Биография Я. Коласа

Яку́б Ко́лас (настоящее имя и фамилия Константи́н Миха́йлович Мицке́вич, белор. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) (1882–1956) - белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП(б) с 1945 года.
Родился Константин Михайлович Мицкевич 03 ноября 1882 года на хуторе Окинчицы близ села Николаевщина бывшего Минского уезда Минской губернии (ныне Столбцовский район Минской области) в семье лесника Михаила Казимировича Мицкевича, который работал в лесничестве польского магната князя Радзивилла. Детство маленького Костуся прошло в необыкновенно красивых местах Беларуси – живописные леса, величавая река Нёман нашли в душе мальчика чувственный отзыв. «В каждом моменте явлений природы для меня всё было исполнено глубокого интереса и смысла, и каждый видимый элемент природы для меня имел своё лицо, свою строго очерченную индивидуальность, свою определенную жизнь, сознательную, одушевленную. Жил я преимущественно своим внутренним миром, миром образов и грёз, о котором я никому не говорил», - писал позже о поре своего детства поэт.

Близкие сердцу родные места – «родной кут» - это хутора Окинчицы, Альбуть, Ласток, Смольня, деревня Николаевщина многократно воспетые художником слова, и по сей день сохраняют дань памяти этому человеку. Первоначальное образование будущий писатель получил у домашнего учителя, потом было Николаевщинское народное училище, во время учёбы в котором Костусь попробовал писать стихи. Первые литературные опыты – стихотворение «Весна» и басня «Ворона и лисица» - были следствием увлечения произведениями русских литературных корифеев: Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Некрасова, Гоголя, Толстого.

После окончания начальной школы отец 12-летнего мальчика Михаил Казимирович, горячо поддержанный школьным учителем, решается «пустить сына в науку». Это дальновидное отцовское решение открыло дверь в жизнь молодому человеку.
В 1898 году он поступает в Несвижскую учительскую семинарию. Под воздействием талантливого учителя-словесника Федота Андреевича Кудринского собирает и записывает устное народное творчество и материалы по этнографии. В будущем эти записи лягут в основу первого белорусского романа «На распутье» («На ростанях»).
В студенческие годы он с упоением читает произведения русских и зарубежных классиков – Толстого, Кольцова, Гоголя, Адама Мицкевича, Шевченко. Это было благодатное время для формирования Константина Мицкевича как литератора.

После окончания учительской семинарии (1902) новоиспеченного учителя направляют для работы в сельскую местность на Полесье (деревни Люсино, Пинковичи). Это было время гражданского и политического становления личности Якуба Коласа, время революционного подъёма. Ведя среди обучаемого им крестьянства радикальную революционную работу и наладив тесные связи с учителями-единомышленниками, Колас стал одним из инициаторов созыва нелегального учительского съезда (1906), целью которого было присоединение к Всероссийскому союзу учителей и активное стремление к низвержению царского режима путём непосредственного влияния на крестьян и их организации. Съезд был раскрыт полицией, а его участники Приказом Совета Минской дирекции народных училищ уволены с должностей и взяты под следствие.

Потеря работы стала новым стимулом для творчества. Приняв предложение публициста А. Власова, Константин Мицкевич становится сотрудником газеты «Наша доля», где впервые помещает стихотворение «Наш родной край» под псевдонимом Якуб Колас. День 01 сентября 1906 года (по новому стилю 14 сентября) считается официальным началом профессиональной творческой деятельности Якуба Коласа.

Одним из важных жизненных этапов молодого поэта были годы, проведённые в Минской тюрьме (15.09.1908 – 15.09.1911) по обвинению в созыве учительского съезда. Несмотря на тяжёлые условия существования, он много пишет. Показателен тот факт, что первый сборник «Песни жалобы» вышел в то время, когда он был узником. Томясь в неволе, Колас с ностальгией вспоминал милые сердцу Столбцовские окрестности, свою многочисленную семью – отца, мать, дядю Антося, братьев и сестёр. Волей-неволей пришлось заново обдумывать прошедшую и будущую жизнь. Основываясь на этих воспоминаниях, появляется замысел о написании поэм «Новая земля» и «Сымон-музыкант», которым впоследствии, пройдя сквозь шквал вульгаризаторской критики, суждено будет стать визитной карточкой белоруской классической литературы.
В эпической поэме «Новая земля» (1911 – 1923) Колас философски осмыслил целую эпоху в жизни белорусского крестьянства на рубеже 19-20 ст., подчеркнул его желание стать хозяином на собственной земле. Характеры и богатство внутреннего мира героев поэмы раскрыты в реальном быту, в труде, в обрядах и традициях, во взаимоотношениях с другими людьми. Важную композиционную роль в ней играют филигранно выписанные рисунки природы, в которых автор ищет и находит аналогии с судьбой человека и общества.

Новаторство поэмы заключается в эстетизации крестьянского быта, поэтизации труда, прославлении духовного богатства и моральной красоты человека труда.
Основные герои поэмы – прототипы родных Якуба Коласа: отца, матери, дяди, братьев и сестёр, а также односельчан.

Символическая лиро-эпическая поэма «Сымон-музыкант" (1911-1925) – произведение о народных истоках искусства, судьбе талантливого человека из народа, духовном возрождении нации. Трагическое и драматическое в ней переплетается с жизнеутверждающим и оптимистическим. Показательна в поэме гармония формы и содержания, для неё характерны богатство ритмики, изящество поэтической строки, содержательное использование фольклора.

В публицистическом отступлении поэмы Колас поднимает вопрос об особенностях национального пути Беларуси, которая оказалась на перекрёстках разных культур, религиозных конфессий, геополитических устремлений.

Исключительное значение по своей значимости для становления жанра национального романа имели «Полесские повести» («В полесской глуши»(1923), «В глубине Полесья»(1927), которые позже вошли в трилогию «На распутье», как І -я и ІІ -я её части). В трилогии, написанной на автобиографическом материале, широко и масштабно охвачены события социально-общественной жизни Беларуси, создана галерея портретов национальной интеллигенции, выходцев из народа, “возрожденцев”, изображён быт крестьянства и других социальных групп. В этом произведении раскрылось мастерство Коласа-пейзажиста: созданы пластичные, объёмные рисунки белорусской природы.
Плодотворно работал Якуб Колас в жанре повести. Наиболее известна повесть “На просторах жизни” (“На прасторах жыцця”) (1926), посвещённая молодёжному движению 20-х годов, стремлению молодёжи к знаниям, перевоплощению жизни.

Драматизм коллективизации показан в повести “Отщепенец” (“Адшчапенец”) (1930-1931).
Отдельной темой в творчестве писателя было изображение 1-ой Мировой и Гражданской войн (повесть “Трясина” (“Дрыгва”)(1933), пьеса “Война войне”).
После выхода из тюрьмы, добыв через друзей свидетельство о политической благонадёжности, на протяжении 1912-1914 г.г. Колас учительствовал в приходском училище города Пинска. Здесь же встретил будущую жену, молодую учительницу железнодорожной школы Марию Дмитриевну Каменскую. Свадьба состоялась 03 июня 1913 года.

