Что зависело от бога пта. Смотреть что такое "Птах" в других словарях

О том, как появился мир, в разных городах Древнего Египта рассказывали по-разному. И египтянин нисколько не удивлялся, когда слышал, что в другом городе мифы о начале мира были не такие, как на его родине. Египтянин считал, что все мифы правильные.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге - Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха - тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства. Вот так бог Птах создал мир и установил в нем порядок.

Богиня неба Нут
и бог земли Геб

Бог-творец Атум. Иначе рассказывали о сотворении мира в городе Гелиополе. Там считали, что творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун - так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю - холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око - и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.


Рождение бога
солнца Ра из
цветка лотоса

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб - бог земли и Нут - богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.

Бог Ра

Солнечный бог Ра и его заместитель бог Тот. После того как был создан мир и установлен его порядок, наступило время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Всем миром тогда правил бог солнца Ра. Ночь он проводил в Гелиополе, а утром взлетал в небо и щедро лил на землю свет и тепло. Ночи тогда были на земле черные, так как на небе еще не было луны и светил только лишь звезды. Тогда позвал Ра к себе своего сына бога Тота и сказал ему: - «Будь моим лунным глазом на небе. И будут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так появилась на небе луна, и стал бог Тот богом луны. Светил он по ночам людям, вел счет дням, перешли к нему вместе со счетом знания и письмо, и стал бог Тот богом мудрости. Вел он записи обо всем, что происходит на земле, записывал судьбу человека. Разделил он год на три сезона (у египтян было не 4, как у нас, а 3 времени года, которые они называли: Половодье, Всходы, Засуха) и 12 месяцев.


Бог Ра в образе огненно-
рыжего кота убивает змея Апопа

Борьба Ра со змеем Апопом. А бог Ра вел войну со всеми черными силами, которые несли в мир беды и разрушения. Главным врагом Ра был огромный змей Апоп. Напал бог Ра на змея Апопа, долгой была борьба, и Ра победил. Но не смог он убить своего врага, а только ранил его. Раненый Апоп нырнул в Нил и уплыл в подземное царство. И там он живет и постоянно вредит Ра. Когда начинается ночь, спускается бог Ра в подземное царство и плывет по нему на ладье. В это время нападает на него Апоп, но Ра побеждает его, а змей бежит и прячется от солнечного бога.


Пта - бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей».

Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума.

Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны.

Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов. Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли.

Его изображения

Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он - один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания.

Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии.

Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.

В Древнем Египте не было недостатка в богах-творцах! Наряду с Ра, Хнумом и Тотом следует рассказать и о Птахе из Мемфиса, знаменитого города Северного Египта. Могущество Птаха - в том, что все, задуманное им, воплощается в жизнь. Птах обустроил мир одной только силой мысли.

Его имя, по-видимому, образовано от глагола со значением «изготавливать, придавать форму», и отсылает непосредственно к мифу о сотворении мира, которое жители Мемфиса приписывали Птаху. Птах был изначально местным божеством Мемфиса. Разумеется, с течением времени слава его росла, как рос и его город. Однако Птах так и не был включен в крупнейшие мифологические циклы Древнего Египта. Он не соотносится ни с одной из легенд и не участвует даже в захватывающей эпопее о Горе и Сете. Лишь в немногих версиях этой истории боги интересуются мнением Птаха. Но Птах, понимая, что противостояние Сета и Гора будет длиться вечно, заявляет, что ему неизвестны подробности дела, и таким образом уклоняется от участия в спорах.

С семьей, но без легенд

Итак, Птах - бог из Мемфиса. Из-за политического и религиозного значения, которое имел здесь этот бог, местные жители наделили его семьей. Так, в эпоху Нового царства, как и во многих других крупных религиозных центрах Египта, весь Мемфис поклонялся не одному богу, а божественной триаде. Далеко не все города могли этим похвастаться.

Птах получил в спутницы жизни богиню с весьма пылким нравом, львицу Сехмет, а сыном его стал Нефертум. Однако эта семья была всего лишь формальностью: ее существование не подтверждалось ни одной легендой. Более того, несмотря на влиятельность культа, мемфисский бог практически не является действующим лицом мифологического цикла.

