Боевые корабли будущего. Бесшумные и маневренные: какими будут боевые корабли будущего

Современные авианосцы - безумно дорогие и высокотехнологичные корабли, стоимость постройки которых исчисляется миллиардами долларов, а ежемесячные расходы на содержание - миллионами.


Так и не построенный Porte-Avions 2

Обладая мощной ударной авиационной группой, эти морские левиафаны дают опору для проецирования военной мощи в любой точке океана. Построить такой корабль могут позволить себе далеко не все.

Даже такие страны, как Франция, обладающие развитой промышленной базой, порой отказываются от постройки авианосцев. Как это стало с многообещающим проектом а Porte-Avions 2, который был отклонен из-за огромных затрат, необходимых на его постройку.

Однако ряд других стран продолжает проектировать и строить такие корабли. Мы составили рейтинг перспективных авианосцев, которые в ближайшем будущем должны вступить в строй.

Япония: больше чем вертолетоносец

Формально Силы самообороны Японии не имеют на вооружении авианосцев. Но если присмотреться к новейшей серии вертолетоносцев типа «Идзумо», то все не так очевидно.


Так, полное водоизмещение второго корабля серии DDH184 «Кага» (вступит в строй в 2017 году) составляет 24,5 тысячи тонн (27 тысяч коротких тонн). Корабль имеет палубу и размеры, почти аналогичные авианосцам «Секаку» и «Дзуйкаку», принявших участие в налете на базу Пирл-Харбор ВМС США в 1941 году.

Военный журналист Шиничи Кийотани считает, что «в соответствии с международными стандартами этого класса кораблей тип «Идзумо» - это авианосец».


В частности, на этом корабле могут базироваться американские истребители F-35B с вертикальным взлетом и посадкой. Кстати, Япония уже заключила контракт на поставку истребителей F-35А, возможность приобретения В-версии не исключается.

Максимальная скорость вертолетоносца составит 30 узлов, «Кага» будет вооружен двумя ЗРК Phalanx и пусковыми установками ракет SeaRAM. Авиагруппа судна включает в себя семь вертолетов SH-60K и два MCM-101, последние используются для разминирования.

Китайский «клон»

Не так давно благодаря спутниковым снимкам с верфи в городе Далянь провинции Ляонин стало известно о строительстве китайцами нового авианосца.



Датированный 10 июля 2016 года спутниковый снимок строящегося на китайском судостроительном предприятии Dalian Shipbuilding Industry Company (Group) в Даляне первого китайского авианосца национальной постройки (условно обозначается как проект 001А).Фото: CNES / Airbus Defence and Space (via Jane’s).

Позже представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь рассказал, что проектирование и строительство нового авианосца ведутся собственными силами Китая. Водоизмещение корабля - порядка 50 тысяч тонн, а основу его авиагруппы составят истребители «Цзянь-15» (китайская копия советского опытного прототипа Су-33 - Т10К). Для взлета с авианосца самолеты будут использовать трамплин.


Авторитетное военное агентство Janes сообщает, что, судя по очертаниям корабля, он повторяет пока единственный китайский авианосец «Ляонин» советского проекта 1143.6 «Кречет», документация на который была выкуплена китайцами у Невского проектно-конструкторского бюро в 1990-х годах.

Кроме истребителей J-15, в состав авиагруппы входит два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

Российский «Шторм»

Порядка 6,2 миллиарда долларов планирует потратить Россия на создание суперавианосца по проекту пр. 23000Е «Шторм».

Технические характеристики корабля следующие: водоизмещение порядка 90−100 тыс. т, длина - 330 метров, ширина - порядка 40 метров, осадка - около 11 метров. Авианосец сможет находиться в автономном плавании около 120 суток и выполнять боевые задачи при волнении моря до 6−7 баллов. Максимальная скорость корабля будет в районе 30 узлов, крейсерская - порядка 20 узлов.



Фото: janes.com

В проекте заложена обычная силовая установка, но, по желанию заказчика, она может быть заменена на ядерную. Авианосная группа будет насчитывать 80−90 различных летательных аппаратов. Возможно, до 50 истребителей Т-50 ПАК ФА и МиГ-29К, а также самолетов ДРЛО и вертолетов типа Ка-27.

Авианосец будет оборудован двумя трамплинами и катапультой для разгона самолетов и получит подъемники двух типов: вертикального и качельного, это позволит существенно сэкономить место.

Электромагнитная катапульта уже проходит испытания в подмосковном Жуковском, а атомную силовую установку планируют испытать на перспективном эсминце типа «Лидер».

Возможность построить такой сложный корабль появится у России не раньше 2019 года, когда будет завершена модернизация производственных мощностей. Пока же «Шторм» остается лишь проектом.

Авианосец для королевы

Авианосец HMS «Queen Elizabeth», первый в серии, станет крупнейшим военным кораблем, из всех ранее построенных для ВМС Великобритании. Судно войдет в эксплуатацию в 2017 году, а боевой готовности достигнет к 2020 году.

Корабль рассчитан на базирование самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки (V/STOL).


Отказ от катапультного взлета лишает новый английский авианосец возможности принимать на борт самолеты радиолокационного дозора типа E-2 Hawkeye. В будущем это негативно скажется на боевых возможностях самолета, ведь вопрос с альтернативными авиационными средствами дальнего обнаружения пока не решен.

Вертолеты Sea King Mk 7, оснащенные выдвижным радаром, вскоре будут сняты с вооружения по выработке ресурса.


