Семь пятниц на неделе фразеологизма одним словом. Происхождение и значение фразеологизма "семь пятниц на неделе"

Значение фразеологизма «Семь пятниц на неделе»

К сожалению, выражение «семь пятниц на неделе «, довольно часто употребляется в нашем обиходе. Характеризует оно людей, которым нельзя доверять, потому что они не выполняют данных обещаний. Говоря о человеке, быстро меняющем свое решение, непостоянном, применяют поговорку

: «у него семь пятниц на неделе». На таких людей, как правило, нельзя положиться, им рискованно доверять, так как они не выполняют свой договор и легко отступают от сказанных слов.

Происхождение фразеологизма «семь пятниц на неделе»

Выражение, знакомое всем нам «Семь пятниц на неделе», появилось у славянских народов много столетий назад. Весь колорит данной поговорки заключается в слове «пятница», другими словами можно сказать — вся неделя — сплошные пятницы. Почему из всех дней недели была выбрана именно пятница? Дело в том, что пятница была выходным, вернее, свободным от работы днем, следовательно, базарным. Днем выполнения разных торговых соглашений. В пятницу приобретая товар, на честном слове обещали на последующий базарный день, отдать полагающуюся за него плату. Продавцы обещали доставить не имеющийся на данный момент, нужный клиенту товар. Но, как и во все базарные времена, так и тогда встречались различные недоразумения. Забывали и хитрили как продавцы, так и покупатели, обещали – не выполняли и прочее. О человеке, нарушающем эти договоры, часто говорили: «у него семь пятниц на неделе». То есть человек этот постоянно меняет свое решение, ему невозможно доверять. С тех пор эта фраза стала художественно-выразительной, обозначающей человеческое непостоянство. Вполне возможно, что метафорическое значение закрепилось из-за схожести слов: пятница и пятиться, а именно, идти на попятную, отступать от сказанных слов. Выразительность данного оборота часто привлекала мастеров пера. Так, например, в произведении А. С. Пушкина «Из письма к Яковлеву», мы встречаем такие строки: «…У торгаша семь пятниц на неделе». Фразеологизм «семь пятниц на неделе» наводит нас на размышление и самоанализ: являемся ли мы надежными партнерами? Выполняем ли мы данные нами обещания?

У кого семь пятниц на неделе? У болтунов и несерьезных людей, с которыми лучше никаких серьезных дел не иметь.

Откуда растут корни у этой пословицы?

Лингвисты обнаружили эти корни в глубине веков. В стародавние времена русичи были язычниками « » они верой и правдой служили всем богам, старались никого не обидеть и не нарушить ни одного Незыблемого Закона, ими установленного.

Самой почитаемой в русском пантеоне была богиня Мокошь. В разных местах ее именовали и Макошь, и Макоша, и Могущ, и даже Велесыня. Могучей была Мокошь, она держала в своих красивых ручках жизни богов и людей, зверей и птиц, тварей подземных и насекомых. Основное занятие Мокоши – создание полотна мира из нитей-жизней. Любое ее неловкое движение могло изменить картину Жизни, убрав из нее того, чья нить оборвалась.

День Мокоши

Днем Мокоши считалась пятница. Русичи помнили, что богиня плодородия в этот день категорически запрещала работать. Разрешалось только еду готовить, да и то не самую сложную: кашу в печи запарить или тюрю развести. Искупаться в пятницу – значит впустить в себя себе хвори разные. Потом от немощи не избавишься, а если сильно своим непослушанием Мокошь рассердишь, то на земле долго не заживешься. Начать в пятницу новое дело – значит заранее обречь его на провал. Даже рукодельничать, особенно прясть, вязать и вышивать было нельзя.

Как Мокошь стала Параскевой Пятницей?

Случилось это во времена крещения Руси. Русская богиня, так решили церковники, должна была исчезнуть без следа. Но не тут-то было, народ не желал прощаться с любимой Мокошью и от привычной пятницы с базарным днем тоже. Тогда умные священники нашли Мокоши замену. Ею оказалась святая Параскева, жившая аж в III веке в далекой Иконии. Имя Пятница ей дали родители, почитавшие день страданий Господних. Язычники потребовали от юной христианки отказаться от веры, но девушка была тверда. Ее долго истязали, потом обезглавили. Достойная святая, что и говорить.

