Термин и понятие в изобразительном искусстве.

λίθος - камень и γράφω - пишу, рисую) - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как делается Литография.

    ✪ Литография (Lithography)

    ✪ Страницы русского прошлого в портретной литографии XIX века

    ✪ Антонова Лариса Львовна (так делается литография).m2ts

    ✪ Русская портретная литография XIX века

    Субтитры

    Литография Введение Литография основана на том, что жир не растворяется в воде. Работа целиком выполняется на поверхности, рисунок не высекается. Художник рисует на камне жирным карандашом, покрывая его затем тонкой водяной пленкой. Нанесенная краска пристает только к жирному изображению, а не к воде, которая заполняет остальную часть камня. Подготовка камня Этот художник выбрал для работы баварский известняк. Он подготавливает камень, использованный ранее. Специальной шлифовальной смесью художник обрабатывает камень. Гладкость поверхности и качество конечного изображения зависит от степени зернистости состава, выбранного художником. Поверхность камня может быть как шероховатой, так и абсолютно гладкой. C помощью второго камня он определяет, что поверхность камня выровнена, а значит, готова к печати. Если она недостаточно гладкая, то камень разломится под тяжестью пресса. Нанесение рисунка на камень В литографии художник рисует на камне масляными красками. В данном случае он использует литографскую тушь. После того, как он развел тушь до необходимой консистенции, художник наносит ее на камень, создавая фон рисунка. Для нанесения рисунка, он копирует его на корнпапир. И распределяет по поверхности окись железа. В процессе печати рисунок отобразится зеркально, поэтому он накладывает бумагу лицом вниз. Когда он переводит рисунок, окись железа переносится на поверхность камня. Литография дает художнику свободу действий. Он может пользоваться жирным литографским карандашом. А также литогрфским мелом или пастелью. Поскольку рисунок жирный, он может размазаться. Поэтому художник рисует через дощечку, чтобы не оставить следов. Иглой можно выцарапать наиболее светлые участки изображения. Обработка изображения Обработка изображения начинается с нанесения талька, который впитывает излишки жира с карандаша и туши. Кистью он наносит порошок канифоли, чтобы смягчить действие кислоты. Чтобы закрепить рисунок на камне, его вытравливают раствором гуммиарабика с небольшим количеством азотной кислоты. Кислота "впечатывает" изображение в камень, делая непрорисованные места невосприимчивыми к краске. Художник наносит раствор на те места, которые необходимо сильнее вытравить. Чтобы проверить, что все места вытравлены, художник просматривает камень через увеличительное стелко. При подготовке к печати с камня удаляется исходный рисунок с помощью растворителя на масляной основе. Поскольку все области были вытравлены раствором гуммиарабика, на камне остается след рисунка. Художник добавляет битум, чтобы сделать изображение более восприимчивым к краске. Когда камень подсох, он готов к печати. Печать Художник размешивает густую и липкую литографкую краску и наносит ее на красочную плиту. Кожаным валиком он равномерно распределяет ее по поверхности. Учитывая то, что в литографии жирная краска не пристает к воде, художних должен периодически смачивать поверхность камня. Вода собирается в непрорисованных местах и не впитывает жирную краску, а прорисованные впитывают и отталкивают воду. После нанесения ровного слоя краски, он аккуратно прикладывает к камню листок бумаги. Сверху прикладывают немного газетной бумаги и пластину, чтобы равномерно распределить давление пресса. Все это прижимается планкой, и камень прокатывается через пресс. С камня осторожно снимается бумага с отпечатанным на ней изображением, которое зеркально отражает рисунок на камне.

Возникновение литографии

Печать изображения

На отшлифованную пластину камня, обычно плотного и однородного известняка с помощью жирного литографского карандаша и/или жирной литографской туши наносится исходное изображение.

После нанесения рисунка поверхность камня слегка протравливается кислотным составом. Протравленные участки легко смачиваются водой, но отталкивают литографскую краску, а на места, где был нанесен жировой рисунок, легко прилипает краска, но они не смачиваются водой.

Произведение искусства , выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX - XX вв

Большой вклад в развитие литографического дела в России внес И.Д. Сытин . Именно с первой литографической машины, купленной Сытиным И.Д. в 1876 году на заемные средства, началась его издательская и просветительская деятельность. Даже когда типография т-ва Сытина И.Д. заняла первое место в России по объему печати книжной продукции, печать литографиий по прежнему оставалась любимым детищем Сытина И.Д. По совету академика М.П. Боткина , рядом с художественным отделом которого выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, Сытин привлекал для своих литографий самых прославленных, самых талантливых художников.

