Правильное отношение к еде. Чем заменить еду при похудении? Как изменить отношение к еде? Спусковой механизм страстей

Существует несколько факторов, почему у человека растет вес, но все же на первом месте остаются неправильные привычки питания. Даже здоровые люди начинают страдать от ожирения, потому что любят «пожевать». Для того чтобы вес перестал быть нашей проблемой, важно изменить свое отношение к питанию и подумать, чем заменить еду при похудении, чтобы она была более полезной.

Как изменить свое пищевое поведение

Есть всего несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет изменить «взаимоотношения» с едой. Конечно, чтобы достичь чего-то, придется приложить усилия, ведь ничего не дается просто так. Но если изо дня в день буквально заставлять себя придерживаться определенного распорядка, то уже спустя несколько недель у вас это войдет в привычку. Кроме того, чтобы не бросить все в течение всего этого периода, нужно постоянно себя мотивировать. Вот рекомендации, которые помогают развить правильные привычки в питании:

  1. Очень важно стараться изо дня в день принимать пищу в одни и те же часы. Такое поведение поможет оставить отпечаток в голове, что ты кушаешь только в это время.
  2. Приемов пищи должно быть не меньше трех в день, а размеры порции умеренными.
  3. Всегда завтракать (кофе это не завтрак). Отказаться от еды перед сном.
  4. В течение дня не ходить голодным. Но это не говорит о том, что нужно постоянно перекусывать.
  5. Если уже наелся, то не стоит доедать все, что лежит на тарелке.
  6. Много пить (жидкость, а не алкоголь).
  7. И, как говорил Остап Бендер, «не делайте из еды культа».

Но если не хватает сил, чтобы самостоятельно изменить отношение к еде, и никакие доводы не помогают, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Это проблема психологического характера, которую возможно решить благодаря помощи специалиста. Но кроме воспитания в себе правильного распорядка питания стоит еще подумать, чем можно заменить еду, чтобы она была менее калорийной и вредной.

Подмена понятий

Нередко в нашем рационе может преобладать тот или иной вид нездоровой пищи, который неизбежно ведет к набору кило. Но есть уловки, которые позволяют «обмануть» себя и освободиться от вредных пристрастий.

  1. Избавиться от желания кушать соленую еду можно, если употреблять миндаль и бананы. Эти продукты благодаря калию являются хорошими стимуляторами почек, заставляют их активно работать, выводя лишнюю жидкость из организма.
  2. Чем заменить еду в том случае, если вы любите жирную пищу? Сегодня в супермаркете можно приобрести соевый сыр, который называется «тофу». Его готовят в комбинации с различными приправами и добавляя в другие менее жирные блюда. Состав этого продукта способен «обмануть» вкусовые ощущения.
  3. Если после приема пищи хочется сладкого десерта, попробуйте взять в рот мятный леденец, в котором нет сахара. Эта уловка даст сигнал мозгу, что трапеза завершена. Вскоре организм должен «перехотеть» скушать еще чего-нибудь вкусненького.
  4. Можно заморозить виноградинки и кушать (не спеша, смакуя) их по одной штучке в тот момент, когда захочется мороженого.
  5. Но чем заменить еду, когда просто хочется что-то жевать? Для этого можно приобрести кольраби, морковь, сельдерей или другие витаминные «снэки», которыми можно хрустеть в любое время.
  6. Если просто хочется чипсов, лучше сделать подмену и самостоятельно приготовить попкорн (солить нужно немножко), который содержит гораздо меньше калорий.

Предпочтительные сладости

Но некоторым худеющим невозможно себя обмануть леденцом, и их организм упорно требует десерта. Что же делать и чем заменить еду в таких случаях? Можно попробовать приготовить лакомство самостоятельно.

  1. Запеките в духовке яблоко с корицей. Этот вкус может напомнить пирог, а фигура не поплатится за вашу слабость.
  2. Приготовьте в блендере из нежирного молока коктейль с бананом. Другой вариант - смешать предпочитаемые фрукты с нежирным творогом и настоящим йогуртом.
  3. Вместо конфет можно приобрести сухофрукты и кушать их с чаем.

Подмена мяса

Каждому организму необходимы белки. Но некоторые в целях похудения стараются избегать большинства продуктов, в которых они содержатся. Поэтому появляется вопрос, чем можно заменить мясо в еде, чтобы не лишать себя жизненно важных белков?

Первой альтернативой всегда является рыба. Она является в котором содержатся все важные аминокислоты и при этом данный продукт легко усваивается. Еще один полноценный и «легкий» белок можно получить от куриных яиц. Также найти альтернативу можно в растительной пище. В этом неотъемлемыми помощниками могут стать бобовые и злаковые культуры.

Вместо соли…

Известно, что избыток соли в организме влечет множество заболеваний. Но без этого компонента еда становится безвкусной и пресной. Поэтому стоит подумать, в еде.

Если вы не можете кардинально отказаться от соли, замените ее морской. Она, в отличие от поваренной, более полезна, но при этом придает желанный вкус еде. Решив отдать предпочтение этому продукту, его все равно важно ограничивать в своем рационе. Поэтому все-таки придется подумать над тем, чем можно заменить соль в еде.