Пинский период у Коласа был чрезвычайно плодотворным – он окончательно утвердился на белорусской литературной ниве, качественно расширил рамки своего творчества, упорно его совершенствовал. Результатом плодотворной работы был выпуск двух сборников рассказов «Рассказы»(“Апавяданні») (1912), «Родные явления» («Родныя з’явы”) (1914). Это были одни из первых профессиональных образцов белорусской национальной прозы и поэзии. Написанные в Пинске стихи, аллегорические рассказы позже составят основу программных сборников Коласа “Эхо” (“Водгулле”) (1921 г) и “Сказки жизни” (“Казкі жыцця”)(1921-1956).
Активное творчество Коласа в это время было впервые замечено прогрессивной критикой.
В начале ХХ века на него обратили внимание, помимо белорусских исследователей поэтов С. Полуяна и М. Богдановича, русские критики А. Погодин, С. Венгеров, Л. Клейнбарт, писатель М. Горький, польский поэт Ежи Янковский и др.
Все они отмечали истинно народную основу произведений, их гуманистическую направленность, приоритет национальной тематики.

В ходе Империалистической войны в сентябре 1915 Якуб Колас был мобилизован в царскую армию. После окончания Александровского военного училища (1916, Москва) в звании прапорщика служит в запасном полку г. Перми (Россия). Летом 1917 в звании подпоручика направляется на румынский фронт. В сентябре демобилизуется из армии по состоянию здоровья. С осени 1917 по май 1921 работает в должности инспектора народных училищ в г. Обоянь и деревнях Курской области (Россия). Тяготы голодной жизни в эвакуации разделяет вместе с супругой Марией Дмитриевной, которая тоже работает учительницей в деревенской школе в д.Яковлевка. Позже Якуб Колас обратится к показу обстоятельств І Мировой и Гражданской войн в своих рассказах, пьесах «Война войне» (1927-1931), «В дебрях Полесья» («У пушчах Палесся») (1929-1956), повести «Трясина» («Дрыгва»)(1933).

По вызову правительства БССР в 1921 возвращается в Минск. Начинается активная научная и, параллельно, педагогическая деятельность Якуба Коласа. Он работает в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества Института белорусской культуры, преподаёт в Белорусском педагогическом техникуме и Белгосуниверситете белорусский язык и методику его преподавания.
В 1926 к 20-летию творческой деятельности Якубу Коласу было присвоено звание Народного поэта Беларуси.

С открытием в 1929 Академии Наук БССР поэт избирается её вице-президентом.
Якуб Колас участвовал в работе Всебелорусских съездов Советов (1924, 1927, 1929, 1935, 1937), Международного конгресса в оборону культуры (1935, Париж). Был членом ЦИК БССР (1929-1931, 1935-1938).

Во время Великой Отечественной войны им были созданы стихи, вошедшие в сборники «Отомстим» ("Адпомсцiм") (1942), «Голос земли»("Голас зямлi") (1943), поэмы «Суд в лесу» ("Суд у лесе") (1943), «Отплата» ("Адплата") (1945). За стихи военного периода Коласу была присуждена Государственная премия СССР (1946), за поэму "Рыбакова хата" - вторая Государственная премия СССР (1948).

Плодотворно работал поэт и в области перевода. Им сделаны переводы "Полтавы" А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора.
Произведения Коласа переведены на многие языки мира, по мотивам его рассказов, повестей, поэм, трилогии "На распутье" созданы пьесы и полнометражные художественные фильмы, оперы.

В годы Великой Отечественной войны поэт был в эвакуации вместе с другими сотрудниками Академии Наук БССР. Жил в Клязьме (под Москвой), Ташкенте (1941-1943), Москве. В декабре 1944 возвратился в Минск.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1956) и БССР (1938-1956), председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира. Академик АН БССР. Член Союза писателей СССР(1934). Якуб Колас награждён 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также медалями. Заслуженный деятель науки (1944).

Памятник Якубу Коласу был установлен в 1972 году, в годовщину его 90-летия, на площади, названной его именем. Пространственная композиция памятника состоит из трех скульптурных групп. В центре сидит в задумчивой позе всенародно любимый белорусский поэт Якуб Колас, а с двух сторон от него воплощены его литературные герои: Дед Талаш и Сымон Музыка.

Памятник расположен в небольшом сквере, засаженном стройными белыми березками и голубыми елями, благодаря чему он великолепно смотрится в любое время года. По бокам памятника расположены небольшие фонтаны.

Над памятником работал скульптор народный художник СССР Заир Исаакович Азгур, архитекторы: Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин.

Якуб Колас – советский белорусский классик, основоположник нового стиля современной литературы, писатель, поэт, академик Белорусской ССР. Его настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич. Родился в Окинчицах (Минская область) в 1882 году. Якуба Коласа чтят не только на родине, но и по всему миру. В Республике Беларусь его именем названы несколько улиц, площадь в Минске, театры. Его литературные произведения неоднократно экранизировались. Одна из скульптурных композиций - «Дед Талаш» - изображает героев фильма, снятого на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Сергеем Шульгой по повести Якуба Коласа «Дрыгва». Дед Талаш – реальный человек, герой партизанского движения. Свою историю Якубу Коласу он рассказал сам. Сымон Музыка – герой лирической поэмы Якуба Коласа об одаренном мальчике-музыканте из народа, о его любви к искусству и свободе.


Якуб Колас , получивший звание народного поэта в 1926 году, по праву находится на одной строчке с Янкой Купалой. Это два талантливейших человека, которые родились в один год, жили и творили в одно время, которые испытали как взлеты, так и моменты унижения от советской власти. И оба создали настоящие шедевры белорусской литературы. Но, к сожалению, многие почему-то ставят Якуба Коласа на вторую строчку по значимости, отодвигая в тень Купалы. Разберемся, справедливо ли это.

Биография. Якуб Колас (настоящее имя – Константин Мицкевич ) родился в 1882 году в деревне Окинчицы (сегодня – территория города Столбцы) в семье лесника. Оба родителя будущего писателя были родом из деревни Николаевщина.

У Константина было ещё 12 братьев и сестер. Но из-за недоедания и частых болезней до взрослого возраста дожили лишь 9.

Семья Мицкевичей в связи с профессией отца довольно часто меняла место прописки. Поэтому и образование мальчик получал сначала дома, а только потом в школе. Большое влияние на будущего поэта оказал его дядька Антон, который с ранних лет привил племяннику любовь к чтению. В 12-летнем возрасте впервые познакомился с белорусской литературой. Она произвела на него большое впечатление и оно осталось с ним до конца жизни.

Константин окончил сначала народную школу, а затем, в 1902 году, Несвижскую учительскую семинарию. Во время учёбы увлекается художественной литературой: читает как русских классиков, так белорусских и зарубежных писателей. Писал и собственные стихи на русском языке. Также проявил себя как этнограф – записывал в тетрадки народный фольклор.

В 1902-1906 годах работал учителем в Пинском районе в деревнях Люсино и Пинковичи. Продолжал собирать народный фольклор.

Был одним из организаторов, а также участником незаконного учительского съезда 1906 года. Съезд разогнала полиция. А Мицкевичу запретили заниматься учительской деятельностью. Но вопреки указу он вплоть до 1912 года работал нелегально. Позже события этих лет легли в основу романа “На ростанях” .

В 1906-1907 году в деревне Смолярня открыл частную школу. В 1907 переехал в Вильню, где работал заведующим отдела литературы в “Нашай Ніве” , но по указанию полиции уволился оттуда и покинул город. В начале 1908 года некоторое время работал учителем в деревне Сани, после чего был арестован по обвинению в революционной деятельности, направленной на ликвидацию действующего государственного строя.

Осужден был Мицкевич на 3 года, всё время заключения (1908-1911) провёл в Минской тюрьме. На протяжении всего срока продолжал создавать произведения.