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , П. Ф. Соколов , Е. И. Гейтман , К. П. Беггров , А. А. Васильевский, О. А. Кипренский , А. П. Брюллов , Е. И. Эстеррейх, С. Ф. Галактионов , П. Ф. Борель , В. И. Погонкин , П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л. А. Белоусов, И. С. Щедровский , А. А. Тон

Иконная литография XIX века

В 1830-1840-х годах в России появляются первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях. На первых литографиях, выпущенных в монастырских мастерских, воспроизводились наиболее известные и почитаемые в народе святыни (личные вещи преподобного Сергия, кресты мощевики и в редких случаях наиболее известные чудотворные иконы). Подобные печатные изображения стали пользоваться большим спросом, особенно у простого народа.

Художники, использовавшие технику литографии

  • Георгий Семенович Верейский (Vereiski Georgi)
  • Станислав Выспянский (Stanisław Wyspiański)
  • Сальвадор Дали (Salvador Dalí)
  • Эжен Делакруа (Eugène Delacroix)
  • Одо Добровольский (Odo Dobrowolski)
  • Оноре Домье (Honoré Daumier)
  • Джон Маклафлин (John Dwyer McLaughlin)
  • Анри Матисс (Henri Matisse)
  • Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha)
  • Наполеон Орда (Napoleon Orda)
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso)
  • Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi)
  • Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg)
  • Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
  • Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)
  • Марк Шагал (Marc Chagall)
  • Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher)

См. также

Источники

  1. «В 1894 в С. губ. было 12 типо- и литографий». И. Красноперов. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Наконец, оторвавшись от Доктора Хауса и работы - написала. Как делалась и делается литография и что это вообще такое))))

Начну с того, что такое литография изначально. Чтоб понятнее было:)

Литография (от греческих «lithos» - камень и «grapho» - пишу, рисую)
была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии.
Причем получилось у него это, судя по слухам, совершенно случайно.
В тот период это было невероятное ноухау)))
Стало возможным делать сравнительно недорогие цветные рисунки и переводить графику художников для продажи. Вначале литография использовалась для воспроизведения цветных иллюстраций. В Европе начали открываться литографические заведения, а с 1813 года появились и у нас, в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие,
редко кто из художников гравировал сам.
Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы.Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.И естественно всех напрягало). Художники были вынуждены изначально рисовать работы под подобные техники.

С изобретением нового вида печати - художник мог сам создавать литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом. (Это мало чем отличается от обычного рисования. Разве что карандашик жирнее)

Литографский камень - кусок плотного известняка, который долго и трепетно шлифуется. Далее на него наносится рисунок. Литографский карандаш содержит химические вещества, которые реагируют с веществом литографского камня и после дополнительной химической обработки водным раствором коллоида образуют печатную форму. Для плотных заливок цветом используют литографскую тушь. Она как и китайская продается кусками и по необходимости разбавляется водой. На фото использована работа моего друга - Михаила Городецкого

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой и может использоваться еще очень долгое время.

Это привлекло к увлечению литографией известных художников:

Франциско Гойя делал свою серию "Быки Бордо" именно в технике литографии.в 1828 - ом)

Жерико

Делакруа

Манэ

Дега

Тулуз Лотрек

Пикассо

Шагал

Список длинный)) кстати - если кому интересно - список есть .
Распространение литографии так же дало возможность печатать качественные и более дешевые каталоги художников)

Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным.
Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сам процесс создания литографии происходит следующим образом:
на камне рисуется изображение
камень протравливается кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность.
(жир - это наш карандаш и тушь)
литографский камень устанавливается в станке
исходное изображение смывается
валиком наносится на увлажненный камень краска, пристающая лишь к непротравленным
частям камня, в точности соответствующим рисунку
бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому
краской литографскому камню или пластине (прокатывается под прессом)
Всё! Ура! 1 оттиск готов))) таким образом создаются и последующие

У этой техники большие возможности в передачи фактуры и других выразительных художественных средств, оттиск - каждый - считается оригиналом и обладает худ. ценностью. Авторская графика делается всегда ограниченным тиражом,о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня.

Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение - специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску - она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.

Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos - сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии - хромолитография (от греч. chromos - цвет) с нескольких камней или пластин (т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).

Литография - одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно - в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное - позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное техническое воспроизведение священной книги Корана.

Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность - потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование - в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.

В 1-ой половине XIX в. литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже - О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во 2-й половине XIX в. появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников - И. Шишкин в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX в. литографическая техника использовалась, прежде всего, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х гг. рождается оригинальная литография - художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля и т. п. В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева , М. Добужинский, П. Кузнецов.
В эпоху авангарда, в 1910-е годы литография нашла широкое применение в изданиях поэтов - кубофутуристов. В это время широкое распространение получили литографированные книги, которые иллюстрировались выдающимися авангардистами А. Лентуловым, Н. Гончаровой, О. Розановой, М. Ларионовым.

В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.

Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.

Литография относится к плоской печати. Материалом для печатной формы служит главным образом литографский камень - плита из твердого однородного известняка.

На отшлифованной поверхности камня рисуют специальным литографским карандашом или литографской тушью, содержащими жир. Там, где на поверхность камня легли штрихи или пятна этой краски, камень зажиривается и становится в этих местах олеофильным, т.е. принимает жирные вещества и отталкивает воду. Сделанный таким образом рисунок на камне протравливают так называемой вытравкой, содержащей слабый раствор азотной кислоты с добавленным в него декстрином или гуммиарабиком. Благодаря такой обработке поверхность камня, свободная от рисунка, т.е. пробельные места, становится гидрофильной, иначе говоря, способной принимать воду и отталкивать жир, а следовательно, и печатную краску. После этого рисунок смывают тинктурой, специальным составом, содержащим растворители.

Теперь, если камень увлажнить и прокатать валиком с печатной краской, то краска будет приставать только к тем местам поверхности камня, где был рисунок. Притиснув к камню бумагу, мы получим оттиск.

Аналогичным образом можно использовать не только литографский камень, но и цинк, алюминий, стекло и даже бумагу. Все эти способы отличаются от работы на камне рецептурой применяемых растворов.

Металлические пластины можно использовать в ротационной печати (печать с цилиндрической печатной формы на непрерывную бумажную ленту).

Существует несколько способов и приемов нанесения изображения на литографский камень, дающих различные эффекты. Рассмотрим их, не углубляясь в технологические тонкости.

1. Рисунок пером или кистью литографской тушью делается на гладко отшлифованном камне, так же как и обычный штриховой рисунок на бумаге.

2. Рисунок литографским карандашом, т.е. различной твердости специальным жирным мелком, вставленным обычно в держатель. Для рисунка поверхность камня делают шероховатой зернением песком или толченым стеклом. Такой камень называют корешковым, или корнованным. На шероховатом камне литографский карандаш оставляет мягкую сочную линию. В оттиске получается рисунок, близкий по своему виду рисунку угольным карандашом на бумаге.

3. Выскребание по асфальту. Камень с зерненой поверхностью покрывают асфальтом, растворенным в скипидаре, и после просушки проскабливают рисунок шабером и иглой. Там, где шабер слегка соскабливает асфальт, обнажаются только верхушки шероховатостей и получается темный тон. Там, где слой асфальта снимается глубже, получается тон светлее. Места с полностью соскобленным асфальтом будут в оттиске белыми. Черными будут те участки, на которых асфальтовый слой остался нетронутым.

После окончания работы камень обрабатывают вытравкой и, не смывая асфальт, приступают к печатанию.

4. Гравюра на камне. Камень предварительно протравливают по всей поверхности и покрывают фунтом, состоящим из темного пигмента и декстрина. По подготовленному таким образом камню фавируют изображение иглами различных сечений и заточек. После завершения работы награвированное изображение зажиривают деревянным маслом. По удалении фунта и смачивании накатывают краску, она будет задерживаться только в награвированных линиях.

5. На корешковом камне, обработанном специальной восковой эмульсией, делают размывку тушью. Работу ведут кистью литофафской тушью, разбавляемой до нужного тона водой. Дальнейшая обработка принципиально не отличается от карандашной литографии, но несколько усложнена из-за того, что изображение, нанесенное размывкой, очень легко стравить.

Существуют и другие приемы нанесения изображения на камень, такие как работа брызгами, с тангиром, аэрографом и другие. В нашем обзоре нет необходимости их описывать, поскольку они не имеют ничего принципиально иного, чем уже было сказано.

6. Работа на автографской или переводной бумаге. Рисунок при этом способе делают не на камне, а на специальной бумаге, благодаря чему художник может работать с натуры, обходясь без тяжелого литографского камня.

Бумага эта покрыта клеевым слоем и должна иметь какую-либо фактуру. Рисунок наносят обычным литографским карандашом. После этого автографскую бумагу кладут рисунком вниз на увлажненный, гладко отшлифованный камень и притискивают к нему. Бумага с рисунком приклеивается к камню, и штрихи литографского карандаша зажиривают соответствующие места камня. Затем бумагу отмачивают и снимают, а переведенное таким способом изображение обрабатывают на камне, как обычно.

Аналогичным образом делают переводы изображений с одного камня на другой или оттисков гравюр и текста на камень. Для этого используют переводную бумагу. В отличие от автографской, переводная бумага гладкая. На нее оттискивают печатной краской так называемый жирный оттиск, а затем его переносят на камень, так же как и с автографской бумаги.

Литография широко используется для цветной печати. Художник для каждого цвета выполняет рисунок на отдельном камне, и потом со всех этих камней в определенной последовательности (обычно светлые тона печатают раньше) печатают на один лист бумаги, совмещая оттиски по рисунку. Для автолитографии применяют обычно около пяти цветов.

В свое время, когда не существовало фотомеханических способов воспроизведения, литография была широко распространенным методом репродуцирования цветных оригиналов. В этом случае для передачи всех оттенков оригинала использовали большое количество камней. Такие воспроизведения назывались хромолитографиями. А мастер, который разделял многоцветный оригинал на отдельные цвета, - хромолитографом.

Отношение к этим листам в наше время несколько пренебрежительное, как к обычной репродукции. Пора уже изменить такой взгляд на этот вид литографии и музейным работникам, и собирателям. Ведь хромолитография, по сути, такой же ручной вид печати, как и всякая другая репродукционная гравюра, резцовая или на дереве, только более позднего времени.Литография была изобретена Алоизом Зенефельдером (1771- 1834), мюнхенским малоизвестным драматургом, в 1797 г. Предназначался новый способ печатания, названный автором химической печатью, для издания нот. Но очень скоро стало ясно, что значение этого открытия много шире. Всю последующую жизнь Зенефельдер посвятил совершенствованию своего изобретения и в 1818 г. издал подробное руководство по литографии.

Первым значительным изданием Зенефельдера было воспроизведение дюреровских рисунков в молитвеннике Максимилиана (1808 г.), исполненное Н.Штрикснером (1782-1855). Вторым изданием, подготовленным Зенефельдером, но не им изданным, был альбом рисунков старых мастеров Мюнхенского кабинета (1810-1816 гг.). В альбом входили 432 литографии, основными исполнителями которых были Н.Штрикснер и Ф.Пилоти (1786-1844).

После этих шедевров литографского искусства литография в художественном отношении была на довольно низком уровне. Происходило это потому, что крупные художники еще не заинтересовались ею по-настоящему. И только в 1830-х гг. во Франции этот вид графического искусства занял достойное место. Расцвет литографии связан с такими французскими художниками, как Эжен Делакруа (1798-1863), Домье (1808-1879), Гаварни (1804-1866).

В Германии в середине 19 в. работал в технике литографии Адольф Менцель (1815-1905). В Испании в самом конце своей жизни сделал несколько литографий Гойя (1746-1828).

Литографии того времени часто раскрашивапись акварелью. Цветная же литография, в полном смысле слова, изобретена в 1835-1837 гг., хотя отдельные опыты в этой области проводились и ранее.

Не прошли мимо литографии и барбизонцы. Особенно интересны работы Камиля Коро (1796-1875) и Нарсиса Диаза (1808-1876). Существен вклад в искусство литографии импрессионистов, особенно Эдуарда Мане (1832-1883), Эдгара Дега (1834-1917), Огюста Ренуара (1841-1919), Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901). В Англии Джеймс Уистлер (1834-1903) создал своеобразные, тонкие по цвету листы.

Интересны литографии экспрессионистов 20-х гг. 20 в. Из них хочется отметить немецких художников Кете Кольвиц (1867-1945) и Эрнста Барлаха (1870-1938), австрийца Оскара Кокошку (1886-1980) и норвежца Эдварда Мунка (1863-1944).

В России первая литография была выполнена в 1816-г. Александром Орловским (1777-1832), пропагандистом и энтузиастом литографии. Много сделали для ее развития Алексей Венецианов (1780-1847), Орест Кипренский (1782-1836), четыре литографии выполнил Владимир Боровиковский (1757-1825).

В 1840-х гг. наступил расцвет жанровой литографии. На бытовые темы работали Григорий Гагарин (1810-1893), Игнатий Щедровский (1815-1870/71), Рудольф Жуковский (1814-1886).

С 1851 по 1862 г. Василий Тимм (1820-1895) издает «Русский художественный листок», в котором помещает свои хроникальные зарисовки. Кроме Тимма, в этом издании принимали участие Михаил Микешин, Адольф и Иосиф Шарлемань, Михай Зичи. Это было единственное в своем роде издание, не имевшее ничего подобного на Западе.

Во второй половине 19 в. общий уровень искусства литографии несколько снижается и приобретает в какой-то степени ремесленный характер. Хотя в это время литографии делают такие большие художники, как И.Репин, И.Шишкин, А.Саврасов, В.Перов, В.Маковский. Но, за редкими исключениями, они обращаются к литографии эпизодически.

В начале 20 в. исполнили несколько листов художники «Мира искусства». Литографии были изданы отдельным альбомом. Особенно нужно отметить из этой группы художников В.Серова, создавшего наиболее значительные литографии этого времени.

В конце 19 - начале 20 в. очень высокого уровня достигла репродукционная хромолитография. Литография И.Кадушкина, Экспедиция заготовления государственных бумаг выпускали издания с большим вкусом. Примером могут служить билибинские сказки.

Подъем искусства литографии произошел в первые годы после революции. В это время издавалось много альбомов литографий Б.Кустодиева, А.Остроумовой-Лебедевой, М.Добужинского, В.Ватагина, П.Кузнецова, Г.Верейского, и многих других. Литография и по сей день остается излюбленной техникой наших художников.

Литография

Литогра́фия - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа , основанный на технике плоской печати ;
  • способ плоской печати ;
  • произведение искусства , выполненное техникой плоской печати .
  • в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов , интегральных микросхем , а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
    • В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
      1. Оптическая литография или фотолитография .
      2. Рентгеновская литография (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность.
      3. Электронная литография (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 10 5 элементов на кристалле.
    • В частном случае: планарную технологию , заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.

Возникновение литографии

Печать изображения

Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается или «протаскивается»; во втором случае, исторически - первом, изображение перетискивается с камня на бумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Различные техники подготовки изображения и печати

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии - от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название - «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами - по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведение искусства , выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Русская литография XIX в

В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , П. Ф. Соколов , Е. И. Гейтман, К. П. Беггров , А.А.Васильевский, О. А. Кипренский , А. П. Брюллов , Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов , П. Ф. Борель , В. И. Погонкин , П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский , А.А.Тон

Художники, использовавшие технику литографии

  • Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi)
  • Оноре Домье (Honoré Daumier)
  • Эжен Делакруа (Eugène Delacroix)
  • Одо Добровольский (Odo Dobrowolski)
  • Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec)
  • Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
  • Анри Матисс (Henri Matisse)
  • Марк Шагал (Marc Chagall)
  • Пабло Пикассо (Pablo Picasso)
  • Станислав Выспянский (Stanisław Wyspiański)
  • Наполеон Орда (Napoleon Orda)
  • Сальвадор Дали (Salvador Dalí)
  • Георгий Семенович Верейский (Vereiski Georgi)

Примечания

См. также

Источники

  • П.И. Суворов Искусство литографии. - М .: Искусство, 1952.
  • Дж.Родс. Генри Литографское искусство. - Л. : Техника и производство, 1928.
  • А.Ф. Коростин Русская литография XIX века. - Л. : Искусство, 1953.
  • А.А. Половцев Русский биографический словарь.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Литография" в других словарях:

    Литография … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу;… … Художественная энциклопедия

    - (гр., от lithos камень, и grapho пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. е. литографским способом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТОГРАФИЯ … Словарь иностранных слов русского языка

    литография - и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС 1. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лито... и...графия) способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790 х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Жен., греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить … Толковый словарь Даля

    Автография, размывка, олеография, эстамп Словарь русских синонимов. литография сущ., кол во синонимов: 11 автография (2) … Словарь синонимов

    - (от лито... и...графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в… … Современная энциклопедия

    ЛИТОГРАФИЯ, литографии, жен. (от греч. lithos камень и grapho пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ЛИТОГРАФИЯ, и, жен. 1. Печатание с поверхности камня, на к рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень.… … Толковый словарь Ожегова