Дисфункция диэнцефально стволовых структур. Что такое ирритация коры головного мозга

Дисфункция чаще всего развивается у детей по причине незрелости структур головного мозга к моменту рождения. Также нарушается обмен веществ и кровообращение в основных структурах мозга. Это возникает на фоне наследственной предрасположенности или патологии беременности и родов.

Расстройства могут возникнуть при недоношенности в результате преждевременных родов, при различных болезнях и токсикозах и недостаточном питании во время беременности. Анемия беременной, гипоксия и асфиксия плода могут также привести к нарушению головного мозга. Причиной часто бывает гемолитическая болезнь, угроза выкидыша или самопроизвольного аборта, различные патологии родов, например, слабая родовая деятельность, скорые роды.

Причинами, которые способствуют дисфункции в раннем детском возрасте, служат такие факторы, как недоедание, неправильное питание, недостаток витамин, тяжелые заболевания, в особенности инфекционные, а также те патологии, при которых возникает недостаток кислорода (бронхиальная астма, порок сердца, сердечная недостаточность).

Факторы риска

В группу риска попадают люди с черепно-мозговой травмой, постоянным нарушением кровообращения, частыми утратами сознания. Существенно возрастает риск развития патологии у детей, имеющих нарушение сердечной и дыхательной функции, подверженных частым приступам эпилепсии, нервных срывов, потери сознания, судорог.

Любые заболевания, при которых развивается дефицит кислорода, влекут за собой нарушение нормального функционирования мозга.

Патогенез

В основе патогенеза лежат нарушения в структуре и функциональном состоянии головного мозга. В большинстве случаев повреждения возникают при внутриутробном развитии ребенка. После рождения патология усугубляется под действием различных неблагоприятных факторов внешней среды. Происходят преимущественно функциональные нарушения, тогда как органические поражения менее заметны.

Симптомы дисфункции структур мозга

Основными симптомами являются различные функциональные нарушения головного мозга. У ребенка может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, поведение резко меняется и существенно отличается от сверстников. Ребенок поздно садится, поздно начинает ходить. У него наблюдается отставание в развитии: нарушается нормальная речь, произношение, развиваются различные невротические реакции и психические расстройства. Нарушается мелкая моторика и координация движений.

Часто патология проявляется на фоне стрессовой ситуации, при длительном нахождении ребенка в незнакомо обстановке. Для больного характерна невозможность сосредоточиться, отсутствие усидчивости, повышенная отвлекаемость и отсутствие концентрации внимания. Впоследствии ребенок не может справиться со школьной программой, отстает в обучении, отличается поведением.

Также у ребенка появляется плохой сон, часто меняется настроение, наблюдается эмоциональная лабильность, импульсивность. Обычно гиперактивность преобладает над другими качествами. Снижение чрезмерной активности наступает к подростковому возрасту.

Следует обратить особое внимание на ребенка, если он становится неусидчивым, беспорядочно дергает руками и ногами, не может успокоиться и прийти в себя, слишком импульсивно реагирует на любые события. Ребенок с дисфункцией не может сосредоточиться на одном деле, постоянно берется за что-то новое, не доводит дела до конца. При общении со сверстниками может проявлять импульсивность, агрессию.

Внешние раздражители легко отвлекают его внимание, после чего он длительное время не может сосредоточиться на определенном действии. Ребенок может не видеть или не слышать, когда к нему обращаются, очень много и без повода говорит, разговаривает сам с собой. Часто такие дети назойливы, перебывают других, требуют к себе постоянного внимания. Часто теряют и забывают свои вещи дома и в школе, совершают абсолютно бездумные поступки, которые могут быть опасны для жизни и здоровья.

Стадии

Как показывает практика, если в детстве были диагностированы минимальные расстройства мозга, со временем они проходят, или существенно снижаются. Тем не менее, следует отметить, что проходят преимущественно неврологические проблемы, тогда как психологические и адаптационные продолжают сохраняться. Также у взрослого может возникнуть дисфункция на фоне черепно-мозговой травмы.

Взрослые с дисфункцией мозга испытывают трудности в межличностном общении, социальном взаимодействии. Часто таким людям свойственно чувство несостоятельности, незрелости. Они проявляются низкий уровень адаптационных способностей, неудовлетворительные учебные и трудовые навыки.

Часто на дисфункцию мозга в зрелом возрасте указывают проблемы с моторной функцией, например, неловкость, неуклюжесть. Человек не способен к обучению, не может длительное время заниматься одним и тем же делом, у него нет усидчивости. Настроение постоянно сменяется, развиваются депрессии, причем зачастую, без какого-либо объективного повода. Существует проблема с произвольным вниманием, импульсивное поведение, чрезмерная агрессивность.

Такой человек тяжело переносит стрессы, ему свойственна высокая степень раздражительности, истерия. Ему трудно справляться с повышенной физической и интеллектуальной нагрузкой. Основным методом коррекции состояния является массаж, сеансы остеопатии.

Минимальная дисфункция мозга

Зачастую именно минимальная дисфункция является причиной частых головных болей. У детей она приводит к развитию гиперактивности и гиперчувствительности. Дети чрезмерно возбудимы, им трудно сосредоточиться на выполняемом задании, на однообразной работе. На фоне этих расстройств появляются вторичные патологии: нарушение памяти, внимания, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и обучаемость.

Со временем могут развиться невротические расстройства, эпилепсия. В настоящее время минимальные расстройства наблюдаются примерно у 20% детей.

Легкая дисфункция мозга

Под легкой дисфункцией подразумевают незначительное поражение функций головного мозга, при котором нарушено только функциональное состояние, тогда как органических поражений не наблюдается. Такие повреждения обратимые. У детей отмечается гиперактивность, плохая память. Внимательность практически не развита.

В школе у таких детей развиваются проблемы с обучением. Дети не могут грамотно писать, четко излагать свои мысли, у них нарушена пространственная ориентация. Гиперактивность не дает возможности сосредоточиться. В лечении данной патологии важная роль отводится психологическому фактору. Такие дети должны быть окружены достаточным уровнем внимания.

У некоторых детей, наоборот, проявляется гипоактивность. Они выглядят вялыми, апатичными, практически не имеют никаких желаний, интересов. Часто нарушена речь. Наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы.

Расстройства особенно интенсивно проявляются в подростковом возрасте, когда происходят эндокринные нарушения, дисбаланс гормонов, несовершенство нервной регуляции. Для подростков свойственен повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, появляется тяга к ранним половым контактам и различным извращенным вкусам. Подростки с такими патологиями становятся асоциальными, агрессивными. Часто их тянет на совершение преступлений, участие в противозаконных и криминальных организациях. Проявляется склонность к жестокости, насилию, азартным играм.

Умеренная дисфункция мозга

Проявляется достаточно стойким нарушением венозного оттока, застойными явлениями в результате травмирующего повреждения головы. Также дисфункция может возникнуть во время родов, при неправильном уходе за младенцем, развитии различных инфекционных и воспалительных процессов. Часто развиваются головные боли. Боль может носить пульсирующий характер. Обычно она связана со сменой погоды, перепадами давления. Может появляться спазм головного мозга, который сопровождается тошнотой, рвотой. По утрам возникают тупые боли, бывают случаи потери сознания, обморочные состояния. На лице наблюдается синюшный оттенок, появляется цианоз. Развивается чувство потемнения в глазах. В первую половину дня, как правило, отсутствует активность, наблюдается плохое самочувствие. По утрам появляются отеки, в частности, отекает лицо, веки.

Для лечения часто применяют различные физиотерапевтические процедуры, массаж, мануальную терапию, сеансы остеопатии. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит поставить точный диагноз, определить причину патологии и подобрать соответствующее лечение. Рекомендуется также медикаментозное лечение.

Кроме того, ребенок с умеренной дисфункцией должен проходить психокоррекцию, как со специалистом, так и дома. В работе обязательно принимает участие педагог, логопед, психолог. Это связано с тем, что головные боли, спазмы и другие симптомы часто приводят к психическим нарушениям у ребенка. Для него важно создать развивающую среду, спокойную обстановку. Контакты с большим количеством незнакомых людей лучше ограничить.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, заботы. Родители должны понимать и осознавать, что возникающие трудности связаны не с особенностями характера или поведения ребенка, а с функциональными нарушениями мозга. Поэтому важно адекватно относиться к заболеванию, воспитывать его, заниматься с ним.

Нужно строго соблюдать режим дня. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания. Родители должны быть терпеливы к ребенку, разговаривать только в спокойном тоне, избегая чрезмерной эмоциональности. Указания нужно давать четко, они не должны быть противоречивыми. Компьютер и телевизор необходимо ограничить. Важным условием является поддержание необходимого уровня физической активности. Важно контролировать питание, следить за тем, чтобы оно было полноценным, сбалансированным. Только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача, своевременном лечении, тщательной работе с ребенком, дисфункция мозга может быть успешно вылечена. В противном случае болезнь будет прогрессировать.

