Категории раздела. Учение иисуса о богатстве и заботах

Учение Будды. Христианство

Существуют те или иные предписания для верующих разных религий. Как правило необходимо вести праведную жизнь, соблюдая Божьи заповеди и законы (иудаизм), быть покорным Богу (ислам). Буддизм и христианство тоже призывают человека вести праведную жизнь, но при этом учения Будды и христианство имеют уникальные отличия.

Учение Будды

Буддизм - одна из древнейших мировых религий. Буддизм - от слова Будда, что значит Пробужденный. Так по легенде называли царевича Сидхарта Гаутаму, который оставил свою семью и уготованный ему путь правителя и стал странствующим монахом. В итоге ему открылось то, что стало основой учения буддизма.

Исследователи отмечают, что никакого единого буддизма не существует, есть его разные направления. Но можно выделить то, что было характерно для раннего буддизма, то что проповедовал Будда.

В первую очередь это четыре Благородные Истины Буддизма:

1. «Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание».

Это истина говорит о том, что все в мире страдают. Человек постоянно неудовлетворен.

2. Причина страдания - желания.

Желания порождают различные поступки, и человек попадает в круговорот перерождений. Буддисты видят в этом мучение, а не возможность прожить еще одну жизнь.

3. Страдание можно прекратить. Когда в лампе заканчивается масло, огонь угасает. Также, когда угаснут желания- угаснет и страдание.

Нирвана (угасание) - это состояние свободное от страданий или состояние высшего блаженства.

4. Чтобы достичь Нирваны нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути (Правильный образ жизни и др.)

Важной частью буддизма является учение о несуществовании души.

Души нет. Человек - это название соединенных элементов, подобно тому, как колесница это название для соединенных вместе колес, кузова, оглоблей и т.д.)

Человек привязывается к себя, своему «я», а это - иллюзия.



Также нужно знать, что буддизм ничего не говорит о Боге.

Христианство

Нередко христианство связывают с необходимостью для человека придерживаться так называемых 10 заповедей. Но эти заповеди из Ветхого Завета, книги которого являются в первую очередь священными текстами для Иудаизма. Христианство опирается на Ветхий Завет. Но христианство как учение Христа изложено в Новом. Что же нового дает Новый Завет?

Проповедь любви

Если не рассматривать богословский вопрос о пришествии Бога в мир, о его искупительной жертве ради спасения людей, то в философско-этическом плане, учение христианства, учение Нового Завета - это проповедь любви.

Нагорная проповедь Иисуса:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5: 43-48)

Иисус призывает прощать и не судить других:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, (Матф. 6: 14)

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф. 7: 1-5)

В 1-ом послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1-8)

Христианская любовь - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления.

По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребенку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.

Но, в отличие от родительской любви, христианская любовь не зависит от родственных связей, а также от возраста, пола, разницы в социальном статусе и т. д.

Христианская любовь побуждает к служению человеку, к тому, чтобы помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.

Иисус учит:

Вы слышали, что сказано: глаз за глаз и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф. 5: 38-42)

Учение Иисуса о богатстве и заботах

О богатстве:

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Матф.6:19-20) .

Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф.19:16-24).

О заботах:­

Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на одну малую меру? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, не гораздо ли больше вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. (Матф. 6:25-34).

(Евангелие от Луки 12 :16-21 )

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.


Истолкование притчи:

Давайте подумаем какой смысл имеет притча о богаче, у которого родился хороший урожай. Он раздумывал, куда его деть, и решил разорить старые житницы и поставить новые большие и далее всю жизнь есть, пить и веселиться. Но далее мы помним что было. Так бывает с человеком, который не в Бога богатеет. Он строит жизнь свою в мирском, в земном понятии счастья: есть, пить, одеваться и приобретать земное богатство . О вечности и мысли не было. Были мысли о земном. богатстве. И сейчас много таких людей , которые думаю т приобрести в этой жизни много земного богатства. О таких раньше говорили, что жил, как скотина: и помер, как скотина.

