Скорость самой быстрой подводной лодки в мире. Скорость подводной лодки

Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал. А сейчас и вспоминать о былых достижениях как-то не с руки - ничем аналогичным похвастаться не можем. И все-таки имеет смысл напомнить хотя бы о некоторых из них, хотя бы для того, чтобы разбудить уснувший дух творчества и побудить к великим свершениям.

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 "Анчар" К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.

Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты "Аметист" с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.

Стоимость

Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И "Анчар" назвали "золотой рыбкой". Хотя можно сказать, сказочное имя означало: "золотая рыбка" способна выполнить любое желание своей команды.

Возможности

Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.

С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США "Саратога". Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.

Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб "Курск". Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.

Характеристики

Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 "Аметист" (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.

Уникальность

"Золотая рыбка" так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.

В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 "Лира", по классификации НАТО - "Альфа". Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.

Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта "Анчар". По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки "Лиры" было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность "Лир" была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.

В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 "Плавник" К-278. Она вошла в историю под именем "Комсомолец" как лодка, погибшая из-за пожара на борту.

К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.

4 августа 1985 года "Комсомолец" погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.

Неповторимая "Акула"

В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 "Акула". Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская "Огайо" имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. "Акулы" оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.

Почти сорок лет назад начала свою службу уникальная подводная лодка. Эта самая быстрая подводная лодка установила рекорд – 80,4 км/час. Приказ об ее создании поступил в 1959 году, а со стапелей она сошла в середине 70-х. Субмарине не суждено было стать массовой – был создан единственный экземпляр.

Начало пути

Все началось с разработки американцами в середине прошлого столетия новой военной доктрины – специальной стратегии реалистического устрашения. Америка начала перестраивать военно-морской флот, чтобы взять под контроль мировой океан. Большое внимание уделялось авианосным ударным кораблям. У СССР ничего этого не было, и, чтобы что-то поставить в противовес, был сделан упор на подводные суда. Минусом уже существующих субмарин была необходимость для запуска ракеты находиться на поверхности.

Конструкторы получили задание – сделать крылатую ракету с возможностью подводного запуска, предназначенную для атак на большие суда. Они успешно справились с заданием, создав ракетный комплекс «Аметист». У новых ракет, помимо возможности подводного запуска, была возможность автономного управления, что позволяло субмарине уходить от врага сразу после удара.


Но одного ракетного комплекса было мало. Нужна была самая быстрая подводная лодка, которая могла бы нести смертоносные снаряды. Именно тогда и приступили к проекту 661 – субмарине К-162 «Анчар». Лодка К-162 разрабатывалась тысячей специалистов, работавших в жестких условиях. Нужно было не просто создать новую подлодку – было запрещено использовать любые решения, применявшиеся ранее. Была необходима машина будущего, не имеющая аналогов в мире. При этом она должна развивать максимально возможную скорость – у ракет была маленькая дальность полета.

Создание легенды

Руководил проектом крупный ученый тех времен Николай Исанин. Будучи умелым специалистом, он почти никому не был известен. Проект был завершен в декабре 1960 года. Почти все тут было впервые. Вместо привычной системы управления у нее был штурвал. За работой механизмов стали наблюдать с помощью телекамер. Многие системы контролировались автоматикой.

За энергетику отвечала пара атомных реакторов. На субмарине применялась разработанная именно для нее инновационная атомная пароэнергетическая установка. Ее мощность была значительно выше, чем у любой другой подлодки. Полностью заправленная ядерным горючим, она могла на полном ходу четыре раза обогнуть земной шар. Для американцев разработка стала предметом откровенной зависти.

Наибольшее внимание уделили снижению шума, хотя на полной скорости самая быстрая подводная лодка все равно шумела очень сильно. Автоматика позволила значительно уменьшить численность экипажа, а условия жизни стали гораздо лучше. Каюты были комфортабельными, имелись неплохая вентиляция, регенерация воздуха, система его очистки, отопление, возможность приготовления горячей еды и мороженого.


