Задатки и способности,проблема их наследственности. Познавательные процессы и интеллект Рефлекс – это

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, контролирует его, создавая для этого специальные учебно-воспитательные учреждения: дошкольные, школы, высшие учебные с заведения, внешкольные учреждения тощ.

Ребенок усваивает знания, формирует умения и навыки в процессе обучения

. Обучение - усвоение ребенком знаний, овладение умениями и навыками, способность использовать их в жизни, формирование культуры познания, создание фонда"могу"

Учиться ребенок начинает от рождения, когда попадает в социальную среду, а взрослый, организуя ее жизни, влияет на нее с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает рез зноманитною, зависит от обстоятельств, педагогических воздействий, возраста, но во всех случаях она учится (О. Запорожец). Если взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-то, подбирает для этого соответствующие методы и приемы, то обучение приобретает организованного, систематического и целенаправленного характера. Во время обучения изменяются характер отдельных психических процессов, функций, решают ся одни противоречия и возникают новнові.

Воспитание предполагает формирование определенных установок, моральных суждений, т.е. формирование личности

Воспитание - приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, создание условий для ее духовного роста, формирования ценностного отношения к действительности, создание фонда"хочу"

Как и обучение, воспитание начинается после рождения ребенка, когда взрослый своим отношением к ней закладывает основы личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид д, привычки, а не только специальные беседы и упражнения. Поэтому важен каждый момент общения с взрослыми, каждый элемент их взаимодействующихії.

Ребенок не попадает механически под действие внешних воздействий, он усваивает их выборочно, преломляет через формы своего мышления, в связи с ее интересами и потребностями. Это означает, что любой внешний воз. См. всегда действует через внутренние психические условия (С. Рубинштейн). Особенностями психического развития обусловлены оптимальные сроки обучения, усвоения знаний, формирования личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания необходимо подбирать в соответствии с возрастных, индивидуальных и личностных особенностей младенцевтини.

Развитие, воспитание и обучение взаимосвязаны, являются звеньями единого процесса:"Ребенок не созревает сначала, а затем воспитывается и учится, ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитывающих ясь и учась, то есть именно созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляются, но и совершенствуются"(С. РубинштейнС.. Рубінштейн).

Наследственные особенности и врожденные свойства организма как предпосылки психического развития ребенка

Человеком можно стать, имея естественные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность, своеобразный биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клеткой и внешней среды овищем наследству передаются виду и определенные частичные признаки. Некоторые из них влияют на развитие психики человека. Речь идет об уровне развития и соотношение первой и второй сигнальных систем, природные вла стивости анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозгазку.

Дети рождаются разными по индивидуальными особенностями строения и функционирования организма, отдельных его систем, получая их наследственно наследует они тип нервной системы, задатки будущих способных ценностей, особенности строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа головного мозга и высшей нервной деятельности. По недоразвитием в их или мозговой травмы нарушается нормальный процесс психического развитиятку.

От наследственных предпосылок следует отличать врожденные особенности организма, которые формируются в процессе внутриутробного развития. Изменения в функциональной, анатомическому строению зародыша могут быть вызваны ре имом труда и отдыха матери, заболеваниями, нервными потрясениями и т.д.. Независимо от воли взрослых определенный процент детей появляется на свет с врожденными телесными недостатками. Иногда физические дефекты в иникають после рождения из-за травмы и заболевания (например, искривление позвоночника, укороченные конечности и др.). Эти особенности, на первый взгляд, не связанные с психическим развитием, могут негативно в протекать на формирование личности через акцентирование внимания на них людей, которые окружают ребенка. Такой человек, будучи здоровым, со временем может стать душевнобольным, ощущение комплекса неполноценности, как й негативно сказывается на формировании личности. Такие дети требуют особого внимания, теплоты, доброжелательное отношениеавлення.

Наследственные и врожденные особенности являются предпосылками психического развития, определенными возможностями, а не готовыми психическими свойствами и качествами. Сами по себе наследственные задатки не определяют процессы составляют ения личности, достижения ее развития, своеобразия каждого человека. Например, на основе природных задатков могут сформироваться способности, талант. Однако наличие задатков еще не гарантирует их разви тку. Психические качества никогда не зависят от одного фактора, они не просто дополняют друг друга, а реализуются в органическом единстве. Психическое развитие в значительной степени зависит от системы взаимоотношений, в которую включена унаследованная особенность, отношение к ней взрослых, воспитывающих. Большое значение имеет и отношение к этой особенности самой младенцевдитини.

Способности

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия "способности":

· Определение, что способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний, является наиболее широким и старым из всех предложенных в процессе изучения данного понятия.

· Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

· Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

· Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).

Это лишь малость из имеющихся в современной психологии определений данного понятия. Принято считать, что способности -- это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Есть, например, способности, от которых зависят успехи в обучении. Они определяются скоростью и качеством приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно- изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские и множество других способностей. Они -- продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность -- это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле -- это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Способности -- это личность в ее продуктивности. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Способности не следует противопоставлять другим индивидуально-психическим качествам, свойствам личности: качествам ума, особенностям памяти, чертам характера, волевой подготовленности, эмоциональным особенностям человека. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности или формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на то, что способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания. Например, в структуре организаторских способностей у одних людей могут преобладать такие качества, как практичность ума, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность и самообладание, а у других - общий уровень психического развития, критичность, логика воздействия на сотрудников.

Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными сторонами своей личности (например, волевой подготовленности), другими более развитыми способностями. Так, средний и даже низкий уровень умственных способностей может компенсироваться широтой знаний, высокой работоспособностью и др.; недостаточные организаторские способности -- высоким уровнем самоорганизации и т.п. Свойство компенсации одних способностей другими, отмечает А. В. Петровский, открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, -- общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности, -- специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей:

· одаренность -- это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;

Показатели одаренности:

Темп и легкость усвоения материала

Широта переноса

Время проявления

Соотношение результатов с условиями.

Одаренность, по мнению Н.С. Лейтеса, это прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности -- это время, в течение которого 2--3-летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста.

· талант -- совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта -- высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

· гениальность -- высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности:

Незаурядность в различных областях + доминирующая сторона

Осознание способности

Включенность способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3--4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике. Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области. Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.

В психологии выделяют еще и так называемые творческие способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, юридической.

Также способности принято делить на актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности индивида. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Рассматривая соотношение способностей и профессии, Е.А.Климов выделил 4 степени профессиональной пригодности:

Непригодность к данной профессии;

Годность к данной профессии или группе профессий;

Соответствие данной области деятельности;

Призвание к данной профессиональной области деятельности.

Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.

Условия развития способностей:

· Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций

· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)

· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

Простая деятельность - снижение интересов;

Очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации

Факторы, влияющие на развитие способностей:

· - исходная предпосылка - врожденные задатки

· - время выявления

· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

· - всестороннее развитие интересов и способностей

· - соперничество и сотрудничество

Задатки

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные -- певцом, художественные задатки -- живописцем и т.п. На эту тему хорошо писал В. Г. Белинский, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. В дореволюционной России в народе было немало людей, имевших хорошие природные задатки, на основе которых у них могли бы развиться большие способности. Однако, как пишет В. И. Ленин, "таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью". Только после Великой Октябрьской социалистической революции широкие народные массы получили возможность учиться и развивать природные задатки, формировать на их основе способности.

Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.

В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;

2) потребностно-мотивационными особенностями личности;

3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечнососудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

Наследственность и способности

Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей.

Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была опубликована книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона "Наследственность таланта. Ее законы и последствия", где автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей, сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии. Однако выводы Гальтона не имели научной достоверности. Никаких убедительных доказательств наследуемости талантов судей, политических деятелей, полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по материалам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных, знатных и образованных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наследственной предрасположенности к тем или иным профессиям на основании данных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать.

Обсуждая материалы Гальтона, надо сделать одну оговорку. Рядом с сомнительными доказательствами талантливости семейств судей, писателей, полководцев и т.п. он приводит сведения, которые не могут не производить впечатления определенной убедительности. В семействе Бахов, например, музыкальный талант впервые обнаружился в 1550 г. и с особенной силой проявился через пять поколений у великого композитора И.С. Баха и иссяк после некой Регины Сусанны, жившей еще в 1800 г. В семье Бахов было около шестидесяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Гальтон приводит и другие факты: в семье скрипачей Бенда насчитывалось девять видных музыкантов, в семье Моцарта - пять, в семье Гайдна - два.

Все это позволяет сделать некоторые общие выводы. В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей (если речь идет о действительно выдающихся людях) свидетельствует не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музыкальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают музыкальные дарования. Впрочем, пример Бахов дает некоторые основания предполагать, что здесь имеет место и определенная наследственность музыкальных задатков. Возможно, какие-то особенности строения и функционирования слухового анализатора (парциальные типологические особенности) переда вались по наследству у членов этого семейства из рода в род. Гальтон указывал, что музыкальные задатки передавались у Бахов исключительно по мужской линии.