Авиакрыло корабля насчитывает 40 истребителей F-35 В, правда, первые британские машины этого типа поступят на вооружение только в 2023 году.

До этого на авианосце может базироваться группа самолетов КМП США, истребителями будут управлять как американские пилоты, так и британские летчики.

Не на пользу кораблю пошло и желание британского правительства сэкономить - боевой корабль лишился бортовой брони и бронированных переборок, что негативно отразилось на живучести судна.

Водоизмещение британского авианосца составляет 69 500 тонн. Длина - 284 метра, ширина - 73 метра, высота - 56 метров, осадка - 11 метров. Максимальная скорость хода - 25 узлов, автономность - 292 суток.

Самый дорогой корабль в мире

Затраты на строительство американского авианосца USS Gerald R. Ford в 12,8 млрд долларов делают его самым дорогим кораблем в истории. А еще это первое судно, при постройке которого применялось 3D-моделирование: инженеры могли «пройтись» по виртуальному авианосцу, оценив эргономичность тех или иных решений.


В отличие от предшественников - авианосцев типа Nimitz - USS Gerald R. Ford, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, отличается меньшим экипажем за счет большей автоматизации корабельных систем.

Новые реакторы, созданные для USS Gerald R. Ford, вырабатывают на 250% больше электроэнергии, чем энергоустановки авианосцев предыдущего поколения, что позволяет быстрее запускать самолеты и размещать перспективное вооружение, например, лазеры.

Новые электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры позволяют не только увеличить максимально возможную скорость запуска и приема самолетов на 25%, но и сделать этот процесс более управляемым, снизив нагрузки на самолеты и пилотов.


USS Gerald R. Ford адаптирован для работы как с пилотируемыми, так и с беспилотными летательными аппаратами.

Авиационная группировка корабля насчитывает до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: стелс-истребители F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолеты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА.

Водоизмещение корабля - порядка 100 тыс. тонн, длина - 337 метров, ширина - 78 метров. Максимальная скорость авианосца до 30 узлов, а его экипаж насчитывает порядка 4660 человек (включая военных авиагруппы).

Начало нового тысячелетия стало своеобразным рубежом в истории развития военных флотов. Изменившаяся после распада Советского Союза и развала «советского блока» военно-политическая обстановка в мире привела к смене курса в развитии военно-морских сил ведущих государств. Сегодня военный флот рассматривается уже не только как один из компонентов, составляющих ядерные силы сдерживания. Основная ставка делается на универсализацию военных флотов. На смену старым кораблям, способным выполнять ограниченные тактические задачи, приходят новые универсальные корабли, обладающие большими техническими возможностями и оснащенные современными огневыми средствами борьбы.

Новые технологии – важнейший элемент развития военного флота

Технический прогресс влечет за собой появление новых технологий. Соответственно происходит развитие средств вооружения, изменение военной тактики и стратегии. Так было, так есть и так будет всегда. Военный флот в этом плане всегда находился на первых позициях, являясь самым передовым и технически совершенным видом вооружения. Ушли в историю те времена, когда одной из главных составляющих военной мощи флота являлось количество. Эпоха парусников завершилась появлением паровой машины и брони. На смену парусным армадам пришли боевые эскадры, состоящие из стальных бронированных монстров. Военный корабль превратился в сложнейший технический механизм, где на небольшом и ограниченном пространстве сосредоточена масса агрегатов и машин, устройств и снаряжения.

Вместе с совершенствованием двигательной установки, шел прогресс в средствах вооружения и защиты. Первоначально артиллерия была основой ударной мощи военного корабля. Появление нарезной артиллерии и увеличение калибра артиллерийских орудий неизбежно влекло за собой утолщение брони. Чем больше становился калибр корабельных орудий, тем толще был броневой пояс. Соответственно увеличивалось водоизмещение военных судов. Соперничество брони и снаряда продолжалось вплоть до середины XX века. Артиллерийская дуэль главных сил флота лежала в основе линейной тактики. Главная задача противоборствующих сторон во время боевых столкновений заключалась в нанесении противнику большего урона. С выходом на сцену минно-торпедного оружия и появление авиации положило конец господствующему положению артиллерии на флоте. Превосходство на море теперь не зависело от количества линкоров и крейсеров. Требовались новые боевые суда и плавсредства, специально предназначенные для выполнения определенных боевых задач на море.

Сначала появляются подводные лодки, минные заградители и торпедные катера. Чуть позже на арену морских сражений выходят авианосцы. Торпеда и самолет становятся основными средствами ведения войны на море. Военный флот превращается в универсальный вид вооруженных сил, способный решать различные боевые тактические задачи и выполнять стратегические функции. Вторая Мировая война внесла свои коррективы в развитие военно-морских вооружений, а последующая «холодная война» привела к изменению политики использования военных флотов. Ушли в историю линейные корабли. Крейсера утратили свое лидирующее положение на флоте. Вторая половина XX века стала эрой господства авианосцев и подводных лодок. Ракетное оружие и авиация практически вытеснили артиллерию с флота, отведя ее второстепенные роли. Следом за пушками отошла на задний план и броня. Залогом высокой эффективности военного флота стали мощность вооружения, скрытность, большая дальность хода и техническая оснащенность. Современные флоты перестали быть молчаливым орудием демонстрации силы на море, став инструментом проведения внешней политики.