Если применять чеснок как приправу, то пресная пища будет не настолько неприятной. Эта приправа поможет поскорее свыкнуться с новыми вкусовыми ощущениями. Но чтобы после ее употребления не оставлять чесночный шлейф, лучше, если она будет в порошковом сушеном виде. Также можно после такой еды «закусывать» свежей петрушкой.

Пряные травы являются неплохим заменителем, поскольку они добавляют блюду аромат и вкус. Кроме этого, они не наносят организму ущерб, а, наоборот, могут быть полезны для здоровья.

Если вы думаете, чем заменить соль в еде, например, готовя салаты, можно попробовать лимонный сок. Весенние салаты от такой подмены только улучшат свои вкусовые характеристики.

Коктейль вместо еды

Люди, которые стараются избавиться от лишнего веса, наверное, не раз слышали о новаторском способе. Он заключается в том, что нужно пить коктейль, заменяющий еду. Этот напиток может быть сделан на основе молока и содержать в себе все важные микроэлементы, которые мы должны получать с пищей. Сегодня существует много фирм, которые выпускают этот продукт для худеющих. Этим коктейлем заменяют часть обычного питания, тем самым сокращая Но все же, для многих это может стать настоящим испытанием, поскольку придется отказаться от одной или двух обычных трапез, например, пить коктейль вместо обеда и завтрака. Еще один недостаток - это психологический фактор. Поскольку этот продукт не нужно пережевывать, организм чувствует себя «обманутым» и, несмотря на его насыщенность, все равно тянет «пожевать».

Еще несколько напоминаний

Думая о том, чем заменить еду, нужно не забывать о нескольких важных принципах, которые помогут контролировать свои привычки питания:

  • Покупать продукты только по продуманному списку, который составили заранее, а за продуктами ходить на полный желудок.
  • Всегда читать на товаре о содержании жиров и других компонентов.
  • Не кушать перед телевизором или читая книгу, ведь так труднее следить за количеством съеденного.
  • Если не голоден, не есть «за компанию».
  • Нужно начинать прием пищи с салата или супа.
  • Не верить надписям «низкокалорийный» и проверять, сколько в ста граммах ккал.

Наталья Инина - преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

В 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии. Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях. Сфера интересов - психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.

Еда как маркер отношений с самим собой

Наталия Владимировна, наверное, нет людей, которые бы не любили вкусно поесть. Это значит, что каждый из нас подвержен чревоугодию?

Вовсе нет. Пища - это Божие благословение и естественная человеческая потребность. А страсть чревоугодия возникает только тогда, когда забота о питании, о своем теле становится центром жизни. Например, если человек тщательно обдумывает, что он будет есть на завтрак, обед и ужин, мысленно проигрывает в своем воображении детали меню, постоянно ходит по магазинам в поисках каких-то особенных продуктов и приправ, и это занимает львиную долю его времени, то ему стоит всерьез задуматься о чревоугодии, о том, почему им овладевает эта страсть. А если мы едим, чтобы подкрепить свой организм, восполнить свои силы, то это совершенно нормальный процесс, не имеющий отношения к чревоугодию.

Очень часто отношение к еде - это некий маркер моих отношений с самим собой, с другими людьми, с миром, равно как и отношения с телом вообще - показатель психологического здоровья, того, насколько человек находится в гармоничном состоянии. Расстройства пищевого поведения в этом смысле часто отражают внутренние душевные проблемы человека.

Возьмем всем известные болезни - анорексию (когда человек почти ничего не ест и при этом кажется себе слишком толстым) и булимию (когда человек ест все подряд без разбора и потом испытывает состояние, близкое к отравлению, а также ужасающее чувство вины и отвращения к себе).

В моей практике был случай, когда за анорексией у молодой девушки скрывалось вовсе не желание походить на стройных моделей с обложек глянцевых журналов, а колоссальное недоверие к миру и страх перед людьми. Ее мать была женщиной чрезвычайно властной и контролирующей. Она постоянно следила, что читает, во что одевается и с кем дружит ее дочь. Девушка отреагировала деструктивным образом - просто перестав есть (к моменту начала терапии она питалась одними семечками и леденцами). Очевидно, что нездоровое отношение к еде было лишь способом отгородиться от мира, а реальной причиной страданий девушки было тяжелейшее душевное состояние, напряжение, тревога, недоверие к людям и страх перед жизнью.

Другая моя клиентка, страдавшая булимией, таким способом решала проблему глубинной неудовлетворенности собой и одновременного желания быть в центре событий. Она была властной и темпераментной женщиной, манипулировала всеми своими близкими, а их у нее было немало: родители, брат, сестры, муж, двое детей. И всеми она пыталась управлять, требовала, чтобы все перед ней отчитывались, но при этом постоянно жаловалась на близких, которые, по ее словам, без нее не могут справиться.

К сожалению, сильное желание властвовать и управлять встречается часто. В действительности за этим желанием может скрываться глубинный страх и тревога, порождающие такое властное контролирующее поведение.

Еще одним искажением нормального отношения к еде является чрезмерная зацикленность на своем здоровье. Сейчас, например, в моде здоровый образ жизни. О нем много говорят, пишут, проводят различные семинары, составляют программы, помогающие похудеть, сторонники здорового образа жизни объединяются в клубы и группы поддержки. И всё сводится к тому, какое количество белков, жиров, углеводов человек потребляет, как это сказывается на его физическом самочувствии, на его уровне сахара.

