Компетенции учителя (презентация). Методическая и профессиональная компетентность педагога как условие его эффективной деятельности в достижении современного качества образования

1 слайд

Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.

2 слайд

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

3 слайд

Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)

4 слайд

5 слайд

Профессиональная компетентность педагога Основные понятия: Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

6 слайд

Краткость – сестра таланта Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований

7 слайд

Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. 2. Решать учебные и самообразовательные проблемы. 3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. 4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. 5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

8 слайд

Исследовательские компетенции: 1. Получение и обработка информации. 2. Обращение к различным источникам данных и их использование. 3. Организация консультации с экспертом. 4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях. 5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

9 слайд

Социально - личностные компетенции: 1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества. 2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. 3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. 4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. 5. Понимать произведения искусства и литературы

10 слайд

Коммуникативные компетенции 1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей 2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках 3. Выступать на публике. 4. Дискутировать и защищать свою точку зрения. 5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

11 слайд

Сотрудничество 1. Принимать решения. 2. Устанавливать и поддерживать контакты. 3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. 4. Вести переговоры. 5. Сотрудничать и работать в команде

12 слайд

Организаторская деятельность: 1. Организовывать свою работу 2. Принимать ответственность. 3.Овладевать инструментарием моделирования 4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. 5. Вступать в проект.

13 слайд

Личностно-адаптивные компетенции. 1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. 2. Придумывать новые решения. 3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. 4. Быть упорным и стойким перед трудностями. 5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

14 слайд

В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности); надпредметная компетентность; профессиональная культура.

15 слайд

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

Профессионализм педагога 5 Гуманист 10 Педагог. сотрудничество 8 Исследователь 2 Педагог по призванию 6 Само диагност 1 стажер 7 Творец новатор 9 Осознанная индивидуальность 3 От эрудита до мастера 4 Мастер- диагност 11 Профессионал эксперт

20 слайд

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

21 слайд

1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя - диагностирования, тестирование - определение путей совершенствования профессиональной компетентности

22 слайд

2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразования Создания творческих групп Повышение квалификации Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций Разработка системы стимулирования деятельности учителя

23 слайд

Анализ деятельности учителя Обобщение опыта Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов Самоанализ деятельности

24 слайд

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Интерес и любовь к детям Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический такт Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности

25 слайд

26 слайд

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

27 слайд

Самообразование Осуществляется добровольно Осуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков

28 слайд

Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания) Психолого-педагогическое и психологическое Методическое Эстетическое В области ИКТ –технологий В области охраны здоровья Политическое Языковое

31 слайд

Учитель - всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.

32 слайд

Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

33 слайд

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы; Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов; Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов: 1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения. 2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем». 3 этап – выбор стратегии саморазвития; 4 этап – конкретизация ближайших целей; 5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.

34 слайд

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег

Презентация по слайдам

Текст слайда: Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.

Текст слайда: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

Текст слайда: Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)

Текст слайда: Компетенции Компетентность

Текст слайда: Профессиональная компетентность педагога Основные понятия: Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

Текст слайда: Краткость – сестра таланта Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований

Текст слайда: Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. 2. Решать учебные и самообразовательные проблемы. 3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. 4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. 5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

Текст слайда: Исследовательские компетенции: 1. Получение и обработка информации. 2. Обращение к различным источникам данных и их использование. 3. Организация консультации с экспертом. 4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях. 5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

Текст слайда: Социально - личностные компетенции: 1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества. 2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. 3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. 4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. 5. Понимать произведения искусства и литературы

Слайд №10

Текст слайда: Коммуникативные компетенции 1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей 2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках 3. Выступать на публике. 4. Дискутировать и защищать свою точку зрения. 5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

Слайд №11

Текст слайда: Сотрудничество 1. Принимать решения. 2. Устанавливать и поддерживать контакты. 3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. 4. Вести переговоры. 5. Сотрудничать и работать в команде

Слайд №12

Текст слайда: Организаторская деятельность: 1. Организовывать свою работу 2. Принимать ответственность. 3.Овладевать инструментарием моделирования 4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. 5. Вступать в проект.

Слайд №13

Текст слайда: Личностно-адаптивные компетенции. 1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. 2. Придумывать новые решения. 3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. 4. Быть упорным и стойким перед трудностями. 5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

Слайд №14

Текст слайда: В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности); надпредметная компетентность; профессиональная культура.