Концепция военного флота будущего – наличие новых и современных боевых кораблей

В нынешней военно-политической обстановке все больше и больше стран делают ставку на усиление собственных военно-морских сил. Даже небольшие страны, имеющие выход к морю, стремятся обзавестись собственными ВМС. Военный флот на сегодняшний день становится едва ли не единственным средством предупредить внешнюю агрессию и обеспечить сохранность морских рубежей. К тому же новые технологии сегодня позволяют строить корабли умеренного водоизмещения, оснастив их при этом всеми доступными средствами вооружения, связи и обнаружения.

В период «холодной войны» появились новые классы военных кораблей. Сегодня вместо торпедных катеров появились ракетные катера и катер, вооруженный противокорабельными ракетами. Небольшие по размерам и водоизмещению такие суда являются полноценным боевыми единицами, способными на равных тягаться с более крупными судами. Подводные лодки разделились на два класса — стратегические подводные ракетоносцы и торпедные подводные лодки с атомной или с обычной двигательной установкой. И те, и другие обладают достаточной огневой мощью, способной не только стереть с лица земли целые города, но и нанести точечные удары по противнику в любой точке земного шара, как на суше, так и на море.

На смену линкорам и крейсерам приходят суда новых классов. За рубежом строятся фрегаты и корветы. Вместе с авианосцами и подводными лодками эти суда составляют основу современных флотов иностранных государств. В составе флотов наряду с ударными силами появляются крупные десантные суда – вертолетоносцы, строятся и спускаются на воду суда специального назначения. Если в США основная ставка делается на авианосный флот, то в таких странах как Великобритания, Франция, Япония и Китай основными боевыми судами становятся эсминцы, фрегаты и корветы. Советский Союза в попытке добиться военного паритета с Соединенными Штатами и блоком НАТО, строит для нужд своего ВМФ Большие Противолодочные Корабли (БПК), Тяжелые Авианесущие Крейсера (ТАКР), сторожевые корабли.

Новые военные суда кардинально отличаются от своих предшественников набором средств вооружения и тактико-техническими характеристиками. Теперь каждый отдельно взятый боевой корабль – это самостоятельная боевая единица флота, которая способна выполнять огромный объем работы. К примеру:

  • эсминцы — корабли, способные нести боевое патрулирование в дальней морской зоне и атаковать любого противника, как на море, так и на суше;
  • фрегаты и корветы являются судами, отвечающими за охрану рубежей на ближних и дальних подступах, ведут разведку и патрулирование в зоне ответственности, могут атаковать любого противника на поверхности, под водой и на суше;
  • малые ракетные корабли по своей функциональности схожие с корветами, однако, в ряде случаев являются ударной силой флота;
  • патрульные корабли отвечают за охрану морских рубежей в ближних акваториях;
  • десантные суда-доки способны доставить в любой уголок земного шара личный состав пехотных подразделений, военную технику и снаряжение, обеспечить зону высадки морского десанта техническими средствами и огневой поддержкой;
  • авианесущие суда становятся универсальными, способными нести как самолеты, так и вертолеты.

Концепция развития флотов свидетельствует о том, что военные суда должны выполнять широкий спектр боевых задач тактического плана. Происходит отход от концепции строительства крупных и дорогостоящих кораблей, отдавая предпочтение строительству универсальных судов, меньших по размеру и водоизмещению.

Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России

Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.

Государство в те годы было не в состоянии поддерживать в рабочем и в боевом состоянии огромный военный флот. К тому же, стремительное развитие техники, наметившееся в конце 90-х годов, привело к тому, что основная масса советских БПК, авианесущих крейсеров, крейсеров, эсминцев, тральщиков и подводного флота одновременно оказалась устаревшей. Российскому флоту для того, что бы сохранить за собой статус морской державы в срочном порядке требовались новые могучие и мощные боевые корабли.

Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.

В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.

Что может сегодня показать миру Россия на море

Следует отметить, что до недавнего времени новые боевые суда ВМФ Российской Федерации являлись последующим развитием проектов, созданных еще в советский период. Началу реализации новой концепции строительства океанского флота положили проекты и технические решения, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Именно здесь родился первый эскизный проект корабля будущего для российского военного флота. Следующим этапом стала концепция перспективного эсминца «Лидер», который должен был дать старт началу строительства военных судов нового поколения. Если с эсминцем типа «Лидер» решение дальше чертежей и расчетов не продвинулось, то в другом направлении заметен явный прогресс.

На базе технической документации, разработанной в Крыловском ГНЦ, сегодня уже активно продолжается работа над другими перспективными кораблями дальней морской зоны. Речь идет о фрегатах проекта 22350, которыми присвоены имена видных советских адмиралов. В ближайшее время ожидается ввод новых кораблей в строй.

Всего в соответствии с реализацией предыдущих судостроительных программ планируется до 2019 года передать в состав флота до 50 новых военных кораблей различных классов.

Делая отступление от реализации программы будущего развития флота, не лишним будет сказать о реализации ранее принятых программ развития флота. Параллельно с созданием кораблей дальней морской зоны идет обновления парка десантных судов. Большой десантный корабль «Иван Грен» стал ответом российской оборонки на отказ Франции передать России большие десантные корабли-доки типа «Мистраль». На ведущих верфях страны, в Калининграде, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке идет строительство современных океанских судов. На них планируется установить новые противокорабельные комплексы «Оникс», которые могут одновременно наносить удары по любым целям на расстоянии до 2500 км.

В Зеленодольске идет строительство малых ракетных кораблей, класса корвет. Вооруженные ракетами «Калибр» эти суда нанесли ракетный удар по силам Исламского Государства на территории Сирии осенью 2015 года. Современные военные корабли для российского ВМФ построены с учетом технологии «стелс» и вооружаются отечественными новейшими ракетными комплексами.