Забота о своем здоровье естественна, но если речь идет не о лечении от тяжелой болезни, а о профилактике, то вряд ли у человека это может занимать больше 10-15 процентов времени от всех его забот. Например, есть у меня очень симпатичные коллеги, которые, заботясь о себе, приносят с собой на работу коробочку гречневой каши и в обеденный перерыв не идут в столовую, а съедают свою кашу, но в остальное время они даже не вспоминают об этой коробочке, а заняты делом. Замечательно!

А если у человека, увлеченного здоровым образом жизни, правильным питанием, есть серьезные нерешенные внутренние проблемы, он зацикливается на этой теме, начинает высчитывать калории, строить графики на каждый день и час - всего себя посвящает здоровому образу жизни. Всё переворачивается с ног на голову: не здоровый образ жизни для человека, а человек для здорового образа жизни, не тело обслуживает меня, а я обслуживаю тело. И это как раз и толкает нас к страсти чревоугодия.

- Как же можно найти выход из подобных состояний?

Поскольку реальная проблема человека в такой ситуации заключается не в еде как таковой, а в его душевном состоянии, в глубокой потере связи с самим собой, со своей жизнью, очень часто - в нелюбви к себе и страхе перед жизнью, то имеет смысл не фиксироваться на проблеме еды, а решать более глубокие экзистенциальные задачи, относящиеся к жизни, чувствам, целям, смыслам, переживаниям, к трудностям, которые стоят на пути. Тогда постепенно тема еды перестает быть значимой - еда начинает занимать то место, которое и должна, а должна она просто обслуживать наше тело.

Помочь в этом человеку может хороший психотерапевт. Это не значит, что он подменяет священника. Психотерапевт не борется со страстями - у него другая задача, другой язык, другая терминология. Он призван помочь человеку расчистить «психологические завалы» для того, чтобы они не мешали духовному развитию личности.

Духовные усилия, духовное восхождение человека должны подкрепляться психологическим здоровьем. Бывает, люди годами на исповеди перечисляют одни и те же грехи, которые не удается преодолеть усилием воли, самодисциплиной или включением здравого смысла. Конечно, в этом случае надо разобраться в причинах, и нередко бывает, что эти причины как раз находятся в плоскости психологии: например, это может быть тревожность, страх, отсутствие контакта с собой. Пока мы не обеспечиваем условия, при которых человек начинает осознавать себя, слышать себя, быть внимательным к себе (в чем и помогает психотерапевт), бесполезно работать со всей множественностью проблем.

Спусковой механизм страстей

- Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей?

Первая - не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие - это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти.

Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла - это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу.

Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества - это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв.

Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология - психология падшего человека - с которой нам как психологам приходится иметь дело.

Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

Еда - самое простое, самое очевидное, самое естественное, что всегда перед нами. Сама по себе еда, вкушение пищи еще не страсть, но может ею стать, если мы теряем связь с Богом, утрачиваем верность Ему, поддаемся ложным вожделениям, миражам, которые обещают нам удовольствие, но всегда лгут. Именно поэтому святые отцы говорят, что чревоугодие - это спусковой механизм, запускающий в действие все остальные страсти.

- А каким образом работает этот спусковой механизм?

- Возьмем для примера страсть, свойственную многим - тщеславие, высокомерие. Как она связана с чревоугодием? Ребенок просит: «Хочу вот эту хрустящую горбушку» или «Хочу вот эту самую поджаристую куриную ножку…». В общем, кусочек повкуснее и побольше. Знакомая всем картина! Такое эгоцентричное желание: лучшее - мне. В детстве оно невинно, но часто и повзрослев, человек относится к себе, любимому, так же - мне, мне, мне.

Если чревоугодие овладело нами, если эта первая дверь в душу человека открыта, то войдут и другие страсти - и скупость, и сребролюбие, и уныние. Я бы не рискнула это с уверенностью утверждать (хотя мне как психологу это понятно), если бы не читала это у многих святых отцов Церкви. Да и с психологической точки зрения это абсолютно верно, ведь подчинение себя страсти с неизбежностью приведет к потере самого себя, а следовательно к тревоге, которая заставит человека копить деньги, экономить, даже если в этом нет необходимости, не делиться с ближним из-за страха перед завтрашним днем, к недостатку веры, к страху перед жизнью, толкающим в депрессию, уныние.

Вообще, я убеждена, что за любой страстью стоит глубинный страх, недоверие, тревога, желание чем-то запастись или как-то еще подстраховаться, а глобально это потеря связи с бытием, способности любить и доверять не только Богу и людям, но и самому себе.

- Как выглядит здоровое отношение к еде в повседневной жизни?

- Я бы сказала, что здоровым примером отношения к еде можно назвать монастырскую трапезу: в монастырях обычно едят простую пищу небольшими порциями, из-за стола встают быстро.

Мне рассказывали про трапезу на Афоне. Времени, которое отводится на трапезу, хватает только на то, чтобы успеть съесть то, что подают к столу. Нет возможности ни поговорить с соседом, ни посмаковать еду. Быстро подкрепились и разошлись - каждый вернулся к своему послушанию. Вот это нормальное отношение к еде: она подкрепляет тело, а не подчиняет человека себе.

