Как снять стресс у ребенка? Как помочь ребенку быстро снять нервное напряжение и возбуждение.

Главным способом борьбы со стрессом у детей до двух лет является повышенное внимание, ласка, забота родителей. Уже с ребенком 5 месяцев в преодолении стресса помогают совместные игры, например, прятки. Играя, ребенок понимает, что родители не исчезают навсегда, что вскоре они появляются. Родители всегда появляются, они где-то рядом, даже если ребенок не видит их постоянно.

Большое значение имеет влияние грудного кормления на стресс у ребенка. Для маленького ребенка нахождение у груди матери – лучшее успокоительное. Кормление грудью и мать, и ребенка заставляют отвлечься от проблем, сосредоточиться друг на друге. Ребенок при этом чувствует себя защищенным.

Большое значение имеет настроение родителей. Агрессия, депрессия взрослых только усугубляют состояние ребенка.

Дети 2-5 лет

Очень частым в этом возрасте является стресс у ребенка после садика. Расставание с родителями на целый день, новые условия, люди – все это стресс для малыша. Ребенок встает перед необходимостью ежедневно подолгу общаться со сверстниками, а опыта такого общения обычно не хватает. Ребенок чувствует себя в новой среде неуверенно, и рядом нет родителей, за которых можно спрятаться.

Признаки:

  • Регрессия в поведении: возврат к соске, ребенок опять мочится в кровать, в штаны.
  • Страхи, агрессия, неконтролируемые приступы ярости, плохого настроения.
  • Гиперактивность. При повышенной активности может повыситься температура от стресса у ребенка.
  • Заикание, нервные движения.
  • Слезы в ответ на все новое.

Помочь ребенку можно следующими способами:

В любом возрасте может возникнуть стресс у ребенка после больницы. Часто спокойные уравновешенные дети после пребывания в больнице становятся капризными, плачут по ночам, просятся на руки. В это время нужно быть очень внимательным и ласковым к ребенку, не перенапрягать его активными играми, новыми впечатлениями. Нужно помочь ему вернуть уверенность.

Младшие школьники

Наиболее частые причины:

  • Трудности в школе: неуспеваемость, оценки, конкуренция, боязнь учителей.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Домашние перемены: рождение младшего брата или сестры, развод родителей, переезд.

Симптомы:

Чтобы преодолеть стресс у детей младшего школьного возраста, нужно выяснить его причину. В этом может помочь непринужденная беседа во время прогулки, рисунки, на которых дети часто изображают свои страхи, ролевые игры, в которых ребенок должен показать, как бы повел себя в определенной ситуации. На отвлеченных примерах нужно научить ребенка справляться с неприятными ситуациями.

Подростки

Признаки стресса:

  • Одиночество. Уход от общения со сверстниками и родными.
  • Неуверенность.
  • Рассеянность.
  • Усталость, плохой сон.
  • Раздражительность, агрессивность.
  • Беспокойность.
  • Переедание, курение, употребление алкоголя.
  • Навязчивое желание сбросить вес, накачать мышцы.

Чтобы помочь подростку преодолеть стресс, нужно дать ему возможность выговориться. Чем больше ребенок говорит, тем быстрее теряется эмоциональная острота произошедшего.

Хорошим методом является моделирование ситуации, то есть ребенок должен представить, что травмирующая ситуация разрешилась другим, менее болезненным способом. Важно дать понять ребенку, что никто не застрахован от ошибок, стрессовых ситуаций. Можно рассказать о своем детстве, опыте и переживаниях.

Не все подростки легко идут на контакт. В особых случаях нужна помощь опытного психолога.

Наступила середина учебного года. Для одних ребятишек он первый в детском саду, для других - в школе. Дети утомились от занятий, кружков и секций, нахождения «в рамках». Самое время напомнить ребенку, как справляться с перегрузами, и научиться самому не давать завладеть малышом. О том, как это сделать порталу ННмама.ру рассказала психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт Любовь Богданова.

Разгребаем эмоциональные завалы

Если не мыть посуду несколько дней – образуется большая гора грязных тарелок и кастрюль, с которой придется долго заниматься, чтобы навести чистоту. Точно так же обстоит дело и с внутренними напряжениями: если от них не избавляться регулярно, они накапливаются и потом расчисткой эмоциональных завалов заниматься гораздо сложнее. А у детей они тоже случаются.

1. Осознайте, что если ваш ребенок начинает носиться как угорелый и кричать во все горло – это значит, что у него внутри накопилось много психологического, физического и эмоционального напряжения, и его переизбыток просится наружу. Подумайте, есть ли в вашем семейном укладе жизни с ребенком пространство и время для своевременного гармоничного выхода таких напряжений.

