Ихэтуаньское восстание. Боксёрское восстание в Китае, почему так называется

К концу XIX в. Китай подошел в положении страны, чье имперское величие было целиком разрушено иностранными державами. В результате двух Опиумный войн (1839-42, 1856-60), которые Китай проиграл из-за чрезвычайной технологической отсталости и неспособности реальности оценить мощь западной цивилизации, некогда величественная Поднебесная империя была опутана целой сетью унизительных договоров с иностранными державами. В их результате Китай потерял Гонконг, часть Маньчжурии, западные сеттльменты создавались практически по всему Китаю, более десятка крупнейших портов были открыты для иностранной торговли, причем сами иностранцы пользовались правами экстерриториальности, платили крайней небольшую торговую пошлину или не платили ее вовсе. Все это было страшным унижением национального достоинства Китая.
Именно на этой волне и поднимается одно из крупнейших восстаний не только в истории Китая, но и всей Азии, которое на Западе получило название «боксерского», в Китае же именовалось ихэцюань (“Кулак во имя справедливости и гармонии”) или ихэтуань (“Отряды справедливости и гармонии”). Основным костяком восставших стали школы и религиозные секты традиционных боевых искусств ушу или гунфу (кунфу), а поэтому в официальных китайских документах восставших именовали просто цюань - «кулаки» или «школы кулачного искусства», иностранцы же презрительно называли их «боксерами».
Основной идеей восстания была чрезвычайная ненависть к иностранцам и ко всему иностранному, в том числе и к технологическим нововведениям, которые принесли западные державы на территорию Китая. Все это смешивалось с чрезвычайным мистицизмом и оккультными традициями, традиционно присущими народным верованиям. Сами же иностранцы считались воплощением злых духов-гуй, что разрушают души китайцев.
Другой важнейшей причиной стал кризис 1896-98 - неудачная попытка экономических и социальных реформ в Китае или политика «самоусиления», что теоретически должно было стимулировать развитие местной промышленности и развитие капитализма. Но и она провалилась из-за неготовности Китая к таким преобразованиям и чрезвычайной коррупции чиновников на местном уровне
Непосредственным поводом для начала восстания послужил страшные наводнения, 1898 г. в провинции Шаньдун и последовавший за ними голод. «Желтая река» Хуанхэ в течение всей истории Китая таила в себе немалую опасность: из-за мягких лессовых почв река могла внезапно изменить свое русло на много километров в сторону, смывая на своем пути целые деревни и затопляя поля. С 1895 г. такие разливы повторялись ежегодно, погибали десятки тысяч людей. А в 1899-1900 г. страшная засуха поразила северные провинции Китая, и все это было расценено как изменение баланса мистических сил в Поднебесной. Кого винить? Прежде всего - конечно же, иностранцев и прежде всего германцев, которые уже несколько десятилетий возводили на полуострове Шаньдун свои заводы, развивали поселения, закрытые для китайцев и вообще, как считалось, всячески разрушали тонкий мир духов.
С самого начала всех повстанцев объединял пафос борьбы с поработителями Китая - «длинноносыми», «заморскими дьяволами», т.е. иностранцами. Первыми поднялась группа разрозненных тайных обществ, действовавших в провинции Шаньдун, большинство из которых практиковали боевые искусства (ушу или кунфу) и различные мистические практики, связанные с энергетической перестройкой организма (цигун или нэйгун - «внутреннее искусство»). Каждое местное тайное общество представляло собой отдельную школу кунфу, более того, многие современные стили вышли именно из тех закрытых групп. Обобщающее название этому движению дали несколько стилей боевых искусств, распространенные в провинции Шаньдун - ихэшэньцюань («Священный кулак во имя справедливости и гармонии»), или ихэцюань.
Никакой воинской стратегии и тактики у ихэтуаней не было, хотя некоторые из них и служили в регулярной императорской армии. Их сила была в другом - в чрезвычайной сплоченностью под флагом антииностранных идей и абсолютная веря в мистическую и спасительную силу боевых искусств кунфу. По всему Китаю распространялись слухи о чудесном мастерстве ихэтуаней: якобы они были неуязвимы не только для копий, но и для пуль, их не брал ни удар меча, ни огонь. Более того, многие мастера демонстрировали это умение перед публикой, что еще больше воодушевляло толпу и заставляло присоединяться к ихэтуаням сотни и сотни последователей.