Активно идет пополнение состава флота подводными лодками с дизельными двигателями проекта 636 типа «Варшавянка» и подлодок улучшенной модификации «Амур». На сегодняшний день флот уже получил 6 судов подобного класса. До 2021 года планируется передать еще 6 однотипных судов. Планируется начать строительство новой подводной многоцелевой лодки типа «Хаски» и другого подводного корабля типа «Калина».

Отдельной строкой идет восстановление ракетно-ядерного щита России, строительство атомных подводных ракетоносцев. Три ПЛАРБ проекта 935 «Борей» уже вошли в строй ядерных сил флота в период с 2012 по 2014 год. Ведется перевооружение ракетами «Калибр-ПЛ» четырех атомных ракетных крейсеров типа «Атлант», готовых до 2020 года составить основную ударную мощь Тихоокеанского флота.

Обтекаемый дизайн, беспилотные авиасистемы и вооружение следующего поколения сделают корабли будущего самыми внушительными из всех когда-либо существовавших.

UXV Combatant: корабль с беспилотными летательными аппаратами


Сложно говорить о том, какие типы войн принесет будущее, но одно ясно: роботы будут участвовать в большинстве сражений. Фактически, уже участвуют. В прошлом году беспилотные ЛА (летательные аппараты) налетали 258502 часа, по сравнению с 27201 в 2002. Расходы на беспилотные аэросистемы американскими военными, как ожидается, достигнут 3,76 миллиарда долларов к 2010 году. Война роботов, долгое время остававшаяся уделом фантастов, ныне стала реальностью.
Вот почему, в конце прошлого года британская оборонная компания BAE Systems обнародовала планы строительства быстроходного, специально сконструированного морского дома для таких боевых роботов. Этот корабль представляет концепцию UXV Combatant: частично - корабль, частично - носитель беспилотных ЛА.

С точки зрения кораблестроения, наилучшим качеством здесь является то, что беспилотные ЛА могут взлетать со столь малого пространства, где управляемый человеком ЛА просто не смог бы.

"Это насилие – запускать самолет с носителя – потрясение для человеческого организма будет очень велико", - сказал Чарльз Томпсон (Charles Thompson) из BAE Systems. Уберите человека из аппарата, и самолет можно запускать с меньшей площадки, что сэкономит полезную площадь и позволит UXV действовать и в качестве быстрого, сильного корабля, и в качестве авианосца одновременно. На UXV две 164-футовые палубы, соединяющиеся в виде буквы V, смогут выстреливать беспилотные ЛА в воздух с помощью электромагнитных катапульт и рамп. Локаторы, инфракрасные датчики и радиочастотные определители (RFID) организуют управление, взлет и посадку ЛА.

UXV может выглядеть радикально новым, но фактически он перенял дизайн уже построенного корабля: проекта эсминца фирмы BAE «45 Daring» - массивного боевого корабля, в архитектуре которого использована технология "стелс": он вступит в состав британского флота в 2009 году. Подобно эсминцу проекта 45, UXV будет длиной около 500 футов (150 метров) и оснащен дизель-энергетической силовой установкой и электротурбиной. Максимальная скорость проекта «45» превысит 27 узлов, UXV разовьет такую же скорость.

Но, в отличие от предшественника, UXV сможет эффективно обслуживаться минимальным экипажем. Боевые корабли имеют экипажи из сотен человек, UXV будет управлять команда всего из 60 моряков, что достаточно для организации трехсменной вахты и дополнительно – для обслуживания беспилотных ЛА.

На постройку кораблей уходят годы, и, чтобы соответствовать требованиям будущего 2020 года, когда ожидается появление первых кораблей проекта, UXV должен быть многоцелевым. Вот почему инженеры фирмы BAE, работая вместе с американской General Dynamics над различными проектами, развивают концепцию так называемых «модульных целевых отсеков», изменение набора которых позволит командиру быстро изменять основное назначение корабля. UXV сможет быть и противолодочным кораблем, и тральщиком, и платформой для снабжения наземных частей, и взлетной палубой для беспилотных ЛА.

Вне боевой деятельности различные беспилотные ЛА могут базироваться на других кораблях или на наземной базе. Когда UXV получает задание, ЛА доставляются на борт. Для противолодочной деятельности корабль может быть оснащен беспилотными подводными аппаратами, высокотехнологичными гидролокаторами, торпедами или даже вертолетом, подобным противолодочному Super Lynx. В варианте тральщика, он сможет нести беспилотные ЛА, способные уничтожать обнаруженные опасные объекты. Для обеспечения наземных войск в бою, он готов нести десантно-высадочные средства, вертолеты огневой поддержки и другие бронированные машины.

UXV также будет иметь достаточно средств для самообороны. На баке расположатся пусковые установки для ракет «корабль-воздух», «корабль-корабль» и управляемых ракет. Орудие для стрельбы 6-ти дюймовыми снарядами скорострельностью свыше 20 выстрелов в минуту станет могучим средством ведения противокорабельной борьбы и поражения береговых целей. И 155-ти миллиметровая пушка среднего калибра ответит на огонь врага, когда десант устремится на побережье.

Когда планы постройки UXV попали в Интернет, некоторые комментаторы поспешили назвать его кораблем роботов. Но это не так. Даже с сегодняшними беспилотными ЛА большинство механизмов UXV будут находиться под контролем человека. Посему маленькая команда и несколько пилотов самолетов будут подвержены опасности потерять жизни практически при любом военном сценарии.

