Подготовка спаниеля к охоте. Воспитание как основа дрессировки Пособие по дрессировке кокер спаниелей

Спаниели, как и все подружейные собаки, требуют тщательного обучения, прежде чем с ними можно будет охотиться. Практика показывает, что неподготовленная собака будет стремиться охотиться самостоятельно, она будет просто искать и пытаться поймать дичь. В процессе подготовки, дрессировки и натаски собака приучается работать на охотника, образуется пара охотник-собака. Обучение позволяет охотнику управлять поведением собаки на охоте так, как это ему необходимо для успешной охоты, а собаке понимать, что она работает в паре с охотником.

В процессе выведения пород спаниелей, путем искусственного отбора в породах закреплялись свойства, необходимые для совместной охоты с человеком: уравновешенность нервной системы, хорошая дрессируемость, желание работать в контакте с владельцем, охотничья страсть, чутье, подача битой дичи, любовь к воде, экстерьер, позволяющий работать долго. У нас, в России - работать в угодьях разнообразных, и в основном крепких, на суше и воде.

Комплекс этих свойств и создает спаниеля как охотничью собаку, высоко ценимую охотниками.

Все эти качества спаниеля в большей или меньшей степени необходимо раскрыть правильной и планомерной подготовкой. Только после этого можно говорить о том, что собака подготовлена к охоте.

Хорошо подготовленный спаниель планомерно, страстно и быстро обыскивает угодья в полосе выстрела охотника, сообразуясь с рельефом местности и ветром, проверяя полосу плотно, без пропусков, работая чутьем, используя запах следа птицы, или запах самой птицы, находит ее, показывая охотнику своим поведением, что птица близко. Быстро подняв ее на крыло, под выстрел охотника, сама остается на месте. И, по команде, подает битую птицу или подранка с суши или воды с любого расстояния.

В процессе обучения спаниель должен пройти базовую подготовку, так же как служебные собаки проходят сначала общий курс дрессировки. Но первоначальная подготовка спаниеля отличается, от базовой подготовки служебных собак. В основу этой подготовки заложены другие принципы.

У базовой подготовки спаниеля три задачи. Главная, собака должна быть ориентирована на контакт с человеком. Нет другой породы собак, для которой контакт между охотником и собакой был бы так важен, как для охотничьего спаниеля. Ведь он должен работать постоянно в зоне ружейного выстрела, то есть непрерывно следить за ведущим, как бы ни волновали его запахи и близость дичи, и должен быть постоянно готов выполнить любую команду.

Вторая задача, быть послушной, удобной в повседневной жизни. Третья задача, подготовить собаку к обучению в поле. Без наличия базовой подготовки, выводить спаниеля в поле нельзя.

Если обучение начать вовремя, то в собаке 6удут развиты навыки, которые могут правильно раскрыть ее врожденные качества. После того, как со6ака твердо усвоит, что только совместная работа с человеком, приводит к желаемому результату, она будет смотреть на обучающего, как на вожака стаи, подчиняясь ему с желанием, внимательно следя за его командами и стараясь ему угодить.

Обучаемость спаниелей может быть различной. В некоторых породах образовалось так называемое выставочное (шоу) направление разведения, при котором собаки отбираются в основном по экстерьерным качествам. На желательный тип поведения в быту и на охоте большого внимания не обращают. Поэтому среди собак шоу разведения часто встречаются собаки злобные, с упрямым характером, которые трудно поддаются обучению и быстро теряют наработанные навыки. Спаниели рабочего разведения, у которых в племенной работе большое внимание уделяется рабочим качествам и желательному типу поведения, легко обучаемы и контактны. Это касается в первую очередь базовой подготовки.

Обучение работе в поле, как и у других пород, требует осмысленной серьёзной работы. Надо учесть, что первоклассная охотничья собака - это не просто сочетание хороших врожденных качеств и тщательной подготовки. Ей необходим охотничий опыт. Но именно собаки, сочетающие в себе хорошие врожденные качества и тщательную подготовку, способны многому научиться самостоятельно, приобретая опыт охот.

В любом случае, первый сезон охоты должен быть посвящен правильной работе собаки на охоте, а не количеству добытой из-под нее дичи.

Главные ПРАВИЛА.

1. Невозможно сделать хорошего охотника из собаки, не имеющей соответствующих врожденных качеств.

Породность – это не просто наличие бумажки с печатями или соответствие экстерьеру, это комплекс психофизиологических качеств, который и определяет породу. Породная собака происходит от многих поколений рабочих собак, поэтому вероятность расщепления важных признаков минимальна. Полукровки иногда обладают рабочими качествами, но не передают их потомству.

За сотни лет охотники создали несколько пород спаниелей, отбирая их по свойствам характера, необходимым для охоты. Но эти же свойства (не только внешность, но и контактность и ум) сделали их популярными и в качестве компаньонов. А если разведение спаниелей проводится без учета необходимых на охоте качеств, то они размываются, причем характер - в первую очередь. Появляющийся сложный характер, выражающийся в самовольстве, упрямстве, порой в агрессии к человеку, сводит на нет все те качества, из-за которых эти собаки и стали столь популярны.

Можно привести много примеров, когда породы, изначально выведенные для охоты, превратились полностью или частично в собак-компаньонов или в шоу-собак, и были полностью потеряны для охоты. Эти домашние собаки лишены охотничьего инстинкта, и шансов сделать из них приличных помощников для тре6овательного охотника очень мало. Среди шоу-линий иногда появляются собаки с желательными качествами, но это больше исключение, чем правило.

Для нашей же породы выбор пока не очень труден, потому что русский охотничий спаниель используется в основной своей массе для охоты, и в разведение идут в основном показавшие себя в поле, а не только на выставке. Хотя тенденция к содержанию РОСов как компаньонов проявляется и у нас. Это приведет к использованию в разведении собак с минимально проверенными рабочими качествами, что не может не вызывать беспокойства о дальнейшей судьбе породы, создававшейся исключительно как охотничья.

