Святой с головой собаки в свияжске. Великомученик Христофор: святой с песьей головой

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355. священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234



22 / 05 / 2007

История не только необычнее, чем мы воображаем,
она необычнее, чем мы можем вообразить.

9 мая по новому (22 мая по старому) стилю день святого Христофора. В свое время это была одна из немаловажных в христианстве фигур.

В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится старинная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ этого святого настолько интересен и многогранен, что требует детального исследования происхождения традиции изображать святого именно так, ведь после никонианской реформы его образ попал под немотивированный запрет. Начиная с 1722 года, в России все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали.

Вот редкий кадр:


Святой мученик Христофор изображен в одном ряду с остальными мучениками.

Ниже примеры традиционного изображения святого Христофора.

Икона из Череповецкого музея, 17 век. (Христофор делает козу левой рукой, в которой красный православный крест.) Слева икона из Чудова монастыря Московского Кремля (якобы 16 век) и справа икона из Византийского музея в Афинах (якобы 13 век).

Житие Христофора, согласно восточной традиции христианства, это калька с жития остальных великомучеников: родился, жил, уверовал, творил чудеса, был схвачен и замучен за веру, казнен по приказу римского императора или прокуратора. Ну чего там еще выдумывать?

В западной традиции изображение святого Христофора, чье имя в буквальном переводе с греческого означает "несущий Христа", в основном основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, епископа Генуи.

Джованни Беллини (якобы 1468 год).

Великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнает, что тот боится Сатаны. Тогда он предлагает свои услуги Сатане, но понимает, что тот трепещет при виде Креста. Он отыскивает святого отшельника и спрашивает у него, каким образом можно послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом для того, чтобы помогать людям пересекать эту опасную реку.
Он начинает перевозить путников через реку на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Иисус окрестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». После чего Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, и она чудесным образом прорастет и превратится в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих истязаний тот обрел мученическую кончину.

Парадоксальность западной версии истории святого Христофора заключается в том, что могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности. Однако с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всего мира.

Очень интересно!

Потому что тут не один парадокс – их тут два. Один касается Христа, а другой Христофора.

Да, святой Христофор – это самый загадочный из всех христианских святых, а иконы с его изображением особо рьяным апологетам РПЦ кажутся богохульством, хотя Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года, на каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев.

Да, кому они нужны – эти положения Соборов! Никто никого в своих правах восстанавливать не собирается. Хотя именно таких созданий описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия на север.
Итак, согласно истории о святом Христофоре он был римлянином. А нам из традиционной римской истории известно, что римляне откармливали бойцовых собак – Мастин (мастифф), которые участвовали в битвах и были столь свирепы, что разрывали противника в клочья.

Это очень интересно, уж не служили ли репревы в римской армии?
А вот фреска из монастыря Томар, цитадели Тамплиеров в Португалии.



Правда, ангел без крыльев и если приглядеться, то вместо ангела замазанный песиглавец Христофор... даже точечки, где у собак усики, не замазали до конца.


Пальцем своей правой руки на Марию указывает, в горшке семь белых лилий - семь радостей Марии.


Ганс Мемлинг «Семь радостей Марии». 1480г.

Посох у Христофора интересный! Проросший, давший плод и с баннером «Аве Мария»


Очень примечательный посох и даже несколько знакомый!

Известная шишечка? Яблоко и змеи! Кадуцей!

«Мадонна с гранатом» Леонардо да Винчи «Мадонна с гранатом» Боттичелли!

Однако возвращаемся к песиглавцам.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов (знаменитое по первым крестовым походам), имело дружеские отношения с киноцефалами. На востоке о них также осталось много легенд, часть из которых Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

Адам Бременский излагал предание о том, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере.

Страна Амазонок располагалась тогда между Волгой и Доном, в районе Азовского моря (около Волго-Донского волока), так прямо и названа «Амазония» на карте Карла V и Фердинанда (16 век). Под Амазонией расположена Булгария.


Вот карта Фра Мауро. Амазония указана выше. Ниже по течению Волги – Эдиль, выше – Ведасуар (Веда – запрет, суар или сур – Юг).


В поэме «Искандер-Наме» Низами говорится о том, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы, и даже хобот у боевого слона. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это горы Путоран.

Южный берег Ледовитого океана вплоть до 19 века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Московиты, в частности, среди обитателей Полярного Севера упоминали людей с собачьими головами. Да, и путешественник Герберштейн в 17 в. писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

На карте Фра Мауро там указана империя Катай!

Да! Впечатляет!