Боевой корабль Advansea

Битвы больших кораблей стали частью истории первой половины XX века. Но уже во Второй мировой войне огромные линкоры были полностью вытеснены авианосцами, которые превратились в главное орудие мощнейших морских держав. В наше время, когда речь идет о военно-морском превосходстве, надводным боевым кораблям (если они не авианосцы) отводится скромная вспомогательная роль. Несмотря на это, ведущие страны мира активно разрабатывают новые эсминцы, фрегаты и корветы.

Видео: Стелс эсминец ВМС США Замволт, спуск на воду

Пока Россия, Китай и страны Европы только проектируют боевые корабли будущего, американцы вплотную подошли к принятию на вооружение самого футуристичного судна современности – эсминца Замволт DDG-1000. Он построен на верфи Bath Iron Works, которая находится в штате Мэн. Это первый боевой корабль класса «Замволт». DDG-1000 Zumwalt был спущен на воду совсем недавно – 29 октября 2013 года.

Главный козырь Замволт DDG‑1000 – использование технологий «стелс». Чтобы сделать корабль малозаметным, разработчики решили придать его корпусу уникальную форму. Замволт выглядит так, будто сошел со страниц книг писателей-фантастов. Внешне он напоминает этакий F-117 морских пучин. Чтобы сделать его еще менее заметным, в конструкции использованы новейшие композитные материалы.

Эсминец Замволт получился довольно большим – он превосходит другие корабли своего класса. Водоизмещение Замволта больше 14000 т. Длина – 183 м, ширина – больше 24 м. Однако за счет высокой автоматизации экипаж составляет всего 148 человек. Две газотурбинные установки Rolls-Royce MT30 позволяют развивать максимальную скорость – 55 км/ч.

Эсминец Замволт назван в честь адмирала ВМС США Элмо Зумвалта, одного из самых известных реформаторов в истории американского флота. Во второй половине XX века Зумвалт сделал все возможное, чтобы жизнь американских моряков стала легче. Адмирал известен также своим активным участием во Вьетнамской кампании.

Корабли типа Замволт предназначены для борьбы с авиацией, подводными лодками и судами противника. Они также могут наносить мощные ракетные удары по территории врага. Для решения основных боевых задач Замволт имеет двадцать пусковых установок и может нести на борту 80 крылатых ракет «Томагавк». Против кораблей и подводных лодок эсминец Замволт может использовать и противолодочные ракеты RUM-139. Зенитное вооружение Замволта состоит из ракет RIM-162 и двух артиллерийских установок Mk. 110. Имеет корабль Замволт и крупнокалиберную артиллерию: на его борту находятся два 155-миллиметровых орудия AGS, разработанных специально для эсминцев этого типа. Артиллерийская установка может уверенно поражать цели на дистанции до 100 км. Наконец, корабль несет на борту вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk и небольшую эскадрилью беспилотников.

Видео: Стелс эсминец Замволт DDG 1000

Несмотря на свою инновационность, «Замволт» не лишен недостатков. Требования малозаметности идут вразрез с проверенными технологиями кораблестроения. Например, угловатый корпус «Замволта» делает его менее устойчивым к морской стихии. Помимо этого, судно Замволт несет и меньший объем вооружения, чем некоторые менее «продвинутые» аналоги. Есть у «Замволта» и еще один, пожалуй, главный недостаток – его цена. Она варьируется от 1,4 млрд. до 3,2 млрд. долларов.

С учетом резкого сокращения военных расходов американцы давно отказались от первоначальных планов приобретения 32 таких кораблей. Сначала общее число эсминцев типа «Замволт» сократили до 24 единиц, потом до семи. Сейчас заказ ВМС США и вовсе рассчитан на постройку лишь трех кораблей этого типа. Впрочем, за судьбу новейших эсминцев беспокоиться не стоит. Растущее соперничество между США и Китаем в Тихом океане диктует американцам новые условия геополитической игры. Игры, в которой не последняя роль отводится мощному и современному флоту. Последний из кораблей типа «Замволт» должен встать в строй не позднее 2018 года.

Cамое футуристичное судно современности – эсминец Замволт DDG-1000

Эсминец Замволт DDG-1000 на верфи

Огромная стоимость «Замволта» вынудила американцев вернуться к производству эсминцев четвертого поколения типа «Арли Бёрк». Эти мощнейшие корабли могут нести до 56 крылатых ракет «Томагавк». На данный момент на службе ВМС США находится 62 таких корабля. В дополнение к ним американцы хотят построить еще 10.

Суровый русский корабль

Сегодня Россия столкнулась с необходимостью модернизации своего флота. Действительно, многие корабли ВМФ России были построены еще в СССР и устарели как морально, так и физически. Руководство флота вынашивает амбициозные планы создания эсминца Проект 21956, который смог бы заменить сразу несколько типов боевых кораблей. Концепт российского эсминца будущего получил обозначение «проект 21956». Новый корабль придет на смену эсминцам типа «Современный», ракетным крейсерам типа «Атлант» и некоторым большим противолодочным судам.

О новом российском корабле Проект 21956 известно относительно мало. Проект эсминца был представлен в 2007 году и в наше время существует лишь на бумаге. Появление Проект 21956 на свет публика восприняла с изрядной долей скептицизма. Концепт Проект 21956 был мало проработан и требовал серьезных корректив.

Сейчас доподлинно известно одно – отечественные разработчики решили пойти по пути зарубежных коллег и сделать эсминец проект 21956 малозаметным. С технологической точки зрения «проект 21956» станет менее революционным, чем американский «Замволт». Хорошо это или плохо, сказать трудно: российский флот в любом случае не может позволить себе трат, сопоставимых с тратами американского флота.