Если щенок не имеет родословной, то он, скорее всего, нечистокровен (при наличии породных родителей получить родословную несложно). Если же он имеет родословную клубов, не занимающихся полевой работой, то происходит он от собак-компаньонов в нескольких поколениях, а это означает, что кроме огрехов внешности, он может нести в себе иные, чем у охотничьего спаниеля, психофизические качества. Вероятность вырастить собаку, не имеющую интереса к охоте, злобную и тупую, в этом случае достаточно высока. Лучше всего вы6рать щенка от предков, продемонстрировавших не просто хорошие, а отличные охотничьи данные. Такой щенок, скорее всего, хорошо поддается и первоначальному обучению, и полевой подготовке.

2. Даже если со6ака представляет из се6я отличный материал, подготовка должна быть хорошо спланирована и систематизирована, иначе хорошего результата не будет.

В идеальном случае обучение должно продвигаться последовательно 6ез больших перерывов. В начале, все может усваиваться с трудом, сложность заданий должна повышаться постепенно, что6ы собака всегда могла легко понять, чего от нее хотят.

Если обучение будет построено на твердом лидерстве, то вряд ли возникнет нужда в наказании. Вообще в наказании ничего противоестественного нет, щенков наказывает мать, наказывают старшие члены стаи. Наказание не обязательно означает что-то болезненное. Собаки по своей природе существа общественные, и осуждение со стороны старших – для них очень значимо. Когда обучающий хочет показать, что он недоволен, достаточно отчитать собаку или резко дернуть ее за загривок. Если вам покажется, что для о6учения собаки нео6ходимо применить более суровые методы, значит, или вы слишком нетерпеливый и неумелый учитель или ваш щенок недостаточно прилежен и требует специального подхода.

3. Учите собаку правильно вести себя с самого начала.

Например, если щенку всегда разрешали прыгать на диван и свободно носиться по квартире, то собаку будет намного труднее отучить от этого, чем в том случае, когда для нее сразу же устанавливаются определенные ограничения. Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака.

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Часто считается, что по этой же причине щенку нельзя разрешать гонять дичь (а также птичек, голубей и т.д.), ведь для спаниеля гоньба дичи – дисквалифицирующий недостаток. Не все охотники согласны с таким подходом, и некоторые считают, что со6аке можно сначала позволить погонять, «чтобы разжечь в ней страсть к охоте». Другие считают, что охотничья со6ака должна иметь охотничью страсть в крови, поэтому разжигать в ней ничего не надо. Как обычно, истина где-то посередине, и избираемый метод обучения очень сильно зависит от индивидуальных особенностей щенка и предпочтений владельца. Некоторые молодые собаки легко отучаются гонять, другие же, напротив, из-за ошибок владельца начинают гонять в зрелом возрасте.

Совершено точно, однако, можно сказать, что работа со щенком не терпит догм и шаблонов. Она сродни узкой тропинке в горах, оступившись один раз, в лучшем случае вы начнете подъем заново.

Если щенок послушный, мягкий, то и методы, применяемые в работе с ним, могут существенно отличаться от методов работы со щенком, демонстрирующим доминантные задатки. Если щенок по характеру и послушанию хорошо управляем, если его можно остановить после подъема птицы, то не следует считать ошибкой возможность давать такому щенку немного пробежать. С ним гораздо важнее отрабатывать остановочную команду вне работ по дичи. И по связанной подсадной птице, отрабатывать поиск с последующей подачей. При недостаточной отработке остановочной команды вне поля, одно единственное силовое действие, при остановке щенка после подъема, может привести к неуверенности и остановке перед подъемом дичи, что для спаниеля не допустимо.

Совсем по-другому может произойти, если щенок с твердым характером, с доминантными задатками несколько раз прогонит птицу под одобрительные или не очень слова и команды своего владельца. Тогда гоньба впоследствии будет убираться долго и с большим трудом. Поэтому не следует выводить такого щенка в поле до тех пор, пока привычка подчиняться не укоренится в нем настолько, что хозяин будет полностью уверен, что сможет управлять со6акой. Вы только разовьете в собаке привычку к неправильному поведению при обнаружении дичи, и потом возникнут 6ольшие про6лемы при ее обучении. О6учающему сначала придется отучать собаку от неправильных привычек, а уже потом прививать ей правильные. Более того, эти неправильные привычки будут все время дремать в собаке и рано или поздно проснутся во время охоты в самый неподходящий момент.

Очень полезен опыт спаниелистов в Европе и Америке, использующих для обучения спаниеля работе по дичи, небольшие вольеры, внутри которых воссозданы условия обитания, птицы или кроликов в природе. Такие вольеры позволяют детально отработать все нюансы работы по дичи вплоть до отстрела и изначально ограничить зону работы собаки.

Приобретение щенка и воспитание подчинения.

Маленький щенок очень восприимчив к обучению с самого начала, как только он попадает в ваш дом, и важно не пропустить этот возраст, начиная с полутора-двух месяцев. В этом возрасте лучше его и приобретать.

Если знать, как использовать эту восприимчивость, то шансы воспитать хорошую охотничью собаку будут гораздо выше, чем в том случае, когда щенка не трогают, пока ему не исполнится, допустим, полгода.

Крайне важно понимать, что маленького щенка нельзя подвергать дрессировке в о6щепринятом смысле этого слова, со щенком надо выполнять маленькие упражнения, которые он будет воспринимать как нетрудные увлекательные игры.

Если щенок начнет показывать хотя 6ы малейшие признаки уклонения от обучения, признаки скуки или страха, занятия необходимо прервать на некоторое время. На этом этапе обучения наказывать щенка нельзя, необходимо организовать его так, что6ы малыш наверняка до6ивался успеха, и всегда щедро хвалить его, если он выполнит упражнение более или менее правильно, тогда щенок будет стремиться вам угодить и будет работать с радостью и желанием.

Даже маленькому щенку можно и нужно подавать команды - приказывать сесть или что-нибудь принести, точно так же ему можно очень рано что-то запрещать - не запрыгивать на постель, не заходить на кухню и т.д.

Даже если он должен 6удет содержаться в вольере, пока не вырастет, эти упражнения необходимо отра6атывать, тщательно и постоянно. Спаниель – собака «квартирная», но, в отличие от гладкошерстных пород, может жить круглогодично во дворе, в достаточно суровых природных условиях. Но первые три-четыре месяца жизни щенка - это период, когда между собакой и человеком устанавливается связь, его можно оставлять в вольере одного только время от времени и ненадолго. Если щенок не 6удет часто находиться в контакте с людьми, до6рыми к нему, но тре6овательными, он никогда не почувствует настоящей близости с человеком, и не осознает нео6ходимости подчиняться ему, а это значит, что будут отсутствовать основы для 6удущего послушания и желания ра6отать в контакте.