Можно говорить о потомственных профессиях, занятиях, которые помогают выявлению соответствующих способностей. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), ученых (Якушкины, Фортунатовы) и т.д. Известны династии моряков, сталеваров, резчиков по дереву и многих других замечательных умельцев. Естественно, что сын выбирает профессию отца и деда и преуспевает на этом поприще. Но вместе с тем можно назвать бесчисленное множество выдающихся людей, чьи дети и внуки не перенимают специальных способностей своих родителей и не избирают их жизненный путь.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации - развитие человека и его способностей управляется общественно-историческими законами.

Проверочная работа по теме: «ВНД»

Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся

(дифференцированные задания)

1. Установите соответствие:

1 сигнальная система речь

2 сигнальная система восприятие звуков, запахов, изображения, впечатления

О совершенных действиях

2. Выберите правильный ответ: Высшая нервная деятельность – это:

А) Возникновение нервных импульсов,

Б) способность проводить нервные импульсы,

В) деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания

3. Впишите ответ:

А) Какие процессы относятся к ВНД?

Б) В чем особенности ВНД человека?

В)Что такое рефлекс?

4. Установите соответствие:

Рефлексы: Особенности:

А) Безусловные 1) непостоянны, затухают в течении жизни, индивидуальны, Б) Условные для выработки необходимо условие

2)являются врожденными, передаются из поколения в в поколение, постоянны, не затухают

В течении жизни, видоспецефичны

5. Выберите правильный ответ: Учение о рефлекторном принципе деятельности организма разработал:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

6. Экспериментально доказал рефлекторный принцип работы организма, ввел термин «высшая нервная деятельность», считал, что он равнозначен понятию «психическая деятельность»:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

7. Создал учение о доминанте:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

8. Разработал учение о функциональных системах:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

9. Впишите термин. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это…

10. Взрослому человеку в среднем необходимо спать: А)5 часов, Б)8 часов, В)12 часов11. Для отдыха органов и систем подросткам достаточно спать 8 часов, а для полноценного восстановления работоспособности головного мозга: А)4 ч., Б)8ч., В)10-12ч

11. Впишите термин. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью…». О какой особенности ВНД идет речь?

12. Объясните факт: « Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение.»

13. Что является материальной основой ВНД?

Примечания: 1- 6, 9, 12-13 задания базового уровня

7-11 – повышенного


Проверочная работа по теме: «ВНД»

Примеры заданий для осуществления контроля знаний учащихся

(дифференцированные задания)

1. Установите соответствие:

1 сигнальная система речь

2 сигнальная система восприятие звуков, запахов, изображения, впечатления

о совершенных действиях

2. Выберите правильный ответ: Высшая нервная деятельность – это:

А) Возникновение нервных импульсов,

Б) способность проводить нервные импульсы,

В) деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление организма к среде обитания

3. Впишите ответ:

А) Какие процессы относятся к ВНД?

Б) В чем особенности ВНД человека?

В)Что такое рефлекс?

4. Установите соответствие:

Рефлексы: Особенности:

А) Безусловные 1) непостоянны, затухают в течении жизни, индивидуальны, Б) Условные для выработки необходимо условие

2)являются врожденными, передаются из поколения в в поколение, постоянны, не затухают

в течении жизни, видоспецефичны

5. Выберите правильный ответ: Учение о рефлекторном принципе деятельности организма разработал:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

6. Экспериментально доказал рефлекторный принцип работы организма, ввел термин «высшая нервная деятельность», считал, что он равнозначен понятию «психическая деятельность»:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

7. Создал учение о доминанте:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

8. Разработал учение о функциональных системах:

А) И.П.Павлов,

Б) П.К.Анохин,

В)И.М.Сеченов,

Г)А.А.Ухтомский

9. Впишите термин. Специфическое состояние мозга и всего организма, характеризующееся расслаблением мышц, слабой реакцией на внешние раздражители и рядом других признаков – это…

10. Взрослому человеку в среднем необходимо спать: А)5 часов, Б)8 часов, В)12 часов11. Для отдыха органов и систем подросткам достаточно спать 8 часов, а для полноценного восстановления работоспособности головного мозга: А)4 ч., Б)8ч., В)10-12ч

11. Впишите термин. Английский философ Г.Спенсер описывал это так: «Врожденное наследственное свойство, представляющее собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным условиям среды, характеризующееся следующими чертами: способностью познавать, всеобщностью, наследуемостью…». О какой особенности ВНД идет речь?

12. Объясните факт: « Маленькому ребенку впервые показали лимон, он проявил к нему интерес как к новому предмету. Взрослому человеку подали лимон, у него началось слюноотделение.»

13. Что является материальной основой ВНД?