По всему Китаю стали открываться специальные тренировочные центры «алтари» («тань»). Они были посвящены одному из местных духов защитников, перед небольшим храмом делался навес, под которым и проходили массовые тренировки бойцов. Старший наставник перед бойцами демонстрировал приемы под звуки гонгов, барабанов и флейт. Люди начинали двигаться в едином ритме, выкрикивая священные формулы-речитативы, восхваляющие мощь боевого искусства, призывающие духов покарать «заморских дьяволов», толпа входила в транс. В таком состоянии почти безоружные бойцы бросались под ружейный и артиллерийский огонь, не чувствуя страха и боли, и подчас одерживали «Пирровы победы».
На восстании ихэтуаней решил тонко сыграть ряд крупных китайских чиновников, в том числе и губернаторы некоторых провинций, которые были негативно настроены по отношению к иностранному засилью в Китае. У центральной власти не было никаких возможностей не только выдавить иностранцев с территории Китая, но хотя бы даже ограничить их присутствие в экономике и политической жизни Китая. Так не сделать ли это руками восставших? Хотя восставшие выдвигали первоначально два типа лозунгов - антиправительственные и антииностранные - последние звучали куда сильнее.
Однако многие чиновники и даже губернаторы саботировали вялые указы центрального правительства остановить восставших, более того некоторые губернаторы открыто поддержали их, придав отрядам ихэтуаней статус официального ополчения. Да и сам цинский двор испытывал удовлетворение от погромов иностранных поселений и разграбления их собственности - это была хотя бы частичная компенсация за унижения, которые терпел Китай в результате поражения в двух опиумных войнах и раздела территории между иностранными державами.
Итак, тонкая игра началась: цинский двор вяло осуждал восставших, но на деле оказывал им все более широкую поддержку. В отряды ихэтуаней пошли профессиональные армейские инструктора, у них внезапно оказалось оружие вместо традиционных длинных шестов, дешевых пик и боевых вил. Парадоксальным образом, восстание, которое в первой своей фазе имело лозунг «Долой Цин, восстановим Мин» (т. е. долой маньчжурскую династию, восстановим правление традиционной китайской династии) развернулось лицом к цинскому двору, а иностранцы стали основным объектом ненависти. Теперь, с осени 1899 г. лозунг стал иным: «Поддержим Цин, изгоним заморских дьяволов». Двор явно и неявно поддерживал погромы иностранных сеттльментов, особенно благоприятствовал поджогам католических церквей, которых в ту пору насчитывались сотни по всему Китаю.
В стране началась настоящая антихристианская истерия, причем гонениям и убийствам подвергались не только иностранцы, но и китайские христиане. Ихэутани разрушали все, что в их представлении относилось к западным нововведениям: они разбирали железные дороги, срывали телеграфные и электрические столбы, заваливали шахты. В соответствии с принципами китайской геомантии фэншуй, все это якобы изменяло линии передвижения духов по земле, и в конечном сечете вызывало несчастья, например разливы рек, засухи, падеж скота.
Цинскому двору казалось, что ихэтуани вот-вот сметут иностранцев, и уже с мая 1900 г. центральная власть вновь изменила отношение с нейтрального на очевидную, хотя и открыто не оглашаемую поддержку восставших бойцов. И вот вскоре императрице Цыси был представлен доклад (позже признанный подделкой), будто иностранные державы собираются потребовать ее низложения и вернуть власть императору, которого Цыси отстранила от дел. Разгневанная Цыси открыто призвала начать военные действия против иностранцев и призвала губернаторов всячески поддержать эти действия. Главная надежда возлагалась на ихэтуаней.
Никакого единого лидера или даже объединенного командования у ихэтуаней не возникло. Однако практически полностью подчинив себе провинцию Шаньдун, разные отряды восставших к июню 1900 г. стали стягиваться к столице, городу Пекину. И вот, наконец, 13 июля 1900 г. группы ихэтуаней вошли в священную столицу империи. Цинский двор и непосредственно сама императрица Цыси были упоены успехами восставших, многие иностранцы бежали, целый ряд факторий был разгромлен. Через восемь дней императорский двор выпустил декларацию, объявлявшую войну всем иностранным государствам, решившим подписать с Китаем столь унизительные для империи договоры.
Сам же Пекин постепенно наполнялся грабежами и насилием. Часть своей ненависти ихэтуани переключили на зажиточное население столицы, отбирая имущество и сжигая дома тех, кто, как им казалось, «нарушал священный порядок движения духов по городу». Повязав голову красными, черными или желтыми повязками, ихэтуани смерчем проходились по улицам, убивая не только иностранцев и китайских христиан, но и тех, китайцев у которых обнаруживали «западные нововведения»: часы, спички, лампы западного образца. Все телеграфные и электрические линии в Пекине и его окрестностях были обрезаны, железнодорожные пути разобраны, а сама станция неподалеку от центральных ворот Запретного города целиком сожжена.