Слайд №15

Текст слайда: В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.

Слайд №16

Текст слайда:

Слайд №17

Текст слайда:

Слайд №18

Текст слайда:

Слайд №19

Текст слайда: Профессионализм педагога 5 Гуманист 10 Педагог. сотрудничество 8 Исследователь 2 Педагог по призванию 6 Само диагност 1 стажер 7 Творец новатор 9 Осознанная индивидуальность 3 От эрудита до мастера 4 Мастер- диагност 11 Профессионал эксперт

Слайд №20

Текст слайда: С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Слайд №21

Текст слайда: 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя - диагностирования, тестирование - определение путей совершенствования профессиональной компетентности

Слайд №22

Текст слайда: 2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразования Создания творческих групп Повышение квалификации Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций Разработка системы стимулирования деятельности учителя

Слайд №23

Текст слайда: Анализ деятельности учителя Обобщение опыта Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов Самоанализ деятельности

Слайд №24

Текст слайда: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА Интерес и любовь к детям Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический такт Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности

Слайд №25

Текст слайда: Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Слайд №26

Текст слайда: Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

Слайд №27

Текст слайда: Самообразование Осуществляется добровольно Осуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков

Слайд №28

Текст слайда: Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания) Психолого-педагогическое и психологическое Методическое Эстетическое В области ИКТ –технологий В области охраны здоровья Политическое Языковое

Слайд №29

Текст слайда: Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя Повышение качества преподавания предмета Готовность к педагогическому творчеству Профессиональный и карьерный рост Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника Соответствие учителя требованиям общества и государства

Слайд №30

Текст слайда: Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога

Слайд №31

Текст слайда: Учитель - всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец.

Слайд №32

Текст слайда: Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию.

Слайд №33

Текст слайда: ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы; Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов; Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов: 1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения. 2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем». 3 этап – выбор стратегии саморазвития; 4 этап – конкретизация ближайших целей; 5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации.

Слайд №34

Текст слайда: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
семинарПрофессиональные компетенции педагогаВыполнил: преподаватель математики ГБОУ СПО «ЧИТ»Матвеева М.В.1 Профессиональная компетенция педагога как условие повышения качества образования обучающихся.Педагог – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. 2 Компетентность - требует постоянного обновления профессиональных компетенций.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности.Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией.3 Наиболее важные компетенции, необходимые педагогу:Социально – психологическая Профессионально-коммуникативная ОбщепедагогическаяПредметнаяУправленческая Рефлексивная Информационно-коммуникативная Компетенция в сфере инновационной деятельностиКреативная компетенцияКомпетенция личностного самосовершенствования 4 Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК)восприимчивость и отношение педагогов к новшествамподготовленность педагогов к освоению инновацийуровень новаторства учителей в коллективеуровень творческой активности педагоговразвитость коммуникативных связей педагогов5 Диагностика ИППК1. Восприимчивость педагогов к новому.2. Информационная готовность педагогического коллектива.3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств.4. Анти инновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций.5. Уровень новаторства педагогов в коллективе.6 Пути повышения ИППКпоследовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к усвоению новшеств;повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов и мастеров в коллективе; обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК техникума.7 Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования. Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем:планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителяизучение уровня развития креативной компетенции, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень8 повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результатысовершенствование рефлексивной компетенции педагогов - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад9 Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!10 Злой учитель – не профессионал!11 Внешний вид преподавателя создает рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствует или препятствует взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.12 13 14Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем. Помните, что учитель – этоСвеча, которая светит другим, сгорая сама;Человек, который может делать трудные вещи легкими;Человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Педагог должен понимать, что:нужно быть готовым к постоянным переменам;строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни учащихся;любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать учащимся.15 Педагог должен остерегаться:по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;передавать учащимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;следовать мелочным правилам и инструкциям.16 17Кредо современного педагога Я знаю, чему надо научить Я знаю то, чему надо научить Я знаю, как научить Я понимаю, что эти знания нужны людямЯ вижу, что люди благодарны мне за работу Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.