После освобождения вновь вернулся на Пинщину, где продолжал работать учителем вплоть до 1914 года. В 1915 вместе с семьёй эвакуировался в Подмосковье, где недолго работал учителем, но вскоре его ждала мобилизация в армию.

В 1916 году по экспресс-программе закончил Александровское военное училище и был направлен на службу в резервный полк в город Пермь. В 1917 в звании подпоручика направлен на Румынский фронт. Но из-за болезни, вскоре, покинул фронт, а позже как учитель демобилизован.

С 1918 и до 1921 года работал учителем в городе Обоянь (Курская область). В 1921 вернулся в Минск.

20-е годы время творческого успеха для Якуба Коласа. Он становится известным писателем, его читают и знают. Он ведёт активную общественную жизнь. С 1929 года занимает должность вице-президента Академии наук БССР. Принимает участие в съездах писателей.

В то же время уже с середины 20-х годов им заинтересовались репрессивные органы. В 1925 году в его квартире проводится обыск, часть документов конфискуется. Писателю устраивают многочасовой допрос. В 30-х ситуация меняется к худшему. Его постоянно критикуют, обвиняют в нацдемовщине. Находят, что в своих произведениях он идеализирует кулачество и частную собственность, а также бесклассовость белорусского народа. В это время арестовываются и репрессируются близкие родственники писателя – Язэп Лёсик и Александр Каменский. Сам Колас вынужден был покаяться в прессе во всех приписанных ему грехах и пообещать в дальнейшем писать лишь правильную, идеологически выверенную литературу. Впрочем, постоянное давление на него это не остановило.

В 1938 году в его квартире проводится новый обыск. С писателем обходятся унизительно – ставят его к стенке как преступника. Искали оружие, которое не было найдено. Коласу грозил арест. Но считается, что широкая известность помешала советской власти репрессировать его также, как многих соотечественников.

Во время войны писатель живёт в Москве и Ташкенте. Но после освобождения Минска уже в 1944 году возвращается на Родину. Продолжает работать в Академии наук, ведет активную общественно-политическую жизнь: являлся депутат верховного совета БССР (1938-1956) и верховного совета СССР (1946-1956). Был председателем Белорусского республиканского комитета защиты мира.

В последние годы Якуб Колас много болел. За 10 лет он 26 раз перенес воспаление легких. Но все равно продолжал создавать новые произведения и умер за рабочим столом 13 августа 1956 года от сердечно-сосудистой недостаточности. Похоронен на Военном кладбище в Минске, недалеко от могилы своего близкого друга Янки Купалы.

Кстати, в день своей смерти Якуб Колас написал письмо в высшие органы партии, в котором выразил свою обеспокоенность состоянием белорусского языка. Предсказал его упадок, если не будут приняты меры. Предлагал меры по защите родного языка. Это произошло всего за несколько часов до того, как остановилось его сердце.

Творчество. Уже в 10-летнем возрасте Колас под влиянием басен Крылова написал свое первое произведение «Ворона и лисица». В 12 лет написал свое первое стихотворение «Весна» .

Впервые на белорусскомязыке пробует писать во время учебы в учительской семинарии. На родном языке были написаны поэмы «Каля кастра» и «Страх» , а также прозаическое произведение «Наша сяло, людзі і што робіцца ў сяле» . К сожалению, эти тексты не сохранились до нашего времени.

В семинарии на талант Мицкевича обратил внимание один из преподавателей – Ф.Кудринский . Он прочитал произведения Коласа и заметил ему, что его белорусскоязычные произведения гораздо лучше русскоязычных.

Первое опубликованное стихотворение – “Край радзімы” появилось 1 сентября 1906 года в газете “Наша доля” . Тут поэт впервые использовал свой будущий псевдоним – Якуб Колас. А уже 15 сентября в этой же газете, но под другим псевдонимом, Дзядзька Карусь, опубликовано прозаическое произведение “Слабода” . Сотрудинчает писатель и с другим известным белорусским изданием – “Нашай Нівай” .

Активный этап творчества у Якуба Коласа начинается в заключении, когда он оторван от учительской работы. Первый сборник стихов – “Песні жальбы” выходит в 1910 году. В 1912 году издает сборник прозы “Апавяданні” . Ранние стихи Коласа высоко оценил Максим Горький .

В 1910 Колас, еще будучи в заключении, начал создавать поэмы “Сымон-музыка” и “Новая зямля” .

Также в 1909 году в Санкт-Петербурге выходит учебник его авторства «Другое чытанне для дзяцей беларусаў» .

В 1912 году на хуторе Смольня впервые встречается с Янкой Купалой . Эта встреча положила начало их долгой дружбе. Но многие исследователи сходятся во мнении, что в их общении больше преобладал дух соперничества.

В 1913 году в Санкт-Петербурге выходят сразу три книги писателя – «Нёманаў дар» , «Тоўстае палена» и сборник стихотворных рассказов «Прапаў чалавек» . В 1914 году в Вильне выходит сборник прозы “Родныя з’явы” .

А в 1916 году в Санкт-Петербурге выходит из печати в издательстве «Загляне сонца і ў наша аконца» первое драматическое произведение Якуба Коласа – «Чарка ўсё на свеце робіць» .

После революции в 1922 году в Минске выходит новый сборник стихов поэта «Водгулле» . Он проникнут антивоенными настроениями, а также стихотворениями о работе на пользу родной земле. В 1923 году публикуется один из главных трудов в жизни Коласа – поэма «Новая зямля». А в 1925 в журнале «Полымя» печатается еще одна знаковая поэма – «Сымон-музыка» .

В эти же годы писатель создает две большие повести – «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927). В будущем они войдут в состав романа «На ростанях». Это самый большой и значительный прозаический текст писателя. Он основан на биографических воспоминаниях.

Кстати, в это время писатель создает довольно много произведений, основанных на воспоминаниях. Например, пьеса «Забастоўшчыкі” (1925) (о нелегальном учительском съезде), повесть «На прасторах жыцця» (1926) (о проблемах образования и творческого развития молодежи).

Считается, что уже в конце 20-х годов из-за сильной цензуры, а также постоянного давления на писателя его творчество претерпевает серьезные изменения. Его заставляют создавать исключительно те произведения, которые пойдут на пользу советской власти. Появляются произведения направленные на поддержку коллективизации. Например, повесть «Адшчапенец» (1932). В ней, вопреки своим взглядам, описанным в поэме «Новая хямля», автор показывает, что коллективизация для крестьянина – благо.

В 1933 году выходит повесть «Дрыгва» (1933), посвященная гражданской войне. Ходит легенда, что главные герой произведения, Дед Талаш, будучи реальным персонажем позже пытался потребовать с Коласа немаленькую сумму денег за использование его биографии при написании произведения.

Во время войны стихи писателя, его публицистические заметки, поэмы посвящены прославлению советского героизма и разоблачения фашистов.

В 1953 году принимает активное участие в создании «Руска-беларускага слоўніка” . В 1954 году закончил работу над повестью “На ростанях”. Вместе с повестями «У палескай глушы» (1923) и «У глыбі Палесся» (1927) они создадут роман «На ростанях», в котором рассказывается о событиях из жизни писателя 1906-1911 годов.

Писатель занимался и переводческой деятельностью. Работал с текстами на русском, украинском и польском языках. Произведения же Коласа переведены более чем на 40 языков мира. Чаще всего поэт переводился на русский (более 80 книг) и украинский (10 книг) языки.