Но Вам никогда не стать вожаком стаи, если вы всегда 6удете до6рым, уступчивым и дающим подачки. Щенок 6удет считать вас сла6ым и заискивающим, он 6удет расти независимым и при случае может даже попытаться оспорить Ваше лидерство. Хвалить щенка, гладить и угощать надо только тогда, когда он сделает то, чего вы от него потре6уете. Самый лучший спосо6 быть воспринятым неоспоримым вожаком стаи - это быть строгим, но справедливым, всегда оставаться тем, кто решает, что щенок может делать, а что нет. Таким путем вы завоюете у собаки авторитет гораздо быстрее, нежели пытаясь заискивать, и вам будет гораздо легче заставить ее внимательно относиться к вашим командам.

Очень полезно приучить щенка к определенным сигналам, например, каждый раз подзывая его свистком, когда наступает время еды. Щенок поймет, что подчинение командам может дать хороший результат, и 6удет с радостью починяться и в других ситуациях. Одновременно можно приучить щенка садиться около своей миски и ждать. Разумеется, сами по себе такие упражнения не сделают щенка хорошим охотником, но все равно значение их огромно. Главное, что щенок с самого раннего возраста должен понять, что его воля будет всегда подчинена воле человека. Спустя короткое время он 6удет точно знать, чего от него хотят, 6удет радостно 6ежать по сигналу к еде и самостоятельно садиться, когда перед ним будут ставить миску с едой. Как раз в этой ситуации можно научить щенка ждать команды, по которой можно начинать есть. Через некоторое время он поймет, что должен всегда внимательно смотреть на хозяина, если хочет, чтобы его накормили, и одновременно будут заложены основы его внимания к командам и в других обстоятельствах.

Подчинение. Часто ставится знак равенства между методикой воспитания подчинения у служебных и охотничьих собак. Это абсолютно неверно. Как неверно и то, что охотничьей собаке воспитание послушания вредно, так как тормозит развитие охотничьей страсти, сковывает ее в работе. Послушная подружейная собака - гораздо лучший помощник, чем самостоятельная, потому что она предназначена для охоты с охотником, а не сама по себе. Воспитание послушания усиливает лидерство человека, укрепляет связь между ним и собакой, в результате чего создается настоящая команда единомышленников.

Команда «Сидеть!» Как уже отмечалось, простое воспитание послушания должно начинаться с самых первых дней пребывания щенка, в новом доме, например, путем подачи простых команд и усаживания малыша. Подавляющее большинство щенков автоматически садится перед миской с едой, вкусным кусочком или каким-то другим интересным предметом, если его держать перед щенком немного выше него. Если он 6удет пытаться подпрыгнуть, руку надо 6ыстро убирать. Если щенок сидит, ему спокойно дают то, что он хочет. Это упражнение повторяется, но уже с командой «сидеть». Как правило, щенок по этой команде будет немедленно садиться. Одновременно с подачей голосом этой команды полезно поднимать руку.

Осо6енно это важно при воспитании спаниеля, которому предстоит работать по птице, потому что он должен будут садиться при виде поднявшейся птицы. Как только щенок научится понимать команду «сидеть», подаваемую голосом и жестом, можно начинать приучать его к команде «сидеть!», подаваемой резким и коротким свистком.

Щенка можно научить садиться, если класть ему одну руку на грудь, а другой рукой дружески, но решительно надавливать на крестец, одновременно подавая команду «сидеть». Каков 6ы ни был метод, главное добиться того, чтобы щенок не вставал 6ез разрешения, не страшно, если в начале изучения этой команды щенок будет вставать сам, но постепенно надо приучать щенка сидеть столько, сколько захочет хозяин, т.е. воспитывать выдержку.

Необходимо также научить его садиться на расстоянии от хозяина. Начинайте с нескольких метров и не сердитесь, если сначала он будет срываться с места и садиться рядом с вами, постепенно щенок поймет, чего от него хотят.

Надо обязательно отрабатывать команду «Сидеть!» при каждом выходе на прогулку. Для этого надо усаживать собаку на крыльце и заставлять ждать разрешения выбежать на улицу. Это хороший способ показать, кто в доме хозяин, а также это ещё и забота о жизни вашего питомца – много несчастных случаев происходит во дворах, когда собака выскакивает из подъезда прямо под колеса.

Команда «Ко мне!» Каждая охотничья собака должна во время охоты следить за командами хозяина, пока она находится в пределах слышимости. Для собак, работающих по перу, это абсолютно необходимо. Обучение можно начинать очень рано, подзывая щенка или свистком, или серией коротких свистков. Если ему давать каждый раз вкусный кусочек, когда он будет быстро подходить, у щенка с самого начала выработается положительная реакция на команду, и он будет 6ез колебаний починяться ей. Если подзывать его, присев на корточки, то щенок будет подбегать еще более охотно. Очень полезно, подзывая щенка, разводить руки в стороны. Это общепринятый жест для данной команды, и через некоторое время щенок начнет радостно подбегать, увидев разведенные в стороны руки.

Практически каждый раз, когда щенок будет под6егать, его нужно немедленно отсылать, чтобы он не воспринимал команду подойти, как конец прогулки. Надо также стараться не подзывать щенка в ситуациях, когда нет уверенности, что он подчинится. Выработав в нем безусловное подчинение командам, вы заложите основы дальнейшего успешного обучения.

Использование подачки надо постепенно сокращать, а на очередном этапе надо приучить щенка подходить, когда он будет чем-то занят. Настанет время, когда от собаки нужно требовать обязательного выполнения команды, но необходимо быть совершенно уверенным, что она слышит сигнал и знает, что этот сигнал означает. В это время щенку должно 6ыть уже не меньше полугода. Если он не подходит немедленно, ему необходимо дать резкую команду "сидеть!", и он должен сесть и смотреть на хозяина, после этого надо повторить команду, может быть, с более близкого расстояния, чем в первый раз. Возможно, собака подбежит сразу же, и тогда, разумеется, ее следует ласково похвалить.

