Неврологические заболевания у грудничков симптомы лечение. Все, что нужно знать о детских неврологических болезнях

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, - правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D , поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Подробнее о мнении доктора Комаровского о неврологических проблемах у детей вы узнаете из следующего видео.

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

Детская неврология – раздел медицины, который занимается заболеваниями детской нервной системы. Она возникла на стыке 2 дисциплин – неврологии и педиатрии. Также она тесно связана с нейрохирургией и психиатрией. Неврология у детей - одна из самых сложных дисциплин медицины.

Большой вклад в развитие детской неврологии внесли Якунин Ю.А., Бадалян Л.О., Шабалов Н.П. и, конечно, Ратнер А.Ю. Они очень много сделали для развития именно перинатальной патологии, т.е. по неврологии новорожденных.

Также с целью улучшения процессов диагностики и лечения детскими неврологами в 2015 г. выпущено третье издание книги - “Детская неврология у новорожденных и клинические рекомендации” под ред. проф. Гузеевой В.И. и соавторов.

Здесь приводятся все последние материалы по этиологии, определению и терапии патологий нервной системы в детском возрасте; указан весь алгоритм действий врача.

Особенно подробная информация дана по вопросам патологии новорожденных. Большое внимание оказано доказательной медицине и ее достижениям.

Невролог (более современное название специальности невропатолога) – специализируется на изучении, предупреждении, выявлении и лечении заболеваний с поражениями всех отделов нервной системы.

Особенно это важно у детей, потому что неврологические патологии оставляют в будущем след на всю жизнь. Работа детского невролога очень ответственна, потому что своими решениями он решает дальнейшую судьбу ребенка: его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье; и даже его заболевания во взрослом периоде.

Сегодня в детской неврологии открыт новый раздел заболеваний: наследственные болезни обмена. Это сделано потому, что из 2,5 тыс. нозологий в неврологии, 70% из них имеют наследственный характер.

Посещения детского невролога должны быть плановыми в первый месяц жизни, каждые 3 месяца в течение 1 года жизни. Затем они совершаются по необходимости ежегодно.

Важность своевременного обращения к детскому неврологу

Детская неврология заметно отличается от таковой у взрослых; нервная система детей меняется по возрастам и не является копией взрослой в миниатюре. У детей многие болезни имеют атипичное течение и достаточно редки.

Главная проблема детской неврологии – перинатальные поражения нервной системы. Период перинатальности начинается с 22 недели гестации и заканчивается через 7 дней после родов. В этот очень ответственный период для мамы и плода на него могут влиять самые разные факторы.

Последний месяц перед родами и здоровье очень зависимы от внешних факторов: поздние токсикозы; никотин; прием ЛС; стрессы; инфекции – всего этого очень много для организма будущего малыша, это вредные факторы. Например, даже незначительный стресс у матери во время беременности приводит к перенасыщению костей ребёнка кальцием.

При приближении родов кости плода твердеют; результатом становятся болезненные роды для матери и затруднения для малыша при прохождении его через родовые пути. Бесспорно также то, что сегодня число стрессов в жизни человека растет по геометрической прогрессии.

Работа нервной системы может нарушаться еще во внутриутробном периоде. Поэтому невролог и осматривает ребенка в первые недели жизни и сразу после родов.

Если роды у матери были патологическими и ребенок родился в асфиксии, было наложение щипцов и пр. акушерские манипуляции, на нервной системе это отразится обязательно. Многие исследователи на Западе считают нынешние роды нефизиологичными.

Об этом же говорил единственный невролог, который исследовал новорожденных в период перинатальности в книге – А.Ю.Ратнер Неврология новорожденных. В этой монографии описаны повреждения, что становятся неизбежными для младенца при проведении акушерских манипуляций.

Также А. Ю. Ратнер, все неврологи, остеопаты и массажисты твердят о том, что во время родов самое уязвимое место у плода – это шея и плечевой пояс. Они испытывают максимальную нагрузку. Здесь граница спинного и головного мозга.

Здесь же находятся те структуры, которые ориентируют человека в пространстве; отвечают за биоритмы, дыхание, обеспечение организма энергией. Закладываются они позднее всех и продолжают созревать еще в перинатале до 3 лет. Называют их I блоком мозга.