В 1972-1978 годах вышло собрание сочинений писателя в 14 томах.

Произведения поэта не раз были экранизированы. В 1929 году – «Песня весны» (по повести «На прасторах жыцця»), в 1960 – «Первые испытания» (по мотивам трилогии «На ростанях»), в 1976 – телеспектакль «Сымон-музыка» , в 1982 – двухсерийный фильм «Новая зямля» , 2012 – четырехсерийный фильм «Талаш» (по повести «Дрыгва»).

Что почитать. Как и в случае с Купалой, стоит обратить внимание на ранние произведения Коласа. А если вы до сих пор не читали его поэмы “Сымон-музыка” и “Новая хямля” – обязательно сделайте это. Не пропустите и его роман “На ростанях”.

Площадь Яуба Коласа г.Минск

Награды и память. В 1946 году награжден Сталинской премией первой степениза стихотворения «Салар», «Голас зямлі», «На захад», «Майму сябру», «Родны шлях» и другие. А в 1949 году награжден Сталинской премией второй степени за поэму «Хата рыбака».

Награжден пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

В Минске на улице Академическая, 5 действует Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. На родине поэта открыт филиал музея «Мікалаеўшчына», который объединяет четыре мемориальные усадьбы – Смольню, Окинчицы, Альбуть и Ласток.

За произведения прозы, работы в области литературоведения и критики в Беларуси присуждается Государственная премия имени Якуба Коласа.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память о поэте. В 2002 году в Беларуси выпущены монета и марка, посвященные 120-летнему юбилею со дня рождения Я.Коласа.

В разных городах Беларуси поэту установлены памятники, а его имя носят улицы, площади, образовательные и культурные учреждения. В Минске на площади Якуба Коласа создан целый архитектурная композиция, в центре которой располагается памятник поэту, слева от него – памятник, посвященный поэму «Сымон-музыка», а справа – повести «Дрыгва».

Памятники поэту, кроме Минска, установлены также в деревне Николаевщина, Новогрудке, Несвиже, других населенных пунктах.

Имя поэта носит Национальный академический драматический театр в Витебске. Центральная научная библиотека Академии наук также носит имя Якуба Коласа.

Достоин? Якуб Колас наравне с Янкой Купалой является одним из самых известных поэтов Беларуси. И найти более достойного кандидата на звание «народного» очень сложно.

Литературные легенды и истории. 1. В Несвижской учительской семинарии, где учился Якуб Колас, за ним закрепилась кличка “Богатырь” из-за большой физической силы.

2. Важное место в жизни Коласа занимала стрельба. Еще в армии он был самым метким в своей роте в стрельбе из нагана и малокалиберной винтовки. Но и после службы писатель продолжал участвовать в различных соревнованиях по стрельбе. И даже получил звание “Мастер спорта по стендовой стрельбе”.

3. Эта легенда общая для Купалы и Коласа. Известно, что хотя в жизни они и были друзьями, в профессиональной считались непримиримыми конкурентами. Такими же конкурентами они были и за шахматной доской. Янка Купала играл в шахматы лучше, и поэтому очень расстраивался, если Коласу удавалось выиграть. И вот, во время одной из партий, когда Купала явно проигрывал, он после очередного удачного хода своего оппонента воскликнул: “Ах ты мужик!”. Колас не остался в долгу и ответил: “А ты - шляхтюк!” Завязалась потасовка, в процессе которой все фигуры были сметены с шахматной доски. Так Янка Купала смог спастись от поражения.

  • Якуб Колас (настоящее имя Константин Михайлович Мицкевич) родился 3 ноября 1882 года в деревне Акинчицы Столбцовского района Минской области (Белоруссия).
  • Отец Мицкевича, Михаил Казимирович, работал лесником в лесничестве польского князя Радзивилла.
  • 1883 год – семья Мицкевичей переезжает в город Ласток. Здесь они проживут семь лет. Константин Мицкевич получает первые знания у странствующего учителя Алеся Фурсевича.
  • 1892 год – переезд в Николаевщину. Якуб Колас учится в местной начальной школе. Открывает для себя произведения русской и белорусской литературы.
  • 1894 год – Якуб Колас начинает писать стихи. Одним из первых литературных опытов становится басня «Лисица и ворона», стихотворение «Весна».
  • 1898 год – поступление в Несвижскую учительскую семинарию.
  • 1902 год – окончание гимназии. Мицкевич начинает работать учителем в Полесье, затем в Минской области.
  • 1906 год – Мицкевич участвует в нелегальном съезде учителей. За это его увольняют из школы. Он отправляется в урочище Смольня, где ведет частную учительскую практику до 1907 года, пишет стихи.
  • Этот же год – первая публикация. В газете «Наша доля» напечатано стихотворение Якуба Коласа «Наш родной край».
  • 1907 год – работа в газете «Наша нива».
  • 1908 год – переезд в деревню Сани Толочинского района. Здесь Колас опять работает учителем. В сентябре этого же года вновь проходит нелегальный учительский съезд. Колас арестован и осужден на три года заключения, которое отбывает в Минске.
  • 1909 год – Константин Мицкевич выступает автором учебника «Другое чытанне для дзяцей беларусаў».
  • 1910 год – в Вильно выходит первый сборник стихотворений поэта «Песні-жальбы».
  • 1912 – 1914 годы – работа учителем в Минске.
  • 1912 год – издан первый сборник рассказов «Апавяданні». Два года спустя – вторая книга прозы «Родныя з"явы».
  • Начало первой мировой войны – Якуб Колас вместе с семьей эвакуирован в село Стариково Дмитровского уезда Московской губернии.
  • 1915 год – Мицкевич призван в армию.
  • 1916 год – учеба в Московском Александровском военном училище, затем – служба в Перми, в запасном полку.
  • 1917 год – Якуб Колас отправлен на Румынский фронт. Здесь он заболевает и командование отправляет его в госпиталь в Обоянь. Через несколько месяцев специальным приказом советского правительства поэт демобилизован из армии как учитель.
  • Этот же год – поэт пробует себя в драматическом жанре и пишет пьесы «Антось Лата», «На дарозе жыцця».
  • 1921 год – переезд в Минск по приглашению правительства Белорусской ССР.
  • В Минске Якуб Колас вновь преподает, сначала в педагогическом техникуме, затем в Белорусском государственном университете.
  • 1926 год – Мицкевич избран народным поэтом БССР.
  • Этот же год – поэт издает учебник «Методыка роднае мовы».
  • 1929 год – образована Белорусская Академия Наук. Якуб Колас избран ее вице-президентом и сохраняет этот пост до конца жизни.
  • Этот же год – по повести Мицкевича «На прасторах жыцця» снят кинофильм.
  • В 1920 годы изданы следующие книги Якуба Коласа: сборник стихотворений «Водгулле» (1922); поэмы «Новая зямля» (1923), «Сымон-музыка» (1925); сборники рассказов «Крок за крокам», «На рубяжы», «Першыя крокі», «У ціхай вадзе» (все 1925), повести «У палескай глушы» (1923), «На прасторах жыцця» (1926), «У глыбі Палесся» (1927); пьесы «Забастоўшчыкі» (1925), «Вайна вайне» (1927).
  • 1934 год – Мицкевич вступает в Союз писателей СССР.
  • 1935 год – поездка в Париж, где Мицкевич выступает с докладом на Конгрессе в защиту культуры.
  • 1938 год – поэт становится депутатом Верховного Совета БССР.
  • В 1930-е годы выходят следующие произведения Якуба Коласа: повести «Адшчапенец» (1932), «Дрыгва» (1934); сборник стихотворений «Нашы дні» (1937); поэма для детей «Міхасёвы прыгоды» (1935); стихотворная сказка «Рак-вусач»; пьеса «У пушчах Палесся» (1937).
  • 1941 год – в началом Второй мировой войны Мицкевича с семьей эвакуируют сначала в Подмосковье (город Клязьма), затем в Ташкент.
  • 1944 год – получение звания заслуженного деятеля науки.
  • Конец этого же года – возвращение из эвакуации в Минск. В этом же году поэт назван заслуженным деятелем науки Белорусской ССР.
  • 1946 год – Мицкевич избран депутатом Верховного совета СССР.
  • Этот же год – Константину Мицкевичу присуждена Государственная премия СССР «за стихотворения военного времени».
  • 1949 год – за поэму «Рыбакова хата» Якуб Колас вновь удостоен Государственной премии СССР.
  • В 1940-е годы опубликованы следующие произведения: сборники стихотворений «На рэчцы зімой» (1941), «Адпомсцім» (1942), «Голас зямлі» (1943), «Вершы для дзяцей» (1945), «Мой дом» (1946), «Рыбакова хата» (1947); поэмы «Суд у лесе» (1943), «Адплата» (1946); сборник рассказов для детей «У старых дубах» (1941).
  • 1950 год – Мицкевич составляет сборник рассказов для детей «Раніца жыцця».
  • 1952 год – издается очередной сборник стихотворений Якуба Коласа «Жыве між нас геній».
  • 1953 год – Мицкевич принимает приглашение стать одним из редакторов «Русско-белорусского словаря».
  • 1955 год – написана трилогия «На ростанях».
  • 13 августа 1956 года – Якуб Колас умирает в Минске.
Якуб Колас (сапр. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) нарадзіўся 3 лістапада 1882 г. (па новым стылі) у засценку Акінчыцы Менскага павета Менскай губерні (цяпер у межах горада Стоўбцы Мінскай вобласці), ахрышчаны ў праваслаўнай царкве. Бацькі — Міхал Міцкевіч і Ганна Лёсік паходзілі з сялян вёскі Мікалаеўшчына (12 км ад Стоўбцаў). З 13 дзяцей, якія нарадзіліся ў іх сям"і, да сталых гадоў дажылі 9. Бацька служыў лесніком у князя Радзівіла, маці вяла хатнюю гаспадарку. У хуткім часе пасля нараджэння Костуся (так хлопчыка звалі дома) сям"я пераехала ва ўрочышча Ласток (іншая назва — Сухошчына). У 1890—1904 гг. сям"я Міцкевічаў жыла ў леснічоўцы Альбуць недалёка ад Мікалаеўшчыны.