Команда «Рядом!» Хотя многие не видят ничего страшного в том, что охотничья собака тянет поводок, необходимо все-таки, чтобы собака дисциплинированно шла рядом. Дело не только в удо6стве, но и в безопасности. Если в одной руке у вас заряженное ружье, а в другой собака, которая, тянет, дергает и иногда прыгает вам под ноги, то эти действия очень опасны и для вас, и для собаки, и для окружающих, немногим лучше, если собака мечется на поводке при переходе улицы.

Нет никакой необходимости в том, чтобы нос охотничьей со6аки был точно у левого колена ведущего. Безупречное подчинение - это конечно, хорошо, но оно в большей степени необходимо служебным со6акам. Вполне достаточно, если охотничья собака будет находиться рядом с ведущим, не натягивая поводка.

Команду «рядом!» можно начинать отрабатывать, когда щенку будет три-четыре месяца. При этом должна быть твердо усвоена команда «сидеть!». Лучше всего посадить щенка рядом, взять его на легкий и мягкий поводок и сделать несколько шагов, пытаясь голосом и движением заставить щенка спокойно идти с левой стороны. Если дело пойдет плохо, то может помочь кусочек, но щенок должен получать его только после того, как остановится и сядет слева от вас. Здесь важно помнить две вещи: во-первых, не стоит сразу тре6овать, что6ы щенок 6езупречно шел рядом с вами, во-вторых, надо начитать с нескольких шагов, затем отпускать щенка побегать, но обязательно после команды «сидеть!». После успешного выполнения вознаградить его поглаживанием и, может быть, подачкой. На этом начальном этапе использование строгого ошейника исключено а6солютно. Такой ошейник используется только для коррекции поведения, при этом собака должна понимать, что делает что-то неправильно. В противном случае она начнет 6ояться, перестанет доверять хозяину, и о6учать ее станет просто невозможно.

Очень важно хвалить щенка каждый раз, когда он действует правильно, иначе он не 6удет понимать, какое именно поведение одобряет ведущий, и ничему не научится. Необходимо подавать команду «рядом!», одновременно подтягивая щенка к ноге слева от себя, а затем ласково хвалить его, когда он окажется на месте, и тогда он 6ыстро поймет, чего от него хотят. Иногда щенок начинает сразу понимать, что если одновременно с командой «рядом!» хозяин начинает идти, то надо идти с левой стороны от него.

Помните, что с маленьким щенком нельзя проводить регулярных уроков, достаточно пройти с ним раз или два раза в день несколько метров нужным образом, а, когда ему будет шесть месяцев, то метров 100, после этого щенка надо отпустить, и поиграть с ним, предварительно усадив и похвалив.

Правильное поощрение приведет к тому, что он скоро он начнет оживляться каждый раз, когда увидит, что предстоит тренировка с поводком, потому что будет знать, что после этого с ним поиграют. Когда со6ака станет достаточно взрослой, она уже будет понимать, чего от нее хотят, и закрепление команд пойдет быстрее и эффективнее. Если у собаки будет наблюдаться тенденция к неподчинению, то теперь уже можно будет воспользоваться строгим ошейником, стараясь при этом не переусердствовать. Если собака тянет поводок, ей надо немедленно скомандовать идти рядом, а секундой позже резко дернуть за поводок, чтобы она оказалась рядом, с левой стороны. Большой оши6кой будет сначала дернуть, а потом скомандовать, потому что собака тогда не поймет, что рывка можно избежать, если сразу подчиниться команде.

Команда «Нельзя!» Очень многие владельцы охотничьих собак не уделяют должного внимания этой команде. И делают большую ошибку. Ведь в повседневной жизни команда, отменяющая любое действие , очень нужна владельцу вне зависимости от породы собаки. Нужна она и в процессе подготовки собаки к охоте. Начальное обучение этой команде, происходит просто. Как уже говорилось выше: «Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака».

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, он правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Для обучения команде «Нельзя», Вам прежде всего придется поработать над собой. Вам надо научиться никогда не повторять команду «Нельзя». За ней всегда должно следовать действие. Или активная похвала за выполнение или наказание за невыполнение.

Только стоит помнить, что для каждой собаки понятие наказания индивидуально. И оно должно быть пропорционально усвоению команды собакой. Очень помогает собаке правильно понять команду упражнение по отработке команды «Нельзя» во время еды. Дайте щенку, предварительно освоившему команду «Нельзя», съесть половину порции, и давайте команду. Помогите щенку выполнить ее, если это необходимо, придержав руками первые несколько раз. В дальнейшем добивайтесь выполнения команды, постепенно увеличивая расстояние, на котором собака выполняет команду, и различные отвлекающие факторы.

Подача.

Подача – важнейший элемент работы спаниеля. Без подачи спаниель – не спаниель. В то же время это элемент работы, при отработке которого, в отличие от других команд, нельзя применять наказание.

Иногда говорят, что безотказная подача – врожденное качество спаниеля, в том числе русского. Правильнее считать, что способность быстро обучаться подаче – породный признак русского спаниеля. Отрабатывать подачу надо всё же с каждой собакой. Не подающие собаки не смогут пройти обязательные испытания, и будут исключены из разведения, поэтому хозяину очень важно не сделать ошибок при отработке этого элемента. Есть предположение, что редко встречающиеся отказ от подачи и "тугая подача" – врожденные недостатки, но, как правило, это все же следствие ошибки при натаске.

Охотники часто яростно спорят по поводу того, как лучше научить охотничью собаку подавать дичь. Некоторые утверждают, что этому можно научить в процессе игры, другие говорят, что необходима продуманная система обучения, основанная на врожденной склонности собаки приносить хозяину разные предметы, есть и такие, которые считают, что со6аку можно заставить приносить дичь и силой.

Да, врожденная склонность очень важна, иначе любую собаку можно было бы научить чему угодно, и не было бы надобности в различных породах охотничьих собак. Разумеется, обучение подаче дичи не исключение. И хотя можно получить приличные результаты почти всегда, если подходить к делу обстоятельно, все-таки собака должна иметь к этому врожденную предрасположенность. В принципе можно научить любую охотничью собаку подавать, если подойти к делу терпеливо и до6рожелательно. На самом деле прирожденные подавальщики есть также среди такс, гончих, лаек и терьеров, многих комнатных и служебных со6ак тоже можно научить приносить предметы. Но способности к подаче 6ольше всего развиты у собак, работающих по птице, хотя легавые, спаниели и ретриверы тоже очень различаются. Некоторые породы и отдельные собаки настолько любят подавать, что готовы носить один и тот же предмет бесконечно, других надо уговаривать, даже если надо недолго пронести что-нибудь в зубах.

