Примером девиантного поведения является. Причины девиантного поведения человека

Сопоставив классификации поведенческих девиаций , мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

Креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

- девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.

Основные формы девиантного поведения

1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5) Суицид

Побеги из дома и бродяжничество

Страхи и навязчивости

Вандализм и граффити

Преступность.

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология - наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика - о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология - о действиях социальных законов, то роль психологии - раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка.

Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:


Потребность в престиже, в самоуважении;

Потребность в риске;

Эмоциональная неустойчивость;

Агрессивность;

Наличие акцентуации характера;

Отклонения в психическом развитии;

Низкое самоуважение;

Неадекватная самооценка.

Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.

- Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы - наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий , морфий, гашиш , болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком.

Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:

Лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;

Отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

Конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;

Употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

Хранение наркотиков дома;

Наркотическая наследственность;

Состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.

Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений - предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

- Алкоголизм . Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом - просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:

Запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;

Проведение групповой антиалкогольной терапии;

Постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

- Проституция . Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности - повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

- Суицид . От латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия, - суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.

- Побеги из дома, бродяжничество . Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.

- Страхи и навязчивость . Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.

- Вандализм и граффити . Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.

Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:

Скука. Причина - желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.

Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата , который сжег храм только ради славы).

Граффити - оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.

Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити.

М. Кокорев выделяет три вида:

Разрушительные граффити;

Специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.

На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:

а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

б) протест против социальных и культурных норм;

в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

г) мотивы творчества;

д) сексуальные мотивы;

е) развлекательные мотивы.

Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.

Социальная дезадаптация - школьная дезадаптация - Неуспевающие, одаренные, педагогически запущенные дети, дети и подростки с задержкой психического развития, с нервно-психическими нарушениями.

Г. В. Апинян

О ПОНЯТИЯХ «ДЕВИАЦИЯ», «ДЕВИАНТНОСТЬ», «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Работа представлена кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. А. Грякалов

Понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т. е. наиболее общее понятие, фиксирующее собственно феномен, а термином «девиант-ность» обозначать состояние субъекта девиации, термином «девиантное поведение» - поведенческое проявление. Девиация имеет множество типов и форм: от коллективной до индивидуальной, от сакральных и сакрализованных до игровых.

Ключевые слова: девиация, девиантность, девиантное поведение, экс-трим.

NOTIONS OF "DEVIATION", "DEVIANCE", "DEVIANT BEHAVIOUR"

The notion of "deviation" should be viewed as a category, i. e. the most general notion fixing the phenomenon itself. The term "deviance" denotes the state of a subject of deviation; the term "deviant behaviour" means behavioural manifestation. Deviation has many types and forms: from collective to individual one, from sacred and sacralised to game ones.

Key words: deviation, deviance, deviant behaviour, extreme.

Проблема девиации (отклоняющегося поведение) является одной из центральных в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и т. д. Девиация имеет множество форм и типов. Коллективная, сакральная по своей сути, или являющаяся игровым реликтом таковой: культово-обрядовые действа, традиционные праздники, карнавал, государственные и «народные» праздники.

Девиантное поведение в экстремальных условиях: от погрома, бунта и революции до витальных ситуаций при землетрясении или террористическом акте. Данный тип девиации имеет свои внутренние этапы и формы проявлений.

Девиация коллективного типа связана непосредственно с девиантной ситуацией. В зависимости от преобладающей референции феномен приобретает характер управления (включая магическое) или деструктивной

реакции. Одним из вариантов девиантного поведения являются молодежные движения: от «студенческой революции 68-г.» до современных «экстремалов».

Особую форму девиации представляют собой девиантные сообщества: институиро-ванные (пиратское «братство», мафиозные кланы и пр.) и иерархически структурированные (хулиганские сообщества, криминальная группа, «банда»).

Индивидуальная девиантность может иметь сакральный характер, ее носители -шаман, юродивый, святой. Имеет светский вариант: денди, философ, человек художественной или социальной богемы, нищий или «клошар».

Среди типов и форм девиации выделяется личность творческого (художественно, научного) андеграунда - противопоставляющая себя обществу и традициям, вступающая с ними в конфликт. Девиантность и

деструктивность являются существенными чертами психологемы андеграунда (богемы).

В исследовательской литературе употребляется ряд понятий, характеризующих рассматриваемый нами феномен девиации. Полагаем необходимым «развести» эти понятия.