Одновременно начались осады иностранных сеттльментов в других провинциях, прежде всего в Шаньси, Хэбэе и Хэнани, где внутри небольших поселений оказались запертыми сотни иностранцев, в том числе и русских. Не используя никаких военных приемов, ихэтуани просто обкладывали поселения плотным кольцом, разжигали костры и ночью проводили короткие, но в основном безуспешные атаки, сопровождаемые мистическими заклинаниями. В Шаньси губернатор провинции пообещал иностранцам защиту от обезумевших «боксеров», но как только иностранцы собрались в одном месте, он отдал приказ убить сорока четырех человек, в том числе женщин и детей.
Группы ихэтуаней были поставлены под командование нескольких принцев, но, как потом оказалось, подчиняться им не хотели, да и в силу слабой организации и не могли. Принц Гун, который формально являлся командующим над всей этой аморфной массой бойцов, не имел никакого влияния на них прежде всего из-за того, что не считался «посвященным» среди ихэтуаней. Таким образом, время для решительных действий было упущено.
17 июня объединенная армия западных государств десантов с моря стремительно захватывает один из крупнейших фортов на севре Китая Дагу, находящийся у города Тяньцзинь и неподалеку от Пекина. Лишь через пару дней новости от падении форта достигают Пекина и это вызвало очередные погромы. Германский министр был застрелен прямо на улице, когда направлялся на прием в императорский дворец, а ихэтуани осадили иностранный квартал в Пекине, где располагались иностранные миссии.
Осада длилась около двух месяцев, когда 451 солдат иностранных армий защищали 473 гражданских и более трех тысяч китайских христиан, которым также пришлось спасаться бегством за стенами дипломатических миссий. Запертыми оказались в основном британские, русские, немецкие и японские дипломаты вместе с членами их семей. Им пришлось сооружать баррикады из матрацев, корзин, мешков с песком, перевернутых тележек рикш, и даже эта слабая защита оказалась непреодолимой для восставших. Ихэтуаней было значительно больше, но они были плохо дисциплинированы, неорганизованны и вместо того, чтобы продумывать стратегию и тактику наступлений, в основном полагались на магические приемы. Например, они устраивали массовые ритуалы, заклиная, чтобы духи заклинили служебные части у пушек иностранцев и те не смогли бы стрелять, или намочили порох у ружей. Естественно, чаще всего духи не откликались на эти заклинания, и в день атаки масса ихэутаней гибла под огнем иностранцев. Если бы регулярная цинская армия также выступила против иностранцев, то баррикады были бы сметены в одночасье, но императрица Цыси не решалась вводить в действие регулярные части. Командующие так называемых «новых частей» армии, которая уже была подготовлена и экипирована по западному образцу, тем более не хотели вступать в конфликт с иностранцами, чувствуя себя в этой ситуации третейскими судьями, которым однажды придется разводить враждующие стороны.
К тому же единого фронта против иностранцев не получилось. Южные генералы-губернаторы вообще проигнорировали объявление войны со стороны императорского двора иностранцам, считая, что оно было сделано под давлением надвигающихся на Пекин отрядов ихэтуаней. А ведь именно юг, в частности провинция Гуандун и прилегающий к ней Гонконг, были основными центрами развития иностранного капитала в Китае, а поэтому выступление местных армейских подразделений против иностранцев в этих провинциях могло бы причинить существенный вред иностранцам (прежде всего британцам) и отвлечь силы от осады Пекина. Но этого не произошло - империя уже рушилась, основную роль в управлении страной играл не императорский двор, а местные провинциальные элиты, который к тому же были сильно коррумпированы. В июне они просто заключили неформальный пакт с западными консульствами в Шанхае, гарантировав безопасность иностранцев на юге Китая, а также в пяти других провинциях по северному берегу Китая.
Для подавления ихэтуаней была сформирована объединенная армия правительством нескольких стран, прежде всего Великобритании, США, Франции, Германии, России, Австро-Венгрии, Италии, Японии, которые имели свои интересы на территории Китая. Хотя формально армии управлялись независимо друг от друга, они координировали между собой действия и в ряде случаев формировали совместные контингенты.