Но вопрос: что сделали за жизнь свою для Бога? - был всем. На суде плач великий будет. Богач ел, пил, наслаждался, приобрел земное богатство и думал что это богатство будит с ним многие годы. Неверующий проживет, как полевой цветок, без следа пропадет. Надо жить, трудиться, но это Бог в притче сказал богачу: "Безумный, завтра возьмут твою душу". (от Луки 12 :2 0) .

Давайте рассмотрим, почему богача назвали безумный?

1. Плод трудов он присвоил себе, не подумав, что это дар Божий.

2. Не воздал славы Богу, за большой урожай.

3. Подумал, что богатство дано ему одному, но было много, с кем по делиться, и в этом могло быть спасение.

4. Богач думал, что навсегда сохранит богатство.

5. Думал о жизненных удовольствиях и не думал о благодати Духа Святого, исполняющей радости человека.

6.Думал, что долго проживет. Так и другие ныне, жизнь просуетятся, богатство соберут, а кому оставить? Близким родным, детям - родительские богатства без цены, быстро уходят на ветер.

У (Мт 6 :24 -25) написано : Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Люди в жизни служат двоим господам Богу или ма м моне. Слово " маммона " - (Мат. 6:24, Лук.16:13) -Сирийское слово, значащее богатство или земные бла га .

Вместо "одному усердствовать” лучше - "одного предпочитать и другим пренебрегать” (слав. "...или единаго держится, о друзем же нерадити начнет ”). Обращает на себя прежде всего реальный смысл выражения: бывает ли действительно так, что человек не может служить двум господам? На это можно сказать, что нет правила без исключений. Но обыкновенно бывает так, что когда "много хозяев,” то рабская служба бывает не только трудна, но и невозможна. Даже в практических целях производится, поэтому, сосредоточение одной власти в одних руках. Затем обращает внимание еще конструкция речи. Не сказано: одного (будет ненавидеть и одного презирать, потому что в этом случае получилась бы ненужная тавтология. Но одного будет ненавидеть, одного будет предпочитать, другого будет любить, другого ненавидеть. Указываются два господина, резко отличные по характеру, что, по-видимому, выражено словом, которое вообще означает родовое различие. Они совершенно разнородны и разнохарактерны. Поэтому "или” "или” не повторения, но предложения, обратные одно другому. Мейер выражает это так: "будет ненавидеть А и любить Б, или будет предпочитать А и презирать Б.” Указываются на разные отношения людей к двум господам, начиная с полной преданности и любви с одной стороны и ненависти с другой, и кончая простым, хотя бы даже и лицемерным, предпочтением или презрением. В промежутке между этими крайними состояниями можно подразумевать различные отношения большей или меньшей силы и напряженности. Опять чрезвычайное тонкое и психологическое изображение людских отношений. Из этого делается вывод, оправдываемый взятыми образами, "не можете служить Богу и маммоне,” - не просто "служить” , но быть рабами, находиться в полной власти.

Рассмотрим теперь, что значит "в Бога богатеть".В Бога богатеть - это думать о богатстве, как о даре Божьем и распоряжаться им во славу Божию: на дела милосердия, строительство храмов и пр. чем душа важнее тела, тем вечные богатства важнее временных. Богатство - это еще не осуждение, но пристрастие к нему и плохое употребление - в осуждение. Нам нужно искать Царства Божье, а не земные богатства. В библии написано : Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (от Луки 12 :29-31 ) . Земное богатство есть временным, оно есть ничто по сравнению с Божьим богатством. Потому что Царство Небесное это есть самое большое богатство для верующего человека, оно не есть тленным и временным. Царство Небесное есть вечно. Будем же богатеть в Бога и спасать души.


СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Вы знаете учителей русского языка, труда, физкультуры. А может ли быть учитель добра?
2. Как вы считаете, чему самому главному желают вас научить ваши мамы?

Христиане верят учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.

О МЕСТИ
Тебя обидели, ударили, обозвали - такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить?