Церковники сделали очень мудрый ход: имя Мокошь со временем в веках затерялось, а пятница, как выходной день осталась.

А что люди делают в свой свободный день?

Правильно, идут на базар. Там можно отдохнуть от трудов праведных, на людей посмотреть и себя показать. Перекусить, развлечься - поглазеть на выступление скоморохов или послушать забавные частушки. А еще что-нибудь полезное купить, что-то ненужное продать, приглядеть товар, договориться о его поставке и продаже.

Как быть, если денег с собой нет?

Ну, это вовсе не беда. Определившись с товаром и объемом, продавец и покупатель договаривались о встрече через неделю, то есть в следующую пятницу. Били по рукам в знак договоренности.

А вот в следующую пятницу, иной раз встреча срывалась. Господа Обещалкины (читаем статью «Обещанного три года ждут, что это значит?») срывали сделку: то товара у них не оказывалось, то денег не хватало за него расплатиться. Конечно, можно было торговую операцию отложить, добавив к сроку еще одну пятницу, а потом еще одну и еще.

И так продолжалось до тех пор, пока не становилось понятно, что человечек-то попался ненадежный, что из пятниц у него вся неделя состоит.

Уточним еще раз, о ком говорят, что у него семь пятниц на неделе.

Во-первых, во-вторых, и в-третьих, это болтуны, трепачи и балаболки. Что они умеют? Наговорить с три короба, а как до дела дойдет, ищи их, как ветер в поле. Языками так метут, что их сноровке самый проворный дворник позавидует. И то они могут, и вот это им по силам, а вон то вообще пустячок.

Словом, ко всем ненадежным людям обычно обращены слова «семь пятниц на неделе».

Фразеологизм «Семь пятниц на неделе» значение

Семерка заслуживает особого разговора. Уж очень много связано с ней поговорок и пословиц, сказок и мифов.
Фразеологизм семь пятниц на неделе, к сожалению, один из наиболее употребляемых в нашей речи. Почему «к сожалению»? Да потому, что речь идет о человеке, на которого нельзя положиться, которому нельзя доверять, так как он часто меняет решения, не выполняет обещаний. О происхождении этой поговорки ученые до сих пор еще
спорят.
Вероятнее всего, на наш взгляд, следующее объяснение.
Дело в том, что некогда пятница была (и не только у славян) базарным днем, а также днем исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали через неделю отдать полагающиеся за него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь пятниц на неделе.
Возможно, это значение закрепилось в выражении из-за похожести слов пятница и пятиться (отступать от своего слова, идти на попятную).
Давайте вспомним еще несколько русских поговорок, связанных с
числом семь.
Хотите узнать, как в старину звучала пословица «Семь раз примерь - один раз отрежь »? «Семью прикинь - однова отрежь »! Хоть и первобытно по форме, но уж очень ясно и вразумительно по смыслу.
Кроме пословицы «У семи нянек дитя без глазу», существовала и такая: «У одной овечки семь пастухов».
Человека, находящегося в самом отдаленном родстве (или свойстве), начали называть «седьмой водой на киселе ».
«Семеро одного не ждали » ни на пир, ни на работу, ни к обеду.
Про бойких и смелых, не дающихся в обиду и склонных обижать, говорили, что умеют «огрызаться на распутье ровно от семи собак» - ни меньше, ни больше.
Дружескую услугу, даже сопряженную с неудобствами, подвигом не считали: ведь «для друга семь верст не околица».
Всегда удивлялись на Руси бывалым и опытным и говорили, что они «из семи печей хлеб едали».
Над вернувшимися домой ни с чем, без «науки» и денег, посмеивались: мол, «за семь верст ходил киселя хлебать» (самого дешевого кушанья в старину).
Не называли виноватого преступником, он был несчастным, жертвой обстоятельств, а преступление - бедою. Отсюда и поговорка: «Семь бед - один ответ ».
И ханжам был совет хороший: «Не строй семь церквей - пристрой семь детей ».
Нет конца русским пословицам и поговоркам, связанным с таинственной и загадочной семеркой. Поройтесь в словарях самостоятельно. Уверена, не пожалеете!