Вот почему так важно лечить патологию нервной системы в первый год жизни. При травмировании шеи у малыша это будет проявляться мышечными спазмами в области шеи; шея будет утоплена в плечи.

Такие малыши не любят лежать на животе – им больно; им тяжело держать голову, она падает и утыкается носом вниз. Это происходит потому, что при подъеме головы шея и плечи рефлекторно напрягаются.

У таких малышей часты нарушения сна; чаще возникает рахит. В более старшем возрасте они будут страдать от головных болей, потому что спастичность мышц в данной области будет держаться.

Через 1 блок проходят питающие мозг сосуды и это также будет отражаться на нем. Это наглядно убеждает, насколько огромное значение придается неврологическим нарушениям в первые 3 года жизни, с упором на первый год. Также отрицательно воздействуют отслойка детского места, скорость родов в любую сторону, наркоз при родах. И не надо надеяться на авось, если ребенок при родах закричал сразу, приложен к груди и сразу взял грудь и пр. Если вы проигнорировали невролога, в минимуме у малыша могут отмечаться ЗПР, ребенок останется инвалидом. Вполне возможны органические поражения.

Дети с отставанием могут отставать и в социуме, базовых навыках, быть неадекватными, эмоционально нестабильными и пр. По данным статистики, инвалидность ребенку в 50% случаев дается по неврологическим заболеваниям.

При этом 70% диагнозов связаны с состоянием беременной женщины на сроке 34-36 недель и здоровьем малыша в период новорожденности.

При раннем обращении к детскому неврологу половина таких проблем успешно решаема.

Это возможно потому, что именно в первые месяцы жизни новорождённых мозг активно развивается и созревает, у него больше возможностей к адаптации, поэтому и лечение будет наиболее ощутимым по эффективности. Если же время упущено, говорить можно будет только о скудных возможностях реабилитации. Иначе говоря, все хорошо вовремя.

Когда обращаться к неврологу необходимо срочно?

Первые симптомы нарушений возможны в первый месяц жизни. Основные симптомы, которые должны насторожить родителей и на которые следует обратить внимание, следующие:

  1. Во время плача у младенца дрожит подбородок и трясутся ручки; иногда это может отмечаться и в покое.
  2. Ребенок легко возбудим.
  3. Ребенок плохо засыпает, сон у него поверхностный и он легко просыпается от воздействия внешних факторов, например, от звука голоса; постоянно капризничает. Родителям таких детей не стоит стараться создавать в домашних условиях идеальные способы для улучшения сна, типа зашторенных окон, затемнения, полной тишины, разговоров шепотом – это не выход. Все это усугубит ситуацию и упозднит диагностику.
  4. Обильное и частое срыгивание у грудничка, даже при малом объеме пищи.
  5. Появление судорог у ребенка даже при небольшой температуре.
  6. Поставленный на стопки поддерживаемый малыш подгибает пальчики или встает на цыпочки, как балерина.
  7. У детей более старшеговозраста могут отмечаться: частые головные боли, они могут быть затяжными.
  8. Обморочные состояния.
  9. Боли и прострелы в спине.
  10. Нарушения в выполнении обычных движений на разных уровнях позвоночного столба.
  11. Рассеянность, невозможность привлечения внимания, ухудшение памяти.
  12. Апатичность, вялость, быстрая утомляемость, нет интереса к окружающему.
  13. Не контактирует со сверстниками.
  14. Плохой сон.
  15. Панические атаки на фоне полного благополучия.
  16. Невралгии и признаки поражения периферических нервов.
  17. Подергивания самопроизвольно разных мышц.
  18. Энурез у детей 5-6 лет.
  19. Гиперактивность.
  20. Задержка речи, освоения письма, снижение интеллекта.

Во всех указанных случаях не надо ждать планового осмотра, нужно сразу идти к врачу.

Профилактические осмотры:

  1. У детей до года осмотр каждые 3 месяца; при наличии нарушений ежемесячно.
  2. Затем осмотр в преддошкольный период - 4 – 5 лет.
  3. В младший школьный период - 7 лет;
  4. 13-14 лет – пубертатный возраст.