Подлодка К-162 даже визуально ничем не напоминала предшественниц – напоминавшая формой кита, она получила прозвище «золотая рыбка». К выбору материала для корпуса также подошли нестандартно. Впервые в мире использовался титановый сплав – крепкий, с небольшим весом, устойчивый к коррозии. Все это требовало дополнительного времени, и задержки вызывали негодование руководства страны. В результате пришли к решению как можно быстрее собрать такую же лодку, но из корабельной стали – это был другой проект – 670. Его и правда удалось собрать гораздо быстрее – первая такая субмарина отправилась в первое плавание в 1967 году. Всего их было 17, но титановый оригинал продолжал стоять в порту.

Конец службы

До финиша добрались только в конце 1969 года. Запуск подлодки планировали приурочить ко дню рождения Брежнева – 17 декабря. Тестовый запуск состоялся 13 числа. Субмарину удалось разогнать во время первого старта до 77 км/ч – это стало рекордом. Когда самая быстрая подводная лодка в мире поднялась на поверхность, ее не могли узнать – вся краска начисто содрана, при этом сварочные швы разгладились. Еще через год удастся обновить рекорд – разогнавшись до 83 км/ч.


После испытаний субмарину перекрасили, и она стала частью Северного флота. Именно после этого, в 1971 году произошел легендарный случай с авианосцем «Саратога». Он шел на базу в Майами, когда матросы обнаружили преследующую их субмарину. Уйти им от нее так и не удалось. Советская подлодка с легкостью могла обогнать авианосец, которым гордились США. Американы получили сильнейший удар по самолюбию.


При всех ее достоинствах, была эта субмарина неудобной в эксплуатации, ее часто ремонтировали. Наиболее серьезная авария случилась в конце 70-х годов. Из-за того, что приходилось торопиться во время планового ремонта была допущена ошибка, начал разгоняться реактор без подачи воды. Спас лодку лопнувший компенсатор главного насоса, несколько отсеков затопило радиоактивной водой, люди не пострадали. Госкомиссия приказала заменить сломавшийся механизм, но субмарина была в единственном экземпляре, а производства, на которых она создавалась, уже были расформированы. Тем не менее, специалистам удалось справить проблему, и субмарина проработала еще много лет. Утилизировали легендарную машину, получившую от американцев прозвище “Papa”, лишь в 2010 году.

К-222

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

К-222 (К-162) - атомная подводная лодка (АПЛ) СССР второго поколения, на счету которой абсолютный рекорд скорости в подводном положении в 44,85 узла (83,06 км/ч). Единственная лодка, построенная по проекту 661 «Анчар», вооруженная первыми крылатыми ракетами подводного пуска «Аметист». За свои уникальные качества и дороговизну получила прозвище среди моряков «Золотая рыбка».

Общие сведения

Первая атомная подводная лодка СССР второго поколения, единственная лодка проекта 661 «Анчар». По кодификации НАТО получила название Papa (рус. «Папа»). Такое название было выбрано случайно, но субмарина проекта 661 стала своего рода прародителем атомных подводных лодок современности. К-222 - первая подводная лодка, построенная из титана, который в 60-ые годы стоил баснословных денег, из-за чего стоимость лодки была колоссальной и составляла 2 млрд. рублей по курсу 1968 года, за что и получила прозвище «Золотая рыбка».

Субмарина представляла из себя квинтэссенцию всех передовых технологий того времени: автоматика, телеметрия, гидродинамика. В отличие от своих предшественниц, которые имели заостренный нос, лодка была похожа на гигантскую торпеду. Именно с К-222 началась знакомая нам «китообразная» форма современных АПЛ.

Предпосылки к созданию

Создание данной подводной лодки было ответом СССР на новую военную доктрину США, в которой основная наступательная мощь армии переносилась на флот, где основной боевой единицей являлась авианосная ударная группа . СССР не мог строить свои авианосцы из-за большой стоимости и трудоемкости производства, поэтому было решено сделать ставку на подводный флот.

Существенным недостатком подводных лодок в конце 50-ых - начале 60-ых годов было то, что для пуска ракет по кораблям противника лодке необходимо было всплыть на поверхность, тем самым демаскировав себя и лишить атаку элемента внезапности. Для решения этой проблемы академиком Владимиром Челомеем была разработана ракета подводного старта П-70 «Аметист». Однако для возможности пуска ракеты из подводного положения пришлось принести в жертву дальность её полета, которая составила 80 км. Конструкторским бюро было дано задание создать новую лодку с высокими скоростными характеристиками, которая могла бы за короткое время сблизится с авианосной группой для пуска ракет и быстро уйти от ответного удара.