Но даже если ваша собака с удовольствием приносит вам игрушки, полагаться исключительно на природную склонность собаки приносить предметы рискованно. В поле нельзя удовольствоваться собакой, которая подаёт только когда захочет. Хороший спаниель должен всегда находить и приносить добытую дичь по команде. Что6ы получить такого надежно подающего спаниеля, необходимо добиваться абсолютного подчинения команде «подай!». Искусство состоит в том, чтобы при обучении собака всегда помнила о своих обязанностях, но при этом испытывала удовольствие от выполненной подачи.

Если рано начать играть в подачу предметов с маленьким щенком, то это поможет развить его природные способности и установить положительное отношение к такой ра6оте. С этой командой надо решительно избегать категорических тре6ований, потому что от такой учебы может получиться больше вреда, чем пользы. Будет еще время добиваться полного подчинения, а то если начать делать это слишком рано, малыш начнет избегать обучения и упрямиться.

Начинайте с теннисного мяча, покатав его по полу перед щенком, покидав из руки в руку, не давая щенку взять его. После этого протяните щенку мячик со словами «Возьми». Большинство щенков хватают в пасть мячик сразу, и некоторое время держат его. Не выпуская мячик из руки, скажите «Дай», одновременно осторожно чуть провернув мячик в пасти щенка. И бурно похвалите, когда щенок выпустит мяч из пасти. Щенок должен понять, что хозяину очень нравится, когда он отдает мячик владельцу. Можно повторить, если щенок проявляет явный интерес к мячику.

Если это упражнение не будет получаться, то надо его прекратить и попро6овать через несколько дней. Получилось? Щенок по Вашей просьбе «Дай» отдает мячик сам? Тогда, поиграв с ним мячиком, покатите его по полу. Чаще всего щенок подберет мяч и возвратится с ним. Некоторые щенки начинают это делать уже в возрасте восьми - десяти недель, а некоторые - намного позже. Можно помочь щенку, присев на корточки, когда он возьмет мячик. Так он охотней побежит к Вам. Необходимо набраться терпения и ждать, когда это упражнение получится. Не беда, если это будет не сразу, отложите его на неделю. Очень важно не ругать щенка, не пытаться принуждать его или 6ороться с ним.

Еще один принцип - никогда не давать щенку 6ежать за мячом сразу: удерживайте его несколько секунд после того, как мяч остановится, тогда он довольно 6ыстро научится подносить только по команде. Часто уже в возрасте трех-четырех месяцев щенок привыкает спокойно сидеть и ждать команду «Вперед!» Если приучить его к этому, то и став взрослой собакой, он не будет срываться и бежать за подачей.

Не стоит сразу добиваться идеальной подачи. Не страшно, если щенок будет выпускать мяч до того, как вы его возьмете. Придет время, и молодая со6ака научится правильной подаче. Если пытаться получить все сразу, можно испортить щенку удовольствие от игры и отвратить его от этого занятия. Когда вы удостоверитесь, что он неизменно возвращается с мячом назад, можно перейти в большую комнату или на улицу.

Собакам сложнее обращаться с более крупными, чем мячик, предметами, к этому её надо приучать. Подходящий подручный предмет для этого – литровая пластиковая бутылка, наполовину наполненная водой и закрытая крышкой. Упражнения надо делать более трудными, чтобы стимулировать собаку и усилить ее желание ра6отать, поэтому мяч и бутылку лучше заменить полотняным чучелом или муляжом птицы «дамми» (dummy ), купленными в магазине принадлежностей для собак или изготовленным самостоятельно.

Многие собаки любят играть с палочками, даже подавать их, чтобы хозяин их бросал. Но такая игра не заменяет занятий с предметами, предназначенными только для подачи.

Когда собаке будет около года, и она будет полностью приучена подчиняться, упражнение можно будет усложнить, при этом уже обязательно надо тре6овать подчинения. Развлекательная подача, подача-игра, которой вы занимались с со6акой до этого, должна быть заменена на обязательную подачу. Подачу по команде, которую необходимо выполнять беспрекословно. Иначе собака будет подавать только тогда, когда захочет. Занятия надо снова перенести в помещение. Сядьте рядом с со6акой, подержите чучело у ее носа и дайте команду принести. Многие со6аки хватают чучело еще до подачи команды, вы можете разрешить сделать это раз или два, но затем всегда надо настаивать на том, чтобы она дожидалась команды. Некоторые со6аки начинают хватать чучело по команде сразу, а некоторые словно не понимают, чего от них добиваются, хотя во время игры приносили предметы сотни раз. Вы должны вести себя спокойно и до6рожелательно: дайте собаке взять чучело зубами, говоря «Возьми!», затем заберите у нее чучело со словами «Дай!», и похвалите еще сильнее, собака быстро поймет, что чучело надо брать по команде, но с такой собакой надо действовать осторожно, чтобы она не утратила энтузиазма. Затем начинайте добиваться того, чтобы собака держала чучело некоторое время в зубах. Не спешите, постепенно увеличивая время, по команде «Дай!», она должна немедленно отдать чучело. Занимайтесь этим упражнением несколько дней, но никогда не продолжайте упражнение больше нескольких минут. Если собака выпустит чучело, его надо немедленно отдать ей обратно, сопроводив жест командой «держать!». Очень важно хвалить собаку, особенно вначале, когда она 6удет передавать чучело вам в руки. Хвалить надо только после того, как возьмете чучело, иначе собака может на радостях выпустить ее.

Теперь собака знает команду «держать!», которая иногда может быть полезной, если вам покажется, что собака готова выпустить то, что она подносит. Когда собака хорошо научится сидеть с чучелом в зубах, вы можете отойти от нее на несколько шагов, подозвать ее, посадить и скомандовать «дай!». Можно и научить ее идти рядом, с чучелом в зубах.