Формы

Существует множество различных классификаций поражений головного мозга, в зависимости от того, какая именно часть подвержена деформации. По локализации патологического процесса различают следующие виды дисфункций:

  • дисфункция дизэнцефальных структур головного мозга, при которых нарушается регуляция аппетита, сна. Нарушается терморегуляция и обменные процессы;
  • дисфункция стволовых структур головного мозга, которые отвечают преимущественно за жизненно важные функции, такие как дыхание, нарушение аппетита, нарушение мышечного тонуса;
  • дисфункция срединных структур головного мозга, которые отвечают за вегетативные функции нервной системы, эмоциональное состояние.

Осложнения и последствия

Последствия могут быть социальными и физическими. К числу социальных последствий относят трудности адаптации, проблемы с общением, обучением, работой. Вместе с социальными нарушениями развивается вегето-сосудистая дистония, перепады артериального давления, нарушение сосудистого тонуса.

В детском возрасте последствия менее серьезные, чем во взрослом. Основной проблемой взрослого контингента является высокий уровень социальной дезадаптации, вплоть до психических расстройств и нервных патологий.

Во взрослой жизни дисфункция мозга влечет за собой невозможность реализовать себя на профессиональном плане, отсутствие карьерного роста и профессионального становления. Такие люди часто страдают наркоманией, алкоголизмом, склонны к суицидам и противоправным поступкам. Также дисфункция мозга влечет за собой большое количество разводов, постоянные переезды и смену места работы, частую смену половых партнеров, аморальный образ жизни.

Диагностика дисфункции структур мозга

Основную диагностику проводит врач-остеопат. Первый диагностический сеанс включает в себя сразу же и коррекцию состояния. Это даст возможность оценить, станет ли пациенту лучше после сеанса. Если наступят улучшения, значит, проблема остеопатического характера и требует дальнейшего лечения. Если же улучшений не наступает в течение нескольких дней, значит, проблема иного характера и необходима дальнейшая диагностика для обнаружения причин патологии. В большинстве случаев проводится инструментальная и дифференциальная диагностика.

В задачи остеопата входит определение поврежденных мест. После этого при помощи массажа проводится правка. Путем перемещения спинномозговой жидкости, позвоночник вновь приобретает правильное положение, нормальную структуру. Несколько сеансов остеопатии даст возможность вправить позвонки. Несколько сеансов существенно облегчит состояние пациента.

Анализы

Для исследования необходима кровь пациента. Основное исследование направлено на обнаружение в крови глиального нейротрофического вещества. Анализ проводится преимущественно методом иммуноферментного анализа. Для того чтобы пациенту был поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция, показатели глиального вещества должны превышать 17,98 пг/л.

Также весьма информативными могут быть клинические анализы крови, мочи. При необходимости проводится исследование спинномозговой жидкости.

Многие заболевания диагностируются на основе клинической картины патологии. Для того чтобы сделать окончательный вывод по поводу диагноза, нужно сопоставить данные лабораторных исследований, инструментальных методов и анамнеза. Изучается семейный анамнез человека, а также анамнез жизни и болезни. Дополнительно могут потребоваться консультации таких специалистов, как ортопед, окулист, психиатр. При необходимости они назначат дополнительные анализы.

Инструментальная диагностика

Представляет собой основной этап, который дает возможность поставить окончательный диагноз. Используют преимущественно специальные методы исследования, например, РЭГ, КИТ, КТ, УЗИ, ЭЭГ. Результаты всех исследований сопоставляют с результатами анализов, после чего выводят окончательный диагноз.

Если есть подозрение на травму во время родов, кровоизлияние, проводится спондилография шейных позвонков. Это метод, который позволяет оценить степень и тяжесть патологического процесса. Процедура состоит их 4 снимков рентгена. Их выполняют сбоку, прямо, снизу (при запрокинутой назад голове) и с наклоном головы вперед. Это исследование особенно информативно при обильном слюноотделении и синкопальных симптомах.

Широкое применение нашел такой метод, как УЗИ допплерография. При помощи этого метода можно получит информацию о состоянии кровотока в голове, а также о том, как осуществляется венозный отток от головного мозга. Исследуются особенности реакции сосудов головного мозга на задержку дыхания, повороты головы.

При дисфункциональных расстройствах также обязательно проводят сонографическую проверку мозга, которая позволяет оценить состояние сосудов, размеры желудочков мозга. Обследование дает возможность выявить, причину возникновения проблем развития мозга.

При помощи ЭЭГ регистрируют показатели биоэлектрической активности мозга, а также регистрируют изменения, происходящие в головном мозге. Показаниями к проведению электроэнцефалограммы служат различные судорожные состояния. Дополнительно применяются такие методы исследования, как УЗИ мозга, допплерография, энцефалограмма, нейросонография, сканирование состояния мозга, рентген, УЗИ. эти методы дают возможность не только проводить диагностику, но и осуществлять лечебные мероприятия.

Дисфункция срединных структур мозга на ЭЭГ

Электроэнцефалограмма является очень информативным методом, который проводят при подозрении на нарушения в функциональном состоянии мозга. Исследование проводится в специальной комнате. Комната темная, с хорошей светоизоляцией и шумоизоляцией.

Пациенту дают различные раздражители и регистрируют показатели работы мозга. По показателям активности судят о задержке психического и физического состояния человека. а также о степени развития его навыков. При помощи этого метода можно выявить очаги эпилептической активности.

Определяют тета-ритм и дельта-ритм, который имеет частоту 8-14 Гц. Эти ритмы отражают состояние покоя человека, и регистрируется у человека, который находится в состоянии бодрствования, но с закрытыми глазами. Возникновение такого патологического дельта ритма указывает на нарушение функции головного мозга. Появляется он именно над той областью, в которой развиваются патологические изменения.

При дисфункции мозга наибольшую диагностическую значимость имеют показатели альфа-ритма. Если они проявляются с высокой частотой и носят нестабильный характер, можно говорить о травматическом повреждении головного мозга. Такое часто возникает после сотрясения мозга или на фоне черепно-мозговой травмы.

Выявлена закономерность: чем больше периодичность, длительность и амплитуда таких веретен, тем тяжелее воспалительный процесс.

На развитие второго типа неврозов может указывать десинхронизация ЭЭГ. При этом во всех частях мозга преобладают медленные волны, которые фиксируются в норме только во время сна.

Если на ЭЭГ появляется синхронный тета-ритм, дельта-волны, регистрируемые во всех частях мозга, а также вспышки билатерально-синхронных тета-волн с высокой амплитудой, можно диагностировать приобретенное слабоумие. Наличие пароксизм и тета-ритмов указывает на преобладание возбудимого типа психопатии.

Появление диффузных изменений без каких-либо других нарушений может рассматриваться как вариант нормы. Однако если такие изменения обнаруживаются на фоне пароксизмозных изменений и очагов патологической активности, можно говорить о наличии эпилепсии и склонности к судорогам.

Депрессия может проявляться в виде сниженной биоэлектрической активности мозга. ЭЭГ может показать особенности функционального состояния мозга при различных физиологических состояниях пациента, например, при сне, бодрствовании, активной умственной или физической активности. Также можно зарегистрировать признаки ирритации коры и срединных структур мозга, пароксизмальную активность.

Дифференциальная диагностика

В основе дифференциальной диагностики лежит выделение специфических признаков определенных заболеваний и дифференцировка различных заболеваний со сходными признаками. Например, для того чтобы поставить диагноз дисфункция мозга, нужно дифференцировать его от такой патологии, как ДЦП. Легче всего это сделать на основании клинических признаков, а также с использованием инструментальных методов исследования.

Также нужно дифференцировать дисфункцию от травм и повреждений головы, инфекционных заболеваний, таких как менингит. Для этого используются преимущественно бактериологические методы исследования. Подобным образом проявляют себя различные отравления, в частности, отравление свинцом. Для дифференциации диагноза проводят токсикологическое исследование. Для дифференциации от церебральной гипоксии проводят функциональные тесты и инструментальные исследования. Необходимо дифференцировать от нервных и психических расстройств.

Лечение дисфункции структур мозга

Известно множество методов коррекции дисфункциональных состояний головного мозга. Все они резко отличаются друг от друга. В основе каждого из методов лежат различные подходы. В целом, ученые различных стран мира сходятся на единой точке зрения о том, что для коррекции мозговых дисфункций необходим комплексный подход. Коррекционные воздействия осуществляются на основе индивидуального подхода. В арсенале специалистов есть множество подходов, которые дают возможность учесть потребности различных категорий пациентов.

Основными методиками, которые чаще всего применяются на практике, являются методики нейропсихологической и педагогической коррекции. Модификация поведенческих и эмоциональных реакций.

При неэффективности применяемой терапии, прибегают к медикаментозной коррекции. Основными группами лекарств являются транквилизаторы, антидепрессанты, писхостимуляторы, ноотропные вещества. Наиболее эффективными средствами большинство врачей признает амфитамины, такие как риталин и амитриптилин, которые относят к группе антидепрессантов.