Проектирование

Проектировка подлодки началась в декабре 1959 года в ЦКБ-16 под руководством Николая Исанина. Позже его сменил Н. Шульженко. По приказу ЦК КПСС при проектировании новой субмарины было запрещено применять уже использовавшиеся ранее технологии, приборы и инженерные решения. С одной стороны, это позволило получить лодку с уникальными на то время возможностями, но, в свою очередь, на разработку новых технологий требовалось время, что приводило к увеличению срока проектировки новой субмарины. Конструкторы субмарины обратились к новой для того времени науке - эргономике: на суше собирались макеты постов управления в натуральную величину.

Для постройки К-222 был впервые использован титан. В 60-ых годах в СССР не было достаточных мощностей для производства необходимого количества металлического титана, а также отсутствовали способы его обработки, поэтому постройка лодки сильно затягивалась. Многие промышленные технологии использовались впервые, что нередко приводило к трагедиям. Например, во время сварки двух титановых деталей в атмосфере аргона по неопытности задохнулось несколько сварщиков.

Постройка и испытания

  • В 1961 году был утвержден проект подлодки, после чего приступили к выпуску рабочих чертежей;
  • В 1962 году 3 мая была зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ К-18;
  • В 1963 году 28 декабря в цехе № 42 на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;
  • В 1965 году 27 января была вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162;
  • В 1965 году осенью сформирован экипаж ;
  • В 1968 году 21 декабря была спущена на воду и зачислена в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;
  • В 1969 году 13 декабря в 2:30 утра лодка вышла на ходовые испытания, в ходе которых при мощности реакторов в 80 % была достигнута скорость в 42 узла в подводном положении. Во время этих испытаний была обнаружена интересная особенность: при скорости лодки свыше 35 узлов появлялся сильный гул до 100 децибел, сравнимый с ревом реактивного самолета. Как позже установили, гул появлялся из-за турбулентного характера обтекания лодки. По воспоминаниям очевидцев, когда лодка вернулась к причалу, с нее слетела вся краска, была оторвана входная дверь ограждения рубки, было сорвано три лючка в надстройке и даже загладились сварочные швы на корпусе.
  • В 1969 году 31 декабря подписан приемный акт;
  • В 1970 году 9 января лодка официально вошла в состав Краснознаменного Северного флота.

Описание конструкции

Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков: 1-й (верхний) и 2-й (нижний) отсеки, имеющие в сечении форму восьмерки, образованной двумя пересекающимися окружностями диаметром 5,9 м каждая (в них размещались торпедные аппараты с запасным боекомплектом и устройством быстрого заряжания); 3-й - жилые помещения, пищеблок, кают-компания, аккумуляторы; 4-й - ЦП, пост управления энергетикой, жилой блок; 5-й - реакторный; 6-й - турбинный; 7-й - турбогенераторный; 8-й - отсек вспомогательных механизмов (рефрижераторы, компрессорные машины, водоопреснительная установка); 9-й - рулевые приводы и трюмный пост.

Корпус

Носовое забортное расположение ракетных шахт для подводного старта в сочетании с торпедными аппаратами предопределили совершенно новую форму носовой оконечности - шаровую вместо привычной остроносой. Это логично привело к каплевидной форме корпуса до кормы. Кормовая оконечность лодки была выполнена раздвоенной в виде двух осесимметричных конических обтекателей валов с расстоянием между ними порядка 5 м (в обиходе такое решение получило название «штаны»). Гидродинамическая оптимизация формы кормовой оконечности была достигнута за счет ее удлинения с малыми углами схода ватерлинии в диаметральной плоскости и применения удлиненных гребных валов с обтекателями, допускающими установку гребных винтов оптимального диаметра для заданной частоты вращения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Основной силовой установкой лодки были два атомных реактора на тепловых нейтронах водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт. Реакторы состояли из паропроизводящей установки В-5Р паропроизводительностью в 250 т пара в час и турбозубчатого агрегата ГТЗА-618. Дополнительно на лодке было 2 автономных турбогенератора переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 3000 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

По утверждениям команды внутри лодки были созданы отличные условия: сияющие чистотой кают-компания, комната отдыха, душевая, сауна, титановые унитазы. Главный конструктор по корпусу Н. И. Антонов очень гордился тем, что на подлодке созданы условия для экипажа не хуже, чем на надводном корабле. Управлять субмариной помогали новые системы автоматизации и телеметрии. В местах наблюдения, опасных для здоровья человека, матросов заменили камеры.