Таким способом вы не только научите со6аку правильно подавать, это также важное упражнение на общее послушание. Необходимо подчеркнуть, что во время описанных упражнений никогда нельзя выражать нетерпения, гнева или жестоко о6ращаться с собакой. Воспринимайте все трудности спокойно, решайте проблемы в атмосфере дружеского поощрения и настойчивости.

Когда со6ака начнет хорошо выполнять команду «подай!», держать предмет столько, сколько потребуется, и выпускать его по команде «дай!», можно будет начать сочетать поноску с бросанием предметов. Собака будет приносить предметы быстро и радостно, но в то же время и дисциплинированно.

Отношение к выстрелу.

Очень важно научить собаку правильно относиться к выстрелам еще до того, как она впервые пойдет на охоту. Особенно важно это для спаниелей, которые находятся во время охоты в центре событий, и выстрел производится всегда рядом с ними. Если со6ака боится выстрела, на охоте она 6удет бесполезна. Хотя предрасположенность к боязни выстрела у русских охотничьих спаниелей встречается крайне редко, собаку все же можно испортить, если она не будет подготовлена к тому, чтобы услышать первые выстрелы. Испуг от неожиданного выстрела выражается в том, что собака становится нервной, демонстрирует нежелание работать и стремится отбежать или жмется к ногам. Это почти так же плохо, как и врожденная боязнь выстрела, но такую реакцию можно и нужно предупреждать, приучая щенка к выстрелам постепенно. Можно также напугать собаку фейерверками – держите щенка подальше от них.

Начинайте тренировку со стартового пистолета. Многие щенки никак не реагируют, если рядом с ними стрелять из пистолета, но на всякий случай стрелять надо начинать на расстоянии не меньше пятидесяти метров, при этом должен присутствовать второй человек, чтобы играть со щенком в то время, когда раздается выстрел. Щёнок должен продолжать играть, не обращая на выстрел внимания. Если щенок не будет демонстрировать отрицательной реакции, второй выстрел следует произвести на таком же расстоянии. Если повторять упражнение и постепенно сокращать расстояние, то очень скоро вы обнаружите что щенок не о6ращает никакого внимания, если стрелять рядом с ним, когда он, например, ест. После этого можно переходить к ружью, действуя точно так же. Стрель6у в непосредственной близости от собаки необходимо отложить до того времени, когда начнется ее обучение со6ственно охоте.

Приучение к автомобилю.

Любая охотничья собака должна хорошо переносить путешествия в автомобиле, поэтому надо обязательно приучать маленького щенка к недолгим автомобильным поездкам. Большинство людей предпочитает сажать собак в заднюю часть своей машины, но это самое неподходящее место, если окажется, что щенка укачивает. Чем дальше от центра тяжести автомобиля, тем сильнее ощущаются повороты, поэтому лучше всего посадить щенка на пол рядом с водителем, поближе к центру тяжести.

Разумеется, во время первой поездки в машине должно быть два человека, что6ы водитель мог сосредоточиться на дороге, иначе надо будет зафиксировать его специальной шлейкой. Если щенку не разрешать запрыгивать на сиденье, он скоро привыкнет оставаться на полу. Постепенно он научится оставаться на месте даже при кратковременных остановках автомобиля (частая причина несчастных случаев – собака выскакивает на дорогу за вышедшим хозяином). Погода должна быть не слишком теплой, потому что в машине с закрытыми окнами бывает порой слишком уж жарко.

Когда щенок привыкнет ездить и будет охотно запрыгивать в автомобиль, его можно начинать возить и сзади.

Приучение к контейнеру.

Когда-то допускалась перевозка собак даже в салоне самолета, сейчас процедура гораздо сложнее. Собак можно везти только багажом, в контейнере. Если вы собираетесь куда-либо ездить, то следует озаботиться его приобретением и приучением собаки к нему. Пока собака ещё молода, её даже лучше приучить сидеть днём в контейнере – у вас будет меньше проблем с разгрызенными вещами, если такое случается. Многим собакам даже нравится иметь своё спальное место, и они сами с готовностью уходят в контейнер, перед тем как хозяева уходят на работу.

Заключение.

Когда ваш щенок будет безотказно садиться на любом расстоянии от вас и сидеть до разрешения бежать дальше, когда он будет безотказно бросать всё и бежать к вам по команде «Ко мне!», когда он будет по команде подавать вам брошенные игрушки – тогда он готов к занятиям в поле.

Для многих хозяев собака ассоциируется с ребёнком, особенно яркие ассоциации возникают при знакомстве с милым щенком . Как общаться с домашним животным, чтобы не возникло трудностей в воспитании - вопрос, на который многие новички собаководы ищут ответ.

Воспитание кокер-спаниеля

Английский кокер-спаниель очень нуждается во внимании своего хозяина. В общении с этой породой у хозяев никогда не возникает существенных проблем, собаки быстро приспосабливаются к образу жизни, привычкам хозяина, а также к новому дому. Воспитание щенка кокер-спаниеля должно начаться сразу же, как малыш переступит порог своего нового дома. Чем скорее хозяин приступит к воспитанию своего любимца, тем послушнее собака будет впоследствии и тем меньше проблем возникнет у хозяина с дрессировкой. Пока у собаки ещё не сформирована психика, её поведение можно с лёгкостью смоделировать, научив пса уважению и правильному отношению к хозяину. Не следует рассчитывать, что собака усвоит необходимые правила инстинктивно. Исключение могут составлять лишь правила совместного проживания. Например, кокер-спаниель может приспособиться под график хозяина, удобное для него время. Кокер-спаниель очень ласков, как с близкими членами семьи, так и с совершенно незнакомыми людьми. Именно поэтому, главным в воспитании собаки - научить её не отвлекаться на каждого прохожего, задорно обнюхивая случайных встречных и прыгая на играющих во дворе детей. Это поведение может доставить дискомфорт незнакомым людям, но в первую очередь, быть опасным для самого животного. Собаки этой породы отличаются сообразительностью, поэтому навыки, что преподаёт псу хозяин, остаются с ним до конца жизни. Выращивание щенка кокер-спаниеля должно происходить в сочетании ласки и настойчивости. Не следует поощрять собаку за некорректное поведение, но и ругать совсем маленького щенка за лужи в гостиной тоже не стоить. Насилия эта порода не терпит, а вот при правильном разъяснении и поощрении, схватывает команды на лету.