- Но ведь в монастырях по праздникам на столах стоит обильная и вкусная еда…

- Верно, но праздничная трапеза никогда не посвящена еде. Это совместное бытие, в котором мы радуемся друг другу. Если это разговение, радуемся Богу, вкушаем пищу с благодарностью, с любовью, трепетно. При этом видим друг друга, чувствуем радость другого. И тогда трапеза становится радостью, продолжением Тайной вечери.

То же самое можно сказать в отношении традиции хлебосольства, гостеприимства. Гостеприимство - добродетель, потому что я угощаю гостя. Не для себя я пироги пеку, а для гостя стараюсь, последний кусок отдать ему готова. И вот тогда как раз еда превращается из проклятия в благо.

Однако когда люди собираются за общим столом не для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться встрече, пообщаться, а только для того, чтобы вкусно поесть, насладиться кулинарными изысками, то что происходит дальше? Либо ссоры, конфликты, драки, либо неприличные фантазии, флирт, блуд, это уж зависит от степени испорченности. Человек опрокидывается в свою плоть, в похоти, в инстинкты.

Преодолеть вожделение можно только верой и волей, принять решение, проявить самодисциплину, понять, к каким последствиям это приведет, если не остановить себя. Совершить этот акт, сказать себе «стоп» помогает, конечно, не тело, а разум.

«Анестезия» сексуальной зависимости

- Блуд - такая же по своей природе страсть, как и чревоугодие, у нее похожий механизм развития?

Разница есть, она, главным образом, заключается в последствиях страсти. Чревоугодник вредит только себе. Чревоугодие - это отношения с самим собой. А блудом наносят вред не только себе, но и другому.

Но давайте посмотрим на страсть блуда внимательнее. Очень часто одна проблема имеет в действительности совершенно другие корни. Например, родители жалуются на плохое поведение ребенка, а оказывается, что они сами не дают ему шагу ступить. Человек жалуется на несправедливое к себе отношение, но выясняется, что он сам относится к окружающим без должного внимания. И за страстью блуда, когда начинается практическая работа, часто тоже обнаруживаются иные основания, нарушения, проблемы.

Если говорить о сексуальной зависимости, то в ней есть и экзистенциальные духовные компоненты, такие как глубинный неосознаваемый страх смерти, вытесняемое чувство внутренней опустошенности, глубинное одиночество. Но могут быть проблемы и иного рода - детские травмы, пережитое в юном возрасте сексуальное насилие, деструктивные, патологические отношения в родительской семье. В результате человек «кидается» в сексуальную зависимость в поисках «анестезии», квазиутешения, однако никакого утешения он, естественно, не находит, а проваливается в зависимость все глубже и глубже, теряя здоровые ориентиры жизни.

Страсть блуда - более фундаментальная проблема, чем просто сексуальная зависимость, и она в огромной степени связана с духовной сферой личности. Если обратиться к этимологии, то «блуд» и «блуждание» - однокоренные слова, и они близки по значению. Это некий уход, иногда поиск, но ложной цели. Человек блуждает в поисках чего-то, его душа мятется, ищет, но ищет не там, где лежит нечто ценное, важное.

Это касается и других страстей. Задача страсти в том, чтобы пленить всего человека, все его уровни: и телесный, и душевный, но прежде всего - духовный уровень, ведь именно он определяет связь человека с Богом. Поэтому борьба со страстью - это не просто борьба с блудным помыслом, к чему обычно сводится обывательское представление об аскетике. Это борьба за человека, за развитие его личности, в христианском понимании - за его спасение.

Поэтому задача психолога состоит не просто в том, чтобы дать средство противостояния, а в том, чтобы направить человека в сторону раскрытия лучших свойств его души, в сторону принятия себя, чтобы в результате этого самораскрытия был побежден и блудный помысел.

В подростковом возрасте у человека происходит гормональный взрыв. Как помочь подростку преодолеть блудные желания? Стоит ли откровенно обсуждать с ним эти деликатные темы?

Да, в подростковом возрасте ребенок в короткий срок переживает то, что физиологи называют «гормональной бурей». Перестраивается организм, меняется внешность, возникают новые, часто ошеломляющие взрослеющего ребенка проблемы. Он оказывается, по словам Толстого, в «пустыне отрочества», когда прежние опоры в виде семьи и школы расшатываются, а новые еще не сформированы, и одновременно попадает в зону опасностей, связанных в том числе с половой сферой.

Но за внешними признаками, как я уже говорила, могут быть и иные проблемы. Главная из них - это разрыв, внутренний конфликт между «хочу» и «должен», то есть между желаниями и разумом. За этим глобальным несоответствием есть и неуверенность в себе, и страх, и одиночество, и многие другие типично подростковые проблемы.

Задача и психолога, и родителей - помочь в прохождении этого периода. Надо еще не забывать крайне негативное воздействие массовой культуры, которая пороки превратила в доблести. Поэтому родителям надо быть начеку, попытаться стать своим детям друзьями и помочь пройти над пропастью, не провалиться в нее.