В 20 веке свидетели, видевшие песиглавцев, называли их жителями высокогорья, но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть песиглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Выходит, что племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем каких-нибудь снежных людей, как мы их сейчас называем.


Так кто же такой святой пес Христофор?

По своей основной функции – это паромщик, перевозчик через реку и по совместительству чудотворец. Однако есть мнение, что это и есть тот самый Кристобаль Колон – Христофор Крлумб, сокращенно Харон, стоящий на переправе в нижний мир, у реки забвения – Стикс.

Очень интересно!

Ведь и Христофор Колумб (Кристобаль Колон), отличился в свое время тем, что переправлял на рубеже 15-16 веков, бежавших от последствий катастрофы евреев, в Новый Свет. Не является секретом и то, что путешествие было в одну сторону. Прощание с родственниками и друзьями было навсегда. Выходит, что Атлантический океан – это и есть река Стикс, река забвения, ведь обратной дороги не было – это билет в один конец. Кстати, белые люди в Иберии должны были покупать билет, а черных людей из Нигерии перевозили бесплатно.

Выше по тексту, мы смотрели на карту Карла пятого (императора священной Римской Империи), на которой еще нет Америк. Но его потомки на троне: Изабелла – королева Кастилии и Фердинанд король Арагона финансировали переправу Христофора Колумба. Там видимо целый флот шел, а не утлая лодчонка. Ведь от азиатских беженцев, скопившихся на полуострове, нужно было как-то избавляться. Вот и сейчас – куда девать сирийских беженцев? Пока запакуют в Европу, а потом?

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора 25 июля был удален Ватиканом в 1969 г., однако праздник остался в местных календарях католических стран. В Католической церкви Христофор является святым патроном путешественников, необычайно любим моряками, паромщиками и перевозчиками, особенно чтится в Испании.

Хранившиеся в свое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии.

Но при чем тут Харон?

А все дело в том, что в позднем варианте мифа о Хароне он уже является владельцем собственной лодки, однако сути это не меняет. Ведь это именно тот самый Харон-Репрев который перенес младенца Иисуса через некую реку. Именно в этом контексте следует вспомнить об истории сошествия Христа в Ад, т.е. в Нижний Мир, а в эллинских преданиях Ад находится именно за рекой Стикс.

Сразу хочу пояснить следующее! В те времена, когда люди считали землю плоской, им казалось что Новый Свет находится с другой стороны земли, что пересекая Атлантический океан, корабли прибывают на другую сторону Земли, т.е. на ее нижнюю сторону, которую они и называли Ад или Нижний Мир (не путать с потусторонним миром или загробным, куда отправлялись души мертвых).

Христианские теософы не спроста настаивают на том, что после распятия Христос снизошел в ад и, сокрушив его ворота, принес в преисподнюю евангельскую весть, что он освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

Как утверждают предания о Христофоре, тяжел был Иисус – даже в образе младенца – еле донес его на себе Главный Перевозчик Священной Римской Империи Христофор Харон (Колон) и признал Его Господом, и преклонил перед ним колена.

Ясно, что преклонение столь значительного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Ведь учение Христа не о каком-нибудь там блаженстве потустороннем, кайфе нирваны, а о вечной жизни.

Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, клирики, по сути, желали показать этим, что акт о мире и сотрудничестве, между людоедами Репревами и Христом действительно подписан.



Вот они конкистадоры – кабальеро, отсюда и кавалеры – кавалерия, и шевалье – это тоже кавалер только произношение убогое у гундосов французских, пишут одно, а говорят другое. Все это «псы рыцари». Опричники, судя по всему, не привязывали отрубленные головы собак к лошадям, они и были собакоголовыми!

У Христофора есть еще один брат близнец – египетский бог Анубис, бог смерти и возрождения всего живого. Анубис тоже Песиглавец, а главное, в его руках, как и у Христофора тоже есть посох. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории с зацветающим посохом и путешествием через реку забвения туда и обратно связаны чрезвычайно тесно.

Анубис в Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, одним из судей царства мертвых, а также хранителем ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии Анубис является сыном Осириса и помогает Изиде в поисках его частей.


Остается выяснить, при чем тут собаки? Ведь собака табуирована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого?

Ответ сохранился у ацтеков. С их точки зрения собака – это отличный проводник на тот свет. Пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы, якобы, убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь отчетливо видны общие корни европейской и американской культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более старинный Харон, а под личиной Харона еще более древний Анубис, а если поскрести еще интенсивнее, то начнет проглядывать… целый собачий народ.