На наш взгляд, понятие «девиация» следует рассматривать как категорию, т. е. наиболее общее понятие, фиксирующее собственно феномен.

Термином «девиантность» обозначать состояние субъекта девиации, а термином «девиантное поведение» - поведенческое проявление.

Категориальный характер термина «девиация» подтверждает тот факт, что он имеет расширяющийся характер, включает в предмет обозначения самые разнообразные феномены, характеристика которых в данном аспекте также носит контекстуальный и конкретный характер. Например, как формы девиации можно рассматривать современные молодежные движения и субкультуры, хотя эти феномены имеют специфическую природу и функционирование в социуме . Еще одним примером выступает художественный андеграунд и поведение творческих личностей.

Неопределенность понятийного аппарата, наблюдаемая в девиантологии, связана с тем, что девиантология является относительно молодой наукой, понятийный аппарат которой находится в развитии.

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. ёеу1айо - отклонение), поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, а также «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в данном обществе, среде, группе.

Выработку более или менее устойчивых и однотипных определений девиантного поведения затрудняет множественность и неоднозначность его проявлений, а также зависимость

оценки поведения как «нормального» или же «отклоняющегося» от ценностей, норм, ожиданий (экспектаций) общества, группы, субкультуры; изменчивость оценок со временем, конфликт оценок различных групп, в которые входят люди, наконец, субъективные представления исследователей (девиантологов).

Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни социологи в качестве точки отсчета («нормы») используют ожидания (экспек-тации) соответствующего поведения, а другие - эталоны, образцы поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды .

Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Исходя из самых общих представлений, можно дать следующее определение: девиантное поведение (deviant behavior) - это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям.

При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые нормы, а под фактически сложившимися -нормы морали, обычаи, традиции.

В девиантологических исследованиях первоначально оговаривалось (или понималось из контекста), в каком смысле употребляется выражение «девиантное поведение» -как характеристика индивидуального поведенческого акта или же как социальный феномен. Позднее для обозначения последнего стали применять термины «девиация» («отклонение»), «девиантность» или же «социальная девиация» («социальное отклонение»). В качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях» .

В английском языке, на котором написано большинство мировой девиантологиче-ской литературы, для характеристики соответствующего социального явления, свойства общества порождать «отклонения» обычно употребляется слово deviance - девиантность («отклоняемость» - неудобная для русского языка грамматическая форма).

Более других распространены следующие определения девиантности (deviance): отличие от норм или от приемлемых (допустимых, принимаемых) стандартов общества; некоторое поведение или физическое проявление, социально вызывающее и осуждаемое, поскольку отклоняется or норм и ожиданий группы.

Современная «Энциклопедия криминологии и девиантного поведения» (2001) различает три основных подхода в определении девиантности: девиантность как поведение, нарушающее нормы (R. Akers, М. Clinard, R. Meier, A. Liska, A. Thio); девиантность как «реагирующая конструкция» (D. Black, Н. Becker, К. Erickson, Е. Goode); девиантность как нарушение прав человека (Н. Schwendinger, J. Schwendinger).

По мнению криминологов (Н. Hess, S. Scheerer), преступность (вид девиации, но сказанное можно применить и к другим ее формам) - не онтологическое явление, а мыслительная конструкция, имеющая исторический и изменчивый характер.

Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определенные значения. Преступность - социальный и языковый конструкт.

Общественная или государственная оценка проявлений девиантности, само отнесение определенных форм деятельности к девиант-ным - результат сознательной работы властных, идеологических институтов, формирующих общественное сознание. Огромная роль в такой «конструкторской» деятельности принадлежит политическому режиму.

При определении девиации чаще всего используются сопряженные понятия «пата-логия» и «норма».

Термин «патология» («социальная патология»), как нам кажется, неудачен. Слово «патология» происходит от греческих «страдание» и «слово, учение» и в буквальном смысле означает науку о болезненных процессах в организме живых существ (человека и животного). В переносном, этимологически неточном смысле, патология - это болезненные нарушения строения, функционирования или развития каких-либо органов или проявлений живых организмов (патология сердца, патология желудка, патология умственного развития). Перенос медицинского (анатомического, физиологического) термина в социальную сферу двусмыслен и несет «биологическую» нагрузку, «биологизирует» социальную и культурную проблему. Кроме того, даже в медицине, откуда пришел этот термин, понятия нормы и патологии дискуссионны. И. П. Павлов, И. В. Давыдовский рассматривали болезнь как вариант нормы, а так называемые патологические процессы и болезни - как особенности приспособительных процессов.