Я считаю, что табуированных тем в разговоре между родителями и детьми нет - другое дело, как, с какой интонацией, каким языком разговаривать. Напомню слова Маршака, который на вопрос, как надо писать книги для детей, ответил: «Точно так же, как для взрослых, только значительно лучше!».

Родители должны позаботиться, во-первых, о формировании доверия между ними и ребенком, а во-вторых, о своей готовности разговаривать с ребенком на любые темы, в том числе темы близких, интимных отношений. Не секрет, что многие родители тратят на общение со своими детьми минимальное количество времени, и часто сводят это общение к окрикам, требованиям, упрекам.

Мне заполнился один случай. Ко мне пришел юноша лет шестнадцати. В разговоре он признался: «Я себя чувствую ужасно, потому что я в нашем классе единственный девственник!». Я узнала, что он ни с кем в семье не мог поговорить об этом, поскольку там не принято было говорить по душам. А парня мучил этот вопрос, он чувствовал себя неуверенно, одиноко, считал, что он изгой. Именно эти вещи волновали его, а не сексуальные переживания. Он считал, что раз он не такой, как все, значит, он хуже.

Я сказала ему: «Я очень благодарна тебе, что ты решился поговорить со мной об этом. Я не могу требовать от тебя, чтобы ты оставался целомудренным. Я могу только сказать, что думаю об этом, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Ты, конечно, волен последовать примеру своих приятелей (кстати, не факт, что все они лишились девственности, это может быть и бравада). Но я знаю, что если ты сделаешь это только ради того, чтобы не отстать от друзей, то ты на всю жизнь запомнишь этот первый опыт как что-то очень далекое от того прекрасного, что называют любовью. А вот когда ты встретишь девушку, в которую влюбишься, и ваша любовь будет взаимна, и вы решите пожениться, потому что не сможете ни дня прожить друг без друга, вот тогда ваша близость будет частью той огромной любви, что заполнит ваши сердца и принесет вам обоим настоящее счастье!».

Так получилось, что через несколько лет мы встретились опять, и оказалось, что ему тогда удалось воздержаться от соблазнов. Он действительно встретил свою любовь, и они поженились. Я не спрашивала о том, сбылись ли мои прогнозы, но глядя на него, я понимала, что передо мной счастливый молодой мужчина, любящий и любимый.

Резюмируя свою мысль, я бы сказала, что во всем нужна мера и здравый смысл. Любые крайности всегда плохи. На мой взгляд, говорить с подростками о сексе свободно и «по-взрослому» - это неадекватность, поскольку тема эта и для взрослого деликатна, а уж подросток крайне раним, чувства его обострены и уязвимы. Такие разговоры требуют уважительности, осторожности, чуткости. Но и не говорить совсем тоже неверно. Это, как правило, связано с родительским нежеланием брать на себя ношу ответственности, тратить свои душевные силы.

Эрос — первая ступенька, а блуд — первое препятствие

Многим неверующим людям интуитивно понятна греховность воровства или, к примеру, супружеской измены, но непонятно церковное отношение к сексуальным отношениям вне брака. Почему блуд - это грех?

Я бы расширила этот вопрос: как объяснить нецерковному человеку, что грех разрушает целостность? Разве это касается только блудной страсти? А представление о целях и смыслах жизни? А как объяснить нецерковному человеку, что такое спасение или бессмертие души? Между этими понятиями и секулярным сознанием пропасть, которую, как сказано в Евангелии, человеку пройти невозможно, - только Богу всё возможно. Христос и пришел, чтобы перевести нас через эту пропасть, а каждый из нас, в меру подражания Христу, может помочь это сделать другому.

Но общего универсального ответа на частное и каждый раз уникальное вопрошание дать, на мой взгляд, нельзя. Для того и существует такая наука - психология, чтобы помочь найти конкретный ответ на данный вопрос, и опять же не в самой общей форме, а в форме конкретной.

Действительно, в секулярном обществе считается, что нет ничего опасного в блудных связях, что это некая «разрядка», «снятие напряжения» и вообще «полезно для здоровья» (об этом, кстати, часто говорят врачи-урологи или врачи-гинекологи, консультируя своих пациентов). Что тут скажешь? Если провести некую аналогию, то согласно этой логике в регулярной выпивке нет ничего плохого - это снятие стресса, разрядка, профилактика атеросклероза.

Подобного рода аргументы могут казаться убедительными до той поры, пока мы не обратимся к статистике смертей, разрушенных семей, деградации и психических болезней миллионов наших соотечественников, идущих этим путем. Возвращаясь к нашей теме - за эйфорией от случайных связей может стоять зависимость, подчиненность всего внутреннего мира человека этой навязчивой страсти, и это с неизбежностью приведет к растрате себя, потери целостности, в конечном итоге - полной деградации личности как Божьего замысла.

Человек живет как бы в двух мирах. С одной стороны - в горизонтальной плоскости, и в этом плане мы говорим о той психологии, которая напрямую может быть не связана с духовными вопросами, то есть о мотивах, потребностях, социальных ролях, эмоциях, аффектах и т.д. Но есть и вертикальное измерение. Именно об этом измерении выдающийся психолог Виктор Франкл говорил как о духовном пространстве человека, в котором он действительно становится самим собой в полном смысле слова. Это пространство личности, пространство нравственных выборов, высоких поступков, опыт преодоления своих эгоцентрических желаний.