Очень интересно!

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его как родного.

Один в один история о младенце Моисее?!

Так, так, так!

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение набальзамировал тело отца, сделав, таким образом, первую мумию. Поэтому Анубиса считают богом бальзамирования, погребальных обрядов и покровителем некрополей. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал души праведных к трону Осириса.

Выходит Осирис соблазнил-таки Нефтиду – сестру Исиды, супругу своего родного брата Сета, и от этой связи у них родился собакоголовый Христофор, чистый фараон?
Есть такое дело, Осирису с Исидой, для притязаний на престол нужен был сын, а у них рождались только дочери. Понятен теперь и гнев Сета на брата, и воспитание Исидой чужого ребенка.

Так, так, так! Корзинка значится просмоленная с младенцем, пущенная по реке? История детства царя Саргона такая же!




Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Матф.2:13.



То в Египет бежит, то из Египта!? Уж не в Новый ли Свет переправил младенца Иисуса его родной брат Христофор? А потом это история была записана как сошествие Христа в Ад и победа над Адом?

Посмотрим, что традиционная история говорит нам о плаваниях Колумба.
В 1492 году Христофор Колумб отправился в свое первое плавание.

Первое плавание (2 августа 1492 - 15 марта 1493).
- Второе плавание (25 сентября 1493 - 11 июня 1496).
- Третье плавание (30 мая 1498 - 25 ноября 1500).
- Четвёртое плавание (9 мая 1502 - ноябрь 1504).

А в сочинении «Прения с греками о вере» иеромонаха Арсения Суханова (1600?-1668гг) распорядителя московского Богоявленского монастыря четко указывается на то, что Христос родился в 1492 г. по ныне принятой хронологии или в 7000 г от сотворения мира по-тогдашнему.

Именно в этот год Христофор отправляется в первое плавание с Богородицей и младенцем Христом на борту своей просмоленной бочки – Каравеллы (кавалеры, кавалергарды, кавалерия – знакомо звучит).

Так вот где обретался Христос, пока не повымерли все его враги лютые.

Однако мы несколько отвлеклись от песиглавца Христофора, ведь сакральный смысл символа собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали.

Доминиканцы – это неофициальное название ордена проповедников-монахов, образовавшегося во время Альбигойских войн. В эпоху тотального истребления совершенных (славян) на Балканах. Его утвердил Папа Гонорий III якобы в 1216 году. Орден стал самым могущественным из всех существовавших в то время орденов инквизиции. Резиденции Париж, Болонья.

Domini Canes – «Псы Господа». Символ ордена – собака, сидящая на книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот наверняка был связан с инквизицией, сжигавшей все книги, кроме католической версии библии. Доминиканцы – псы Господни – татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах.

Герб Доминиканского ордена. Римско-католическая церковь.

Характерный символ собаки с факелом в зубах, лежащей на книге. Надо всем царская корона с богородичной звездой, в лапах держава – земная сфера с крестом. В короне какой-то веник, даже два перекрещенных веника.



Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок прутьев с листвой заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, а не люди, совершенно не надо. Возможно и термин «легавый» не на пустом месте возник, ну, а богатырь Полкан и подавно. По крайней мере, святым покровителем людей с опасными профессиями, в том числе, полицейских, является как раз собакоголовый Христофор.

Святой Христофор из церкви Богородицы в городе Линдос на Родосе.

А вот самая примечательная вещица, два брата вместе.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона.


Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.
Н. Гумилев, «Ужас»



Ничего не ужас, а золотое сердце. У рыбки, наверное, и имя есть?

Уж не так ли выглядела Нефтида супруга Сета (Елена Прекрасная, похищенная Парисом)?

Много сказок и легенд о песиглавцах существует в Карпатах. Описания обыденные, как нечто совершенно ясное и понятное. А в Польше ругательство «пся крев» довольно распространено до сих пор.



Говорят, что летом 1594 года на Хуст (город в Угорщине) напала 80-тысячная турецко-татарская орда, которая опустошила все ближние села и окраины города, но все попытки захватить Хустский замок были безрезультатными, и вскоре турки отошли за Карпаты. В одном из ущелий была устроена засада, где многие из них погибли. В этой битве на стороне угорцев принимали участие и песиголовцы, они были искусными копейщиками. Больше татары не осмеливались ходить в Закарпатье.

А копейщики – это не уланы, часом?