«Проект 21956» будет универсальным кораблем и сможет действовать в составе как небольших групп, так и крупных флотилий.

Новый корабль Проект 21956 будет иметь полное водоизмещение 9000 т. Его длина превысит 160 м, а ширина составит 19 м. На борту эсминца будут нести службу 300 матросов и офицеров. Главным орудием кораб­ля станут перспективные крылатые ракеты «Калибр», которые разместятся в 16 пусковых установках. Максимальная дальность полета таких ракет – 220 км. Эсминец получит и противолодочную модификацию этой ракеты – «Калибр-ПЛЭ». На борту Проект 21956 установят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф и зенитную артиллерийскую установку «Кортик». Крупнокалиберная артиллерия эсминца представлена одним 130-миллиметровым орудием.

О дальнейшей судьбе проекта судить сложно. Строительство первого эсминца Проект 21956 этого типа может быть начато уже в текущем году. Впрочем, руководство ВМФ России называть какие-либо сроки реализации проекта пока не спешит.

Но надежды российского флота связаны не только с этим кораблем Проект 21956. Сегодня ВМС разрабатывают два типа новейших фрегатов со столь же традиционными неромантичными названиями – «проект 22350» и «проект 11356». Эти корабли уже заложены и должны были быть введены в строй в конце прошлого года. Фрегаты «проекта 22350» несколько крупнее кораблей проекта 11356 (последний разработан на базе экспортного фрегата «Тальвар»).

«Проект 22350» – фрегат дальней морской зоны. В его конструкции нашли свое применение новейшие композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Сейчас строятся три судна этого типа, а всего российский флот заинтересован в приобретении восьми таких кораблей.

Прорабатывается сегодня концепт и еще одного фрегата дальней морской зоны – «проект 22356». Перспективный корабль планируется оснастить ракетами «Ка­либр», а также зенитно-ракетными комплексами С-300Ф и «Штиль». Если концепт получит путевку в жизнь, то фрегат «проекта 22356» может стать самым мощным в мире кораблем этого класса.

Российский эсминец будущего – «проект 21956»

В будущем роль авиации во флотах ведущих мировых держав будет расти. Но к привычным палубным самолетам прибавятся еще и беспилотные летательные аппараты. В XXI веке боевые корабли и вовсе могут лишиться наступательного вооружения, поскольку нанесение ударов будет целиком отдано палубным беспилотникам.

Корабль «проекта 22350» и корабль «проекта 11356»

Разработка «проекта 21956» свидетельствует о коренном изменении в политике комплектации отечественного флота. Если в советское время строилось огромное количество самых разных боевых кораблей, то сейчас взят курс на максимальную унификацию. Такой подход можно считать правильным, ведь обслуживание большого количества различных кораблей – очень сложная задача.

Британский лев и галльский петух

Даже если напрячь все свое воображение, представить, как будут выглядеть боевые корабли далекого будущего – нереально. Американцы тратят миллиарды долларов на проработку облика боевой техники завтрашнего дня, а европейцы делают все, чтобы от них не отставать.

Не желает окончательно расставаться со статусом «владычицы морей» Великобритания. Не так давно англичане вынесли на суд общественности свое видение фрегата будущего. Концепт пока назвали Type 26 GCS. Он создается в рамках программы Global Combat Ship, призванной обеспечить флот Ее Величества новейшими боевыми кораблями. За разработку Type 26 GCS взялась известная английская компания BAE Systems – один из крупнейших в мире производителей оружия.

Фрегат Type 26 создается с учетом популярной в наше время модульной концепции вооружений. В зависимости от поставленной задачи, корабль Type 26 GCS будет комплектоваться разным вооружением и другой полезной нагрузкой. Не забыли британцы и о технологии «стелс»: Type 26 станет одним из самых малозаметных боевых кораблей в мире. А еще корабль Type 26 GCS рассчитан на выполнение десантных операций. На его палубе смогут приземлиться даже тяжелые военно-транспортные вертолеты. Водоизмещение судна превысит 5000 т, длина его достигнет 150 м. Англичане хотят приобрести 13 кораблей Type 26 GCS.

Побороться за рынок морских вооружений намерены и французы. Пятая республика финансирует амбициозную программу Advansea. Построенные в рамках нее боевые корабли будут не только двигаться за счет электричества, но и иметь принципиально новые типы вооружений: лазерное и электромагнитное. Первое будет применяться для борьбы с воздушными целями. Электромагнитные орудия станут главным калибром судна. Достоинство столь оригинального подхода в том, что лазерные и электромагнитные установки не требуют тяжелых боеприпасов, а потому борт корабля освободится для других нужд.

Но чтобы реализовать задуманное, французам придется ответить на ключевой вопрос: где найти энергию для всего этого. Сами разработчики планируют оборудовать корабль энергетической установкой мощностью 20 МВт. Есть проблемы и с уровнем технологической готовности вооружений. Сегодня активно испытываются пока только лазерные установки. А вот первые серьезные испытания элетромагнитного вооружения начнутся лишь в 2018 году. Но даже если от перспективного оружия придется отказаться, корабль все равно может увидеть свет: помимо этого, на борту Advansea могут быть размещены и обычные управляемые ракеты.

Водоизмещение судна составит 4500 т, длина – 120 м. Скорее всего, реализация проекта начнется после 2020 года.