Для проведения диагностики и принятия своевременных мер, при появлении первых признаков дисфункции необходимо обращаться к педиатру (терапевту), или психиатру.

Необходимо отметить, что лечение болезни связано с рядом сложностей. Например, необходимо обеспечить ребенку или взрослому необходимый уровень двигательной активности, поскольку без него невозможно гарантировать успех лечения. Важно обратить внимание на развитие таких качеств, как ловкость и координация движений.

При использовании психологических и педагогических методов коррекции важно обеспечить полноценную работу с ребенком в семье. Ему необходимо уделять должное внимание, использовать различные развивающие совместные игры. Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером, перед телевизором. Этот вид досуга целесообразно заменить подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Родители должны проводить как можно больше времени вместе. Должен быть тщательно продуман режим дня, организовано общение с ребенком. Питание должно быть своевременным и полноценным. Ребенок должен получать необходимое количество внимания, должный уровень поощрений и похвал.

План терапии зависит от того, каких целей необходимо достичь, а также от выраженности основных симптомов. Например, при гиперактивности терапия должна быть направлена на снижение активности, устранение импульсивности, предотвращение необдуманных действий. Ребенка нужно приучить к внимательности, контролю над собой. Помогут в этом седативные, успокаивающие средства. Можно применять как лекарственные препараты, так и различные травы, гомеопатические средства. Проводится обязательная витаминотерапия. При необходимости в рацион вводят добавки, содержащие питательные вещества.

Если обнаруживаются и другие проявления заболевания, проводится симптоматическая терапия, направленная на подавление этих симптомов.

Если же у ребенка преобладает торможение, терапия должна быть направлена на возбуждение, активизацию структур головного мозга. Также важно применять средства, направленные на активизацию моторики, психической деятельности. Зачастую применяют различные стимулирующие средства.

Лекарства

Мозговая дисфункция довольно эффективно лечится медикаментозными средствами. При их применении нужно соблюдать ряд мер предосторожности. Лекарства ни в коем случае нельзя пить самостоятельно, без назначений врача. В большинстве случаев это заканчивается серьезными последствиями. Ситуация только усугубляется, развиваются патологии других отделов головного мозга. При неправильном лечении из легкой формы дисфункция может перерасти в выраженную, устойчивую. Лекарства требуют точного соблюдения дозировки, схем лечения. Побочные эффекты проявляются в виде усугубления патологии, головных болей, мигреней.

Хорошо зарекомендовал себя меллерил, относящийся к группе сильнодействующих неролептиков. Но снижает гиперактивность, повышенную возбудимость и нормализует работу ЦНС. Применяют при дисфункции головного мозга, сильной раздражительности, неврастении, неврозах. Рекомендуется принимать по 0,005 грамм трижды в сутки. При тяжелых психических заболеваниях дозировка увеличивается до 50-100 мг в день. Нужно учитывать, что при длительном приеме возможно снижение количества лейкоцитов. Может возникать сухость во рту, часто развиваются экстрапирамидные расстройства. Нельзя принимать при заболеваниях глаз и проблемах с сетчаткой.

Триоксазин применяют при повышенной возбудимости и невротических заболеваниях. Также эффективно борется с раздражительностью, бессонницей, слабостью и повышенной утомляемостью. Принимают по 0,3 грамма трижды в день. Побочным эффектом и признаком передозировки служит сухость во рту, тошнота, рвота.

Седуксен способствует расслаблению мышц, успокаивающе воздействует на ЦНС, устраняет судороги. Суточная дозировка для взрослого человека составляет 8-10 мг.

Аминалон применяется для лечения родовых травм и послеродовых повреждений головного мозга. Препарат показан при задержке психического развития, отставании в физическом и умственном развитии, различных дисфункциях мозга. Принимается по 1 грамму дважды в сутки.

Витамины

  • Витамин РР – 60 мг
  • Витамин Н – 150 мкг
  • Витамин С – 500-1000 мг
  • Витамин Д – 45 мкг.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется в том случае, если традиционное медикаментозное лечение неэффективно. Физиотерапевтические методики подбирают, исходя из индивидуальных особенностей организма, цели и задач проведения коррекционных вмешательств. В большинстве случаев комплекс лечебных методик содержит сеансы мануальной терапии, сеансы, направленные на восстановление позвоночника, массаж. Хорошо зарекомендовала себя кинезотерапия. Для улучшения обменных процессов могут применять методы акупунктуры и электростимуляции.

Народное лечение

Народное лечение широко применяется для лечения дисфункциональных расстройств головного мозга.

Рекомендуется принимать витаминизированную смесь, которую можно легко приготовить в домашних условиях. Для приготовления нужно взять по 150 грамм кураги, изюма, чернослива и грецкого ореха. Пропустить все это через мясорубку. Добавить сок одного лимона и сок, полученный из мякоти листа алоэ. Все это тщательно перемешивают, добавляют столовую ложку меда. Настаивают в течение суток в холодильнике. Принимают по столовой ложке трижды в день. Насыщает организм витаминами, способствует быстрому восстановлению, стимулирует иммунную систему.

Также при дисфункциях целесообразно пить витаминизированный сок. Для приготовления требуется 200 мл гранатового сока и 50 мл сока или сиропа боярышника. Смешивают, можно добавить мед по вкусу. Выпивают в 2 приема: часть утром, вторую часть – вечером. Продолжительность курса составляет 7-14 дней.

Для очищения организма, стимуляции обменных процессов, назначают сок алоэ с медом. Для приготовления берут 50 грамм сока и столовую ложку меда. Тщательно смешивают. Дают возможность настояться в течение получаса. Пьют за 1 или 2 подхода. Курс лечения – от 5 до 7 дней.

], ,

Лечение травами

Можно лечить дисфункции травами. В этом хорошо помогает ромашка лекарственная. Она помогает снять воспалительный процесс, оказывает тонизирующее успокаивающее воздействие на организм. Применяют отвар: 1,5 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение получаса. Пьют по половине стакана дважды в день. Также можно добавлять ромашку в чай и пить в неограниченных количествах в течение дня.

Хорошо зарекомендовал себя отвар мяты. Для приготовления требуется 1-2 столовые ложки мяты. Заливают стаканом кипятка, пьют небольшими глотками в течение дня. Воздействует на организм успокаивающе, тонизирует нервную систему. Устраняет побочные диспептические расстройства, тошноту. Не рекомендуется принимать мужчинам, так как содержит в составе женские гормоны, которые способствуют восстановлению и нормализации женского гормонального фона и негативно влияют на гормональный фон мужчин.

При повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, нервозности, неусидчивости принимают отвар пустырника. Для приготовления 2 столовые ложки травы заливают 500 мл кипятка, настаивают в течение часа. Пьют как чай. Весь отвар необходимо выпить за сутки. На следующий день заваривают новый. Продолжительность лечения должна составлять не менее месяца.

Гомеопатия

Гомеопатические средства являются довольно эффективными в лечении различных нарушений работы мозга. Однако они не являются столь безопасными, чтобы их можно было бесконтрольно принимать. Они могут оказывать серьезные побочные эффекты, как на головной мозг, так и на другие органы и системы. Важной мерой предосторожности является соблюдение осторожности – принимать гомеопатические средства только после того, как будет сделана комплексная диагностика и выявлена причина патологии. Это даст возможность подобрать средство максимально точно, встроить оптимальную схему лечения.

Хорошо зарекомендовал себя растительный сбор. Для приготовления требуется взять по столовой ложке травы ромашки, цветков календулы и мяты. Смешивают, заливают двумя стаканами кипятка, пью в течение суток. Помогает снять стресс, усталость, нервно-психическое перенапряжение. Воздействует тонизирующее и успокаивающе.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости нервного происхождения рекомендуется растительный сбор. Для приготовления берут столовую ложку соцветий астры и половину столовой ложки горца птичьего. Для заваривания смесь заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Затем пьют по трети стакана трижды в день.

Для устранения расстройств головного мозга и нормализации его основных функций применяют настой женьшеня. Для приготовления берут 5-10 грамм растения, заливают стаканом водки, настаивают в течение суток. Пьют по 2 столовые ложки трижды в день в течение 15 дней.

Прогноз

При минимальной и легкой степени патологии симптомы заболевания самостоятельно исчезают по мере взросления ребенка и окончательно перестают его беспокоить к подростковому возрасту.

При более тяжелых патологиях, расстройства самостоятельно не исчезают, а требуют обязательной коррекции. Если выполнять все рекомендации врача, заниматься с ребенком дома, можно преодолеть дисфункцию без последствий. Если же относиться к коррекции и лечению безответственно, дисфункция мозга может привести к ухудшению здоровья, нарушению психики и социальной адаптации.

Дисфункция срединных структур головного мозга может привести к нарушениям нервной системы человека. Врачи утверждают, что эта патология представляет собой довольно опасное нарушение. Вообще, такой термин, как «дисфункция», означает нарушение правильно протекающего процесса.