Иными словами, в человеке все время идет борьба между обыденным и возвышенным, эгоцентрическим и альтруистическим, между комфортом и личностным усилием, в конечном счете - это столкновение профанного и сакрального в человеческой душе.

Задача психолога - не выступать в роли советчика и тем более судьи, а создать такие условия, чтобы человек мог подняться над собой, над своим эго, возрасти духовно.

Вот здесь-то и начинается психология! Если человек не осознает своего подлинного намерения, то он не может оценить с духовной, нравственной точки зрения, зло это или добро. Он найдет разнообразные самооправдания, сам себя запутает до такой степени, что начнет выдавать добро за зло и наоборот, то есть потеряет связь с духовной реальностью своего бытия.

Что касается методов борьбы с блудной страстью, то есть средства «против», а есть средства «за». Как правило, средства «против», такие, например, как клятвы, запреты, значительно слабее, нежели средства «за» - идеалы, цели, ценности. Самым высоким является любовь, которая ставит все на свои места.

«Любовь всему научит», - любил говорить протоиерей Борис Ничипоров, отвечая на модный в девяностые годы вопрос о сексуальной совместимости. Любовь понимается в нескольких ипостасях - эрос (единоплотие), филос (единодушие) и агапе (единодуховность). Эти три ипостаси составляют одно целое!

Но в блуде эрос отделяется и начинает играть разрушительную роль и, что, может быть, еще хуже, он берет на себя роль главенства в любви. Эрос, как ни странно, в этом случае оскопляет любовь, вместо того, чтобы ее дополнять, точнее, являть через себя ее полноту. Не говоря о том, что эрос, будучи самовластным, низводит другого человека до простого средства, орудия, «партнера».

Приведу слова Виктора Франкла: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сущности его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его». Эрос - это первая ступенька на пути к полноте любви, а блуд - первое препятствие.

95% похудевших возвращаются к прежнему весу, потому что не проводят психологической работы над собой – не развивают , которые бы помогли удержать результат. Во время похудения они знают только два слова «надо» и «нельзя», которые после похудения превращаются в «уже не надо» и «уже можно». А пока худеют, изнывают от одержимости пищей, мечтают, думают о еде, страдают от любых ограничений, весь день мучаются вопросом «Что съесть?», перескакивают с одной диеты на другую, когда нужно работать над здоровым отношением к питанию.

Сбросить 5-10-20-30-60 кг, сложив зубы на полку и взяв себя в ежовые рукавицы – это не успех. А если при похудении угораздило развить расстройства пищевого поведения, то успешным его тоже трудно назвать.

Успешное похудение – это когда удерживать результат для вас естественно, когда удалось , понять себя и свои потребности, сохранить или, наоборот, развить здоровое отношение к еде.

В чем выражается здоровое отношение к питанию:

1) Понимание, что еда будет всегда
Многие переедают далеко не из-за чувства голода или повышенного аппетита, а из-за мышления «сейчас или никогда». У кого-то это случается на праздник, когда одного куска торта мало, ведь «день рождение бывает раз в году». Кто-то объедается во время путешествий, пытаясь попробовать все экзотические блюда, которых нет дома. А кто-то каждый день вместо 15-граммовой порции шоколада съедает целую плитку, а вместо одного куска пиццы – половину. Чаще всего происходит это с чувством тревоги или дискомфорта: «мне не остается», «последний кусочек – надо доесть», «я больше этого не попробую», «раз в году можно» т.д.

Получить удовольствие можно от одной порции, если никуда не спешить и понять, что еда никуда не исчезнет. автор Екатерина Головина Важно не просто отказаться, а осознать, что сейчас это не нужно организму/не способствует похудению/не несет никакой пользы. Чтобы изменить отношение к пище, необходимо научиться наслаждаться ею, а не напихиваться – принимать ее в спокойной обстановке, откинув тревоги и сосредоточившись на ее вкусе.

2) Умение слушать сигналы своего тела
Наверное, у каждой есть подружка, которая ест абсолютно все и столько, сколько хочет, но при этом остается стройной. Ключевое слово – сколько хочет. Это называется здоровое отношение к своему питанию. У большинства стройных людей не метаболизм хороший, а внутренний датчик, говорящий им, . А у полных людей связь мозга с желудком часто нарушена, поэтому им рекомендуют есть около 20 минут, чтобы не прослушать сигнал желудка о том, что свободного места нет.

3) Отказ от повторения прошлого негативного опыта
Когда-то давно я каждый день ела конфеты или печенье, смотрела фильмы с пакетом чипсов, много готовила по праздникам и практически всегда чувствовала себя подавленной и вялой, а еще весила 85 кг, была недовольна собой и неуверенной в себе.

Отказавшись от этого опыта, улучшив питание, полюбив тренировки, я похудела на 30 кг, а вместе с этим изменилось мое отношение к себе и к жизни. Обильная еда делала меня толстой, поэтому при определении размера своих порций я руководствуюсь реальными потребностями КБЖУ и ощущением голода/сытости. Застолья на праздники надолго выбивали меня из колеи, поэтому я готовлю только легкие закуски или отмечаю праздники вне дома. Конфеты, печенье, чипсы, если ем, то крайне редко. Я признаю, что прошлый негативный опыт привел меня к 85 кг и сознательно отказываюсь от повторения прошлых ошибок.