Вооружение

Схема движения ракеты «Аметист» к цели

Основным вооружением К-222 являлось 10 противокорабельных ракет подводного пуска П-70 «Аметист». Наклонные пусковые установки (ПУ) располагались побортно в носовой части субмарины по 5 штук между прочным и легким корпусом субмарины. П-70 являлась первой в мире крылатой ракетой с подводным стартом, которая позволяла поражать надводные корабли противника в радиусе 80 км. Боевая часть могла быть как кумулятивно-фугасной (массой 1000 кг), так и ядерной (200 кг). Именно возможность подводного старта позволяла рассматривать К-222 и подлодки проекта 670 «Скат» как первые противоавианосные субмарины.

Дополнительным вооружением являлись 4 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм, расположенных по схеме 2×2 с боекомплектом в 12 торпед . Стандартная загрузка - восемь противокорабельных (53-65) или противолодочных (СЭТ-65) торпед в обычном снаряжении и четыре противокорабельных торпед с ядерным зарядом (Т-5/53-58).

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На борту корабля имелся всеширотный навигационный комплекс «Сигма-661», обеспечивающий подводное и подледное плавание. Автоматическое управление кораблем осуществлялось посредством системы управления по курсу и глубине «Шпат», система предотвращения аварийных дифферентов и провалов «Турмалин», а также система управления общекорабельными устройствами и забортными отверстиями «Сигнал-661». Гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин» обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным вооружением. Обеспечивалось круговое обнаружение сигналов ГАС противника, работающих в активном режиме, а также их опознавание с определением пеленга и дистанции. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС «Радиан-1». Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30 м при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Имелись РЛС РЛК-101 и МТП-10, а также система определения государственной принадлежности «Нихром». Для двусторонней сверхбыстродействующей засекреченной радиосвязи с береговыми командными пунктами, другими кораблями и взаимодействующими с подводной лодкой самолетами имелась современная (по меркам 1960-х гг.) радиосвязная аппаратура. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника.

История службы

  • В 1970 году 14 декабря лодка прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. К тому моменту за время опытной эксплуатации лодкой уже было пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой.
  • В 1970 году 18 декабря лодка вышла на испытания, в ходе которых был установлен новый рекорд скорости под водой. При заблокированной аварийной защите турбин и мощности реактора в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла (82,88 км/час) на глубине 100 м. Во время испытаний на лодке присутствовал главный конструктор Шульженко, а на посту управления турбинами дежурил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов.
  • В 1970 году 29 декабря субмарина зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
  • В 1971 году в марте команде была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать скорость лодки на максимальной мощности не только по своим приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. К сожалению, из-за шторма суда не смогли выйти в море. Тем не менее, старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации Э. Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Были сделаны 2 галса , достигнута скорость в 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
  • В 1971 году осенью был совершен дальний поход при полной автономности через Атлантический океан. Во время этого походу случился знаменитый курьез с 6-ой американской ударной авианосной группой. К-222 стала преследовать авианосец США «Саратога» (USS Saratoga CV-60 ). Попытка авианосца уйти от преследования на полном ходу (30 узлов) не принесла результатов. Более того, подлодка показательно пошла на опережение авианосца и его группы сопровождения, тем самым продемонстрировав свои ходовые качества.
  • В 1972 году по 1975 год находилась на среднем ремонте в г. Северодвинск.
  • В 1974 году на ходовых испытаниях вновь показала скорость около 45 узлов .
  • В 1975 году в январе вернулась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия.
  • В 1975 году в апреле приняла участие в учении «Океан-75».
  • В 1977 году 25 июля переклассифицирована в большую подводную лодку.
  • В 1978 году 15 января присвоен новый тактический номер К-222 .
  • В 1980 году 30 ноября, находясь на ремонте в г. Северодвинск, из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора произошло резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал. Из-за невозможности замены контура всерьез встал вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации субмарины, однако брешь в контуре удалось устранить.
  • В 1984 году расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661. В этом же году в июне причислена к составу 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г. Видяево), а в декабре выведена из эксплуатации.
  • В 1988 году поставлена на прикол в г. Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ.
  • В 1989 году 14 марта исключена из состава ВМФ.
  • В 1999 году 7 ноября спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия Севмаш.
  • В 2008 году 23 июня переведена с ФГУП ПО «Севмаш» на ФГУП МП «Звездочка» для дальнейшей утилизации.
  • В 2015 году в марте официально закончена утилизация единственной подлодки проекта 661.