Все профосмотры необходимы для раннего выявления патологий с тем, чтобы не доводить их до тяжелого состояния. Также при этом возможно раннее выявление недостаточности психомоторики и умственное недоразвитие.

Как проходит осмотр у детского невролога?

После традиционного осмотра (визуальное исследование, пальпация, манипуляции по определению двигательной и чувствительной сферы), невролог всегда уточняет весь перечень заболеваний с рождения ребенка; анализирует все отрицательные моменты беременности у матери; протекание родов. Уточняются перенесенные заболевания в 3 триместре беременности.

Диагностические мероприятия

Из методов диагностики при подозрительных симптомах применяются:

  • УЗИ с допплерографией сосудов головного мозга;
  • осмотр глазного дна;
  • МРТ (в крайних случаях).

Во время приема обязательно проверяются:

  • зрительные рефлексы;
  • тонус и сила мышц;
  • условные и безусловные рефлексы;
  • определяется чувствительность и ее выпадения;
  • координация в пространстве;
  • познавательные когнитивные функции.

К дополнительным методам исследования относят оценку слуха, ствола головного мозга, речевого аппарата. Поскольку многие проблемы часто носят полиэтиологический характер, то и лечение проводится вместе с другими специалистами.

Методики лечения

Как лечить врожденные патологии? При врожденных патологиях главной целью становится остановка усугубления патологии и помощь в адаптации ребенка. ЛС применяют не сразу.

Для начала применяются:

  • мануальная терапия;
  • краниосакральная техника;
  • мышечная релаксация;
  • эмоциональная техника;
  • физио-, рефлексо- и бинауральная терапия;
  • массажи;
  • ЛФК и др.

Мануальная терапия – восстанавливает подвижность и работу позвоночника. У детей она проводится мягко, в замедленном темпе, снимая все спазмы с напряженных зон.

Краниосакральная техника – ее целью является ручное постепенное выравнивание костей черепа. Это восстанавливает кровоснабжение головного мозга; снижает ВЧД. Методика применяется у младенцев.

Эмоциональные техники – применяют при поведенческих отклонениях и неврозах.

Мышечная релаксация – она состоит из расслабления мышечных волокон. Это положительно отражается на костной системе, особенно на позвоночнике. Также расслабляются внутренние органы.

Из новых методов можно отметить компьютерные речевые программы, методики совершенствования координации движений (мозжечковая стимуляция).

Как можно заметить, при неврологическом лечении мало что приемлемо в домашних условиях.

Невропатолог не просто назначает лечение и отправляет ребенка домой, не вспоминая о нем до следующего профосмотра. Он всегда контролирует лечение.

С целью стимулирования моторики, психического развития родители с успехом могут в домашних условиях после консультации с врачом проводить простые упражнения для развития и улучшения мелкой моторики:

  1. Насыпать немного крупы гречки в тазик и перебирая ее, пересыпать из ладошки в ладошку. Можно спрятать в эту крупу мелкие предметы и пусть ребенок пытается их нащупать.
  2. Стаканчиком из таза в ведерко переливать теплую воду;
  3. При первых шагах ребенка почаще давайте бегать ему босиком. Пусть он стопками чувствует поверхность; это обогатит его тактильные ощущения. При этом поверхность фактурно чередуется – пол, ковер, резиновый коврик, ткань и пр.
  4. Занимайтесь с ребенком лепкой из пластилина, рисуйте пальчиковыми красками.

Распространенные патологии

В этой статье будут обозначены самые распространенные неврологические патологии у детей.