Из Тяньцзиня - крупнейшего города Китая, находящегося в 70 км. от Пекина, на помощь осажденным выступил объединенный 2-тысясячный отряд иностранцев, но столкнувшись с мощным ответным ударом «боксеров», ретировался под стены Тяньцзиня. Объединенное командование иностранных держав поняло, что имеют дело с очень серьезной силой. Теперь на поддержку осажденных выдвинулись куда более серьезные силы. 15 августа к стенам Пекина подошли объединенная19-тысячная группировка для проведения спасательной операции и штурмом взяла Пекин. Она состояла в основам из солдат российской, американской, японской и английской группировок, причем в этот раз армия была подчинена единому командованию. Императорский двор, реально оценив ситуацию, решил покинуть столицу, бежав в город Сиань, понимая, что на ихэтуаней с их примитивной техникой боя и отсталым вооружением надеяться бессмысленно. Ряд командиров цинской армии, не успев организовать оборону столицы, совершил самоубийство, армия же была деморализована и раздроблена на мелкие гарнизоны, так и не сумевшие стянуться под стены столицы.
Восстание оказалось подавленным на удивление быстро и чрезвычайно жестоко, всего же в этих событиях погибло более 10 млн. человек. Сами ихэтуани сражались отчаянно, но бессмысленно. Их отряды добивали в разных провинциях, в том числе и русские казацкие отряды. Однако основную ударную силу составляли франко-британские и американские войска, а также русские отряды на севере Китая.
Разгром восстания ихэтуаней завершился подписанием беспрецедентного «Боксерского протокола» между Китаем с одной стороны и западными державами, с другой. (Великобритания, США, Россия, Япония, Германия, Италия, Австро-Венгрия), а также присоединившихся к ним других стран, которые активно не участвовали в операции - Испания, Бельгия и Нидерланды. Полномочный представитель цинского двора, поставленный перед фактом полного Китая заявил, что «вынужден согласиться под давлением силы, и отклонить ни одно из требований считает нелегким делом». После этого на высочайшее имя к трону был представлен доклад, где реально описывалось плачевное состояние Китая после подавления восстания и перечислялось 12 статей, содержащих требования иностранных держав. Вскоре двор ответил: «Все 12 статей будут приняты», и 7 сентября 1901 г. был подписан «боксерский проток», который в самом Китае до сих пор называют «неравноправным и унизительным».
Протокол начинался с того, что Китай брал на себя обязательство возвести монументы 200-м иностранцам, погибшим во время боксерских волнений, что лишь подчеркивало унижение китайской стороны. Любой импорт оружия в Китай на два года также прекращался. Все чиновники, которые поддержали восставших, должны были быть наказаны, а в некоторых городах даже было приостановлены экзамены на чиновничьи степени, чтобы покарать нерадивых «карьеристов».
Все иностранные государства, участвовавшие в кампании, получили права на создание постоянных дипломатических кварталов, пользующихся правами экстерриториальности, а иностранные войска стояли гарнизонами от Пекина до моря, что целиком отбирало у Китая возможность развития собственной армии. Иностранные миссии получали разрешение на содержание постоянных войск охраны при полном вооружении в любом городе Китая, из-за чего по улицам Пекина, Шанхая и других крупных городов стали маршировать иностранные военные отряды. Были также сделаны территориальные уступки в пользу иностранных государств, в частности, России доставалась часть Маньчжурии, где русские гарнизоны стояли вплоть до поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Но самое главное на Китай налагалась самая большая за всю историю Поднебесной контрибуция: Китай должен был выплатить иностранным державам 450 миллионов таэлей (333 млн. долларов 67,5 миллионов фунтов стерлингов), причем сумма должна была выплачиваться частями от сбора налогов и поступлений от продажи соли (это всегда была монополией государства). Эта колоссальная по тем временам сумма выплачивалась золотом вплоть до 1940 г. и лишь Россия после революции отказалась от своей доли в этой контрибуции.
Реальные же выплаты должны были стать еще большими. Учитывая проценты, которые начислялись по ним: 982 миллиона таэлей серебром. Более того, провинции должны были выплачивать дополнительную контрибуцию отдельно от цинского двора.
Военная часть протокола предусматривала разоружение и «срытие до основания» мощного морского форта Дагу на севере Китая, защищающего подходы к Пекину, а также еще целого ряда крепостей. Отныне на дороге между Дагу и Пекином стояло 12 гарнизонов иностранных войск непосредственно вдоль железных дорог, а Пекин оказывался окружен со всех сторон. Более того, китайские войска не могли базироваться в радиусе 10 км. от другого крупнейшего города Китая - Тяньцзиня, сам же Тяньцзинь был превращен в мощную военную базу иностранных государств.
Это, самое последнее вооруженное восстание в истории императорского Китая, нанесло Китаю непоправимый вред. Но была и другая сторона всех этих событий - они привели к постепенному возрождению китайского национализма, формированию новой китайской идеи, что уже позже стало причиной национальной революции в Китае.

