работу.
6. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
а) аллергия;
б) рак легкого; *
в) ангина.
7.Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
а) стаж не имеет значения;
б) чем дольше куришь, тем сложнее бросить; *
в) чем больше куришь, тем легче бросить.
8. Как курение влияет на массу человека?
а) снижает ее;
б) повышает;
в) не изменяет.*
9)Что такое пассивное курение?
а) когда не вдыхаешь в себя дым;
б) находишься в помещении, где курят; *
в) когда куришь за компанию.
10. Каков процент желающих бросить курить?
а) 25%;
б) 65%;
в) 85%.*
4. Воздействие курения на организм человека (с данными сообщениями выступают воспитанники).

Органы дыхания.
Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.
В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.

Нервная система.
При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.
Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.

Сердце.
Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляется головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.

Органы пищеварения.
Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

Воспитатель. Ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что по сравнению со взрослым ваш организм не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ ваш организм менее защищен. Поэтому курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
5. Информация для размышлений.

ЗАДУМАЙСЯ

Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно на 15 минут).
Из 100 больных туберкулезом 95 – курильщики.
У курильщика рак легких встречается в 30 раз чаще, чем у некурящих; рак гортани – в 5 раз, рак мочевого пузыря в 2,7 раз чаще. У курильщика может развиться рак губы, языка.
При выкуривании пачки сигарет в организм поступает 400 мл угарного газа, что приводит к снижению наполовину кислорода, поставляемого к сердечной мышце.
Одной – двух затяжек достаточно, чтобы насытить организм человека никотином. Остальные затяжки он делает по привычке.
По данным Всемирной организации здравоохранения, травление табаком с 12 лет делает весьма вероятным развитие рака легких к 40 годам. Случаи внезапной смерти от острого инфаркта у мужчин моложе 40 лет связаны с табакокурением.
Приступы, приводящие к внезапной смерти, у курящих бывают в 4–5 раз чаще, чем у некурящих. Язва желудка поражает курильщиков в 10 раз чаще, чем некурящих, рак почек – в 5 раз, глаукома – в 3 раза чаще.
В табачном дыму насчитывается более 4660 компонентов, 300 из них – активные биологические яды. В одной сигарете содержится от 0,1 до 0,3 миллиграмма никотина. Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь.
Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 – 20%. Регулярное курение постоянно заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит в конце концов к его преждевременному изнашиванию.
6.Просмотр мультфильма «Курение опасно».

7. Открытое письмо курящей девушке
Академик Ф. Углов

Сотни людей я уже прооперировал по поводу рака легких. И сотням я вынужден был отказать, поскольку ничего уже нельзя было сделать…
Обобщая полувековой опыт врача, я написал книгу «Сердце хирурга». Там ты сможешь прочитать скорбные строки, вызванные моим отчаянием. Нет для хирурга ничего хуже, нежели отказать больному, признав свое бессилие. Я признавал это, отступая перед многолетними курильщиками.
Теперь наступило время массового поступления на операционные столы женщин-курильщиц.
Через мои руки и мое сердце прошли сотни людей, страдающих оттого, что не смогли бросить эту пагубную привычку.
В этих строках, обращенных к тебе, будут слова и цифры, найденные моими единомышленниками, но только я – хирург - представляю, что стоит за этими цифрами и процентами.
Я не буду утверждать банальные истины о том, что капля никотина убивает лошадь. Не буду говорить о том, что 20 выкуренных сигарет сокращают жизнь на 8 – 10 – 12 лет. Ты молода, и твоя жизнь кажется тебе нескончаемой.
По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни. Пустяк, если тебе только 20. И что тебе до того, что злостные курильщики заболевают раком легких в 30 раз чаще, чем некурильщики; что средний возраст умерших от сердечных приступов 67 лет, а у курильщиков – 47. Что такое 20 лет разницы, если тебе только 15 и все еще впереди.
С огромным огорчением для себя я вижу, как девочки покуривают возле школы, зажав сигарету в кулак.
Социологи провели анонимную анкету, в которой один из вопросов был: «почему вы курите?». 60% девушек ответили: «Это красиво, это модно». А 40% курят потому, что хотят нравиться мальчикам. А как мальчики относятся к этому?
Было опрошено 256 юношей. Им предложили 3 варианта ответа: положительно, безразлично, отрицательно.
В твоей компании девушки курят. Как ты к этому относишься?
положительно-41%,
безразлично-17,4%,
отрицательно-41,6%
Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься?
положительно-1%
безразлично-15%,
отрицательно-84%
Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?
безразлично-2 чел. Все остальные - отрицательно.
А теперь попробую нарисовать твое будущее, как оно представляется мне. От курения у тебя станет сиплым голос, постепенно почернеют, испортятся зубы. Кожа лица приобретет землистый оттенок. Резко пострадает твое обоняние и ухудшатся вкусовые ощущения. Наверное, ты уже обратила внимание, как часто сплевывают курильщики. Запах изо рта курящей неприятен. Ты будешь просыпаться с горечью во рту и головными болями оттого, что всю ночь кашляла. Очень рано кожа лица станет морщинистой и сухой. Женщины – курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих ровесниц.
Сегодня Всемирная организация здравоохранения выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!»
Я – врач и обязан тебе предложить то же.
8. Заключение.
Воспитатель. Если кто-нибудь из вас, взяв в руки сигарету, вспомнит о нашем сегодняшнем разговоре, то мы поговорили не зря. Но будет гораздо лучше, если вы не станете брать в руки сигарету совсем. Спасибо всем за внимание.
До свидания!

Руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков НИЦ профилактической медицины Министерства здравоохранения России профессор А. Александров рассказывает, как правильно подать информацию о вреде табака школьникам.

Форма разговора

Знание особенностей детской психики дает главный вывод: никаких нотаций, обвинений в безответственности, упреков, запретов. Только доверительный разговор равных собеседников: высказать мнение правдиво, без приукрашиваний, выслушать, что по этому поводу думает ребенок. Беседа может носить групповой характер.

Мало пользы от лекции о вреде курения. Даже если информация сопровождается наглядной агитацией, большая часть фактов быстро забудется. Лучше действует самостоятельный поиск информации, особенно, если есть опыт знакомства с сигаретой.

Самый эффективный способ – не рассказ взрослого и не диалог один на один, а групповое обсуждение. Каждый участник высказывает мнение и слушает других. Дискуссию, диспут, ролевые игры, интерактивные беседы часто используют учителя. Некоторые приемы полезно взять на вооружение родителям.

Пока не пробовал

Информацию уместно подавать детям в игровой, ненавязчивой форме, начиная с дошкольного возраста. Не пытаться рассказать все и сразу, факты включать дозировано и «случайно». Увидев курящего человека, объяснить, что такое «сигарета», откуда и почему идет дым, какие неприятные ощущения испытывает курильщик.

Чтобы в голове закрепилась четкая мысль, курение – это плохо, подобрать ёмкие, образные слова, тон эмоциональный. Такой механизм действует эффективно и в младшем школьном возрасте. В подсознании ребенка отложатся негативные ассоциации, связанные с курением, которые в момент выбора, курить или нет, сыграют решающую роль.

Пробовал, но не курит

Если школьник уже пробовал курить, но не ему не понравилось, надо опираться на этот негативный опыт. При случае подчеркивать, что это не в моде.

Работают приемы импровизации:

  • у того человека желтые зубы – наверно, он много курит;
  • у этой девочки проблемы с кожей, может, она курит.

Подросток в 10-15 лет живет сегодняшним днем. Говорить о проблемах со здоровьем в будущем бесполезно. Нужны аргументы, актуальные здесь и сегодня.

Уже вошло в привычку

Когда школьник уже курит, не стоит рассказывать прописные истины. Сначала надо понять, что толкнуло его к вредной привычке. Данные опросов среди школьников показывают причины:

  • выглядеть взрослее;
  • получить удовольствие;
  • не выделяться среди курящих друзей;
  • заполнить свободное время;
  • интерес, любопытство;
  • снять стресс;
  • поднять авторитет в компании;
  • понравиться сверстнику противоположного пола;
  • пример вокруг — курящие родители, реклама, примеры из фильмов.

