Конституция 1848 года франции кратко. Информационные учебно-познавательные материалы

Вступление в присутствии Бога и именем Французского народа Национальное собрание объявляет:
1. Франция конституируется в республику.
4. Свобода, равенство и братство - ее принципы.
8. Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать.

Глава I
О верховной власти

1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-
но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее осуществление.

Глава II
Права граждан, гарантированные Конституцией

2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона.
3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.
4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они не прикрывались.
5. Уничтожается смертная казнь за политические преступления.
7. Каждый может спокойно исповедовать свою религию, и государство оказывает равное покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства.
8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиции и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры.
9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения.
10. Все граждане одинаково допускаются ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и кастовые.
11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, однако, может требовать отчуждения собственности в
случае общественной на то надобности, законным образом констатированной, при условии справедливого и предварительного ее возмещения.
12. Никогда не может быть применена конфискация имущества.
13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации.
Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать.
15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему благосостоянию и своим платежным средствам.
16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе, как в силу закона.
17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет.

Глава III
О государственных властях

18. Всякая власть в государстве, в чем бы она не выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо с правом передать ее по наследству.
19. Разделение власти - это первое условие свободного правительства.

Глава IV
О законодательной власти

20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию.
24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно.
25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими правами.
26. Могут быть избираемы, независимо от своего местожительства, все избиратели в возрасте от 25 лет.
27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым.

31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе.
33. Представители народа могут быть всегда переизбраны.
34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции.
35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом.
36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания.
38. Каждый представитель народа получает вознаграждение...
39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установленным регламентом.
40. Присутствие членов собрания в количестве одним человеком больше половины необходимо для того, чтобы
голосование законов было действительным.

Глава V
Об исполнительной власти

43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента республики*.
45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка
времени, равного четырем годам.
49. Президент вправе представлять через министров законопроекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов.
50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать.
51. Он не может ни уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничить влияние конституции и законов.
52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики.
53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден Национальным собранием.

54. Он следит за внешней безопасностью государства, ноне вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания.
55. Он обладает правом помилования. Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона.
Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные Верховным судом, могут быть помилованы
лишь Национальным собранием.
56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа.
58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить нового совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается еще раз, и теперь его решение становится окончательным.
64. Президент республики назначает и смещает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующего флота и армии, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителя Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он назначает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, второстепенных правительственных агентов.
67. Акты, издаваемые президентом республики, действительны без подписи министра только в том случае, если они заключают в себе назначение или смещение министров.
68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации.
Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномочиями, - есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками; они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности.

Глава VII
О внутренней администрации

76. Сохраняется деление государства на департаменты, круга, кантоны и коммуны.
77. Устанавливается в каждом департаменте управление, состоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе - субпрефект. В каждом кантоне - кантональный совет; однако в одном городе, раз-
деленном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне - управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета.
79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих в данном департаменте или коммуне.

Глава VIII
О судебной власти

81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет об этом.
82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд присяжных.
83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях печати подлежат исключительно суду присяжных.
85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются президентом республики.
86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики.
87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются по-
жизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе, как в силу имеющегося на то приговора суда.
91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней и внешней безопасности государства.

Глава IX
О вооруженной силе

102. Все французы отбывают воинскую повинность и состоят в национальной гвардии.
106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которыми при этом следует руководствоваться.

Глава Х
Предписания частного характера

109. Территория Алжира и колоний объявляется французскими территориями и управляется особыми законами, пока специальным законом они не будет подчинены действию настоящей конституции.

Глава XI
О пересмотре конституции

111. Если... Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Национального собрания получает свое окончательное выражение в соответствующей резолюции лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с промежутками в один месяц. Резолюция действительна, если она принимается тремя четвертями всех поданных голосов. Ревизионное собрание избирается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано.

* Это означало, что президент избирается тем же способом, что и Национальное собрание: всеобщим голосованием.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М., 1957.

Вторая республика и конституция 1848 г. Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии ос­талась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не до­пустить нового революционного обвала государственной вла­сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать консти­туцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выхо­дить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие, прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового по­слереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

Смотрите также:

Революция 1848 года

Падение империи Наполеона не привело к восстановлению республики. В 1814 году Венский конгресс поспешил возвести на французский престол Людовика XVIII, вновь реставрировав свергнутую революцией династию Бурбонов. Согласно Хартии 1814 года Франция превратилась в конституционную монархию с парламентом из 2 палат (палатой депутатов и палатой пэров). Однако Людовик XVIII и его преемник Карл X упорно пытались восстановить дореволюционные порядки.