Исключение составляет лишь один, но весьма важный - миф о сотворении мира. Однако и этим мы, по всей вероятности, обязаны мемфисскому духовенству: в эпопее Птаха сочетаются элементы, позаимствованные из мифологии Гелиополя (родины демиурга Ра) и Гермополя (города Тота, еще одного великого бога-создателя).


Мемфис (Мен-нефер), город, от которого сегодня не осталось и следа, был религиозным и административным центром первого нома Нижнего Египта. Еще в самом начале эпохи фараонов он стал резиденцией правителей и столицей всей страны, каковой оставался на протяжении всей эпохи Древнего царства. На некрополе Мемфиса погребали как царей, так и их подданных, Этот некрополь был одним из величайших в Египте! Всего в пятнадцати километрах от древнего города расположены знаменитые пирамиды Гизы.

Он мыслит и, следовательно, творит

«Он - тот, кто породил сам себя и дал жизнь божественной эннеаде... Он произвел на свет всех богов. Он основал города и номы. Он поселил богов в их святилища. Он сделал обильными жертвенные подношения им и основал их святилища. Он вылепил тела их в соответствии с желаниями их сердец».

Все это и многое другое Птах, согласно мемфисским верованиям, сотворил при помощи одного только сердца (мысли сиа) и языка (созидательного слова ху). Никакого гончарного круга, никакого грандиозного действа; просто материализация образов, придуманных Птахом. Именно так он сотворил Вселенную, а затем Землю и все, что есть на Земле.

Вот что один из текстов Позднего периода рассказывает нам о «методе» творения Птаха: он «создал зрение благодаря глазам, слух - благодаря ушам, дыхание - благодаря носу. Все они говорят с сердцем. Сердце же позволяет всякому знанию найти выражение, а язык излагает все, о чем оно мыслит... Потому что каждое божественное слово воплощается в соответствии с тем, что задумало сердце и что высказал язык». Таким образом, то, о чем Птах думает, воплощается в жизнь: «Вот как были созданы все работы и искусство, жесты рук, способность ног ходить, движения членов, в соответствии с порядком, который задумало сердце и выразил язык».

Миф ставил этот акт творения выше, чем гелиопольский. Однако в конце концов духовенство Ра одержит верх над жрецами Птаха...

Отождествления Птаха

Птах очень часто отождествлялся с другими богами. Подавляющее большинство египтян поклонялись не самому Птаху, а синкретическому божеству, в чьем облике он воплотился. Среди самых знаменитых отождествлений стоит отметить Птаха-Сокара-Осириса; этих трех богов объединяло только одно - земля. Земля, в которой погребали умерших. Менее известен был Птах- Татенен («поднимающаяся земля»); его имя - аллюзия, отсылающая к первому холму, который выступил из первичного океана, а также к земле, которую поднимают прорастающие растения. Ведь Птах был и остается богом возрождения, столь желанного для каждого человека, достигшего сумерек своей жизни.

Птах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга.

История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.

Бог из Мемфиса

В ту пору Мемфис еще не превратился в великую столицу египетских царей, религиозный центр и крупнейший некрополь Древнего царства, однако культ Птаха процветал уже тогда. По мере роста могущества города росла и слава его бога. Легенды гласят, что храм Птаха построил Менес - первый фараон из самой первой династии. Такой чести не было удостоено ни одно другое божество!

Так как храм был расположен к югу от города, Птаха называли «тот, кто за южной стеной», и это имя встречается в текстах достаточно часто. Судя по развалинам, обнаруженным к западу от современного святилища, первый храм Птаха датировался не позднее эпохи правления Тутмоса IV (1401 — 1391 гг. до н. э.).

Храм Птаха в Мемфисе

Довольно впечатляющие руины древнего Мемфиса уцелели в пальмовых рощах близ деревни Мит-Рахина. Среди них можно увидеть и храм Птаха, который Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.) приказал перестроить в годы своего правления. Наиболее примечательны, пожалуй, остатки мощной стены длиной около 1500 м, которой была обнесена территория святилища.