Исходя из причин, строить последующие шаги. Мало рассказать о вреде курения, надо действовать. Поднять самооценку, показать, что расслабиться курение не поможет, найти замену ритуалам курения, записать в спортивную секцию, вместе заняться чем-то модным и полезным.

Нужна сильная мотивация для отказа от вредной привычки. Важно развеять мифы о курении и предложить другие стратегии поведения. Не получается самостоятельно, надо обращаться к специалистам – педагогам, психологам и врачам.

Что говорить и показывать

Пересказывать содержание брошюр и сайтов о профилактике курения не стоит. Надо показать влияние табака на функции растущего организма. На стадии формирования все органы особенно уязвимы.

Кровь юного курильщика испытывает недостаток кислорода из-за его замещения угарным газом. Страдают все органы и ткани. При высокой концентрации газа в крови возможен смертельный исход из-за кислородного голодания.

Легкие как губка впитывают все загрязняющие вещества, сужаются просветы бронхов, появляется ощущение нехватки воздуха, одышка, кашель.

Сердце работает в напряженном режиме, сердечный ритм сбивается. Увеличивается нагрузка на всю сердечно-сосудистую и дыхательную системы подростка. Отсюда постоянная слабость, частые простуды, расстройства работы желудочно-кишечного тракта.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Все пороки от безделья.

Народная поговорка.

Губительная Сигарета

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым.

Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Материал к классному часу: "О вреде курения табака"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Устный журнал в начальной школе «Курение: почему это опасно?»

Цели : создать условия для формирования навыков здорового образа жизни; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности - к курению.

Оборудование:

Книжная выставка по этой проблеме;

Фотографии, иллюстрации, отображающие вредоносное воздействие табакокурения на организм;

Высказывания о табакокурении: «Курить - здоровью вредить!», «Капля никотина убивает лошадь» и т. д.;

Иллюстрации, приготовленные учениками к каждой странице журнала, например к исторической странице - индейцы, сидящие за трубкой мира; к медицинской:

с→ мозг человека

г→ легкие

р→ желудок

та→ сердце и сосуды;

Перечень ядовитых веществ, содержащихся в табаке и табачном дыму.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель . Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о самой распространенной вредной привычке - курении, которая разрушает здоровье человека, сокращает его жизнь и приводит к смертельным заболеваниям. Из страниц устного журнала вы узнаете об истории табакокурения и его вредном действии на человеческий организм.

II. Основная часть.

Учитель. Итак, первая страница нашего журнала - историческая. (На доске разместить соответствующую тексту иллюстрацию.)

Одна из самых «модных» вредных привычек - курение табака - имеет почти 500-летнюю историю.

Открытие Христофором Колумбом в 1492 г. Америки связано с открытием европейцами многих новых для них растений, среди которых был и табак. Моряки с любопытством наблюдали, как жители Багамских островов вдыхали дым свернутых в трубочки листьев незнакомого растения. Вопреки строгому запрету великого мореплавателя, некоторые из его моряков тайно привезли листья и семена табака в Европу.

Сначала табак был объявлен всеисцеляющей лечебной травой. Вот как описывались его чудодейственные свойства в одной испанской книге 1543 г.: «Табак вызывает сон, избавляет от усталости, успокаивает боль зубов, вылечивает головную боль...»

Поэтому нет ничего удивительного в том, что табак быстро завладел аристократическими салонами еще в XVI в. и особенно стал популярным в XVII и XIX веках. Мужчины и женщины, молодые люди начали кури ть, нюхать и жевать табак.

Рекомендуемый вначале как лекарственное средство от всех болезней, табак очень скоро приобрел плохую славу, и испанская королева Изабелла первая прокляла его заодно с теми, кто его употреблял. Ее примеру последовал французский король Людовик XIV, а царь Михаил Федорович Романов приказал отрезать нос каждому, кто курит. Турецкий султан Мурад IV запретил курение табака иод страхом смертной казни.

В 1828 году было открыто главное действующее вещество в табаке - никотин, и названо оно было так в честь человека, который вырастил в Европе первым табак из семян, - Жана Нико, французского посла в Португалии.