Любые нарушения, даже самые минимальные, подвигают серьёзные отклонения. Это могут быть нехарактерное поведение, неправильное эмоциональное восприятие или отсталость в интеллектуальном развитии.

Стволом называют образование, отвечающее за жизнедеятельность и здоровье организма. Находится он в головном мозге человека. Среди самых важных систем организма, за которые отвечает эта структура, находятся:

  • сердечно-сосудистая.
  • дыхательная.
  • теплообмен.
  • пищеварительная.

Но нередки те случаи, когда человек получает травмы и наносится вред здоровью. При этом может пострадать и головной или спиной мозг, из-за чего он перестаёт нормально и правильно функционировать. Обычно такое происходит из-за аварии, где произошла травма или случился ушиб, который повлёк сотрясение мозга. На сегодняшний день нередки случаи получения травмы в процессе трудных родов.

Нарушения в работе головного мозга будут ярко выражены клинически или их можно диагностировать благодаря проведению специальных анализов.

Диагностика

Когда у терапевта только возникают первые подозрения на то, что у человека есть нарушения в работе центральной в системы, он тут же направляет его к невропатологу, который должен:

  • найти возможные изменения в работе головного или спинного мозга.
  • выявить поражения или отклонения в других отделах нервной системы.
  • поставить диагноз.
  • обозначить лечение.

На основании заключения невролога будет установлено, какая именно дисфункция присутствует у человека, и подберутся способы назначенного лечения для максимально быстрого выздоровления.

Виды дисфункции

Есть несколько разновидностей патологий в работе головного мозга. Разделение на группы будет зависеть от того, в каком из отделов образовалась дисфункция или произошло нарушение работы в целом. Среди них:

  1. Диэнцефальные. Эта структура ответственна за сон человека, а также за аппетит. Благодаря ей поддерживается нормальная температура тела человека и нет нарушения в метаболических процессах.
  2. Стволовые. Эта структура помогает регулировать основные процессы жизнедеятельности, такие как дыхание, тонус и аппетит.
  3. Срединные помогают вегетативным процессам в нервной системе, а также отвечают за эмоциональное состояние человека.

Нормальная работа все этих отделов гарантирует, что человек здоров и находится в нормальном психоэмоциональном состоянии. Но если где-то наблюдается расстройство, то нужно срочно обратиться к неврологу, чтобы он поставил диагноз и назначил лечение.

Диэнцефальная дисфункция

В первую очередь она отражается на промежуточных отделах головного мозга, а точнее, начинает поражать их. При наблюдении такого расстройства у человека наблюдаются:

  • снижение чувствительности в организме.
  • уменьшение болевого порога, а также развитие таламических болей.
  • интенционный тремор.
  • быстрая и беспричинная смена слёз на смех и наоборот.
  • эндокринные расстройства.

Эта дисфункция считается одной из самых распространённых среди заболеваний, которыми характерна неврология. Обычно наиболее ярким представителем становится вегетососудистая дистония. Болезнь встречается у трети населения, это особенно частое явление у женщин.

Лечат дисфункцию различными медикаментозными средствами и рентгенотерапией. В лечебных целях иногда могут применяться специальные диеты.

Стволовая дисфункция

Дисфункция стволовых структур головного мозга является одной из самых опасных патологий для жизни и здоровья человека. Так как ствол несёт ответственность за наиважнейшие системы в организме, такие как сердечно-сосудистая и дыхательная, то развитие патологий в этих центрах может проявиться следующим образом:

  • голосовые связки теряют свои функции и ослабевают.
  • затруднения при глотании.
  • расстройства речевого аппарата. При этом развивается трудность воспринимать речь, а также возникает нарушение способностей к письму и чтению.

Дисфункция стволовых структур мозга диагностируется следующими способами:

  1. Компьютерная томография позволяет полностью исследовать поражённые участки. В ее основе лежит рентген. После исследования врач получает снимки очень высокого качества, по которым можно определить состояние головного мозга и его структур. КТ помогает не только найти сам очаг патологии, но и установить возможную причину появления.
  2. Электроэнцефалография может отследить состояние головного мозга в целом, а также его правильное функционирование.

Признаки этой дисфункции имеют обратимые нарушения, и их убирают за несколько походов к специалисту. Происходит это за счёт восстановления функций головного мозга, активная деятельность которого возвращается после нормализации кровообращения.

Дисфункция срединных структур мозга

Работа этого отдела направлена на правильное функционирование вегетативной нервной системы в организме человека. Дисфункция срединных структур головного мозга отличается сбоем ночного сна и психоэмоционального состояния человека. Обычно это случается из-за травм различного рода, которые происходят в результате падения, удара, или в ходе реабилитации после них.

Симптоматика дисфункции неспецифических срединных структур характеризуется следующими фактами:

  • уменьшение чувствительности (это наблюдается на лице или туловище).
  • снижение чувствительности к боли.
  • быстро меняющийся плач или смех.
  • быстрое половое созревание.
  • эндокринные нарушения.

При диагностировании дисфункций срединных структур головного мозга и назначенном лечении невролог должен учитывать особенности сознательного и бессознательного поведения и здоровья человека для того, чтобы терапия проходила максимально эффективно.

Минимальная дисфункция мозга у детей

У ребёнка также может наблюдаться дисфункция головного мозга. Чаще всего она проявляется как минимальная мозговая дисфункция. Это очень распространённая патология, и у каждого 5 ребёнка можно её диагностировать. Причины, по которым начинает развиваться дисфункция головного мозга у детей, следующие:

  • тяжело протекающая беременность.
  • трудный и долгий родовой процесс.
  • воздействие на ребёнка вредных и токсических веществ.
  • инфекционные болезни.

Симптомы дисфункции срединных структур мозга у детей имеют довольно яркий характер и проявляются следующим образом:

  • сильные головные боли, которые имеют систематический характер.
  • наблюдается чрезмерная активность, а также гипервозбудимость.
  • присутствует постоянная нервозность и раздражительность.
  • моторные и речевые функции заметно нарушены и замедлены.
  • заторможенность в развитии.
  • нарушение внимания и памяти.
  • быстрая усталость и утомляемость.

Когда это заболевание начинает развиваться, то, соответственно, и симптомы становятся более ярко выражены и проявляются гораздо интенсивнее. Такие нарушения могут спровоцировать другие, уже более серьёзные последствия. Например, эпилепсию или опасные нервные расстройства.

Зарубежные врачи практикуют такое лечение, как постоянное наблюдение ребёнка врачом остеопатом. Он должен постоянно наблюдать состояние малыша и следить, есть ли в его состоянии какие-либо изменения или ухудшения. При обнаружении дисфункций срединных структур мозга на ранних стадиях можно легко поправить ситуацию и вылечить недуг без последующих пагубных и отрицательных последствий.

Вывод

Врачи могут диагностировать повреждение головного мозга или отдельных его структур у человека, поступившего в больницу с травмой головы, которую он получил в результате аварии, ушиба или удара, если при этом у него произошёл обморок или потеря сознания, либо больной стал задыхаться или у него нарушено кровообращение.

Когда больной обращается в медицинское учреждение за помощью, при этом у него наблюдаются симптомы расстройства сознания или судорожные приступы, это означает, что у человека нарушение деятельности мозговых структур и отделов. Для более правильной диагностики лучше всего обратиться к ЭЭГ. Она может увидеть и распознать первые признаки возбуждения мозгового ствола.

Врач должен правильно установить диагноз и причину возникновения патологии. Для полноты данных невролог направляет больного на детальное обследование, которое включает МРТ и КТ. После получения всех результатов анализов специалист сможет назначить необходимое лечение, а затем наблюдать за результатами терапии.

Диэнцефальный синдром представляет собой комплекс клинических проявлений. Он формируется в результате поражений, в картине которых присутствуют вегетативно-трофические эндокринные расстройства. Другими словами, имеет место нарушение гипоталамо-гипофизарной системы. Далее рассмотрим данную патологию более подробно.

Гипоталамо-гипофизарная система: общие сведения

Внутри этой структуры между основными элементами установлена тесная гуморальная и нервная связь. Принято выделять в гипоталамусе три части: задний, средний и передний разделы. Последний участвует в регулировании нервной парасимпатической системы. Средний обеспечивает контроль над трофическими и эндокринными функциями. В задачи заднего раздела входит регулирование нервной симпатической системы. В ядрах гипоталамуса продуцируются некоторые стероиды, которые затем концентрируются в гипофизе. В связи с этим поражение одного отдела приводит, как правило, к повреждениям в другом. Гипоталамо-гипофизарная система, таким образом, выступает в качестве структуры, элементы которой существуют в тесном взаимодействии.