  1. Мозговая дисфункция или иначе синдром дефицита внимания с гиперактивностью - сначала проявляется сниженной концентрацией внимания, затем ребенок становится раздражительным, легко возбудимым. Мышцы гипотоничны, из-за чего появляется неловкость движений, нарушается работа опорно-двигательного аппарата в целом. Нарушена осанка, развивается плоскостопие, появляется недержание мочи. Дети не могут усваивать школьную программу, у них отмечаются вегетативные симптомы: усиленное сердцебиение, головокружение, головные боли.
  2. Также к перинатальной патологии относятся родовые травмы, гипоксия плода, внутричерепные кровоизлияния. При первом осмотре может быть полное здоровье, а проявление патологий проявится через несколько месяцев.
  3. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия – следствие гипоксии плода. Мозг страдает полностью: кора и подкорка. При отсутствии лечения это обернется снижением интеллекта, параличами, судорожным синдромом, ДЦП. Нарушения на ранней стадии хорошо проявляются на ЭЭГ.
  4. Родовая травма – обширное понятие, включающее нарушение целостности тканей у плода во время родов. Среди них можно назвать спинномозговые травмы, параличи фациального нерва. Паралич лицевого нерва дает симптомы: припухлость, опущение и неподвижность рта; веки плотно не закрываются; носогубная складка отсутствует. Лечение может полностью привести к выздоровлению. Травма спинного мозга при родах может возникать при ягодичном предлежании плода, из –за применения акушерских манипуляций. При таких условиях легко возникают подвывихи позвонков, ущемление и спазм позвоночной артерии, кровоизлияния в оболочки спинного мозга. При травмах спинного мозга особенно часто происходит ушиб и сдавление. Неврологические нарушения при этом проявляются в виде параличей, тазовых расстройств, нарушении мочеиспускания. Признаки поражения определены уровнем сегмента. При этих заболеваниях для лечения подобных нарушений иммобилизуют шею и голову ребенка. Медикаментозно снимают отек тканей и боли, восстанавливают функционирование поврежденных мозговых структур.
  5. Внутричерепные кровоизлияния – к ним располагают гипоксия, нарушенная свертываемость крови, инфекции во время беременности матери; недоношенность. При всех них состояние стенки сосудов мозга нарушается, а пусковым крючком становится патология родов. Лечение заключается в соблюдении щадящего и охранительного режима (исключение любых раздражителей – свет, звук; пеленание только щадящее); медикаментозное лечение. Если кровоизлияние прогрессирует, возможно и хирургическое вмешательство в виде удаления крови отсасыванием с контролем ультразвука.
  6. Черепно-мозговые травмы: В понятие ЧМТ входят ушиб и сотрясение мозга. У ребенка это проявляется астеническим синдромом; часто ему сопутствует вегетодистония: повышение АД, изменения ритма сердца; нарушенная работа центра терморегуляции.
  7. Микроцефалия. Характерно выраженное уменьшение размеров черепа и, соответственно, мозга. Будет наблюдаться обязательно умственная неполноценность. Нарушается речь, моторика.
  8. Гидроцефалия. Другое название - водянка головного мозга. При ней резко увеличены полости желудочков головного мозга из-за повышенного секретирования СМЖ, которая скапливается в мозговых полостях. Признаки гидроцефалии формируются еще внутри утробно. Череп в результате деформируется, становится излишне выпуклым лоб, сетка вен на черепе и висках выражена. Заметно расширены роднички, глаза закатываются под надбровные дуги вверх. Часто патологии у детей старшего возраста – это поздний результат за нераспознание их в первые месяцы жизни.

Детский невролог - это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста - периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.

На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос - что лечит детский невролог.

  • Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
  • Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
  • Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
  • Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
  • Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
  • Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД - это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей - сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Детская неврология - сравнительно молодая ветвь медицины, которая зародилась на стыке двух областей: невропатологии и педиатрии. Тем не менее, она стала очень важной в сфере клинических дисциплин.

Данная область является одной из самых сложных в медицине. Именно в детском возрасте могут начать появляться отклонения от развития и различные патологии, влияющие на становление нервно-психической деятельности.

Безусловно, работа врача-невролога в данной области невероятно ответственна, ведь от его решения зависит дальнейшая жизнь ребенка, его социальная адаптация, физическое и психическое здоровье.

В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее частых заболеваний, а также их диагностику и методы лечения.Обозначим самые распространенные заболевания неврологического характера у детей.

ЧМТ и травмы спины

В черепно-мозговые травмы входит сдавление, сотрясение или ушиб мозга. Как следствие ЧМТ у ребенка может проявиться астенический синдром, характеризуемый быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Также у пациента часто появляется синдром вегетодистонии, в который входит артериальная гипертония, синусовая тахикардия, брадикардия, гипотония и нарушение терморегуляции.