Жыццё ў Альбуці, маляўнічыя навакольныя краявіды, цікавыя апавяданні розных падарожных, якія, як успамінаў пазней пісьменнік, раскрывалі яму новы свет разуменняў і ўяўленняў, пакінулі значны след у душы юнага Костуся. Слухаў ён і беларускія песні, якія спявала маці. Вялікі аўтарытэт меў у падлетка дзядзька па бацьку — Антось, які першы абудзіў цікавасць да літаратуры. Костусь сам навучыўся рускай грамаце. Дзве зімы ён разам са старэйшымі братамі вучыўся дома ў так званага "дарэктара" (хлапчука, які скончыў народную школу), потым скончыў народнае вучылішча ў Мікалаеўшчыне (1892—1894 гг.). У 1895—1897 гг. Канстанцін Міцкевіч жыў у Альбуці, дапамагаў бацькам па гаспадарцы і адначасова рыхтаваўся да паступлення ў Настаўніцкую семінарыю, шмат чытаў. Прыкладна ў 10-гадовым узросце пад уплывам твораў Івана Крылова Костусь склаў байку "Варона і Лісіца". У 12 гадоў напісаў свой першы верш "Вясна" , за што атрымаў ад бацькі срэбраны рубель. У той жа час юны Міцкевіч упершыню пазнаёміўся з беларускай літаратурнай творчасцю (верш Янкі Лучыны "Стары ляснік"), і гэта зрабіла на яго моцнае ўражанне.

У 1898 г. паступіў "на казённы кошт" у Нясвіжскую Настаўніцкую Семінарыю , якую скончыў у 1902 г. У час вучобы захапляўся мастацкай літаратурай: чытаў творы А. Пушкіна, М. Лермантава, М. Гогаля, А. Кальцова, М. Някрасава, Л. Талстога, І. Хемніцара, Т. Шаўчэнкі, І. Франко, А. Міцкевіча. Складаў вершы і байкі на рускай мове, збіраў матэрыялы па беларускай этнаграфіі, запісваў вусную народную творчасць. У гэты ж час пачаў ствараць вершы і празаічныя творы на беларускай мове. Складаў вершы аб прыродзе, нялёгкім існаванні селяніна, напісаў паэмы "Каля кастра" і "Страх", тэксты якіх не захаваліся, а таксама першы празаічны твор — этнаграфічны нарыс "Наша сяло, людзі і што робіцца ў сяле" .

Вельмі паўплываў на будучага паэта выкладчык семінарыі Фядот Кудрынскі, які ўхваліў літаратурныя практыкаванні маладога Міцкевіча і звярнуў увагу на большую вартасць напісанага ім па-беларуску. "Вось дзе Ваша сапраўднае прызванне", — адзначыў выкладчык. Гэта ў поўнай меры адпавядала памкненням самога аўтара. Ён адзначаў пазней:

"Руская мова не можа выклікаць у такім поўным аб"ёме, калі я пішу, тых адчуванняў, тых пачуццяў і тае каларытнасці, якія ўласцівы беларускай мове, беларускім малюнкам, у якім дае беларуская мова, што з малаком маці ўвайшла ў маю натуру".

На першае дзесяцігоддзе XX ст. прыпадае пачатак працоўнай дзейнасці і першыя праявы грамадскай актыўнасці К. Міцкевіча, жанравы дыяпазон яго літаратурных твораў пашыраецца, яны робяцца больш дасканалымі, тады ж з"яўляюцца і першыя публікацыі.
Пасля заканчэння семінарыі ў 1902—1905 гг. малады настаўнік працаваў на Палессі ў вёсках Люсіна (цяпер Ганцавіцкі раён), Пінкавічы (цяпер Пінскі раён). Рабіў этнаграфічныя запісы, збіраў беларускі фальклор. У гэты ж час ён пазнаёміўся з нелегальнай рэвалюцыйнай літаратурай, праводзіў растлумачальныя гутаркі з сялянамі. Якуб Колас пазней пісаў:

"У 1905 годзе я хоць і не мог яшчэ добра арыентавацца ў партыях, але быў ужо заўзятым ворагам самадзяржаўя і ў гэтым кірунку вёў работу".