Помимо западного пилона и непосредственно примыкающего к нему гипостильного зала при Рамсесе II было построено несколько монументальных ворот в северной и южной стенах. Они были украшены колоссами правителя. Кроме того, южные ворота стерег большой алебастровый сфинкс. Рамсес II, судя по всему, очень почитал Птаха и был страстным приверженцем его культа; он сделал управляющим храма своего сына Хаэмуаса. Все служившие здесь жрецы подчинялись принцу.

На этом месте по-прежнему можно увидеть несколько огромных статуй Рамсеса, покоящихся в зарослях. Часть храма была раскопана в начале XX века, но это величайшее святилище Древнего Египта, конечно же, еще не раскрыло нам всех своих секретов и тайн.

Необычайно жизнестойкий культ

Позднее фараоны из XXII, XXV и XXVI династий продолжили дело Рамсеса II, постепенно обустраивая огромную территорию за священными стенами мемфисского храма.

Так, например, Шешонк I пристроил «лабораторию» бальзамирования быков Аписов (поклонение которым было связано с Птахом и его духовенством).

Фараоны Амасис (570-526 гг. до н. э.) и Шабака (712-698 гг. до н. э.) восстановили существующие здания и возвели небольшие капеллы, тем самым поддержав культ «того, кто за южной стеной».

Птах, греческий гефест и римский вулкан

В истории наложение разных культур всегда сопровождается взаимовлиянием религий и заимствованием богов. Египет греко-римской эпохи не стал исключением из этого правила. Так, Птах, покровитель ремесленников, был отождествлен с греческим богом Гефестом. Древние греки верили, что Гефест родился из гнева Геры на супруга! Поэтому он часто появляется в образе молнии - порождения грозы. А в мифологии египтян Птах, превратившись в молнию, породил божественную корову, которая, в свою очередь, произвела на свет его двойника, Аписа.

Гефест быстро освоил кузнечное ремесло на своем острове Лемносе. Позднее римляне назовут его Вулканом: они верили, что жилище бога укрыто в жерле Этны. Птах, будучи повелителем огня, занял почетное место в пантеоне египетских богов, покровительствуя ремеслам, связанным с огнем. А его жрец, как сообщают нам тексты, был «величайшим из глав ремесленников»!

Фараон-реставратор Шабака

Фараон Шабака многое сделал для культа Птаха. Он был не только строителем: именно ему мы обязаны надписями на гранитной плите, скопированными с загадочного папируса. Папируса настолько древнего и настолько важного, что, если бы Шабака не приказал высечь этот текст на камне, мы ничего не узнали бы ни о Птахе, ни о его истории.

Эта плита, обнаруженная археологами в святилище Птаха в Мит-Рахине, представляет собой список с более древнего папируса, который в то время хранился в архивах святилища. Копия папируса была сделана на рубеже VIII и VII веков до нашей эры. Фараон Шабака, осознававший значимость своего деяния, приказал приписать перед основным текстом следующие строки: «Этот текст был переписан Его Величеством в храме его отца Птаха, того, кто за южной стеной, потому что Его Величество заметил, что это произведение создали предки, и что изгрызли его черви так, что скоро невозможно будет прочесть все строки от начала до конца. Его Величество переписал текст, вновь посвятив его Птаху, чтобы он стал еще лучше, чем был когда-либо прежде... Вот что сделал Шабака, сын Ра, для отца своего Птаха-Татенена». Несмотря на столь впечатляющий труд по сохранению текста, он дошел до нас со множеством лакун: в арабскую и современную эпохи плита послужила камнем для мельничного жернова, в результате чего некоторые строки были безвозвратно утрачены.

Птах-Патек

Мифы рассказывают, что Гефест родился кривоногим уродцем. Жители эллинистического Египта III века изображали Птаха безобразным карликом, похожим на этого греческого бога; его называли Птах-Патек. До нас дошли многочисленные фаянсовые статуетки Птаха-Патека: обнаженный бог попирает ногами опасных Животных. В этих изображениях нет ничего непочтительного; напротив, они имели защитные свойства: в них Птах сближался с самым драгоценным, что было у египтян - их потомством. Патеком такой образ Птаха назывался из-за сходства с одноименным божеством, покровителем финикийских мореплавателей. Многие из этих статуэток были изготовлены в эпоху Птолемеев и позднее.