Курение папирос стало очень популярным в Европе в начале XX в. среди мужчин, а после первой мировой войны и среди женщин. В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании в мире, и называется никотиномалией.

Учитель. Вторая страница- медицинская. (На доске учитель меняет иллюстрацию. Эту страницу может провести школьный врач или другой приглашенный медик.)

Итак, курение табака вредно, потому что высушенные листья этого растения содержат наркотик - никотин, который вызывает привыкание так же, как и другие наркотики.

Кроме того, современная наука располагает многочисленными доказательствами того, что табак содержит около 400 губительных для организма человека веществ.

«Капля никотина убивает лошадь!» - и мы часто не вдумываемся в смысл этих слов. А ведь действительно убивает! Большое красивое животное падает от капли страшного яда. Очень чувствительны к никотину птицы. Если смочить никотином конец стеклянной палочки и прикоснуться им к клюву воробья, то птица погибает через несколько секунд. Если голубя поместить под стеклянный колпак и впустить туда дым от одной папиросы, то через несколько минут голубь погибает. Смазывание никотином век крысы вызывает ее мгновенную смерть.

Капля никотина приводит к гибели всех рыб в аквариуме. Был отмечен очень интересный факт, связанный с медицинскими пиявками. Заядлому курильщику поставили такую пиявку, она очень быстро отвалилась и погибла в судорогах, так как насосалась крови, содержащей никотин.

Для человека смертельная доза никотина 50-75 мг. В 1934 г. в курортном городе Ницца компания молодежи устроила состязание - кто больше выкурит сигарет. Победителя ждал приз. Выигравших оказалось двое, но награду «победители» не смогли получить: выкурив по 60 папирос, они скончались. Несколько других участников «состязания» в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Известен случай, когда юноша погиб, выкурив большую сигару.

Мальчик трех лет, играя со старой табачной трубкой, наглотался через нее воды и умер от отравления никотином.

Годовалый ребенок отравился, съев папиросу.

Вредное действие табака не ограничивается только никотином. Среди ядовитых веществ табачного дыма - аммиак, синильная кислота, угарный газ, канцерогены.

Угарный газ не только отравляет организм курильщика, но и лишает клетки кислорода. Если это подросток, то хроническое кислородное голодание приводит к тому, что он отстает в росте, становится бессильным. Его мозг с трудом запоминает новую информацию, работоспособность ученика снижается.

Если взять чистый носовой платок, приложить его к губам, а затем выдохнуть через него дым от сигареты, то на платке останется коричневое пятно. На внутренней поверхности табачной трубки собирается бурого цвета налет. Курильщик даже вынужден периодически чистить просвет трубки специальным приспособлением. Налег застывает в плотную коричневую массу - это табачный деготь, одна из главных опасностей для курильщика. Человек, который выкуривает в день пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 г табачного дегтя. Попробуй представить себе его легкие! В легких курильщика осаждается и уголь, поэтому они черного цвета, и если провести по ним скальпелем хирурга, то раздастся ужасный скрежет.

Ученые установили, что в состав табачного дегтя входят различные вещества, способные вызывать раковые опухоли - эти вещества называются канцерогенами (от латинского слова «канцер» - рак).

2 мг канцерогена содержится в 1000 сигарет, и этого количества достаточно, чтобы вызвать раковую опухоль у крысы или кролика.

Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то на этом месте возникает опухоль. Киевские учение вводили табачную смолу в легкие лабораторным крысам, и у них развился типичный рак легкого.

Перечисление вредных составляющих табачного дыма можно было бы продолжать еще очень долго. Но лучше спросить себя: стоит ли начинать курить? Принесет ли это пользу моему здоровью? Начать курить легче, чет отказаться от курения.

Учитель . Третья страница - психологическая. (Учитель меняет иллюстрации на доске. Рассказ может продолжить не только учитель, но и школьный психолог.)

Ребята, вам знакомо это слово - «психология»? Психология - это наука, которая изучает поведение человека. Она объясняет, почему человек поступил в определенной ситуации именно так, а не иначе. Мы постараемся с вами ответить на вопрос: почему люди курят? (Ученики пытаются найти ответ на вопрос: чтобы выглядеть взрослым, потому что все курят, потому что это модно и т. д.)