Примечания: 1- 6, 9, 12-13 задания базового уровня

7-11 – повышенного

Познавательные процессы. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение и мышление, а также представления памяти и воображения. Любая познавательная деятельность человека начинается с ощущения и восприятия. Ощущение дает представление об отдельных качествах предмета или явления. Например, исследуя предмет, мы отмечаем, что он желтого цвета, его поверхность гладкая, но с мягкими выступами, на вид пористая, с характерным запахом. Все это ощущения. Из ощущений складывается целостный образ: «Это - лимон». «Лимон» - это восприятие. Предметы и явления, которые становятся центром нашего внимания, называют объектами восприятия, все прочее называют фоном.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.

Ощущение и восприятие фиксируются памятью в виде представлений. Теперь, встретив в тексте слово «лимон» или читая о том, как свежий лимон разрезают острым ножом, мы живо представляем себе его ярко-желтый цвет, чувствуем его удивительный запах и кислый вкус во рту. Представления могут дополняться новыми ощущениями.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю- книги, инженеру - изобретать новые машины.

Интиллект. Спросите у кого-нибудь, что такое ум. Все знают, а объяснить толком не могут. У человека может быть «несколько умов»: гениальный математик не всегда компетентен в бытовых вопросах, талантливый художник может быть абсолютно неспособен решить математическую задачу. Еще труднее ум измерить. Ученые, говоря об уме, пользуются понятием интеллект.

Английский философ XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект является врожденным и наследственным свойством и представляет собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Интеллект характеризуется тремя основными чертами:

  1. способностью познавать, исследовать окружающий мир;
  2. всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
  3. наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.

Э. Торндайк предложил разделить интеллект на три категории:

  1. технические способности - умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.;
  2. общественные способности - умение контактировать с людьми;
  3. умение пользоваться символами - цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Некоторые психологи выделяют также, как отдельную категорию интеллекта, творческие способности. Конечно, можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Например, у эскимосов Гренландии средний объем мозга - 1560 см 3 , у швейцарцев - 1770 см 3 , у голландцев - 1380 см 3 , а у индейцев Америки - 1280 см 3 , а никаких принципиальных различий в интеллекте, умственных способностях между представителями этих народов нет. Мало того, у одного совершенно нормального в отношении интеллекта англичанина объем мозга составлял всего 1096 см 3 .

Сейчас разработано огромное количество тестов для количественной оценки интеллекта. Чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ приблизительно равен 100. У четверти населения Земли этот коэффициент ниже 90, у другой четверти - выше 110. Людей, имеющих IQ ниже 70, причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15%. т. е. немало. А вот 2% людей имеют IQ 130-140, и их способности признаются блестящими.

Естественно, что оценивать интеллект следует у человека в тот момент, когда он хорошо отдохнул и не испытывает каких-то отрицательных эмоций. Ведь повышенные умственные нагрузки и даже небольшие, но длительные напряжения мозга приводят к развитию утомления, т. е. к временному снижению трудоспособности. При решении каких-то умственных задач, даже если это всего-навсего выполнение школьных уроков, человеку надо удобно сидеть, рабочее место должно быть хорошо освещено. При работе, требующей большой точности, яркость освещения должна быть большой, но свет не должен слепить глаза. Повышенный шум заставляет напрягать внимание и приводит к быстрому утомлению. Даже не очень значительный шум величиной 40 дБ может действовать раздражающе, а шум свыше 90 дБ приводит к быстрому утомлению нервной системы, а ведь это всего-навсего шум дорожного движения на городской магистрали.

Часто люди пытаются повысить свою умственную работоспособность, употребляя алкоголь, никотин, кофе, крепкий чай. Эти вещества действительно способны оказывать кратковременный тонизирующий эффект, особенно чай и кофе. Однако за усиленную работу мозга приходится платить бессонницей, ощущением разбитости, головной болью. Что же касается алкоголя и никотина, то они приводят к появлению быстрой зависимости. Нет смысла становиться алкоголиком ради нескольких минут якобы повышенной работоспособности, тем более что на фоне действия алкоголя мозг не может работать без многочисленных ошибок.

Проверьте свои знания

  1. Какие психические процессы относят к познавательным?
  2. С чего начинается познавательная деятельность?
  3. Что такое ощущение?
  4. Что такое восприятие?
  5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
  6. Что является объектом восприятия, а что - фоном?
  7. Какие черты характеризуют интеллект?
  8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Подумайте

Любая познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, они фиксируются памятью в виде представлений. Представления того, чего никогда не было, называют представлениями воображения.

Интеллект характеризуют тремя основными чертами: способностью познавать окружающий мир, всеобщностью и наследуемостью (преимущественно).