Трактовка понятий «компетенция» и «компетентность» Глоссарий терминов ЕФО (1997) Компетенция 1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно. 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. 3. Способность выполнять особые трудовые функции. термин компетентность используется в тех же значениях






У м е н ия з н а н и я о п ы т Ценности, позиция личностные смыслы Ориентация на содействие становлению личности другого (Л.И. Божович, С.Г. Вершловский, А.Н. Леонтьев и др.) Педагогическая деятельность – «метадеятельность» по руководству развитием других деятельностей (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.)




Проблемы современного образования требуют нетипичного поведения педагога Кризис традиционной модели детства Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов Становление нового технологического уклада




Ребенок -21 века Другой! Физиологические изменения мозга (правополушарность, «амбицеребральность» -может одновременно выполнять два действия одной направленности (это влияет на спонтанность в поведении, речи и пр.)) происходит спонтанное переключение правого и левого мозга в связи с незрелостью межполушарных взаимодействий). Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.


Ребенок -21 века Другой! повышенный тонус организма, а также возбудимость (93%) и гиперактивность(87%). Дети с синдромом двигательной, волевой активности постоянный поиск возможности удовлетворения в информации. недовольство или агрессия как ответ в неудовлетворении проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. мыслительные операции развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, но не сможет объяснить, как сделал. воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями


Ребенок -21 века Другой! у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, (ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки). Современные дети настойчивы и требовательны. повышенная утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%),


Ребенок -21 века Другой! Психическая травматизация детей Медикализация (дети-пограничники) Этика рынка (потребление) Маргинализация детства компьютерозависимость (тревожность, снижение контроля за своим поведением) На протяжении последних 20 лет наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней.




Особенность воспитания детей 21 века не пичкать знаниями, готовить его к обретению социальных навыков, которые помогут ему преодолеть отчуждение, подозрительность и недоверие, пропитывающие сегодня человеческое общество. ?«зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?»(включение в деятельность) необходимо отказаться от наказаний


Особенность воспитания детей 21 века Предоставление самостоятельности в выстраивании стратегии своего поведения. создание условий для снижения гиперактивности, современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, нужно равноправным партнером по общению и совместной деятельности. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира. создание условий для социального развития, сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.




Основа выделения ПК постановление Правительства от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций« приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования« Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29 декабря 2012 г. Профессиональный стандарт педагога (18 октября 2013 г. 544) ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование» ФГОС ДО


В настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятий «компетенция» и «компетентность», но и с проблемой поиска оснований для разграничения, классификации компетентностей.


Воспитатель, требования к квалификации Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.


Должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должностные обязанности Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.


Должностные обязанности Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Работает в тесном контакте с педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога- психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,




Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога квалификации Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории.региональными требованиями




Т.Ф. Педдеятельность по реализации программ ДО (5 уровень): Участие в разработке ООП Участие в создании безопасной среды Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС Организация и проведение мониторинга освоения детьми программы Реализация пед.рекомендаций специалистов Формирование психологической готовности к школе Создание психологического климата Осуществление видов деятельности дрв, ддв Организация детского взаимодействия Использование недирективной помощи и подддержка детской инициативы Организация деятельности с учетом особых образоват. Потреностей детей


Общие компетенции (ФГОС СПО) понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;


Общие компетенции (ФГОС СПО) ставить цели, мотивировать деятельность детей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий; осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей; строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих;


Профессиональные компетенции Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.


Профессиональные компетенции Организация различных видов деятельности и общения детей. ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. ПК 2.4. Организовывать общение детей. ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.


Профессиональные компетенции Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. ПК 3.4. Анализировать занятия. ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.


Профессиональные компетенции Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.


Профессиональные компетенции Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.


Компетенции воспитателя в контексте ФГОС ДО Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе в нескольких местах указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту (п ФГОС ДО)




Основные компетенции для создания социальной ситуации 1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; 1. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 1) организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; 2) построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности; 3) открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников;


Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников


Компетенции для реализации психолого- педагогическихъ условий -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях - Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей - Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения - Защита детей от всех форм физического и психического насилия - Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность




Ключевые компетентности Ключевые компетентности необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования - информации; - коммуникации, в том числе на иностранном языке; -социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.


КПК - БК Воспитателя Компетенции в области видения и решения проблем Социально –коммуникативные компетенции Компетенции в области готовности и оказания содействия развитию другого и саморазвитию Личностно- осознаваемые, имеющие личностный смысл системы знаний, умений, навыков




Базовые компетентности Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.