Командиры

Все командиры подлодки входили в состав воинской части 81251.

Фото Командир Срок службы
Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков 1965-1975
Капитан 1-го ранга В.С. Лищинский 1975-1985
Капитан 1-го ранга В.П. Филатов 1985-1989

Шок - это по-нашему! Событие произошло в 1971 году, осенью. Советская атомная субмарина (тактический номер К-162, проект 661 «Анчар») с крепким, как броня, корпусом из титана приблизилась к корме судна «Саратога». Ударный авианосец 6 флота США планировал легко оторваться. Однако необычная гонщица легко обходила чудо иностранной военно-морской техники, показываясь перед его носом. Команда «отстающих» была шокирована феноменальными скоростными возможностями. Только так и осталась «скромницей» самая быстрая подводная лодка! В мире не было и нет ей равных. Однако на страницах Книги рекордов Гиннеса об этом - ни слова. Военная тайна не терпит шумихи.

Врешь, не уйдешь!

Непревзойденная гордость Штатов корабль типа «Лексингтон» шел из Средиземноморья в атлантический порт Майами, к месту постоянного базирования. Вдруг иностранные моряки узрели: в глубинах их настигает громадный «кит» - субмарина, габариты которой соизмеримы с размерами дома в четыре этажа. Как выяснилось, уйти невозможно: глубинная лодка несколько часов подряд играючи обгоняла авианосец, набравший 30 узлов (55,56 км/час). В этом не было ничего удивительного: «Анчар» (К-162) развивал 44,7 узлов (80,4 км/час).

Хватило мощности всего одной турбины, чтобы набрать и поддерживать фантастическую скорость. Самой быстрой летающей, как машина по шоссе, на планете Земля до этого просто не водилось. Замешательство наблюдателей нарастало. Грозная «Старая Леди» (одно из прозвищ «Саратоги») выглядела абсолютно беспомощной. Советская техника прямо на глазах противника демонстрировала абсолютный мировой рекорд быстроты подводного передвижения. И принадлежал он не Штатам, а стране, в которой, как считали некоторые, по улицам ходят медведи.

Достойный ответ

Ошалевшие очевидцы не могли взять в толк: как можно к русским «плавучим лаптям» применять эпитеты «потрясающая скорость», «самая быстрая»? «Подводной лодки нет круче»? Да, не зря говорят: лучше поверить и обмануться, чем обмануться, не поверив. Оказывается, еще как можно! Известно, что в марте 1971 года на Мотовской мерной линии (участке прибрежной акватории) могла быть зафиксирована скорость 44,85 узлов (83,05 км/час).

Победы требовалось достичь в присутствии наблюдателей с гидрографических судов. В те времена любили делать посвящения крупным партийным событиям. Данный подвиг хотели приурочить к открытию XXIV съезда КПСС. Начался шторм, гидрологи не смогли выйти в море. Когда погода установилась, уже решили не рапортовать. Пока штормило, при стопроцентной нагрузке мощности атомных реакторов субмарина выдала новый рекорд, те самые 44,85 узлов.

Сделав два круга по ветру, на третьем столкнулись с проблемами и прозвучала команда прекратить рискованный эксперимент. Таким образом, в мировой рекорд вошла цифра 44,7. Планка до сих пор не преодолена. В середине 70-х годов XX века советские конструкторы рассчитывали на увеличение объемов производства, наладку серийного выпуска новинки. Но этого не произошло, хотя даже современные подводные лодки Северного флота не дотягивают до показателей полувековой давности.

