Корабль олимпия. Судьба трех суперлайнеров: "Титаника", "Британика" и "Олимпика"

«Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"


"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





Обзор кормовой части лайнера


"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


Палуба лайнера ближе к завершению строительства


"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Отправление из Саутгемптона


"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


Результат столкновения с крейсером "Хоук"


"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

После завоевавшего 11 «Оскаров» фильма Д. Кэмерона в мире началась «титаникомания». Но не многим известно, что у легендарного суперлайнера было два брата-близнеца — «Олимпик», спущенный на воду приблизительно за год до «Титаника», и «Британик», сошедший со стапелей уже после его трагической гибели, но не избежавший такой же страшной участи.

Вслед за «Титаником»

Сооружение «Британика» было уже начато, когда новость о гибели «Титаника» достигла Хартленда. Чтобы избежать подобной трагедии, создатели корабля внесли ряд изменений в его чертежи: высота водонепроницаемых переборок была увеличена, двойное днище корабля сделано толще, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено на отсеки. Кроме всего, были сооружены гигантские шлюпбалки — лебедки для спуска шлюпок, которых так не хватало на «Титанике».

Компания, которой принадлежал лайнер, объявила, что корабль начнет службу на маршруте Саутгемптон — Нью-Йорк, том же, что и «Титаник», в 1915 г. Но в связи с Первой мировой войной британские военно-морские силы реквизировали «Британик» и сделали его госпитальным кораблем.

«Госпитальное Судно Его Величества Британик» Фото: Commons.wikimedia.org

Уцелеть в трех катастрофах

Корабль-госпиталь пересекал Эгейское море, имея на борту 1 134 человека.

Сразу после окончания утренней мессы 21 ноября 1916 г. молодая ирландская горничная Вайолет Джессоп услышала глухой рев. Добавим, что к этому времени она уже пережила аварию на «Олимпике» в 1911 г. и чудом спаслась в 1912 г. при крушении «Титаника». Именно эта женщина стала прототипом Роуз, героини киноэпопеи Д. Кэмерона. «Как будто необъяснимый взрыв прокатился по судну, — вспоминает Джессоп, — он вызвал продолжительную вибрацию по всей длине корабля».

Тонущий Британик. Фото: Commons.wikimedia.org

Капитан, пытаясь вывести судно в более мелкие воды, приказал машинам работать на полную мощность и идти самым полным вперед. Он не знал, что вращающиеся с огромной скоростью винты корабля затягивали шлюпки в водоворот и перемалывали пассажиров.

Выжившие после крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / Royal Navy

Джессоп выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов. И уже через некоторое время наблюдала, как уходил под воду еще один великий корабль. «Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка опустил нос, а потом стал погружаться все глубже и глубже», — написала Джессоп в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году.

Загадки на дне

Вскоре после трагедии британское правительство выдвинуло две официальные гипотезы: судно было или торпедировано, или подорвалось на немецкой мине.

В 1976 г. Жак Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно (около 270 метров в длину и водоизмещением 48000 тонн) лежит на боку на глубине 119 метров практически целое. Хорошо виден разлом, вызванный ударом о дно.

Погружение Кусто к месту крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / U. S. Navy Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 г. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя , купившего обломки за 25 000 долл. в 1996 г. у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Нет непотопляемых кораблей

Но остаются другие вопросы: почему «Британик», безопасность которого была значительно усилена после трагедии «Титаника», затонул за 57 мин. — в три раза быстрее, чем «Титаник»?

Орган на борту Британика. Фото: Commons.wikimedia.org

Начальник одной из пяти экспедиций Ник Хоуп заверил, что он не нашел следов от взрывов немецких мин. Один из членов команды Хоупа проник в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открыт. «Еще по одной версии, — говорит Хоуп, — иллюминаторы около ватерлинии были открыты...»

Ник Хоуп заявил: «Мы провели около обломков 1600 мин. — рекордное время подводного наблюдения, включающего в себя фото и киносъемку». И это поможет, как надеется Саймон Миллз, найти ключ к тайне, равной загадке убийства Джона Ф. Кеннеди .

Роберт Баллард, морской исследователь , нашедший обломки «Титаника» в Северной Атлантике, также обследовал в 1995 г. место гибели «Британика». Им были обнаружены несколько отверстий в корпусе судна.

Баллард хотел бы превратить «Британик» в своего рода подводный музей с кинокамерами на борту, которые передавали бы изображение на берег. Сейчас к нему обращаются многие с предложением поднять «Британик». Но желание Балларда — оставить корабль там, где он есть, как еще одно окутанное тайной напоминание о том, что не бывает непотопляемых кораблей.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Public Domain

  • ©

Олимпик — серия трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Все трое на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире. Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.

12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Раз история «Титаника» у всех на слуху, сегодня мы представляем вам небольшую фототеку и некоторые интересные факты об остальных кораблях знаменитой серии.

«Олимпик»

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

«Британник»


«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.


Тонущий Британник

На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».


"Олимпик" прибывает в Нью-Йорк 22 июня 1911 года.
Через несколько минут он причалит к пирсу №59, принадлежавшему White Star

12 мая 1918 года в Ла-Манше произошла уникальная история - систершип "Титаника", самый большой в мире пассажирский лайнер "Олимпик" (водоизмещение 46 358 тонн) погнался за немецкой подлодкой U-103, которая была в пять раз короче и в 55 раз легче, догнал ее и перерезал пополам.

Я назвал "Олимпик" самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких "Императора" и "Фатерлянда", он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.

"Олимпик" - корабль с уникальной судьбой, незаслуженно оставшийся в тени своих "одноклассников" "Титаника" и, отчасти, "Британика", потонувшего во время войны в Средиземном море после взрыва мины. Всю свою карьеру он попадал в критические ситуации сродни тех, которые стоили "жизни" "сестрам" (причем, с обеих сторон) и постоянно благополучно из них выходил. А уж по числу столкновений с чем то плавающим он на версту обошел любой другой лайнер своего времени. Читая его биографию, постоянно вспоминаешь номер "Дуэта им. Чехова" о человеке, застраховавшего свою жизнь с целью получить солидный куш, но вместо этого обретшего абсолютное здоровье. Возможно, некий святой отвечающий за душу кораблей решил провести "Олимпик", через все те испытания, которые не вынесли его систершипы.

Вот смотрите: в эксплуатацию "Олимпик" вступил 14 июня 1911 года и сразу же отправился в Нью-Йорк. На борту был Брюс Исмей. Тот самый! А командовал судном знаете кто? Угадали - Эдвард Смит. Тот самый, что потом будет стоять на капитанском мостике "Титанике" в "ночь, чтобы помнили" (с). И ничего не случилось! Нет, на самом деле случилось. Через несколько дней мощные струи воды от винтов "Олимпика" затягивают под корму маленький буксир. Буксир поврежден, на корме "Олимпика" царапины.

20 сентября 1911 года у острова Уайт в "Олимпик" врезается британский броненосный крейсер "Хаук" (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).

У "Хаука" нос в смятку, у "Олимпика" так... дырочка. Кстати, легендарная Виолетта Джессоп (1883-1971) уже была на борту корабля. Напомню, что в последствии она переживет гибель "Титаника" и "Британика". Мало известно, что был еще один человек, переживший крушения и аварии всех трех лайнеров - кочегар Артур Прист.

Ладно. 24 февраля 1912 "Олимпик" теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления "Титаника" в иннаугарционный рейс.

В ночь, когда погиб "Титаник", "Олимпик" шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели "Титаника" оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан "Карпатии" Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.

Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.

В 1914 году началась Первая Мировая война и "Олимпик" остался одним из немногих трансатлантических лайнеров, остававшихся на линиях все время военных действий (кстати. во время Второй Мировой войны пассажирское судоходное сообщение через Атлантику было быстро прекращено - семья посла США в Великобритании Джозефа Кеннеди (включая Бобби) добиралась в Нью Йорк 21 сентября 1939 последним рейсом голландского трансатлантического лайнера "Амстердам". "Англичане" , "французы" и "поляки" (у Польши было два небольших лайнера, только тсс. официально страна гнила в нищете) уже не ходили. До весны 1940 в США плавали итальянские лайнеры, но и они по понятным причинам были сняты с линий).

9 октября 1914 года "Олимпик" одновременно чуть не предвосхитил судьбу "Британика" и с избытком повторил действия "Карпатии". В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор "Одейшиес". Зашел и напоролся на мину. Лодки "Олимпика" сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. "Олимпик" благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.

Лодки с "Олимпика" снимают экипаж "Одейшиса"

Через год, в Средиземноморье "Олимпик" спасет экипаж французского транспорта "Прованс", несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.

Ну а звездный час у систершипа "Титаника" наступил ровно 98 лет назад. Он совершал очередной рейс из Нью Йорка в сопровождении 4 американских крейсеров (в то время как раз бушевала неограниченная подводная война). И вот маленький конвой входит в Ла Манш и Хэдкок видит в бинокль подводную лодку. "Немецкая", подумал капитан и приказал расчетам бортовых орудий открыть по ней огонь, но вот проблема - борта высокие и попасть в лодку никак не получается. Лодка стояла заряжая батареи и немцы буквально проспали приближение союзников. Проблема тогдашних субмарин была в том, что они очень медленно погружались, некоторые модели до часу. Поэтому капитан попытался уйти от "Олимпика" зигзага, но Хэдкок, дернув стакашок односолодового и затянувшись крепкой вирджинской сигарой, подвинул рулевой, лично встал за штурвал лайнера и, пробормотав что то вроде "щазз родная, не шевелись, папочка тебя поцелует" или что то еще более грязное, погнался за немцами. Такое только в мультиках бывает - громадный (правда уже не белый) лайнер мчится по бурному морю за крошечной лодкой. Через несколько минут раздался приглушенный водой и громадой лайнера звук потрескивания ломающихся шпангоутов, Хэдкок удовлетворенно хмыкнул - "Радист, передай янки пусть соберут мясо с моря, а я в каюту. С документами работать" и прихватив с собой початую бутылку виски, полторы пинтной контрабандной кока-колы, оставшийся со средиземноморской компании литр "Барбера" и шейкер ушел. Так родился коктейль "Пьяная стюардесса", впоследствии, впрочем, кока-колу заменили на тоник. Крейсера подняли с поверхности моря 31 немецкого моряка.

Закончилась война. "Олимпик" был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. "Кунард" выкупил "Уайт Лайн" и "Олимпик", наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели "Титаника" "Олимпик" попал в подводное землетрясение.

Отель "Белый Лебедь"

А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель "Белый лебедь", один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с "Олимпика".

Когда окидываешь взглядом историю "Олимпика", то возникает ощущение, что корабль много лет тараня и спасая другие суда так и не встретился с самым главным своим врагом - айсбергом и все что происходило с ним за 24 года эксппуатации было не более чем тренировкой перед главной, так и не состоявшейся встречей.

........................................ .....
Усыновляют детей не только, чтобы забрать их детского дома, но также чтобы узаконить уже сложившуюся ситуацию, когда дети от предыдущего брака одного из родителей воспитываются в новой семье. Проблема эта не так просто решается как кажется и требует участия профессионального адвоката. Важно заметить, что решение подобного вопроса находится исключительно в юрисдикции районных судов по месту проживания ребенка и более никаких.

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британик" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

На фото: "Олимпик" и "Титаник" (справа) в Белфасте. Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт. Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак. Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением. Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей. Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Максим Кондратьев