А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». Очень немногие люди смогли прожить жизнь в соответствии с этим советом Христа. Но если бы этих немногих людей не было, если бы все всегда мстили за себя, - наш мир стал бы менее человечным.

Если отвечать злом на зло - зло будет расти. Чтобы вся жизнь не превратилась в войну всех против всех, кто-то должен мужественно отказаться от защиты своих мелких интересов, перестать копить обиды. Именно отказ от мести кладет предел разрастанию зла. Поэтому даже мастера боевых искусств говорят, что «Лучший бой - это тот, которого удалось избежать!».

Мир во времена Христа славил победоносных императоров и великих воинов. Христос же открыл человеку богатство его внутреннего мира. Он сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?».

Мозаика Христос (храм Софии в Константинополе (айя-София, Стамбул)


Можно всех сокрушить, двигаясь к вершине власти. Весь мир будет бояться такого «героя». Но там, на вершине, ему будет очень холодно оттого, что он окружен лишь страхом и ненавистью. Пусть лучше немногие люди о тебе знают и тебя любят, нежели весь мир будет тебя бояться.

О БОГАТСТВЕ
Христос не советовал видеть цель жизни в обогащении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
«Сокровища на Небе» - это добро, живущее в твоем сердце. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но как выкрасть из сердца любовь, мудрость, веру?

Земные богатства и радость - не одно и то же. Если человек тяжело болен, никакое богатство не принесет ему радости.
О духовных сокровищах Евангелие говорит, что они «на Небе» (а не только в душе). Это потому, что Бог не позволяет душе исчезнуть. Даже если тело, которым душа управляла, окончило свою жизнь, душа остается. Но свои «нажитки» (добрые и плохие) она приносит на Небо - пред лицо Бога.

Христос учил так, как никто до Него: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и царь Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них! Не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы».

Тот, кто поймет эти слова как разрешение ничего не делать, не работать, не учиться, будет неправ. Просто иногда забота о своем завтрашнем дне мешает поступить по-человечески уже сегодня. Мол, если я сегодня вступлюсь за слабого, то могу навлечь на себя гнев кого-то большого и сильного. Такой человек решает: чтобы мне и завтра было хорошо, я сегодняшний день проживу по присказке «моя хата с краю».

М. Нестеров. Христос. Из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве 1909 г.


Это ложная мудрость. Нельзя ради завтрашних страхов или надежд отказываться от исполнения своего человеческого долга сегодня.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

Но Христос говорил людям не только о том, как они должны относиться друг ко другу. Еще он говорил об отношениях Бога и людей. Каждого человека Он призывал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумом твоим».

Нагорная проповедь. Ломтев Н.П. 1841г.


Он говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Христос даровал людям радостное переживание Бога. Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Утешитель, по слову Христа, «пребудет с вами вовек», то есть и во время жизни апостолов и во все последующие века земной истории, но, кроме того, и за ее пределом, то есть в Божественной вечности. Этого Утешителя «мир не видит и не знает; а вы знаете Его, ибо Он в вас будет». Речь идет не о книге или посылке, а о внутренней перемене в человеке. Если она произошла, то, по слову Христа, смерть, коснувшись тела, не коснется души: «Верующий в Меня не увидит смерти во век».

Самое необычное в Евангелии было в том, что ранее религиозные проповедники говорили о том, какие жертвы люди должны приносить Богу или богам. А Христос говорил о том, какую жертву Бог Сам приносит людям и ради людей. Христос не просто говорил о такой жертве, Он Сам этой жертвой и был.

Иконостас Покровского храма


Христос говорил о том, что Бог любит людей и Сам стал человеком, чтобы быть вместе с ними. Бог, ставший человеком, - это и есть Иисус Христос. Он говорил, что пришел в мир не для того, чтобы подчинять и наказывать людей, а для того, чтобы послужить людям.

Некоторые люди сочли это оскорблением своей веры в Бога. По их мнению, Бог не мог сотворить такого чуда и стать столь близким к людям. Они объявили Христа преступником и стали добиваться Его казни. Христос же не стал уклоняться от суда.