Восстание «Боксеров» в Китае (1900 год).

Восстание «боксёров» в Китае одно из самых драматических и интересных событий 20 столетия. Начиная с 1898 года, группы крестьян в северном Китае начали объединяться в тайное общество, известное как I-ho ch’?an («Кулак во имя справедливости и согласия» «ихэтуане»), названное «Боксерами» западной прессой из-за не совсем корректного перевода. Члены тайного общества практиковали кунгфу и гимнастические ритуалы. Они считали что в состоянии взглядом воспламенять здания и летать как птицы над дворцами, кроме того принадлежность к секте якобы делает их непроницаемыми для пуль.
Сначала, «Боксеры» хотели разрушить династию Цинь (которая управляла Китаем больше 250 лет), и избавить Китай от всего иностранного (которое, по их мнению, являлось угрозой китайской культуре). Когда вдовствующая императрица, чувствуя угрозу своей власти, поддержала «Боксеров», движение повернулось исключительно в сторону избавления Китая от иностранцев.
К концу 1899 г. группы «Боксеров» уничтожали христианских миссионеров и китайских христиан по всей стране. К маю 1900 года восстание вышло из сельской местности и переместилось в столицу Китая Пекин.

Чтобы помочь своим соотечественникам и защитить их интересы в Китае, интернациональные силы, состоящие из американцев, британцев, русских, французов, итальянцев, и японских солдат были снаряжены для подавления восстания.
В императорском указе китайской императрицы Цыси от 28 мая 1900 года появилась фраза «смерть иностранцам!» Движению был отдан приказ — убить всех иностранцев. Несколько министров иностранных дел и их семьи были убиты прежде, чем интернациональные силы могли защитить их.
Восстание крестьян перешло в широкомасштабную войну, практически разрешённую этим указом императрицы. При этом Цыси двулично продолжала присылать дипломатам «любезности» — цветы и фрукты.В столице Китая начались беспощадные экзекуции над иностранцами и их «приспешниками». Вечером китайцы открыли огонь по иноземным миссиям, был убит немецкий посланник Кеттлер. Одним из первых потерпевших дипломатического квартала стал матрос Георгий Ильин, оберегавший Российскую дипломатическую миссию. Пекин в те дни вызывал ассоциации с Варфоломеевской ночью — отовсюду доносились стоны истязаемых, проливались реки крови, городские улицы были заполнены возгласами «ша!» («убивай!»).

Фатальным для Российской Духовной Миссии в Пекине стал день 11 июня. Вооруженные подразделения «боксеров» ворвались на старинную территорию «Северного подворья» и учинили вслед за тем безжалостную расправу не только над почти всеми попавшимися под руку русскими, однако и над православными китайцами, трудившимися в российском поселении. Позднее 222 убитых были погребены под сводами воздвигнутого на территории Миссии храма. Со временем была написана практически безызвестная нашим современникам икона 222-х китайских мучеников.
В дни кровавой резни ихэтуаней в Китае погибло около 30 тысяч католиков и 2 тысячи протестантских миссионеров. «Боксеры» работали с последней безжалостностью, никак не жалея женщин и детей, о чём есть бессчетные документальные свидетельства. Вот строчки одного-го из них: «…Как скоро с представителями сильного пола было покончено, дошла очередность до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двоих детей, прочно жавшихся к ней, однако бойцы развели их и с 1-го удара обезглавили мать. Потом палач отрубил головы детям, показав при этом свое мастерство…».

Дальнейшее совершенствование «мастерства» пьяных кровью бунтовщиков и цинских бойцов остановило лишь уверенное вмешательство объединенного армейского корпуса союзных держав, в состав которого вошли и русские войска.

Через 55 дней 14 августа 1900 года интернациональные силы взяли Пекин и подавили восстание.

В результате китайский народ и вся Цинская империя оказались в худшем положении, чем до этих событий. Коалиционные силы вынудили Китай подписать неравноправный договор, получивший название «Заключительный протокол» или «Боксёрский протокол». Протокол был подписан ещё до окончания военных действий 7 сентября 1901 года. С одной стороны договор заключило Цинское правительство, с другой - США, Япония, Германская империя, Австро-Венгрия, Российская империя, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Бельгия и Нидерланды.

Восстание «Боксеров» ускорило республиканскую революцию 1911 года, которая свергла императора ребёнка и сделала Китай республикой.

Учебник истории склонен преподносить события во фрагментарном формате. Последовательные параграфы делят историческую панораму на разрозненную информацию, отдельно описывая внешнюю политику, внутреннюю социально-экономическую обстановку, а величайшие достижения в культурной сфере обозначаются сухим перечислением. В итоге запоминаются несколько фактов из собственной истории, зачастую без дат и имен, но с четким пониманием - кто друг, а кто враг.

Собрать отдельные фрагменты в общую картину непросто. Но необходимо, чтобы объективно понимать логику исторического движения и подтекст ежедневных новостей. Приумножая научные знания, развивая художественные традиции, создавая мировые религии, человек за десятки тысяч исторических лет так и не научился жить без войны. могла бы стать символом человеческого гения созидания во имя войны.

Ихэтуаньское восстание

Конец XIX века окончательно соединил планету единым экономическим узлом. И взмах крыльев «финансовой бабочки» на лондонской бирже, породил крестьянские волнения в северной части китайских земель. Одна бедная провинция смогла втянуть в военный конфликт половину мира. Как такое возможно? Причин несколько (внешние, внутренние, стихийные):

1. Европейская колониальная экспансия. Промышленное развитие западной части света требовало новых рынков и источников прибыли. Эти проблемы решались за счет «цивилизационных коллег», не успевающих за техническим прогрессом. Проникновение в традиционный уклад китайского общества многочисленных европейских представителей, которые относились без уважения к местной культуре и традициям, вызывало заслуженную неприязнь со стороны коренного населения. Особенно тяжело изменения переживали жители северных провинций, где ускоренное строительство железных дорог и фабрик оставило без работы тысячи людей ручного труда. Дороги прокладывались по засеянным полям, жилым домам и деревенским кладбищам. Традиционная китайская промышленность разрушалась, избытком европейских, японских и американских промышленных товаров.

2. Поражение Китая в Первой опиумной войне 1842 г. Подписание унизительного договора, сделало Поднебесную империю западной полуколонией, неспособной вести самостоятельную политическую линию. Неуважительное отношение иностранцев усугублялось нерешительной внутренней политикой. Династия Цынь, создавшая и сохранившая многие архитектурные , не смогла уберечь свой народ от международной экспансии.

3. Засуха. Несколько неурожайных лет подряд и вспышка эпидемии холеры стали последней точкой. В народе все бедствия связывали с появлением «заморских дьяволов».

В таких условиях начали формироваться многочисленные повстанческие отряды: Ихэтуань, Ихэцюань, Иминьхуэй, Дадаохуэй и др. Борьба с иноземцами быстро достигла северо-восточных провинций. Члены отряда считали себя справедливыми войнами и священными борцами. Всех членов отряда объединяла ненависть к иностранцам.

Вскоре «Ихэтуань» стало общим названием для всего освободительного движения. Ряды его быстро пополнялись десятками тысяч беднейших крестьян, ремесленников, демобилизованных солдат, а также женщин и подростков. Народное ополчение имело свой устав, в котором были прописаны нормы правильного поведения для настоящего ихэтуаньца. Многие борцы соблюдали специфические религиозно-мистические ритуалы. Главные цели участников восстания корректировались на протяжении всей войны, но большинство склонялось к трем основным задачам:

1. Спасти страну от европейских захватчиков.

2. Изгнать или уничтожить всех иноверцев, включая китайцев-христиан.

3. Низложение династии Цын.

Дословный перевод отряда честности и справедливости - Ихэтуань - отряд и кулак. Трудности перевода трансформировали слово «кулак» в «бокс», что дало Ихэтуаньскому восстанию второе название - «Боксерское».

Провал реформ императора Гуансюя, породил недовольство в правящих кругах, которые поддержала вдовствующая императрица Цыси. Сегодня это имя известно, благодаря ее великолепной резиденции - , построенный задолго до описанных событий, но расцвет его пейзажной архитектуры обязан именно ей.

Основные события 1897–1902 гг.

Ноябрь 1897. На местах начинаются столкновения недовольных жителей с китайской армией и иностранными войсками, которые разоряют население, порой опустошая целые провинции.

Июнь 1898. Чиновники на местах уже не справляются с масштабом ситуации. Весь север страны вышел из-под контроля.

2 ноября 1899. Лидер движения ихэтуаней призвал всю страну к борьбе с оккупантами и династией Цин. Именно этот день считается началом Ихэтуаньского восстания. Количество борцов за свободу достигло порядка 100 000 человек.

Зима 1900. Масштаб движения и неопределенность во власти, вынуждают дипломатов и многочисленных миссионеров просить о военном подкреплении.

Май 1900. Ихэтуани сожгли несколько зданий, принадлежащих русской православной миссии. В ответ на антихристианские действия, Российская империя усиливает свое военное присутствие в Китае.

Июнь 1900. Ихэтуаньцы вошли в . Расправу над иностранными оккупантами, поддержала китайская армия. Западная пресса долго писала о бесчеловечных и беспричинных убийствах мирных христиан.

Август 1900. Коалиционные войска взяли Пекин. Самый большой дворцовый комплекс в мире - - стал жертвой боксерского восстания. Помимо бесчисленных человеческих жертв, пострадало художественное наследие мирового значения.

7 сентября 1901. Подписание «Боксёрского протокола» между китайским правительством и 11 странами.

Декабрь 1901. Российская армия уничтожила остатки отряда «честности и справедливости» в Маньчжурии, что считается окончанием народного сопротивления.

Императрица Цыси покинула столицу накануне штурма, бежав в город Сиань, более известный как место захоронения великого императора Шихуанди и его непревзойденной . Вслед за правительницей отступила армия, сдав Пекин без боя.

Ихэтуаньское восстание было подавлено, жизнь китайского народа значительно ухудшилась. Поднебесную империю обязали выплатить контрибуцию, казнить всех повстанцев и установили ряд военных ограничений. Еще до заключения мирного договора, начались раздоры в союзническом лагере, что создало предпосылки для русско-японской войны 1904 г.

Традиционная закрытость восточного общества, бережное отношение к своему культурному наследию, несравнимое трудолюбие помогли сохранить великий . Уникальная страна, существующая со времен Древнего Мира, смогла занять лидирующие позиции в век высоких технологий, благодаря своей мудрости.

Проведя ряд военных реформ и изменений в сфере образования, великая восточная империя смогла победить врага и восстановить свои позиции в регионе. Тысячелетняя история Китая знала много захватчиков и войн, но всегда восстанавливалась, потому что умела следить за полетом бабочки.

Пока шла война в Южной Африке и резонанс её слышался то в Персии, то в Афганистане, то в Марокко, и даже в Панаме и на островах Самоа, события на Дальнем Востоке развивались своим чередом. Закабаление и раздел Китая вызвали в стране мощное антиимпериалистическое народное движение.
В 1898-1899 гг. произошёл ряд местных вспышек. Начавшись в Шаньдуне, движение перекинулось на Чжили, Шанси и Манчжурию. В мае 1900 г. оно вылилось в большое народное восстание, известное под названием боксёрского.
В подавлении восстания участвовали вооруженные силы Германии, Великобритании, Франции, Японии, США, России, Италии и Австро-Венгрии.

В июне боксёры дошли до Пекина. 20 июня на улице Пекина был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за тем боксёры подвергли осаде дипломатические миссии.
Тогда в Тяньцзине был сформирован двухтысячный сводный отряд, составленный из моряков стоявших там иностранных военных судов. Однако его попытка пробиться к Пекину потерпела неудачу. Зато военные корабли подвергли бомбардировке форты Дагу. 17 июня форты были заняты десантом.

В целях освобождения осаждённых миссий подготовлялась интервенция заинтересованных империалистических держав. Главным мотивом выступления была их боязнь потерять свои привилегии в Китае. Но какими силами подавить восстание? Сговориться на этот счёт оказалось не легко.
За переговорами скрывалась старая борьба за влияние в Китае. Ясно было, что кто "освободит" пекинский посольский квартал, тот и станет хозяином столицы.

Английская дипломатия предлагала поручить подавление боксёров японцам: она рассчитывала образовать из них в Пекине заслон против России. Японии весьма улыбался этот план: ей хотелось утвердиться в Пекине с санкции других держав.
Россия смотрела на японскую интервенцию резко отрицательно. В конце июня с помощью Германии ей удалось сорвать английское предложение.

После этого договорились на том, что все великие державы пошлют в Пекин свои контингенты. На пост главнокомандующего международной карательной экспедицией Вильгельм II предложил германского фельдмаршала Вальдерзее.
Россия приняла это предложение: она предпочитала германское командование и японскому и английскому. На русское же командование никогда не согласились бы ни Англия, ни Япония.
К России нехотя присоединилась и Франция. После этого и другим державам пришлось принять кандидатуру Вальдерзее. Кайзер был весьма польщён, что международным корпусом будет командовать его генерал.

27 июля, обращаясь к отправляющимся в Китай войскам, он публично призывал их учинить в Китае такую расправу, чтобы китайцы столь же твёрдо запомнили германское имя, как в своё время народы Европы сохранили в памяти имя гуннов и их вождя Аттилы.
Впрочем, когда германский фельдмаршал прибыл на театр военных действий, борьба с восстанием в основном уже была закончена.

Ещё до его прибытия из Тяньцзина на Пекин отправился международный экспедиционный корпус под предводительством русского генерала Линевича. Линевич разбил китайцев и 14 августа освободил миссии. Восстание было подавлено.
Китайское правительство покинуло Пекин к бежало в Сианьфу. Когда прибыл Вальдерзее, ему пришлось ограничить свою деятельность карательными экспедициями против мирных городов и деревень.
Иностранные офицеры подвергли варварскому грабежу пекинские дворцы; японцы перещеголяли всех, вывезя со своей добычей и китайский государственный серебряный фонд.

Русское правительство лишь с неохотою согласилось на интервенцию в Пекине. Оно опасалось, что появление иностранных войск усилит иноземное влияние в китайской столице.
Но в Манчжурии позиция России была иной. В июле боксёры совершили нападения на русские железные дороги, и после этого царское правительство ввело в Манчжурию свои войска. К середине октября вся Манчжурия была оккупирована русскими. Пекин, Тяньцзин и другие пункты провинции Чжили оказались оккупированными международным экспедиционным корпусом.

По просьбе китайского правительства начались мирные переговоры между Китаем и державами. Они закончились 7 сентября следующего, 1901 года подписанием заключительного протокола.
Этот акт возложил на Китай контрибуцию в 450 миллионов таэлей. Вместе с процентами это составляло около 1,5 миллиарда рублей. Тяжесть этого обязательства усугублялась тем, что китайские финансы за шесть лет до того, после войны 1894-1895 гг., уже были истощены уплатой контрибуции Японии.
Протокол этим не исчерпывался. Китай подвергался тяжёлым унижениям. Китайское правительство должно было казнить участников восстания, включая и высших сановников, воздвигнуть "искупительные памятники" пострадавшим иностранным дипломатам и т. д.

Согласно статье 7, квартал, занимаемый иностранными миссиями в Пекине, предназначался для одних иностранцев и был поставлен под охрану иностранной специальной полиции; селиться в этом квартале китайцы не имели права.
В Китай в течение двух лет воспрещался ввоз оружия. Форты Дагу подлежали срытию. Россия приняла участие в мирных переговорах и подписала заключительный протокол. Однако русские войска не участвовали в карательных экспедициях германского фельдмаршала.

С августа 1900 г. германское правительство начало переговоры с Англией о совместной англо-германской гарантии территориальной целостности Китая и незыблемости принципа "открытых дверей" для торговли всех наций.
За этими дипломатическими формулами скрывалось на деле нечто иное. Германия подозревала Англию в намерении захватить Шанхай и вообще закрепить своё полумонопольное положение в бассейне Ян-Цзы.
Поэтому она и спешила связать соперника обещанием соблюдать территориальную неприкосновенность Китая и не нарушать принципа "открытых дверей".
Со своей стороны англичане, вступая в эти переговоры, хотели втянуть немцев в борьбу против русских в Манчжурии. Как только немцы это поняли, они отказались распространить свою гарантию на Манчжурию.

Оказалась изъятой из сферы действия соглашения, подписанного 16 октября 1900 г. Таким образом, новая попытка Англии подстрекнуть Германию на выступление против России опять не увенчалась успехом.
Германское правительство на это не шло: оно само усердно работало над тем, чтобы вынудить Англию и Японию ввязаться в борьбу против России.

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.