В июле 1830 года были опубликованы четыре Ордонанса Карла Х, грубо нарушавшие Хартию 1814 года. Королевские указы вызывали всеобщее возмущение, вылившееся в революционный взрыв. Народ совершил революцию, уничтожил монархию Бурбонов, но установить республику не смог. Власть захватили консервативные силы, которые возвели на престол Луи-Филиппа Орлеанского. Новой конституцией стала Хартия 1830 года. Утвердилась июльская монархия .

Недовольство режимом июльской монархии очень скоро охватило различные слои французского общества. Росту политической оппозиции способствовал экономический кризис «голодных сороковых». Особенно ухудшилось экономическое положение между 1845 и 1847 гг., так как один за другим следовали неурожайные годы, что вызывало резкий рост цен на зерно. Ко всем бедам в 1847г. Европу потряс мировой промышленный кризис.

Искра вспыхнула во Франции в 1848 году , после чего революция приобрела небывалый размах. В ней слились воедино борьба различных слоев общества за демократизацию политического строя, против элементов старого порядка, мешавших промышленной революции, а также выступления рабочих против буржуазии, национальные движения (освободительные и объединительные).

Борьба за избирательную реформу 22 февраля 1848 года вылилась в революцию. Париж покрылся баррикадами. 24 февраля все важные пункты столицы оказались в руках восставших. Луи Филипп уже соглашался на проведение избирательной реформы, но было поздно. Народ требовал его отречения. Король отказался от прав на трон и бежал в Англию. Июльская монархия была свергнута. Революция победила. Вторично Франция становится республикой.

Было создано Временное правительство , которое отменило дворянские титулы, издало декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию. И, наконец, был издан декрет о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Во Франции установился наиболее либеральный политический режим в Европе.

Конституция 1848 года

В результате революции во Франции установилась Вторая республика, легитимно закрепленная в Конституции 4 ноября 1848 года .



Конституция 1848 года состояла из введения и 12 глав . Она основывалась на принципах народного суверенитета, естественного права и разделения властей.

Во введении провозглашались задачи дальнейшего государственно-политического развития страны, которые заключались в стремлении Франции «поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния» .

Первая глава содержала перечень прав и свобод граждан французской республики. Здесь декларировались:

  • неприкосновенность личности
  • неприкосновенность жилища и собственности
  • право на справедливое правосудие
  • свобода совести
  • свобода слова и печати
  • свобода митингов и собраний (здесь же запрещалась цензура и оговаривались пределы гражданских свобод: они могли ограничиваться только соображениями общественной безопасности)
  • свобода образования
  • право на равный доступ ко всем общественным и государственным должностям

Конституция восстанавливала принцип разделения властей.

Исполнительная власть

Конституция отдавала приоритет исполнительной власти. Власть эта делегировалась президенту от имени французского народа. Статус президента оговаривался в главе 5 – «Об исполнительной власти» : он избирался населением на 4 года и обладал обширными полномочиями:

  • право внесения законопроектов
  • право отлагательного вето
  • право помилования
  • право назначения и смещения министров и других должностных лиц.

В то же время он не мог быть переизбран на второй срок и не имел права роспуска парламента.

Президентом республики стал племянник Наполеона I Луи Бонапарт .

Законодательная власть

Законодательная власть вручалась по Конституции Национальному собранию , в распоряжении которого не было механизмов воздействия на исполнительную власть.



Статус Законодательного собрания рассматривался в главе 4 «О законодательной власти» . Оно избиралось населением путем тайной подачи голосов и состояло из 750 депутатов.

Позиции Национального собрания ослаблялись Государственным советом , предусмотренным Конституцией для предварительного рассмотрения законопроектов. Ему принадлежали и функции административной юстиции. Госсовет избирался Национальным собранием на 6 лет, но ½ состава обновлялась с выборами в Собрание.

Судебная власть

Статус судебной власти и ее полномочия не регулировались подробно Конституцией. Глава 8 документа провозглашала равенство всех перед законом, а также главное публичное правосудие. Предусматривалось и существование суда присяжных.

Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Франциюреспубликой. Был опубликован ряд декретов:

О введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

О закреплении права на труд;

О гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству. Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя: 1) республиканская форма правления; 2) разделение властей; 3) представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

Конституция вводилавсеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

25 февраля 1848 г., после свержения «июльской монархии» в результате народного восстания в Париже, временное правительство провозгласило Францию республикой и пошло на некоторые социальные уступки (в частности, были организованы национальные мастерские для безработных)

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание, состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики. Источником государственной власти в ней объявлялся народ. Было закреплено всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики избираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.