Связь с мозгом

Особенностью васкуляризации гипоталамуса считается интенсивность капиллярного снабжения кровью. Она существенно превосходит скорость в прочих отделах мозга. За счет васкуляризации повышается проницаемость сосудов. Это, в свою очередь, обеспечивает переход в мозг из крови разнообразных гуморальных соединений, которые сигнализируют о состоянии организма. Гипоталамус тесно связан с корой полушарий, ретикулярной формацией и подкорковыми образованиями. Подбугорье участвует в регулировании гуморальных и эндокринных процессов. Они, в свою очередь, обеспечивают приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Роль гипоталамо-гипофизарной системы в организме имеет жизненно важное значение. Эта структура - важное звено, ключевой элемент лимбико-ретикулярной организации церебрального интегративного механизма. Она обеспечивает целостность формирования деятельности.

Нарушение деятельности

Диэнцефальный синдром является следствием действия патогенных факторов. Одним из них является повышенная проницаемость сосудов. Она способствует проникновению в мозг вирусов и токсинов, присутствующих и циркулирующих в крови. Немаловажное значение имеет и закрытая ЧМТ. При смещении столба жидкости травмируются стенки третьего желудочка, эпендима которого накрывает ядра. Наблюдается диэнцефальный синдром и при поражении опухолью. Это может быть пинеалома, подкорковая глиома, базальная менингеома, краниофарингиома. Диэнцефальный синдром может стать следствием затяжных патологий внутренних органов и эндокринных расстройств. Психическая травма, наряду с прочими провоцирующими факторами, также имеет определенное значение. Все это говорит о том, что в основе диэнцефального синдрома лежат не только структурно-анатомические повреждения, но и функциональные расстройства.

Клиническая картина

Диэнцефальный синдром, симптомы которого крайне полиморфны, может проявляться непосредственно сразу либо спустя продолжительный период после патогенного воздействия. Наиболее закономерно при поражении отмечается расстройство деятельности сосудистой структуры и внутренних органов, терморегуляции, обменных процессов (белкового, минерального, водного, жирового). Наблюдается дисфункция внутрисекреторных желез, сбой в режиме бодрствования и сна. Разнообразная комбинация этих нарушений определяет тот или иной характер клинической картины. К типичным проявлениям относят жажду, головную боль, изменения аппетита (анорексию либо булимию), затрудненное дыхание, бессонницу либо сонливость, сердцебиение.

Классификация

Патология может быть первичной либо вторичной. Тот или иной тип определяется в соответствии с причинами появления синдрома. В качестве провоцирующих факторов первичного заболевания выступают нейроинфекции и травмы. Вторичный тип патологии обуславливается расстройством процессов обмена. Об этом свидетельствует ожирение. Существует также классификация по степени тяжести: тяжелая, средняя, легкая. В соответствии с тем, какой преобладает в ходе патологии клинический симптом, выделяют диэнцефальный синдром с:

  • ожирением;
  • нейроэндокринными расстройствами;
  • признаками гиперкортицизма;
  • нейроциркуляторными расстройствами.

Нейроэндокринный тип

Эта категория считается наиболее распространенной формой патологии. В ее основе лежит обычно плюригландулярная дисфункция, которая сочетается с вегетативными расстройствами. К данной группе относят ряд очерченных клинических форм, в частности:

Вегето-сосудистые расстройства

Клиническая картина в данном случае включает в себя такие симптомы, как:

  • высокая возбудимость сосудов (неустойчивость артериального давления, склонность к сердцебиениям),
  • повышенная потливость,
  • спазмы в периферических, мозговых и сердечных сосудах.

Отмечается также неустойчивость в деятельности системы пищеварения. Для данного типа диэнцефального синдрома характерны также вегето-сосудистые периодические пароксизмы. Могут случаться кризы. У некоторых пациентов они редки (раз в несколько месяцев), у других - часты (до нескольких раз в сутки). Обычно для данной формы типичны выраженные эмоциональные расстройства.

Нейродистрофическая форма

Она встречается сравнительно редко. Клиническая картина включает в себя:

  • Трофические кожные и мышечные нарушения (пролежни, нейродермит, сухость и зуд).
  • Поражения внутренних органов (кровотечения и язвы по ходу ЖКТ).
  • Костные повреждения (склерозирование, остеомаляция).

Наблюдаются нарушения в солевом обмене. В результате него в некоторых случаях имеет место оссификация мускулатуры, внутритканевая отечность. В некоторых случаях отмечаются расстройства сна и бодрствования, постоянный субфебрилитет, сопровождающийся гипертермическими приступами. Обнаруживаются также явления астено-невротического характера. Они сопровождают трофические, эндокринные и вегетативные расстройства. Неврологическая клиническая картина представлена в качестве негрубых рассеянных признаков.

Диэнцефальный синдром: диагностика

На фоне патологии отмечается изменение ряда показателей крови. Выявление заболевания осуществляется с помощью определения в сыворотке основных гормонов. Исследование циркадных ритмов процесса синтеза ЛГ, пролактина и кортизола является обязательным анализом при обследовании на диэнцефальный синдром. Лечение патологии назначается в соответствии со степенью расстройств обменных процессов. В список обязательных исследований включено также определение концентрации в сыворотке глюкозы, тест на толерантность к ней и анализ с пищевой нагрузкой. Большим значением при постановке диагноза обладает уровень метаболитов для половых гормонов в суточной моче у пациента в подростковом возрасте.

Терапевтические мероприятия

Основная задача лечения заключается в стабилизации обменных процессов, восстановлении механизмов, участвующих в регулировании деятельности репродуктивной системы, формировании у девочек оваро-менструального цикла. Наиболее значимыми этапами немедикаментозного воздействия считаются нормализация режима сна и бодрствования, санация всех инфекционных хронических очагов, приведение в норму массы тела. При патологии показаны физио-, бальнео- и рефлексотерапия. Для устранения причин заболевания применяют хирургическое вмешательство по удалению опухолей. Назначается также рациональная инфекционная терапия, проводится устранения последствий травм, воздействие на первично пораженные висцеральные и эндокринные органы. В качестве патогенетического лечения применяют вегетотропные средства, снижающие либо повышающие тонус в парасимпатическом или симпатическом отделе нервной вегетативной системы. Назначается аскорбиновая кислота, витамин В1, препараты кальция, спазмолитики, ганглиоблокаторы (медикаменты "Пентамин", "Бензогексоний", "Пахикарпин").

Для регулирования тонуса парасимпатической системы рекомендуют холинолитики (например, средство "Атропин"). Назначаются также витамин В12, препарат "Ацефен". При преобладающей симпатико-адреналовой патологии показан медикамент "Пирроксан".

Дисфункция стволовых структур проявляется в виде нарушения нормальной работы головного мозга (ГМ). Поскольку ствол обеспечивает поддержание температуры тела, аппетит, периодичность сокращений миокарда, дыхание и переваривание пищи, любые патологии работы этой структуры приводят к серьезным осложнениям.

Причины появления нарушений

Среди наиболее распространенных причин начала заболевания специалисты называют травматизм области ствола ГМ, возникающий вследствие сотрясений, ушибов, а также воздействие патогенной микрофлоры. У детей в отдельную группу выделяют дисфункции стволовых структур мозга, полученные при тяжелом течении беременности, вызванные продолжительным употреблением спиртных напитков, курением матери или в результате родовой травмы.

При наличии подозрительных признаков определяют причину, вызвавшую появление патологии. Врач после описания больным симптомов заболевания назначает проведение компьютерной томографии, при которой отклонения от нормальной работы ствола ГМ обнаруживаются в результате послойного сканирования. позволят выявить и оценить размер патологических новообразований, обнаружить смещение или деформацию органа.

Обратите внимание! Компьютерная томография не рекомендуется при отсутствии признаков, свидетельствующих о травматизме органа.

Также назначается проведение электроэнцефалограммы, суть которой состоит в записи электрических сигналов ГМ и их последующей оценке. Целью исследования является обнаружение источника, вызывающего раздражение ствола мозга. В зависимости от места локализации области деформации или повреждения структуры органа, специалисты выделяют следующие виды девиаций ствола ГМ.

Минимальная дисфункция

В процентном отношении этим видом заболевания поражена 1/5 часть пациентов. Чаще всего девиация возникает при кислородном дефиците, травмах, полученных во время вынашивания или в процессе родов. Специалисты определяют эту форму патологии как легкую степень поражения структур, вызывающую минимальное количество последствий, среди которых чаще всего наблюдается ухудшение памяти, пониженная или повышенная активность ребенка, уменьшение способности к концентрации, быстрая утомляемость, заторможенность в развитии.

Обратите внимание! с поражением ствола ГМ отличаются избыточной импульсивностью, имеют трудности с обучением, концентрацией и запоминанием пройденного материала, зачастую не умеют грамотно писать, отличаются нарушенной ориентацией в пространстве.

Дети с пониженной активностью кажутся вялыми и апатичными, могут иметь проблемы с работой речевого аппарата и патологии функционирования нервной вегетативной системы. Такие подростки имеют высокий риск стать асоциальными гражданами, у них рано появляется тяга к алкоголю и наркотическим веществам, они начинают вести половую жизнь раньше сверстников.