Так, у лістападзе 1905 г. ён склаў петыцыю жыхароў Пінкавіч да памешчыка Скірмунта з патрабаваннем забяспечыць права сялян на карыстанне азёрамі і ўчасткам зямлі для пашы. Менскі губернатар прадпісаў паліцыі праверыць звесткі аб "узбуджэнні настаўнікам с. Пінкавічы Міцкевічам сялян...". У студзені 1906 г. у парадку пакарання за грамадскую дзейнасць К. Міцкевіча перавялі ў Верхменскае народнае вучылішча (цяпер Смалявіцкі раён). 9—10 ліпеня 1906 г. ён прыняў актыўны ўдзел у нелегальным настаўніцкім з"ездзе, які адбыўся ў вёсцы Мікалаеўшчына. На гэтым сходзе было пастаўлена пытанне аб неабходнасці рэарганізацыі народнай асветы на аснове дэмакратыі і дэцэнтралізацыі. З"езд разагнала паліцыя, К. Міцкевіч у ліку іншых быў пазбаўлены права працаваць настаўнікам.
1 верасня 1906 г. у віленскай беларускамоўнай газеце "Наша доля" з"явіўся верш — "Наш родны край" , у якім аўтар называў родную зямлю "беднай старонкай", "забытым Богам краем". Гэта першы надрукаваны твор паэта . Тут упершыню быў выкарыстаны псеўданім Якуб Колас (надалей ужываліся таксама псеўданімы Тарас Гушча, Карусь Лапаць, К. Адзінокі, К. Альбуцкі, Андрэй "сацыяліст", Тамаш Булава, Ганна Груд, Мікалаевец, Лесавік і іншыя).
15 верасня 1906 г. у "Нашай долі" пад псеўданімам Дзядзька Карусь змешчана апавяданне "Слабода" пра самавольства царскай паліцыі — першы надрукаваны празаічны твор пісьменніка. У той жа час ён пачынае актыўна супрацоўнічаць у якасці аўтара з віленскай беларускамоўнай газетай "Наша ніва". У творчасці Якуба Коласа гэтага перыяду з"яўляюцца новыя формы. Ён выходзіць на больш высокі ўзровень літаратурнай працы — пачынае пісаць алегарычныя апавяданні "Казкі жыцця", дзе па-філасофску асэнсоўвае рэчаіснасць.

Зіму 1906—1907 гг. Колас жыў у родных у леснічоўцы Смалярня, дзе без афіцыйнага дазволу адкрыў прыватную школу. Пачаў складаць навучальны дапаможнік "Другое чытанне для дзяцей беларусаў". У 1907 г. прыехаў у Вільню, некалькі тыдняў працаваў загадчыкам літаратурнага аддзела ў "Нашай ніве", але паводле загаду паліцыі быў вымушаны пакінуць горад. У пачатку 1908 г. некаторы час выкладаў у прыватнай школе ў вёсцы Сані (цяпер Талачынскі раён). 15 верасня 1908 г. Якуб Колас засуджаны на 3 гады турэмнага зняволення паводле абвінавачання ў актыўных дзеяннях, накіраваных на выкананне праграмы Усерасійскага саюза настаўнікаў, які, як было заяўлена на судзе, меў на мэце ліквідацыю існуючага ў Расійскай імперыі грамадскага ладу (у тым ліку ў складанні адозвы да настаўнікаў, хоць пісаў яе іншы чалавек, якога Колас суду не назваў). Увесь тэрмін пакарання Якуб Колас адбываў у Менскім астрозе.

За турэмнымі кратамі ўдавалася пісаць вершы і перапраўляць на волю. У многіх творах Коласа выразна гучаць матывы вызвалення ад сацыяльнага і нацыянальнага прыгнёту.
У 1910-я гг. ён у сваёй творчасці звяртаецца да буйных літаратурных форм з філасофскім асэнсаваннем рэчаіснасці — пачынае працу над ліра-эпічнымі паэмамі "Новая зямля" і "Сымон-музыка".
Напісаныя ў гэты перыяд вершы і апавяданні друкаваліся ў газеце "Наша ніва". У 1909 г. у Санкт-Пецярбургу ў выдавецтве "Загляне сонца і ў наша аконца" выйшла першая яго кніга "Другое чытанне для дзяцей беларусаў", змест якой складалі вершаваныя і празаічныя творы пра з"явы прыроды, байкі і казкі пра жывёл, вершы і апавяданні на маральна-этычныя тэмы, а таксама прысвечаныя нялёгкай долі селяніна. У 1910 г. у Вільні надрукаваны першы зборнік вершаў "Песні жальбы" (напісаны ў 1906—1909 гг.), дзе паэтызуецца вобраз беларуса-селяніна, які, нягледзячы на цяжкія сацыяльныя ўмовы, верыць у адраджэнне роднага краю, апавядае пра свой бяспраўны лёс, але пры гэтым мае пачуццё ўласнай годнасці, выказвае імкненне да лепшае долі.

Пасля выхаду з турмы з верасня 1911 г. па 1914 г. Якуб Колас займаўся настаўніцкай працай: некалькі месяцаў без афіцыйнага дазволу навучаў дзяцей чыгуначнікаў у мястэчку Лунінец, у 1912—1914 гг. пасля атрымання пасведчання аб дабранадзейнасці працаваў настаўнікам спачатку ў вёсцы Купяцічы недалёка ад Пінска, потым у Пінскім 3-м прыходскім вучылішчы. Гэты час вельмі адметны для асабістага жыцця Якуба Коласа. У жніўні 1912 г. на хутары Смольня, каля вёскі Мікалаеўшчына, адбылася яго першая сустрэча з Янкам Купалам, якая паклала пачатак іх сяброўству. У чэрвені 1913 г. Канстанцін Міцкевіч узяў шлюб з настаўніцай пінскай чыгуначнай школы Марыяй Каменскай , з якой яны пражылі разам больш за 30 гадоў, мелі трох сыноў (Даніла , Юрка і Міхась ).


У той час у газеце "Наша ніва" рэгулярна друкаваліся вершы Якуба Коласа, прысвечаныя пераважна розным аспектам жыцця беларускай вёскі. У 1912 г. у Вільні выходзіць яго зборнік "Апавяданні", у 1913 г. у Санкт-Пецярбургу асобнымі выданнямі апавяданні "Нёманаў дар", "Тоўстае палена", зборнік вершаваных апавяданняў "Прапаў чалавек". Галоўная тэма гэтых твораў — жыццё беларускага сялянства, адпаведна галоўны герой — жыхар вёскі з яго клопатамі, звычаямі, норавамі, у іх аўтар ад апісання сялянскага побыту пераходзіў да стварэння разнастайных і глыбокіх вобразаў сялян. У Вільні ў 1914 г. Беларускім Выдавецкім Таварыствам выдадзены зборнік апавяданняў шырокага тэматычнага дыяпазону "Родныя з"явы". Празаічныя творы Якуба Коласа таго перыяду па сваёй тэматыцы, ідэйнай накіраванасці, вобразнай структуры збліжаліся з яго паэзіяй. У 1916 г. у Петраградзе ў выдавецтве "Загляне сонца і ў наша аконца" надрукаваны і драматургічны твор пісьменніка — невялікая п"еса "Чарка ўсё на свеце робіць", якая мела падзагаловак "Трагедыя з нядаўніх год (з вясковага жыцця)."

Падчас Першай Сусветнай Вайны ў 1915 г. у сувязі з набліжэннем фронту Якуб Колас разам з сям"ёй эвакуіраваўся ў Маскоўскую губерню, дзе быў мабілізаваны на вайсковую службу. Пасля заканчэння Аляксандраўскага ваеннага вучылішча (Масква, 1916 г.) служыў у запасным палку ў г. Перм. Летам 1917 г. у званні падпаручніка накіраваны на Румынскі фронт, але ў хуткім часе ў сувязі з хваробай атрымаў адпачынак і паехаў да сям"і ў горад Абаянь (цяпер Курская вобласць Расіі). Як настаўнік быў вызвалены ад вайсковай службы і працаваў выкладчыкам, школьным інструктарам у г. Абаяні і яго наваколлі.