2. Осознайте собственные внутренние убеждения и установки. Вдруг вы никогда не разрешаете ему «разрядиться» естественным и свойственным ребенку способом – через тело, голос и ?

Многие родители старательно изучают, как привить ребенку внешние составляющие чистоплотности (как приучить ребенка к горшку), но эмоциональная чистоплотность, увы, остается без внимания.

3. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка было пространство и время для разрядки, а в те моменты, когда внутреннее напряжение вырывается наружу – не подавлять ребенка, не осуждать его, а прививать ему навыки социально приемлемого поведения.

Если у ребенка начинается выплеск активности, вместо одергивания его и упреков в его адрес:

  • радуйтесь, что у ребенка внутренняя структура личности еще не «забита», он слышит естественные природные импульсы, помогающие самостоятельно сохранить хорошее здоровье и психику. И помните о своей родительской задаче научить ребенка такому поведению, которое одновременно будет гармоничным и для него самого и для внешнего мира.
К сожалению, складывающиеся в последнее время общественные представления о детях как о существах, которые должны быть «удобны» во взрослом мире, все дальше уводят семьи от здоровья и благополучия.

Посмотрите вокруг, много ли вы знаете взрослых и детей, которые могут похвастаться хорошим физическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью и хорошими взаимоотношениями? Если для своей семьи вы желаете лучшего – учитесь действовать по-другому: учитесь у природы и приспосабливайте естественные способы к обстоятельствам современной жизни.

  • Говорите ребенку, что вам нравится, как он двигается, прыгает и кувыркается, как он поет или что-то восклицает, какую игру или танец он придумал. Это хорошо, что он такой активный, сильный и веселый, что у него громкий голос.
Именно родительское неодобрение и родительские запреты создают самые глубокие психологические травмы, в силу которых человек довольно быстро уже сам

Запрещает себе проявлять инициативу,

Заявлять о своей потребности,

Быть творческим,

Делать что-то, что приносит внутреннее удовлетворение,

Привыкает жертвовать собой,

Подавлять себя, ориентироваться только на мнение других людей. Если что-то подобное вы чувствуете в своей жизни – это повод разобраться в себе. Главное – не разрушать своими руками формирующуюся структуру личности ребенка.

  • Предложите ребенку другую форму, другую возможность для свободного и спонтанного (если нужно – громкого, шумного, активного) выплеска его внутренней энергии.
Приведу пример ваших слов ребенку: «Сыночек, я вижу, ты здорово научился прыгать! Это хорошо, что ты такой ловкий и сильный. Но у нас есть правило: дома на диване мы не прыгаем. А вот мы с тобой сегодня пойдем на прогулку, там на площадке есть батут, вот там я с удовольствием посмотрю, как ты будешь прыгать. Там даже еще сильнее можно будет прыгать, ты там по-настоящему покажешь класс! А дома от прыжков у нас мебель будет портиться и вообще сломается. И мы с папой будем очень расстраиваться. Так что запоминай: прыгать хорошо - но обязательно в подходящем месте».

Создайте свод домашних законов

1. Создайте «правила», которыми определяется разрешенное и запрещенное поведение ребенка. Обсудите их со всеми взрослыми, которые общаются с ребенком, особенно – с тем, кто живет с ребенком. Помните, что у родителей приоритет в правилах для своего ребенка перед бабушками и дедушками.

2. Эти правила должны быть известны ребенку. Расскажите ему о них, научите его им следовать. Обратите внимание, что от вас потребуется период обучения, спокойной помощи, поддержки и поощрения ребенка в том, чтобы запомнить правила и их придерживаться. Ориентируйтесь на 21 день ежедневного увлекательного обучения с вашей стороны. Если такого обучения взрослые не проводили – несправедливо и незаслуженно ругать ребенка, критиковать и делать замечания.

К вечеру у детей накапливается энергия и нервное напряжение, которое нужно куда-то деть. Поэтому традиционно, перед сном, начинается беготня, шуточные драки, хохот. Думаю, что запрещать детям беситься бессмысленно, а вот присоединиться к ним не мешало бы. Покидайтесь подушками, попрыгайте через скакалку (кто дольше продержится без запинок)... Пойте песни, танцуйте под музыку!
Второй вариант снятия нервного напряжения. Моя дочь назвала его «Мне нужно понервничать»
Она уединяется в комнате и начинает двигать мебель, точнее пытается это сделать. Естественно, мебель не трогается с места. Дочь лупит ее кулаками, снова двигает (больше всех достается дивану). Кстати, не зря многие взрослые делают перестановку в комнате или квартире, когда нужно избавиться от депрессивного состояния, - это дает определенную разрядку через физические усилия, плюс эффект новизны в жизни.