Дисфункция срединных структур

Этот вариант патологии проявляется в виде нарушений сна, расстройств эмоциональной сферы и девиаций работы нервной системы. Признаки дисфункции срединно-стволовых структур мозга выражаются так:


Обратите внимание! Дисфункция срединно-стволовых структур возникает вследствие ЧМТ в области ствола головного мозга, связанных с последствиями аварии, падений, ушибов.

Расстройства диэнцефального отдела

Дисфункция диэнцефально-стволовых структур – нарушение в промежуточном головном мозге, имеющее потенциальную опасность распространения патологии на другие отделы ГМ, вследствие чего к описанным выше признакам добавляются симптомы расстройств, характерных для каждой из поврежденных областей. Свидетельства дисфункции диэнцефально-стволовых структур мозга проявляются в виде расстройств аппетита, сна, метаболизма и терморегуляции у больного.

Такие нарушения появляются вследствие раздражения области коры или других участков ГМ, возникающего при сбоях метаболизма или кровоснабжения, наличии инфекционного поражения или новообразований доброкачественной или злокачественной природы.

Венозные нарушения

Появляются в результате сбоев кровообращения при сердечной недостаточности, вследствие давления, оказываемого на вены растущим новообразованием или при повреждениях головы в результате травматизма и при родах.

Симптомами этой разновидности нарушения могут быть такие признаки, как:

  • появление синеватого оттенка кожи лица;
  • образование отеков в области расположения мягких тканей лица;
  • возникновение предобморочного и обморочного состояния;
  • мигрени, имеющие пульсирующий характер и проявляющиеся в результате скачков давления, связанных с изменением погодных условий;
  • учащение случаев потемнения в глазах;
  • мигрени, носящие тупой характер и возникающие в утреннее время;
  • позывы к тошноте и рвоте;
  • минимальная активность, приходящаяся на первую половину суток.

Обратите внимание! В случае подозрения на спазм артерий или вен ГМ, необходима консультация специалиста, который назначит транскраниальное обследование с использованием ультразвука.

Нарушение стволовых и корковых структур

Внешне расстройства стволовых структур могут проявиться в неправильном формировании скелета ротовой полости, изменении дислокации черепных костей в области лица, нарушениях работы речевого аппарата, избыточной потливости и отделения слюны у больного.

Обратите внимание! При своевременном обнаружении проблемы и назначении адекватного курса терапии болезнь носит обратимый характер, причем, восстановить кровообращение в области патологии можно в предельно сжатые сроки.

В зависимости от места локализации проблемного участка нарушение способно вызывать дисфункцию подкорково-стволовых структур мозга, что при плохом ходе событий приводит к развитию эпилепсии. При , раздражении центрального участка существует высокая вероятность появления психопатологических девиаций. Признаки патологии будут зависеть от очага локализации источника раздражения, проявляясь в виде:

  1. Галлюцинаций и припадков при поражении затылочной части.
  2. Изменению чувствительности области лица, органов обоняния, зрения и слуха, возникающих при повреждении черепной ямки.
  3. Неконтролируемым глотательным рефлексам при поражении оперкулярной области (книзу от центральных извилин).
  4. Тремора головы и глаз, распространяющихся со временем и на другие участки тела, характерные для поражения заднего отдела ГМ.
  5. Судорог и при локализации нарушения в области центральной извилины ГМ больного.
  6. Потере сознания и судорог, охватывающих одну из сторон тела пациента, возникающих при нарушениях, локализованных в адверсивном поле (заднего отдела верхней лобной извилины).

При своевременном обнаружении проблемы и корректной постановке диагноза изменения в организме больного носят обратимый характер. Как правило, терапия таких нарушений включает остеопатию с целью восстановления структуры и нормализации кровоснабжения в области повреждения.

Все про , функции, симптомы при патологических состояниях.

Читайте про : лечение, диагностика, профилактика патологических состояний.

Узнайте, и про заболевания, связанные с нарушением функций.

Исключение составляют тяжелые ситуации, при которых симптомы дисфункции стволовых структур выражаются нарушениями циркуляции крови, работы сознания и ритма дыхания или наличием новообразований, оказывающих давление на различные области ГМ. В этом случае необходимо незамедлительно провести диагностику с целью выявления причин, вызывающих раздражение ствола ГМ и назначить адекватную схему терапии. Своевременное осуществление этих процедур позволит избежать хирургического вмешательства и возможного проведения трепанации черепа.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Деятельность головного мозга , состояние его анатомических структур, наличие патологий изучается и регистрируется при помощи различных методов – электроэнцефалографии, реоэнцефалографии, компьютерной томографии и т.д. Огромная роль в выявлении различных отклонений в работе структур мозга принадлежит методам изучения его электрической активности, в частности электроэнцефалографии.

Электроэнцефалограмма мозга – определение и суть метода

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) представляет собой запись электрической активности нейронов различных структур головного мозга, которая делается на специальной бумаге при помощи электродов. Электроды накладываются на различные части головы, и регистрируют активность той или иной части мозга. Можно сказать, что электроэнцефалограмма является записью функциональной активности головного мозга человека любого возраста.

Функциональная активность мозга человека зависит от деятельности срединных структур – ретикулярной формации и переднего мозга , которые предопределяют ритмичность, общую структуру и динамику электроэнцефалограммы. Большое количество связей ретикулярной формации и переднего мозга с другими структурами и корой определяют симметричность ЭЭГ, и ее относительную "одинаковость" для всего головного мозга.

ЭЭГ снимается для того, чтобы определить активность работы головного мозга при различных поражениях центральной нервной системы, например, при нейроинфекциях (полиомиелит и др.), менингитах , энцефалитах и др. По результатам ЭЭГ можно оценить степень поражения головного мозга вследствие различных причин, и уточнить конкретное место, подвергшееся повреждению.

ЭЭГ снимается согласно стандартному протоколу, который учитывает проведение записей в состоянии бодрствования или сна (грудные дети), с проведением специальных тестов. Рутинными тестами при ЭЭГ являются:
1. Фотостимуляция (воздействие вспышками яркого света на закрытые глаза).
2. Открывание и закрывание глаз.
3. Гипервентиляция (редкое и глубокое дыхание в течение 3 – 5 минут).

Эти тесты проводят всем взрослым и детям при снятии ЭЭГ, независимо от возраста и патологии. Кроме того, при снятии ЭЭГ могут использоваться дополнительные тесты, например:

  • сжатие пальцев в кулак;
  • проба с лишением сна;
  • пребывание в темноте в течение 40 минут;
  • мониторирование всего периода ночного сна;
  • прием лекарственных препаратов;
  • выполнение психологических тестов.
Дополнительные тесты для ЭЭГ определяются врачом–неврологом , который желает оценить определенные функции головного мозга человека.

Что показывает электроэнцефалограмма?

Электроэнцефалограмма отражает функциональное состояние структур головного мозга при различных состояниях человека, например, сон, бодрствование, активная умственная или физическая работа и т.д. Электроэнцефалограмма является абсолютно безопасным методом, простым, безболезненным и не требующим серьезного вмешательства.

На сегодняшний день электроэнцефалограмма широко используется в практике врачей–неврологов, поскольку данный метод позволяет проводить диагностику эпилепсии , сосудистых, воспалительных и дегенеративных поражений головного мозга. Кроме того, ЭЭГ помогает выяснить конкретное положение опухолей, кист и травматических повреждений структур головного мозга.

Электроэнцефалограмма с раздражением пациента светом или звуком позволяет отличить истинные нарушения зрения и слуха от истерических, или их симуляции. ЭЭГ используется в реанимационных палатах для динамического наблюдения за состоянием больных, находящихся в коме . Пропадание признаков электрической активности мозга на ЭЭГ является признаком смерти человека.

Где и как её сделать?

Электроэнцефалограмму взрослому можно снять в неврологических клиниках, в отделениях городских и районных больниц или при психиатрическом диспансере. Как правило, в поликлиниках электроэнцефалограмму не снимают, однако есть и исключениях из правил. Лучше обратиться в психиатрическую больницу или отделение неврологии, где работают специалисты, обладающие нужной квалификацией.

Электроэнцефалограмму детям до 14-летнего возраста снимают только в специализированных детских больницах, где работают педиатры . То есть необходимо подойти в детскую больницу, найти отделение неврологии и спросить, когда проводится снятие ЭЭГ. Психиатрические диспансеры, как правило, не снимают ЭЭГ маленьким детям.

Кроме того, частные медицинские центры, специализирующиеся на диагностике и лечении неврологической патологии, также предоставляют услугу по снятию ЭЭГ, как детям, так и взрослым. Можно обратиться с многопрофильную частную клинику, где есть специалисты–неврологи, которые снимут ЭЭГ и расшифруют запись.

Электроэнцефалограмму необходимо снимать только после полноценного ночного отдыха, при отсутствии стрессовых ситуаций и психомоторного возбуждения. За двое суток до снятия ЭЭГ необходимо исключить алкогольные напитки, снотворные , успокоительные средства и противосудорожные препараты, транквилизаторы и кофеин.