Птах - приближенный фараона

Фараоны Древнего Египта очень почитали Птаха. Как бог-создатель (по крайней мере, в Мемфисе), Птах был неразрывно связан с царской властью. И, поскольку правители Египта обосновались в Мемфисе, Птах стал «Тем, кто возводит царя на престол именем владыки Обеих Земель». Действительно, с течением времени Птах получил титул «владыки обеих Земель, восседающего на великом троне», поэтому его имя стоит первым в списках царей. Недаром он - один из немногих богов, кто носил церемониальную волнистую бородку фараонов! Когда же к власти пришли фиванские правители, фараоны будущей XVIII династии, и их бог Амон, то Фивы и священный город Карнак стали политическим и религиозным центром всего Египта. Это не могло не сказаться на влиянии Птаха. Тем не менее в глазах правителей значимость этого бога была по-прежнему велика. Фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. э.) в своем поклонении Птаху зашел настолько далеко, что построил для него небольшой храм прямо на тер-ритории святилища Амона. Шабака, Птолемеи и даже римский император Тиберий заботились о сохранности этого храма.

Другой фараон из XVIII династии, Амехотеп III (1391-1353 гг. до н. э.), приказал возвести святилище Птаха-Сокара-Осириса в стенах своего погребального храма на западном берегу Нила. От этого огромного комплекса не уцелело ничего кроме двух гигантских статуй фараона - знаменитых колоссов Мем- нона. Хотя Аменхотеп жил в Стовратных Фивах, далеко от Мемфиса, он сохранил верность Птаху, и построил для него «Храм Небмаатра, соединившегося с Птахом» - храм, в котором фараон изображается в виде статуи Птаха. Фараон и Птах были здесь единым существом. В то время Амон, с которым впоследствии будут отождествлять себя правители, еще не достиг вершины славы. Отметим, что в тот же период, но намного южнее, в Нубии, некоторые храмы были посвящены одновременно Амону, Гору и Птаху. Это доказывает, какое значение приобрел культ мемфисского бога мертвых в масштабах всего Египта и даже за его пределами.

Птах, отверзающий уста

Статуи богов и богинь Древнего Египта, высеченные из гранита или диорита, считались живыми. По крайней мере, в этом убеждали простой народ жрецы. Однако для того чтобы божество могло воплотиться в каменном теле своей статуи, необходимо было совершить особые ритуалы. Одним из них был ритуал отверзания уст, который также применялся в отношении забальзамированных тел. Вот что рассказывает нам об этом знаменитая надпись фараона Шабаки.

Говоря о Птахе, текст уточняет, что бог «обеспечил их подношениями, он основал святилища для них; он воссоздал их тела в соответствии с их пожеланиями (в виде статуй); тогда боги вошли в свои тела, сделанные из всевозможных пород древесины, из всевозможных камней, из глины [...]. Так были соединены с ним все боги и их ка, в мире, соединившись с владыкой Обеих Земель (Птахом)».

Так как, согласно этому тексту, для ритуала требовались такие ремесленнические инструменты, как плотницкое тесло и резец каменотеса, неудивительно, что Птах, покровитель ремесленников, взялся за дело собственноручно. Вернее, вместо него все необходимое совершала его аватара - великий жрец. Он осторожно проводил резцом по рту статуи и тем самым символически отверзал его, чтобы бог мог принимать пищу. Тем временем Сокар, с которым позднее будет отождествлен Птах, должен был открыть статуе глаза: деяние, достойное бога- творца, каковым, как мы помним, считался Птах.

Неизменный бог

Зачастую египетские боги и богини принимали разные обличья в зависимости от какого-либо аспекта своей сущности или от эпохи; иногда менялись только некоторые детали. Птах же не менялся вовсе. И как бог-творец, и как защитник мемфисского некрополя, и как покровитель ремесленников, он изображался совершенно одинаково во все времена. Даже становясь частью одного из многочисленных синкретических божеств (Птах-Сокар-Осирис, Птах-Татенен и пр.), он никогда не менял внешности. Судя по всему, исключением был только не слишком обаятельный Птах-Патек (смотрите врезку на предыдущей странице).