Подобная идиома одна из самых общеупотребительных в русском языке.Конечно жаль,что выражение "семь пятниц на неделе " приняло в нашей стране такой размах.Ведь значение этого фразеологизма довольно негативное,оно обозначает тех граждан,кому не стоит доверять,поскольку они редко выполняют свои обещания.Люди говорят о человеке,который непостоянен и частенько меняет свои взгляды и решения - "у него семь пятниц на неделе ".
Таким людям не стоит одалживать денег,договариваться о чем либо поскольку они забывают все свои обещания и легко отступают от ранее произнесенных слов.

Как возникла идиома "семь пятниц на неделе"?

Словосочетание знакомое нам с самого детства "семь пятниц на неделе " возникло у древних славянских племен много сотен лет назад.Вся изюминка данной идиомы заключена в слове "пятница",то есть вся фраза целиком означает,что у человека в жизни сплошные пятницы.

Почему именно пятница?

Если в наше время пятница является рабочим днем,то ранее у славян этот день недели являлся выходным,точнее в этот день не работали,соответственно люди отправлялись на базар.В пятницу днем заключались сделки под честное слово и и обещание отдать деньги в следующий базарный день - пятницу.Если необходимого товара не было в наличии,то продавцы обещали доставить его к следующей пятнице.Конечно ранее не было таких мошенников,как сейчас,но продавцы и покупатели хитрили изо всех сил стараясь получить максимальную выгоду от сделки.
О гражданине,который нарушал обязательства отдать деньги в следующую пятницу и снова и снова переносящий день оплаты,говорили так - "у него семь пятниц на неделе ". То есть подразумевалось,что человек ненадежен и пытается обмануть торговца.

Вот с тех самых пор и пошла гулять по Руси эта идиома.Некоторые исследователи лингвисты предполагают,что метафора так хорошо прижилась в народе из за схожего звучания слов "пятница" и "пятиться". То есть отступить и пойти на попятную от произнесенных однажды слов.

Огромная выразительность этого фразеологизма не могла не оставить равнодушными многих маститых известных писателей.Например у Пушкина можно встретить в его произведении "Из письма к Яковлеву" такие строки: "У торговца семь пятниц на неделе ". Идиома "семь пятниц на неделе ",как бы подталкивает каждого из нас к размышлению и самоанализу на тему,сможем мы держать данное обещание,будем ли мы надежными партнерами?

Читайте еще :

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

Это выражение переносит нас из древней приказной Москвы, Москвы дьяков и подьячих, в Москву департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX век.

С. В. Максимов в книге «Крылатые слова», вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. «Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, - пишет С. В. Максимов, - обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их… виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели».

Правда, затем он, отклоняясь от прямого истолкования происхождения этого выражения, переходит к рассказу о том, что на Руси с языческих времен пятница считалась праздничным днем.

Один из рецензентов поправил Максимова: «…Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких», то есть во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: «…Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?»

Полемика увела от сути дела, и поскольку Максимов, в общем, ясного и определенного толкования выражения не дал, то версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

Новейший толковый словарь (Шанский Н. М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., «Русский язык», 1987) дает выражению «Семь пятниц на неделе» такое толкование: «О том, кто часто меняет свои решения, мнения. Собств. русск. Примерно с XVIII в. В пятницу, которая была свободным от работы днем, в базарный день, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые), заключались они обычно в присутствии свидетелей, нанимаемых за определенную плату. Если нужно было расторгнуть договор, зарегистрировать его выполнение и т. п., то это делалось опять-таки в пятницу, в присутствии тех же свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы». На наш взгляд, объяснение неубедительное, поскольку свидетели никогда не влияли да и не могли влиять на сделки, тем более свидетели, «нанимаемые за определенную плату».

Однако имеется возможность восстановить биографию выражения «Семь пятниц на неделе». Именно биографию, потому что оно не пребывало неизменным с момента своего возникновения, а изменяло свое значение с течением времени.