Электроэнцефалограмма детям: как проводится процедура

Снятие электроэнцефалограммы у детей часто вызывает вопросы у родителей, которые желают знать, что ждет малыша и как проходит процедура. Ребенка оставляют в темной, звуко- и светоизолированной комнате, где его укладывают на кушетку. Дети до 1 года на протяжении записи ЭЭГ находятся на руках матери. Вся процедура занимает около 20 минут.

Для регистрации ЭЭГ на голову малыша надевают шапочку, под которую врач помещает электроды. Кожа под электродами мочится водой или гелем. На уши накладываются два неактивных электрода. Затем зажимами–крокодильчиками электроды соединяются с проводами, подведенными к прибору – энцефалографу. Поскольку электрические токи очень малы, то всегда необходим усилитель, иначе активность мозга будет просто невозможно зарегистрировать. Именно небольшая сила токов и является залогом абсолютной безопасности и безвредности ЭЭГ даже для младенцев .

Чтобы начать исследование, следует положить голову ребенка ровно. Нельзя допускать наклона кпереди, поскольку это может вызвать появление артефактов, которые будут истолкованы неправильно. ЭЭГ младенцам снимают во время сна, который наступает после кормления. Перед снятием ЭЭГ вымойте голову ребенка. Не кормите младенца перед выходом из дома, это делается непосредственно перед исследованием, чтобы малыш поел и уснул - ведь именно в это время снимается ЭЭГ. Для этого приготовьте смесь или сцедите грудное молоко в бутылочку, которую используйте в больнице. До 3 лет ЭЭГ снимают только в состоянии сна. Дети старше 3 лет могут бодрствовать, а чтобы малыш был спокоен, возьмите игрушку, книжку или что-либо еще, что отвлечет ребенка. Ребенок должен быть спокоен во время снятия ЭЭГ.

Обычно ЭЭГ записывается в виде фоновой кривой, а также проводятся пробы с открыванием и закрыванием глаз, гипервентиляцию (редкое и глубокое дыхание), фотостимуляцию. Эти пробы являются частью протокола ЭЭГ, и проводятся абсолютно всем - и взрослым, и детям. Иногда просят сжать пальцы в кулак, послушать различные звуки и т.д. Открывание глаз позволяет оценить активность процессов торможения, а закрывание – возбуждения. Гипервентиляция может проводиться у детей после 3 лет в виде игры - например, предложить ребенку надуть воздушный шарик. Такие редкие и глубокие вдохи и выдохи продолжаются 2–3 минуты. Данный тест позволяет диагностировать скрытую эпилепсию, воспаление структур и оболочек мозга, опухоли, нарушение функций, переутомление и стресс . Фотостимуляция проводится при закрытых глаза, когда мигает лампочка. Тест позволяет оценить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития ребенка, а также наличие очагов эпилептической активности.

Ритмы электроэнцефалограммы

На электроэнцефалограмме должен быть регулярный ритм определенного типа. Регулярность ритмов обеспечивается работой участка головного мозга – таламуса, который генерирует их, и обеспечивает синхронность деятельности и функциональной активности всех структур центральной нервной системы.

На ЭЭГ человека присутствуют альфа-, бета-, дельта- и тета-ритмы, которые имеют различные характеристики и отражают определенные виды активности головного мозга.

Альфа-ритм имеет частоту 8 – 14 Гц, отражает состояние покоя и регистрируется у человека, находящегося в состоянии бодрствования, но с закрытыми глазами. Данный ритм в норме регулярный, максимальная интенсивность регистрируется в области затылка и темени. Альфа-ритм прекращает определяться при появлении любых двигательных раздражителей.

Бета-ритм имеет частоту 13 – 30 Гц, но отражает состояние тревожности, беспокойства, депрессии и использование успокоительных лекарств . Бета-ритм регистрируется с максимальной интенсивностью над лобными долями мозга.

Тета-ритм имеет частоту 4 – 7 Гц и амплитуду 25 – 35 мкВ, отражает состояние естественного сна. Данный ритм является нормальной составляющей ЭЭГ взрослого человека. А у детей превалирует именно этот тип ритма на ЭЭГ.

Дельта-ритм имеет частоту 0,5 – 3 Гц, он отражает состояние естественного сна. Может регистрироваться и в состоянии бодрствования в ограниченном количестве, максимум 15% от всех ритмов ЭЭГ. Амплитуда дельта-ритма в норме низкая - до 40 мкВ. Если же наблюдается превышение амплитуды выше 40 мкВ, и этот ритм регистрируется в течении более 15% времени, то его относят к патологическим. Такой патологический дельта-ритм говорит о нарушении функций головного мозга, причем он появляется именно над той областью, где и развиваются патологические изменения. Появление дельта-ритма во всех частях головного мозга свидетельствует о развитии поражения структур ЦНС, которое вызвано дисфункцией печени , и пропорционально выраженности нарушения сознания.

Результаты электроэнцефалограммы

Результат электроэнцефалограммы представляет собой запись на бумаге или в памяти компьютера. На бумаге записываются кривые, которые анализирует врач. Оценивается ритмичность волн на ЭЭГ, частота и амплитуда, выявляются характерные элементы с фиксацией их распределения в пространстве и во времени. Затем все данные суммируются и отражаются в заключении и описании ЭЭГ, которое вклеивается в медицинскую карту. Заключение ЭЭГ основывается на виде кривых, с учетом клинических симптомов , имеющихся у человека.

Такое заключение должно отражать основные характеристики ЭЭГ, и включает в себя три обязательные части:
1. Описание активности и типической принадлежности волн ЭЭГ (например: "Над обоими полушариями регистрируется альфа-ритм. Средняя амплитуда - 57 мкВ слева и 59 мкВ справа. Доминирующая частота - 8,7 Гц. Альфа-ритм доминирует в затылочных отведениях").
2. Заключение согласно описанию ЭЭГ и его интерпретация (например: "Признаки ирритации коры и срединных структур мозга. Асимметрии между полушариями мозга и пароксизмальной активности не выявлено").
3. Определение соответствия клинических симптомов с результатами ЭЭГ (например: "Зафиксированы объективные изменения функциональной активности мозга, соответствующие проявлениям эпилепсии").

Расшифровка электроэнцефалограммы

Расшифровка электроэнцефалограммы представляет собой процесс ее интерпретации с учетом клинических симптомов, имеющихся у пациента. В процессе расшифровки обязательно учитывают базальный ритм, уровень симметричности в электрической активности нейронов головного мозга левого и правого полушарий, активность спайки, изменения ЭЭГ на фоне функциональных тестов (открытие – закрытие глаз, гипервентиляция, фотостимуляция). Итоговый диагноз выставляется только с учетом наличия определенных клинических признаков, беспокоящих пациента.

Расшифровка электроэнцефалограммы предполагает интерпретацию заключения. Рассмотрим основные понятия, которые отражает в заключении врач, и их клиническое значение (то есть о чем могут говорить те или иные параметры).

Альфа – ритм

В норме его частота составляет 8 – 13 Гц, амплитуда колеблется в пределах до 100 мкВ. Именно такой ритм должен превалировать над обоими полушариями у взрослых здоровых людей. Патологиями альфа-ритма являются следующие признаки:
  • постоянная регистрация альфа-ритма в лобных частях мозга;
  • межполушарная асимметрия выше 30%;
  • нарушение синусоидальности волн;
  • пароксизмальный или аркообразный ритм;
  • нестабильная частота;
  • амплитуда менее 20 мкВ или более 90 мкВ;
  • индекс ритма менее 50%.
О чем свидетельствуют часто встречающиеся нарушения альфа-ритма?
Выраженная межполушарная асимметрия может свидетельствовать о наличии опухоли мозга, кисты, инсульта , инфаркта или рубца на месте старого кровоизлияния.

Высокая частота и нестабильность альфа-ритма говорят о травматическом повреждении головного мозга, например, после сотрясения или черепно-мозговой травмы.

Дезорганизация альфа-ритма или его полное отсутствие говорит о приобретенном слабоумии .

О задержке психо-моторного развития у детей говорят:

  • дезорганизация альфа-ритма;
  • повышенная синхронность и амплитуда;
  • перемещение фокуса активности из области затылка и темя;
  • слабая короткая реакция активации;
  • чрезмерный ответ на гипервентиляцию.
Уменьшение амплитуды альфа-ритма, перемещение фокуса активности из области затылка и темя, слабая реакция активации говорят о наличии психопатологии.

Возбудимая психопатия проявляется замедлением частоты альфа-ритма на фоне нормальной синхронности.

Тормозная психопатия проявляется десинхронизацией ЭЭГ, низкой частотой и индексом альфа-ритма.

Усиленная синхронность альфа-ритма во всех частях мозга, короткая реакция активации – первый тип неврозов .

Слабая выраженность альфа-ритма, слабые реакции активации, пароксизмальная активность – третий тип неврозов.

