Виды колокольных звонов и их значение. Виды колокольных звонов


Колокольный звон в Православной Церкви звучит в определенные моменты Богослужения, в соо тветствии с установленными канонами, и имеет особое символическое (в отдельных случаях и практическое) значение.

Сам по себе колокол является символом архангельской трубы, воспевающей величие Божие, побуждающей нас к бодрствованию духа, к непрестанной молитве. Один из наиболее древних каноничных звонов - благовест, возвещающий о начале Богослужения и созывающий народ на службу: «К нам, к нам, к нам», - как бы взывает благовествующий колокол, отбивая такт мерными ударами. В особых случаях - перед началом Божественной литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а также вечером накануне праздничных и воскресных дней - благовест, как правило, переходит в трезвон, выражающий собою радость во славу Божию. Также и окончании этих Богослужений принято совершать трезвон.

Перед чтением шестопсалмия на всенощном бдении положено совершать два кратких трезвона с небольшой промежуточной паузой - так называемый двузвон. Этот звон обозначает переход от одной части Богослужения к другой, то есть от вечерни к утрени. Как шестопсалмие, предваряющее утреню, разделено «Славой» на две части, так и звон в данном случае делится надвое кратковременной паузой (потому и именуется «двузвон»). В более глубоком смысле двузвон символизирует собой переход от вехозаветной истории человечества к новой истории - эпохе Нового Завета, пришествию в мир Спасителя.

Во время полиелея, перед чтением Евангелия, звучит полиелейный звон. Он исполняется также в виде трезвона, представляя собой радость Благой Вести, ибо для христианина не может быть большей радости, как слышание Слова Божия.

В особые дни в году - при выносе Креста Господня, Плащаницы Господа или Плащаницы Божией Матери - звучит звон погребальный. Такой звон начинается с перезвона - поочередных ударов во все колокола от большого к малому, напоминая нам о том, как Господь наш Иисус Христос со Своей Божественной высоты снизошел на землю «спасения нашего ради» и умалился, родившись от Пресвятой Девы, приняв на Себя «образ раба».

Следует заметить, что при погребении людей удары в колокола чередуются в обратном порядке - от малого большому. Первый удар в самый малый колокол напоминает о рождении младенца. Дальнейшее поочередные удары обозначают весь земной путь человека от младенчества до старости. Заключительный удар во все колокола (одновременно) означает кончину земной жизни. Завершается погребальный звон во всех случаях трезвоном, выражающим христианскую веру в победу над смертью и радость всеобщего воскресения.

Различают четыре вида канонических звонов, которые по отдельности или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, трезвон перебор и перезвон. Благовест — одиночные мерные удары в один из больших колоколов http://archangel.org.uk/map10 .

Трезвон — собственно сам звон, все, или несколько одновременно звучащих колоколов http://dkb-locksmiths.co.uk/mapca1 .

click to see more Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся», чаще это погребальный перебор.

Перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малому (без удара «во вся»).

О благовесте

Как уже отмечалось в предыдущем занятии благовествующие колокола называются благовестниками и они делятся на праздничные/воскресные, будничные и постные. При наличии на колокольне нескольких благовестников звонарь может подчеркивать торжественность богослужения, выбирая колокола-благовестники по весу. Чем больше празднуемое событие, тем больше колокол. Эта закономерность отражается и в названии благовестников.

Праздничный благовестник используется в праздник Святой Пасхи и в двунадесятые праздники. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например, при освящении престола в храме, или престольные праздники. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресный благовестник используется в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного колокола, воскресный должен быть вторым по весу.

Полиелейный благовестник (если в наборе достаточно благовестников) используется в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе оно обозначается особым знаком - красным крестом). Это следующий по весу за воскресным колокол.

Будничный (простодневный) колокол используется в будние дни седмицы, а также шестеричные и славословные службы. Соответственно, следующий по весу за полиелейным.

Постный колокол используется в качестве благовестника только в Великий пост. Во все остальные посты звон происходит по обычному циклу.

Если на колокольне недостаточно колоколов-благовестников, то праздничный и воскресный благовестники могут быть представлены одним колоколом, а полиелейный, будничный и постный — другим по определению настоятеля.