Концепт Type 26 GCS

Видео: Эсминец Type 26 Global Combat Ship

В наше время эсминцы и фрегаты являются самыми востребованными типами крупных боевых кораблей. Конечно, по своему потенциалу они не сравнятся с авианосцами, но далеко не все страны могут себе позволить иметь авианесущие корабли. А вот крупные крейсера, такие, как «Петр Великий», на сегодняшний день устарели концептуально. При гораздо меньших размерах эсминцы могут нести нагрузку, соизмеримую с вооружением морских гигантов.

Французский боевой корабль Advansea

Сейчас на Западе активно разрабатываются корабельные лазерные системы. Как правило, они создаются для предотвращения ракетной угрозы и для борьбы с авиацией противника. Одним из самых известных проектов корабельных лазерных систем является TLS (Tactical Laser System). Этот комплекс способен эффективно поражать цели на дальности 3 км. Более мощные лазерные системы вскоре смогут уничтожать вражескую технику на дистанции свыше 50 км.

«Ныряющий» фрегат и боевые роботы

Один из самых удивительных концептов последних лет – это надвод­но-подводный корабль SMX-25. Его разработала французская компания DKNS. Французское чудо сочетает достоинства надводного судна и подводной лодки SMX-25: скрытность и мобильность. «Ныряющий» фрегат сможет очень быстро добраться до любой точки планеты за счет высокой надводной скорости. А вот удар по противнику нанесет из подводного положения.

В небоевой обстановке SMX-25 будет находиться на поверхности и выполнять роль фрегата. Над водой SMX-25 будет передвигаться с помощью газотурбинного двигателя, а под водой – за счет электромоторов.

Корабль SMX-25 получит вооружение, состоящее из 16 ракет и торпед, размещенных в четырех торпедных аппаратах. Водоизмещение его составит 3000 т, а длина – 109 м. Высокий уровень автоматизации заменит лишние руки, поэтому численность экипажа на судне не должна превысить 27 человек.

Попытки создать нечто похожее предпринимались и раньше. Но именно французы подошли к реализации идеи ближе, чем кто бы то ни было. Представители компании DKNS заявляют, что они готовы приступить к постройке ныряющего фрегата уже сегодня. Однако самые оптимистичные сроки окончания строительства – 2016‑2017 годы.

Еще один невероятный концепт разрабатывает сейчас британская компания BAE Systems. Идею создания UXV Combatant англичане позаимствовали у популярных нынче беспилотников. Но корабль – не просто перспективный проект. Возможно, англичане создали новый класс военного судна: специализированный носитель боевых беспилотных летательных аппаратов. Обладая размерами эсминца, корабль по своему боевому потенциалу сможет вплотную приблизиться к малым авианосцам. Идея дизайна судна перекликается с уже принятым на вооружение новейшим британским эсминцем Type 45. UXV Combatant тоже станет малозаметным кораблем. Помимо дронов, его вооружение будет включать в себя ракеты большой дальности и орудия разного калибра.

Одна из особенностей концепта – многофункциональность. В зависимости от поставленной задачи, корабль будет брать на борт нужное оснащение, а еще выполнять боевые задачи и вовсе без дронов. Беспилотники будут доставляться на борт корабля лишь в том случае, если они понадобятся.

Надводно-подводный корабль SMX-25

Конец 2015 - начало 2016 года ознаменовались небывалым количеством анонсов перспективных морских вооружений от представителей оборонно-промышленного комплекса и флотоводцев РФ. FlotProm собрал в одном материале все, что известно о планируемом облике российского Военно-морского флота образца XXI века.

Подводные лодки

Наиболее близким к реализации представляется проект неатомной подводной лодки с анаэробной силовой установкой, позволяющей существенно увеличить время пребывания корабля под водой. Разработкой воздухонезависимого двигателя в России занимается конструкторское бюро "Рубин", которое уже отчиталось об успешном проведении испытаний установки на береговом стенде. Морские испытания намечены на 2016 год, а проведение опытно-конструкторских работ по строительству подлодки, способной до 3 недель не подниматься к поверхности, на 2017 год. Общее количество перспективных подводных кораблей проекта "Калина" будет определено еще не принятой госпрограммой вооружений до 2025 года.

Спуск на воду дизель-электрической подводной лодки

В атомном подводном кораблестроении в обозримой перспективе изменений ждать не приходится. До 2020 года северодвинская верфь "Севмаш" продолжит строительство многоцелевых АПЛ проекта "Ясень-М" и стратегических ракетоносцев "Борей-А". На фоне этого ВМФ только приступил к формированию тактико-технического задания на атомоход пятого поколения, который получит шифр "Хаски". О новой подлодке известно немного: она будет многоцелевой и получит гиперзвуковые противокорабельные ракеты. Кроме того, пятое поколение российских АПЛ может быть пополнено противолодочной субмариной-охотником. Согласно открытой документации на перевооружение производственных мощностей, строить подводные корабли пятого поколения планируется - как и современные атомоходы - на "Севмаше".

Севмаш, стапельный цех

Подлодки будущего планируется проектировать с учетом активного использования композитных материалов, способных снизить вибрации и шумовую заметность корабля. Речи об изготовлении композитных корпусов пока не идет - замена металла будет произведена при изготовлении наружных покрытий, рулей, стабилизаторов, винтов и других внешних элементов.

При разговоре о перспективах подводного флота немало внимания уделяется и снижению численности экипажа. На современных кораблях на борту находится порядка ста человек - в перспективе их количество предполагается снизить до 30-40 за счет внедрения средств автоматизации управления.