Известно, что в середине 19 столетия австро-венгерские власти якобы послали карательную экспедицию с целью уничтожения песиголовцев в Карпатских горах. Результаты экспедиции неизвестны. Может быть, это были некие социальные ожидания, а может и нет?! Однако считается, что песиголовцы жили в высокогорных селах до 20 столетия, они жили по соседству с людьми, имели дома, разводили скот, охотились и, кстати, не гнушались беспорядочными половыми связями и с человеческими женщинами в том числе. Считается, что когда в их поселение приходили чужаки песиголовцы напускали мару (видение) своеобразную суггестию и их просто не замечали.

Почему святого Христофора изображают с песьей головой?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Мученик Христофор очень почитается как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. В Европе к его молитвенной помощи прибегают во время эпидемий. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет, что у греков существует поверье: «увидевший икону Христофора, в тот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения; поэтому издревле икону его ставят при входах в церкви, чтобы видели ее входящие» (Полный месяцеслов Востока, т. III, 9 мая).

Св. мученик был крещён епископом Антиохийским священномучеником Вавилой, который дал ему имя Христофор (греч. Christos – Христос, phoros – несущий). До этого он имел имя Репрев. Он пострадал в правление римского императора Декия (249 – 251) в 250 году. Его подвергали страшным и изощренным пыткам, но Господь чудесно спасал его. После многих истязаний он был умерщвлен мечом. День памяти – 9 / 22 мая.

Появление икон, на которых он изображен с песьей головой, связано с легендарными представлениями о народе, из которого он происходил. Одни полагали, что св. Христофор по происхождению был хананеем. Другие вели его родство от канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). В славянском Прологе отвергается версия о собакоголовом виде Репрева. Это не помешало некоторым иконописцам изобразить святого с песьей головой. Проникло это и в русскую иконографию. В областном музее «Ростовский кремль» находится большой образ святого Христофора первой половины 17 в. Икона поступила туда в 1893 году из церкви Успения села Богородского Ярославской губернии. Мученик изображен в рост в воинском одеянии. В правой руке держит крест, а левая рука опирается на меч в ножнах. Песья голова приподнята. Справа и слева от нимба поясняющий текст: «Бе лета 248 во царство Декея до крещения бе имя ему Репрев родом от песеих глав от землях человекоядцев имея главу песию саном воин во многих муках в ризу медену разжену обличену последи ж мечем скончася за Христа». Есть мнение, согласно которому, св. Христофор был необыкновенно красив. Он просил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова. Рассказ этот не имеет никакого правдоподобия.

Против изображения святого с песьей головой выступал святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709). Святитель-исповедник Арсений (Мациевич; 1697 – 1772), будучи митрополитом Ростовским, запрещал в храмах иметь иконы святого Христофора с песьей головой. Он приказал все иконы св. Христофора переписать с человеческой головой.

Св. мученик Христофор помогает избавиться от бесовского плена. Преп. Феодор Сикеот (+ 613 г.) бесноватых больных посылал на исцеление в женский монастырь, в котором был храм в честь св. мученика Христофора. Однажды преп. Феодор повел в этот монастырь бесноватого отрока. По пути явился св. Христофор и изгнал беса из одержимого.

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος - отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors - подразделении мармаритов - выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и - еще больше - на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки - песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis - собака) или кинокефалов (κύνος - собака и κεφαλή - голова) - представителей племени «псоглавцев» - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος - человек и φαγείν - есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» - таково было его первое имя, - а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин - блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой - Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии - местности в Константинополе - в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

Иконография святого Христофора в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа...». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527-565).

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени - «несущий Христа») - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор - великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»). Христоносец - это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.

Святой Христофор - святой с собачьей головой December 3rd, 2014

Чем больше увлекаешься культурологией и религиоведением, тем больше зарываешься в огромном количестве информации. Но благодаря этому постоянно всплывают очень интересные факты и истории. Про одну такую история, которая лично меня очень заинтересовала, сегодня и расскажу. Речь пойдет об очень странном святом, которого раньше изображали в виде... собаки . Точнее не собаки, а киноцефала . Причем святой этот канонизирован как православной, так и католической церквями, поэтому про него стоит немного рассказать поподробнее. Зовут его святой Христофор .

Православная икона

Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.

Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой (вспоминаем Пса из Игры Престолов?).
Полностью его историю рассказывать я тут не буду, кому интересно, можно почитать на Вики . Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом)

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.

1. Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен
2. Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища :

От географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
- от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
- описание ужасной внешности - «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
- ещё один вариант: сравнение с символом верности - собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.

Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.

Кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края.

Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.

Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Иконография
Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.