Базовые компетентности в идеть ребенка в образовательном процессе; с троить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования; у станавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; с оздавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (в т.ч. предметно- развивающую); п роектировать и осуществлять профессиональное самообразование.


Специальные компетентности Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области деятельности, конкретной области профессиональной деятельности.






Личностная компетентность 1. эмпатийность и саморефлексия (наблюдение, собеседование) Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания (наблюдение, собеседование) Умеет поддержать детей и коллег (наблюдение, опрос) Умеет находить сильные стороны и перспективы развития у ребенка Умеет анализировать причины поступков и поведения детей (наблюдение, собеседование с воспитателем)


2 самоорганизованность Умеет организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения цели Хорошо организовано рабочее пространство Конструктивно реагирует на ошибки и трудности в процессе ОП Своевременно вносит коррективы в зависимости от ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой


Методическая компететность Умение разработать методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные материалы отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих проекты, программы методические материалы Выступает перед коллегами о новых материалах Проводит обоснование реализуемой программы, методических материалах


Направления повышения профессиональной компетентности воспитателя Пополнение нормативно-правового сопровождения реализации ФГОС ДО (модель ПК, формы работы по ПК, локальные акты) 1. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной квалификации педагогов в условиях коллективных и индивидуальных форм работы в формах целевой разработки образовательных проблем в формах презентации деятельности воспитателя инновационной деятельности Другие……………………………………………………..




Благодарю за внимание! Галина Викторовна Никитина, к.п.н., зам. директора по НМР ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» тел. (3952)

Слайд 1

Профессиональная компетентность педагога ДОУ. Круглый стол.
Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.

Слайд 2

1.Основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. (из методических материалов к аттестации педагогов) Компетентность (от англ. competence) - совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

Слайд 3

Компетентностный профиль работников различных квалификационных категорий должен содержать как качественный состав компетенций, так и меру их выраженности. Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности. Эти качества не сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности. Аттестация – выявление соответствия работника определенному уровню квалификации - готовности и способности решать функциональные задачи определенной сложности.

Слайд 4

Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Педагогическое мастерство - высокая степень совершенства учебной и воспитательной умелости, обеспечивающая высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Педагогическое новаторство -высший уровень профессиональной деятельности Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.

Слайд 5

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1.Компетентность в области личностных качеств. 2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6.Компетентность в организации педагогической деятельности.

Слайд 6

Слайд 7

1. Компетентность в области личностных качеств 1.1. Эмпатийность и социорефлексия 1.2. Самоорганизованность 1.3. Общая культура 2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности 2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 2.2.Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач 3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности 3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности 3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности 4.1. Компетентность в методах преподавания 4.2. Компетентность в предмете преподавания 4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности 5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений 5.1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу 5.2. Умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы 5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях 6. Компетентность в области организации учебной деятельности 6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения 6.2. Умение организовать учебную деятельность обучающихся 6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

Слайд 8

План работы по повышению профессиональной компетентности
Задача Содержание деятельности Формы повышения квалификации
Научиться разрабатывать собственную программу Изучить периодические издания. Изучить методические требования к подготовке программ. Познакомиться с опытом коллег. Подготовить проект программы по предмету « « Обмен опытом. Курсы. Семинар-практикум Консультация методиста УОАГ
Ожидаемый результат: Проект программы по предмету

Слайд 9

Возможные формы повышения квалификации.
1.Учеба на комплексных курсах повышения квалификации в ПИППКРО, дистанционных курсах. 2.Учеба на проблемных курсах повышения квалификации в ПИППКРО для решения каких-либо проблем обучения 3.Самообразование 4.Творческие мастерские 5.Городские методические объединения (указать какие) 6.Форум образовательных инициатив (в городе, крае) 7.Тематические педсоветы 8.Методические недели 9.Открытые занятия опытных, интересных педагогов 10.Семинары-практикумы в ДОУ 11.Участие в работе творческой группы 12.Консультации 13.Обмен опытом в порядке личной инициативы 14.Общение с коллегами из других ДОУ нашего города, других городов.

Слайд 10

«Сводная таблица показателей развития уровня компетентностей у педагогов ДОУ»
Наименование компетентностей Высокий уровень владения Низкий уровень владения
1.Компетентность в области личностных качеств
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.