Спуск на воду ПЛ "Краснодар"

Отдельно стоящим представителем подводных сил ВМФ будущего является океанская многоцелевая система "Статус-6", информация о которой стала общеизвестна после президентского совещания в ноябре 2015 года. Ударной силой этой системы выступает самоходный подводный аппарат с дальностью в 10 тысяч километров и глубиной хода в километр, предназначенный для поражения береговой инфраструктуры противника. Им должны быть вооружены атомные подводные лодки проектов 09852 "Белгород" и 09851 "Хабаровск", первая из которых перестраивается в субмарину спецназначения из носителя крылатых ракет, а вторая строится с нуля. Оба корабля находятся на стапелях северодвинского "Севмаша".

Надводные корабли

Перспективы надводного флота России, по заявлениям осведомленных флотских чиновников, видятся менее амбициозными и направлены прежде всего на вывод ВМФ РФ в океанскую зону. Локомотивом этого процесса должны стать новые эсминцы проекта 23560 "Лидер", строительство серии которых будет включено в госпрограмму вооружений 2018-2025. В открытой печати публиковались только характеристики предэскизной модели корабля, разработанной Северным ПКБ. Предполагалось, что он станет носителем более 200 ракет различного назначения и получит корпус с водоизмещением в 18 тысяч тонн, что более чем в два раза превышает аналогичную характеристику советских эсминцев проекта 956 "Сарыч". Силовая установка корабля будет атомной.

Модель одного из вариантов проекта эсминца "Лидер"

Атомное сердца "Лидера" планируется унифицировать с силовой установкой другой перспективной российской разработки - авианосца "Шторм". При его строительстве планируется совместить две школы создания кораблей подобного класса - отечественную и западную. К примеру, подъем в воздух авиакрыла будет обеспечиваться как взлетной полосой с трамплинами, так и электромагнитной катапультой. Это позволит сохранить баланс между необходимостью обеспечить взлетную скорость тяжелым самолетам, таким как борты ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружений и управления), и темпом покидания палубы авиакрылом. Поместить на борт авианосца планируется не менее 80 самолетов и вертолетов. Закладку нового корабля предполагается осуществить не ранее 2025 года на "Севмаше" - единственном российском предприятии, способном строить морскую технику длиной около 300 метров.

Проект авианосца 23000 "Шторм"

Третьим кораблем будущего в ВМФ России должен стать вертолетоносец отечественного производства, даже начало проектирования которого повлекло за собой волну рассуждений о скорой замене санкционных "Мистралей". На прошедших летом 2015 года военных выставках специалисты Невского ПКБ показали свой макет корабля подобного класса "Прибой", а на соседнем стенде ученые Крыловского центра продемонстрировали всем желающим макет вертолетоносца "Лавина". Тем не менее, в ВМФ дали однозначный ответ - раньше 2017 года задача по его строительству верфям ставится не будет.

Экспортная версия универсального десантного корабля "Прибой"

Отдельного внимания в контексте надводного кораблестроения заслуживает заявление главы "Объединенной судостроительной корпорации" Алексея Рахманова о внедрении при проектировании новых образцов морской техники системы электродвижения. Сейчас она используется преимущественно на судах вспомогательного флота и ледоколах, однако в перспективе должна быть введена на всех боевых кораблях. Ее принцип базируется на вращении гребного винта электродвигателями, энергию для которых будет вырабатывать главная силовая установка. Это допускает более свободную компоновку корабля в плане расположения последней и существенно повышает маневренность корабля.

Вооружения

Как ни странно, в контексте морских вооружений наиболее близок к реализации проект не наступательного, но оборонительного оружия. Речь идет об антиторпедах для подводных лодках, которые позволят российским субмаринам получить преимущество в дуэльных ситуациях. Сегодня система "Пакет-НК" создана только в варианте для надводных кораблей, однако гендиректор "Адмиралтейских верфей" анонсировал появление антиторпед и на строящихся предприятием дизель-электрических подлодках.

Пуск торпеды МПТ-П комплекса "Пакет"

Следующим пунктом обновления арсенала ВМФ должна стать модернизированная версия баллистической ракеты "Булава", над которой работают специалисты Морского института теплотехники. Необходимость обновления основного оружия подводных стратегов обусловлена тем, что "появляются принципиально новые проектные и конструкторские решения, смысл которых - повысить эффективность применения оружия". Помимо прочего, планируется, что новая "Булава" станет менее дорогой.

Развитие ожидает и комплекс крылатых ракет "Калибр", возможности которых были продемонстрированы миру во время российской операции в Сирии. Согласно последним заявлениям командования ВМФ, они будут установлены на многоцелевые атомные подлодки проекта 971.

Залп "Калибром"

Другие перспективные крылатые ракеты, получившие название "Циркон", будут не столь многофункциональны, как "Калибры". Этот комплекс должен прийти на смену советским ракетам "Гранит" и будет предназначен исключительно для противокорабельных целей. Основное преимущество "Циркона" будет состоять в возможности полета на гиперзвуковой скорости в 5-6 Мах (число Маха обозначает скорость звука - ред.). Ими будут вооружены перспективные АПЛ 5-го поколения "Хаски", эсминцы "Лидер" и модернизируемые атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан". Испытания "Циркона" в России уже начались, однако сроки постановки ракет на вооружение пока не назывались.

Одним из самых свежих и интригующих заявлений стало упоминание заместителем главкома ВМФ Виктором Бурсуком технологий, с помощью которых в будущем подлодки смогут наносить удары по космическим объектам. Никаких подробностей вице-адмирал журналистам разглашать не стал, однако подчеркнул, что они явятся одним из приоритетных направлений развития морских вооружений.