Дрессировка кокер-спаниеля

Отвечая на вопрос того, как дрессировать кокер-спаниеля , можно разыграть увлекательную игру, заинтересовать собаку. Ввиду доверчивости кокер-спаниелей, хозяин первым делом должен научить собаку базовым командам, приучить к поводку и ошейнику. Команды “ко мне”, “место”, “сидеть”, должны быть усвоены собакой как можно скорее даже если планируется . При помощи этих команд, хозяин сможет легко проконтролировать действия своего пса. Чтобы щенок усвоил команду “ко мне” нужно подманить щенка во время прогулки, а когда он подбежит, поощрить его лакомством. Несколько раз проработанная команда будет усвоена собакой, а через некоторое количество тренировок, команда навсегда отложится в памяти у собаки. Дрессировка щенка кокер-спаниеля включает в себя обучение идти на поводке, а также комфортно чувствовать себя в ошейнике. Если после того, как ошейник надет на пса, тот стремится его снять, нужно отвлечь щенка, предложив ему увлекательную игру. Если собака долгое время не может привыкнуть к ошейнику, необходимо убедиться в его пригодности. Слишком жёсткий ошейник может навредить нежной шерсти и коже спаниеля. Когда собака привыкнет к ошейнику и научится идти на поводке, можно обучать его команде “рядом” для этого тоже, можно использовать метод поощрения. Покажите щенку лакомство, а потом предложите ему пройти около Вашей ноги. Не следует тянуть поводок на себя, так Вы только раззадорите кокер-спаниеля. Чтобы объяснить собаке, какие действия не допустимы, нужно использовать эмоциональные интонации. Нельзя ни под каким предлогом поднимать руку на спаниеля, щенок на Вас очень обидится, и к тому же Вы можете нанести ему травму. Дрессировка кокер-спаниеля в домашних условиях подразумевает детальное заучивание команд “лежать”, “сидеть” и некоторых других, пускай не слишком важных, но очень милых, например таких, как “дай лапу”.

Если вы ищите себе компаньона для охоты, выберите кокер-спаниеля. Эта собака обладает выдающимися способностями для охоты. Кромке того, такие черты породы, как высокий интеллект, быстрая реакция, превосходный нюх, концентрация памяти, желание собаки угодить хозяину делают процесс обучения и дрессировки лёгким и увлекательным.

Внимание! Важное замечание:
Европейская конвенция о защите домашних животных, Ст.7
«Никакое домашнее животное не должно дрессироваться способом, наносящим вред его здоровью и состоянию, особенно, если его заставляют, или используются средства, наносящие увечья или вызывают ненужную боль, страдания и стресс».

Дрессировка кокер-спаниеля состоит из 2-х этапов:

  1. общий курс дрессировки (ОКД) и
  2. специальный курс дрессировки или натаска.

В ОКД входят такие команды, как «Сидеть», «Стоять», «Лежать», «Рядом», и другие.

ОКД является обязательным для любой охотничьей собаки. Щенок должен твёрдо усвоить команды послушания, потому, что на основе этих команд вы будете строить обучение собаки охоте.
Как только ваш щенок усвоит команды послушания, переходите к обучению его охоте.
Перед началом обучения собака должна понять, что от неё хотят, чтобы она что-то выполнила.
Обучение должно базироваться на повторении и последовательности действий. Сразу же после правильного выполнения команды поощрите щенка любимым лакомством и похвалите его.
Команды должны быть простыми и короткими. Например: «Сидеть», «Ко мне». Произносите их внятно, чётко и медленно. Если собака не выполняет команду, повторите её спокойно, не повышая голос.

Старайтесь, чтобы тренировки были короткими. В этом случае щенок воспринимает их как игру. Проводите их систематически, без длительных перерывов, потому что собака может забыть, чему её научили.
Следует как можно скорее научить щенка ходить на поводке. Во время кормления или игры наденьте собаке ошейник и не снимайте его, пока она не привыкнет. Первое время щенок будет пытаться сорвать его.

После того, как собака привыкнет к ошейнику, наденьте поводок. Пусть собака натянет его. Держите поводок коротким и не позволяйте собаке грызть его. После того, как собака привыкнет к поводку, удлините его. Во время прогулки собака всегда должна идти рядом с хозяином.
Кроме команд, поданных голосом кокер-спаниель должен понимать команды, поданные рукой.
После того, как кокер-спаниель твёрдо усвоит курс послушания, можно переходить к обучению охоте.

Основная задача английского кокер-спаниеля охота на птиц.
Первым делом собаку необходимо научить:

  • понимать сигналы свистка,
  • подавать предметы,
  • не бояться воды.

Для натаски кокер спаниеля приобретите поводок длиной 15-20 м., охотничий свисток и поноску.
Прежде всего, следует научить кокер-спаниеля команде «Стой». Эта команда очень важна, так как во время охоты собака рвётся погнаться за птицей и может спугнуть дичь до подхода к ней на выстрел. Ни в коем случае не применяйте команду «лежать», потому что кокер-спаниель должен видеть место падения птицы.
Как научить кокер-спаниеля команде «Стой»? В момент, когда собака пробегает на расстоянии 3-5 м. от вас, свисните и голосом дайте команду «Стой» когда собака повернёт к вам голову. Если команда выполнена правильно поощрите собаку лакомством, погладьте, повторяя «Хорошо стой». Во время каждой прогулки повторяйте эту процедуру несколько раз. Со временем усложните задачу
- увеличьте расстояние между собой и собакой,
- собака должна быть чем-то увлечена. Например, погоней за кошкой,
Добейтесь того, чтобы собака, безусловно, выполняла команду «Стой». В этом случае у вас не будет проблем в поле.
Далее обучите собаку правильной и безотказной подаче по команде «Подай». Это очень важная команда. Собака должна уметь приносить птицу и с суши, и с воды.
Возьмите любимую игрушку собаки и бросьте её на небольшое расстояние. Подайте команду «Подай». Если собака принесла игрушку и отдала вам, поощрите её лакомством и словам «Хорошо подай». Постепенно увеличивайте расстояние.