По причине высокой себестоимости (затраты составили 1% процент бюджета державы) скоростной «убийца авианосцев» оказался единственным, неповторимым и, как упоминалось выше, сверхсекретным. Информация долгие годы доводилась не до всех военнослужащих. О степени проникновения в тему гражданского населения остается только догадываться. Так или иначе, это был суровый ответ социализма на капиталистические «имперские замашки».

Мы вам покажем кузькину мать!

Подробнее о том, как и почему родилась самая быстрая подводная лодка. В мире царила холодная война, стороны, олицетворяющие два разных политических строя, жестко соревновались в наращивании вооружений. В середине XX века Соединенные Штаты Америки разработали особую военную программу. Делалась ставка на стратегию реалистического устрашения, частью которой стала океанская стратегия.

Наступательные силы меняли направление основной мощи, шло ее резкое перенаправление с суши на море. Система поддерживалась при помощи «плавучих аэродромов» - групп ударных авианосцев. Стране победившего социализма срочно требовалась не только современная, новая техника. Речь шла о том, что вот-вот появится самая быстрая подводная лодка. СССР в 60-е годы минувшего столетия крупных кораблей настроить не успел: сравнительно недавно отгремела война по защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Страна едва оправилась от разрухи. Выход нашелся: руководитель государства Никита Сергеевич Хрущев решил показать всем самоуверенным кузькину мать в виде непревзойденного подводного флота.

Неплохо бабахнуть прямо из глубин

Важное место регулярному совершенствованию военной отводилось еще до того, как появилась самая быстрая подводная лодка. В мире жесткого противостояния, на волне океанской стратегии такая необходимость достигла апогея. Как известно, подлодки Страны Советов образца шестидесятых годов имели серьезный недостаток: ракеты могли запускаться для поражения цели только при подъеме с глубины, после всплытия.

Часто именно в этом положении субмарины «засвечивались» противником и уничтожались (если не успевали вовремя «унырнуть»). Вскоре появился «Аметист» - ракетный комплекс, способный стартовать из покрытых мраком глубин. Он создавался под контролем конструктора ракетно-космической техники Владимира Челомея (фото вверху). Новинку сразу же приняли на вооружение, хотя масса боевой головки стала меньше, как и дальность стрельбы. Все эти на первый взгляд отрицательные факторы с запасом компенсировались возможностью наносить скрытый внезапный удар.

Секретная миссия

Предполагалось, что постоянно перемещающуюся цель будет отслеживать всевидящее «око» автономной системы управления и наведения. Это позволяло упростить задачу ухода от сторожевых судов (кораблей сопровождения) возможного врага. На борт намеревались установить сразу десять самолетов-снарядов (крылатых ракет) П-70. Как воздух, нужна была самая мощная подводная лодка! В мире кораблей, способных погружаться и действовать под водой, ни при каких обстоятельствах не могло быть «клонов» и конкурентов.

К работе привлекли даже не сотни, а тысячи специалистов, все они подписали обязательство о неразглашении государственной тайны. Конструкторские решения, использовавшиеся ранее, отметались сразу: рождалась субмарина будущего. Ориентировались на дальность полета крылатой ракеты с красивым названием «Аметист». Она невелика - восемьдесят километров. Дабы субмарина динамично подходила к плавучим аэродромам на дистанцию атаки, требовалось наделить ее высокими скоростными способностями (приравненными к торпедным).

Навороченный и эргономичный

В обстановке напряженности и тайн рождалась самая лучшая подводная лодка. В мире и в стране никто не знал имени руководителя проекта. Непререкаемый научный авторитет, высококлассный специалист-кораблестроитель, академик Николай Исанин (как в свое время небезызвестный конструктор космического корабля «Восток» Сергей Королев) был фигурой строго засекреченной. Под его чутким и строгим началом коллектив работал круглыми сутками. На определенном этапе руководство взял в свои руки Николай Шульженко. Кропотливая напряженная деятельность принесла богатые плоды.

В декабре 1960 года проект подлодки будущего был готов. Количество авангардных технических решений «зашкаливало» - 398: штурвал как у самолета, телемеханика, телекамеры, автоматика, ну и, конечно, тот самый прочный титановый корпус, который изготовил северодвинский завод «Севмаш» в 1962 году. Сама К-162 была заложена на этом же предприятии в декабре 1963-го (заводской номер 501). Важная роль отводилась эргономичности.