Поколотить можно не только диван, но и подушку (вообразите, что перед вами ваш обидчик). Моя дочь обычно срывает зло на коробке с карандашами - бросает, стучит по ней, кладет на пол и прыгает на коробку, пытаясь раздавить. В этот момент из комнаты дочери доносится и рычание, и плач, и реплики «Вот тебе! На тебе!».

Возможно, кто-то отнесется к этому иначе - покрутит у виска и скажет: «Ненормальные!». Однако подобные явления у детей наблюдаются в связи с их физическим ростом и формированием нервной системы. Прибавим сюда огромные нагрузки в школе, впечатления, полученные за день, и как результат, – нервное напряжение, которое необходимо снять! Пусть уж лучше достанется коробке с карандашами!

Третий вариант – «Букашки». Этот способ я подглядела у младшей дочери. Нужно принять позу перевернутого на спину жука. Ложимся на спину, поднимаем кверху конечности и дрыгаем ими, как бы стряхивая с них что-то. В то время как руки и ноги дрыгаются, можно крутить головой и кричать «Аааааа!». Эффект потрясающий! За считанные секунды можно стряхнуть с себя львиную долю усталости и негатива.



Статьи по теме: Cемья

Рождение ребенка - поистине настоящее чудо. И большинство из нас, дорогие взрослые, имеет эту счастливую возможность - воспитывать это маленькое чудо. И так хочется, чтобы ребенок вырос здоровым и счастливым! Конечно, иногда, нас одолевает множество страхов и разного рода тревоги - как же малыш справится со всеми теми проблемами, которые могут встретиться на его пути? Получится ли у него?

Помню, множество опасений, возникло у меня, как только я приехала домой из роддома… Я просыпалась ночью, прислушивалась к дыханию малыша; подбегала к кроватке, внимательно высматривала все ли у него в порядке. Когда малыш пошел в садик, я стала переживать по другому поводу: как он наладит общение с детками? хорошо ли проводит время? Может, нужно было вообще дома оставить до школы (отдать позже/раньше в садик)?

В какой-то момент я поняла, что мои опасения были напрасными и, скорее всего, были лишь моей тревогой. Дети намного мудрее, чем мы о них думаем . Я тогда поняла: главное - чтобы ребенок чувствовал любовь родителей. При таких отношениях ребенок (независимо от возраста) понимает, что его принимают и любят таким, какой он есть!!!(без всяких там уберешь в комнате - пойдем гулять в зоопарк или я тебя обниму….)

Здоровый ребенок-дошкольник не может быть спокойным , тихим, сидящим на одном месте и внимательно рассматривающим картины Пикассо или там где мама посадила (помните песенку про обезьянок из мультфильма? - это как раз про милых ребятишек этого возраста). Малышу постоянно нужна информация, в нем бушует весь спектр эмоций от радости до злости. А вот задача взрослого, помочь своему милому сокровищу научиться регулировать эти эмоции, удовлетворить потребность в знаниях, но при этом не перегружая малыша.

Бывает так, что мы сильно возмущаемся (слишком активны) и откровенно капризничаем. Бывает, мы робеем перед кем-то (становимся замкнутыми), а бывает - нам хочется поплакать (или проявляем агрессивность). Это все признаки психоэмоционального напряжения. И если взрослый еще кое-как сам в состоянии справится с эмоциями, то ребенок не всегда может решить такую задачу. И в первую очередь, нужно научиться успокаиваться…

Предлагаю упражнения для деток от 4 лет. Упражнения следует выполнять в тех случаях, когда Вы заметили в поведении ребенка признаки эмоционального перенапряжения.

Так как игра является основной деятельностью дошкольника, то и упражнения, на снятие напряжения, естественно, проводятся в игровой форме.

Упражнение «Я — сильный и могучий»

Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например). Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер — только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять. Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать - представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО!».

Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

Упражнение «Взял себя в руки»

Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».

Упражнение «День безобразия или разрешается пачкаться»

Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!

Не забудьте после этого веселого упражнения помыться (лучше конечно подобные упражнения выполнять на даче, возле бассейна или озера).

А закончить я хочу стихотворением, которое мне очень понравилось, автор мне, к сожалению неизвестен.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их.

Детской ласкою дорожите
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.