Учитель. Если спросить любого курильщика: «Как ты начал курить? Зачем?», он ответит: «По глупости...» У школьников считается шиком выкурить сигарету тайком от взрослых. Они считают: «Я курю, значит я взрослый, самостоятельный человек». Обычно в возрасте до 13 лет начинают курить из любопытства, в возрасте до 17 лет - из подражания моде, своим друзьям. Иногда старшие друзья насильно заставляют ребят выкурить первую сигарету. Но нужно хорошо понимать, что настоящие друзья не хотят вреда для твоего здоровья. А курящий ребенок чаще болеет, медленнее растет и хуже учится, так как от ядовитых веществ табака у него слабее память.

Каждый из вас, ребята, должен уметь уверенно отказаться от предложенной сигареты, перестать общаться с людьми, которые насмехаются над тобой и называют «маменьким сынком».

Учитель . А теперь мы проверим, как хорошо вы запомнили все то, о чем вам сегодня рассказали.

Вопросы викторины:

1. Кто и где впервые начал курить табак?

2. Кто привез табак в Европу?

3. Чем сначала считали табак? Для чего его использовали?

4. Какие ядовитые вещества содержатся в сигаретах?

5. Как влияет сигаретный дым и никотин на животных?

6. Какие органы страдают у курильщика?

III. Подведение итогов.

Учитель . Завершить наш устный журнал я хочу словами известного писателя Марка Твена: «Ничего нет легче, чем бросить курить, - я сам это делал сотни раз, но так ни разу и не бросил по-настоящему». Помните, ребята, что никакой пользы от табакокурения человек не получает, и никогда не поддавайтесь этой вредной привычке.

Интересный факт: в организм ребёнка из сигареты поступает на 15–20% больше вредных веществ, чем в тело взрослого человека..

В будний день невозможно пройтись по двору, не увидев пару-тройку прячущихся с сигаретой подростков. Знают ли они о вреде курения? Да. Почему тогда продолжают, несмотря на колоссальный ущерб здоровью, страх наказания в школе и дома, на законы, в конце концов? Ответ прост – подростки живут настоящим днём, не задумываясь о последствиях.

Какие проблемы со здоровьем «дарит» сигарета школьникам?

Почему на детском курении акцентируется внимание? Дело в том, что привыкание к никотину у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых: достаточно покурить всего три-четыре дня. А уже спустя месяц могут проявиться первые последствия.

  • Проблемы с органами дыхания. Именно они принимают на себя «первый удар». Доказано, что лёгкие окончательно формируются у человека в возрасте 18–20 лет - у курящего подростка они просто не могут развиться нормально. Одновременно с тем появляются хронические воспалительные процессы, бронхит, изнуряющий кашель.
  • Заболевания полости рта. Научно установлена связь между курением и частотой заболевания раком языка, губы, трахеи, гортани. Нарушается зубная эмаль, в результате чего зубы не только меняют свой цвет, но и начинают постепенно разрушаться.
  • Нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Из-за курения у подростков часто наблюдается тахикардия, нарушения сердечного ритма. Скачки артериального давления приводят к развитию ВСД, раннего атеросклероза и ишемической болезни сердца.
  • Меняется чувствительность органов восприятия. У курящего ребёнка ухудшается зрение, обоняние, слух.

Страдает и внешность: гормональные всплески активизируют работу сальных желез, что приводит к появлению сыпи, угрей и повышенной жирности волос. Курящим школьникам избавиться от этих проблем практически невозможно - организм всё время будет пытаться вывести вредные вещества через кожу.

О вреде курения для детей: мнение психологов

Под угрозой не только физическое, но и психоэмоциональное развитие. У подростков, которые «балуются» сигаретами, возникают проблемы с учёбой, они становятся невнимательными, рассеянными. Сокращается объём памяти – и вот уже ребёнок не способен справиться со всеми предметами школьной программы.

Важно помнить, что школьникам недостаточно уроков, посвящённых теме , – не стоит взваливать всю ответственность на учителей. Родители должны активно общаться со своим чадом, находить время для важных разговоров, а главное – подавать позитивный пример и самим навсегда освободиться от никотиновой зависимости!