Бета-ритм

В норме наиболее выражен в лобных долях мозга, имеет симметричную амплитуду (3 – 5 мкВ) в обоих полушариях. Патология бета-ритма – это следующие признаки:
  • пароксизмальные разряды;
  • низкая частота, распространенная по конвекситальной поверхности мозга;
  • асимметрия между полушариями по амплитуде (выше 50 %);
  • синусоидальный вид бета-ритма;
  • амплитуда более 7 мкВ.
О чем говорят нарушения бета-ритма на ЭЭГ?
Наличие диффузных бета-волн с амплитудой не выше 50-60 мкВ говорит о сотрясении мозга .

Короткие веретёна в бета-ритме указывают на энцефалит . Чем тяжелее воспаление мозга - тем больше периодичность, длительность и амплитуда таких веретен. Наблюдаются у трети пациентов с герпесным энцефалитом.

Бета-волны частотой 16 – 18 Гц и высокой амплитудой (30 – 40 мкВ) в передних и центральных отделах мозга – признаки задержки психомоторного развития ребенка .

Десинхронизация ЭЭГ, при которой во всех частях мозга преобладает бета-ритм – второй тип неврозов.

Тета-ритм и дельта-ритм

В норме эти медленные волны могут фиксироваться на электроэнцефалограмме только спящего человека. В состоянии бодрствования такие медленные волны появляются на ЭЭГ только при наличии дистрофических процессов в тканях головного мозга, которые сочетаются со сдавлением, высоким давлением и заторможенностью. Пароксизмальные тета- и дельта-волны у человека в состоянии бодрствования выявляются при поражении глубоких частей мозга.

У детей и молодых людей до 21-летнего возраста на электроэнцефалограмме могут выявляться диффузные тета- и дельта-ритмы, пароксизмальные разряды и эпилептоидная активность, которые являются вариантом нормы, и не свидетельствуют о патологических изменениях в структурах мозга.

О чем говорят нарушения тета- и дельта-ритма на ЭЭГ?
Дельта-волны с высокой амплитудой свидетельствуют о наличии опухоли.

Синхронный тета-ритм, дельта-волны во всех частях мозга, вспышки билатерально-синхронных тета-волн с высокой амплитудой, пароксизмы в центральных частях мозга - говорят о приобретенном слабоумии.

Преобладание тета- и дельта-волн на ЭЭГ с максимальной активностью в области затылка, вспышки билатерально-синхронных волн, количество которых увеличивается при гипервентиляции – свидетельствует о задержке психомоторного развития ребенка.

Высокий индекс тета-активности в центральных частях мозга, билатерально-синхронная тета-активность с частотой от 5 до 7 Гц, локализованная в лобных или височных отделах мозга – говорят о психопатии.

Тета-ритмы в передних отделах мозга в качестве основных – возбудимый тип психопатии.

Пароксизмы тета– и дельта-волн – третий тип неврозов.

Появление ритмов с высокой частотой (например, бета-1, бета-2 и гамма) свидетельствует о раздражении (ирритации) структур мозга. Это может быть связано с различными нарушениями мозгового кровообращения, внутричерепным давлением , мигренями и т.д.

Биоэлектрическая активность мозга (БЭА)

Данный параметр в заключении по ЭЭГ является комплексной описательной характеристикой, касающейся ритмов головного мозга. В норме биоэлектрическая активность мозга должна быть ритмичной, синхронной, без очагов пароксизмов и т.д. В заключении ЭЭГ врач обычно пишет, какие именно нарушения биоэлектрической активности мозга были выявлены (например, десинхронизирована и т.д.).

О чем говорят различные нарушения биоэлектрической активности мозга?
Относительно ритмичная биоэлектрическая активность с очагами пароксизмальной активности в любой области мозга свидетельствует о наличии некоторого участка в его ткани, где процессы возбуждения превышают торможение. Данный тип ЭЭГ может свидетельствовать о наличии мигреней и головных болей.

Диффузные изменения в биоэлектрической активности мозга могут быть вариантом нормы, если не выявлено никаких других нарушений. Таким образом, если в заключении написано только о диффузных или умеренных изменениях биоэлектрической активности мозга, без пароксизмов, очагов патологической активности, или без снижения порога судорожной активности, то это является вариантом нормы. В этом случае врач-невролог назначит симптоматическое лечение и поставит пациента под наблюдение. Однако в сочетании с пароксизмами или очагами патологической активности говорят о наличии эпилепсии или склонности к судорогам . Сниженная биоэлектрическая активность мозга может выявляться при депрессии.

Другие показатели

Дисфункция средних структур мозга – это неярко выраженное нарушение активности нейронов мозга, которое часто встречается у здоровых людей, и свидетельствует о функциональных сдвигах после стресса и т.д. Данное состояние требует только симптоматического курса терапии.

Межполушарная асимметрия может быть функциональным нарушением, то есть не свидетельствовать о патологии. В этом случае необходимо пройти обследование у невролога и курс симптоматической терапии.

Диффузная дезорганизация альфа-ритма, активация диэнцефально-стволовых структур мозга на фоне тестов (гипервентиляция, закрытие-открытие глаз, фотостимуляция) является нормой, при отсутствии жалоб у пациента.

Очаг патологической активности свидетельствует о повышенной возбудимости указанного участка, что свидетельствует о склонности к судорогам или наличии эпилепсии.

Ирритация различных структур мозга (коры, средних отделов и т.д.) чаще всего связана с нарушением мозгового кровообращения вследствие различных причин (например, атеросклероза , травмы , повышенного внутричерепного давления и др.).

Пароксизмы говорят об усилении возбуждения и уменьшении торможения, что часто сопровождается мигренями и просто головными болями. Кроме того, возможна склонность к развитию эпилепсии или наличие данной патологии, если у человека имелись приступы в прошлом.

Снижение порога судорожной активности говорит о предрасположенности к судорогам.

О наличии повышенной возбудимости и склонности к судорогам говорят следующие признаки:

  • изменение электрических потенциалов мозга по резидуально-ирритативному типу;
  • усиленная синхронизация;
  • патологическая активность срединных структур мозга;
  • пароксизмальная активность.
Вообще резидуальные изменения структур головного мозга являются последствиями повреждений различного характера, например, после травмы, гипоксии , перенесенной вирусной или бактериальной инфекции . Резидуальные изменения имеются во всех тканях мозга, поэтому являются диффузными. Такие изменения нарушают нормальное прохождение нервных импульсов.

Ирритация коры мозга по конвексиальной поверхности мозга, усиление активности срединных структур в покое и при тестах может наблюдаться после перенесенных черепно-мозговых травм, при преобладании возбуждения над торможением, а также при органической патологии тканей мозга (например, опухоли, кисты, рубцы и т.д.).

Эпилептиформная активность свидетельствует о развитии эпилепсии и повышенной склонности к судорогам.

Повышенный тонус синхронизирующих структур и умеренная дизритмия не являются выраженными нарушениями и патологией головного мозга. В этом случае прибегают к симптоматическому лечению.

Признаки нейрофизиологической незрелости могут говорить о задержке психомоторного развития ребенка.

Выраженные изменения по резидуально-органическому типу с усилением дезорганизации на фоне тестов, пароксизмы во всех частях мозга - данные признаки обычно сопровождают сильные головные боли, повышенное внутричерепное давление, синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Нарушение волновой активности головного мозга (появление бета-активности во всех частях мозга, дисфункция срединных структур, тета-волны) встречается после травматических повреждений, и может проявляться головокружениями , потерей сознания и т.д.

Органические изменения структур мозга у детей являются следствием инфекционных заболеваний, таких как цитомегаловирус или токсоплазмоз , или же гипоксических нарушений, возникших в период родов . Необходимо комплексное обследование и лечение.

Регуляторные общемозговые изменения регистрируются при гипертонической болезни.

Наличие активных разрядов в каких-либо частях мозга , которые усиливаются при нагрузках, означает, что в ответ на физическое напряжение может развиваться реакция в виде потери сознания, нарушения зрения, слуха и др. Конкретная реакция на физические нагрузки зависит от локализации очага активных разрядов. В этом случае физическая активность должна ограничиваться разумными пределами.

При опухолях мозга выявляются:

  • появление медленных волн (тета и дельта);
  • билатерально-синхронные нарушения;
  • эпилептоидная активность.
Изменения прогрессируют по мере увеличения объема образования.

Десинхронизация ритмов, уплощение кривой ЭЭГ развивается при цереброваскулярных патологиях. Инсульт сопровождается развитием тета- и дельта-ритмов. Степень нарушений электроэнцефалограммы коррелирует с тяжестью патологии и стадией ее развития.

Тета- и дельта волны во всех частях мозга, в некоторых областях бета-ритмы формируются при травмах (например, при сотрясении, потере сознания, ушибе , гематоме). Появление эпилептоидной активности на фоне травмы головного мозга может привести к развитию эпилепсии в будущем.

Значительное замедление альфа-ритма может сопровождать паркинсонизм . Фиксация тета- и дельта-волн в лобных и передних височных частях головного мозга, обладающих разных ритмом, низкой частотой и высокой амплитудой, возможна при болезни Альцгеймера