Как исцеляла людей любовь Христа
Однажды, когда Христос учил людей, принесли к Нему парализованного («расслабленного») человека. Но дом, где учил Христос, был переполнен людьми. И даже снаружи, у окон и двери стояло столько народа, что пронести носилки с больным было невозможно. Тогда родственники расслабленного залезли на крышу дома, разобрали кровлю, а в отверстие спустили носилки прямо к ногам Христа. И Он, видя такую их веру, сказал расслабленному: «дитя, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой». И тогда ранее неподвижный человек встал, взял носилки, на которых лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

В копилку русского языка
Снова о православии
Слово православие - это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Одно из них нам уже знакомо: «прославление». Второй же смысл - «учение», «мнение». Значит, слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражение православный христианин точнее, чем просто слово православный.

ВОПРОСЫ и задания:
1. Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?
2. Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
3. Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.
4. На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание? Если напоминание, то о чём?

Поговорим по душам.
Знаете ли вы из жизни, сказок, книг и фильмов примеры, когда богатство не приносило счастья? Расскажите об этих случаях.



О БОГАТСТВЕ ПРАВЕДНОМ

С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству. Это обусловлено тем, что богатство позволяло удовлетворять людям их прихоти и потребности, иметь сытую безбедную и весёлую жизнь. С распространением христианства резко изменилась философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей. Человечество стало задумываться о спасении души. Истинным богатством стали считаться сокровища небесные, а не земные блага. А по поводу богатства люди услышали слова Иисуса Христа о том, что“трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар. 10:24) .

Однако Иисус Христос осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, употребляемого на добрые дела. Итак, что же можно считать богатством праведным? Во всех отношениях безгрешным и праведным богатством считается то богатство, которое даровал за праведную жизнь человеку Господь. Например, в виде богатого наследства, случайной находки и т.д., без личного участия человека в приобретении богатства.

Праведным богатством считается также то богатство, которое человек достиг честным трудом по благословению Божьему. Благословение Божье создает благоприятные условия, при помощи которых человек своим честным трудом создает себе богатства. К благословленному Богом богатству относится богатство, которое человек расходует на Богоугодные дела и не употребляет на грех.

Таким образом, богатство праведное представляет собой честный труд в соединении с Божьим благословением. Например, Патриарх еврейского народа Исаак, применяя честный и добросовестный труд, сумел праведным путем увеличить свое богатство. Он посеял ячмень и взял урожая со своего посева во сто крат больше.“И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь” (Быт. 26:12). Долготерпеливый Иов, за страдания и проявленное при этом терпение, также получил богатство от Бога. Господь не только вернул Иову всё потерянное имущество, но и в два раза умножил ранее существовавшее богатство Иова.“И возвратил Господь потерю Иова, ... и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде” (Иов. 42:10).

Как видим, в первом случае Исаак добросовестно трудился на своей ниве, выращивая ячмень. И“благословил его Господь” . А во втором случае Иов проявил огромное терпение в перенесении страданий, продемонстрировал несокрушимую стойкость, связанную с верой в Бога, и за это получил праведное богатство от Бога.

Само по себе богатство не может быть ни плохим, ни хорошим. Важно то, каким путем оно приобретено и на какие цели применено. Например, золотом, которое среди народов стало нарицательным символом богатства, можно покрыть купол храма. А можно использовать его в пагубных целях: для финансирования наркобизнеса и т.д. Деньги человек может тратить на приобретение своих греховных утех и удовольствий, а может пожертвовать нищим и помочь бедным. Таким образом нейтрально приобретенное богатство, в зависимости от того, куда оно применено, для добра или греха, может стать праведным или грешным.

О том, что богатство нужно приобретать честным путем, говорится во многих местах Библии. Например, Патриарх еврейского народа, Авраам, у завоеванного им царя не стал забирать его богатства и обогащаться за счет этого, а поклялся Богом, что не будет обогащаться грабежом.“Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама” (Быт. 14:22-23). Как видим, Авраам, стремясь к праведному богатству, не брал чужого богатства, и в доказательство этому простирал свою руку к Богу. А грешники наоборот простирают свои руки к чужому богатству, не задумываясь о том, что оно не принесет им пользы и что за их греховный поступок они получат кару Божью.“И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие” (Сир. 14:3-4).