Наконец, девиации могут быть полезны, прогрессивны, тогда как термин «патология» воспринимается как нечто отрицательное, нежелательное.

Исходным для понимания отклонений является понятие нормы. В теории организации сложилось наиболее общее - для естественных и общественных наук - понимание нормы как пределов, меры допустимого. Это такие характеристики, «границы» свойств, параметров системы, при которых она сохраняется (не разрушается) и может развиваться. Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечиваются сохранность и развитие системы. Это - естественная, адаптивная норма, отражающая закономерности существования системы. Так, биологическая система существует при определенных «нормативах» температуры тела (для человека от +36 до +37 °С), артериального давления (для человека 120/80 мм ртутного столба), водного баланса и т. п.

Социальная и культурная нормы выражают исторически сложившиеся в конкрет-

ном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций.

В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов социальные и культурные нормы складываются (конструируются) как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому данные нормы могут либо соответствовать законам общественного развития (и тогда они являются «естественными»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, политизированного, мифологизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама «норма», «нормальны» же (адаптивны) отклонения от нее.

Следует отметить, что существует немало классификаций социальных норм по разным основаниям. Так одну из возможных классификаций предлагает и обосновывает Т. Шипунова .

Те или иные виды, формы, образцы поведения «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся (установленных) социальных норм в данном обществе в данное время («здесь и сейчас»). Что считать отклонением, зависит от времени и места. Поведение, «нормальное» при одном наборе культурных установок, будет расценено как «отклоняющееся» при другом.

И наконец, организация и дезорганизация, «норма» и «аномалия» (отклонение), энтропия (мера хаотичности, неупорядоченности) и не-гэнтропия (мера организованности, упорядочения) дополнительны (в понимании Н. Бора). Их сосуществование неизбежно, они неразрывно связаны между собой, и только совместное их изучение способно объяснить исследуемые процессы. «Порядок и беспорядок сосуществуют как два аспекта одного целого и дают нам различное видение мира» .

Именно отклонения как всеобщая форма изменений обеспечивают «подвижное равновесие» (А. ле Шателье) или «устойчи-

вое неравновесие» (Э. Бауэр) системы, ее сохранение, устойчивость через изменения. Другое дело, что само изменение может быть эволюционно (способствовать развитию, совершенствованию, повышению степени организованности, адаптивности) и инволюционно. Но поскольку все сущее конечно (смертно), постольку и инволюционные, энтропийные процессы закономерны и, увы, неизбежны. В этом смысле девиация есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную форму.

Проблема функций девиантности, допустимости и границ употребления термина служит предметом научного обсуждения. Так, А. М. Яковлев определяет функции организованной экономической преступности как стремление обеспечить незаконным путем объективную потребность, не удовлетворяемую в должной мере нормальными социальными институтами . Не случайно обсуждение этих тем в России пришлось на до- и «перестроечное» время, в условиях деструкции общественно-экономической системы, активизации девиантных форм в экономической и социальной жизни. Преступные связи и отношения, элементы экономической преступности возникают там и постольку, где и поскольку объективная потребность в организации и координации экономической деятельности не получает адекватного отражения в организационной и нормативной структуре экономики как социального института.

Функциональность «теневой экономики», включая нелегальное предпринимательство и коррупционные связи, подробно исследуется в работах И. Клямкина, Л. Тимофеева, Т. Шанина и др. Анализу функции взятки, коррупции посвящены труды В. Рейсмена, Л. Тимофеева .

С приходом «гласности», снятием табу на исследование отрицательных сторон российской действительности стал возможен анализ девиационных фактов, в частности имеющих место в армии. В 2001 г. вышла книга А. Г. Тюрикова «Военная девиантоло-гия: теория, методология, библиография», а в октябре 2003 г. в Тюмени состоялась научная

конференция на тему «Девиантология в России: история и современность».

В книге S. Palmer и J. Humphery приводится перечень латентных функций девиант-ного поведения: интеграция группы; влияние на формирование морального кодекса (правил) общества; «отдушина» для агрессивных тенденций; «бегство» или безопасный «клапан»; предупредительный сигнал о неизбежных социальных изменениях; действенное средство социальных изменений; средство достижения и роста (упрочения) самоидентификации; а

также иные функции. Функциональность организованной преступности была рассмотрена в книге «Криминология» (СПб., 2002).