Четыре потенциальные кругосветки

Энергетику обеспечивали два атомных реактора. Проект 661 включал двухвальную пароэнергетическую установку (40 000 лошадиных сил каждая, в 2 раза выше показателей всех зарубежных и отечественных «собратьев»). Во многом благодаря этому был завоеван титул «самая быстрая подводная лодка». В мире, где только осваивался, образец техники на грани фантастики придавал нашей стране уверенность в своих силах.

Ядерного горючего в реакторах хватило бы на четыре кругосветных плавания (при повышении экономичности и безопасности). «Биография знаменитости» прошлого короткой строкой: лодка (с января 1978 года значилась под тактическим номером К-222) была пущена на воду в 1968-ом; списана в 1988-м; окончательно утилизирована в 2010-м на «Севмаше».

Шум не на пользу

Самая лучшая подводная лодка в мире не могла выпускаться серийно еще по ряду причин. Классный титановый корпус отличался чрезвычайной сложностью изготовления. К концу 80-х годов двадцатого века устарели ракеты П-70 «Аметист» (основное вооружение). Потенциальный противник разработал новые приборы обнаружения. Гидроакустические системы с высокой степенью гарантии легко находили расположение К-162 (К-222). Ситуацию осложняла высокая шумность «Анчара».

Развивалась противолодочная авиация. У грозы океанов «кита» (советские моряки за дороговизну и юркость называли лодку «Золотая рыбка») оставалось все меньше шансов выжить. Казалось бы, утилизация, начавшаяся в 2008 году, - рядовое событие. Человечество пока не изобрело вечного двигателя. Все однажды приходит в негодность. Но это был уникум, рекордсмен, который мог бы стать музеем достижений конструкторской, инженерной мысли. Не уберегли.

Быльем поросло

К-222 пошла на металлолом, как ржавая кровать или старый чайник. И оснащенная системами «Сигма-661» (всеширотная), «Радан-1», «Нихром» (определял принадлежность объекта к определенному государству), носитель гидроакустического комплекса «Рубин»! Ломать - не строить… Бытует мнение: сегодня мог наращивать популярность прекрасный туристический объект.

После долгого секретного существования наверняка «поведала» бы много интересного о своем непростом житье самая мощная подводная лодка. В мире не так много чудес, как кажется. Любители техники считают, что «Анчар» был одним из необычных предметов и явлений. Опыт титановых конструкций все же использовали в других разработках (685, 705, 945, 945А и др.), а ракеты «Аметист» еще пригодились на лодках «Скат» (строились по проекту 670).

«К-162 быстрее всех!» - говорили моряки о сверхскоростной атомной подводной лодке. Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал.
7 рекордов подводной лодки К-162

Скорость

18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час. Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали.
Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году. В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка - первая титановая в мире. Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.
Стоимость
Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 - 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И «Анчар» назвали «золотой рыбкой». Хотя можно сказать, сказочное имя означало: «золотая рыбка» способна выполнить любое желание своей команды.
Возможности
Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить.
С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США «Саратога». Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом.
Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб «Курск». Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.
Характеристики
Основные характеристики К-162: наибольшая длина - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам - 16,7 м, нормальное водоизмещение - 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода - 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) - 550/400 м, автономность - 70 суток, экипаж - 82 человека, вооружение - 10 ПУ ракет П-120 «Аметист» (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.
Уникальность
«Золотая рыбка» так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой - многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин - многоцелевых и стратегических.
В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», по классификации НАТО - «Альфа». Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными.
Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта «Анчар». По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки «Лиры» было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами - маневренность «Лир» была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ.
В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 «Плавник» К-278. Она вошла в историю под именем «Комсомолец» как лодка, погибшая из-за пожара на борту.
К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.
Глубина
4 августа 1985 года «Комсомолец» погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.
Неповторимая «Акула» В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин - очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.


История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162.
Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.
31 декабря 1969 года. Вступила в строй.
9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр - развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача - выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла.
25 сентября - 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года - 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер - К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь - октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).