Праведное богатство создается только при помощи Бога, с соблюдением законов Божьих. Только в этом случае оно и пойдет на пользу человеку.
“Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело” (2Кор. 9:8).
Люди же, собирающие богатства неправедные“губят души, чтобы приобрести корысть” (Иез. 22:27) .

Человек, который надеется на то, что приобретя богатство неправедное, купит на него все блага, земные и небесные, глубоко заблуждается. Потому что без Бога человек никогда не достигнет счастья. А за богатством неправедным стоит не Бог, а злая сила, способная принести человеку только зло.“Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род... Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их” (Пс. 48;7-15).
Даже богатого человека Господь предостерегает от сребролюбия, указывая на то, что богатство земное не главная цель в жизни.“Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс. 61:11). Поэтому праведным богатством можно считать богатство, дарованное Богом за праведную жизнь, либо богатство, приобретенное честным трудом, без нарушения Заповедей Божьих и используемое на совершение добрых Богоугодных дел.

А богатство, полученное через грех, не долговечно и не принесет человеку пользы.“А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим. 6:9-10).
Но главной целью человеческой жизни является приобретение богатств небесных. А богатства земные, дающиеся от Бога, нужно употреблять на приобретение сокровищ небесных.

“Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни” (1Тим. 6:17-19).

<<назад содержание вперед>>

НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПОРИЦАНИИ СРЕБРОЛЮБИЯ
(пересказ эпизода из жития Святого Макария)

Жила некая монахиня Монония, которая тайно поклонялась идолу сребролюбия, копила у себя богатства и никогда не подавала милостыни. И несмотря на то, что Монония внешне была смиренной и благочестивой, однако Святой Макарий, попечитель неимущих, рассмотрел в душе этой монахини грех сребролюбия. И вознамерившись помочь ей, решил обратить её на путь истинный.

В молодые годы Святой Макарий был искусным гранильщиком драгоценных камней. И Монония знала об этом. В один прекрасный день Святой Макарий пришел к Мононии и сказал: “Один купец продает два бесценных камня, яхонт и изумруд, прося за них недорого, 500 золотых монет”. Монония очень обрадовалась тому, что сможет приобрести редкие драгоценные камни. Но сама, не желая выходить из монастыря, попросила Святого Макария приобрести драгоценности для себя, тут же вручив Святому Макарию означенную сумму. Святой Макарий, забрав деньги, ушел и не приходил к Мононии несколько дней. А монахиня терпеливо ждала и не посылала за ним, чтобы не обнародовать свою покупку.

Наконец Монония встретила Святого Макария в храме и спросила, куплены ли камни. Святой Макарий отвечал, что драгоценности находятся у него дома и что Монония может посетить его и посмотреть на них. “Если драгоценности тебе понравятся – сказал Святой Макарий – то возьми их. Если не понравятся, то забери свое золото назад”. Монония с радостью пошла со Святым Макарием к нему домой. Когда они вошли в дом Святого, Макарий спросил монахиню: “Что прежде хочешь видеть, яхонт или изумруд?” “Показывай то, что тебе угодно” – отвечала Монония. Тогда Святой Макарий ввел её в первую комнату, в которой сидели мужеского пола нищие, хромые, калеки, расслабленные и кушали, и за это благословляли имя Мононии. “Вот твой яхонт”- указав на нищих, сказал ей Святой Макарий и предложил пройти в другую комнату.
Монония так была изумлена увиденным, что безропотно последовала за Святым Макарием в другие покои. Там она увидела нищих и калек женского пола, которые кушали и за это прославляли имя Мононии, желая её здоровья. “Вот твой изумруд” – указывая на них, сказал Святой Макарий. А затем, дав опомниться от увиденного, Святой Макарий спросил у Мононии: “Как ты думаешь, есть ли что-либо на свете более драгоценное, чем эти камни? Если они тебе нравятся, возьми их. Если нет, оставь их мне и забери свои деньги”.