В заключение выдвинем предположение. Категория «девиация» применима не только к социальным и культурным явлениям, но и может быть рассмотрена в антропологическом и биологическом ракурсе, как обозначение феномена вне конформистского существования и поведения с результатами и последствиями. Девиация является формой появления витальности человека и обществ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965.

2. Клямкин И, Тимофеев Л. Теневой образ жизни: социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000; Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. М., 1999; Рейсмен В. М. Скрытая ложь: взятки: «крестовые походы» и реформы. М., 1988; Тимофеев Л. Институциональная коррупция: очерки истории. М., 2000.

3. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В. В. Костюшева. СПб.,

4. Пригожим И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.

5. Шипунова Т. В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003. С. 20-35.

6. Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988.

7. McCaghy Ch, Carpon Т. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994; McCaghy Ch, Carpon Т, Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000.

1. Koen A. Issledovaniye problem sotsial"noy dezorganizatsii i otklonyayushchegosya po-vedeniya // Sotsiologiya segodnya. M., 1965.

2. Klyamkin I., Timofeyev L. Tenevoy obraz zhizni: sotsiologicheskiy avtoportret postsovetskogo ob-shchestva. M., 2000; Neformal"naya ekonomika. Rossiya i mir / pod red. T. Shanina. M., 1999; Reysmen V. M. Skrytaya lozh": vzyatki: «krestovye pokhody» i reformy. M., 1988; Timofeyev L. Institutsional"naya korruptsiya: ocherki istorii. M., 2000.

3. Molodezhnye dvizheniya i subkul"tury Sankt-Peterburga / pod red. V. V. Kostyusheva. SPb., 1999.

4. Prigozhim I. Filosofiya nestabil"nosti // Voprosy filosofii. 1991. N 6. S. 46-52.

5. Shipunova T. V. Vvedeniye v sinteticheskuyu teoriyu prestupnosti i deviantnosti. SPb., 2003. S. 20-35.

6. Yakovlev A. M. Sotsiologiya ekonomicheskoy prestupnosti. M., 1988.

7. McCaghy Ch., Carpon T. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994; McCaghy Ch., Carpon T., Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Синонимами термина «девиантное поведение» являются - «отклоняющееся поведение», «девиация», «аддиктивное поведение» (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, 2002).

В академической литературе под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств - от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений. Широкое толкование этого термина выражается в противоположных тенденциях - под «девиантным поведением» понимают:

  • - систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон);
  • - социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Я.И. Ги- линский);
  • - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним (Ю.А. Клейберг).

Сложность проблемы определения понятия «Девиантное поведение подростка» состоит в том, что наряду с этим термином в науке и практике употребляются другие - иногда как синонимы, иногда - для демонстрации нюансов: поведение деликвентное, аддиктивное, дезадаптив- ное, асоциальное, антисоциальное, неадекватное, трудное, деструктивное, акцентуированное поведение и др.

С другой стороны, парадоксальность феномена деви- антного поведения заключается и в противоположных способах его реализации - позитивных («одаренных»), которые служат развитию общества, и в негативных проявлениях, разрушающих общественные нормы, ценности и идеалы, о границах, проявления которых судить очень трудно.

В разных науках, изучающих проблемы отклоняющегося поведения, описываются разнообразные варианты его трансляции, которые характеризуются как патологические. Для одних - это суицид, промискуитет, проституция, разные формы аддикций, сексуальные инверсии; для других - преступление, социальная дезадаптация, антисоциальное, деликвентное и асоциальное поведение; для третьих - психические расстройства. Также рассматриваются особенные варианты трудного поведения в подростковом возрасте - это ситуационно-личностные реакции, свойственные преимущественно подросткам и характерологические трудности этого периода.

Понятие «девиантное (отклоняющееся) поведение» связано с понятием норма. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Ученые П.Б. Ганнушкин, Л.С. Выготский, В.Т. Кондрашенко справедливо отмечают, что не существует точных границ между нормальным и ненормальным поведением.

Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д.

Поведение человека детерминировано интраперсональными (установки, мотивация, потребности, деятельность) и интерперсональными особенностями. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические и социальные, но необходимы и возрастные критерии нормы. Представители гуманистической психологии, изучая проблему девиантного поведения индивида, призывают учитывать и индивидуальные нормы. Индивидуальная норма есть «то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития» и «принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий» .