Пятница - особо важный день в христианской религии: в пятницу был казнен Христос. В дальнейшем в народных воззрениях на пятницу соединились самые различные языческие, бытовые и социальные обычаи, суеверия и предрассудки, выразившиеся в запрете работать в этот день. А раз можно не работать, значит, пятница - праздник, что и отразилось в пословице, помещенной в «Толковом словаре» В. И. Даля: «Семь пятниц (семь праздников) на неделе».

Главное влияние на запрещение работать в пятницу («Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает». В. И. Даль) во времена крепостного права имели не религиозные праздники, приходившиеся на пятницу, а социальные условия. Царскими указами помещикам запрещалось занимать крепостных крестьян барскими работами только в субботу и воскресенье. Поэтому только в эти дни мужик мог работать на себя.

Помните, у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«- Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я.

Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша».

И вот поскольку из своих дней мужику для отдыха было выкроить нечего, то оставался единственный выход: посягнуть на барщинные. Вот откуда родилась и укрепилась поговорка про пятничные праздники.

А та поговорка, про которую говорит Максимов и которая заключает в себе совсем иной смысл, гораздо моложе и обязана своим происхождением другим причинам и другой среде. Она, можно сказать, однофамилица праздничной.

Все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А. Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: «У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой».

И в творчестве самого Островского имеется упоминание о пятнице в том же смысле. В «Очерках Замоскворечья» читаем: «А у меня вечеринка была; то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы: завтра, дескать, суббота - день неприсутственный; так можно и… таво… то есть ничтоже сумняшеся». И к этой фразе Островский еще дает авторское примечание: «Пятница очень уважается у чиновников по вышеописанной причине».

Можно представить, каково было отношение чиновников к просителям в пятницу и какова цена обещаниям, данным только для того, чтобы отделаться от докучливого посетителя. Эти обещания забывались тотчас же, и при новом обращении просителя решение чиновника, естественно, не имело ничего общего с прежним. Просители прекрасно знали это, свидетельством чего и является поговорка.

В 1826 году П. А. Вяземский написал стихотворение «Семь пятниц на неделе», о котором А. С. Пушкин тогда же в письме к автору писал: «„Семь пятниц“ - лучший твой водевиль».

В этом стихотворении Вяземский отмечал и поверье, что пятница - несчастливый день: «„День черный - пятница!“ - кричит нам суевер», и заключающийся в этом выражении смысл:

«Женюсь! Нет, путь женатых скользк.

Подам в отставку! Нет, ни слова!

В Париж поеду! Нет, в Тобольск!

Прочту Сенеку! Нет, Графова!» -

Так завсегда по колесу

Вертятся мысли в пустомеле,

Вот что зовется - на часу

Иметь семь пятниц на неделе.

О неверности «пятничных» обещаний, знаменитых «завтраков» - главного приема в отношениях с посетителями и нашей современной бюрократии - Вяземский также пишет в стихотворении:

У должников и знатных бар

Дню ныне - завтра не наместник:

День завтра часто очень стар,

И не упомнишь, чей ровесник;

Он день отменный, и сравню

Его я с первым днем в апреле:

Кто верит завтрашнему дню,

Тот знай семь пятниц на неделе.

Можно приблизительно определить время, когда поговорка «Семь пятниц на неделе» обрела современный смысл. В. И. Даль знает только прежнее - праздничное - значение поговорки, а С. В. Максимов - только новое, значит, это произошло около 1860–1870-х годов.

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, как и полагается «крылатому слову». Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него «семь пятниц на неделе».

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Семь голосов 1Спустя полтора десятка лет после того, как Унгерн был расстрелян, в китайском Калгане во Внутренней Монголии одиноким стариком в нищете доживал век Дмитрий Петрович Першин, уроженец Даурии, известный в прошлом журналист, публиковавшийся под псевдонимом

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток» Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом Базлов Григорий Николаевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Семь свойств Каков наш национальный характер? Т. Заславская выделяет следующие основные его черты:1) сакральное восприятие власти и государства. Установка на сильное государство, способное поддерживать общественный порядок даже суровыми методами: «с нами иначе

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью так называемая рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного