Что такое режим апартеида. Полвека ненависти: бытовой расизм во время апартеида

Политика жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимая реакционными кругами Южно-Африканской Республики в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АПАРТЕИД

(apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация – давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым – по преимущественному составу – электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948–50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950–58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" – бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984–86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента – африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.

АПАРТЕИД (африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление)

международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику "раздельного развития". На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Ман-делы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической,социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

В отношении этих преступлений установлена универсальная юрисдикция. Виновные могут предаваться суду любого государства - участника Конвенции. При необходимости преступники подлежат выдаче, так как А. не считается политическим преступлением. Поэтому экстрадиция производится в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. В Конвенции предусмотрена возможность учреждения Международного уголовного трибунала в случае согласия государств с его юрисдикцией.

Панов В.П., Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АПАРТЕИД" в других словарях:

    - (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.

    - (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь

    - [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь

    - (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия

    - [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия

    - (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Апартеид - (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история

    апартеид - апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Апартеи́д , апа́ртхейд (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации , проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз , ЮАС) с по 1994 год Национальной партией .

Сущность

Апартеид в ЮАР предписывал народам банту проживать в специальных резервациях (бантустанах) на небольшой (около 12% площади ЮАР) территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных и низкооплачиваемых работах преимущественно в сфере обслуживания). В ходе внедрения системы апартеида чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись небелым, было обычно намного ниже.

Лишение небелого населения политических прав было обычной практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК). Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка .

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъема антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить свое господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Йоханнес Стрейдом, ставший премьер-министром после Малана, лишил чернокожих африканцев тех немногих прав на голосование, которые они имели. Предыдущее правительство в 1951 году приняло Закон о раздельном представительстве избирателей, однако его конституционность была оспорена в суде группой из четырёх избирателей при поддержке Объединённой партии. Верховный суд Капской провинции отказал им, но Апелляционный суд принял их протест и признал закон не имеющим силы, поскольку для изменения конституции требовались голоса двух третей депутатов обеих палат парламента. Тогда правительство приняло Закон о парламентском верховном суде, дав парламенту право отменять судебные решения. Это было признано незаконным и Апелляционным судом, и судом Капской провинции. В 1955 году правительство Стрейдома увеличило число судей в Апелляционном суде с пяти до одиннадцати, назначив на новые места судей, симпатизировавших политике апартеида. В том же году появился Закон о Сенате, увеличивавший число депутатов с 49 до 89, причём в результате перераспределения у НП оказалось 79 мест. Наконец на совместном заседании обеих палат Закон о раздельном представительстве избирателей был принят, в результате чего в Капской провинции был сформирован отдельный список цветных избирателей.

Главными «законами апартеида» были следующие:

  • Поправка к Закону о запрете смешанных браков (1949)
  • Поправка к Закону о безнравственности (1950)
    • Этот закон сделал уголовным преступлением сексуальные контакты белого и человека другой расы.
  • Закон о регистрации населения (1950)
    • Согласно этому закону, каждый гражданин должен был быть зарегистрирован как белый, цветной или банту (правительство Национальной партии исключило из официальных документов употребление слово «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его словом «банту »).
  • Акт о групповых областях (27 апреля )
    • По этому закону страна была разделена на несколько областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Он стал основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения.
  • Закон о самоуправлении банту (1951)
    • Этот закон создал для чернокожих африканцев отдельные «правительственные» структуры.
  • Закон о борьбе с незаконным занятием помещений (1951)
    • Этот закон позволял властям сносить трущобы, где жили чернокожие африканцы.
  • Закон о туземных строительных рабочих, введении налога на туземные услуги (1951)
    • Этот закон обязывал белых нанимателей оплачивать строительство жилья для чернокожих рабочих, признанных законными жителями городов.
  • Закон об обеспечении раздельных услуг (1953)
    • Этот закон запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными заведениями (комнатами отдыха и пр.)
  • Закон об образовании банту (1953)
    • Этот закон полностью передал контроль над школьным образованием среди чернокожих африканцев, прекратив существование миссионерских школ.
  • Закон о городских областях банту (1954)
    • Этот закон ограничил миграцию чернокожих африканцев в города.
  • Закон о шахтах и работе (1956)
    • Этот закон делал официальными расовую дискриминацию при приёме на работу.
  • Закон об улучшении самоуправления чернокожих африканцев (1958)
    • Этот закон ввёл отдельные территориальные правительства в бантустанах - специальных областях, где у чернокожих африканцев было право голоса. Предполагалось, что они в конце концов станут независимы, однако на практике ЮАР оказывала на них решающее влияние, даже после предоставления некоторым из них формальной независимости.
  • Закон об инвестиционных корпорациях банту (1959)
    • Этот закон создал механизм перевода капитала в бантустаны, что позволило бы создавать там рабочие места.
  • Закон о расширении университетского образования (1959)
    • Этот закон ввёл отдельные университеты для чернокожих, цветных и индийцев.
  • Закон о физическом планировании и использовании ресурсов (1967)
    • Этот закон позволил правительству остановить строительство промышленных предприятий в «белых» районах и перевести их в приграничные районы бантустанов. Тем самым могла ускориться миграция чернокожих африканцев в бантустаны, где им было легче найти работу.
  • Закон о гражданстве бантустанов (1970)
    • Этот закон поменял статус обитателей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Тем самым предполагалось сделать белых большинством в «белой» части страны.
  • Указ о преподавании на африкаанс (1974)
    • Согласно этому закону, вне бантустанов преподавание должно было вестись наполовину на английском , наполовину на африкаанс .

В то время как другие страны (например, США) отменяли дискриминационные законы, в ЮАР, напротив, вводились всё новые акты, регулирующие расовые отношения. Отчасти поддержка апартеида белыми южноафриканцами была связана с демографией : они стремились сохранить власть в стране, численность белого населения в которой в связи с естественной убылью сокращалась, в то время как прирост чернокожих в XX веке был значителен.

Система апартеида

Повседневная жизнь

Система апартеида была установлена законом: все перечисленные ниже ограничения были закреплены законодательно. К примеру, Закон об обеспечении раздельных услуг прямо разрешал властям предоставлять разным расам услуги разного качества.

В негритянских районах зачастую не было ни водопровода , ни электричества .

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов.

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В июне 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации.

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

Начались массовые вооруженные столкновения сторонников АНК и ПСИ.

В то же время активизировали боевые действия и члены Панафриканского конгресса. Они периодически нападали на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер - одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых - и детей, и стариков. Это будет год террора!»

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990-1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия . Был создан Африканерский народный блок (АНФ), в который вошли более 20 организаций белых. Председателем его совета стал Ф. Харценберг, а директорат возглавил герой войны в Анголе , бывший командующий Силами обороны Южной Африки генерал Констанд Фильюн (Constand Viljoen ) . Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны .

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года . Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63%, Национальная партия набрала 21% голосов.

Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.

После апартеида

После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций. Основой конкурентоспособности ЮАР является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешевой чёрной рабочей силы. Тем не менее, в 2000-2007 годах уровень безработицы в ЮАР составлял 25-30 % .

После отмены апартеида в стране резко увеличилась преступность, в частности количество убийств. Резко выросло как число чернокожих, так и число белых, ставших жертвами убийств .

«Политику раздельного проживания белых и цветных отменили десять лет назад. И сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте , который слывёт самым опасным городом Северной Америки. Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают - чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые „чёрные города“, куда полиция не суётся. Белые покидают ЮАР: популяция африканеров снизилась с 13 до 10 %. А вы хотели бы жить в стране, 40 % населения которой неграмотны, а 25 % заражены вирусом СПИДа? Мы проезжали окраины „чёрных городов“. Нагромождения ржавых жестяных коробок, развешанное бельё. На земле на корточках сидят люди - то ли пьяные, то ли наркоманы. А все мало-мальски приличные дома окружены высокими заборами и опутаны колючей проволокой. Как во время войны…»

Тем не менее, число убийств на 100 000 населения все же снизилось с 66,9 в 1994-95 годах до 39,5 в 2005-06 годах .

Правительство АНК осуществляло программы, при которых при устройстве на работу предпочтение отдаётся людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов .

Очень серьёзной проблемой для современной ЮАР является ВИЧ . В 2007 г. на эту страну приходилось наибольшее число носителей ВИЧ в мире, от СПИДа умерло около 350 000 человек .

См. также

  • Район №9
  • Обвинения Бразилии в апартеиде (англ.)

африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление) -международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику «раздельного развития». На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Манделы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

Сразу после прихода национальной партии к власти в Южной Африке в 1948 году, его про-белое правительство немедленно начало реализовывать политику расовой сегрегации на законодательном уровне. Позже эта политика получила название политики апартеида.

Во время режима апартеида все темнокожее население (а они составляли подавляющее большинство) будет вынуждено проживать в отдельных от белых людей районах и пользоваться государственными услугами в отдельных государственных учреждениях, созданных специально для цветных. Контакт между двумя частями населения в рамках различных рас будет строго ограничен. Несмотря на решительную и последовательную политику против режима апартеида за пределами Южной Африки, его законы оставались в силе в течение больше 50 лет. Лишь только в 1991 году правительство президента де Клерка начало отменять большую часть законов, которые являлись основой политики апартеида.

Зарождение политики апартеида в ЮАР

Расовая сегрегация и превосходство белой расы стали центральными направлениями политики в будущем ЮАР задолго до начала режима апартеида. «Закон о земле» от 1913 года, который был принят всего после 3-х лет независимости ЮАР, положил начало территориальной сегрегации, заставляя черных африканцев жить в отдельных резервациях, и поставил их вне закона при распределении земли. Противники закона организовали Южно-Африканский национальный съезд, который позже стал Африканским национальным конгрессом.

Великая депрессия в США и Вторая мировая война послужили причиной глубоких экономических проблем в ЮАР, и это стало поводом для еще большего усиления политику расовой сегрегации для правительства.

В 1948 году Национальная партия африканеров выиграла всеобщие выборы под лозунгами «апартеида» (буквально - «отдельность»). Их целью было не только разделить белое меньшинство Южной Африки от темнокожего большинства, но и также разделить темнокожих друг от друга: африканеры хотели добиться раздробления черных южноафриканцев по племенному признаку в целях сокращения их политической власти.

Режим апартеида закрепляется законом

К 1950 году правительство запрещает браки между белыми и людьми других рас, сексуальные отношения между ними также становятся под запретом. Закон о регистрации населения 1950 года предусматривает базовые рамки классификации всех южноафриканцев по расовым признакам: банту (черные африканцы), цветные (смешанные расы) и белые. Позже в закон внесли поправку и добавили четвертую категорию - азиатов (индусы и пакистанцы). В некоторых случаях, закон разделял целые семьи: согласно предписаниям один из родителей мог быть классифицирован как белый, а его ребенок признан цветным.

Пропуск, который выдавался всем цветным

Благодаря принятию земельных законов более 80% земли были выделены белому меньшинству, а черным с этого времени необходимо было иметь при себе документы, разрешавшие находится в том или ином районе. С целью ограничения контакта между расами, правительство апартеида организовало отдельные государственные учреждения для белых и темнокожих, профсоюзы для цветных были ограничены в полномочиях. Кроме этого, темнокожим воспрещалось становиться членами правительства.

Туалет для разных рас

Политика апартеида в ЮАР: отдельное развитие

Хендрик Фервурд, став премьер-министром Южной Африки в 1958 году, совершенствовал политику апартеида и в дальнейшем, называв режим «развитием по отдельности».

Хенрик Фервурд

Закон «О самоуправлении» для банту в 1959 году создал для различных племен темнокожих 10 отдельных мини-государств, которые стали известны как «Бантустаны». Разделив чернокожих друг от друга, правительство могло утверждать, что нет никакого большинства. Кроме этого, такие шаги позволили обезопасить белых от объединения темнокожих в единую националистическую организацию. Каждый черный из «Бантустана» был наделен политическими правами в отдельном регионе, но именно это все больше отдаляло его от общего управления и участия в политических процессах в рамках целой страны.

Табличка на пляже: «Только для белых»

Одним из самых нечеловечных процессов, которые происходили во времена режима апартеида, стал насильственный вывоз чернокожих с родных земель в «Бантустаны». Территории, где проживали черные, были теперь определены как «белые», и местные перед отъездом продавали им свои земли за гроши. По сути - это был обыкновенный грабеж чернокожего населения. С 1961 по 1994 годы более 3,5 миллиона человек были насильственно вывезены из своих домов в «Бантустаны», где были ввергнуты в нищету и безвыходность.

Противостояние политике апартеида в ЮАР

Сопротивление режиму апартеида в ЮАР принимало множество форм в течение многих лет: от ненасильственных демонстраций, протестов и забастовок до политической скрытой и открытой работы и в итоге - к вооруженному восстанию.

Чернокожий парень в знак протеста заходит в автобус для белых

Совместно с Индийским национальным конгрессом, Африканский национальный конгресс организовал митинг в 1952 году, во время которого участники демонстрации сожгли свои документы, выполнявшие функцию пропусков. Группа, называющая себя Конгресс народа, приняла в 1955 году «Хартию свободы», в которой провозглашалось, что «Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, неважно - черный он или белый». Правительство разогнало митинг. Во время разгона демонстрации было арестовано 150 человек, которых позже обвинили в государственной измене.

В 1960 году в поселке темнокожих Шарпевилле полиция открыла огонь по группе безоружных людей. По крайней мере, 67 черных были убиты и более 180 ранены. убедили многих лидеров движений против политики апартеида, что они не смогут добиться свержения режима мирными средствами.

Расстрел в Шарпевилле

С этого момента было принято решение создать военизированную организацию при Африканском национальном конгрессе и других политических блоках. Но ни один из созданных блоков никогда так и не стал представлять какой бы то ни было серьезной угрозы для режима апартеида и правительства. К 1961 году большинство лидеров сопротивления были захвачены и приговорены к длительным срокам заключения либо казнены в тюрьме. Нельсон Мандела, основатель «Умконто сизве» («Копье нации»), военного крыла Африканского национального конгресса, был заключен в тюрьму с 1963 по 1990 годы; его заключение обратило внимание международного сообщества на проблемы Южной Африки и помогло заручиться большей поддержкой в борьбе против апартеида.

Падение режима апартеида

В 1976 году, когда тысячи чернокожих подростков в Соуэто, поселке возле Йоханнесбурга, вышли на протест против требования об обязательном знании африкаанс (диалекте старо-голландского языка) для черных африканских студентов, полиция начала подавление протеста при помощи слезоточивого газа и пуль.