Норма поведения - понятие междисциплинарное, а это привносит дополнительные трудности, поскольку в каждой области знаний выработаны собственные понятия о норме. Например, в медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - послушный и успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений, в психологии - отсутствие аномалий .

Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг , целый ряд факторов: ситуативность, фактор времени, рассогласование нормативных структур различных социальных систем, распространенность.

Согласимся с А.Ю. Егоровым, С.А. Игумновым в том, что девиантное поведение имеет имплицитный и эксплицитный характер реализации, может быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Поэтому в области «девиантной психологии» нельзя добиться полной объективности, так как само понятие «девиантный» и «норма» является продуктом субъективного оценочного суждения.

Таким образом, указанные определения имеют односторонний характер понимания рассматриваемого явления, который учитывает только особенности общественных нормативов. Хотя, опираясь на понятие поведения, как «взаимодействие живого существа с окружающей средой, опосредованное его внешней и внутренней активностью», можно констатировать, что индивид является субъектом по отношению к общественным нормам . Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Изучив научную литературу по проблеме девиантного поведения подростков, мы нашли два определения, которые характеризуют отклоняющееся поведение подростков. Первое (А.А. Северный, Н.М. Иовчук), при объяснении отклоняющегося поведения рассматривает это как «взаимодействие ребенка с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам» . Второе (В.Е. Каган) - придерживается традиционного понимания де- виантного поведения, как отклоняющегося от каких-либо норм; однако требует осторожности при заключении о девиантном поведении подростка, ибо: 1) суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития, и сами являются активными трансляторами девиантных форм; 2) критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются .

Основным критерием соответствия нормам и ожиданиям становится покорность взрослым. Л.Б. Шнейдер соглашается с В.Е. Каганом и утверждает, что на практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослым поведением. «Надо остерегаться смешивать «хороший» с «удобный...», - писал Януш Корчак. Ребенок для взрослого должен быть (курсив И.Н.) удобен, он (взрослый) последовательно шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований» . Известно также, что в человеческих сообществах взрывы де- виантного поведения сопровождают кризисные периоды и являются их четкими индикаторами, причем первыми и сильнее реагируют наиболее социально зависимые группы и индивиды, неспособные самостоятельно обеспечить свое существование.

Дж.К. Коулмен предупреждает и считает необходимым отказаться от стереотипного отношения обыденного сознания к подростковому возрасту как к изначально патогенному и криминогенному периоду в жизни человека. В глазах взрослых поведение меньшинства становится общей характеристикой всех подростков, т. е. вольно или невольно, формируется некий «соционормативный канон» поведения, имеющий антисоциальную направленность.

О. Кернберг предлагает подвергать дифференциальному анализу девиантное поведение подростков. Он предостерегает от двух крайних нежелательных позиций при работе с подростками: слишком беспристрастной оценки пубертатна, когда отклонения в поведении подростка считаются нормой и, соответственно, любые проявления подростковости оцениваются как приемлемые; и чрезмерно пристрастного отношения к подростку, когда в каждый его поступок привносится элемент патологии.

Психологи, педагоги, психиатры, социологи (М. Рат- тер, Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Бердяев, А.Б. Добрович, А.Е. Личко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович) подчеркивали, что эмоциональные расстройства, нарушения поведения в подростковом возрасте являются вариантом нормального поведения. Это - неотъемлемая часть процесса развития.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного . Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности и развитию человеческого общества. Х. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением.

Современные исследователи в области педагогики и профилактики девиантного поведения выделяют следующие объекты зависимостей: психоактивные (ПАВ) вещества (легальные и нелегальные наркотики); алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); пища; игры; секс; религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами мы выделим следующие формы зависимого поведения у современной молодежи, требующие незамедлительной педагогической профилактики в современных школах. Это так называемые химические зависимости: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкогольная зависимость.

Особенностью девиантного поведения, проявляющегося у старшеклассников, является то, что оно не только наносит реальный ущерб самой личности молодого человека или окружающим его людям, но и временные рамки этого ущерба составляют намного меньший срок, чем у людей более старшего возраста, с уже сформировавшейся психологией и взглядами на жизнь. Для молодого человека это приводит к дестабилизации существующего порядка, причинению морального ущерба, физическому насилию и боли, ухудшению здоровья. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни молодого человека, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим юношей или девушкой и окружающими их близкими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение молодого человека является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным.

Из определения «девиантного поведения» следует, что такое поведение выражается в нарушении моральных и правовых норм, следовательно, помимо термина «девиантное поведение» еще одним ключевым понятием в нашей работе является «норма».

По мнению Ю.А. Клейберг, в целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» - правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним из видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Норма является ключевым понятием для изучения любых девиаций. Поскольку отклоняющееся поведение -- это поведение, отклоняющееся от социальных норм, следовательно, последние также рассматриваются в нашем исследовании.

Согласно Г.И. Колесниковой, социальная норма - это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее часных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальной роли, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют личность старшеклассника.

Выделяют следующие виды социальных норм: правовые; нравственные; этические.

Правовые нормы предполагают наказание за их нарушение. Оформлены в виде юридических документов, разделяющих виды нарушений на гражданско- и уголовно наказуемые деяния.

Нравственные и этические нормы Г.И. Колесникова раскрывает как нормы, отражающиеся на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями.

Существует мнение, что девиантное поведение несовершеннолетних - это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. П.Б. Ганнушкин подразумевает в поведенческой патологии следующие признаки: склонность к дезадаптации; тотальность; стабильность.

Склонность к дезадаптации. Наличие в поведении молодого человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, направленную «от себя» и влияющую на межличностные отношения, и дезадаптацию, ориентированную «на себя». Проблемы в межличностных отношениях молодого человека выражаются в неудовлетворенности, обидчивости, конфликтности, соцально-психологической изоляции. Ориентированность дезадаптации «на себя» выражается у подростка низкой самооценкой, неприятием каких-либо своих качеств и как следствие неудовлетворенностью собой.

Тотальность. Предполагает проявление девиантного поведения молодого человека в большинстве сфер его деятельности.

Стабильность. Девиантное поведение не сиюминутно, а пролонгировано во времени.

По мнению исследователей, с точки зрения социально-нормативного критерия, ведущим показателем нормальности поведения молодого человека является уровень его социальной адаптации. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями и особенностями индивида, а также правилами и требованиями окружающей его социальной среды.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения. В этом возрасте отклоняющееся поведение объясняется следующими индивидуально - психологическими особенностями: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью, отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть ее из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно

Таким образом, подростковые индивидуально-психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения, но они не фатальны. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что генезисом девиантного поведения подростков является интеграция объективных и субъективных факторов, которые приводят к формированию устойчивых психологических свойств, детерминирующих совершение безнравственных поступков.

Актуален анализ философских, социологических и психологических ответов на вопросы. Является ли отклонение в поведении признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста или просто дефект воспитания? Что характеризует «изнутри» подростков с отклоняющимся поведением? Когда и почему особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства?

Под девиантным поведением подростка, мы понимаем, импульсивную или преднамеренно повторяющуюся реакцию (от позднелат. re - против и action - действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями.

Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.

Для создания гармоничного и культурного общества были придуманы правила и законы. Они регулируют взаимоотношения между людьми, которые должны следить за своим поведением, чтобы не получить наказания или порицания. Однако нередкими формами поведения являются девиации. Часто различные типы и виды девиантного поведения проявляют подростки. Причины здесь рассматриваются различные, как и теории.

Следует понимать, что в каждой культурной среде данное поведение является разным. Так, в кругу деловых людей следует соблюдать деловой этикет, однако при попадании домой человек может отыгрывать другие поведенческие роли.

Следует понимать, что в каждом государстве есть свои правила и этикет поведения. В одной культурной среде может быть принято целовать в щеку партнера при встрече с ним, а в другой – запрещаться. В одной среде может быть принято выбрасывать вещи из окон, в другой – запрещаться.

Девиация – это выходящее за рамки принятых норм поведение. Иногда это может быть продиктовано детской незрелостью, в других случаях – попаданием в среду с другими поведенческими нормами, в третьих – желанием протестовать против общественных порядков. Каждый случай уникален, поэтому не следует судить однозначно и категорично.

Что такое девиация?

Когда люди не могут наладить отношения между собой, нередко речь может идти о девиантном поведении партнеров. Что такое девиация? Это поведение, выходящее за рамки общепринятых норм. В стране установлены определенные традиции, правила, законы и этикет, который регулирует взаимоотношения между людьми. Любые нарушения, дестабилизирующие гармоничное взаимоотношение, являются девиантными.

Яркими примерами являются такие действия:

  • Совершение преступления.
  • Беспорядочные сексуальные связи за денежное вознаграждение.

Данные действия могут наказываться правоохранительными органами. Однако существует множество видов других девиаций, которые совершаются людьми, но не наказываются, а лишь порицаются, критикуются, не принимаются. Ими могут быть:

  1. Выражение оскорбления.
  2. Жестокое поведение.
  3. Драки.
  4. Переворачивание мусорных ведер.
  5. Разбрасывание мусора по дороге.
  6. Громкий смех в общественном месте и пр.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков. Вспомним известное выражение – «трудный подросток». Оно включает в себя поведение юношей и девушек, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и этики. Например, играют на гитаре по ночам, разрисовывают стены граффити, грубят взрослым и т. д.

Нередко родители называют подростков трудными тогда, когда не могут их подчинить своей воле. К примеру, ребенок хочет носить черные с дырками джинсы, а родители покупают брюки. Кажется, что подросток ведет себя девиантно, поскольку разрушается внутрисемейное понимание. На самом деле речь в таком случае может идти всего лишь о желании ребенка отстоять свое мнение. Он может иметь отличное мнение от родительского. Почему это называется девиацией? На самом деле ничего девиантного психологи в этом не отмечают.

Нормы поведения устанавливаются обществом с целью создания такой среды, где каждый сможет чувствовать себя спокойно и налажено. Когда данные порядки нарушаются, общество это различными способами порицает. Преступные действия жестоко наказываются.

Виды девиации

Девиантное поведение может различными способами классифицировать. Клейберг выделил такие виды девиации:

  1. Негативная (наркомания). Данное поведение однозначно у всех вызывает негативную реакцию.
  2. Позитивная (самопожертвование). Данное поведение хоть и выходит за рамки общепринятого, считается странным и непонятным, однако социум не видит никакого вреда в поступках человека, поэтому и не выражает негатива.
  3. Социально нейтральная (попрошайничество).

Е. Змановская дала свою классификацию видов девиации, основываясь на последствиях поведения и нарушаемых нормах. Она выделила такие виды девиации:

  1. Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам.
  2. Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы.
  3. Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости.

Надежда Майсак дает свою классификацию видов девиации, основываясь на трех показателях: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения:

  • По направленности и характеру проявления:
  1. Конструктивная – различные виды творческого проявления.
  2. Аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости).
  3. Внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную.
  • По уровню социального одобрения:
  1. Социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам).
  2. Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания.
  3. Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются.

Формы девиации

С целью понимания того, какое поведение является антисоциальным, следует выделить конкретные формы девиации:

  • Проституция.
  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Алкоголизм.
  • Суицидальное поведение.

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что проявление негативных и положительных форм девиации является нормальным. Пока существуют кем-то придуманные нормы, будут возникать различные формы, противоречащие им. Это скорее связано не с желанием протеста, а с потребностью свободно проявлять себя, особенно если только девиантным поведением можно достичь поставленной цели.

В культурных странах существует множество форм девиации, поскольку существует множество норм, правил и законов того, как следует себя вести правильно. А человек не может ограничивать себя, особенно если этому способствуют какие-то факторы. Ярким примером может стать нестабильное положение в стране, когда человек является неудовлетворенным собственной жизнью. В таком случае неизбежны различные девиантные проявления, которые направлены на устранение негативного отношения и ощущений.

Пожалуй, пока не существует такой целостной системы, которая бы полностью исключала девиантное поведение. Пока что люди способны только наказывать антисоциальное поведение. Однако данная мера не помогает полностью исключить девиации.

Профилактикой может стать устранение тех причин, которые приводят к девиантному поведению. Она должна происходить на всех уровнях, а не только в конкретной группе лиц. Это потребует полной перестройки всего общества со всеми мерами его воспитания и программирования.

Причины девиации

Выделить конкретные причины девиации становится невозможным, поскольку существует множество факторов, которые могут подтолкнуть человека к отказу от соблюдения общепринятых правил и переходу к девиантному поведению. Существуют примеры того, как люди росли в благополучных семьях, однако на каком-то этапе отказывались от нравственно-моральных норм и становились преступниками.

Что толкает благополучного человека на совершение разрушительных поступков?

  • Неустроенность жизни.
  • Недовольство собой.
  • Отсутствие желаемых целей.
  • Понимание, что жизнь идет в неправильном направлении. И многое другое.