В течение одной тренировки отрабатывайте команду «Подай» 4-5 раз.
Если вы что-то сделали не так и собака отказывается подавать игрушку, прекратите тренировки по отработке команды «Подай» на месяц и начинайте через месяц снова, но осторожно.
В начале обучения команде «Подай» подразнивайте собаку, провоцируйте её, чтобы она схватила игрушку. Если собака отказывается бежать за игрушкой, подталкивайте игрушку ногой. Постепенно при отработке команды «Подай» игра с собакой сокращается. Когда вы бросили игрушку придержите собаку на 15 секунд и после этого отпустите за игрушкой.

Следующим этапом является применение команды «Стой». Поле того как вы бросили игрушку подайте команду «Стой» а потом «Подай».

Приучение к воде и плаванию
Приучение к воде необходимо начинать в тёплую погоду с 6-7-месячного возраста. Вначале бросайте палку или мячик на расстояние 1 м от берега на мелком месте с командой «Подай», чтобы собака могла подойти и взять предмет. После того, как собака принесёт предмет, подать команду «Дай», заберите предмет и поощрите собаку.
Нельзя принуждать собаку войти в воду угрозами и наказанием и подавать команды угрожающим тоном.
Постепенно увеличивайте расстояние от берега до заброшенного предмета. Повторите не больше 3-х раз.
Одним из самых сложных навыков, которые надо привить кокеру, является приучение к выстрелу. Кокер-спаниели очень возбудимые животные. Поэтому их надо приучить спокойно относиться к выстрелу и другим резким звукам.
При первом выстреле собака должна находиться не ближе 150 м от стрелков. После каждого выстрела собаку надо погладить и успокоить.
После этого с собакой начинают приближаться к стрелкам, постепенно сокращая расстояние до 20-25 шагов.

Особенно сложно развить у собаки инстинкт подачи добычи сразу после выстрела. Натаскивайте спаниеля ежедневно. Почаще выезжайте с ним в поле, чтобы он привык к звукам природы и выстрелам.
Не менее важно научит спаниеля поиску дичи. Во время поиска он должен двигаться челноком или зигзагом.
Возьмите собаку на поводок и ведите её 10м вправо, потом 10м влево, потом вперёд. При этом повторяйте команду «Охота», чтобы собака связала эту команду со своими движениями.
Приучите собаку к запаху птиц. Разбросайте по полю перья и подайте команду «Охота». Собака, двигаясь вправо, влево и вперёд (как вы её учили), должна найти перья и принести вам. После этого обязательно поощрите её.

И последнее. Собака должна взять добычу и принести хозяину не повредив её. Обучив кокер спаниеля возможным командам, хозяин может смело брать его с собой на охоту.

Кокер-спаниели являются добродушными, жизнерадостными и игривыми собаками, которые представляют из себя замечательных питомцев. К счастью, кокер-спаниели очень легко дрессируются, особенно в щенячьем возрасте. Дрессировка кокер-спаниеля потребует от вас многократных повторов, терпения и применения позитивных видов поощрений. Со временем ваша собака станет хорошо обученным и достойно себя ведущим питомцем.

Шаги

Приучение кокер-спаниеля к клетке

    Подберите для своего кокер-спаниеля клетку. Важным аспектом дрессировки кокер-спаниеля служит его приучение к клетке. Если все будет сделано правильно, ваша собака начнет считать свою клетку личным убежищем и местом отдыха, а не местом для наказания. Продающиеся в зоомагазинах клетки бывают различных размеров и изготавливаются из различных материалов, например, из пластика, ткани и металла.

    Сделайте клетку комфортной для собаки. Чем более привлекательно выглядит для собаки клетка, тем больше ей захочется проводить время внутри нее. Поставьте клетку в оживленной комнате вашего дома, например, в зале и постелите внутрь удобную подстилку. Также в клетку можно положить некоторые собачьи игрушки и угощения.

    Кормите собаку в клетке. Когда наступит время кормления вашего кокер-спаниеля, поставьте его в миску с кормом в клетку. Располагайте миску у дальней стенки клетки, чтобы собака входила внутрь полностью, когда ей потребуется поесть. Если собаке неудобно полностью заходить в клетку, подвиньте миску чуть ближе к передней стороне клетки, где собаке будет более удобно.

    Увеличьте нахождение собаки в запертой клетке до 30 минут. После того, как ваш кокер-спанель начнет комфортно питаться в своей клетке, его необходимо приучить к тому, что более длительное нахождение в клетке (в течение 30 минут или более) также является для него комфортным. Для начала побуждайте собаку войти в клетку, указав на нее рукой и подав команду “в клетку”. Когда собака войдет внутрь, дайте ей угощение в качестве поощрения и закройте дверцу. Постойте рядом с клеткой в течение 5-10 минут, а затем уйдите в другую комнату, чтобы собака несколько минут не могла вас видеть. Когда вернетесь, снова побудьте рядом с клеткой некоторое время, а затем выпустите собаку.

    Когда покидаете дом, оставляйте собаку в клетке. Перед своим уходом из дома побудите собаку войти в клетку. Когда она окажется в клетке, поощрите ее угощением, закройте дверцу и тихо оставьте одну. Очень важно не затягивать свой уход и не делать его чрезмерно эмоциональным. Когда вернетесь домой, оставайтесь спокойными при приближении к клетке собаки, чтобы выпустить ее.

Приучение кокер-спаниеля ходить на поводке

    Подберите для своей собаки поводок и ошейник. Если у вас еще нет поводка и ошейника для кокер-спаниеля, вы можете приобрести их в ближайшем зоомагазине. Поводок должен быть длиной около 1,2-1,8 метра. Вам подойдет обычный ошейник с пряжкой для пристегивания поводка. Шлейки, удушающие и строгие ошейники не подходят для обучения кокер-спаниеля хождению на поводке.

    • Приобретаемый вами поводок должен быть неудлиняемым. Удлиняющиеся поводки на самом деле способствуют тому, чтобы собака продолжала тянуть поводок и не шла рядом с хозяином.
  1. Познакомьте кокер-спаниеля с его ошейником. Это важно, если у вас щенок спаниеля, который еще никогда ничего не носил на шее. Вероятно, это не обязательно для взрослой собаки. Наденьте ошейник на шею щенку тогда, когда он будет увлечен чем-то еще, например, во время кормления или игры. Оставьте ошейник на собаке, даже если она попытается его снять. Если вы снимете ошейник в тот момент, когда собака пытается от него избавиться самостоятельно, вы только подкрепите это неправильное поведение.