4) Умение наслаждаться и растягивать удовольствие
Вы когда-нибудь видели, как едят обычные люди? Не худеющие/качающиеся, а простые стройные люди. Нет? Сходите в кафе, посмотрите. Они общаются, прерываются, никуда не спешат, находятся здесь и сейчас. Для них еда – это фон, они наслаждаются обстановкой, общением.

Да, можно наслаждаться не только пищей, но и обстановкой. А можно наслаждаться пищей, не спеша, растягивая удовольствие. Как хорошим вином, любимой музыкой, приятной компанией. Я как-то упоминала упражнение по развитию привычек из книги «Осознанность» Пенмана/Уильямса. В первых главах они дают еще одно годное упражнение «Шоколадная медитация». Суть в том, чтобы как можно дольше есть один квадратик шоколада, отмечая все оттенки его вкуса. Это упражнение полностью меняет восприятие пищи.

5) Способность давать время своим желаниям
Что вы делаете, если вам захотелось, например, мороженого? Насколько быстро принимаете решение купить его и съесть? Чем руководствуетесь при выборе порции? Своим клиенткам я всегда рекомендую выждать время, вместо того чтобы бежать в магазин при первой мысли. Предлагаю им отвлечься (список отвлекающих занятий у многих есть) на двадцать минут, а только потом решать. В большинстве случаев человек понимает, что уже достаточно взрослый, чтобы потакать своим , но если желание все еще такое же сильное, то он может съесть мороженое при условии, что это будет маленькая порция и она впишется в КБЖУ.

6) Отказ от оценок
Здоровое отношение к питанию – это, прежде всего, . Не бывает «хорошей» и «плохой» еды. Есть та пища, которая необходима организму, и та, в которой потребности нет. Когда для последней отведено 10-20% калорий, а для первой 80-90%, это снижает вероятность срывов, позволяет дольше придерживаться диеты и сохранить результат потом. Никаких запретов, никаких читмилов, никаких обжорств. Контроль КБЖУ дает больше свободы, чем кажется, но необходима психологическая работа над собой.

Нездоровое питание – это сформировавшаяся в последние десятилетия общемировая проблема, вызванная обильным производством так называемой синтетической пищи, произведенной с помощью современных технологий. Такая еда, очень далекая от натуральной, вызывает сильную зависимость и плохо влияет на физическое, психологическое здоровье и, как следствие, на красоту.

shutr.bz

Очень многие едят, увы, для того, чтобы успокоиться и утешить себя, порадовать эмоциями от вкусненького, хотя на самом деле еду нужно воспринимать только как способ насытить свое тело, а утешение и эмоции находить в других вещах. Согласна? Ведь все эти наши “заедалки” своих проблем часто вылезают другими проблемами, столь ненавистными женщинами, – лишними килограммами, которые никак не сбросить, и нелюбовью к себе.

А теперь животрепещущий вопрос: как, ну как воспитать в себе это самое правильное отношение к еде?! Без паники! Все в наших руках. В твоих, если точнее. Прочитав об этих десяти шагах на пути к здоровому восприятию еды, ты удивишься, как на самом деле все просто. Итак, тебе предстоит…

1. Принять необходимость перемен в собственном сознании

Звучит выспренне, правда? Ну и пусть. Если ты полна решимости перестать топтать тортики и шоколад при малейшей ссоре с мужчиной, понимая, что это крайне неправильно, значит, ты уже сделала первый важный шаг. Твое подсознание на самом деле уже давно семафорит тебе о неправильном положении вещей – твоей депрессией, недовольством собой, расстройством здоровья и прочими нерадужными вещами. Теперь осталось вытащить это из подсознания и переместить в другой слой. Это называется осознанием.

2. Изучай соответствующие источники

Когда хочется что-то изменить, но ты не знаешь как, невольно теряешься: с чего начать. Ты уже начала перемены в своем сознании, и теперь тебе нужны мотивирующая атмосфера и поддержка. На выручку приходит Интернет – ищи тематические форумы и сообщества, задавая запросы “Здоровое питание”, “Как перестать переедать”, “Как избавиться от вредных пищевых привычек” и так далее.

Отличная мотивация – посещение каких-либо семинаров и клубных встреч по здоровому питанию, благо, сейчас в любой школе йоги или женском тренинговом центре можно найти массу всевозможных предложений. Вход на такие мероприятия стоит совсем недорого, а зачастую и вообще бесплатный. С единомышленниками прогресс пойдет семимильными шагами. Но только будь внимательна – слушать советы слушай, но обязательно соотноси полученную информацию со своим жизненным опытом, здоровьем, диапазоном приемлемости и, в конце концов, с интуицией – насколько все это подходит тебе и в конечном результате принесет пользу.

3. Различай, когда ты ешь из-за эмоций

Каждый раз, подходя к холодильнику или плите, задавай себе вопрос: кто хочет кушать – ты (твое физическое тело) или твой мозг, изнывающий от недополученных или избыточных эмоций? Можешь даже повесить на холодильник плакатик с надписью типа: “А ты точно хочешь кушать?” Выработай у себя ритуал перед тем, как сесть за стол, вслух спросить себя: “Что я чувствую? Что я хочу?” Отвечать на эти вопросы тоже нужно вслух. Ты напряжена и хочешь успокоиться? Устала и хочешь отдохнуть?