Не зная, что ответить на такой поступок Святого Макария и охваченная стыдом, монахиня молча ушла в свой монастырь. Оставшись наедине в своей келии, монахиня начала раздумывать не только о поступке Святого Макария, но и о всей своей жизни. Вспоминая свою жизнь, она начала сокрушаться о том, что не смогла найти ни одного доброго дела, которое бы она совершила. Эти переживания привели Мононию к тяжелой болезни, во время которой её стали посещать странные видения. То она видела кромешную тьму, то огонь неугасаемый. То её воображению предстал муж в сияющих одеждах, который, указав на муки ада, сказал, что от этих ужасов её могут избавить драгоценные яхонт и изумруд, купленные для неё Святым Макарием. Устрашенная этими видениями и раскаявшаяся в грехе сребролюбия, Монония постепенно начала выздоравливать душей и телом. Окончательно выздоровев от своей болезни, Монония с того времени стала ещё больше уважать Святого Макария и почитать его своим наставником. И изменив свой образ жизни, стала не копить богатства, а использовать их для помощи нищим и убогим, потому что поняла истину, что богатства даются Богом человеку не для накопления, а для совершения добрых дел.

<<назад содержание вперед>>

ЦИТАТЫ ИЗ БИБЛИИ О БОГАТСТВЕ

“Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч. 22:1).
“Не поможет богатство в день гнева” (Притч. 11:4).
“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф. 6:33).
“Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар. 10:24).
“Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (

I. БИБЛИЯ О БОГАТСТВЕ

1. Господь - податель всего (в том числе и материальных благ)

А. Богатство как дар Божий любящим Его:

Екклесиаст 5:18 «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество , и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий ». Псалом 111:1-3 «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек ».

Б. Господь даёт силу приобретать богатство:

Второзаконие 8:17-18 «…и чтобы ты не сказал в сердце твоем: "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство , дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим ».

2. Проблема не в богатстве, а в отношении к нему:

Если вы помните, среди мужей веры были и богатые люди, такие как Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, и Моисей, Есфирь, Соломон, Царь Давид. Тем не менее, это не мешало им быть верными Богу и служить Ему от всего сердца. То есть мы видим, что и богатый человек может быть верным Богу. В чём же тогда проблема с богатством? А проблема не в богатстве, а в отношении к нему.

А. Проблема не в богатстве, а в сребролюбии (любви к богатству):

1 Тимофею 6:9-10 «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие ».

Б. Проблема не в богатстве, а в любостяжании (стремлении к обогащению):

Лука 12:15-21 «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания [любви к обогащению, страсти к наживе], ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный ! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя , а не в Бога богатеет ».

3. Любовь к богатству есть идолослужение:

Слово Божье предупреждает нас, чтобы мы не прилеплялись к богатству своей душой: Псалом 61:11 «Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца ». Истина заключается в том, что всё, что владеет нашим сердцем, является для нас идолом.

Любовь к богатству (сребролюбие) и стремление к обогащению (любостяжание) является идолослужением, то есть служением маммоне. Маммона - от арамейского слова «имущество» - заимствованное слово в греческом языке, означающее «богатство» и «роскошь». Также это имя языческого божества, которому поклонялись все желавшие обогатиться.

Иисус предупреждает, что двум господам служить невозможно: Матфея 6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ». Посему Библия призывает нас в Послании Колоссянам 3:5 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ».

4. Библейская мудрость (притчи, поговорки) о богатстве:

Притчи 11:16 «Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство ». Притчи 13:11 «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его ». Притчи 22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь ». Притчи 22:16 «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет ». Притчи 28:22 «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его ».

Екклесиаст 5:9-10 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство , тому нет пользы от того. И это - суета! Умножается имущество , умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? » Екклесиаст 5:11 «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть ».

Иеремия 17:11 «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою : он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем ».