У вершах гэтага перыяду гучаць антываенныя матывы, трывога паэта за лёс Беларусі ў новых гістарычных акалічнасцях, якія склаліся ў выніку вайны і Кастрычніцкай рэвалюцыі 1917 г., і адначасова заклік да стваральнай працы на карысць роднага краю (зборнік вершаў "Водгулле", выдадзены ў Мінску ў 1922 г.).

Таксама Якуб Колас працягваў працу над тэкстамі паэм "Новая зямля" і "Сымон-музыка", спрабаваў свае сілы і ў галіне драматургіі. Адзін з твораў гэтага жанру — п"еса "Антось Лата" (1917 г., упершыню пастаўлена ў 1918 г. у Мінску), дзе аўтар паказаў трагічны лёс селяніна, які меў калісьці сваю гаспадарку, але, страціўшы зямлю і ўсякія сродкі існавання, ператварыўся ў чалавека "дна". Пераломны гістарычны перыяд — ад Лютаўскай рэвалюцыі да Кастрычніцкай 1917 г., роздум Якуба Коласа над далейшым лёсам Беларусі адлюстраваны ў п"есе "На дарозе жыцьця" (1917 г., пастаўлена ў Мінску ў 1921 г.).

У 1921 г. у Коўне выйшаў зборнік апавяданняў "Казкі жыцця" (большасць "Казак жыцця" створаны да 1917 г., але працу над цыклам аўтар працягваў і надалей). У гэтых творах у алегарычнай форме выкладзены погляды на гісторыю і жыццёвую філасофію беларусаў як нацыі, іх месца сярод народаў-суседзяў, закрануты важныя сацыяльна-палітычныя і маральна-этычныя праблемы, паказана імкненне чалавека да пазнання таямніц прыроды і быцця.
У першай палове 1920-х гг. Якуб Колас завяршае вялікія творы, задуманыя яшчэ за дзесяць гадоў да таго, у якіх намаляваў шырокую карціну жыцця беларусаў у канцы XIX — пачатку XX ст., выклаў сваё бачанне шляхоў развіцця нацыі.
У 1923 г. у Мінску выйшла асобным выданнем паэма "Новая зямля" . Гэты твор з"яўляецца мастацкай энцыклапедыяй жыцця беларускага сялянства на рубяжы стагоддзяў. У паэме Колас па-філасофску асэнсоўвае цэлую эпоху ў жыцці беларускага народа. Аўтар апаэтызаваў духоўнае багацце і маральную веліч працоўнага чалавека, яго адвечную мару быць гаспадаром на ўласнай зямлі. У творы яскрава апісаны побыт народа, выведзены тыповыя беларускія характары. Цудоўныя замалёўкі беларускай прыроды характарызуюць Якуба Коласа як выдатнага майстра пейзажу.
У 1925 г. у часопісе "Полымя" апублікавана трэцяя рэдакцыя паэмы "Сымон-музыка" . У гэтым творы асвятляецца роля мастака і мастацтва ў жыцці народа, тут найбольш поўна выявіліся эстэтычныя погляды Якуба Коласа. Гэта твор аб народных вытоках мастацтва, лёсе таленту з народа, духоўным адраджэнні нацыі. Трагічныя і драматычныя матывы ў ім пераплятаюцца з жыццясцвярджальнымі і аптымістычнымі. Аўтар стварае вобраз маладога беларуса — свядомага творцы свайго лёсу, які імкнецца да духоўнага адраджэння роднага краю. Паэт асвятляе своеасаблівасць нацыянальнага шляху беларусаў, выказвае надзею на актывізацыю духоўна-творчых сілаў народа.

У гэты перыяд пашыраецца тэматыка твораў Якуба Коласа. Ён прыходзіць да апісання жыццёвых шляхоў беларускай інтэлігенцыі пачатку XX ст., яе духоўных пошукаў. Пісьменнік стварае так званыя палескія аповесці : два вялікія празаічныя творы "У палескай глушы" (выдана ў Вільні ў 1923 г.) і "У глыбі Палесся" (выдана ў Менску ў 1927 г.). Яны пазней увайшлі як 1-я і 2-я часткі ў трылогію "На ростанях" — найбольшы празаічны твор Якуба Коласа. У 1925 г. была апублікавана п"еса "Забастоўшчыкі", пра тое, як беларускае настаўніцтва ўключалася ў палітычную барацьбу. У аснове сюжэту — першы нелегальны з"езд настаўнікаў у Мікалаеўшчыне. Гэты твор не атрымаў сцэнічнага ўвасаблення. Акрамя таго, у 1925 г. напісана аповесць "На прасторах жыцця" (выдадзена ў 1926 г.), прысвечаная моладзі 1920-х гг., праблемам яе духоўнага станаўлення, адукацыі, культуры, імкненню да пераўтварэння жыцця.

Другая палова 1920-х — 1930-я гг. гэта час актыўнай грамадскай дзейнасці Якуба Коласа, прызнання яго заслуг і пры гэтым вельмі складаны перыяд жыцця, падзеі якога адбіліся на псіхалагічным стане, негатыўна паўплывалі на ўсю далейшую творчасць пісьменніка. Яшчэ з сярэдзіны 1920-х гг. Якуб Колас трапіў у поле зроку савецкіх рэпрэсіўных органаў. У 1925 г. у яго быў праведзены вобыск, а затым і допыт у сувязі з так званай "лістападаўскай справай", якая датычылася "контррэвалюцыйнай арганізацыі" на Случчыне. У 1930-я гг. ціск на Якуба Коласа яшчэ больш узмацніўся. Расейскія камуністы адкрыта абвінавачвалі яго ў так званай "нацдэмаўшчыне", у прапагандзе ідэй бяскласавасці беларускай нацыі, знаходзілі ў творах ідэалізацыю "кулацтва", хутарской гаспадаркі, перабольшванне ролі інтэлігенцыі і г.д. У 1930 г. Якуб Колас быў змушаны публічна "каяцца" ў палітычных "памылках". Былі арыштаваны і рэпрэсіраваны блізкія сваякі паэта — дзядзька па матчынай лініі грамадскі і палітычны дзеяч, мовазнавец Язэп Лёсік, родны брат жонкі Коласа Аляксандр Каменскі. Якубу Коласу пагражаў арышт, аднак санкцыя на яго ад вышэйшага кіраўніцтва не была дадзена. Магчыма, з-за шырокай вядомасці і народнага прызнання песняра.