ПТАХ ПТАХ

Птa (pth), в египетской мифологии бог города Мемфиса. Культ П. имел общеегипетский характер, был распространён также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословскому произведению мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), П. - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком. Он стоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов: «Эннеада - это губы и зубы П., уста которого назвали все вещи». П. - язык и сердце эннеады, в нём заключены все боги. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от П., таким образом, к П. восходят и девять богов Гелиополя. П. считался покровителем ремёсел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусств, а также богом истины и справедливости. Женой П. была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествлённого верховного сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Жёнами П. иногда назывались также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа П. - Апис. язык - Тот. В имени Птах-Татенен с П. был отождествлён бог земли Татенен. Новое синкретическое божество почиталось как дающее пищу. Получив, слившись с Татененом, связь с почвой и плодородием, П. был объединён с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром (Птах-Сокар), а затем с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис). Птах-Сокар-Осирис имел функции бога загробного царства. С развитием религиозного синкретизма П. был отождествлён и с большинством других египетских богов: Ну ном, Тотом, Атумом, Амоном, Ра, Себеком-Ра и др. Как демиург он сближался с Хнумом.
Р. И. Рубинштейн.


(Источник: «Мифы народов мира».)

ПТАХ

в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал мир и все, что в нем существует: животных, растения, людей, города, храмы ремесла, искусства. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, которая родила от него сына - бога растительности Нефертума. Птаха изображали в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящим на иероглифе, читающемся как «правда».

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Фараон Сети I перед Птахом
(справа — Ра-Гарахути).
Роспись в храме Сети I в Абидосе.
Около 1300 до н. э.

Бронза.
1 тысячелетие до н. э.
Дрезден.
Скульптурное собрание.




Синонимы :

Смотреть что такое "ПТАХ" в других словарях:

    В иероглифах … Википедия

    - (Пта), в египетской мифологии бог города Мемфис (см. МЕМФИС (Египет)), почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург (см. ДЕМИУРГ) , создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей … Энциклопедический словарь

    - (Пта) в египетской мифологии бог города Мемфис, почитался как божество земли и плодородия. В мемфисской космогонии Птах выступает как главный демиург, создавший словом весь мир и восемь первых богов ипостасей самого себя. Изображался в виде… … Большой Энциклопедический словарь

    Муж. птаха, пташка или пташечка жен. пташенок муж. (птенец), потка, поточка жен. птух муж. ха жен., сиб., твер. птушка, шечка, курск. птяха, птюха, пск., твер. птица, птичка; церк. птичица, птичище, птичищ, птищ; тамб., вят. мтаха, мтах; пичуга,… … Толковый словарь Даля

    Греч. Phta, от егип. Ptah. Египетский бог. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) пта (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    птах - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

    Бог творец в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии. Супруга Птаха воинственная богиня Сехмет. Источник: Религиозный словарь 1. (Егип.) Бог смерти; подобен Шиве, разрушителе. В позднейшей египетской… … Религиозные термины

    Бог Древнего Египта. Изображался как человек в тесно облегающем одеянии, оставляющем свободными только голову, кисти рук и ступни, и в обтягивающей голову шапочке. Его считали мастером, ремесленником, с помощью своего изощренного искусства… … Энциклопедия Кольера

    Птах - Пта в егип. миф. бог г. Мемфиса. Культ П. имел общеегип. хар р, был распростр. также в Нубии, Палестине, на Синае. П. изображ. в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закры вающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согл … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Охорона праці в галузі сільського господарства. Тваринництво, птахівництво , Игорь Пистун,Андрей Березовецкий,Сергей Березовецкий. Навчальний посібник містить основні відомості з правових, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних заходів і засобів щодо збереження здоров’я та працездатності працівників, які…

Бог Птах (Пта) – верховный бог-творец в мемфисском варианте древнеегипетской религии.