5. Богатством спасения не приобрести:

А. Учение Ветхого Завета:

Иов 36:18-19 «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя. Даст ли Он какую цену твоему богатству ? Нет, - ни золоту и никакому сокровищу ». Псалом 48:7-14 «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество своё другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их ». Притчи 11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда [праведность] же спасет от смерти ».

Б. Учение Нового Завета:

  • Обольщение богатством не даёт людям принять Божье Слово и следовать за Христом: Матфея 13:22 «…А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно ».
  • Трудно богатому войти в Царство Небесное: Матфея 19:23-24 «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие ». Марка 10:23-25 «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие ».
  • Никаким богатством нельзя обрести спасения души: Лука 9:25 «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? » Марк 8:36-37 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? »

II. ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ БОГАТСТВО:

1. Библия предупреждает нас о тленности земных сокровищ и богатств

А. Ветхий Завет:

Притчи 23:4-5 «Не заботься о том, чтобы нажить богатство ; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу ».

Екклесиаст 5:12-16 «Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство , сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему , что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде ».

Б. Новый Завет:

Иакова 5:1-5 «Послушайте вы, богатые : плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания ».

Матфея 6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле , где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе , где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше , там будет и сердце ваше ».

2. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?

  • Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями , а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным ».
  • Господь - является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность , а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены ».
  • Знание и понимание Господа - истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим . Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь ».
  • Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия , не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? »
  • Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ».
  • Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью ; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия ». 2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело , как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость , которая через нас производит благодарение Богу ».
  • Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых ».
  • Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота ».
  • Добрые дела и упование на Бога - настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное , но на Бога живого , дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами , были щедры и общительны, собирая себе сокровище , доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни ».
  • Страдание за веру и Христа - настоящее богатство: Евреям 11:24-26 «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством , нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние ».
  • Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу , скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину , пошел и продал всё, что имел, и купил её ».
  • Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? »
  • Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ».
  • Истинное богатство - во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем , всяким словом и всяким познанием , - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа ».
  • Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12 « обогатиться ими к назиданию церкви ».

Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи , но многих обогащаем ; мы ничего не имеем , но всем обладаем ».

Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.

Кстати, сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь и на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как этот делали первые ученики Христа. К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви ».

Это что касается нетленного богатства. Теперь давайте вернёмся к разговору о материальном богатстве и нищете.

Бедные и богатые часто сравниваются в Библии:

Притчи 22:2 «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь ». Притчи 19:4 «Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим ». Притчи 14:20 «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей ».

Бедные и Богатые часто противопоставляются в Библии:

Притчи 19:1 «Лучше бедный , ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый ». Притчи 28:6 «Лучше бедный , ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат ».

Притчи 28:11 «Человек богатый - мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его ». Притчи 11:28 «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть ». Псалом 36:16-17 «Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь ».

III. БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ

Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами. Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими? Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом свидетельствуют многочисленные стихи, свидетельствующие о причинах бедности нищеты в мире. Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.

1. Причины бедности:

А. Лень - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник ». Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает ».

Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб ».

Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный ».

Б. Пьянство (разгульный образ жизни) - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет ». Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище ».

В. Распутный образ жизни - одна из причин бедности и нищеты

Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба »

Г. Непослушание Богу - одна из причин бедности и нищеты

Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего : ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего , и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе ».

Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести ».

Д. Грех, царящий в мире, и его последствия - одна из причин нищеты Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.

Мы видим, что существует больше чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».

Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём. Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь. Вот как об этом свидетельствует царь Давид: Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба : он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок: Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись , я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев , не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе ».

Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:

Во-первых, Господь призывает нас искать Царства Божия:

Матфея 6:24-34 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам . Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

Во-вторых, Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:

1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным . Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости ».

Филиппийцам 4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть . Умею жить и в скудости , умею жить и в изобилии ; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке . Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ».

Кроме того, не нужно забывать о том, что Господь даровал каждому из нас всё, что необходимо для полноценной жизни и благочестия: 2 Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия , через познание Призвавшего нас славою и благостию… »