У 1926 г. Якуб Колас пачаў пісаць паэму "На шляхах волі" аб цяжкіх умовах існавання падчас Першай Сусветнай Вайны, іх уплыве на фарміраванне пратэстных настрояў народных мас і станоўчага стаўлення да бальшавікоў у перыяд рэвалюцый 1917 г. Над гэтым творам паэт шмат разважаў, працаваў і ў 1930-я і ў 1950-я гг., але так і не завяршыў. У творчасці Коласа 1930-х гг. прысутнічае і тэма "калектывізацыі". Галоўны герой яго аповесці "Адшчапенец" (1930-1931 гг., выдадзена ў 1932 г.) пасля доўгіх ваганняў прыходзіць да высновы аб перавагах калектыўнай гаспадаркі перад аднаасобнай. Акрамя таго, у гэты перыяд Якуб Колас звярнуўся да драматычных падзей Першай Сусветнай Вайны галоўным чынам праз паказ "салдацкай праўды" — у п"есе "Вайна вайне" (1927-1931 гг., апошняя рэдакцыя 1938 г.) і грамадзянскай вайны — у аповесці "Дрыгва" (1933 г.) і створанай на яе аснове п"есе "У пушчах Палесся" (1937 г.). У 1940 г. пачаў пісаць паэму "Рыбакова хата" пра жыццё працоўных Заходняй Беларусі ў складзе Польскай дзяржавы, іх барацьбу за свае правы. У гэты перыяд Колас плённа працаваў у галіне перакладу з рускай, украінскай, польскай моваў ("Палтава" А. Пушкіна, некаторыя творы М. Лермантава, А. Міцкевіча, Т. Шаўчэнкі, П. Тычыны, Р. Тагора і інш.).
У час нямецка-савецкае вайны паэт жыў пад Масквой у Клязьме, Ташкенце, Маскве. У вершах (зборнікі "Адпомсцім", 1942 г.; "Голас зямлі", 1943 г.), паэмах "Суд у лесе" (1942 г.), "Адплата" (1943-1944 гг.), публіцыстычных артыкулах перыяду вайны ён услаўляў патрыятызм, гераізм людзей, выкрываў чалавеканенавісніцкую сутнасць фашызму. У канцы 1944 г. вярнуўся ў Менск.

У 1954 г. была завершана аповесць "На ростанях", у якой апісаны падзеі 1906-1911 гг. Яна стала 3-й, апошняй (разам з дзвюма папярэднімі — "У палескай глушы", "У глыбі Палесся"), часткай аднайменнай трылогіі. Трылогія — адзін з першых беларускіх раманаў. Гэта шырокае мастацкае палатно сацыяльна-грамадскай сітуацыі ў Беларусі, эпапея жыцця беларускага народа перыяду Рэвалюцыі 1905-1907 гг. і паслярэвалюцыйных гадоў. Твор напісаны на аўтабіяграфічным матэрыяле, у ім створана галерэя партрэтаў нацыянальнай інтэлігенцыі, выхадцаў з народа, адраджэнцаў, адлюстраваны побыт сялянства і іншых сацыяльных слаёў. Аўтар выявіў глыбокае майстэрства псіхалагічнага аналізу ў апісанні сваіх герояў. У трылогіі раскрылася і майстэрства Коласа-пейзажыста: створаны цудоўныя малюнкі беларускае прыроды.

13 жніўня 1956 г. Якуб Колас памёр за сваім рабочым сталом. Пахаваны ў Мінску на Вайсковых Могілках.

Шлях, які прайшоў Якуб Колас, — адметны. Асноватворныя ўласцівасьці яго жыцця і дзейнасці — сумленнасць, высокароднасць, нераўнадушша, імкненне дапамагчы ў цяжкіх абставінах, грунтоўнасць ва ўсіх жыццёвых праявах, вернасць сваім прынцыпам, адстойванне ў прамым ці ўскосным выглядзе ўласных поглядаў, любоў да Бацькаўшчыны і яе народа, клопат аб захаванні нацыянальнай самабытнасці беларусаў, аб беларускай мове, пратэст супраць рознага кшталту прыгнечання чалавека. Гэтыя якасці ў поўнай меры адбіліся на творчасці пісьменьніка, які ўнёс значны ўклад у нацыянальную і сусветную літаратуру. Сярод творчых дасягненняў найбольш важкімі з"яўляюцца пашырэнне жанравых магчымасцяў беларускай літаратуры, выкарыстанне шырокай і актуальнай тэматыкі ў паэтычных і празаічных творах, узбагачэнне паэзіі філасофскай і пейзажнай лірыкай, спалучэнне лірыкі і эпасу, закладанне асноваў беларускага рамана і беларускай дзіцячай літаратуры, філасофскае асэнсаванне рэчаіснасці праз алегарычны аповед, станаўленне норм беларускай літаратурнай мовы.
Ужо ў 1920 г. у выдадзенай у Вільні "Гісторыі беларускай літаратуры", якую напісаў вядомы беларускі пісьменнік і літаратуразнавец М. Гарэцкі, Якуб Колас названы класікам беларускай літаратуры.
Паэтка і перакладчык з Вялікабрытаніі В. Рыч вельмі высока ацэньвала паэму Якуба Коласа "Новая зямля". Яна параўноўвала гэты твор са старажытнарымскімі трагедыямі, з драмамі і трагедыямі Уільяма Шэкспіра. "Без такіх твораў, як "Новая зямля", - лічыла паэтэса, - сусветная літаратура была б значна бяднейшая".
Дзейнасць Якуба Коласа, яго роля і значэнне ў нацыянальным духоўным адраджэнні беларусаў высока ацэнены нашчадкамі.
Імем Коласа названы Інстытут мовазнаўства і Цэнтральная навуковая бібліятэка Нацыянальнай Акадэміі Навук Беларусі, Нацыянальны акадэмічны драматычны тэатр у Віцебску, плошчы і вуліцы, школы і бібліятэкі ў многіх населеных пунктах Беларусі, буйное вытворчае паліграфічнае прадпрыемства ў Мінску.
Творы Якуба Коласа ўвасоблены ў тэатральным, музычным, кінематаграфічным мастацтве. У тэатрах ставіліся п"есы паводле яго апавяданняў, аповесцей, трылогіі. Ю. Семянякам створана опера па паэме "Новая зямля", Ю. Багатыровым па аповесці "Дрыгва" — опера "У пушчах Палесся". На словы Якуба Коласа напісана шмат музычных твораў. Коласаўскую паэзію для напісання песень і рамансаў выкарыстоўвалі кампазітары М. Чуркін (песні "Краска", "Вясна", рамансы "Маёй каханцы", "Гусі..."), А. Туранкоў (рамансы "Усход сонца", "Дудка", песня "Радасць"), Я. Цікоцкі (рамансы "Каманіну, Малакову, Сляпнёву", "Пераможны май") і інш. Яшчэ ў 1929 г. быў зняты фільм "Песня вясны" (рэжысёр В. Гардзін) паводле аповесці Якуба Коласа "На прасторах жыцця". У 1960-1961 гг. экранізавана трылогія "На ростанях" (фільм "Першыя выпрабаванні", рэжысёр Ул. Корш-Саблін).
За межамі Беларусі з творчасцю Якуба Коласа знаёмы жыхары многіх краін свету. Яго творы (пераважна паэтычныя) перакладзены больш чым на 40 замежных моў, у тым ліку на найбольш распаўсюджаныя — англійскую, нямецкую, французскую, іспанскую, кітайскую. Творчасць пісьменніка і яго ролю ў літаратуры разглядалі у сваіх працах славісты Вялікабрытаніі, Аўстрыі, Нямеччыны, Італіі. Асобае месца сярод перакладаў твораў займаюць выданні на славянскіх мовах — рускай, польскай, украінскай. На рускай мове ў розны час выходзілі тры зборы твораў Якуба Коласа.
Рэгулярна праводзяцца прысвечаныя творчасці паэта Міжнародныя навуковыя канфэрэнцыі, па выніках якіх выдаюцца зборнікі матэрыялаў "Каласавіны".
100-гадовы юбілей беларускага песняра паводле рашэньня ЮНЭСКА адзначаўся ў міжнародным маштабе. У 1996 г. створаны Міжнародны фонд Якуба Коласа. У 2007 г. у Беларусі адзначалася 125-годдзе з дня нараджэння нацыянальнага паэта Якуба Коласа.