Птах носил титул «Тот, кто за южной стеной»; юг у египтян символизировал вечность, следовательно, Птах был как бы за пределами мироздания, он был вечен и не подчинялся законам сотворённого им мира.

Мемфисский вариант сотворения мира

В Древнем Египте единой теологической концепции не существовало. Существовали три главных религиозных центра, в которых культы и вероучение существенно отличались друг от друга.

  • Иуну, известный как Гелиополь, был центром поклонения солнечному богу Ра. Он сотворил всех остальных богов и весь мир в целом.
  • В Шедете, известном и как Гермополис, придерживались противоположной версии: было четыре пары древнейших богов (Хух и Хухет, Кук и Кукет, Нун и Нунет, Амон и Амонет), которые все вместе создали бога солнца Ра. Амон в этой группе богов (так называемой огдоаде) – это не тот Амон, который потом был отождествлён с Ра.
  • В Мемфисе же изначальным богом считался Птах. Он сотворил богов вышеназванной огдоады, которые являются проявлениями его собственной божественной сущности, и с их помощью творит весь мир.

Известно, что Птах сотворил мир «языком и сердцем», то есть Словом. Таким образом, культ Птаха – первая в истории человечества теология, основанная на принципе «логоса». По-видимому, он повлиял на религию и философию других народов, в том числе греческую и еврейскую.

Символика и изображение

Как и другие боги, Птах имел свое изображение. Он изображался в виде мужчины в длинном одеянии, закрывающем всё его тело, кроме головы и рук, в руках он держал посох «уас».


В священных текстах, посвящённых главным образом Амону-Ра, имя Птаха не упоминается. Есть лишь речение от его имени в «Текстах саркофагов», в котором он называет себя верховным господом, небесным царём и творящим Словом, три раза в этом речении он называет себя творцом душ. При этом имя Птаха входит в состав человеческих имён – фараонов, жрецов, вельмож, и таких имён достаточно много.

Самый известный обладатель такого имени – мудрец Птаххотеп. В одних таких именах указывается, что Птах сопричастен миру людей, в других – что Птах удалён от него. В этом противоречии вся суть образа Птаха: человек сотворён по его образу и подобию и всей душой стремится воссоединиться с ним, но одновременно он – всего лишь тварь, создание верховного божества.

Бог ремесленников и мастеров

Роль Птаха как создателя и «творца» всего сущего не является случайной. Мемфис в Древнем Египте был весьма развитым городом, славившимся своим ремеслом. Город был наполнен мастерами, которые на своих искусствах сделали себе богатство и имя. И Птах с самого начала был покровителем ремесленников.

Титул верховного жреца Птаха в буквальном переводе означает как раз «Верховный руководитель ремесленников». В свою очередь, культ солнечного божества Ра, по-видимому, возник в земледельческой среде, где от солнца зависело само выживание человека. Солнце даёт свет и тепло, необходимые людям, растениям и животным, но может вызвать жару и засуху и погубить всё сущее.

Таким образом, соперничество религиозных систем в Древнем Египте было обусловлено разнообразием социальных групп, каждая из которых возвеличивала источник собственного благополучия. Культ Птаха сделался столь популярным, что получил распространение далеко за пределами Египта. Ему поклонялись в Нубии, на Синайском полуострове, в Палестине.

Сехмет – супруга Птаха

У Птаха была жена – грозная Сехмет, изображавшаяся в виде человека с головой льва. Она являлась оком бога Ра, покровительствовала войне, была участницей кровавого уничтожения человечества.

Священный бык Апис

Тесно связан с Птахом был и Апис – священный бык, почитавшийся в Мемфисе. Собственно, вначале Апис являлся «ка» Птаха. «Ка» - это одно из названий внутренней сущности человека и божества, то есть аналог души (наряду с «ба»). Поэтому Апис играл роль своеобразного «святого духа», исходящего из Птаха. Но поскольку слово «ка» означало также и быка, впоследствии Апис стал почитаться в образе этого животного.

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего – в Египте, где он – около пяти тысячелетий назад – превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» – надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта – это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах – духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума – божественного Слова – является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом – Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» – открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт – за исключением кистей рук и ступней – показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он – тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его – тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он – царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.