Довольно часто человек вынужден сначала усваивать общественные нормы, при этом его никто не спрашивает о том, а подходят и нравятся они ему. На каком-то этапе человек может воспротивиться тому, что ему насаждается извне, а не стало следствием его собственных суждений и желаний. В таком случае он может отойти от норм, позволив себе совершать поступки, которые наиболее ему приятны.

Зачастую специалисты выделяют две основные причины девиантного поведения:

  1. Особенности анатомического строения, особенно нервной системы. В данном случае человек уже рождается предрасположенным к определенному поведению.
  2. Особенности строения и формирования психики.

Частыми являются причины, исходящие из взаимоотношений внутри семьи, где рос и воспитывался человек. Девиантное поведение чаще всего наблюдается за теми подростками, детьми и взрослыми людьми, которые росли в неблагополучных семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, непонимание, ущемление чьих-то прав и пр.

Однако индивид воспитывается не только семьей, но и социумом. А в нем существует множество норм, правил и порядков, которые нередко противоречат друг другу. Когда нет четкого устоя, возникает «аномия общества», то есть отрешенность человека и непринадлежность его к определенной группе. Это заставляет его действовать так, как он считает нужным, а не так, как это принято обществом.

Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство этим также может провоцировать негативное поведение.

Теории девиации

Существуют три основные теории девиации:

  1. Концепция физических типов, чье поведение зависит от физиологических особенностей. Таким образом, поведение человека объяснялось его физическими предрасположенностями, которые формировались с самого детства. Делались в свое время попытки найти конкретные черты внешности, которые бы заранее могли говорить о том, на что способен человек. Однако данная теория не имела успеха из-за наличия противоречащих данных: люди вне зависимости от внешности совершали девиантные поступки того или иного характера.
  1. , который и заставляет человека вести себя асоциально. Внутри каждого человека существует множество личностей, желаний и норм, которые могут противоречить друг другу. В тот момент, когда какая-то сторона выигрывает, человек придерживается того или иного поведения.
  1. Концепция неуспешной социализации индивида в обществе. В данном случае речь идет о том, что если человек не придерживается конформизма (полного подчинения общественным устоям), тогда он ищет другие способы приспособления. Некоторые из них могут быть асоциальными. Они во многом диктуются его желаниями, возможностями и умениями, которыми человек обладает.

Типы девиации

К типам девиации следует отнести следующие:

  • Первичные и вторичные.
  • Психические и культурные аномалии.
  • Культурно одобряемые (положительная девиация) и культурно порицаемые проявления.
  • Индивидуальные и групповые.
  • Делинквентное (устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность), девиантное (поведение, разрушающее взаимоотношения между людьми) и криминальное (поведение противоправного характера, которое наказывается законом).

Причиной девиации может стать отсутствие реальных возможностей достичь желаемой цели. Человек может стремиться к тому, чего хотят все люди (к любви, богатству, счастью и здоровью). Однако он может видеть, что общество устроено так, что оно не позволяет ему достичь всего этого. В таком случае пробуются девиантные формы поведения.

Если какое-то поведение позволило человеку достичь желаемого, тогда он еще раз его повторит. Если «одобряемые» поступки не помогают, а «неодобряемые» позволяют достичь цели, тогда вторые превращаются в привычку.

Итог

Люди привыкли однозначно плохо относиться к девиантному поведению. Однако поступки все разные, даже если они считаются плохими. Многое зависит от того, в каких условиях они совершаются и каких итогов позволяют достичь. К примеру, человек будет вынужден применить физическую силу, если на него нападают другие люди и угрожают смертью. Хотя применение физической силы в отношении других лиц считается неправильным.

Девиантное поведение нередко позволяет обществу развиваться. Великие ученые не совершили бы своих открытий, если бы не расширили свой кругозор, который давало им общество. Творчество также является формой девиантного поведения, например, рок-группы, играющие в гаражах, носящие кожаные вещи и отпускающие длинные волосы.

Девиантное поведение влияет на продолжительность жизни лишь в том случае, если человек совершает преступные действия, связанные с насилием, физической силой и прочими противоправными действиями. Также девиантными становятся некоторые зависимости и склонность к самоубийству. Прочие виды девиации являются лишь морально-нравственными и не угрожающими человеку.

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье , а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Классификация Н. В. Барановского

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость - это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе .

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе

Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!