Когда ты отвечаешь себе: “Расслабиться”, уже получаешь готовый ответ: кушать ты на самом деле не хочешь. Когда ты поговоришь так с собой первый раз, будешь потрясена результатом: ты четко поймешь, где физиологический голод, а где неуемные эмоции, заставляющие набивать желудок чем попало. Это важный шаг на пути к здоровому отношению к еде.


shutr.bz

4. Различай физический голод и аппетит

Этот шаг плавно вытекает из предыдущего. Мы на самом деле в большинстве своем давно разучились различать, что такое физический голод, а что – заедание эмоций. Причина в том, что мы пичкаем себя чем-либо, как только начинаем что-то чувствовать, – особенно это касается тревожных, негативных мыслей. На самом деле организму, чтоб реально проголодаться, нужно не менее шести часов.

Физический голод ощутим в желудке, а не в мозге, и приносит дискомфорт, если его долго игнорировать, – например, головокружение, чувство посасывания в желудке. Но эмоциональный фон при истинном голоде остается спокойным и безмятежным тогда, когда аппетит заставляет раздражаться, бурчать и не дает возможности сконцентрироваться на других мыслях.

5. Заведи дневник питания

Ты даже не представляешь, до чего это полезная вещь! Напиши для себя, зафиксируй, что означает здоровое отношение к еде. Ты будешь удивлена тем, сколько позитивных изменений и эмоций несет за собой перемена отношения. Описывай все в подробностях: те продукты, которые ассоциируются у тебя с положительным отношением к еде, как они влияют на твое тело, не забудь сказать, как бы ты хотела, чтобы здоровая еда укрепила и украсила твое тело. Напиши и о том, что то, что ты ела раньше, поддавшись эмоциям.

6. Знай, что может потянуть назад

Это нормально. Первое время ты можешь с воодушевлением кушать только тертую морковь и быть счастливой, но в один прекрасный день увидишь любимый шоколад и наешься им, как говорят, от пуза. Для формирования новой привычки нужно от 21 до 90 дней, и за одну неделю ты не станешь адептом здорового питания. Относись к этому спокойно.

Если тебя постоянно преследуют мысли о еде – это один из признаков компульсивного едока (то есть психологического переедания). Но пусть тебя это не пугает. Зная, что такие камбэки возможны и, главное, нормальны, ты сможешь спокойно следовать своему плану.


shutr.bz

7. Давай голоду оценку

Перед каждым приемом пищи или перекусом остановись на секунду и мысленно взвесь уровень своего голода по определенной шкале. Например, от 1 до 5. Спроси себя: “На сколько баллов я сейчас голодна?” Получив ответ, к примеру, на 3, ты дашь подсознательный сигнал своему мозгу не переедать. А может, ты просто хочешь пить. Жажда также может восприниматься как голод. Тогда сначала выпей воды, подожди 10-15 минут и затем приступай к трапезе.

8. Говори об этом

Не бойся говорить с другими о том, что ешь из-за того, что поддаешься эмоциям. Ты не одинока. Так много людей, особенно женщин, борются с проблемой нездорового отношения к пище. Также очень важно, просто мегаважно обсудить твое намерение изменить способ питания с семьей и друзьями. Возможно, мама, бабушка и подружка будут подсовывать поменьше картошечки пюре с подливкой или пирожков, если будут знать о том, через что тебе приходится проходить и какие изменения приходится преодолевать.

Безусловная поддержка семьи на этом пути – это просто замечательно, но если родные все же не понимают тебя и утверждают, что ты попала в “секту”, восприми это спокойно и позволь им жить так, как они живут. А единомышленников ты обязательно найдешь.

9. Найди утешение в другом месте

Если ты знаешь, что еда освобождает тебя от стресса и дискомфорта, тогда тебе придется заменить привычку заедать свои чувства какой-то другой, более здоровой привычкой. Чтение, ведение дневника, работа, спорт, хобби, разговоры с друзьями – все это прекрасная альтернатива. Прекрасная возможность не поддаться пищевому искушению – потратить деньги, отложенные на еду, на косметику или поход в салон красоты. Мало какая женщина откажется покайфовать под руками массажиста час-полтора вместо бутербродов с сырокопченой колбасой.


shutr.bz

10. Позволяй себе сознательные слабости

Менять что-то может быть очень трудно. Ты можешь срываться, как мы уже говорили выше. Но есть замечательный способ держать эти срывы в узде и, главное, не давать себе приходить из-за этих срывов в уныние. Разрешай себе время от времени съесть что-то неправильное и неполезное. Эта система называется читинг и приносит очень хорошие результаты. Зная, что на выходной ты съешь кусок жирного и сладкого наполеона, всю неделю ты спокойно будешь проходить мимо витрин кондитерских магазинов без малейшего чувства угнетенности. С каждым разом будет все легче. Ключ к успеху заключается в том, чтобы продолжать, даже когда опускаются руки.

Как думаешь, помогут тебе эти десять шагов на пути к здоровому отношению к еде? Какие из них ты считаешь наиболее действенными? А что ты сама предпринимаешь, чтобы изменить свое отношение к еде?