Травмы спинного мозга разделяются на ушиб и сдавливание. При ушибе можно наблюдать такие стойкие неврологические нарушения, как паралич, анестез и разнообразные тазовые расстройства. Еще одним тяжелым последствием при травме является нарушение мочеиспускания.

Микроцефалия

Данное заболевание характеризует собой значительное уменьшение черепа, что сказывается на размере головного мозга. Вследствие этого у ребенка можно наблюдать умственную недостаточность в той или иной мере. Болезнь может оказаться врожденной, а может проявиться и в первые годы жизни ребенка. Это достаточно серьезный дефект, который сказывается на работе головного мозга и центральной нервной системы. В некоторых случаях микроцефалия может привести и к олигофрении.

Также при данной болезни, помимо задержки в умственном развитии могут появиться дефекты в речи и моторике, обуславливаемые спазмированием или параличом мышц.

Гидроцефалия

Еще одно название этой болезни - водянка головного мозга. Для нее характерно увеличение объемов желудочков головного мозга, порой, до критических размеров, возникающее из-за избыточного выделения спинно-мозговой жидкости и его скопления в области полостей головного мозга.

Симптомы гидроцефалии у детей чаще всего появляются при внутриутробном формировании, отчего сложно установить причины. Из-за этой болезни происходит деформация черепа - сильная выпуклость лобной доли, заметное проявление венозных сосудов на висках, а также значительное расширение родничков и синдром смещения глаз вверх, где они прячутся под надбровными дугами.

Гиперактивность

Гиперактивность выражается в излишней энергичности и подвижности ребенка, что зачастую приводит к нарушению внимания. К поведенческим особенностям поведения в большинстве случаев можно отнести нарушение сна, отсутствие аппетита, беспокойство и неврологические привычки (например, когда ребенок постоянно грызет ногти).

Оттого, что мозг ребенка, больного гиперактивностью, плохо обрабатывает информацию, поступающую к нему, он становится неуправляемым. У такого ребенка гораздо тяжелее получается освоить навыки чтения, письма и пр., а при общении со сверстниками часто возникают конфликты.

Синдром этого заболевания часто зарождается по ряду следующих причин:

  • наличие у матери хронических заболеваний во время беременности;
  • токсическое влияние матери на плод (алкоголь, курение, отравление химикатами и т.д.);
  • травмы и ушибы матери на период беременности;
  • осложнения родовой деятельности, проявляющиеся в кровоизлиянии, асфексии;
  • неестественное течение родов (кесарево сечение, стимуляция родов, быстророждение или, наоборот, замедленное протекание родовой деятельности)
  • экология в регионе проживания;
  • перенесение определенных болезней.
Олигофрения

Олигофрения (она же умственная отсталость или малоумие) - врожденная или приобретенная форма недоразвитости детской психики. Симптоматика этой болезни прослеживается в виде поражения разума из-за заторможенности развития личности на фоне патологических отклонений головного мозга. Она часто проявляется в речи и моторике ребенка, его волевых и эмоциональных качествах.

Существует несколько вариантов классификации олигофрении, но мы рассмотрим наиболее традиционную:

При этом синдром олигофрении может быть дифференцированным и недифференцированным.

Аутизм

Данное заболевание характерно тем, что у больного им ребенка возникают проблемы с социальной адаптацией и восприятием общества. Такие пациенты редко способны выразить собственные эмоции и практически не понимают чужие проявления чувств. Также для аутистов свойственны заторможенность речи, в редких формах развития - понижение умственной деятельности.

Аутизм, в первую очередь - врожденное заболевание, чья симптоматика проявляется в немного заторможенном развитии ребенка: в его плохо развитой или отсутствующей вообще речи, неумении вести себя так же, как дети его возраста, избегания зрительного контакта.

Тем не менее, у аутистов нет какого-либо характерного поведения, каждый случай рассматривается отдельно.Доподлинно неизвестны причины появления аутизма. С уверенностью можно заявить лишь то, что это заболевание передается по наследству и совершенно никаким образом не связано с психологической обстановкой в семье.

Диагностика и лечение

Ниже приводится ряд причин, из-за которых стоит обратиться за консультацией и обследованием к детскому специалисту-неврологу .