О самом звоне, или трезвоне

Собственно звоном называется звучание, когда используют сразу все колокола поочередно, или же несколько колоколов одновременно. Звон во все колокола разделяется на: трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

По установившейся традиции в трезвоне может участвовать только тот благовестник, который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньший можно, но не больший). При исполнении отдельно трезвона обычно выделяют три отрезка: начало (затравка), собственно тре-звон и окончание (концовка). Затравка представляет собой короткий по времени ритмический фрагмент, например, с использованием только зазвонных колоколов, чтобы перейти от благовеста к основному звону. Основная часть звона может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии). Причем каждый такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Между сериями могут быть паузы, либо каждая серия оканчивается аккордом во все колокола одним, двумя, или тремя по порядку серии. Звон в один прием называется просто звон, звон в два приема — двузвон, и звон в три приема — трезвон. Перед вечерней совершается звон в один приём, так как это первая служба дня; перед утреней, поскольку это вторая служба, звон проводится в две серии; перед Литургией — в три серии (стиха). По сложившейся к настоящему времени традиции это правило не соблюдается и звон с трезвоном стали синонимами. В обиходной речи глагол «потрезвонь» означает «просто позвони» без смыслового подтекста дать три серии. А традиция заканчивать серию аккордом превратилась в концовку звона и заключается в троекратном аккорде во все колокола во славу Святой Троице.

Звонить или не звонить сериями и указания по характеру звона определяет и дает настоятель храма. Трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность, избегая различных излишеств. Не принято «ломать» ритм благовестника, нужно выдержать на протяжении всего звона один темп, можно немного ускоряться и замедляться, но основной темп должен быть выдержан. Уставом определяется продолжительность звона в минутах. Например, пятиминутный трезвон, или настоятель говорит: «Звоните подольше».

Схематически структуру звона можно изобразить в таком виде:

БЛАГОВЕСТ ТРЕЗВОН=ЗВОН
3 удара 37 ударов затравка 1-ый прием 2-ой прием 3-ий прием концовка
3*40” 37* 6”=222 20” 20”
2.0 мин. 3,7 мин. 0,3 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 0,3 мин.
5-6 минут 10-15 минут

У трезвона есть две разновидности — «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49). Красными в старину называли средние (подзвонные) колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Поэтому «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Красный звон обычно бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших и средних колоколов. Красный звон обычно совершается несколькими звонарями, когда каждый звонарь н средних колоколах исполняет свою партию. Красный звон уместно применять в Великие Праздники, при особо торжественных и радостных событиях в Церкви.

Звон «в двои» используется вместо трезвона, когда желательно применить трезвон, но правила и характер службы не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в постовой и меньший следующий за ним колокол поочередно с последующим ударом в оба. Такой звон совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, после Утрени Великой Среды и в ряде других случаев.

О переборе

Перебор является похоронным, погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует земную жизнь человека от его рождения до смерти и надежу на жизнь вечную. Этот звон совершается медленным перебором колоколов, от самого маленького до самого большого, символизируя собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар во все колокола означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Звонарь медленно ударяет по одному разу в каждый колокол и «во вся». При переборе удары в колокол обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов) и сильного и синхронного удара «во вся». Такой перебор может осуществляться многократно в зависимости от хода процессии по выносу почившего их храма до ворот, либо до места захоронения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

Скорбный похоронный перебор может заканчиваться кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего (хотя в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона). Таким образом, после отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается перебор, оканчивающийся трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

О перезвоне

Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции в конце перезвона нет удара во все колокола, так называемого «во вся». В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа и используется, как звон относящийся к Господу Богу.

Перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и в Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, а по положении Плащаницы посреди храма — тотчас трезвон. На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон. Чтобы скорбный звон, относящийся к Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляется более быстрыми и равномерными ударами и символизирует «истощение сил» Господа нашего Иисуса Христа.

Три раза в году на утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого Поста и в день Происхождения Честных Древ, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест вынесен на середину храма и положен на аналой бывает трезвон.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.

1. БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий , производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный ; 2) воскресный ; 3) полиелейный ; 4) простодневный или будничный ; 5) пятый или малый колокол .

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

2. СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.

4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.

2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части – утрени и выражает собою радость — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).

3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».

В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».

4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.

6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.

ЗВОН НА ЛИТУРГИИ

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.

Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения «, сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: « «, Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.

На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).

Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.

На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

На Праздник – Воскресения Христова:

Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.

К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.

А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.

Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.

Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.

В Храмовые Праздники:

В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.

Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию – 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию – 2 удара, к 3-му Евангелию – 3 удара и т. д.

По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.

На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.

Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».

По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.

Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.

Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или как в другом песнопении поется: «единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище».

Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», Архиеп. Аверкий, по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклоненной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная).

Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.

При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.

В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).

Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора – это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.

В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».